Опыт владения «Москвич-412»: Вторая жизнь
Казалось бы, кому он сегодня нужен? – тесный, малокомфортный и прожорливый? Даже меня, проведшего за рулем (и под капотом!) «Москвичей» восемь лет жизни, удивляют «четыреста двенадцатые», до сих пор снующие по нашим дорогам среди «Приор», «Фокусов» и «Солярисов». Вторая жизнь, не иначе…
Жителям мегаполисов трудно понять владельцев «Москвичей». Он старый, он ломается, престижа ноль, одни проблемы… Если уж приспичило взять машину за смешные деньги, то проще купить «Жигули». Но в небольших городах, где сильны традиции и невысоки доходы, «Москвич» до сих пор котируется как транспорт. Причем – повседневный.
Зачем он нужен?
Типичная массовая малолитражка и хит продаж конца 1960-х, старина «Москвич-412» вместе со своими производными версиями «427», «2140», «2137» и «Комби» не выдерживает темпа ХХІ века. От него уже отказываются даже бригады шабашников и «черных» охотников за металлоломом, пересевшие в разбитые, но более надежные «копейки» и «шестерки».
Но смысл владеть «Москвичом» последнего из заднеприводных поколений по-прежнему есть. Теперь он – машина выходного дня. Только не та, что для души, а та, что для дела. Для небогатой семьи, не имеющей насущной нужды в личном транспорте на каждый день, хорошо сохранившийся «Москвич» – самое то.
Его удел: на дачу с рассадой, на рыбалку к озеру, за картошкой в село или на пикник за город. Продлевает жизнь машине и облегчает жизнь владельцу возможность многочисленных модернизаций.
Владельцы, которые продолжают более-менее активно эксплуатировать спроектированную в далеком 1964 конструкцию, как правило стремятся путем тюнинга снизить трудоемкость обслуживания и увеличить надежность отдельных узлов. Достигается это главным образом заменой деталей на комплектующие от более совершенных моделей.
Вопрос «трансплантации» чужих компонентов тем более актуален, что найти кондиционные родные запчасти к заднеприводным «Москвичам» весьма затруднительно – порой «беушные» запчасти с разборок оказываются более качественными, чем новые современного производства. Хорошим подспорьем «москвичистам» стал появление в последнее время сайтов бесплатных объявлений вместе с современными службами доставки: очищая гаражи и кладовки, граждане выставляют на продажу в числе прочего и качественные запчасти советского периода. Но обо всем по порядку.
Кузов
Классический «Москвич» тесен для пятерых человек – салон узкий, к тому же арки задних колес вдаются в пределы заднего дивана. Но кузов прочный, за что его и ценят хозяйственные сограждане. Он допускает перегрузку, при определенных условиях не боится прицепов весом под тонну. Наличие продольных несущих балок под днищем багажника позволяет нагружать машину, даже если кузов уже сильно поражен коррозией. Передний мост целиком собран на отдельной балке, без привязки к брызговикам кузова, как это сделано у ВАЗов. Все это положительно сказывается на долговечности кузова – а значит, и всей машины.
Садиться в салон через узкие и низкие дверные проемы неудобно, зато посадка за рулем куда лучше, чем в той же тольяттинской «классике». С обзорностью тоже все в порядке. Отопитель, малоэффективный на машинах первых лет выпуска (1967-1981), можно сделать более полезным, переподключив его трубопроводы к двигателю так, как это сделано на более поздних версиях.
Внешний апгрейд «Москвичу» требуется разве после ДТП, поскольку большой клиренс, мощные стальные бамперы (за исключением версий АЗЛК 2140 и 2140 SL) и металлические детали наружной отделки помогают сохранить экстерьер от мелких повреждений на плохих дорогах и при неаккуратной езде.
На худой конец вместо помятых хромированных бамперов стилистически неплохо подходят алюминиевые от ВАЗ-2105 или штампованные стальные от ЗАЗ-968. Немодные треугольные форточки передних дверей можно упразднить, установив стекла с направляющими от «Москвичей» последних лет выпуска. Однако, жителям южных регионов нужно прежде подумать, стоит ли отказываться от такого эффективного средства вентиляции салона – даже на малой скорости повернутые против хода «треугольники» частично заменяют кондиционер.
Двигатель
Двигатель УМЗ-412, построенный с оглядкой на силовой агрегат BMW-1500, достаточно мощный и тяговитый (75 л.с., 114 Нм), и при условии использования кондиционных комплектующих вполне надежный. Однако, он «туповат» при разгоне, и для улучшения динамики его карбюратор К-126Н нередко заменяют на ДААЗ «вазовского» типа. Лучше, если удастся найти прибор от «Москвичей» последних модификаций (ДААЗ-412), но подойдет и чисто «жигулевский», придется лишь немного переделать привод дроссельной заслонки.
Устаревшую контактную систему зажигания приходится время от времени регулировать, иначе у мотора начинается «жор». В настоящее время в продаже есть комплекты бесконтактного электронного зажигания для «москвичовского» мотора; такая система не требует обслуживания.
При точной настройке всех систем легко можно добиться расхода бензина по трассе менее 8,0 л на «сотню». В свое время мой «Москвич-412» 1968 года выпуска на летнем маршруте в Крым показывал 7,5 л/100 км – и это при полной загрузке, родных карбюраторе и системе зажигания.
На фото: двигатель 1981 г.в.
Штатный бензонасос Б7 грешит пересыханием клапанов за время длительной стоянки, и для более стабильного пуска применяют выпускаемые ныне к этому мотору современные бензонасосы. Требующий немалых хлопот при смене бумажного элемента масляный фильтр заменяют одноразовым, опять-таки ВАЗовский. К нему нужно купить переходник – деталь от мотора переднеприводного «Москвича-21412».
На фото: «штатный» масляный фильтр; одноразовый ВАЗовский масляный фильтр
Такой апгрейд, кстати, вкупе с электронным зажиганием и карбюратором ДААЗ делает ваш «Москвич» пригодным для обслуживания на более-менее приличной СТО. Ведь именно из-за нежелания мастеров связываться с архаичными родными узлами машину приходится обслуживать или своими силами, или на гаражах «у дяди Васи».
А в остальном двигатель по сути мало чем отличается более привычных нам сегодня «жигулевских» моторов. Ресурс нормально эксплуатируемого агрегата может достигать 150 тыс. км, и кстати, делать ему капремонт при хорошем состоянии всей машины имеет смысл: по причине простоты и распространенности запчасти недороги, как и работа по переборке.
На фото: современный бензонасос
Трансмиссия
Коробка передач – больное место всех «Москвичей». Из хорошего о ней можно сказать лишь то, что у нее не вибрирует рычаг и удачно подобраны передаточные числа. В остальном – одни жалобы: рычаг вечно «разболтан» из-за быстро «разбивающихся» втулок кулисы, передачи выбивает, потому что преждевременно изнашиваются подшипники и валы, кардан гудит и вибрирует вследствие износа втулок скольжения в удлинителе.
Ремонта хватает ненадолго (30-40 тыс.км.), а находить мастеров для обслуживания этого непростого во всех смыслах узла становится все труднее. Поэтому многие владельцы лечат эту «головную боль» оперативным путем – заменяя агрегатом от той же тольяттинской «классики». Приходится покупать переходную плиту и заодно – «жигулевский» кардан, а также модернизировать некоторые мелкие детали, но игра стоит свеч.
Кстати, такой вариант апгрейда помимо прочего предоставляет возможность одарить «Москвич» пятой передачей, которая пригодится, если машина часто отправляется в дальние вояжи по скоростным шоссе.
На фото: «Москвич-412» с КПП «ВАЗ»
Ходовая часть
Хорошо приспособленная к плохим дорогам подвеска – важный плюс «четыреста двенадцатого» и его «одноплатформенников». На мелкие ямы можно просто не обращать внимания, да и средние «Москвич» глотает без напряга. Не то чтобы каждый раз это проходит незаметно для пассажиров (шум и сотрясения в салон таки просачиваються), но даже с более молодыми иномарками-одноклассницами – никакого сравнения.
Оборотная сторона такой «всеядности» подвески – малый ресурс расходников: порядка 20 тыс. км. А еще владельцу придется привыкнуть, что его машина на высокой скорости непривычно раскачивается. Кроме того, спроектированная по критериям далеких 1960-х, мягкая подвеска плохо держит машину в поворотах. Избегая чрезмерного крена, на кривых многоуровневых развязок часто приходится сбрасывать скорость, задерживая поток более современного транспорта.
Руль в ту же «тему» – нечеткий и неострый, зато легкий. Рулевой механизм долговечный, без какого-либо ремонта легко доживает до 300 тыс. км пробега. При этом предусмотренная заводом регулировка помогает устранять возникающий время от времени люфт.
На фото: штатная подвеска; штатная рессора; наконечник ВАЗ, установленный через переходник
Модернизации ходовой части проводят с целью увеличить ресурс (касается «передка») и грузоподьемность (задняя подвеска). Сзади добавляют 1-2 листа в рессоры (штатно стоит 6 листов), спереди устанавливают качественные фирменные узлы: сайлент-блоки, шаровые опоры. С помощью простейших резьбовых переходников в рулевую трапецию «имплантируют» долговечные шарниры от ВАЗов «первого» семейства.
Подобрать к «Москвичу» легкосплавные колеса нелегко из-за редко встречающегося посадочного размера дисков (параметр PCD — 115х5), однако при некоторой доработке отверстий отдельные владельцы применяют колеса от старых моделей Mercedes, Mazda, Mitsubishi, Hyundai (PCD – 114,3х5, вылет 30-35 мм). Неплохой вариант – стальные диски от Mercedes W123 на 14 дюйма: и недорого, и проще будет подобрать «бэушную» резину, которая в родном «13-м» размере встречается все реже.
На фото: легкосплавные диски; стальные диски от Mercedes W123
Что касается тормозов, то они могут быть трех типов. Самые нежелательные одноконтурные на версиях первых лет выпуска, неприхотливые двухконтурные с барабанными передними механизмами и высокоэффективные с дисковыми передними механизмами (на части машин с 1976 г.в.). За последними гнаться не стоит, поскольку они не намного резче «барабанов», зато имеют большее количество деталей, что на старой машине можно классифицировать как недостаток. Ну и колодки на дисковых тормозах, при прочих равных изнашиваются быстрее.
Усилитель (гидровакуумный, а позднее вакуумный) в приводе тормозов был не с самого начала, но и без него замедление вполне соответствует общей динамике. Не верьте тем, кто говорит, что никогда не видел «Москвич» с исправным стояночным тормозом. Использовав имеющиеся в продаже ремкомплекты, можно привести в порядок даже «ручник» самой старой модификации, с рукояткой пистолетного типа. Это вдвойне актуально для версий автомобиля с одноконтурными тормозами, поскольку «ручник» это еще и аварийный тормоз, причем вполне эффективный. За годы езды на этой модели однажды пришлось убедиться в этом лично.
На фото: штатный багажник
Конечно, «Москвич» – не кошка, и две жизни для него предел – во всяком случае, до девятой он точно не дотянет. После глобального износа всерьез ремонтировать этот вымирающий вид, увы, совершенно нерентабельно. Но в отдаленных уголках Отечества еще долго можно будет увидеть его классический силуэт и услышать мягкий рокот его мотора – в теперешнем режиме эксплуатации последние экземпляры выдохнутся не скоро.
В одном из следующих обзоров мы рассмотрим «Москвич-412» под несколько другим углом. Ведь сегодня те немногие экземпляры, что дожили до наших дней – это уже не «повозки» на каждый день, а настоящие олдтаймеры. Насколько просто привести такую машину в состояние «конфетки» для редких выездов на тусовки ретро-манов, узнаем в следующий раз. Оставайтесь на связи!
«Москвич ИЖ 2715 Бизон 1» «Москвич бизон-1» подготовлен для сельской местности охоты и рыбалки.
Найдены возможные дубликаты
Но только выглядит. С такими колесами нагрузка на ходовую гораздо выше, чем со штатными, да еще по бездорожью. А у москвичей задний мост, и особенно КПП не самые надежные агрегаты.
Думаю там все ходовая апнута по самое небалуй.
задний мост от нивы.
пружины от волги.
двиг — сток
А двигатель УЗАМ-412Э? Мощностью 75 лошадей?
Дайте угадаю. от москвича там только кузов.
Не угадали. Там всё от москвича, только подвеска лифтованная. Привод, соответственно, только на заднюю ось.
реально, двигатель родной, всё родное, единственное что даёт ему шанс — задний мост от нивы с блокировкой. Но толку без 4*4? Только внешний вид более злой.
отличный москвич, ага. только сделано всего два и ценник как у лэндровера. при размерах и удобстве москвича ;))
Блин. Мосик был моей первой машиной. Хочу такой же))
«полнолапые» типа уаза кушают бенза много. ИЖи, ВИСы выглядят как мамонты. нива-пикап — кузов коротковат. УАЗ Карго- с кузовом от газели — трудяга, но деревенщина. мечтаю о таком чтобы и грузы днем возить, и вечером до клуба(кино, театра) не стыдно было подъехать. Подобие «эль камино» на базе весты — идеальный вариант(для меня). грузоподъемность не важна.
почему все понимают что нужно потребителю, но на заводе всё равно делают какоекто гавно?
А представьте, если сделать в таком виде редкий 4-дверный заводской пикап? ИЖ сделал один экземпляр всего. Было бы круто увидеть на больших колесах. Вот тут подробнее — http://carakoom.com/blog/ternistaya-istoriya-pikapov-izh2715-i-ego-modifikacij
такого же хотел сваять из 2717. дальше «рамы безопасности» тюнинг не продвинулся, т.к. хватало забот с текущим ремонтом. на модификацию времени не хватало. машина рабочая, на ней работать нужно. без пикапа теперь не представляю жизни. сейчас владею кЕтайским аналогом хайлюкса. необходимость в пикапах, даже маленьких у нас, в России есть, даже огромна. посмотрите хотя бы сколько установщиков окон катается по дорогам.
То есть он всё же не на полном приводе? Если только задний, то в чём смысл? Тот же тарзан проще найти или ниву взять. А то рыбалка в первой луже на грунтовой дороге не особо здорово)
Хотелось бы подробностей, что за ходовая, трансмиссия, двигатель.
«Москвич бизон-1» подготовлен для сельской местности охоты и рыбалки. Данный ПИКАП был выбран для этой цели не зря. Во первых, легкий, дешевый, надежный, как все «Москвичи» того времени. Данный экземпляр готовился для показа на выставке. Год выпуска автомобиля 2000, собирали на заводе видно из старых запасов. Двигатель и КПП установлены штатные. Установлена алюминиевая защита картера с буксировочными проушинами. Передняя подвеска штатная, за исключением, переделки поворотных кулаков, крепления нижних рычагов и амортизаторов на шс. Пружины установлены от Волги с дополнительными проставками. Задний мост установлен от Нивы по многим причинам. Намного легче штатного, шире колея, установлена пониженная пара в редуктор 5,5, можно установить блокировку дисковую или кулачковую, все есть в продажи. Амортизаторы ВАЗ, а вот рессоры пришлось снимать 5 листов, очень жесткие, ведь машина весит всего 580 кг. Установлен гидравлический ручник, чтобы не переделывать троса. На передние ступицы изготовлены переходные дюралевые проставки под Нивские колеса. Колесные диски эксклюзивные R-16, кованные, производства ВИЛС. Шины 245/ 85 -16. Кузов штатный, за исключением: снята будка, переделаны задние дверцы, передние и задние крылья, арки колес, пороги обрезаны и переварены, установлены пластиковые расширители арок. В кузове установлен вварной каркас безопасности, багажник на крыше для запаски. Блокировку заднего моста можно установить любую, хоть дисковую, хоть кулачковую, для классики все есть в продажи