Миг 3 как охотник

Хорошо вооружен и крайне опасен: МиГ-31 — лучший охотник в небе

Американские специалисты называют МиГ-31 «лучшим охотником» российских ВКС и внимательно анализируют его боевые возможности

Несмотря на появление боевых самолетов пятого поколения, наиболее могущественным воздушным бойцом в мире по-прежнему считается российский тяжелый истребитель-перехватчик МиГ-31 четвертого поколения, способный применять грозное ракетное оружие на скоростях до 2,83 Маха и на высотах более 20 километров. Самолет вызывает жгучий интерес зарубежных специалистов, ведь аналогов он не имеет.

Истребителям-перехватчикам МиГ-31 работы хватает – западные страны еженедельно ведут разведку, проверяют на прочность воздушные рубежи России. Так, 14 июля над акваториями Баренцева и Черного морей были обнаружены воздушные цели, летящие в направлении государственной границы РФ. Для идентификации и перехвата объектов в небо поднялись истребители из состава дежурных сил ПВО Северного Флота и Южного военного округа.

В сопровождении российских истребителей разведывательные самолеты Р-3С «Орион» ВВС Норвегии (над Баренцевым морем), RС-135 и MQ-9А «Рипер» ВВС США, Р-8А «Посейдон» ВМС США (над Черным морем) вынужденно сменили курс. Известно, что МиГ-31 давно и надежно защищают заполярные рубежи России, и более двух лет несут боевое дежурство в Черноморском регионе (Южном военном округе РФ) с мощными гиперзвуковыми ракетами «Кинжал» на борту.

Ранее, 11 июля, разведывательный самолет США RC-135 приблизился к российской государственной границе над нейтральными водами Японского моря. Не допустил нарушения рубежей РФ эффективный тандем самолетов МиГ-31 и Су-35.

Американские специалисты называют МиГ-31 «лучшим охотником» российских ВКС и внимательно анализируют его боевые возможности. Аналитики Military Watch признают, что российский МиГ-31 является самым тяжелым и быстрым современным истребителем-перехватчиком в мире. Пожалуй, это не главное.

Титаническое превосходство

Специализированные издания на Западе регулярно публикуют обзоры, посвященные суперспособностям Foxhunter (натовское наименование МиГ-31). Журнал Military Watch отмечает: ни один истребитель-перехватчик в мире не способен оперативно перехватить и уничтожить самого быстрого противника, а также баллистические и крылатые ракеты, космические аппараты. МиГи с гиперзвуковыми ракетами могут за несколько минут подняться с аэродрома и нанести удар по авианосцам, военным объектам, командным пунктам противника (полет без дозаправки – до 3000 км). Три-четыре истребителя МиГ-31 способны контролировать воздушное пространство в 1000 км по фронту, и на 300 км в глубину.

По данным Military Watch, разработанная для МиГ-31 ракета Р-37 «воздух-воздух» способна поражать самолеты АВАКС, воздушные командные пункты и танкеры на дальности 400 км. В арсенале МиГ-31 имеются также управляемые ракеты средней и малой дальности, модернизированные противорадиолокационные (противокорабельные) ракеты Х-31 «воздух-поверхность» (AS-17 Krypton по классификации НАТО), которые могут наносить разрушительные удары по наземным и надводным объектам на дальности до 250 км.

Авиационный комплекс «Кинжал» с гиперзвуковой ракетой делает «прозрачными» все существующие и перспективные системы ПВО-ПРО вероятного противника и достает цели на дальности до двух тысяч километров. Боевая машина способна противостоять активным и пассивным радиопомехам. Неслучайно в США считают истребители МиГ-31 крайне опасными уже при взлете.

Логично предположить, что американским ВВС необходимо сохранять разумную осторожность и у границ Республики Казахстан. По данным издания Military Watch, военно-воздушные силы Казахстана имеют на вооружении 32 тяжелых перехватчика, которые остаются основой истребительной авиации, наряду с истребителями Су-27 и Су-30СМ. Часть казахстанских МиГ-31 модернизированы до уровня МиГ-31БМ, и оснащены ракетами Р-77 в дополнение к более ранней и дальней ракете Р-33. Заметим, при всех супервозможностях, стоимость экспортного варианта истребителя МиГ-31 в начале 2000-х составляла около 35 миллионов долларов — сравнительно немного. Полагаю, этот самолет мог бы произвести фурор на международном рынке вооружений, но Россия доверяет МиГ-31 не каждому союзнику или партнеру.

Читайте также:  Neverwinter охотник или хранитель

МиГ не догонишь

За время эксплуатации истребитель-перехватчик неоднократно модернизировали, корректировали конструкцию, интегрировали современное оборудование и более мощное вооружение. В результате эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 выросла более чем вдвое. Хотя и во времена позднего СССР сформированный из МиГ-31 авиаполк считался спецназом ПВО (самолет принят на вооружение в 1981 году). Истребители-перехватчики базировались даже на ледовом аэродроме Земли Франца-Иосифа.

По информации британского журнала Air Forces Monthly, после модернизации МиГ-31 значительно нарастил эффективность за счет новых режимов РЛС и применения новых ракет. Модернизированная система управления огнем «Заслон-АМ» с новым процессором заменила старый «Аргон-15А», дальность обнаружения целей типа «истребитель» обновленной РЛС достигла 130 миль (209 км), обеспечена возможность сопровождения до 24 воздушных целей.

Однако максимальная скорость российского МиГ-31БМ уже фактически три Маха. Полезная боевая нагрузка – до пяти тонн, при взлетном весе до 46,7 тонны. Выдерживать длительные динамические и температурные нагрузки МиГу позволяет прочный корпус, который состоит на 50% из стали, на 33% из алюминиевых сплавов и на 16% из титана. Американцы явно пытаются «догнать» российские технологии конца прошлого века. Между тем, в РФ не первый год разрабатывается перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата МиГ-41, и это будет достойный преемник истребителя-перехватчика МиГ-31, способный выполнять задачи в ближнем космосе.

Первые ястребы Великой Отечественной. Истребителю МИГ — 3 посвящается!

Четыре часа утра 22го июня 1941 года. Тихое начало мирного воскресного дня. Но, что это? В небе над приграничными советскими городами появляются зловещие черные силуэты самолетов, похожие на кресты, намалеванные на их крыльях кресты. Воздух наполняется гулом двигателей, а вскоре и свистом несущихся к сонным домам бомб. Гремят взрывы, кажется, судорожно вздрагивает земля и кажется, что весь мир объят пламенем. Бомбардировщики вновь и вновь заходят на бомбежку и не видно силы, которая их остановит…

Вдруг со стороны восходящего солнца появляются три небольших силуэта. Истребители! Необычные острые силуэты, непохожие на привычные тупоносые «ишачки» и «чайки», но со звездами на фюзеляжах. Наши. И вот уже первый «юнкерс», пылающим метеором несется на последнюю встречу с землей, а остальные испуганными воронами беспорядочно мечутся в небе, нарываясь на огненные трассы крупнокалиберных очередей… Возможно так выглядел первый бой истребителей МиГ — 3 в начале их героического и славного пути в Огненных небесах ВОВ.

История создания

Начиналось все с проекта высотного истребителя конструкторского бюро Поликарпова Н.Н. (1892 — 1944), который был разработан и впервые представлен под название И — 200 в декабре 1939 года. Машина разрабатывалась группой конструкторов А.Г.Бруновым, Я.И.Селецким, М.И.Гуревичем, В.А.Ромодиным, Н.З.Матюком, и др.) на заводе № 1 имени Осавиахима.

В последствии группа была преобразована в опытный конструкторский отдел, руководителем которого назначили А.И. Микояна.

Микоян Артем Иванович (Анушован Ованесович) (1905-1970) — выдающийся советский авиаконструктор, брат политического деятеля и соратника И.В. Сталина — Анаста Микояна.

В кратчайшие сроки был сформирован коллектив из семидесяти сотрудников, создан макет, а уже в начале весны 1940 года первый образец истребителя был готов. Испытательный полет прошел 5 апреля 1940 года (летчик — испытатель Екатов А.Н.).

Читайте также:  Винтовки пневматические для охоты эдган матадор

В мае того же года самолет пустили в серийное производство.
Первоначально планировалось оснастить истребитель двигателем АМ — 37, но к началу производства он был не доведен до функционального состояния и решили обойтись мотором АМ — 35А.

У опытного образца истребителя немного снизились лётные характеристики, но новый самолет всё-равно стал самым скоростным из советских истребителей на тот период, превысив скорость в 600 км/ч! На авиационном параде в августе 1940 года в Тушино граждане Советского Союза впервые увидели современный истребитель в небе под новым названием И-200.

После технических доработок по результатам испытаний, в декабре уже под обозначением МиГ-1, самолет пошел в серийное производство, а более прогрессивную модификацию назвали МиГ-3 (заглавные буквы обозначают фамилии создателей «Микоян» и «Гуревич»).

Конструкция

Конструктивно МиГ-3 — свободнонесущий моноплан с крылом в нижней половине фезюляжа самолета (низкоплан). Корпус спереди представлял собой раму, но не из шпангоутов, как это делается сейчас, а из труб обшитых дюралевыми листами. Корпус сзади из дерева.

Крыло — центроплан из металла, неразъемный с фюзеляжем. Лонжероны, однако деревянные. Профильно крыло типа Кларк YH. Механизация крыла – двухсекционные элероны «Фрайз». Позднее были добавлены автоматические предкрылки (в связи с проблемами при выходе из штопора).

Самолет был снабжен убирающимся передними шасси и колесом в хвостовой части, которое не убиралось. ДВС — АМ-35А или АМ-38. 12 цилиндров расположены V-образно, 46,7 л. Винт с 3-мя лопостями изменяемого шага (ВИШ-61Ш). Двигатель запускался сжатым воздухом. Обзорная часть кабины— фонарь со сдвигающимся, как летчики говорили, колпаком,из обычного стекла. «Колпак» двигался на роликовых колесах.

МиГ — 3 впервые для отечественного серийного истребителя был обеспечен оборудованием для подачи кислорода пилоту для полетов свыше 7 тысяч метров.

Вооружение

Боевая часть конструкции представлена пулемётом БС (конструкции Березина М.Е., синхронизированный с двигателем) калибром 12,7-мм и двумя 7,62-мм пулемётами ШКАС (конструкции Шпитального — Комарицкого, скорострельные), над двигателем.

Под крыльями могли быть устанавлены РС-82 до6 шт. А также могли подвешиваться две авиа — бомбы до 100 кг, либо пулемёты БС.

Модификации

Начиная с опытных образцов существовало более десятка модификаций истребителя в разное время проходившие испытания, либо выпускавшиеся небольшими сериями: И — 200, И-211, И-220, И-221, И-222, И-224, И-225, И231 (все опытные образцы).

Непосредственно «миги»: МиГ-1, Миг-3, МиГ- 3уд (удлиненный вариант), МиГ-9 и 9Е (со звезднообразным мотором М-82), МиГ — 3У (улучшенный, было выпущено всего 6 машин демонстрационного характера) и Миг- 3 34й серии (около пятидесяти машин).

Недостатки

Основными недостатками была слабая маневренность на средних и малых высотах, высокая посадочная скорость, не достаточно мощное вооружение (только пулемёты, хотя на более поздних моделях было и пушечное вооружение), клинивший на высоких скоростях «фонарь» кабины (на какие ухищрения приходилось идти в критических ситуациях, чтобы выпрыгнуть с парашютом, подробно описано А.И.

Читайте также:  Параметры охоты приморского края

Покрышкиным в книге «Познать себя в бою» — пилоту пришлось переворачивать машину, чтобы встречными потоками воздуха сорвало колпак).

Боевое применение

Гонять немецких стервятников МиГи начали еще весной 1941 года под Ковно. В апреле погоня за немецким самолетом разведчиком оказалась не слишком удачной. Пытаясь догнать шпиона летчики слишком резко пошли на набор высоты и не справились с управлением новыми машинами. Через дней МиГом был подбит очередной «юнкерс» нарушитель границы, что вызвало жесткий резонанс в отношениях с Германией. Как показали будущие события, сбивать надо было больше.

Советское командование всеми силами стремилось оснастить новыми машинами приграничные военные части. На начало войны на вооружении стояло около 5 тысяч самолетов. К июню 1941 года миги поступили на вооружение 5 авиационных полков приграничных военных округов (но большая часть самолетов не была освоена личным составом и без дела пылилась в ангарах). Тем не менее, молодые летчики осваивали новые самолеты, в том числе и лейтенант А. И. Покрышкин.

Покрышкин Александр Иванович (1913 — 1985) — выдающийся советский летчик-истребитель, трижды Герой Советского Союза (все звания присвоены в ходе Великой Отечественной Войны), Маршал авиации, основоположник тактики воздушного боя во Второй Мировой войне.

По сравнению со стоявшими на вооружении И-16 и И-153 (биплан), «миги» были более сложны в управлении и тяжелее, но, конечно, гораздо мощнее и по скорости и по вооружению, но в огневой мощи уступали ведущим немецким истребителям.

В связи с упущениями в обучении личного состава в управлении новой техникой, в первые часы войны многие самолеты были уничтожены на земле во время бомбардировок в первые часы войны. Тем не менее, часть пилотов на «мигах» вступили в бои с врагом уже в самом начале войны. Так уже около 5 часов утра пилот 124 истребительного авиаполка Кокорев Д.В. совершил воздушный таран гитлеровского самолета.

Существует мнение, что «миги» часто шли на таран из-за слабого (пулеметного) вооружения, но на самом деле в первый день войны пилотами на «мигах» было совершено 2 тарана (из 15).

В дальнейшем истребители МиГ-3 прошли славный боевой путь в разных авиационных частях Красной Армии, одержав множество воздушных побед.

Выпуск самолетов данной модификации был практически сразу после начала войны в связи с появлением более совершенных машин, в том числе и штурмовиков Ил — 2. С 1943 года «миги» в основном выполняли роли истребителей ПВО и, так называемых, «ночных» истребителей, успешно отражая атаки бомбардировочной авиации противника.

После окончания войны «миги» стояли на вооружении нескольких европейских стран в небольших количествах(Финляндия, Румыния). Но вскоре были сняты с вооружения.

До недавнего времени, действующих (восстановленных) образцов самолетов марки МиГ — 3 не было. На протяжении многих лет в помещениях Авиационной Академии имени Жуковского в Монино демонстрировался макет истребителя вместе с самолетами союзников и, захваченной в боях вражеской техникой.

В начале пятидесятых годов машину отправили на металлолом.

Совсем недавно силами энтузиастов был реставрирован один МиГ-3 (скорее сборный вариант по мотивам), который демонстрируется на различных ретро — авиасалонах.

Но славная история боевого самолета и героях — летчиках на нем воевавших навсегда останется в сердцах, как настоящих любителей авиации, так и всех кому не безразлична история Великой Отечественной Войны.

Видео

Оцените статью
Adblock
detector