Моя грузовая система подводная охота

Оптимальное распределение грузов с точки зрения физики нырка

Автор: Олег Гаврилин

Читайте также:

Как мы выяснили в предыдущей статье, для современного подводного охотника эластичный грузпояс с быстро расстегиваемой пряжкой является неотъемлемым атрибутом. Неотъемлемым, но не единственным.

Дело в том, что условия подводной охоты в различных водоемах могут различаться кардинальным образом и, следовательно, кардинальным образом должно различаться и снаряжение. Или, по крайней мере, некоторые его элементы.

Например, большинство российских подводных охотников большую часть времени вынуждены охотиться в пресноводных водоемах с весьма низкой температурой воды, а это подразумевает использование гидрокостюмов из весьма толстого неопрена – от 7 мм и выше. Что, в свою очередь, влечет необходимость навешивать на себя большое количество свинцовых грузов для компенсации излишней положительной плавучести.

Например, я с трудом представляю себе эластичный грузпояс, который сможет одновременно удерживать на себе 10-12 килограммов свинца и при этом оставаться эластичным, не затруднять нам дыхание и не сваливаться то к подмышкам, то к пяткам в зависимости от того, погружаемся мы или всплываем. Пояс либо будет слишком тугим (то есть фактически не эластичным), либо будет болтаться.

Для того чтобы решить эту проблему, компания Omersub выпускает под брендом Sporasub оригинальную грузовую систему, состоящую из непосредственно грузового пояса с металлической пряжкой марсельского типа и так называемого «брасового ремня». В этой системе грузпояс несет на себе свинцовые груза, а брасовый ремень, в свою очередь, удерживает грузпояс от сваливания вдоль тела охотника. Для этого ремень посредством металлического фиксатора крепится к грузовому поясу сзади в районе позвоночника, а затем проходит через пах и крепится спереди с помощью петли на язычок пряжки марсельского типа.

В результате брасовый ремень надежно фиксирует грузовой пояс от сваливания вниз (во время фазы погружения) и сводит на нет все возможные неприятные ощущения. Что касается безопасности этой системы, то все работает ровно так же, как и для обычного марсельского грузпояса. Достаточно дернуть рукой за свободный конец грузпояса, пряжка расстегнётся, передняя петля брасового ремня соскользнет с язычка, и вся система уйдет на дно, освободив охотника от лишнего груза и обеспечив ему необходимую положительную плавучесть и надлежащий уровень безопасности.

В любом европейском журнале, посвященном проблематике подводной охоты, данную статью на этой ноте можно было бы и закончить.

Но не в России. Ибо у нас люди зачастую ныряют не только в холодной, но и в очень холодной воде. И неглубокая, но, тем не менее, требующая совершения нырков охота – совсем не редкость. Во время такой охоты и при температуре воды +3…+7 градусов приходится использовать гидрокостюмы толщиной 8,5 – 9 мм, а с учетом того, что нырки совершаются на небольшую глубину (5-7 метров), мы вынуждены навешивать на себя по 13-16 килограмм.

Необходимость в течение нескольких часов таскать такой вес может причинить серьезные неприятности вашей пояснице. И это одна из причин, по которой было бы правильно как-то распределить груз по спине, а не собирать его весь на поясе.

Вторая причина заключается в том, что положительная плавучесть распределяется в теле охотника весьма неравномерно. Прежде всего, речь идет о том, что после осуществления полного вдоха ныряльщик получает порядка 5-6 килограмм положительной плавучести, сосредоточенной в районе груди. А это приводит к тому, что верхняя часть тела всегда стремится всплыть.

Во время охоты из засады-залежки, имеющая чрезмерную положительную плавучесть верхняя часть тела либо будет постоянно всплывать, демаскируя охотника, либо ему придется постоянно напрягать поясничные мышцы для того чтобы удержать тело в горизонтальном положении. А излишнее напряжение мышц однозначно приведет к сокращению времени нырка. Что, скорее всего, отрицательно скажется на результате охоты.

Обе эти проблемы решаются одним и тем же способом. Часть грузов снимается с грузового пояса и переносится в так называемый разгрузочный жилет. Таким образом, мы достигаем практически идеального баланса тела и снимаем значительную часть нагрузки с позвоночника.

В настоящее время под брендом OMER производится несколько видов разгрузочных жилетов. Это и легкая неопреновая «сбруя» с карманами для четырех специальных грузиков OMER весом по 0,5 кг, и более основательные, раскрашенные в знаменитый 3D камуфляж, жилеты, во внутренние грузовые карманы которых легко можно разместить до 6 грузов OMER.

В случае использования такого жилета мы можем добиться идеальной балансировки тела в воде и обеспечить корректную «отгрузку» вообще без использования ремня. Но в данном случае мы должны понимать, что экстренный сброс такого жилета сопряжен с определенными трудностями.

Поэтому все-таки лучше хотя бы часть грузов оставить на привычном нам эластичном поясе, который уж точно в случае необходимости может быть сброшен в течение одной секунды. Такая модульная грузовая система, состоящая из жилета и грузового пояса, обеспечивает самому взыскательному охотнику требуемый уровень комфорта и безопасности.

Читайте также:  Китайский лазерный дальномер для охоты

Использование термина «самый взыскательный» никоим образом не является преувеличением. Все мы видели, как самый известный охотник РФ, В.В.Путин во время своей охоты на щуку в Тувинских озерах использовал именно жилет-разгрузку OMER Camu3D.


Фото с сайта opensea.ru

Казалось бы, идеал достигнут. Но дизайнерам скучно сидеть на месте, и вот на рынке появляется, без ложной скромности, уникальная грузовая система, удачным образом сочетающая в себе функциональность и комфорт грузового жилета с безопасностью грузового пояса. Речь идет о выпускаемом под брендом Sporasub грузовом жилете нового поколения.

Этот жилет имеет восемь карманов, вместимостью по 600 г каждый. Он легко надевается поверх гидрокостюма и обеспечивает отличный баланс тела. Но в случае необходимости охотник может одним движением расстегнуть нагрудную пряжку, и все 4 закрепляющих жилет на теле охотника ремня моментально освободятся, а охотник, получивший несколько килограмм положительный плавучести, сможет сразу же безопасно подняться к поверхности не прилагая к этому никаких усилий.

Жилет поставляется в двух цветах (классический черный и камуфлированный). Можно сказать, что грузовой жилет Sporasub является вершиной эволюции современных грузовых систем.

На этом описание всех имеющихся на рынке грузовых систем со всеми их недостатками и преимуществами можно считать законченным.

И я надеюсь, что приведенные в этой серии статей факты и мой личный опыт помогут некоторым из вас, не тратя ни лишнего времени, ни лишних денег, подобрать себе именно такую грузовую систему, которая наиболее корректным образом будет соответствовать условиям вашего любимого водоема и присущему именно вам стилю и способу подводной охоты.

Грузовая система «ЕМП» (разгрузка на спину подводного охотника)

DEEPWRECK

Собранная разгрузочная система ЕМП

Спинной груз установленный на ремни ЕмП

Боковой груз установленный на ремни ЕМП

Грузовая система (разгрузка) ЕМП, 4кг

3190 руб. цена за шт. / в наличии: 7 шт.

Грузовая система (разгрузка) ЕМП, 8кг

4190 руб. цена за шт. / в наличии: 5 шт.

Грузовая система (разгрузка) ЕМП, 10кг

4700 руб. цена за шт. / в наличии: 3 шт.

Уважаемый покупатель! Представьтесь в корзине продаж нашему сайту, чтобы видеть товары со своей скидкой. Или пройдите регистрацию и получите гарантированные 5% на все дальнейшие покупки.

Описание товара

Разгрузка ЕМП 4кг: плита на спине — 1 x 2кг, на боках — 2 x 1кг.

Разгрузка ЕМП 8кг: плита на спине — 2 x 2кг, на боках — 4 x 1кг.

Разгрузка ЕМП 10кг: плита на спине — 2 x 2кг, на боках — 4 x 1.5кг.

Разгрузочная система для подводной охоты от компании DEEPWRECK. Свинцовые пластины имеют сквозные прорези, благодаря чему разгрузку можно разобрать и собрать за считанные минуты без использования специальных инструментов. Ремни выполнены из эластичного, хорошо тянущегося нейлона, который не боится порезов. Ширина ремней — 50мм. В целях безопасности система оснащена тремя быстро расстегивающимися пряжками (две на плечах, одна на животе), которые быстро и легко расстегиваются даже в толстых перчатках.

Всем подвохам, желающим качественно отдыхать на поверхности воды и не перегружать поясницу лишним весом, остается лишь оформить заявку на этот товар!

Полезное видео — показать

Подводная охота. Грузовые пояса и грузовые системы.

Один из ведущих трофейных подводных охотников России Олег Гаврилин рассказывает о плавучести, грузовых системах и их правильном подборе.

Любой ныряльщик знает, что одним из самых важных для него законов физики является закон Архимеда, который гласит, что «на погруженное в жидкость тело действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной этим телом жидкости». Ну а количество вытесненной жидкости напрямую зависит от плотности или удельного веса погруженного в жидкость тела. Раз уж мы пишем о подводной охоте, то в данном конкретном случае под «телом» подразумевается наше с вами человеческое тело. Все, наверное, слышали расхожую фразу о том, что человек на 80% состоит из воды. Это примерно так и есть. И, следовательно, в воде человек будет иметь примерно нулевую, или нейтральную, плавучесть. Но когда охотник надевает на себя неопреновый гидрокостюм, в этот самый момент его плавучесть становится положительной. И поэтому, для того чтобы комфортно нырять и иметь возможность, не тратя лишних сил, оставаться в глубине, охотнику необходимо брать с собой в воду дополнительный вес в виде свинцовых грузов, дабы компенсировать эту самую приобретенную положительную плавучесть. Или, как мы говорим, «отгружаться».

На первый взгляд, все довольно просто. Но если вы хотите действительно корректно отгрузиться, не стоит забывать о двух весьма важных факторах. Во-первых, с ростом глубины растет и гидростатическое давление, что приводит к сжатию неопрена и изменению общей плавучести охотника с положительной сначала на нейтральную, а потом и на отрицательную. Ну а во-вторых, упомянутая плавучесть распределяется по телу охотника очень неравномерно, и это тоже может сыграть свою роль в успехе либо неуспехе охоты.

Читайте также:  Сервизы столовые чехия царская охота

Для того чтобы понять, что же такое корректно отгруженный охотник, давайте разберемся, что происходит с охотником и его плавучестью во время всех стадий подготовки к нырку и самого нырка.

Сначала охотник плывет по поверхности воды и дышит, готовясь к нырку. В этот момент на него не действует внешнее гидростатическое давление, и он имеет максимальную положительную плавучесть. Причем, это касается всех частей тела охотника. Но особое внимание нужно уделить ногам. Ведь при работе ластами на поверхности очень важно следить за тем, чтобы ноги не всплывали, а ласты не выходили на поверхность и не захватывали воздух при гребке назад. А в силу того, что ваши ноги облачены в очень плавучий неопрен, такая вероятность всегда существует. Устранить эффект всплывания ног можно либо постоянно держа ноги под контролем и, благодаря напряжению поясницы и ягодичных мышц, стараться держать ноги опущенными в воду, преодолевая архимедову силу, либо с помощью специальных ножных грузиков изогнутой формы слегка их «притопить». Второе, конечно же, легче.

Затем мы заканчиваем подготовку к нырку, делаем максимально полный вдох и ныряем. Как уже говорилось выше, для того чтобы компенсировать излишнюю положительную плавучесть мы вынуждены использовать дополнительный груз. Этот груз, как правило, представляет собой свинцовые слитки весом от 0,5 до 2-2,5 кг, форма которых позволяет закреплять их на специальном грузовом поясе. Используя грузовой пояс, нужно постоянно помнить, что во время погружения мы всегда идем вниз головой, что провоцирует сползание увешанного свинцовыми грузами пояса вниз по нашему телу, то есть по направлению от ног к голове. А учитывая, что с каждым метром глубины все возрастающее внешнее гидростатическое давлении все будет сильнее и сильнее сдавливать неопрен гидрокостюма и ваше тело, то проскальзывание грузового пояса вдоль тела должно усилиться. В результате это может привести к тому, что пояс свалится буквально до подмышек и сделает ваш нырок более чем не комфортным.

Чтобы устранить этот неприятный эффект, используются грузовые пояса, изготовленные из специальной резины. Такой пояс, затянутый вокруг бедер, будет всегда плотно сидеть на теле в независимости от того, какое положение вы занимаете в данный момент. И с ростом глубины, когда толщина вашего гидрокостюма уменьшается, эластичный пояс будет так же уменьшать свой диаметр и продолжать надежно фиксировать груза на теле в том месте, где им и положено находиться.

В настоящее время практически все пояса для подводной охоты и фридайвинга изготавливаются из эластичной резины. Ну, кроме самых дешевых поясов, которые по-прежнему изготавливаются из нейлоновой стропы, и для которых главными характеристиками являются их дешевизна и крайняя долговечность. Компания O.ME.R. изготавливает пояса из специально разработанного эластичного материала, состоящего из натуральной резины и ряда специфических присадок, обеспечивающих поясам от O.ME.R. долговечность и способность не терять эластичности даже при низких температурах. А внешняя поверхность поясов O.ME.R. шершавая на ощупь, что препятствует как вращению пояса вокруг талии охотника, так и проскальзыванию грузов по поясу.

В ассортименте O.ME.R. имеются пояса с тремя типами пряжек: марсельские, US-типа и французские или авиа-пряжки. У каждого вида пряжек есть свои приверженцы и противники. Например, французская пряжка абсолютно надежна, но пояс с такой пряжкой сложно отрегулировать по размеру. Марсельский пояс регулируется по размеру буквально за одну секунду, но за счет отверстий под язычок пряжки в материале он имеет несколько меньший срок службы. Все вышеперечисленные пряжки могут быть изготовлены как из металла, так и из пластика. Здесь можно сказать, что металл – это, скорее, выбор пресноводных охотников, а пластиковые пряжки больше подходят морским охотникам. Металл, конечно, значительно крепче и долговечнее. Но пластик, во-первых, издает меньше звуков при соприкосновении с другим снаряжением или, например, камнями в подводной пещере, а во-вторых, пластик не ржавеет в агрессивной морской воде. И наконец, в-третьих, пластиковые пряжки не дают бликов на солнце, что в условиях высокой прозрачности морской воды может демаскировать охотника.

Главное, что все эти пряжки отлично выполняют свою основную функцию. Они надежно застегиваются и вместе с тем моментально расстегиваются одним движением руки, что позволяет в течение одной секунды сбросить ремень в случае необходимости. Причем, именно в случае необходимости, и ни в каком другом! И это очень важно. Только представьте себе, к каким последствиям может привести случайный сброс грузового пояса, допустим, в то время когда вы зашли глубоко в подводную пещеру в море или обследуете завал из коряг на большой реке? Уверяю, что лучше на себе это не испытывать.

Сейчас в мире подводной охоты эластичные ремни являются стандартом де-факто, но всегда нужно помнить, что зачастую условия охоты в данных конкретных условиях могут накладывать определенные ограничения на использование того или иного снаряжения. В частности, наши российские условия в силу низкой температуры воды диктуют необходимость использования толстых гидрокостюмов, что вынуждает охотников навешивать на свои грузовые пояса большое количество грузов. А когда на изготовленный из резины пояс навешивается под 10 кг свинца, он все-таки начинает проскальзывать вниз по телу охотника в момент погружения, когда охотник находится в положении «головой вниз». Избежать этого неприятного эффекта можно с помощью выпускаемой под брендом Sporasub оригинальной грузовой системы, состоящей из грузового пояса и так называемого «брасового ремня».

Читайте также:  Птицы объекты для охоты

В данном случае брасовый ремень крепится к грузовому поясу сзади в районе позвоночника, а затем проходит через пах и крепится спереди с помощью петли на язычок пряжки марсельского типа. В результате брасовый ремень надежно фиксирует грузовой пояс от сваливания вниз и сводит на нет все возможные неприятные ощущения.

Наверное, на этом статью можно было бы и закончить. Если бы не еще один нюанс. А точнее два. Во-первых, в случае использования костюмов толщиной 8-9 мм и при охоте на небольших глубинах (а в условиях российской поздней осени или зимы так чаще всего и бывает) возникает необходимость использовать порядка 11-14 кг грузов. А, во-вторых, как уже говорилось выше, положительная плавучесть распределяется в теле охотника весьма неравномерно. Прежде всего, речь идет о том, что после осуществления полного вдоха ныряльщик получает порядка 5-6 килограмм положительной плавучести, сосредоточенной в районе груди. А это приводит к тому, что верхняя часть тела всегда стремится всплыть. Совокупность этих вроде бы невзаимосвязанных факторов однозначно приводит нас к мысли о том, что в целом ряде случаев использование только грузового пояса не может дать нам всей необходимой функциональности или же необходимого уровня комфорта. Начнем с того, что в случае использования толстого (более 7 мм) гидрокостюма нам однозначно придется вешать на пояс более 10 кг груза. А расположенные на пояснице 10 кг свинца за несколько часов не только однозначно приведут к чрезмерной усталости мышц спины, но могут спровоцировать и более серьезные проблемы с позвоночником. Наиболее правильным решением этой проблемы будет перераспределение грузов между поясничным и грудным отделом позвоночника. То есть, часть грузов стоит оставить на грузовом поясе, а часть – разместить на спине в районе лопаток.

Что же касается неравномерного распределения плавучести, то здесь, прежде всего, речь идет о том, что во время охоты из засады-залежки имеющая чрезмерную положительную плавучесть верхняя часть тела либо будет постоянно всплывать, демаскируя охотника, либо ему придется постоянно напрягать поясничные мышцы, для того чтобы сохранить горизонтальное положение тела. А излишнее напряжение мышц однозначно приведет к сокращению времени нырка, что, скорее всего, отрицательно скажется на результате охоты.

Обе эти проблемы решаются одним и тем же способом. Часть грузов снимается с грузового пояса и переносится в так называемый разгрузочный жилет. Таким образом, мы достигаем практически идеального баланса тела и снимаем значительную часть нагрузки с позвоночника.

В настоящее время под брендом O.ME.R. производится несколько видов разгрузочных жилетов. Часть из них представляет собой легкую неопреновую «сбрую» с карманами для четырех специальных грузиков O.ME.R. весом 0,5 кг. Есть также более основательные, раскрашенные в знаменитый 3D камуфляж жилеты, во внутренних грузовых карманах которых легко можно разместить до 6 грузов O.ME.R.. В случае использования такого жилета мы можем добиться идеальной балансировки тела в воде и обеспечить корректную «отгрузку» вообще без использования ремня. Но в данном случае мы должны понимать, что экстренный сброс такого жилета сопряжен с определенными трудностями. Поэтому все таки лучше хотя бы часть грузов оставить на привычном нам эластичном поясе, который уж точно в случае необходимости может быть сброшен в течение одной секунды. Такая модульная грузовая система, состоящая из жилета и грузового пояса, обеспечивает охотнику необходимый уровень комфорта и безопасности.

Но стремление к идеалу постоянно движет конструкторскую мысль вперед, и вот в каталоге охотничьего снаряжения Omersub S.p.A. появилась новая грузовая система, которая сочетает в себе функциональность и комфорт грузового жилета с безопасностью грузового пояса. Речь идет о выпускаемом под брендом Sporasub грузовом жилете нового поколения. Этот камуфлированный жилет, предназначенный для размещения в нем восьми грузов Sporasub весом по 0,6 кг каждый, легко одевается поверх гидрокостюма и обеспечивает отличный баланс тела. Но в случае необходимости охотник может одним движением расстегнуть нагрудную пряжку, и все 4 закрепляющих жилет на теле охотника ремня моментально освободятся, так что охотник, получивший несколько килограмм положительный плавучести, может моментально и безопасно подняться к поверхности, не прилагая к этому никаких усилий. Можно сказать, что грузовой жилет Sporasub является вершиной эволюции современных грузовых систем.

Таким образом, в данной статье были описаны все имеющиеся грузовые системы со всеми их плюсами и минусами, а уже каждый охотник может выбрать себе то, что ему действительно необходимо, исходя из условий охоты и собственных предпочтений.

Оцените статью
Adblock
detector