Мо 105 морской охотник

Тайна подлодки «U-250»

Опубликовано: 14.12.2001 0:00

Внимательно слежу за событиями, связанными с гибелью атомной подлодки «Курск» и ее подъемом. И хочу рассказать об аналогичном случае в годы Великой Отечественной войны. Подготовил этот материал на основе своих архивных вырезок из газет и журналов.

Пятьдесят семь лет назад, в осеннюю непогоду, моряки Балтийского флота тоже занимались подъемом подводной лодки, но вражеской. А вынудившие к этому события начались несколько раньше. В начале июля 1944 года жертвой торпедной атаки врага стало кабельное судно «Килектор». Никто из уцелевших моряков не заметил следа торпеды. Затем во второй половине месяца тяжелые повреждения получили морские охотники МО-107 и МО-304…

День 30 июля выдался тихим и солнечным, для действия подлодок не лучшим. Морской охотник МО-105 нес вахту в зоне Выборгского залива, сигнальщики зорко наблюдали за морем. Совсем недалеко, у северного входа в пролив Бьеркезунд, катера проводили траление, при них дежурили два дымозавесчика, готовые в случае необходимости прикрыть суда от обстрела финских батарей. Вдруг сигнальщики на «Сто пятом» заметили перископ подлодки и срочно доложили об этом командиру. Катер на полной скорости помчался туда. Вот-вот за его корму скатятся глубинные бомбы. Но взорвался сам охотник МО-105…

МО-103 в тот момент стоял у пирса поселка Койвисто. В полдень экипаж услышал грохот взрыва. Прибежал рассыльный из штаба.

— «Сто пятый» потоплен подводной лодкой врага! Командир дивизиона приказал срочно выйти в море и уничтожить ее!

Но на море стояла тишина, поиски ничего не дали. Только в 19.06 наблюдатель дымзавесчика Николай Бондарь заметил перископ подлодки и доложил об этом командиру Б.Павлову, который тотчас повел свой катер к месту обнаружения перископа. Он стал кружить на этом месте, а сигнальщик стрелял из ракетницы, чтобы привлечь внимание МО-103… Когда тот подошел, Павлов крикнул:

— Она здесь, только что прошла под нами!

Косые лучи солнца высветили толщу воды под углом, и стало видно, как внизу проплывает огромная сигарообразная тень. Это подводный враг крался по мелководью к глубокому каньону, где он обычно прятался и откуда выходил в атаку. МО-103 был совсем рядом, сигнальщик Виталий Вяткин показал на отлично видимую дорожку, которую субмарина оставляла на поверхности воды. И акустик подтвердил, что лодка здесь:

— Прямо по курсу шум винтов!

— Бомбы — товсь! — скомандовал командир МО-103 Александр Коленко.- Глубина взрыва — пятнадцать метров. Пошли бомбы!

Море вздымалось холмами воды. Развернувшись, МО-103 помчался в обратном направлении, сбросив еще две бомбы. Через некоторое время из-под воды вырвалось несколько огромных пузырей воздуха, на поверхности расплылось пятно солярки.

— Всплывает! — закричал Вяткин. — Фашист всплывает, товарищ командир!

В соляровом «озере» уже барахтались шесть немецких подводников. Несмотря на то, что финские батареи открыли по катеру ураганный огонь, Коленко решил спасти их.

Среди извлеченных из воды был и офицер, выглядевший весьма жалко. Он представился командиром лодки Вернером-Карлом Шмидтом. После первого же его допроса выяснилось, что потоплена новейшая подводная лодка «U-250» и что в задраенных отсеках остались погребенными остальные члены экипажа, часть которых, может быть, еще жива. Вскоре на место гибели лодки вышли два советских спасательных судна, шесть водолазных ботов, три буксира. Но финские батареи открыли ураганный огонь. Пришлось отойти. «Сто третий» все же ухитрялся прослушивать глубины, откуда еще доносились неясные шумы, удары, скрежет, бульканье.

Ночью экспедиция опять навестила лодку. Водолазы пошли вниз, в полной темноте нашли субмарину, обследовали ее, прикинули варианты подъема. Опоздай Коленко с атакой, субмарина могла бы проскользнуть в спасительную глубину, а так она сидела на седловине подводной скалы на глубине в тридцать метров. Свободно висевшие нос и корма позволяли подвести под нее понтоны и постараться спасти тех, кто еще уцелел.

Спасению подводников помешали сами немцы, поливая море огнем из орудий. Тогда было решено попытаться подать в отсеки воздух, одновременно готовя лодку к подъему. Но, видимо, у фашистских подводников не выдержали нервы: акустик «Сто третьего» доложил командиру, что слабые удары и скрежет прекратились. В наушниках прозвучало несколько коротких, резких хлопков. Видимо, немцы перестреляли друг друга.

Когда вернулись на базу, обо всем подробно рассказали Вернеру-Карлу Шмидту. Тот был потрясен и откровенно рассказал своим спасителям, что в аппаратах его лодки остались, кроме людей, еще и новейшие акустические торпеды.

Балтийские моряки уже были наслышаны о таинственных торпедах. С осени 1943 года в британское адмиралтейство стали поступать тревожные сообщения о загадочных взрывах кораблей, охранявших полярные конвои. Отмечалось, что жертвами становились только военные корабли. Подвергся атаке и большой конвой (РQ-18) из 66 судов и 15 кораблей охранения. Погибли фрегаты «Лэган» и «Итчен». Корвет «Полиантес», заметив подлодку, устремился было в атаку, но взорвался сам. Пошел ко дну и канадский корабль «Сент-Круа». На следующий день побоище конвоя продолжилось. Стало ясно, что фашистские подводники применяют торпеды совершенно нового типа. И только 15 июня 1944 года нашелся очевидец, поведавший о действии нового оружия. В этот день такой же торпедой были потоплены фрегаты «Морн», а затем и «Блэевуд». С «Морна» уцелел всего один сигнальщик Патрик О,Нейл. Обнаружив фашистскую подлодку, корабль пошел в атаку, но вскоре взорвался сам. За мгновение до взрыва Патрик заметил торпеду серо-зеленого цвета с ярко-желтой боевой частью, медленно проходившую вдоль борта судна, имевшего скорость всего семь узлов. Очевидно, она предназначалась для другого фрегата. Но как только машины «Морна» дали самый полный вперед, торпеда повернула назад и поразила фрегат в район кормового погреба боезапаса.

Почему же эти торпеды не оставляли после себя следа и выбирали только военные корабли?

Позже выяснилось, что новейшие торпеды «Т-5» были сконструированы таким образом, что реагировали только на шумы винтов быстроходных кораблей. Они сами находили свою жертву. Недостатком была малая дальность — 45 метров. Гросс-адмирал Дениц рекомендовал своим подводникам выбивать сначала военные корабли, а затем, прорвавшись через охранение конвоя, громить транспорты обычными торпедами. После нападения на конвой PQ-18 и O№-202 Дениц заявил, что торпеда завоевала лавровый венок!

… После сообщения Шмидта об оставленных в лодке торпедах «Т-5» решение о ее подъеме было окончательно принято. Моряки работали в невероятно трудных условиях, круглые сутки, под огнем вражеских батарей. Спасательным судам приходилось постоянно маневрировать. Потопивший субмарину МО-103 и другие охотники теперь яростно защищали ее.

Читайте также:  Охота тьма empires and puzzles

Жестокие схватки происходили и в воздухе. Истребители Балтфлота бились с «юнкерсами», «хейнкелями», пытавшимися разбомбить спасательные суда, а главное — подводную лодку.

А работа продолжалась. Водолазы Петренко, Пискунов, Федорченко, Разуваев, Сироткин и другие по ночам спускались в глубину. Так как схватки продолжались и ночью, они страдали от гидравлических ударов, вызванных взрывами бомб и снарядов. У людей шла кровь из носа, ушей, некоторые были ранены, другие погибли…

В таких условиях все-таки удалось подвести под лодку стальные тросы. Вдоль ее бортов затопили четыре двухсоттонных понтона, изготовленных в срочном порядке на ленинградских заводах, закрепили их, подсоединили многочисленные шланги для продувания понтонов. Вроде бы дело было сделано. Но тут разыгрался шторм. Стальные тросы не выдержали, громадные понтоны вылетели из-под воды. Ветер погнал их к финским берегам, и они застряли там между камней. Немцы тотчас открыли по ним огонь, но вскоре прекратили стрельбу. Им приказали: дать возможность русским подойти, чтобы взять их на буксир, а затем расстрелять!

Фашистские наблюдатели глаз не спускали с понтонов. Но через сутки, рано утром… их не обнаружили! Моряки-балтийцы вновь совершили подвиг: ночью на шлюпках тихо подобрались к понтонам, стащили их с камней и отбуксировали в нужное место.

Все началось заново. Немцы остервенело атаковали, наши настойчиво пытались поднять лодку, закачивая в понтоны воздух. И вот в бурлящей воде показалась покореженная боевая рубка «U-250″… Субмарину осторожно повели в Кронштадт.

Вернер-Карл Шмидт уже оправился от потрясений и, поверив, что его оставят в живых, присутствовал при вскрытии отсеков — подсказывал, как открыть двери, где и что находится. Он принял и последний «парад» своего экипажа. Были найдены секретные карты минных полей, коды и шифры, корабельный журнал.

Но самое главное ожидало в носовом торпедном отсеке.

— Они здесь, — говорил Шмидт, — будьте осторожны: и «Т-5», и торпедные аппараты имеют скрытые взрывные устройства, которых даже я не знаю…

Но взрыва не произошло, балтийцы и на этот раз оказались на высоте. С величайшими предосторожностями были извлечены двадцать акустических торпед с магнитными неконтактными взрывателями. Далее специалисты раскрыли их секреты. Оставалось выработать противоядие.

Узнав обо всем этом, Черчилль обратился с личным посланием к Сталину: «…При помощи ее (торпеды. — Авт.) было потоплено и повреждено 24 британских судна, в том числе пять судов из состава полярных конвоев, направляемых в северную Россию.

Мы считаем получение одной торпеды «Т-5″ настолько срочным делом, что были бы готовы направить за торпедой британский самолет в любое удобное место, назначенное Вами».

Выполняя союзнический долг, мы поделились с британскими моряками секретами фашистов.

Так, благодаря умелым действиям моряков Балтики, их мужеству были спасены тысячи жизней советских, британских и канадских моряков.

На снимках: вверху — субмарина «U-250» в сухом доке Кронштадта; глубинные бомбы нанесли вражеской подлодке серьезные повреждения; внизу — спасшиеся члены экипажа «U-250» в советском плену.

Мо 105 морской охотник

&nbsp &nbsp К лету 1944 года обстановка на Балтике круто изменилась. К этому времени относиться второе появление немецких подводных лодок на этом театре. На этот раз немцы решили использовать против советского флота «семерки». Между 21 и 26 июня в Таллин прибыли «U-481», «U-748» и «U-1193». В июле эту группу пополнили «U-242», «U-250», «U-348», «U-370», «U-475», «U-479» и «U-679». В Котке разместился «Специальный штаб подводных лодок». Часть субмарин, выделенных в состав группы, ранее входили в состав учебных флотилий, другая часть была из группы «Митте», предназначенной для отражения возможной высадки союзников в Северной Норвегии. В задачи подводных лодок входили: предотвращение советского десанта на острова Выборгского залива и атака кораблей у пролива Бьекезунд, а так же охрана заграждения «Зееигель». Для этого было выделено два района действий – «Тринидат», напротив пролива Бьеркезунд, и «Бенгалия», восточнее острова Гогланд. (В конце июля на южном входе в пролив Бьеркезунд была нарезана еще одна позиция, не имеющая названия). Действия субмарин проходили следующим образом: подводная лодка прибывала в район действий в подводном положении и оставалась там до разрядки аккумуляторных батарей. Затем она отходила в шхеры, где было создано несколько мест стоянок, а другая подводная лодка занимала ее позицию. Немцы действовали в достаточно сложном для подводных лодок мелководном районе (глубины под килем 18 – 30 м) при полном отсутствии целей достойных торпеды. Советское командование сначала с недоверием отнеслось к докладам о появлении неприятельских субмарин, несмотря на то, что 6 июля сторожевой катер «СК-73» доложил, что обнаружил перископ подводной лодки (это была «U-748») и сбросил на нее несколько глубинных бомб, а утром 9 июля пост на острове Руонти наблюдал выходящую из шхер «U-481».

&nbsp &nbsp Второй контакт состоялся в ночь на 14 июля, когда дозор из сторожевых и торпедных катеров пытался атаковать «U-1193», а на следующее утро у острова Руонти, состоялся бой, который не сулил немцам ничего хорошего: «U-679» была обнаружена советским дозором в составе охотников «МО-104», «МО-105» и торпедного катера «ТК-57». U-бот шел шхерным фарватером и не имел возможности погрузиться. К счастью для немцев, торпеды с катера прошли мимо, но в артиллерийском бою попаданием 45-мм снаряда в рубку подводная лодка потеряла восемь человек раненными (по другим данным трех человек убитыми). Немцам повезло еще раз, когда субмарина сумела все-таки отойти под защиту береговой батареи.

&nbsp &nbsp Дальнейшая борьба проходила с переменным успехом. 18 июля «U-479» чуть было не отправила на дно катер «МО-304» под командованием старшего лейтенанта А.В. Аникина (два погибших, восемь раненных), а спустя пять дней у острова Нерва ее бомбили советские катера, нанеся субмарине повреждения. «МО-304», потерявший носовую часть до рубки, сумел задним ходом дойти до базы. Через два дня повреждения от глубинных бомб получила «U-348». Утром 28 июля взрывом торпеды с «U-475» оторвало нос «МО-107» (командир старший лейтенант Е.П. Курочкин), а 31 июля «U-370» в проливе Бьеркезунд потопила катер «МО-101» (командир лейтенант Н.Н. Власов).


Уничтожение фашистской подводной лодки «U-250». Худ. И. Родионов.
&nbsp &nbsp 30 июля произошло событие, ставшее едва ли не самой громкой победой советского флота в Великой Отечественной. 26 июля 1944 года со стоянки под кодовым названием «Гранд-Отель» с острова Нуокко в финских шхерах вышла в свой первый боевой поход подводная лодка «U-250» под командованием капитан-лейтенанта Вернера-Карла Шмидта. Субмарине предстояло действовать в районе у северного входа в Бьеркезунд (позиция «Тринидад»).

Читайте также:  Как расставить чучела гусей для охоты


«U-250» в доке. Кронштадт
&nbsp &nbsp Тихим и солнечным летним днем 30 июля 1944 года впервые за годы войны широко праздновался День Военно-Морского флота СССР. Катер «МО-105» (командир старший лейтенант Г.А. Швалюк) стоял на якоре на линии дозора к северу от Бьеркезунда. Командир дал команду «Обед», не подозревая, что подводная лодка «U-250» готовится к пуску торпеды. В 12.45. в средней части корпуса катера раздался взрыв. «МО-105» переломился пополам. Его кормовая часть сразу пошла ко дну, а нос какое-то время продержался на воде. Гибель «МО-105» наблюдал вахтенный сигнальщик с поста Руонти, о чем было доложено в штаб обороны Койвисто, откуда к месту катастрофы сразу же был послан сторожевой катер «МО-103» под командованием гвардии старшего лейтенанта Александра Петровича Коленко. Подобрав из воды семь человек из экипажа погибшего катера (судьбу корабля разделили 20 человек), «МО-103» произвел противолодочный поиск, но ничего не обнаружил. В этом районе, пользуясь тихой погодой, производил траление дивизион катеров-тральщиков под командованием старшего лейтенанта П.Л.Ярошевского. Их прикрывали катера-дымозавесчики. Вечером впередисмотрящий матрос Н.И.Бондарь с катера «КМ-910» (командир главный старшина В.С.Павлов) на небольшом углублении под водой обнаружил рубку подводной лодки. Тут же сигнальными ракетами и сиреной был вызван сторожевой катер. В 19.15 «МО-103», после установления гидроакустического контакта, произвел атаку глубинными бомбами. В 19.25. «охотник» атаковал еще раз, после чего на поверхности воды появились различные предметы, а среди них шесть человек, сумевших покинуть гибнущий корабль. Среди спасенных был командир «U-250» капитан-лейтенант Вернер-Карл Шмидт, штурман Гюнтер Ридель, второй штурман Герман Дирике, младший старшина Гейнц Фензен, санитар Гейнц Штюпель и матрос Рудольф Шарнке.

&nbsp &nbsp В ходе допроса пленных выяснилось, что на погибшей подводной лодке можно найти много интересного. Практически сразу было принято решение о подъеме «U-250», после чего группа специалистов аварийно-спасательной службы флота под руководством капитана 3 ранга А. Разуваева приступила к делу. Подводная лодка лежала на скалистой отмели на глубине 33 метра. Судоподъемные работы производились ночью, так как противник всячески препятствовал работе водолазов, обстреливая место гибели субмарины с юго-западного берега Выборгского залива. В ночь на 1 сентября немцы предприняли еще одну попытку уничтожить корпус подводной лодки глубинными бомбами со «шнельботов», но ничего не добились, потеряв на мине торпедный катер «S-80».


«U-250» в доке. Кронштадт. Извлечение тел погибших немецких подводников
&nbsp &nbsp 14 сентября 1944 года «U-250» была поднята и отбуксирована в Кронштадт, где поставлена в док. Ожидание богатых трофеев оправдалось. В ходе осмотра отсеков подводной лодки, на ней, кроме различных судовых документов, шифров, кодов, была обнаружена шифровальная машинка «Энигма-М», но самое главное – в руки советских разведчиков попали новейшие самонаводящиеся акустические торпеды «Т-5» с эксплутационными инструкциями. После того как торпеды были извлечены из подводной лодки и подняты на стенку дока, началось их доскональное изучение. Новые немецкие торпеды представляли интерес не только для советского командования. 30 ноября 1944 года Премьер-министр Великобритании У.Черчилль обратился с посланием к И.В.Сталину: «…Адмиралтейство просило меня обратиться к Вам за помощью по небольшому, но важному делу. Советский Военно-Морской флот информировал Адмиралтейство о том, что в захваченной… подводной лодке были обнаружены две германские акустические торпеды Т-5… Изучение образца торпеды Т-5 было бы крайне ценным. Адмирал Арчер просил советские военно-морские власти, чтобы одна из двух торпед была немедленно предоставлена для изучения и практического испытания в Соединенном Королевстве…» Торпеду англичанам не передали, но предоставили необходимые документы и возможность изучить ее на месте. Эта тема затрагивалась еще раз в переписке глав двух стран от 14 и 23 декабря 1944 года.

&nbsp &nbsp 6 ноября 1944 года приказом Наркома ВМФ была создана комиссия под председательством капитана 1 ранга М. А. Рудницкого, на которую была возложена работа по изучению трофея. Советскую сторону интересовали как вопросы внедрения в СССР германского опыта подводного кораблестроения, так и особенности бытовых условий экипажа вражеской субмарины.

&nbsp &nbsp «U-250» вошла в состав ВМФ СССР под обозначением «ТС-14» («трофейная средняя») 20 апреля 1945 года, но в строй она так и не вошла, и уже через 4 месяца ее исключили из списков и сдали на разборку.

&nbsp &nbsp Тем временем борьба продолжалась. 30 июля «U-481» новыми акустическими торпедами потопила сразу две цели – советские катерные тральщики-рыбинцы «№ 804» и «№ 807», проводившие траление южного фланга заграждения «Зееигель». Катер-тральщик «№ 816» был поврежден. (Информация о повреждении катера «№ 806» неверна; он погиб при тралении в Финском заливе 22 августа 1942 года). Вероятно, эти кораблики водоизмещением всего по 26 тонн, скоростью 9 узлов и вооруженные одним 7,62-мм пулеметом стали самой маленькой жертвой германских «U-ботов» за всю войну. К тому же потоплены они были оружием, стоимость которого была выше в несколько раз, чем затраты на их постройку. Через несколько часов эта же подводная лодка добилась еще одной победы, сбив штурмовик ИЛ-2 – единственный советский самолет сбитый немецкой подводной лодкой.

&nbsp &nbsp В начале августа немецкие подводные лодки были выведены из Выборгского залива. Район их действий окончательно переместился в Нарвский залив, где советские катера продолжали траление южного фланга заграждения «Зееигель». Утром 5 августа «U-479» безуспешно атаковала торпедами группу катеров-тральщиков 1-го дивизиона, а затем, всплыв, пыталась задействовать палубное орудие. Находившийся здесь же малый охотник «МО-522» заставил подводную лодку погрузиться, а появившаяся авиация окончательно отогнала субмарину. На следующий день неудачную попытку вступить в бой с тральными силами предприняла «U-679». 26 августа против тральщиков немцы попробовали использовать «U-348» и «U-370» для группового артиллерийского боя, но и эта попытка завершилась неудачей. Советская авиация буквально вымела немецкие корабельные дозоры вдоль линии заграждения. Доставалось и подводным лодкам. Хотя во всех случаях субмарины успевали погрузиться, это угнетающе действовало на экипаж. Действия немецких подводных лодок внутри контролируемой советским флотом зоны приносили пусть малые, но успехи. 25 августа у Шепелевского маяка «U-242» потопила килектор «ККО-2» (25 человек погибло, 7 спасено) и водолазный бот «ВРД-96». На следующий день «U-745» потопила тральщик «Т-45», бывший онежский буксир «Антикайнен», совершавший транспортный рейс по доставке оружия гарнизону острова Нерва. (16 погибших, 13 раненых).

&nbsp &nbsp В августе группа немецких лодок действующих на Балтике пополнилась «U-290», «U-717», «U-745» и «U-1001». В свою очередь «U-748» и «U-1193» вернулись к своим обязанностям в составе учебной флотилии.

Читайте также:  Как изображают художники охоту

&nbsp &nbsp Сентябрь 1944 круто изменил обстановку на балтийском театре. 2 сентября Финляндия объявила о разрыве с Германией. Вскоре финское правительство заключило перемирие с Советским Союзом. Тем временем советские войска начали наступление в Эстонии, и немецким подводным лодкам пришлось перебазироваться на Виндаву и Либаву. С выходом Финляндии из войны немецкие заграждения в Финском заливе потеряли свое значение. Они уже не могли препятствовать проникновению советских кораблей в открытую часть Балтийского моря. Задачи и районы действий для немецких подводных лодок изменились. Теперь им предстояло действовать в устье Финского залива, в шхерах между Ханко и Аландскими островами и в Ботническом заливе. Советский флот не торопился развертывать свои силы на финские порты. Поэтому в сентябре немецкие субмарины не провели ни одной атаки, ограничившись постановкой мин на шхерном фарватере у Поркалла-Удд. (Мины ставили «U-242» и «U-1001», единственной их жертвой стал шедший в Ленинград финский пароход «Ригель» в 1495 брт, погибший 28 октября на минах «U-242»). Корме того, в первую половину сентября U-боты привлекались к обеспечению эвакуации немецких войск из Финляндии.

&nbsp &nbsp В октябре немецкие подводные лодки вели борьбу не только с советскими кораблями, но и с судами своего недавнего союзника – Финляндии. 9 октября южнее Ханко подводная лодка «U-370» повредила артогнем финский вооруженный буксир «764», конвоировавший каботажный пароход из Ханко в Осмуссаар, 15 октября у Осмуссаара «U-481» артогнем потопила 3 небольших финских парусно-моторных шхуны («Дан», «Эндла» и «Мария») общим тоннажем 165 брт, а 24 октября примерно в этом же районе «U-958» уничтожила артиллерией финское судно «Линнеа» (40 брт) и повредила буксир «Пиикие». Из кораблей КБФ, возможно, жертвой «U-1165» мог стать малый охотник «БМО-512», погибший 17 октября северо-западнее полуострова Суурупи. 31 октября «U-475» у острова Осмуссаар добилась успеха, потопив самоходную баржу «СБ-2».

&nbsp &nbsp Зона подводной войны постепенно смещалась к западу. Последний раз в Нарвском заливе и Лужской губе немецкую подводную лодку (возможно, «U-479») видели в конце октября. Вскоре действия немецких субмарин сосредоточились в юго-западной части Финского залива и у островов Хийумаа и Сааремаа. В ноябре в группу «U-ботов» действующих против советского флота на Балтике вошли «U-637» и «U-676».

&nbsp &nbsp 18 ноября в 9 милях северо-западнее Палдиски «U-679» потопила охотник «СК-62». На следующий день в 8 милях от Осмуссаара «U-481» уничтожила несамоходную баржу «№112600». Командир «U-679», доложил, что в результате атаки 27 ноября близ Палдиски его субмариной потоплен тральщик типа «Фугас», на деле оказавшийся «стотонником» «Т-387». 24 декабря севернее мыса Пакринем торпедой «U-637» потоплен охотник «МО-594». 11 января 1945 года «U-745», которая сумела проникнуть в зону, контролируемую КБФ, в районе острова Аэгна потопила тральщик «Т-76» («Коралл»). На следующий день добилась успеха «U-370», потопив финский минный заградитель «Лоухи», на чьих минах пять лет назад погибла «С-2». Это была последняя победа немецких субмарин на Балтике. Уже в декабре 1944 года в устье Финского залива началось сооружение противолодочной позиции. При этом использовались трофейные сети немецко-финского заграждения между Наргеном и полуостровом Порккала-Удд. Суда из Швеции и Финляндии могли беспрепятственно ходить в советские порты. Из 160 транспортов не повезло только вышеназванному пароходу «Ригель», подорвавшемуся на мине.

&nbsp &nbsp Официально германские подводные лодки прекратили действия на Балтике в марте 1945 года, но контакты советских подводников с их немецкими коллегами продолжались. Вероятно, противник использовал свои субмарины для противолодочной борьбы в районах зарядки аккумуляторных батарей советскими подлодками. Возможно, часть из этих контактов были ложными, но по докладам командиров советских подводных лодок их корабли подвергались атакам со стороны немецких субмарин, либо имели гидроакустический контакт с ними. Это относится к «С-13» (12 октября, 6 февраля, 25 и 27 апреля, 2 мая и 5 мая), «К-56» (25 октября), «Щ-303» (18 марта), «Л-21» (19 марта), «К-53» (25 марта).

&nbsp &nbsp Действия немецких подводных лодок на Балтике на завершающем этапе войны никак нельзя назвать успешными. За 9 месяцев 18 субмарин совершили в общей сложности около 70 боевых походов, в результате чего в четырех десятках атаках потоплено минный заградитель, три тральщика, восемь катеров, вспомогательное судно и семь барж и шхун. В то же время группа потеряла пять субмарин. Кроме того, ночь на 15 октября в ходе налета советской авиации на Либаву получила повреждения «U-717». Подводная лодка имела потери в личном составе и в боевых действиях больше участия не принимала.

&nbsp &nbsp Кроме «U-250» в 1944-1945 году из группы немецких подводных лодок действующих против КБФ погибли: «U-479» (командир обер-лейтенант Фридрих-Вильгельм Зонс), «U-679» (командир обер-лейтенант Эдуард Ауст), «U-745» (командир капитан-лейтенант Вильгельм фон Трота), «U-676» (командир капитан-лейтенант Вернер Засс). «U-479» погибла, скорее всего, на мине в устье Финского залива после 15 ноября 1944 года. Часто упоминаемый в советской литературе как причина гибели субмарины случайный таран «Лембита» у острова Утё 14 декабря представляется маловероятным, и уже почти вышел из употребления. «U-679» пропала без вести после 9 января, возможно, причиной гибели подводной лодки стала атака катера «МО-124» у мыса Пакри. «U-745» пропала без вести после 30 января 1945 года в устье Финского залива. Тело командира субмарины вынесено течением к берегу острова Феглэ (Аландский архипелаг), где и было похоронено. «U-676» в своем последнем походе действовала между Утё и Ханко. Последний раз субмарина выходила на связь 12 февраля 1945 года, и больше донесений с подводной лодки не поступало.

&nbsp &nbsp Из остальных немецких подводных лодок действовавших против КБФ в 1941 – 1945 годах «U-139», «U-140», «U-142», «U-290», «U-370», «U-475», «U-717», «U-748» и «U-1193» затоплены собственными экипажами в победном мае 1945 года. «U-145», «U-149», «U-481» и «U-637» сдались союзникам и были затоплены ими у берегов Шотландии в ходе операции «Дедлайт» осенью того же года. Жертвами союзного оружия стали только три «балтийские» субмарины. «U-242» подорвалась на мине и погибла со всем экипажем в канале Св. Георга 5 апреля 1945 года. Примерно в это же время в Атлантике «U-1001» была потоплена глубинными бомбами британских фрегатов «Фитцрой» и «Байрон», а «U-348» погибла в Гамбурге в результате налета британской авиации 30 марта 1945 года.

Оцените статью
Adblock
detector