Модель катера морской охотник

МО-4 — самая массовая «Мошка»

Катера проекта МО-4 стали логическим продолжением и модификацией предшествующего им катера МО-2. Как только закончились работы над головным МО-2 весной 1935 года, руководство погранохраны приняло решение разработать откорректированный проект. В нем требовалось учесть все замечания по конструкции, предусмотреть в качестве носового артвооружения 76,2-мм орудие. Работу над новой «мошкой» возглавил С. В. Пугавко. И уже в феврале 1936 года проект малого охотника утвердили.

Конструкция катера проекта МО-4

МО-4 сохранил общую конструкцию и обводы МО-2, хотя и внесли ряд изменений. В первую очередь ликвидировали уступ в корме. В последствии только по нему, внешне можно отличить эти два катера. Во вторых, для улучшения управляемости, установили три балансирных руля и увеличили фальшкиль. Главные двигатели применялись тоже модифицированные ГАМ-34БС по 850 л.с. каждый. Причем два из них разместили в носовом моторном отсеке, а один в кормовом. С ними полная скорость хода катера составила 26 узлов (48 км/ч).

На катере сохранилось вооружение МО-2. Два 45-мм полуавтомата 21-К и два 12,7-мм ДШК. А за счет ликвидации уступа на корме разместили стеллаж на 24 малых глубинных бомбы БМ-1. При этом на двух кормовых сбрасывателях располагались восемь больших бомб ББ-1.

И хотя конструктора привели резкие доводы в пользу отказа от установки 76-мм орудия, управление ВМС настояло на этом. Для испытаний орудием оснастили один МО-4. В ноябре 1937 года проводились испытания. На них отметили снижение остойчивости судна и не высокую эффективность стрельбы данного орудия с малых охотников из-за малого водоизмещения. Комиссия в итоге не рекомендовала использовать 76-мм орудие на подобных катерах. В последствии именно это привело к разработке проекта большого охотника — проект 122.

Читайте также:  Тургенев записки охотника краткие пересказы

МО-4

Испытание и строительство МО-4

Но вернемся к основной модификации. Два первых МО-4 прошли ходовые испытания в ноябре 1936 года. В начале же 1937 года их приняли заказчики в Одессе. Можно считать это отправной вехой. Именно с этого года началось серийное строительство новых «мошек». Уже к концу года их выпустили 26 единиц. Строительством занималась верфь морпогранохраны, позже получившей обозначение «завод №5 НКВД».

МО-4 в составе отрядов морпогранохраны

До начало войны, в период 1936-1941 годов, на верфи НКВД построили 185 катеров проекта МО-4. В основном все они поступали в отряды морской пограничной службы. В ходе Отечественной войны завод №5 выпустил 40 судов. Их строительство велось и на других заводах. 16 единиц построил завод №640, 4 — Моссудоверфь, в Астрахани и Ярославле по одному катеру. На балаковском заводе №661 построили 4 МО-4 со стальными корпусами.

Строительство катера типа МО-4 на Сосновском ССЗ № 640

Флотские и иные доработки проекта МО-4 в ходе войны

В мае 1942 года возникли трудности с поставками двигателей ГАМ-34. Из сложившейся ситуации выход предложили союзники начав поставки двигателей фирмы «Packard». Но под них проект пришлось переработать. Этим занялись в ЦКБ-51. Во главе проекта 174(так он обозначался) встал Н. Г. Лощинский. Его работа подразумевала не только переработку под новые моторы, но и внедрение двигателя малого хода. Также было решено провести бронирование верхних боевых постов. Чертежи разработали и передали на завод №661. Вот только там построили 12 МО-4 с американскими моторами без всех дополнений. В том виновата трагическая случайность, когда зимой 1942 года опрокинулся катер МО-4 на Черном море. Его экипаж решил самостоятельно навесить броню, но не учёл снижения параметров остойчивости.

Читайте также:  Охотник за тенью хорошее качество

Во время войны внешний вид катера подвергся изменениям. В первую очередь исчезла грот-мачта. Она сильно мешала стрельбе из кормового орудия. Радиоантенну сначала закрепили на кормовом флагштоке. Но и здесь она постоянно страдала от артиллерийского огня. Пришлось её перенести на бак и закрепить на гюйсштоке.

В течение 1944 года на Черноморском флоте часть «мошек» получила новые орудия — 45-мм установки 21-КМ. Они имели удлиненную нарезную часть ствола, броневой шит и повышенную на 30% скорострельность. Вот только эта модификация оказалась не совсем удачной. Неуравновешенность орудия вынуждала наваривать груз на казенник. Вдобавок орудийные щиты при шторме мешали проходить забортной воде по палубе и угрожали стать причиной отрыва установки от креплений. И спустя немного времени от щитов отказались.

МО-4 с орудиями 21-КМ

Боевое применение «Мошки»

Во время войны «Мошки» взяли на себя очень серьезную нагрузку. Кроме патрулирования фарватеров и береговой линии, уже в начале войны, за период с июля по октябрь 1941 года, они совершили 595 выходов для сопровождения транспорта. Позже к их задачам добавилась и высадка десанта. Вместе с торпедными катерами охотники выходили для постановки мин и на совместные операции.

По отзывам участников ВОВ, несмотря на имевшиеся недостатки, МО-4 признавались самым удачным типом кораблей. Среди их главных достоинств отмечались:

  1. малые размеры в купе с высокой маневренность делали катер трудной мишенью как для авиации, так и для торпед противника, не говоря уже про артиллерию;
  2. высокая живучесть позволявшая катеру оставаться на плаву при довольно тяжелых повреждениях, таких как отрыв носовой или кормовой части корпуса.

Мо-4 отбуксированный на базу с тяжелыми повреждениями

Малые охотники типа МО-4 стали одним из самых массовых типов пограничных кораблей ВМФ. Из общего числа построенных 264 катеров (хотя данные слегка разнятся) 219 из них приняли участие в войне. Хотя и к концу войны их строительство полностью прекратилось. Просто катер проекта МО-4 к тому времени устарел во всех отношениях.

Читайте также:  Почему часто охота есть

МО-4 Рисунок

Если кого-то заинтересует изготовление масштабной бумажной модели МО-4, то чертежи и инструкции можно скачать здесь.

Оцените статью
Adblock
detector