Море взволновалось охотник взволновался

Поиск ответа

Всего найдено: 14

Вопрос № 307617

Здравствуйте. Почему в краткой форме «смущена» пишется одна Н, а в словах « взволнован на», «невоспитанна» и пр. — две? И в том, и в другом случае это прилагательные, следовательно, пишем столько Н, сколько в полной форме. Но «смущенная»- пишется две. В чем разница между примерами? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Прилагательное в краткой форме смущена пишется по сложившейся традиции, которая закреплена в словарях. Это отглагольное прилагательное, как и многие другие, не подчиняется правилу. Как раз сейчас Орфографическая комиссия РАН занимается этой проблемой. Надеемся, что правило удастся уточнить.

Здравствуйте, уважаемая ГРАМОТА! Подскажите пожалуйста, какое должно быть количество «н» в предложениях: Море взволнова. о. и Море взволнова. о бурей. Имеет ли значение наличие дополнения в предложении на написание. Если его нет в предложении, мы должны его домысливать? Спасибо за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Видите ли, приведенные Вами примеры сейчас звучат не вполне естественно. Слово взволновать в своем прямом значении ‘привести в колебательное движение, заставить колыхаться, колебаться’ уже почти не употребляется, примеры, иллюстрирующие это значение в словарях 20 века, воспринимаются как архаичные (напр.: Река лежала у ног их и, взволнован ная лодкой, тихо плескалась о берег. М. Горький). Современный «Большой толковый словарь русского языка» под редакцией С. А. Кузнецова фиксирует глагол взволновать только в одном значении – ‘привести в состояние волнения; встревожить’. Сейчас слова взволновать, взволнован ный характеризуют человека: девушка взволнован а, речь ее была взволнован на, у отца был взволнован ный вид.

Краткая форма от взволнован ный пишется с одним н, кроме тех случаев, когда слово употреблено в значении ‘выражающий волнение’: девушка взволнован а письмом, девушка взволнован а, но речь ее взволнован на. Если не брать во внимание архаичный характер прямого значения глагола взволновать, то следует писать: море взволнован о бурей, море взволнован о. Хотя, наверное, возможно и олицетворение орфографическими средствами: море взволнован но.

Доброго времени суток! Подскажите, пожалуйста, что делать с отглагольными прилагательными типа взволнован ный, организованный, рассеянный, если мы будем использовать их краткую форму с существительным мужского рода? Например, девочка взволнован на, организованна, рассеянна. А мальчик? взволнован н, рассеянн?

Ответ справочной службы русского языка

Краткие формы мужского рода прилагательных пишутся с одним Н, даже если в полной форме или форме женского рода два Н: взволнован , рассеян.

Здравствуйте! Он пришел домой(,) взволнован ный, окрыленный. Нужна ли запятая после домой?

Ответ справочной службы русского языка

Если логическое ударение падает на слова взволнован ный, окрыленный (т. е. эти слова являются смысловым центром высказывания), то запятая не нужна. В этом случае сказуемым можно считать сочетание пришел взволнован ный, окрыленный.

Однако в приведенном предложении возможно два смысловых центра и, соответственно, два логических ударения: первое – на слове домой, второе – на словах взволнован ный, окрыленный . В этом случае сказуемым является слово пришел , а прилагательные выполняют функцию однородных определений, оторванных от определяемого слова. Такие определения должны отделяться запятой.

Здравствуйте, дорогое «Справочное бюро»!

Пожалуйста, дайте определение слову «патетический». Заранее спасибо за Ваш труд.

Ответ справочной службы русского языка

Как правильно говорить: Я извиняюсь (перед кем-то) или извините меня (опять же при извинении перед кем-то) ?

Ответ справочной службы русского языка

Форма извиняюсь — разговорно-просторечная. Вот как писал о слове извиняюсь известный русский лингвист А. Селищев: «Со времени войны (1914 г.) в России вошел в широкое употребление словеcный знак вежливости-извинения «извиняюсь» (извиняюс). По основе и по форме это образование употреблялось и раньше. «Опять тысячу раз извиняюсь, что сбиваюсь с прямой дороги в сторону» — писал Гончаров. «Извиняюсь, что не ответил никому до сих пор» — в «Дневнике писателя» Достоевского. Отличие от теперешнего извиняюсь заключалось в том, что извиняюсь в речи Гончарова, Достоевского и других находилось в сочетании с другими словами в предложении и имело обычное реальное значение, — значение выражения извинения, искреннего, иногда глубокого раскаяния, что подчеркивалось словами «1000 раз» и т. п. Посредством этой формы извиняется и взволнован ный чеховский дядя Ваня. «Ну, ну, моя радость, простите. Извиняюсь (целует руку)». Совсем не по своему реальному и формальному значению теперешнее извиняюсь : оно употребляется отрывочно, вне сочетания с другими словами, служит формальным словесным знаком, произносимым при определенных обстоятельствах, — знаком, мало соответствующим этим обстоятельствам: полного значения просьбы здесь не выражается» (А. Селищев. Язык революционной эпохи. 1928). Написано давно, а актуально до сих пор.
В современных толковых словарях форма извиняюсь также дана с пометой разг. (разговорное).
Правильно извини, извините , слово извиняюсь полного значения просьбы не выражает. Извиняюсь – это как «товарищ коллежский асессор».

Вариант 8
Задание 1
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Ранним утром Ласка весело бежала (в)переди по троиинк. ; Левин шёл за нею быстрым лёг¬ким шагом бе. престанно поглядывая на небо. Ему хотелось что(бы) солнце не взошло прежде чем он дойдёт до болота.
Но солнце (не)мешкало. Месяц ещё светивший когда он выходил теперь толь¬ко бл. стел как кусок ртути; утре.. .юю з.. .рницу которую прежде нельзя было не видеть теперь надо было искать; прежде (не)определё. ые пятна на даль¬нем поле теперь уже ясно были видны. Это были ржа. ые копны. (Не)видная ещё без солнечного света роса в душистой высокой конопле из которой вы¬браны были уже замашки мочила ноги и блузу Левина выше пояса. В прозрач¬ной тишине утра слышны были малейшие звуки. Пчёлка со свистом пули про¬летела мимо уха Левина. Он пр. гл. делся и увид. л ещё другую и третью. Все они вылетели из(за) плетня пчельника и над коноплёй скрывались по на¬правлению к болоту. Стёжка вывела прямо в болото. Болото можно было уз¬нать по парам которые поди. мались из него где гуще где реже так что осока и ракитовые кустики как островки колебались на этом паре. На краю болота и дороги мальчишки и мужики стерёгшие ночное лежали и перед зарёй все спа¬ли под кафтанами. Недалеко от них ходили три спута.. .ые лошади.
Задание 2
Поставить ударение в словах .
Завидно, избалованный, индустрия, казаки, камбала, медикаменты, валовой, инструмент, километр, красивее.
Задание 3
Выпишите устаревшие слова. Определите их значение. Мансарда, конка, острог, эскалация, офеня, салоп.
Задание 4
Объясните значение приведенных образных выражений. Объясните происхо¬ждение одного из выражений.
Злачное место, земля обетованная, игра не стоит свеч, Танталовы муки, камень преткновения, краеугольный камень, избиение младенцев, как Мамай прошел. Задание 5
Запишите предложения, употребляя числительные в нужной форме.
1. В Российском университете дружбы народов занятия ведутся с 4061 студен¬том.
2. В аспирантуре обучается до 325 человек.
3. В разные концы земного шара разъехались инженеры с 739 дипломами.
26

Задание 6
Запишите имя существительное, данное в скобках, в соответствующей падеж¬ной форме.
1. Синим пламенем пылают стаи (туча) над бездной моря.
2. На этом необозримом поле лежат целые миры волшебных городов, (здание, башня, чудовище).
3. Дворня была взволнован а известием о помолвке одной из (барышня).
4. В нашем городе много (башкиры, туркмены, грузины).
5. Побывал я на Волге везде — от (верховье) до (низовье). Задание 7
Исправьте ошибки в образовании сравнительной степени прилагательных и наречий.
1. Жизнь ее в доме матери была более лучшей.
2. Речь бабушки более ярче и выразительнее, чем речь других персонажей.
3. Для первых рассказов писателя характерен самый глубочайший лиризм.
4. Из-за ливней в этом году экспедиция работала в более труднейших услови¬ях.
5. Его слова произвели на меня самое сильнейшее впечатление.
6. Задание 8
Отметьте предложения, в которых есть ошибка в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов, и исправьте эти предложения.
1. Не восстановив своего здоровья, он не сможет серьезно заниматься.
2. Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу.
3. Посмотрев на проблему ратификации с другой стороны, к нам пришло удач¬ное решение.
4. Доехав до ближайшего светофора, у машины внезапно заглох мотор.
5. Увидев четкую армейскую жизнь, у многих ребят изменилось отношение к армии.
Задание 9
Определите род существительных. Напишите словосочетания, подбирая к ка¬ждому слову прилагательное.
Евро, городище, псалтырь, мышь, бра, гроздь, интервью, кашне, МВД, Дели.
Задание 10
Образуйте глагольные сочетания с данными словами (в их терминологическом значении). Составьте предложения.
Образец: акт- составить. Члены комиссии составили акт о списании оборудо¬вания.
Отчет, повестка, подпись, порицание, постановление, предложение, предписа¬ние, предупреждение, содействие, учет.
Задание 11
Оформите вступительную часть заявления. От кого и кому оно адресовано? А. От кого подано заявление?
Сергей Мозговой, Иван Белых, Марина Юхневич, Павел Ришес, Елена Гунич Б. Кому адресовано заявление?
Алексей Василец, Станислав Шосток, Дарья Малых, Ирина Раппопорт, Тарас Сидоренко

Читайте также:  Как закрыть режим охотника

Ответ справочной службы русского языка

Какой вопрос Вы хотели задать «Справочному бюро»?

(повторно)
Здравствуйте, дорогие филологи!
Пожалуйста, ответьте, какой вариант является правильным:
— Сколько всего нелестного сказано ПО МОЕМУ АДРЕСУ.
— Сколько всего нелестного сказано В МОЙ АДРЕС.

p.s. Я употребила первый вариант, но меня упрекнули в незнании канонов родного языка. Хотелось бы всё-таки узнать истину.

Ответ справочной службы русского языка

В адрес кого-чего – на имя кого-, чего-л. (В адрес делегации поступали сотни взволнован ных писем.) По адресу чьему – в отношении кого-л. Таким образом, верен первый приведенный вариант.

Здравствуйте! Подскажите, будьте любезны, нужны ли запятые: «»Встревоженная взволнован ным тоном хозяйки, кудрявая(,) маленькая(,) с лисьей мордочкой собачонка по кличке Люська участливо взаглянула в лицо девушке».
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день, уважаемая Справка!
Будьте добры, помогите понять, сколько Н пишется в следующем случае?
После бури море взволноваН ?о.
Играют ли роль в написании НН зависимые слова «после бури»? Или значение имеет только наличие творительного падежа у зависимого слова?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно написание с двумя Н, поскольку это прилагательное, а после бури не влияет на написание.

Уважаемая справка! Сколько Н надо писать в данном случае?
Море взволноваН (?)о.

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день! Подскажите, пожалйста, как писать слово взолнован(н)а в предложении: «Душа моя взволнован (н)а, К тебе она прикована»

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! Ответьте пожалуйста, как правильно писать: море взволнован о или море взволнован но, и почему?

Ответ справочной службы русского языка

Лучше: на море волны. Если говорить исключительно о правописании, то нужно две Н (в кратком прилагательном).

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, значение слова «анафора». Я заглянул в словарь Ожегова нового и старого изданий, его нет, потом — в словарь Ушакова, тоже нет. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

_Анафора_ – стилистический прием в стихосложении, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов, словосочетаний, предложений и т. п. в начале смежных или близко расположенных строк, строф или фраз. Например:
_День и ночь роняет сердце ласку,
День и ночь кружится голова,
День и ночь взволнован ною сказкой
Мне звучат твои слова. _

Необрядовые песни Яранского района

Под луной июльской, бледною,
Не кляня житейских пут,
Песни старые, заветные,
Наши бабушки поют.

Славилась песней земля Вятская, всюду и всегда пели её люди — на работе, в поле, на свадьбах, посиделках. Старинные песни передавались из уст в уста. Много русских народных песен знали и пели наши прабабушки. Любят петь наши бабушки и дедушки. И лишь несколько старых песен осталось в памяти родителей. Современное поколение почти не знает русской народной песни. А ведь она — наша история, наше богатство, наша гордость.

Каждый, кто любит свою малую родину и хочет знать прошлое своего народа, должен изучать фольклор, народное искусство, народные традиции, народную песню.

Песенный фольклор Яранского района носит «открытый» характер, песни в основном «завозные». Сильное влияние на формирование местного фольклора оказали Нижний Новгород, Казань. Но всё же особенности местного говора наложили отпечаток на песни, и это даёт повод считать их оригинальными.

Предлагаем познакомиться с песнями из сборника, подготовленного по итогам исследовательской работы «Особенности необрядового песенного фольклора Яранского района», выполненной ученицей средней школы № 3 г. Яранска Наташей Кожиновой. В сборник включены 37 песен, которые были записаны в Яранском районе в 1990-е и 2009 годах.

Составители сборника выражают искреннюю благодарность всем, кто помог провести исследование. Если Вы можете поделиться информацией по теме работы или хотите задать вопросы, обращайтесь к ученице школы №3 города Яранска Наташе Кожиновой.

Борковская деревня

Стоит Борковская деревня,
Ямщик под окна посмотрел:
У них насажены деревья,
И про дорогу он запел.

Вот тройка Лебедёва скачёт
Вдоль по дорожке столбовой.
Ямщик сидит и чуть не плачет:
«Опять нырок, родные, стой!»

Чудак, чудак неосторожный,
Роботой здесь руководил.
Зовётся он отдел дорожный,
Что щебень грязью завалил.

И плачу я, и тройка плачет,
И у крестьян немало слёз.
Ох, я спецов бы этих ваших
В дом за кажи бы всех отвёз.

Исполнила Волкова Пелагея Тихоновна, 1902 (?) г.р. (записано Дождиковой Еленой Васильевной, г. Яранск, 1994 год).

В одной знакомой улице…

В одной знакомой улице
Я помню старый дом,
С высокой тёмной лестницей,
С завешенным окном.
Там огонёк, как звёздочка,
До полночи горит,
А ветер занавесочку
Тихонько шелестит.
Никто не знал, какая там
Затворница жила,
Как часто сила тайная
Меня туда вела.
И что за чудо-девица
В роскошный час ночной
Встречала меня, бледная,
С распущенной косой.
Такие речи детские
Она твердила мне
О жизни неизведанной,
О дальней стороне.
И не по-детски пламенно
Прильнув к устам моим,
Она, дрожа, шептала мне:
«Послушай, убежим!
Мы будем птицы вольные,
Забудем гордый свет,
Где нет людей терзающих —
Сюда возврата нет».

«Наш край» №38 за 1958 г.: рукописный краеведческий журнал Яранской школы рабочей молодёжи. Записано Кореповой Г., ученицей 10 класса.

Капустка

Вейся ты, вейся, капустка,
Вейся ты, вейся, белая!
«Как мне, капустке, не виться?
Как мне, белой, не ломиться?»
Выпал частый дождик,
Частенек, беленек,
За все поливает,
Капустку ломает.
При долинке вода,
При долинке вода,
Холодная, холодная.
Холодна вода–водица,
Холодна вода–водица,
Ключевая, ключевая.
Есть во тереме девица,
Есть во тереме девица,
Мастерица, мастерица.
Мастерица–девица,
Мастерица–девица
Ковёр шила, ковёр шила.
Ковёр шила, вышивала,
Ковёр шила, вышивала,
Завечала, завечала.
Что кому этот ковёр,
Что кому этот ковёр
Достаётся, достаётся?
Достаётся ковёр,
Достаётся ковёр
Старому мужу, старому мужу.
Старому мужу ковёр,
Старому мужу ковёр
Не исспати, не исспати.
Свою молодость добром,
Свою молодость добром
Не сдержати!

Исполнили Полушина Раиса Васильевна, 1929 г.р., уроженка д. Турма, и Царегородцева Капитолина Алексеевна, 1931 г.р., уроженка д. Кукадор. Записано в д. Мари-Ушем Яранского района.

Манечка и Ванечка

На столе лежит
Сирени веточка,
Ваня с Манечкой
Гуляли летечко.

Красивей Манечки
Девчат не было,
В любви Ванечке
Не посчастливело.

На вечёрочку
Приходят парочкой,
Подгордилася
Она над Ванечкой.

Пела песенки,
Веселилася —
Сердце Ванечки
В груди забилося.

Подумал Ванечка:
«Люби, кого ты хошь,
Из кармана получишь
Финский нож».

Видно, Манечке
Тут конец пришёл:
Ухажёрочка
Провожать не шёл.

Уходит Манечка
Одна с вечёрочки,
Сердце билося
У девчоночки.

Выходит Ванечка
И подходит к ней:
— Скажи последний раз:
Будешь ты моей?

— Твоей не буду я,
На то решилася.
И жизни в эту ночь
Она лишилася.

Финский нож блеснул,
Белу грудь пронзил:
— Не забудь о том,
Что я тебя любил.

Ты ж в глазах моих
Всё вертелася,
А гулять со мной
Не хотелося.

Постоял над ней,
Упал на белу грудь:
— Моя любимая,
Скажи хоть что-нибудь!

Он ещё сказал:
— Прощай, родная мать,
Я в глуши лесной
Буду жизнь кончать.

Кровь брызнула,
Рубашка белая.
Любовь горячая
Что наделала?

Тихий звон в церквах —
Хоронят Манечку
И вместе с Манечкой
Хоронят Ванечку.

Лежат в сырой земле
Из-за гуляночки.
Любовь горячая
Сгубила парочку.

Лучше, девушки,
Не влюбляйтеся!
А если влюбитесь,
Не расставайтеся.

Вот и песенка
Вся кончается.
Многих девушек
Она касается.

Тревожит песенка
Такую девушку,
Котора мальчику
Даёт изменушку.

Записано со слов Сокольниковой Александры Фёдоровны, 1934 г.р., уроженки д. Малая Инда Яранского района, в г. Яранске в июне 2009 г.

Рыбачка

В одном прекрасном доме,
На берегу реки,
Стоял красивый домик,
В нём жили рыбаки.

Рыбак со своей рыбачкой
Рыбачили всегда,
У них было три сына —
Красивых хоть куда.

Один любил портниху,
Другой любил княжну,
А третий — молодую
Охотника жену.

Придумал раз охотник
По лесу погулять.
Встречается цыганка —
Заставил погадать.

Цыганка молодая
Умела ворожить:
Раскинула все карты —
Не смела говорить.

«Жена твоя неверна,
Девятка так легла,
А туз виней — могила
Тебе предсказана».

Охотник взволновался,
Цыганке уплатил
И сам тропой знакомой
Домой поворотил.

Подходит близко к дому
И видит у крыльца:
Жена его, красотка,
В объятьях рыбака.

Вдруг выстрел тут раздался —
Младой рыбак упал,
Упала и красотка,
Потом охотник сам.

На утро эти трупы
Лежали все в крови,
Глаза полуоткрыты —
На нову жизнь пошли.

Записано в д. Мари-Ушем учащимися школы в 1998 году.

Моряки

Моряки вы, моряки, лодки ваши шлюпки,
Подарите хоть одну этой серой юбке.
«Если хочешь быть женой, дак поедем с нами.
Попроси-ка ты совет у родимой мамы».
Мать совета не даёт: «Бойся, дочь, матроса.
Матрос замуж не возьмёт, надсмеётся, бросит.
«Мать, совета твоего слушать не желаю,
Я с матросом–моряком завтра уезжаю».
Год живёт, другой живёт, горюшка не знает,
А по матери родной день и ночь страдает.
Через два годка идёт с головой унылой,
На руках она несёт матросёнка–сына:
— Прими, мамочка, прими, прими, дорогая,
Через год он будет звать: «Бабушка родная».
— Мне не надо, дочь, тебя и не надо сына,
И пускай он не зовёт: «Бабушка родима»,
Дочь, совета моего слушать не хотела,
Дак иди теперь туда, с кем совет имела.
— Пойдём, сынушка, пойдём, здесь нас не примают.
Синё море глубоко, там нас дожидают.
Подошла она к реке, сына целовала,
Потом бросила в реку, сама зарыдала.
Как по Волге, по реке женский труп несётся,
А моряк на корабле едет и смеётся.

(Вариант финала: А моряк уже с другой едет и смеётся)

Исполнили Полушина Раиса Васильевна, 1929 г.р., уроженка д. Турма, и Царегородцева Капиталина Алексеевна, 1931 г.р., уроженка д. Кукадор. Записано в д. Мари-Ушем Яранского района.

Нина собою красива,
У Нины густая коса.
Что замечательно было —
Диво у Нины глаза!

Глазки замечены были,
И кавалеры толпой
Ниночку все окружили —
Нина гордилась собой.

Шляпы, цилиндры и каски
Кланялись Нине всегда.
Ниночка строила глазки,
Глазки сгубили тебя.

Исполнила Волкова Пелагея Тихоновна 1902 (?) г.р., (записано Дождиковой Еленой Васильевной, г. Яранск, 1994 год).

Служба

Ехал князь по полю,
Молодой по чистому, молодой по чистому,
Сронил пан, сронил пан, сронил пан пуховую шляпу.
Призвал он, призвал он свою служанку, свою служанку:
— Ты слуга, ты слуга, ты слуга моя верная, моя верная,
Подними, подними, подними пухову шляпу, пухову шляпу,
Наложи, наложи, наложи на русы кудри, на русы кудри.
Ласково, ласково, ласковее погляди, ласковее погляди.
Поскорее отойди.

Записано в д. Мари-Ушем учащимися школы в 1998 году.

Шумят леса зелёные

Шумят леса зелёные,
Цветут ли поля золотистые,
Звенят ли ручьи серебристые,
Гармонь ли поёт за околицей,
Или гудит переливисто
Трактор, по полю едучи, —
Всюду приволье весёлое,
Всюду свободнее дышится,
Всюду родное слышится —
Имя великого Сталина.
Мы ему, Сталину нашему,
Звонкие песни сложили.
Мы ему, Сталину нашему,
Пшеницу взрастили пышную.
Громче бы петь о Сталине —
Пусть нашу песню услышит он,
Пусть полюбуется, родненький,
Радостью нашей колхозною.
Едут по полюшку тракторы,
Звоном звенят машинушки,
А за рулём посажены
Подружки — колхозные девушки.

Записано в колхозе «Победа» Яранского района // Народное творчество. — 1937. — № 9 — 10. — С.7.

Оцените статью
Adblock
detector