Н е сверчкова с охоты

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

неизвестно

Я — фотограф

Работы художника Альберто Варгаса

неизвестно

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Сверчков Николай Егорович-русский живописец,анималист

«Я посвятил себя искусству, выбрав русский быт,

наши охоты и путешествия по России»
Н.Е.Сверчков

Охотники в степи. 1873. Частное собрание

1817-1898

Сверчков Николай Егорович родился в 1817 г. в семье служащего придворного конюшенного ведомства. Рисовать Николай начал рано и быстро достиг заметных успехов, особенно в изображении лошадей, которых любил с детства. Отец, видя склонность девятилетнего сына к рисованию, определил его в Воспитательную школу при Академии художеств, но через полтора года Николай был вынужден прекратить учебу из-за болезни. В дальнейшем он серьезно занимался художественным самообразованием, изучал работы мастеров живописи, постоянно рисовал, особенно любил изображать сцены с лошадьми, добившись в этом больших успехов.

Отец Н. Е. Сверчкова был выходцем из крестьян и служил старшим конюхом и кучером в придворных конюшнях. Мальчик рано начал рисовать лошадей и других животных, проявив наблюдательность и умение передать повадки своих «моделей».

Поощряя склонности сына к занятиям искусством, родители отдали его в 1827 г. в Воспитательное училище при АХ. Однако слабый здоровьем ребенок не выдержал сурового режима и через полгода был взят оттуда и определен в училище общего типа, после окончания которого по настоянию отца поступил в хозяйственный департамент Министерства внутренних дел. Карьера чиновника не прельщала юношу, который в свободное время продолжал упорно заниматься рисунком и живописью.

Постепенно он развил свои способности до такой степени, что в 1839 г. осмелился послать на академическую выставку первые картины: «Автопортрет», «Ездок», «Итальянка с гитарой» и «Портрет девицы Сверчковой». Успех был очевидным, и его удостоили звания свободного художника портретной живописи.

В 1840 г. Сверчков решился оставить службу. Дар анималиста, умение на редкость правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми помогли Сверчкову занять место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Прославившись своим знанием пород и умением передать их особенности, Сверчков стал получать заказы от известных коннозаводчиков. Он изъездил Россию из конца в конец, узнал нравы провинции и воплотил их в жанровых зарисовках.

Читайте также:  Первая охота виталий бианки рисунки 1 класс

На академической выставке 1844 г. были представлены его картины «Отдых в поле» и «На конской ярмарке». В этот период Сверчков отдал дань и литографскому искусству. В 1844 г. им были созданы литографии «Кирасиры», «Казаки», «Лезгинский эскорт» и др. Издательство Дациаро заказало ему серию уличных и дорожных сцен «Эскизы русского» (1845). Издатель Фельтен выпустил «Альбом коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов России, писанных с натуры и литографированных художником Н. Сверчковым» (1846-52). Этот цикл состоял из 25 листов и был весьма популярен.

Проявил себя художник и в портретном жанре, написав в конце 1840-х гг. «Портрет супруги в амазонском платье на лошади» и «Скульптор И. И. Юшков в санях на набережной Невы», а также «Портрет доезжачего В. П. Воейкова Харитона». В 1852 г. за картину «Помещичья тройка» Сверчков получил звание академика «живописи народных сцен», а в 1855 г. за картину «Дорожные» — профессорское звание.

Ахалтекинский жеребец Аад

Кучер. 1850.Николаевский муз.им Верещагина

Серая лошадь в беговых санях с седоком. 1849

Лошадь в беговых санях с седоком

В жизни художника 1850-е гг. были отмечены дружбой с Н. А. Некрасовым, в ярославском имении которого, Карабихе, он провел много времени. Вместе с поэтом ходил на охоту, ездил на крестьянские праздники, участвовал в домашних литературных вечерах. Сверчков выполнил серию картин и рисунков на сюжеты произведений Некрасова: «Мороз, Красный нос», «Мужичок с ноготок», а также написал конный портрет А. Я. Панаевой. Нелегкой доле ямщиков посвятил художник цикл картин конца 1850-х гг.: «Тройка в степи» (1856), «В метель» (1857) и др.

А. Панаева верхом на лошади орловско-растопчинской породы

Немалое место в его творчестве занимали и сцены из охотничьей жизни: «Зимняя охота», «Беркутова охота, бывшая в Москве» (обе 1856), «Эскизы охоты» (1857-58). Все они отличаются тонким пониманием русского пейзажа.

Охотник. Привал на охоте. Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород

Охота на стаю волков с саней. 1860

Охотники на отдыхе

Охота на волка. 1873.

В начале 1860-х гг. Сверчков предпринял заграничную поездку, побывал в Париже, Лондоне, Брюсселе, где его выставки имели большой успех. Вернувшись в 1864 г. в Россию, он получил официальный заказ на серию исторических картин: «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 году» (1866), «Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы» (1873) и «Поезд царя Ивана Грозного на богомолье» (1878).

Читайте также:  Квадроцикл для охоты рейтинг

Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 году (фрагмент). Н. Е. Сверчков, 1864

Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы. 1873

Новым жанром в его творчестве были и батальные сцены, самая известная из них — «Переход гвардии через Балканы» (1879) — была посвящена событиям русско-турецкой войны. Однако ни в исторической, ни в батальной живописи Сверчков не проявил себя столь тонким мастером, каким был в анималистическом жанре.

Помещица в пути. 1855

Самобытные картины художника все чаще появляются на выставках, к нему приходит известность. В 1852 г. за картину «Помещичья тройка» он получает почетное звание академика по живописи народных сцен, а в I855 г. за картину «Грузный экипаж» становится профессором Академии художеств.

Академия художеств заказывает Николаю Егоровичу серию картин, посвященную истории России XVI-XVIII веков. Над ними он работал почти двадцать лет. В своих полотнах Сверчков не поднимается до глубокого осмысления событий русской истории, но, с присущим ему мастерством, показывает правдивые картины обыденной жизни наших предков. Ныне картины из этой серии — «Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы» и «Выезд царя Ивана Грозного на богомолье» хранятся в Оружейной палате.

Художник не обошел своим вниманием и батальный жанр. Он пишет большие батальные полотна «Переход гвардии через Балканы», «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 г.». В 1858 г. им написана картина, посвященная обороне Севастополя. К сожалению, ее судьба неизвестна.

С особой теплотой Сверчков пишет пейзажи. Он тонко чувствует неяркую красоту российской природы и стремится передать ее в своих картинах. Особенно поэтичны его зимние пейзажи с мерцающим зимним светом, снежным маревом или метелью, сквозь которую пробиваются усталые кони.

Возвращение с охоты. 1870. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси

Николай Егорович поработал и в книжной иллюстрации. Им сделаны рисунки к поэме Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос» и стихотворению «Крестьянские дети». Примечательна история создания рисунков к «Холстомеру» Л.Н. Толстого. Прочитав талантливое произведение, художник написал Льву Николаевичу: «Прочитав Ваш чудесный рассказ о грустной судьбе бедного Холстомера, я не мог отказать себе, чтобы не изобразить это достойное животное». Две акварели: «Холстомер в молодости» и «Холстомер в старости», подаренные им в 1887 г. писателю, теперь хранятся в Музее Л. Н. Толстого в Москве.

Читайте также:  Подарочные наборы мужчине охотнику

В каком бы жанре не писал Сверчков, на большинстве его картин изображены кони — саврасые и каурые, серые в яблоках и мухортые; они мчатся в бешеном галопе или спокойно пасутся на туманном лугу, гордо выгибают шею, кося глазом на именитого седока, или тянут неказистые крестьянские дровни. Страстную любовь к лошадям художник пронес через всю жизнь, став основоположником анималистического направления в русском искусстве. Он выработал свой легкоузнаваемый стиль в живописи, создал большое количество картин, проникнутых глубокой любовью к родной природе, славному прошлому Отечества.

Сегодня работы Сверчкова экспонируются во многих музеях и картинных галереях России и европейских стран,

К А Р Т И Н Ы С В Е Р Ч К О В А Н И К О Л А Я Е Г О Р О В И Ч А

Александр III. 1881.ГРМ

В метель.возок застрял

Волки нагоняют. 1864

Две лошади.Частная коллекция

Гусары на перевале Умургач.

Возвращение с охоты.

Загнанные лошади. 1879

Катание в коляске (Александр II с детьми).ярославс.муз

Императрица Мария Фёдоровна на санках запряжённых парой

Виктор Бобров. Портрет» Николай Егорович Сверчков» (гравюра, фрагмент)

Всадник в турецком костюме. Арабская порода. 1863.

Из конюшни. 1866.

Кобыла с жеребенком и убитый ею волк. 1892

Конный портрет И.Ф.Таубе на жеребце Ах

Конный портрет маркиза Траверсе в кирасирской форме.1871г

Офицер. Орлово-ростопчинская порода.Музей коневодства.ТСХА

Лейб-гусар на коне (Портрет К.А.Дружинина).Вологодская карт.гал

Лейб-гусар чистит строевую лошадь

Мальчик с лошадью

Лошади и борзые.ГРМ.С-Пт

Орловский рысак Сокол на езде

Охота с борзыми. 1889

Приезд Болдырева в табун Толля

Отдых на охоте. Ярославский художественный музей, Ярославль

Сын художника на лошади 1872 г.

Попался волк. 1896

Тройка зимой.1888 г.

Повозка с детьми

Портрет императора Александра II

Русский ученый-географ А.И.Чихачев верхом на коне во время его путешествия по Турции, 1863 г.

Тройка на закате.мзей культуры народов севера

У кабака зимой. 1891.Саратов.Муз. худ. госуд.им.Радищева

Спящая девушка. 1853.этюд.Омск

Ямщик на тройке

http://www.art-catalog.ru/artist.php?id_artist=325
http://www.varvar.ru/
фотоальбом с работами художника Сверчкова:
http://foto.mail.ru/inbox/cxol50/8878/

Процитировано 4 раз
Понравилось: 2 пользователям

Оцените статью
Adblock
detector