Мотобуры для зимней рыбалки своими руками

Содержание
  1. Ледобур, ямобур, редуктор для ледобура – делаем все своими руками
  2. Как из триммера сделать ледобур – начнем с редуктора
  3. Как работать с мотобуром
  4. Устройство и принцип действия
  5. Как выбрать мотобур
  6. Рекомендации по работе с мотобуром
  7. Требования безопасности
  8. Изготовление шнека – подробно для начинающих
  9. Сборка ледобура – в деталях от «А» до «Я»
  10. Особенности выбора силового агрегата
  11. Сменные насадки-шнеки
  12. Топливо для мотобура
  13. Как из триммера сделать ледобур?
  14. Правила изготовления шнекового механизма
  15. Особенности выбора редуктора
  16. Выбор типа расположения валов и сборка редуктора
  17. Самостоятельная сборка мотобура
  18. Ледобур из триммера – плюсы и минусы приспособления
  19. Возможно ли смастерить ледобур из штиля
  20. Какие бывают редукторы
  21. Ледобур из триммера – плюсы и минусы приспособления
  22. Ледобур из триммера
  23. Как из триммера сделать ледобур?
  24. Выбор типа и сборка редуктора для мотобура
  25. После изучения схемы можно приступать к изготовлению редуктора.
  26. Самостоятельное изготовление шнека
  27. Принцип работы
  28. Насколько реально и можно ли вообще за один подход пробурить отверстие, равное всей длине шнека?
  29. Самостоятельное изготовление
  30. Редуктора
  31. Шнека
  32. Стойки для мотобура
  33. Как сделать мотобур своими руками
  34. Из бензопилы
  35. Из триммера
  36. Из дрели
  37. Учитывай норов инструмента

Ледобур, ямобур, редуктор для ледобура – делаем все своими руками

Как из триммера сделать ледобур – начнем с редуктора


Мотобур, или, как его еще называют, ледобур – вещь довольно полезная в хозяйстве. С его помощью можно быстро проделать глубокие отверстия для закладки фундамента или установки деревянных свай. Агрегат также можно брать с собой на рыбалку для сверления лунок во льду.
Первое, что потребуется сделать для будущего мотобура из триммера – это редуктор. Он необходим для передачи вращения от вала мотора на другой вал, обладающий повышенным крутящим моментом и пониженной угловой скоростью. По сути, редуктор – это один из наиболее важных механизмов каждого агрегата, тем более такого, как самодельный мотобур из триммера.

В зависимости от типа направления, в котором вращается рабочая часть, редукторы делятся на следующие типы:

  • Редукторы, выходной вал которых вращается по часовой стрелке;
  • Механизмы, выходной вал которых вращается против часовой стрелки;
  • Реверсивные механизмы;
  • Планарные, или инверсные редукторы.

Ледобур из триммера лучше всего оснащать реверсивным механизмом. При заклинивании бура в твердой почве такой редуктор позволит поменять сторону, в которую будет вращаться рабочий элемент агрегата и быстро извлечь его из грунта.


Как только вы определитесь с типом редуктора, потребуется выбрать расположение вала мотора и вала рабочего агрегата бура из триммера. На практике возможными могут быть преимущественно 2 варианта:

  • Расположение валов параллельно друг другу вдоль одной оси;
  • Расположение валов под углом в 90 ° .
  • Корпус;
  • Червячный вал;
  • 2 шестерни конической формы;
  • 2 пары подшипников;
  • Выходной вал.

Собрав все нужные детали, можно приступать к сборке узла. Порядок действий выглядит следующим образом:

  1. Закрепите червячный вал с выходным валом двигателя;
  2. Установите жесткую или гибкую муфту. Если мотор при работе издает сильные вибрации, то лучше использовать гибкую муфту – она должна смягчать удары рабочего элемента и гасить вибрации двигателя;
  3. Червячный вал соедините с двухрядной шестерней. При этом нижняя часть детали должна быть оснащена прямыми зубьями;
  4. При сборке оставьте между элементами редуктора отверстие для заливания смазочного средства;
  5. Отрегулируйте угловую скорость посредством подбора разных по размерам шестерней.


Изготовленный своими руками узел представляет собой простейший односкоростной механизм для передачи вращение мотора на рабочий элемент бура из триммера.

Как работать с мотобуром

Мотобур представляет собой буровой портативный агрегат, приводимый в действие физическими усилиями человека. Он широко применяется в строительстве и быту.

Устройство и принцип действия

Ручной мотобур состоит из двух узлов – шнека и двигателя. При необходимости в комплекте с агрегатом можно приобрести сменные шнеки различных диаметров. В процессе работы устройства буровой шнек постепенно углубляется в грунт, разрушая его и выбрасывая на поверхность. Включение передней передачи обеспечивает непосредственно бурение, режим холостого хода предназначен для разрыхления почвы, обратный ход используется для извлечения шнека из грунта.

Как выбрать мотобур

Выбирать мотобур следует с учетом специфики его будущего применения. Обычно при помощи портативного агрегата выполняются такие виды работ:

  • Бурение отверстий и ям в различных грунтах
  • Установка опор и ограждений
  • Садово-парковые работы
  • Фундаментные работы

Для того чтобы практически решить большинство из перечисленных задач достаточно купить мотобур, имеющий схожие технические характеристики.

Рекомендации по работе с мотобуром

Работу с мотобуром необходимо начинать с контроля исправности режущего инструмента. Ножи следует выбирать в зависимости от вида грунта, на котором планируется вести бурильные работы. Для работ на глинистом и каменистом грунте рекомендуется использовать ножи с карбидными пластинами. С целью облегчить бурение глинистой почвы желательно смазывать поверхность реборды машинным маслом.

Запуск двигателя агрегата необходимо осуществлять в строгом соответствии с инструкцией. Бурение должно осуществляться поэтапно. После каждого заглубления на 30-40 см требуется легкое приподнятие шнека с целью его освобождения от выработанной земли. При этом не допускается вынимать вращающийся бур полностью из отверстия, поскольку это может привести к серьёзной травме оператора.

Требования безопасности

Все современные мотобуры оснащены функциями защиты оператора, которые в случае возникновения опасной ситуации блокируют работу механизма за доли секунды. Вот основные из них:

  • Функция автоматической остановки агрегата при застревании шнека или его слишком медленном проворачивании в грунте
  • Система предохранителей, обеспечивающая работу в строго вертикальном положении (позволяет исключить некачественное бурение)
  • Пусковая клавиша, активная только в нажатом состоянии (важно в случае утраты контроля над агрегатом)

Последняя функция удобна только при непродолжительной работе. В случае необходимости длительного непрерывного бурения удобнее использовать модели, имеющие обычный тумблер включения и выключения.

Общие требования безопасности при работе с мотобуром следующие:

  • Работы следует выполнять в спецодежде
  • На ногах должна быть обувь с нескользкой подошвой
  • При работе на сложном каменистом грунте необходимо надевать защитные очки
  • При управлении агрегатом высокой мощности следует использовать специальные наушники

Работа с портативным бытовым мотобуром не представляет особой сложности и при соблюдении всех рекомендаций может быть освоена даже неопытным оператором за пару часов.

Изготовление шнека – подробно для начинающих

Независимо от своей конструкции ледобур из триммера должен обладать шнеком. Это нарезающий элемент в форме винта, предназначенный для сверления отверстия во льду или грунте. Для изготовления шнека потребуется:

В качестве материала для сердечника нужно использовать прочный материал. Лучше всего для этого подойдет стальная труба, Если мотоледобур из триммера будет использоваться для сверления твердых грунтов, то сталь нужно закалить, чтобы она не деформировалась при скручивании.

Изготовление лезвия для шнека выполняется из твердосплавной стали марки 65Г. Этот материал достаточно прочен и легко поддается механической обработке для придания нужной формы.

Для изготовления наконечника также нужно использовать металл из твердых сплавов. На профиле детали также потребуется нарезать желобки. Благодаря такой форме наконечника бур из триммера будет легко вкручиваться практически в любое основание.

Второй конец сердечника нужно оборудовать хвостовиком, на который будет устанавливаться соединительная муфта или приводной редуктор.

Сборка ледобура – в деталях от «А» до «Я»


Чтобы собрать ледобур из триммера также потребуется двигатель, который будет приводить агрегат в действие. Вот здесь и пригодиться домашний триммер, у которого можно «одолжить» мотор.
В целях исключить ошибки при сборке ледобура, следует внимательно изучить чертеж агрегата. Схема наглядно показывает, какие механизмы мотобура из триммера соединять между собой и в какой последовательности это необходимо делать.

На схеме показаны 3 варианта исполнения самодельного ледобура из триммера. Первый вариант представляет собой шнековый мотобур, который состоит из таких элементов:

Второй вариант – кастрюлеподобный ледобур из триммера, в конструкцию которого входят такие детали:

  • 1 – наконечник;
  • 2 – щель для смазки;
  • 3 – нож;
  • 4 – фиксатор ножа;
  • 5 – корпус механизма;
  • 6 – стояк.

Третий вариант – мотобур из триммера, оборудованный полудисковыми режущими ножами. В его конструкцию входит:

  • 1 – рукоятка;
  • 2 – стояк;
  • 3 – режущие элементы.

В связи с тем, что мотор от триммера обладает небольшим крутящим моментом, значит, потребуется использовать передаточные механизмы и понизить скорость вращения самого двигателя. В качестве передаточных механизмов следует использовать несколько шестерней, помещенных в один корпус. С целью понижения оборотов мотора на первичный вал потребуется установить шестеренку небольшого размера. При этом вторичный вал оборудуется крупной шестерней.

В целях сделать мотобур из триммера жестким и устойчивым, нужно изготовить прочный каркас, к которому будет крепиться редуктор и мотор. В качестве органов управления следует использовать ручки, которые также будут крепиться к каркасу. Рукоятки ледобур из триммера нужно обтянуть резиновыми чехлами, которые не дадут органам управления проскальзывать в руках владельца.

Читайте также:  Отремонтировать поплавок дренажный насос

Особенности выбора силового агрегата

Первое, на что нужно обратить внимание, выбирая двигатель для мотобура из триммера – это его мощность. Этот фактор, в свою очередь зависит от планируемых габаритов самоделки. Если в дальнейшем изготовитель хочет собрать большой бур из триммера , который будет способен справиться с проделкой крупных лунок для закладки свайного фундамента, то ему потребуется надежный двигатель, мощностью от 4 л. с. Если таких потребностей у конструктора нет, и ему нужен бур для проделки небольших лунок во льду или почве, соответственно, для сборки лучше всего использовать мотор, мощностью до 3–4 л. с. Такой двигатель будет потреблять низкие объемы топлива и его будет легче переносить по участку.

Второй важный критерий – это комплектация силового агрегата для мотобура из триммера. Практически каждый современный триммер оборудован мотором, в устройство которого входит система облегченного пуска, предварительный подогрев карбюратора, антивибрационная система и улучшенное воздушное охлаждение. Каждое из этих конструктивных решений играет важную роль в работе силового агрегата, поэтому для изготовления мотобура лучше использовать двигатель, укомплектованный всеми перечисленными опциями.

Сменные насадки-шнеки


Фото: STIHL

Для бурения используются сменные насадки-шнеки, чаще всего с рабочим диаметром 10, 15 и 20 см. Они продаются отдельно, и нужный размер следует выбрать заранее.

Длина у разных производителей может различаться, в среднем составляет 60–80 см. Для увеличения глубины используют удлиняющие штанги (50–60 см). Цена шнековой насадки китайского производства — 3–4 тыс. руб., шнеки именитых производителей стоят гораздо дороже. Сам мотобур можно приобрести за 10–12 тыс. руб., а фирменную продукцию Hitachi, Husqvarna, STIHL — за несколько десятков тысяч рублей.


Фото: Hitachi, Leroy Merlin, Борис Безель/Burda Media. Образцы шнеков различаются между собой не только по длине и диаметру винта, но также по конструкции режущих кромок, глубине канала и шагу винта шнека. Слева представлен вариант шнека для льда, в центре и справа — для грунтов различной плотности

При длительном использовании, скорее всего, потребуется затачивать режущие кромки сменных ножей, используемых вместе со шнеком. В противном случае падает производительность. Для обработки этих ножей годится любой инструмент для заточки топоров, лопат и другого инвентаря.

Теоретически мотобур даже малой мощности способен работать с насадкой любого из трёх диаметров. На практике, однако, многое зависит от сложности грунта. При использовании шнеков большого диаметра на маломощном мотобуре следует быть аккуратным и внимательным при работе, чтобы избегать застревания шнека в грунте. Подобное заклинивание, особенно на глубине свыше 1 м, может стать серьёзной проблемой, и потребуется немало сил, чтобы извлечь шнек.

По схожей причине не рекомендуется использовать несколько удлиняющих насадок. Длина мотобура вместе со шнеком и удлиняющими штангами не должна превышать 1,5–2 м, чтобы пользователь мог сам вытащить его.

Мотобуры применяются для выполнения целого ряда работ. Например, для изготовления лунок во льду. Также их можно использовать для сверления отверстий большого диаметра и глубины в брёвнах — для этого потребуются соответствующий бур по дереву и насадка с кулачковым патроном (такие есть в ассортименте STIHL).


Фото: Борис Безель/Burda Media

Топливо для мотобура

Практически все мотобуры оснащены двухтактными двигателями, работающими на смеси бензина и масла в пропорции обычно 25 : 1. Такую смесь можно приобрести в готовом виде, но куда проще приготовить самому.

Для двигателя очень важно использовать высококачественное моторное масло, которое рекомендуют производители. Оно стоит немного дороже обычного, но есть смысл перестраховаться. Тем более что расход масла для смеси в бытовых условиях вряд ли составит больше одной литровой канистры за сезон.

Фото: Leroy Merlin. Бензобур MaxCut MC 55 оснащён бензиновым одноцилиндровым двигателем. Его мощность (3 л. с.) достаточна для интенсивной эксплуатации устройства в сложных условиях

Фото: Борис Безель/Burda Media. Бензобур AG43H (мощность 1,7 л. с.) с подково-образными рукоятками. На двигателе установлен шнек (диаметр 15 см)

Фото: Leroy Merlin. Модель бензобуров: Elmos 2,1 л. с.

Фото: STIHL. CMI 1,9 л. с.

Фото: OBI. STIHL BT 131 1,9 л. с. с антивибрацион­ной рамной рукояткой

Фото: Hitachi. Hitachi DA300E (2,09 л. с.), рукоятки для двух человек

Как из триммера сделать ледобур?

Весь процесс изготовления мотобура из бытового триммера состоит из нескольких этапов. От их последовательности зависят шансы собрать качественное и долговечное оборудование, которое будет исправно служить своему владельцу на протяжении многих сезонов.

Правила изготовления шнекового механизма

Чтобы сделать ледобур из триммера своими руками , его устройство нужно оборудовать шнеком. По своей форме этот элемент напоминает винт, необходимый самоделке для нарезания слоя льда или почвы.

Чтобы собрать шнековый механизм для мотобура из триммера, конструктору нужно сердечник, наконечник и предварительно сделанное винтовое лезвие. Сердечник должен быть изготовлен из максимального прочного материала. Чаще всего для создания этого элемента используется металлическая толстостенная труба. Чтобы мотоледобур из триммера выдерживал сверление твердых грунтов, металл для изготовления сердечника потребуется закалить – это предотвратит ее деформацию при скручивании.

Для изготовления сверлящего лезвия конструктору потребуется сталь марки 65Г. Кроме высокой прочности, этот металл легко поддается обработке трубогибом.

Сборка наконечника для мотобура из триммера должна выполняться при помощи твердосплавного металла. На профиль созданной детали оператор должен нанести желобки – такая конструкция позволит мотобура беспрепятственно погружаться в любой грунт или лед, независимо от его толщины. С обратной стороны наконечника потребуется установить хвостовик, который послужит связующим звеном между приводным редуктором и соединительной муфтой.

Особенности выбора редуктора

Чтобы собрать ледобур из бензокосилки , конструктору потребуется редуктор. Он играет одну из самых важных ролей в устройстве приспособления – при помощи редуктора создаваемой ДВС усилие передается с его штатного вала на другой вал, отличающийся пониженной изначальной угловой скоростью и предварительно повышенным моментом вращения.

По направлению непрерывного вращения встроенного заводского рабочего элемента встроенные редукторы для мотобуров делятся на следующие виды:

  • механизмы с валом, вращающимся по ходу стрелки часов;
  • редукторы с заводским валом, вращающимся против хода стрелки;
  • механизмы обратного или реверсивного типа;
  • инверсные литые редукторы – второе их название – планарные.


Мотобур из триммера своими руками лучше всего комплектовать реверсивным заводским редуктором. Этот механизм может вращаться, как по, так и против часовой стрелки. Благодаря этой особенности при заклинивании рабочего бура в почве, оператор сможет без особых проблем извлечь его обратно.

Выбор типа расположения валов и сборка редуктора

На следующем этапе конструктор должен выбрать тип расположения штатного вала двигателя и вала самого бура. Существует 2 варианта:

  • параллельное заводское расположение валов на одной оси;
  • расположение элементов под углом 90 ⁰ по отношению друг к другу.

Самой большой популярностью среди изготовителей пользуется конструкция с параллельным расположением валов. Это решение выделяется простотой в собственноручной установке и легкостью в ремонте.

После подготовки комплектующих нужно изучить чертежи , которые помогут в изготовлении редуктора.

Порядок действий оператора во время сборки механизма должен быть таким:

  1. Сначала потребуется установить жесткую устойчивую муфту. При создании силовым агрегатом повышенных вибраций, конструктор может использовать гибкую муфту. Таким образом, деталь будет смягчать удары бура и гасить колебания ДВС;
  2. Затем необходимо соединить червячный вал и цельнометаллическую шестерню 2-рядного типа;
  3. Во время сборки редуктора изготовитель должен оставить между его деталями небольшое отверстие – оно потребуется для беспрепятственного внесения смазочного материала;

После выполненных действий конструктор получит простой 1-скоростной редуктор, который сможет непрерывно передавать усилие силового агрегата на рабочий орган мотобура из триммера.

Самостоятельная сборка мотобура

Для последовательного изготовления мотобура из имеющихся деталей конструктору потребуется схема , в которой должны быть указаны места установки комплектующих.

Порядок сборки должен быть таким:

  1. Для начала нужно разобрать триммер, сняв с него штангу с установленными на нее режущими органами;
  2. Затем к мотору необходимо подключить редуктор, соединив вал двигателя и вал установленного механизма;
  3. После этого оператор должен установить рабочий орган самодельного мотобура из триммера, прикрепив его к редуктору болтовыми фиксаторами.

После сборки оборудования нужно провести его испытания. Для этого необходимо заправить топливный бак и начать бурение мягкой рыхлой почвы. Если во время этого из моторного отсека мотобура из триммера не доносятся посторонние звуки, значит, можно приступать к сверлению твердого грунта или толстого слоя льда.

Читайте также:  Спиннинги мэйджор крафт терьер

Ледобур из триммера – плюсы и минусы приспособления

Мото и ледобуры уже давно стали надежными помощниками в хозяйстве. Они широко используются не только для проделки лунок во льду, но и для подготовки участка с целью последующего строительства свайного фундамента. Наличие бура дает возможность сэкономить время и силы, однако покупка этого оборудования далеко не каждому по карману. В случае нехватки средств можно сделать мотоледобур из триммера. Самодельное оборудование выделяется простым устройством и не требует специального ухода. К тому же, самоделка выделяется выносливостью и скромным расходом топлива, что дает возможность использовать ее для проделки крупных отверстий в вязкой глинистой или твердой каменистой почве.

Возможно ли смастерить ледобур из штиля

Бензиновый мотобур достаточно сложный и сильный агрегат. Представляет собой шнековую часть, связанную с приводом двигателя. Как правило, такие устройства снабжаются двухтактными движками, однако возможны модификации, различающиеся между собой скоростью оборотов.

Одно- либо двухскоростные буры проворно сверлят дыры не только во льду, но и в земле. Однако наряду с профессиональными мотобурами рыболовы создают собственные модели, прекрасно справляющиеся со своими задачами. Для начала необходимо рассчитать совместимость движка и редукторной системы.

Редуктор нужен для снижения скорости вращения. После подготовки расчетов можно собирать конструкцию, о которой мы писали в статье «Как сделать ледобур из подручных средств». Сначала сваривается рама из двух труб, в которой будет размещаться редуктор. Бензомотор монтируется как наглухо, так и в съемном варианте, что более предпочтительно.

Какие бывают редукторы

Существуют как клиноременные, так и червячные редукторы, которые, имея существенные отличия в конструкции, призваны исполнять одну и ту же роль. Для ледобура лучше всего подойдет червячная передача. Правда, КПД их несколько меньше, да и греются они не в пример быстрее, однако их возможно поставить прямо на вал исходного механизма.

В этом случае не понадобится ни соединительной муфты, ни механической передачи. Приобрести подобный редуктор возможно в магазине, однако редукторное устройство можно извлечь из старых и ненужных инструментов.

Таким образом можно собрать ледобур из штиля своими руками. В процессе эксплуатации важно соблюдать правила безопасности. Не следует сильно давить на устройство в процессе сверления, с ним порой сложно справиться, особенно если ножи попадут на препятствие.

Народные умельцы умудряются даже поставить привод на кольцевой ледобур своими руками схема которого размещена в интернете. Сторонники подобных механизмов считают, что затрачивается меньше усилий при сверлении. Они бесшумны – а это немаловажное достоинство при поимке пугливой рыбы. Кроме того, на получающихся ледяных цилиндрах хорошо видна структура льда.

Ледобур из триммера – плюсы и минусы приспособления

Изготовления самодельного ледобура дает владельцу триммера ряд важных преимуществ.

В их перечень входит:

  • значительная экономия денег – в среднем на сборку мотобура придется потратить в 5–6 раз меньше, чем на покупку самой дешевой рыночной модели;
  • возможность использования любых деталей и механизмов – при сборке мотобура из триммера можно задействовать любые узлы, рассчитанные на работу в разных условиях. Широкий выбор механизмов на рынке дает изготовителю возможность собрать мотобур из триммера своими руками, учитывая, при этом, собственные возможности и предпочтения;
  • простота устройства – самодельный мотобур состоит из минимального количества деталей и механизмов. При этом, по своей эффективности он практически не уступает рыночным аналогам;
  • скромный расход топлива – по сравнению с рыночными аналогами, на эксплуатацию самодельного мотобура, в среднем, уходит в 2 раза меньше горючего.


Помимо внушительного списка достоинств, сборка мотобура из триммера также имеет ряд недостатков.
Среди них выделяется:

  • необходимость изучения и понимания чертежей – без предварительно подготовленной схемы собрать ледобур из триммера своими руками будет практически невозможно;
  • необходимость регулярного демонтажа мотора с целью его последующей установки на триммер – с этой проблемой будут сталкиваться те, кто использует один двигатель для двух хозяйственных агрегатов. Решить ее сможет покупка старого, но полностью исправного двигателя от мотокосы.

Еще одним недостатком может стать необходимость остановок при работе с мотобуром из триммера. Тем не менее, паузы при работе нужно делать только в случае использования двигателя с низкой мощностью.

Ледобур из триммера

По такому же принципу работает и бур для работы на льду. Его комплектуют прочным бурильщиком, который крепят к косилке. Но, чтобы все задачи выполнялись качественно, рекомендуется использовать более мощные мотокосы.

В данном случае лучше собрать ледобур из бензокосилки, которая считается более производительной, чем, например, электрические модели. Оператор сможет бурить лунки на длительном расстоянии возле дома и не бояться о том, что мотор обмерзнет.

По своей конструкции мото- и ледобур из триммера своими руками ничем друг от друга не отличаются. Поэтому собирать их можно по одной и той же схеме.

Как из триммера сделать ледобур?

Изготовление мотобура из триммера состоит из двух этапов – сборки редуктора и создания шнека. К каждому из них нужно отнестись в большой ответственностью, так как от этого зависит исправность и эффективность самодельного оборудования.

Выбор типа и сборка редуктора для мотобура

Первый этап изготовления мотобура из триммера заключается в выборе и сборке надежного редуктора. Все редукторы делятся между собой на несколько видов. В зависимости от изначального направления движения рабочей части различают следующие виды редукторов:

  • механизмы, в которых встроенный выходной вал движется по направлению стрелки часов;
  • редукторы, в устройстве которых выходной вал движется против часовой стрелки;
  • механизмы реверсивного типа;

Самодельный бур из триммера лучше всего оборудовать реверсивным редуктором. Он даст возможность беспрепятственно извлечь рабочий орган бура в случае его заклинивания в грунте или во льду.

Для изготовления реверсивного редуктора потребуется подготовить:

  • исправный червячный вал;
  • прочный корпус;
  • по 2 пары подшипников и конических шестерней;
  • выходной металлический вал.

Помимо предварительной подготовки элементов, изготовителю мотобура потребуется схема. В ней должны быть указаны точные размеры всех используемых деталей и механизмов.

После изучения схемы можно приступать к изготовлению редуктора.

Порядок действий должен выглядеть следующим образом:

  1. Вначале потребуется соединить выходной вал мотора и используемый червячный вал мотобура;
  2. Далее нужно установить гибкую или жесткую муфту. Первый вариант подойдет для двигателя, создающего сильные вибрации. В этом случае гибкая муфта будет эффективно гасить вибрации, создаваемые коленчатым валом мотора и рабочим органом мотобура;
  3. Затем потребуется соединить червячный вал и 2-рядную шестерню. Нижняя часть последней должна быть предварительно оборудована прямыми зубцами;
  4. Во время изготовления редуктора между его деталями нужно оставить отверстие для беспрепятственного внесения смазки;
  5. В конце останется настроить угловую скорость механизма. Для этого потребуется выбрать и сопоставить шестерни с подходящими размерами.

В результате выполненных действий изготовитель получит надежный 1-скоростной редуктор, обладающий максимально простым устройством. Механизм будет стабильно передавать усилие от вала ДВС триммера на вал рабочего органа мотобура при любых эксплуатационных условиях.

Самостоятельное изготовление шнека

Чтобы собрать ледобур из мотокосилки, изготовителю обязательно потребуется шнековый механизм. Он имеет форму винта и служит в устройстве для нарезания земли или льда с последующей подготовкой отверстий. Чтобы сделать простейший шнек, изготовителю потребуется изучить чертежи механизма. Их соблюдение даст возможность собрать эффективный и выносливый узел, способный успешно выдержать сильные нагрузки.

Помимо изучения чертежей также потребуется подготовить следующие элементы:

  • заостренное металлическое лезвие, изогнутое в форме винта;
  • металлический сердечник;
  • стальной наконечник.

В случае если мотобур будет использоваться для проделки отверстий в твердых каменистых грунтах, то металл для сборки шнека потребуется предварительно закалить. Это не даст металлу деформироваться во время сверления.

Во время изготовления наконечника на его профиле потребуется нарезать несколько желобков. Такая форма даст мотобуру возможность быстро проникать в любое покрытие. Используемый сердечник потребуется оснастить хвостовиком. Во время дальнейшей сборки на него будет монтироваться приводной редуктор или соединительная муфта.

Принцип работы

Мотобур, или буроям, используют для земляных работ, чтобы пробурить ямы под установку столбов ограждения, фонарей, под посадку деревьев, и даже для возведения фундамента. Его используют не только для бурения грунта, но и льда толщиной более одного метра во время зимней рыбалки.

Читайте также:  Кмс по рыбалке нормативы

Мотобур состоит из двигателя (электрического, бензинового или гидравлического), трансмиссии, бура, а также рамы и удлинителя. Функция трансмиссии заключается в регулировке мощности мотора для комфортной работы бурояма. Именно она создает крутящий момент мотобура. Инструмент с ручным приводом механического типа оснащен цилиндрическим или червячным редуктором для снижения оборотов. Для передачи вращения бурояму используется центробежное сцепление, которое располагается между валом редуктора и мотора. Механический инструмент для бурения содержит множество деталей, которые со временем выходят из строя, — в этом заключается главный недостаток ручного мотобура.

Насколько реально и можно ли вообще за один подход пробурить отверстие, равное всей длине шнека?

Нет смысла этого делать. Стоит понимать, что вес шнека достаточно большой и при выполнении такой операции с полным его погружением может возникнуть ситуация, когда вам его просто не удастся поднять на поверхность. Выполнять бурение нужно не спеша, постепенно погружая шнек в почву, глубина должна составлять примерно 30 см., после чего мотобур нужно слегка поднимать, чтобы избавиться от накопившейся на шнеке земли. Чтобы устранить риск получения травм ни в коем случае не следует доставать из земли весь шнек целиком.

Мы постарались дать ответы только на самые простые и актуальные вопросы, которые могут возникать у всех, кто желает работать с бензобуром. Следует отметить, что на рынке представлены не только профессиональные устройства, но и бытовые модели, которые оптимально подойдут для использования в частном хозяйстве. Владельцам таких мотобуров перед использованием обязательно следует ознакомиться с детальной инструкцией по их использованию, ведь в этом вопросе многие из них будут новичками.

Самостоятельное изготовление

Многие умельцы задаются вопросом: как сделать мотобур, чтобы он не уступал промышленным образцам? При наличии некоторых навыков и необходимого инструмента, создание бурояма вполне осуществимо. Перед изготовлением оборудования нужно учитывать критерии, которым должен соответствовать хороший мотобур:

  • Если планируется сделать компактную, легкую модель, мощность может составлять 3 л.с. Если нужен более мощный мотобур, следует выбирать двигатель до 6 л.с.
  • Чем больше объем двигателя, тем более производителен агрегат. Учитывая тип грунта, следует выбирать тот или иной объем двигателя.
  • Также следует учитывать диаметр шнека, возможность его замены при необходимости.

Для того чтобы соорудить инструмент, наличие некоторых навыков просто необходимо. Если таковые отсутствуют, следует заручиться поддержкой слесаря.

Редуктора

Выбор редуктора для самодельного бура – ответственный этап процесса сборки этого инструмента, поскольку этот элемент является одной из главных составляющих механизма. По типу выходной скорости редукторы бывают повышающие и понижающие. Чтобы была возможность регулировать обороты, для мотобура выбирают второй тип.

Направление вращения редуктора должно быть реверсивным, чтобы без труда выкручивать инструмент из лунки при его заклинивании в твердом грунте. Устройство редуктора включает несколько элементов:

  • Выходной и червячный вал
  • Две шестерни (конического типа)
  • Подшипники
  • Корпус.

В редукторе обязательно должны присутствовать отверстия для заливки смазочных материалов.

Шнека

Если нужен шнек стандартного диаметра, его можно приобрести в магазине. Чтобы изготовить его самостоятельно, понадобится сердечник из металлической трубы, винтовое лезвие и наконечник. Твердый тип грунта потребует сердечника из прочной стали, чтобы предотвратить деформацию. Для изготовления лезвия понадобится сталь из твердых сплавов. Наконечник также изготавливают из твердосплавного металла. Его форма должна содержать желобки, а второй конец – хвостовик, на который будет надет редуктор или соединительная муфта.

Стойки для мотобура

При большом объеме работ мотобур очень неудобно держать в руках. В этом случае можно изготовить специальную станину, чтобы навесить сделанное оборудование. Опытными мастерами воплощаются разные виды стоек:

  • Подъемный механизм: используют цепную передачу, которая устанавливается внутрь центральной стойки. Поднимать и опускать механизм можно с помощью электродвигателя или механически, с помощью ручки.
  • Перемещение станины на колесах: на нижнюю опору прикрепляют два колеса, чтобы менять положение простым наклоном.

Материал для изготовления стоек должен быть прочным: обычно используют профильную трубу, отрезок швеллера и металлические уголки.

Как сделать мотобур своими руками

Перед запуском процесса изготовления мотобура рекомендуется прислушаться к рекомендациям:

  • Перед изготовлением лучше сделать чертеж установки, чтоб наглядно представить расположение всех узлов агрегата.
  • Нужно рассчитать мощность и габариты инструмента: при изготовлении мощного устройства следует предусмотреть прочную станину, возможно, тележку для перемещения.
  • При выборе редуктора стоит обратить внимание на его совпадение с нужным количеством оборотов. Если количество оборотов слишком большое, мотобуром будет сложно работать.

При работе с оборудованием нужно соблюдать меры безопасности, защищать лицо и руки от камней, осколков породы, пыли.

Из бензопилы

Сделать бур можно своими руками из бензопилы. Для этого подойдет старая модель, которая уже не годится для выполнения своих функций. Оптимальным вариантом станет старенькая пила «Дружба», «Штиль» или «Партнер». Двигатель от бензопилы фиксируют на конструкции из рам, при этом на верхнюю из них выводят систему подачи топлива и аварийной остановки агрегата.

Чтобы закрепить бур, его соединяют с редуктором с помощью трубы. При необходимости, в дальнейшем его можно будет заменить. Можно сделать мотобур из бензопилы своими руками с возможностью вертикального бурения. Это достигается привариванием к раме металлических колец, которые надевают на вертикальную трубу из металла. Такая конструкция надевается на трубу с буром, после этого можно работать.

Из триммера

Для изготовления механизма для бурения земли можно взять двигатель от триммера. Чтобы понизить скорость вращения, рекомендуется использовать несколько шестерен, объединенных в едином корпусе с нужным передаточным числом. Скорость оборотов можно понизить, если шестерня первичного вала будет меньшего размера, а шестерня, которая крепится к вторичному валу, — большего.

Для создания устойчивого мотобура из триммера понадобится прочный каркас, к которому прикрепляют мотор и редуктор. К этому же каркасу присоединяют ручки, чтобы держать инструмент. Шнек делают из закаленной стали, а бур – с заостренным наконечником.

Из дрели

Мотобур можно смастерить из дрели или перфоратора. Предпочтительнее изготовление мотобура на основе перфоратора, поскольку он имеет реверс, предотвращающий появление обратной силы в случае заклинивания инструмента в почве. Для изготовления бурояма из дрели мощностью и крутящим моментом не меньше 2 квт., необходимо произвести следующие действия:

  • Приобрести червячный редуктор соотношением 1 к 25.
  • Изготовить шнек или приобрести готовый.
  • Все узлы соединить воедино.

Агрегат, сделанный на основе дрели, работает от электрической сети, что сужает сферу применения. Однако, такой инструмент способен работать при любой температуре, в отличие от бензопилы.

Если правильно использовать свои навыки, можно сделать производительное и мощное оборудование, которое не раз выручит во время строительства или при выполнении ландшафтных работ. При использовании мотобура важно не забывать про технику безопасности и ознакомиться с любыми доступными материалами по поводу его правильной эксплуатации.

Учитывай норов инструмента


Фото: STIHL. Бензобур STIHL BT 131 оснащён надёжным предохранителем, системой быстрого торможения (рычаг возле левой ноги)

Основной характеристикой мотобура является мощность двигателя. В этих устройствах используются двухтактные бензиновые двигатели, для характеристики которых отечественные производители чаще указывают мощность в лошадиных силах или в ваттах, а зарубежные — рабочий объём двигателя в кубических сантиметрах. В быту встречаются обычно мотобуры мощностью от 1 до 3 л. с. или с рабочим объёмом двигателя 40–70 см³. С увеличением мощности растёт вес инструмента и крутящий момент двигателя: устройство становится заметно более «норовистым», и его труднее удержать в руках. Поэтому пользователь должен грамотно рассчитывать свои силы, новичкам лучше выбрать модель с небольшой мощностью двигателя.


Фото: Борис Безель/Burda Media. Монтаж опорного острия и режущих ножей перед работой

При подборе модели следует обязательно обратить внимание на эргономику инструмента. Это не только его вес, но и удобство конструкции рукояток. Желательно, чтобы они были снабжены мягкими накладками, препятствующими скольжению рук, и мотобур был оснащён механизмом гашения вибрации. Что касается защитной системы, то она стандартная — все устройства имеют рычаг управления куркового типа: если при работе вы не сможете удержать инструмент и отпустите его, то вращение шнека прекратится. Некоторые профессиональные модели имеют дополнительную защиту — например, бензобур STIHL BT 131 имеет систему быстрого торможения QuickStop, это дополнительный длинный рычаг, прикосновение к которому мгновенно останавливает бур, если его заклинит в грунте.

Обратите внимание на конструкцию бензобака. Вместительность (обычно в пределах 0,5–1 л) особой роли не играет, а вот удобство горловины для заливки топливной смеси может иметь значение.

Оцените статью
Adblock
detector