Мориц фон швинд похороны охотника

Содержание
  1. «Кто подставил братца Якова?»
  2. LiveInternetLiveInternet
  3. —Рубрики
  4. —Музыка
  5. —Поиск по дневнику
  6. —Подписка по e-mail
  7. —Статистика
  8. Вселенная Малер: Симфония N1 «Титан» (пятичастный вариант)
  9. Тангейзер: Сегодня я предлагаю послушать Первую симфонию Густава Малера.Если этот материал привлечет внимание читателей и слушателей музыки великого композитора,то путешествие во «Вселенную — Малер» будет продолжено.Все зависит от ваших желаний. ) У великого австрийского композитора практически все произведения,что называется «на перечёт». )В пост включен подробный текстовый материал об истории создании этого симфонического шедевра ,структуре произведения и его музыкальных особенностях(хотя он касается четырёхчастного варианта).Я дополнил текст,надеюсь,уместными картинками. ) И конечно же музыка. В исполнении СО под управлением прославленного дирижёра.
  10. Части и разделы:
  11. До встречи!
  12. Симфония № 1
  13. История создания
  14. Музыка

«Кто подставил братца Якова?»

Третью часть Первой симфонии Малера открывают глухие удары литавр; сначала их не слышишь, а скорее чувствуешь, как подсту­пающую дурноту. Ощущение не обманывает: с мотивом, который гнусавым голосом заводит солирующий контрабас, все не так. То, что это детская песенка «Братец Яков», сразу не понять: затормо­женная, в миноре, она звучит совсем не весело и уж точно не по-детски. Этот изуве­ченный мотив подбирают другие инструменты и тащат каноном Канон — полифоническая форма, в которой один голос повторяет другой, вступая позже него. : странная похоронная процессия.

«Траурный марш в манере Калло» — так назвал ее Малер, указав сразу и на гра­вера XVII века Жака Калло, и на «Фантазии в манере Калло» Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Чтобы мы не усомни­лись, что похороны эти не настоящие, а карна­вальные (Малера вдохновила гравюра другого художника, Морица фон Швинда, «Звери хоронят охотника») и что композитор здесь иронизирует, на очередном повороте процессию встречает уже совсем неуместный ансамбль, глумливый и разнуз­данный. До Малера в симфонии хоронили героя, павшего ради чело­вечества (Третья симфония Бетховена, Героическая); разочарован­ный роман­тический герой Малера хоронит в этом пародийном марше свою веру в людей, а заодно, подобно двум другим романтикам, Гейне и Шуману, свои песни Шуман завершает цикл «Любовь поэта» на стихи Гейне песней, в которой хоронит «злые песни» в огромном гробу и вместе с ними — свою «любовь и скорбь». : одну из них («Голубые глазки») — в среднем разделе марша, и только там он говорит всерьез. Впрочем, в будущем траурный марш еще не раз войдет в симфонии Малера — Вторую, Пятую — и уже безо всякой иронии.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1547)
  • Симфоническая (545)
  • Фортепианная (398)
  • Камерная (287)
  • Скрипичная (187)
  • Духовная (111)
  • Хоровая (92)
  • Народная (54)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1495)
  • Музыкальные жанры и формы (716)
  • Концерт (244)
  • Симфония (171)
  • Соната (106)
  • Вальс (79)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (25)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (442)
  • Танцовщики (197)
  • Балетмейстеры (64)
  • Опера (381)
  • Музыканты (351)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (111)
  • Виолончелисты (39)
  • Певцы (349)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (245)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (217)
  • Романс (192)
  • Музыкальная культура народов мира (158)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкальный словарь (101)
  • Музыкотерапия (91)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (36)
Читайте также:  Малокалиберные винтовки для охоты калибр 22

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Вселенная Малер: Симфония N1 «Титан» (пятичастный вариант)

Густав Малер — Симфония №1 «Титан» (в редкоисполняемой пятичастной «Гамбургской редакции»).


Симфонический оркестр Maggio Musicale Fiorentino.


Дирижер Зубин Мета.
Записано в Концертном зале имени Чайковского (Москва) в 2011 году.

Тангейзер: Сегодня я предлагаю послушать Первую симфонию Густава Малера.Если этот материал привлечет внимание читателей и слушателей музыки великого композитора,то путешествие во «Вселенную — Малер» будет продолжено.Все зависит от ваших желаний. ) У великого австрийского композитора практически все произведения,что называется «на перечёт». )В пост включен подробный текстовый материал об истории создании этого симфонического шедевра ,структуре произведения и его музыкальных особенностях(хотя он касается четырёхчастного варианта).Я дополнил текст,надеюсь,уместными картинками. ) И конечно же музыка. В исполнении СО под управлением прославленного дирижёра.

Перед премьерами Первой в Гамбурге и Веймаре (июнь 1894 г.) Малер, стремясь облегчить понимание симфонии, опубликовал ее программу, которая должна была служить слушателям ориентиром. «

Части и разделы:

Симфония «Титан» в 5-ти частях 2 разделах
I том: «Из дней юности».
1. «Весна без конца»,
2. «Цветник».
3. «На всех парусах».
II том: «Человеческая комедия».
4. «Траурный марш в манере Калло».
5. «Из ада в рай».

До встречи!

Симфония № 1

Состав оркестра: 4 флейты, 2 флейты-пикколо, 4 гобоя, английский рожок, 3 кларнета, бас-кларнет, кларнет-пикколо, 3 фагота, контрафагот, 7 валторн, 4 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, тарелки, большой барабан, тамтам, струнные.

История создания

Работа над симфонией началась в 1884 году, примерно в одно время с первым вокальным циклом — «Песни странствующего подмастерья». Название было автобиографическим: скитающийся по провинциальным оперным сценам в качестве дирижера, композитор считал себя еще подмастерьем в музыкальном искусстве. Автобиографическим было и содержание цикла, повествующего о несчастной, мучительной любви. «Вчера я приехал сюда. Едва я ступил на мостовую Касселя, мной овладели прежние страшные чары, и я не знаю, как восстановить внутреннее равновесие. Я снова встретился с нею. Она загадочна, как всегда. Могу сказать только: Господи, помоги мне!» —пишет он другу.

Этот цикл и стал основой симфонии: вся первая часть ее — по существу развитие, распевание второй из песен, «Солнце встало над землей»; четвертая и последняя, «Голубые глазки» — звучит в медленной части.

20 ноября состоялась премьера большой симфонической поэмы в пяти частях, известной теперь как Первая симфония. Это был первый случай публичного исполнения оркестрового сочинения Малера, его дебют как композитора, и в то время как публика приняла произведение, мягко говоря, холодно, некоторые критики были попросту эпатированы. Музыкальный язык сочинения оказался настолько новым, что совершенно не был ими воспринят. Они не были в состоянии оценить ни изысканности настроений этой музыки, ни причудливости иронии, чего стоят, например, звуки природы, пробуждающейся на рассвете,— неясно звучащие зовы труб и голоса птиц,— которые рождаются из тишины, возникая в начале произведения на фоне долгого звука ля, охватывающего диапазон семи оюйв от ля большой октавы у струнных; или причудливый и сардонический траурный марш в третьей части, идея создания которого была навеяна широко известной австрийской гравюрой «Похороны охотника», иллюстрирующей детскую книжку, где изображена погребальная процессия лесных зверей, провожающих охотника в последний путь. Выбор инструментальных тембров в этой части был в то время совершенно революционным.

Читайте также:  Запрещенные для охоты участки

Оркеструя свои сочинения, Малер иногда брал инструменты, по характеру звучания не подходившие для исполнения той или иной темы, или же использовал крайние регистры инструментов, в которых они звучат напряженно, для того чтобы подчеркнуть в музыке иронию гротеска. Фактически именно в Первой симфонии определились характерные особенности его будущего оркестрового стиля, в котором нашли отражение впечатления детства и воспоминания, оставшиеся у него от уличных деревенских оркестров, простых народных мелодий, картин и звуков природы. Он даже ввел элемент неожиданной бравурности в торжественный финал произведения, поместив в партитуре ремарку о том, что семь (или восемь, как обычно бывает) валторнистов встают, исполняя финальную фразу своего ансамбля, чтобы «заглушить все, даже трубы».

Только один критик, кажется, смог понять, чего же именно Малер пытался добиться особенным использованием оркестровой палитры. В одном из своих высказываний он обобщает основные особенности, свойственные звучанию малеровских произведений:
«Этот технический перевес легко приводит его к выбору «жестких звучаний» ради усиления выразительности и достижения звуковых эффектов.»
Август Бер, немецкая газета «Пестер Ллойд»

Естественно, провал симфонии вывел Малера из душевного равновесия,— этому способствовало и то, что его загруженность в оперном театре мешала работе над новыми произведениями. Однако непредсказуемое чувство юмора все же не покидало его, и он с иронией рассказывал о том, как на первом исполнении одну пожилую даму, крепко проспавшую всю третью часть, грубо разбудил грохот литавр, с резкой «атаки» которых началось исполнение финала, и все свои вещи она уронила на пол!

Музыка

Первая часть Первая часть начинается медленным вступлением, как будто рождаясь из тишины. На фоне легчайших флажолетов струнных возникают отдельные мотивы: лесные зовы деревянных духовых, охотничьи наигрыши труб и валторн. Затаенный рокот литавр сопровождает медленное ползущее движение, зарождающееся в струнных басах. Нарастание звучности приводит к началу сонатного аллегро, простой неприхотливой песне, светлой и радостной — мелодии песни «Солнце встало над землей». В ней и главная и побочная темы, не противопоставленные, а продолжающие одна другую. Это бесхитростное и наивное прославление радости жизни. Песня повторяется дважды (собственно, звучат два ее куплета), замыкая экспозицию. Разработка привносит иные настроения. Появляются тревожные, напряженные интонации, предвосхищающие музыку следующих частей. Как будто герой, юноша, еще совсем не знающий жизни, впервые задумался: а так ли она прекрасна и безоблачна? Но это лишь краткое раздумье. Реприза части звучит торжественным гимном.

Вторая часть Вторая часть симфонии — жанровая картинка — сцены народной жиз-ии. В ее основе народный австрийский танец лендлер, предшественник вальса. Крайние эпизоды — лендлер бодрый, чуть грубоватый, основанный на стихийной, заразительной силе ритма. В его непритязательной мелодии, исполняемой хором деревянных инструментов, угадываются очертания главной темы первой части. К деревянным присоединяются струнные, звучание становится все более мощным, наполняется стихийной силой. Средний же раздел — лендлер совершенно иного плана. Мелодия его гибкая, изящная, очень выразительная, непрестанно переходящая от одних инструментов к другим при общей прозрачной оркестровке, создает мягкий, грациозный образ.

Читайте также:  Тапочки для подводной охоты

Похороны охотника.Гравюра Морица фон Швинда

Третья часть Третья часть знаменует собой резкий перелом в образно-музыкальном развитии. Если до сих пор господствовали светлые темы, то здесь впервые срываются маски. По словам композитора, третья часть должна быть «раздирающей, трагической иронией. Это голос раненной до самой глубины и опустошенной души». Малер использовал здесь образы популярной лубочной картинки. Звери хоронят охотника. Участники траурной процессии всем своим видом стараются выразить огромное горе. Но то у одного, то у другого вырываются подлинные чувства. Начало части звучит очень «всерьез». На фоне мерных звуков литавр в необычном тембре очень высокого регистра контрабаса с сурдиной проходит скорбная тема траурного марша — вариант известного шуточного канона «Братец Мартин», К контрабасу присоединяются в канонической имитации фагот, затем виолончели с сурдинами, затем туба. Но вдруг поверх этого мерного шага вступает гобой с залихватским подпрыгивающим мотивчиком, в котором угадывается абрис темы первой части в обращении — словно вывернутой наизнанку. Еще немного, и в скорбное движение похоронного марша вливаются преувеличенно-экспрессивные интонации цыганских напевов с подчеркнутыми глиссандо струнных и форшлагами деревянных, временно оттесняя шествие на второй план. А затем музьжа его снова «наплывает», завершая сцену.

Одним из популяризаторов музыки Г.Малера у нас в стране является Валерий Гергиев

Художник М.К.Чюрлёнис «Арфисты»

Центральный эпизод части — резкое противопоставление началу, печальный задумчивый образ. То, чем живет герой симфонии. Недаром именно здесь Малер вновь обратился к вокальному циклу, позаимствовав мелодию его последней песни — «Голубые глазки, лучистый взгляд» Она звучит на фоне мерного колыбельного аккомпанемента, как всегда у Малера, переходя от инструмента к инструменту, подчеркивая выразительность мелодии сменой тембров. Такое противопоставление помогает еще глубже понять горькую иронию гротеска. И вновь возвращается карикатурное траурное шествие, завершая сложную трехчастную форму.

Художник М.К.Чюрлёнис «Ангел»

Финал Финал, следующий за третьей частью без перерыва, звучит как взрыв отчаяния. Резкие фанфары тромбонов и труб, грохот литавр, судорожные короткие фразы, звучащие то у одной, то у другой группы инструментов. Ниспадающие пассажи накатываются на слушателя подобно волнам бушующего моря. Финал грандиозен. Он — основная часть симфонии, занимающая чуть ли не половину всего сочинения, смысловой центр цикла. Здесь герой впервые появляется возмужавшим, сильным, подлинным борцом, проходящим через все испытания. Его характеризует суровая, полная решимости тема маршевого склада (главная партия сонатного аллегро), появляющаяся после бурного, мятущегося вступления в полном звучании оркестра. Сменяя ее после длительного, доходящего до огромной кульминации развития, вступает мелодия скрипок и виолончелей, полная обаяния, чарующей мягкости, глубоко проникновенная в своей возвышенной лирике. Она как бы символизирует идеал, во имя которого ведется борьба. Лирический пафос побочной партии прерывает разработка. Вновь смятение,

нечеловеческое напряжение сил.

Художник М.К.Чюрлёнис «Соната весны.Финал»

Перед слушателем проходят темы предшествующих частей симфонии, напоминая о прошлом. Но вот начинает постепенно концентрироваться, набирать силу героическая тема главной партии финала, нагнетая энергию перед решительным броском. И она побеждает. Кода симфонии звучит ликующим, торжественным апофеозом жизни, счастья.

Рубрики: Музыкальные жанры и формы/Симфония
Композиторы

Метки: композиторы

Процитировано 11 раз
Понравилось: 8 пользователям

Оцените статью
Adblock
detector