Море взволновано охотник взволновало

Поиск ответа

Всего найдено: 14

Вопрос № 307617

Здравствуйте. Почему в краткой форме «смущена» пишется одна Н, а в словах « взволнован на», «невоспитанна» и пр. — две? И в том, и в другом случае это прилагательные, следовательно, пишем столько Н, сколько в полной форме. Но «смущенная»- пишется две. В чем разница между примерами? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Прилагательное в краткой форме смущена пишется по сложившейся традиции, которая закреплена в словарях. Это отглагольное прилагательное, как и многие другие, не подчиняется правилу. Как раз сейчас Орфографическая комиссия РАН занимается этой проблемой. Надеемся, что правило удастся уточнить.

Здравствуйте, уважаемая ГРАМОТА! Подскажите пожалуйста, какое должно быть количество «н» в предложениях: Море взволнова. о. и Море взволнова. о бурей. Имеет ли значение наличие дополнения в предложении на написание. Если его нет в предложении, мы должны его домысливать? Спасибо за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Видите ли, приведенные Вами примеры сейчас звучат не вполне естественно. Слово взволновать в своем прямом значении ‘привести в колебательное движение, заставить колыхаться, колебаться’ уже почти не употребляется, примеры, иллюстрирующие это значение в словарях 20 века, воспринимаются как архаичные (напр.: Река лежала у ног их и, взволнован ная лодкой, тихо плескалась о берег. М. Горький). Современный «Большой толковый словарь русского языка» под редакцией С. А. Кузнецова фиксирует глагол взволновать только в одном значении – ‘привести в состояние волнения; встревожить’. Сейчас слова взволновать, взволнован ный характеризуют человека: девушка взволнован а, речь ее была взволнован на, у отца был взволнован ный вид.

Краткая форма от взволнован ный пишется с одним н, кроме тех случаев, когда слово употреблено в значении ‘выражающий волнение’: девушка взволнован а письмом, девушка взволнован а, но речь ее взволнован на. Если не брать во внимание архаичный характер прямого значения глагола взволновать, то следует писать: море взволнован о бурей, море взволнован о. Хотя, наверное, возможно и олицетворение орфографическими средствами: море взволнован но.

Доброго времени суток! Подскажите, пожалуйста, что делать с отглагольными прилагательными типа взволнован ный, организованный, рассеянный, если мы будем использовать их краткую форму с существительным мужского рода? Например, девочка взволнован на, организованна, рассеянна. А мальчик? взволнован н, рассеянн?

Ответ справочной службы русского языка

Краткие формы мужского рода прилагательных пишутся с одним Н, даже если в полной форме или форме женского рода два Н: взволнован , рассеян.

Здравствуйте! Он пришел домой(,) взволнован ный, окрыленный. Нужна ли запятая после домой?

Ответ справочной службы русского языка

Если логическое ударение падает на слова взволнован ный, окрыленный (т. е. эти слова являются смысловым центром высказывания), то запятая не нужна. В этом случае сказуемым можно считать сочетание пришел взволнован ный, окрыленный.

Однако в приведенном предложении возможно два смысловых центра и, соответственно, два логических ударения: первое – на слове домой, второе – на словах взволнован ный, окрыленный . В этом случае сказуемым является слово пришел , а прилагательные выполняют функцию однородных определений, оторванных от определяемого слова. Такие определения должны отделяться запятой.

Здравствуйте, дорогое «Справочное бюро»!

Пожалуйста, дайте определение слову «патетический». Заранее спасибо за Ваш труд.

Ответ справочной службы русского языка

Как правильно говорить: Я извиняюсь (перед кем-то) или извините меня (опять же при извинении перед кем-то) ?

Ответ справочной службы русского языка

Форма извиняюсь — разговорно-просторечная. Вот как писал о слове извиняюсь известный русский лингвист А. Селищев: «Со времени войны (1914 г.) в России вошел в широкое употребление словеcный знак вежливости-извинения «извиняюсь» (извиняюс). По основе и по форме это образование употреблялось и раньше. «Опять тысячу раз извиняюсь, что сбиваюсь с прямой дороги в сторону» — писал Гончаров. «Извиняюсь, что не ответил никому до сих пор» — в «Дневнике писателя» Достоевского. Отличие от теперешнего извиняюсь заключалось в том, что извиняюсь в речи Гончарова, Достоевского и других находилось в сочетании с другими словами в предложении и имело обычное реальное значение, — значение выражения извинения, искреннего, иногда глубокого раскаяния, что подчеркивалось словами «1000 раз» и т. п. Посредством этой формы извиняется и взволнован ный чеховский дядя Ваня. «Ну, ну, моя радость, простите. Извиняюсь (целует руку)». Совсем не по своему реальному и формальному значению теперешнее извиняюсь : оно употребляется отрывочно, вне сочетания с другими словами, служит формальным словесным знаком, произносимым при определенных обстоятельствах, — знаком, мало соответствующим этим обстоятельствам: полного значения просьбы здесь не выражается» (А. Селищев. Язык революционной эпохи. 1928). Написано давно, а актуально до сих пор.
В современных толковых словарях форма извиняюсь также дана с пометой разг. (разговорное).
Правильно извини, извините , слово извиняюсь полного значения просьбы не выражает. Извиняюсь – это как «товарищ коллежский асессор».

Вариант 8
Задание 1
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Ранним утром Ласка весело бежала (в)переди по троиинк. ; Левин шёл за нею быстрым лёг¬ким шагом бе. престанно поглядывая на небо. Ему хотелось что(бы) солнце не взошло прежде чем он дойдёт до болота.
Но солнце (не)мешкало. Месяц ещё светивший когда он выходил теперь толь¬ко бл. стел как кусок ртути; утре.. .юю з.. .рницу которую прежде нельзя было не видеть теперь надо было искать; прежде (не)определё. ые пятна на даль¬нем поле теперь уже ясно были видны. Это были ржа. ые копны. (Не)видная ещё без солнечного света роса в душистой высокой конопле из которой вы¬браны были уже замашки мочила ноги и блузу Левина выше пояса. В прозрач¬ной тишине утра слышны были малейшие звуки. Пчёлка со свистом пули про¬летела мимо уха Левина. Он пр. гл. делся и увид. л ещё другую и третью. Все они вылетели из(за) плетня пчельника и над коноплёй скрывались по на¬правлению к болоту. Стёжка вывела прямо в болото. Болото можно было уз¬нать по парам которые поди. мались из него где гуще где реже так что осока и ракитовые кустики как островки колебались на этом паре. На краю болота и дороги мальчишки и мужики стерёгшие ночное лежали и перед зарёй все спа¬ли под кафтанами. Недалеко от них ходили три спута.. .ые лошади.
Задание 2
Поставить ударение в словах .
Завидно, избалованный, индустрия, казаки, камбала, медикаменты, валовой, инструмент, километр, красивее.
Задание 3
Выпишите устаревшие слова. Определите их значение. Мансарда, конка, острог, эскалация, офеня, салоп.
Задание 4
Объясните значение приведенных образных выражений. Объясните происхо¬ждение одного из выражений.
Злачное место, земля обетованная, игра не стоит свеч, Танталовы муки, камень преткновения, краеугольный камень, избиение младенцев, как Мамай прошел. Задание 5
Запишите предложения, употребляя числительные в нужной форме.
1. В Российском университете дружбы народов занятия ведутся с 4061 студен¬том.
2. В аспирантуре обучается до 325 человек.
3. В разные концы земного шара разъехались инженеры с 739 дипломами.
26

Задание 6
Запишите имя существительное, данное в скобках, в соответствующей падеж¬ной форме.
1. Синим пламенем пылают стаи (туча) над бездной моря.
2. На этом необозримом поле лежат целые миры волшебных городов, (здание, башня, чудовище).
3. Дворня была взволнован а известием о помолвке одной из (барышня).
4. В нашем городе много (башкиры, туркмены, грузины).
5. Побывал я на Волге везде — от (верховье) до (низовье). Задание 7
Исправьте ошибки в образовании сравнительной степени прилагательных и наречий.
1. Жизнь ее в доме матери была более лучшей.
2. Речь бабушки более ярче и выразительнее, чем речь других персонажей.
3. Для первых рассказов писателя характерен самый глубочайший лиризм.
4. Из-за ливней в этом году экспедиция работала в более труднейших услови¬ях.
5. Его слова произвели на меня самое сильнейшее впечатление.
6. Задание 8
Отметьте предложения, в которых есть ошибка в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов, и исправьте эти предложения.
1. Не восстановив своего здоровья, он не сможет серьезно заниматься.
2. Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу.
3. Посмотрев на проблему ратификации с другой стороны, к нам пришло удач¬ное решение.
4. Доехав до ближайшего светофора, у машины внезапно заглох мотор.
5. Увидев четкую армейскую жизнь, у многих ребят изменилось отношение к армии.
Задание 9
Определите род существительных. Напишите словосочетания, подбирая к ка¬ждому слову прилагательное.
Евро, городище, псалтырь, мышь, бра, гроздь, интервью, кашне, МВД, Дели.
Задание 10
Образуйте глагольные сочетания с данными словами (в их терминологическом значении). Составьте предложения.
Образец: акт- составить. Члены комиссии составили акт о списании оборудо¬вания.
Отчет, повестка, подпись, порицание, постановление, предложение, предписа¬ние, предупреждение, содействие, учет.
Задание 11
Оформите вступительную часть заявления. От кого и кому оно адресовано? А. От кого подано заявление?
Сергей Мозговой, Иван Белых, Марина Юхневич, Павел Ришес, Елена Гунич Б. Кому адресовано заявление?
Алексей Василец, Станислав Шосток, Дарья Малых, Ирина Раппопорт, Тарас Сидоренко

Читайте также:  Охотник как его отключить

Ответ справочной службы русского языка

Какой вопрос Вы хотели задать «Справочному бюро»?

(повторно)
Здравствуйте, дорогие филологи!
Пожалуйста, ответьте, какой вариант является правильным:
— Сколько всего нелестного сказано ПО МОЕМУ АДРЕСУ.
— Сколько всего нелестного сказано В МОЙ АДРЕС.

p.s. Я употребила первый вариант, но меня упрекнули в незнании канонов родного языка. Хотелось бы всё-таки узнать истину.

Ответ справочной службы русского языка

В адрес кого-чего – на имя кого-, чего-л. (В адрес делегации поступали сотни взволнован ных писем.) По адресу чьему – в отношении кого-л. Таким образом, верен первый приведенный вариант.

Здравствуйте! Подскажите, будьте любезны, нужны ли запятые: «»Встревоженная взволнован ным тоном хозяйки, кудрявая(,) маленькая(,) с лисьей мордочкой собачонка по кличке Люська участливо взаглянула в лицо девушке».
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день, уважаемая Справка!
Будьте добры, помогите понять, сколько Н пишется в следующем случае?
После бури море взволноваН ?о.
Играют ли роль в написании НН зависимые слова «после бури»? Или значение имеет только наличие творительного падежа у зависимого слова?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно написание с двумя Н, поскольку это прилагательное, а после бури не влияет на написание.

Уважаемая справка! Сколько Н надо писать в данном случае?
Море взволноваН (?)о.

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день! Подскажите, пожалйста, как писать слово взолнован(н)а в предложении: «Душа моя взволнован (н)а, К тебе она прикована»

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! Ответьте пожалуйста, как правильно писать: море взволнован о или море взволнован но, и почему?

Ответ справочной службы русского языка

Лучше: на море волны. Если говорить исключительно о правописании, то нужно две Н (в кратком прилагательном).

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, значение слова «анафора». Я заглянул в словарь Ожегова нового и старого изданий, его нет, потом — в словарь Ушакова, тоже нет. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

_Анафора_ – стилистический прием в стихосложении, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов, словосочетаний, предложений и т. п. в начале смежных или близко расположенных строк, строф или фраз. Например:
_День и ночь роняет сердце ласку,
День и ночь кружится голова,
День и ночь взволнован ною сказкой
Мне звучат твои слова. _

Конспект урока «-Н- и -НН- в наречиях»

Тема: « Одна и две буквы -н- в наречиях на –о (е)»

Читайте также:  Дискавери охота за реликвии

Цель урока: познакомить учащихся с правилом правописания -н-/-нн- в наречиях на –о,-е.

научить различать сходные по форме части речи (краткие отглагольные прилагательные, краткие причастия, наречия);

развивать память, логическое мышление, навыки грамотного письма;

воспитывать интерес к языку.

Тип урока: открытие нового знания.

Методы урока: слово учителя, самостоятельная работа, коллективная работа, работа в парах.

Технология: технология критического мышления.

Оборудование: карточки с заданиями.

-Когда не с наречиями на –о, -е пишется слитно, а когда — раздельно?

Слитно пишется не с наречиями, которые не употребляются без не: негодующе, недоумевающе, неизбежно, нелепо .
Слитно пишется не с наречиями на о, которые обычно легко заменяются синонимами без не: невысоко (низко), немало (много), немного (мало), неплохо (хорошо), несильно (слабо).

Раздельно пишется не с наречиями на о, если имеется или подразумевается противопоставление: не далеко, а близко; ехать не быстро, а медленно

Раздельно пишется не с наречиями на о, если при них в качестве зависимого слова имеется сочетания далеко не, вовсе не, отнюдь не, нисколько не, ничуть не .

Определите, слитно или раздельно пишется не с наречиями на -О. -Е. Поберите синонимы

Идет небыстро (медле нн о)

говорит неробко (увере нн о)

говорит неясно ( путано )

вел себя неспокойно (взволнова нн о)

Один записывает на доске примеры.

Мотивация УУД. Целеполагание.

Обратите внимание! В наречиях неясно и путано пишется одна буква Н, а остальных НН. Почему?

Вопрос «Сколько Н писать в слове?» стал для многих русских людей сакраментальным. Это одна из самых трудных лингвистических задач. Почему? Прежде всего потому. Что этим вопросом мы сталкиваемся, когда пишем существительное «труженик», прилагательное «юный», причастие «решённый», наречие «путано». И для каждой части речи существуют свои правила написания.

На этот вопрос мы и будем отвечать в течение урока.

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

О формление темы, цели. Запись в журнал.

Работа над темой.

-Как образованы данные наречия?

Медленно — медленный (суффикс -енн-.)

Путано — путаный (прич. НСВ)

Ясно — ясный (прил)

Невыдержанно – невыдержанный (прич. СВ)

Уверенно — уверенный (прич. СВ)

Читайте также:  Правила охоты новой редакции

-От каких частей речи образованы данные наречия?

— Изменилось ли количество Н в наречии, по сравнению со словом, от которого оно образовано?

Выво д: в наречии пишется столько же Н, сколько в прилагательном или причастии, от которого оно образовано.

Значит, чтобы правильно определить Н или НН пишется в наречии нужно сначала понять, от чего оно образовано и сколько Н пишется в исходном прилагательном или причастии.

Упражнение на закрепление правила

-н- и –нн- в прилагательных и причастиях.

— Расскажите от чего зависит написание Н или НН в прилагательных?

(от суффиксов: в суффиксах –АН-, -ЯН-, -ИН- пишется Н (искл. Оловянный, деревянный, стеклянный); в суффиксах –ОНН-, -ЕНН- пишется НН( искл. ветреный. Кроме того НН пишется, если прилагательное образовано от существительного с основой на –Н с помощью суффикса –Н-.)

— Расскажите от чего зависит написание Н или НН в причастиях? ( от формы: в кратких причастиях и одиночных полных причастиях НСВ пишется Н, в полных причастиях с приставкой , СВ , в причастиях с зависимым словом , в словах на — ованный, -ёванный .)

Раненый боец, раненный пулей боец, раненный в плечо, жжёный кофе, зажжённый факел, сожжённый молнией, закопчённый потолок, копчёная колбаса, калёное железо, закалённый характер; соленая, копчёная, сушёная, вяленая рыба, соленные на зиму грибы, кипячёное молоко, кипячённое в кастрюле молоко, квалифицированный работник, печёный картофель, выпеченный хлеб, печённый в духовке пирог, кованый меч, закованный в цепи, желанный гость, названый брат, опрошенные свидетели, рваная одежда, ломаная линия, связанная шапка, тканая скатерть, вытканный ковёр, домотканая одежда, сорванная ягодка, сломанная ветка, крашеный пол, крашенный лаком пол, невиданные размеры, нежданные вести, газированная вода, полированный стол, учёный попугай, посеянная пшеница, повешенные занавески, заинтересованные ученики, изломанная изгородь, свежеиспечённый хлеб, малоношеный костюм, малоизношенная спецодежда.

Отвечают ранее изученную орфограмму.

Объяснитель-ный диктант, работают по цепочке (устно).

Задание : называю наречия с НЕ. Если слово с НЕ пишется слитно , вы приседаете , если раздельноподнимаете руки вверх .

Вовсе не интересно, неискренне, не далеко, а близко, неумолчно, нередко, невзначай, живут не богато, а бедно, недёшево, взлететь совсем не высоко, немного, негромко, посмотрел далеко не ласково, пришить не крепко, а слабо, нелепо.

Групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорит учитель.

Продолжение работы над темой.

Работа с учебником: §34, стр. 120-121, «Советы помощника». Коллективное упражнение 225 с объяснением.

Объясните различия в написании созвучных слов.

1) Девочка хорошо воспитана родителями. Девочка послушна и воспитанна.

2) Встреча выпускников нашей школы была организована и в этом году. Эта ученица дисциплинированна и организованна.

3) Грозовая туча была рассеяна ветром, и снова засверкало солнце. Ты вчера была рассеянна, когда говорила со мной.

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Объясните написание в зависимости от части речи, от которого оно образовано. (КАК?)

Собрание прошло организ ованн о, беше н о (НСВ) стучал, глядел испуга нн о (СВ), толкнул нечая нн о (искл.), слушал рассея нн о, рассказывал взволнова нн о, объяснял пута н о (НСВ), угасал медл е нн о, выглядел безукоризн е нн о, провозглашал плам е нн о, улыбался странн о, щурился болезн е нн о, говорил убежде нн о (СВ), , шептал таинств е нн о.

Решите лингвистическую задачу. Почему в слове « взволнован .. о » существует несколько вариантов написания Н.

Ответ : это разные части речи, поэтому к ним применяем разные правила

1 – краткое причастие, поэтому пишется

2 – краткое прилагательное, поэтому в нём столько же Н, сколько и в полной форме.

3 – наречие, поэтому пишем как и в полной форме НН.

Исследуют предложения, приходят к выводу.

Вставьте пропущенные буквы, объясните написание Н и НН.

Ответы ученика уверенны.(каковы?).- прилагательное
Море взволнова н о ветром.(кем?)- причастие (замена глаголом в пр.в.)
Люди взволнова н ы сообщением.(кем?) — причастие
Поведение необдуманно , несерьёзно.- прилагательное
Ходы в шахматной партии обдума н ы .- причастие
Подруга сдержанна и молчалива..- прилагательное
Мамой обещание было сдержа н о .(кем?)- причастие
Рубашка выглаже н а утюгом.(чем?)- причастие
Ученица организованна .(какова?)
Встреча организова н а директором.(кем?)- причастие

Объясняют написание слов с -н- и -нн- в отглагольгых прилагательных и причастиях

Что было сложным? Что уже знали? Что ещё нужно сделать? Оцените свою работу на уроке.

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

Оцените статью
Adblock
detector