Мотыль режиссер личная жизнь дети

Владимир Мотыль — биография, информация, личная жизнь

Владимир Мотыль

Владимир Яковлевич Мотыль. Родился 26 июня 1927 года в Лепеле (ныне Витебская область Белоруссии) — умер 21 февраля 2010 года в Москве. Советский и российский режиссёр, театральный актер, сценарист, композитор, продюсер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1992). Народный артист РФ (2003).

Владимир Мотыль родился 26 июня 1927 года в Лепеле (ныне это Витебская область Белоруссии).

Отец — Яков Давыдович (Данилович) Мотыль (1901-1931), родом из местечка Гостынич Варшавской губернии, работал слесарем на минском заводе «Коммунар».

Мать — Берта Антоновна Левина, выпускница Петроградского педагогического института имени А. И. Герцена, работала воспитательницей в колонии для малолетних преступников под руководством А. С. Макаренко.

Его дед и бабушка по материнской линии были сосланы на Дальний Восток, а после возвращения в Белоруссию погибли в гетто в годы немецкой оккупации.

6 мая 1930 года его отец был арестован по обвинению в шпионской деятельности и отправлен в лагерь на Соловки, где менее чем через год погиб.

После ареста отца мать Владимира Мотыля была отправлена в ссылку на Урал. Там она была завучем детского дома для детей репрессированных в городе Оса Пермской области. Детские годы Владимир Мотыль провёл с матерью в ссылке на Урале.

С юности Владимир Мотыль мечтал об актерской профессии, участвовал в самодеятельности.

В 1948 году окончил актёрское отделение Свердловского театрального института.

Позже, в 1957 году заочно окончил исторический факультет Свердловского университета.

Работал режиссёром Свердловского драматического театра. Затем служил актёром и режиссёром в театрах в Сталиногорске (ныне Новомосковск Тульской области) и в Нижнем Тагиле.

С 1955 года — главный режиссёр Свердловского театра юного зрителя.

В 1957-1960 годах был режиссёром Свердловской киностудии.

Первый самостоятельный фильм — «Дети Памира» — снял в 1963 на Таджикской киностудии.

В 1967 снял комедию на военную тему «Женя, Женечка и «катюша»», по сценарию, написанному совместно с Булатом Окуджавой. Действие происходит во время Великой Отечественной войны. Фильм повествует о любви интеллигентного юноши гвардии рядового Жени Колышкина (Олег Даль) и связистки Женечки Земляникиной (Галина Фигловская). Этот фильм стал первой значимой режиссерской работой Мотыля.

В 1969 году режиссер представил свой легендарный приключенческий фильм «Белое солнце пустыни» по сценарию, написанному Рустамом Ибрагимбековым и Валентином Ежовым. Фильм стал одним из самых известных в истории советского кинематографа. Для большинства актёров — Анатолий Кузнецов (Сухов), Павел Луспекаев (Верещагин), Спартак Мишулин (Саид), Кахи Кавсадзе (Чёрный Абдулла), Николай Годовиков (Петруха) — фильм фактически стал визитной карточкой и главной работой всей жизни.

Сразу после выхода на экраны СССР картину выдвигали на соискание Государственной премии СССР, но награду в 1970 году получила картина «У озера». В советское время фильм так и не был удостоен каких либо официальных регалий. В конце концов фильм получил Государственную премию России после распада СССР в 1998 году.

Фильм стал одним из талисманов советских и российских космонавтов. Перед каждым стартом космонавты обязательно пересматривают «Белое солнце пустыни».

В 1975 году Мотыль выпустил исторический фильм «Звезда пленительного счастья» о декабристах. В основу сюжетной линии положены судьбы декабристов: князя Сергея Трубецкого, его жены Екатерины Трубецкой (урождённой Катрин Лаваль), князя Сергея Волконского и его жены Марии Волконской (урождённой Раевской), а также поручика Ивана Анненкова и его жены Прасковьи Анненковой (урождённой Полины Гёбль). В большей своей части фильм посвящён подвигу жён декабристов, последовавших в ссылку за своими мужьями. В качестве названия взята строка из стихотворения Александра Пушкина «К Чаадаеву».

Музыку ко многим фильмам Мотыля писал его друг Исаак Шварц.

В 1976-1985 годах Мотыль — художественный руководитель Студии художественных фильмов творческого объединения «Экран» телецентра «Останкино».

В 1990-е годы часто выступал как художественный руководитель в фильмах молодых режиссёров.

В 1999 году был выбран председателем жюри IX МКФ «Послание к Человеку».

В 2004 году Мотыль приступил к съёмкам фильма, действие которого основано на реальных фактах из жизни его родителей, под названием «Багровый цвет снегопада», премьера которого на телевидении состоялась 17 июня 2012 года.

Смерть Владимира Мотыля:

Читайте также:  Как сделать груз для удочки

5 февраля 2010 года Владимир Мотыль находился дома один, когда почувствовал себя плохо. В тот же день был госпитализирован в городскую клиническую больницу № 67. Первоначально у него подозревали инсульт, но в больнице медики обнаружили перелом шейных позвонков и пневмонию.

21 февраля 2010 года примерно в 23 часа Владимир Яковлевич Мотыль скончался на 83-м году жизни. Последней его работой стал фильм «Багровый цвет снегопада», съёмки которого он закончил к своему 80-летнему юбилею.

Похоронен 25 февраля 2010 года на Востряковском кладбище в Москве.

Личная жизнь Владимира Мотыля:

Дважды был женат.

Первая жена — Людмила Васильевна Подаруева, актриса. С ней он познакомился, когда Людмила была актрисой одного из свердловских театров, а он был студентом Свердловского театрального института. Она на пять лет старше. Мотыль ходил на все ее спектакли, дарил цветы, караулил у служебного входа. В итоге Людмила не устояла и они поженились.

В браке родилась дочь Ирина, художница по костюмам. Внук — Аркадий Насонов, художник.

Вторая жена — Раиса Семёновна Куркина, актриса. Их отношения начались в 1962 году на съемках фильма «Дети Памира». В то время у Мотыля были сложные отношения с первой женой актрисой Людмилой Подаруевой. В итоге Мотыль развелся и они поженились. Вместе прожили шесть лет, развелись из-за измены Мотыля: Куркина случайно обнаружила у него в кармане письма откровенного содержания от другой женщины и подала на развод.

Владимир Мотыль и Раиса Куркина

После развода с Куркиной повторно женился на первой жене Людмиле Подаруевой.

Владимир Мотыль и Людмила Подаруева

Наталья Мажуга утверждает, что была последней любовью Мотыля. По ее словам, они познакомились в Санкт-Петербурге в 2005 году, куда Владимир Яковлевич приехал снимать свой последний фильм «Багровый цвет снегопада». Она тогда подрабатывала администратором в гостинице на Садовой улице, куда он с группой заселился. Владимир Мотыль предложил ей небольшую роль — немецкой переводчицы. «Когда они уехали в Киев на съемки, мне позвонили и предложили поработать в группе помощником режиссера. Вот тогда Владимир Яковлевич стал ухаживать. Я стала понимать, что он меня приучал к себе. Мы с ним словно проигрывали в жизни историю генерала и молодой санитарки, о которой снимали кино. Разницы в годах словно бы и не было», — вспоминала Мажуга.

Владимир Мотыль и Наталья Мажуга

Фильмография Владимира Мотыля:

1969 — Будет фильм! (документальный)
1975 — Площадь Декабристов (документальный) — съёмки фильма «Звезда пленительного счастья»
1991 — Мы ещё будем жить настоящей жизнью (документальный)
2006 — Как уходили кумиры. Павел Луспекаев (документальный)
2007 — Последняя роль Георгия Юматова (документальный)
2008 — Фильм о фильме. Звезда пленительного счастья (документальный)
2010 — Всегда ваш, товарищ Сухов (документальный)

Режиссерские работы Владимира Мотыля:

1962 — Дети Памира
1967 — Женя, Женечка и «катюша»
1969 — Белое солнце пустыни
1975 — Звезда пленительного счастья
1980 — Лес
1984 — Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад
1987 — Жил-был Шишлов
1991 — Расстанемся — пока хорошие
1996 — Несут меня кони
2008 — Багровый цвет снегопада

Сценарии Владимира Мотыля:

1967 — Женя, Женечка и «катюша»
1975 — Звезда пленительного счастья
1980 — Лес
1987 — Честь имею
1987 — Жил-был Шишлов
1991 — Расстанемся — пока хорошие
1993 — Охламон
1996 — Несут меня кони
2008 — Багровый цвет снегопада

Работы Владимира Мотыля как композитора:

2008 — Багровый цвет снегопада

Продюсерские работы Владимира Мотыля:

2008 — Багровый цвет снегопада

Библиография Владимира Мотыля:

1973 — Павел Луспекаев
2017 — Очень не хочется снимать халтуру. (составитель Наталья Галаджева)

Награды и звания Владимира Мотыля:

— Заслуженный деятель искусств РСФСР (8 января 1992 года) — за заслуги в области киноискусства;
— Орден Почёта (12 июля 1996 года) — за заслуги в развитии отечественного киноискусства и создание высокохудожественного фильма «Белое солнце пустыни»;
— Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1997 года (6 июня 1998 года) — за художественный фильм «Белое солнце пустыни»;
— Народный артист Российской Федерации (1 сентября 2003 года) — за большие заслуги в области искусства

Кто дарил вдохновение режиссеру «Белого солнца пустыни»: Музы Владимира Мотыля

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Читайте также:  Какие взять сапоги для зимней рыбалки

Владимир Мотыль был женат трижды, причем 2 раза – на одной и той же женщине. Когда будущий режиссер был студентом Свердловского театрального института, он познакомился с актрисой местного ТЮЗа Людмилой Подаруевой, которая была старше него на 5 лет. В своих ухаживаниях он был очень настойчивым – ходил на все ее спектакли, дарил цветы и поджидал у входа в театр. Хотя ему на тот момент было всего 18 лет, и актрису смущала эта разница в возрасте, все же она не осталась равнодушной к его знакам внимания, и вскоре они поженились. В этом браке у супругов родилась дочь Ирина.

После окончания института Владимир Мотыль работал режиссером Свердловского драматического театра и главным режиссером ТЮЗа. А в 35 лет он снял свою первую киноработу – фильм «Дети Памира». Одну из ролей в этой картине сыграла ровесница Мотыля, актриса Раиса Куркина. Она рассказывала: « Мы были тогда молодыми и счастливыми! Володя блестящее образован, невероятно талантлив, с утонченным вкусом, и под его обаяние попадали все без исключения ». На съемках у них начался роман, и режиссер решился на развод с женой.

К тому моменту Раиса Куркина уже была в разводе и одна растила дочь. И для него, и для его избранницы это был второй брак. И хотя они прожили вместе всего 6 лет, этот период был очень насыщенным и плодотворным и для режиссера, и для актрисы. Она стала для него настоящей музой, вдохновлявшей на создание шедевров. Когда в 1968 г. Владимир Мотыль приступил к съемкам фильма «Белое солнце пустыни», он заранее знал, кто должен сыграть жену таможенника Верещагина Настасью, – конечно, Раиса Куркина.

Сама она по поводу их совместной работы рассказывала: « Владимир Мотыль хорошо знал меня как актрису и в фильм взял без проб. Сомнений по поводу соглашаться на роль или нет, у меня не было. В этой картине меня ничего не сдерживало, я была сама собой. Мне всегда было важно, чтобы в актере просвечивалась его сущность, помимо того, что требует от него режиссер. Я заразилась темой фильма и чувствовала свое сходство с героиней. Во мне также есть и терпение, и жертвенность. Ничего придумывать не пришлось. Мера жертвенной любви моей героини к мужу понятна – эта женщина все везет на себе, и это при сильном муже. Таковы судьбы миллионов русских женщин ».

Хотя Раиса Куркина была женой режиссера, на съемках он не делал ей никаких поблажек – наоборот, ей пришлось сложнее, чем другим актерам. Однажды она едва не утонула – снимали сцену, где ее героиня выбрасывала из лодки все оружие Верещагина. Лодка должна была отплыть далеко от берега, а Куркина не умела плавать. Актриса вспоминала: « Я выросла в Москве. Время трудное, военное – не до плавания. А тут дали дырявую лодку. Другой, как сказали, не нашли. Слукавил Володя или на самом деле было так, я не знаю. Но помню, как сидела и дрожала, будто осиновый лист. Пыталась даже вычерпывать воду из лодки, но это было практически невозможно – много воды. Паша Луспекаев, спасибо ему, понял мое состояние – забрался в лодку, сел рядом и сказал: «Не бойся, будешь тонуть – я тебя спасу». Сцену мы сыграли ».

В другой раз актриса стала жертвой нападения: « Белое солнце пустыни» снимали в Махачкале. Город непростой, криминальный. У меня как-то среди бела дня вырвали сумочку из рук. Вор даже не убежал, а спокойно пошел по улице и потом прыгнул на подножку проходящего мимо грузовика. А я так опешила, что застыла как вкопанная. В этой сумке у меня было все: деньги, документы, которые пришлось восстанавливать. И даже очки, без которых я не могла работать – не очень хорошо видела. А нашего Петруху – Николая Годовикова – обворовывали несколько раз и даже били. Потому что вечером он – молоденький же совсем – любил куда-нибудь сходить на поиски приключений. Вот и находил ».

Но все усилия не были напрасными – этот фильм стал настоящим триумфом и для актрисы, и для ее супруга. Однако вскоре после завершения работы над фильмом брак Мотыля и Куркиной распался. Однажды она приехала к нему в Чехословакию, где он был на гастролях, и во время стирки обнаружила у мужа в кармане письмо от женщины откровенного содержания. Тогда режиссер умолял простить ему неверность, и актриса дала ему второй шанс. Но спустя 2 месяца она узнала, что он не сдержал своего обещания, и ушла от него. Ее первый брак тоже распался из-за измены мужа, и она не раз говорил второму супругу о том, что главная ценность для нее в браке – верность. Увы, второй брак распался по той же причине.

Читайте также:  Изготовление отводного поводка для рыбалки

О своем решении Раиса Куркина позже не жалела, несмотря на то, что после их развода осталась одна и больше не выходила замуж. Актриса говорила: « Прошли десятилетия, я не то что секунды – полсекунды не жалела о своем решении. Я ведь и на йоту не выношу вранья. И не оттого, что его кто-то заменил, у меня после Мотыля никого не было. Володя был сложным человеком. Двойственным. Эта заложенная в детстве двойственность жила в нем всегда, проявлялось в мелочах, а люди сотканы из деталей. У него были большие перерывы в работе. И в эти моменты с ним было очень непросто ». Но даже после расставания актриса продолжала вдохновлять режиссера. Он снял ее еще в одном своем фильме – в «Звезде пленительного счастья» она исполнила роль Софьи Раевской.

После развода с Раисой Куркиной Владимир Мотыль вновь вернулся к своей первой жене и убедил ее второй раз выйти за него замуж. Она не стала ни упрекать его, ни выяснять отношений – просто приняла все как есть. В 1970-е гг. Людмила оставила театральную сцену и полностью посвятила себя семье. Однако их семейное счастье вряд ли можно было назвать безоблачным – режиссер оставался все таким же увлекающимся человеком, и на съемках у него случались романы. В последние годы Людмила Подаруева тяжело болела, и в 2008 г. ее не стало. Только после того, как Мотыль потерял самую преданную женщину в своей жизни, он сожалел: « Я ведь не снял ее ни в одной своей картине, не дал ей ни одной роли… ».

Последней музой режиссера стала администратор гостиницы Наталья Мажуга. Они познакомились в 2005 г. в Санкт-Петербурге, куда Мотыль приехал на съемки своего последнего фильма «Багровый цвет снегопада». Съемочная группа остановилась в той гостинице, где работала Наталья. Режиссер сказал ей, что у нее подходящий типаж для одной из ролей, и что он готов работать с непрофессионалами. Наталья прочитала сценарий и согласилась сыграть эпизодическую роль переводчицы. А после этого ей предложили остаться в съемочной группе в качестве помощника режиссера.

На тот момент Владимиру Мотылю было уже 77 лет, и его ухаживаний за молодой помощницей никто не воспринимал всерьез – кроме нее самой. Наталья признавалась: « Наверное, сложно понять, что молодая женщина может питать чувства к человеку с такой возрастной разницей. Но для этого надо было знать Мотыля. Он был гений, который бегал по площадке так, что ему максимум можно было дать лет 60. В процессе съемок он усаживал меня рядом и спрашивал мое мнение. Умел ухаживать и делал это ненавязчиво. Люди не понимали, что мне с ним было безумно интересно… Счастье длилось недолго, но это было наше счастье ».

Они оставались вместе на протяжении 5 лет, до последних дней режиссера. В искренность его молодой избранницы никто не верил – ее обвиняли в корысти, в претензиях на наследство. Чтобы положить конец этим слухам, режиссер, через год после того, как овдовел, сделал Наталье предложение. Она не хотела торопиться со свадьбой, так как понимала, что Мотылю сначала нужно сдать важный для него фильм «Багровый цвет снегопада». 11 марта 2010 г. должна была состояться премьера, после чего они планировали сыграть свадьбу. Но режиссеру не суждено было осуществить эти планы. 21 февраля он ушел из жизни.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Оцените статью
Adblock
detector