Ми28 ночной охотник внутри кабины

Авиация России

Гражданская авиация, пассажирские и боевые самолеты и вертолеты России, новости и история российской и советской авиации.

Ударный вертолёт Ми-28НМ «Ночной охотник», в НАТО его называют «Опустошитель»

Концепция поддержки сухопутных войск с воздуха хорошо вооруженными боевыми вертолётами – появилась в конце 1950-х годов. Взлетевший в 1969 году Ми-24 «Крокодил» конструктора Михаила Миля стал первым в СССР и вторым в мире специализированным боевым вертолётом. Его последователь — Ми-28 был создан в результате соперничества ОКБ Миля и ОКБ Камова за право создания новой ударной машины, способной противостоять американскому ударному вертолёту «Апач» и заменить устаревшие Ми-24. Долгое время Ми-28 и камовский Ка-50 шли в испытаниях примерно на равных, но в итоге военные отдали предпочтение «воздушному танку» Миля. В 1982 году Ми-28 впервые поднялся в воздух.

Задачами нового летательного аппарата стали поддержка сухопутных войск и десанта, уничтожение живой силы, наземной бронетехники и малоскоростных воздушных целей. На испытаниях вертолёт отлично показал себя и подтвердил лётные и технические характеристики, поставленные в задании Минобороны.

Спустя 14 лет вертолёт был модернизирован в Ми-28Н, который первым из «двадцать восьмых» пошёл в серию. Эта модель создавалась милевцами специально для армейской авиации в то время, когда вертолёты массово переводились из ВВС в сухопутные войска. Новая машина должна была сохранить все качества Ми-28 и вдобавок соответствовать специфике сухопутных войск: работать не только днём, но и ночью, а также в любую погоду, иметь высокий уровень автономности и быть достаточно простой в эксплуатации и ремонте.

Первый полёт Ми-28, 10 ноября 1982 г.

Для реализации ночного режима боя ставка была сделана на глубокую интеграцию всего бортового оборудования. Усовершенствованное БРЭО позволило эффективно использовать мощь вертолёта в тёмное время суток, за что Ми-28Н получил название «Ночной охотник».

Ми-28Н подвластны такие «самолётные» фигуры высшего пилотажа, как «бочка», «горка», «мёртвая петля», также он может делать специфическую «воронку на хвост», летать задом и боком. Именно эти машины использует в своих выступлениях российская пилотажная группа «Беркуты». Высокая манёвренность Ми-28Н вместе с допустимой нормальной перегрузкой 2,5 единицы позволяет применять воздушные пируэты не только для украшения авиационных праздников, но и в качестве реальных боевых манёвров, от которых зависит выживание боевой машины.

Ми-28НМ «ночной модернизированный» – это модификация «Ночного охотника», его разработка началась в 2009 году. В ней учтены все замечания, которые получил Ми-28Н во время государственных испытаний. Еще одной задачей модернизации стала замена иностранных комплектующих на отечественные. Военные пилоты довольны новым вертолётом, который за свои качества уже получил от них уважительное прозвище «Николай Михайлович». В НАТО нашей авиационной технике дают свои названия, по кодификации Северо-Атлантического альянса Ми-28НМ — это «Опустошитель» (Havoc).

Разработчики сделали многое, чтобы экипажу «Ночного охотника» было удобно работать, особенно в темноте. Информация о работе систем и ходе полёта стала более обширной и наглядной. У вертолёта появилась новая прицельно-поисковая система, а в 2016 году в составе вертолёта прошли испытания нашлемной системы целеуказания «Охотник».

Бронированная кабина защищает экипаж от бронебойных пуль и снарядов калибра до 20 мм. В штурманской кабине создана полноценная система управления машиной, так что даже в случае прямого попадания в кабину лётчика штурман сможет продолжить полёт. Подобная схема уже была реализована в учебно-боевой версии Ми-28УБ. По отзывам лётчиков-испытателей, кабина Ми-28НМ по размерам и шумоизоляции стала напоминать салон пассажирского самолёта.

Ключевым новшеством Ми-28НМ стал двигатель. Серийные Ми-28 оснащались силовыми установками ТВ3-117, основное производство которых осталось на Украине. В рамках импортозамещения в «ОДК-Климов» был разработан двигатель ВК-2500, собирающийся полностью из российских комплектующих. Его последняя модификация ВК-2500П и устанавливается на Ми-28НМ.

Читайте также:  Про охоту с беркутами

Новый двигатель отличается от базового модернизированной системой автоматического управления типа FADEC и противопожарной защитой, которые обеспечивают безопасность полётов, упрощают обслуживание и улучшают технические характеристики силовой установки в целом. Мощность двигателя значительно увеличилась, а ресурс до первого капитального ремонта вырос с 2000 до 3000 час/циклов. Кроме того, новый двигатель делает возможным применение «Ночного охотника» в широком диапазоне температур.

В Ми-28НМ используется конструкция предшественника, а самым заметным внешним отличием стала надвтулочная радиолокационная станция Н025. Этот шар, расположившийся над основным винтом вертолёта, помогает экипажу находить цели даже вне зоны видимости. Прежде подобное оборудование устанавливалось только на экспортные модели. Лопасти несущего винта выполнены из композиционных материалов, что позволяет им выдерживать попадание снарядов калибра 20-30 мм.

Концепция «воздушного танка» подразумевает возможность использования на вертолёте широкой номенклатуры вооружения. По-прежнему в арсенал Ми-28НМ входят различные типы управляемых и неуправляемых ракет. Также в 2019 году представители КБ Миля рассказали, что новый вертолёт получит первую в стране многофункциональную вертолетную ракету класса «воздух-воздух»/«воздух-поверхность» с головкой самонаведения. Ракета отличается повышенной дальностью, что позволяет экипажу уничтожать цели, не заходя в опасную зону.

Для собственной защиты Ми-28НМ оснащается лазерной станцией подавления, разработанной холдингом КРЭТ. Её работа заключается в создании фантомных целей для ракет противника, наводящихся на вертолёт с помощью лазера. Также в новой машине заложена очень перспективная функция взаимодействия с беспилотниками. При этом есть несколько сценариев работы – когда дрон выполняет функции целеуказания для Ми-28НМ или когда он управляется штурманом непосредственно с борта вертолёта.

Ми-28НМ выпускается на заводе «Роствертол» в Ростове-на-Дону. О боевых испытаниях опытного образца нового «Ночного охотника» в 2019 году рассказывал Сергей Шойгу. По словам министра обороны, Ми-28НМ принял участие в боевых действиях в Сирии, где машина успешно прошла проверку в условиях жаркого климата и пустыни. В том же году Министерство обороны заключило с холдингом «Вертолёты России» контракт на поставку 98 вертолётов Ми-28НМ до конца 2027 года.

28 октября в России отмечается День армейской авиации. Главным средством этого рода войск являются вертолёты различного назначения, в том числе, ударные. Вертолёты Ми-28 с 2013 года находятся на вооружении российской армии. В Госкорпорации «Ростех» нам рассказали, что вертолёт продолжает совершенствоваться, идут испытания, одновременно с которыми в сентябре 2020 года запущено серийное производство, и совсем скоро Ми-28НМ пополнит армейскую авиацию.

Ночной дозор: ударный боевой вертолет Ми-28Н

На этот раз в объективе программы «Полигон» телеканала «Т24» — ударный боевой вертолет нового поколения Ми-28Н. Эти военные машины прочно заняли свое место в армейской авиации России. При любой погоде и времени суток они готовы, как настоящие охотники, скрытно вести поиск и уничтожать противника. Ми-28Н может летать на одном двигателе и с поврежденными лопастями, в воздухе ему подвластны элементы сложного пилотажа с высокими перегрузками, доступные лишь боевым самолетам. Вертолет может взять на борт почти 3 тонны вооружения и применить его в любое время суток, даже в кромешной тьме.

Грозный «двадцать восьмой»

Российские вертолеты семейства «Ми» знают и уважают во всем мире. Военные и гражданские машины создаются в конструкторском бюро Михаила Миля. Одно из основных производств находится в Ростове-на-Дону. Поначалу для нового вертолета многое заимствовали у Ми-24. Последний был участником многих вооруженных конфликтов и войн, прошел суровую школу Афганистана, претерпел множество разных модификаций и не раз был модернизирован. Но в то же время боевые действия в Афганистане показали, что армии нужен новый вертолет с возможностью его применения против вражеской бронетехники. Советским конструкторам была поставлена конкретная задача — научить новый вертолет бороться с танками. И уже в 1996 году появился Ми-28Н – первый российский вертолет, который мог действовать в любое время суток и при любой погоде, за что и получил грозное прозвище «Ночной охотник».

Читайте также:  Шлейка для ягдтерьера для охоты

На Ми-28Н стоит комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, который отвечает требованиям пятого поколения. Именно он позволяет вертолету вести боевые действия круглосуточно и в сложных метеоусловиях. Комплекс также решает пилотажные и навигационные задачи на предельно малых высотах. В отличие от машин предыдущего поколения лопасти Ми-28Н сделаны не из алюминия, а из композиционных материалов, а лонжероны, основы лопастей, изготавливают из очень прочной стеклоленты. Все эти и другие нововведения позволили не только увеличить скорость боевой машины, но и снизить уровень шума, что очень важно для скрытных действий «Ночного охотника».

Помимо этого, модернизации подверглась и кабина экипажа, выполненная из листов алюминия с наклеенными поверх кармическими плитками. Последние, при попадании в них пули или осколков, раскалываются и при этом гасят энергию снаряда, останавливая поражающий элемент. Также покрыты броней самые важные узлы и системы вертолета.

Еще одним нововведением стало расположение двух двигателей мощностью 2200 л.с. каждый по бокам фюзеляжа. Между ними находится главный редуктор и вспомогательная силовая установка. Такая схема расположения исключает возможность поражения сразу обоих двигателей. А если один выйдет из строя, то вернуться на базу можно будет на втором.

Управляя полетами

На вертолете предусмотрена система спасения экипажа в условиях аварийной посадки – это специальные кресла пилотов и шасси, которые могут амортизировать удары. Экипаж Ми-28Н состоит из двух человек – штурман-оператор и летчик. Первый производит поиск, обнаружение и поражение целей, второй – полностью контролирует управление. Причем место пилота находится выше места стрелка, такое расположение обеспечивает отличный обзор. При возникновении нештатной ситуации или катастрофического разрушения конструкции, автоматически отстреливаются двери обеих кабин, затем надуваются специальные трапы – баллонеты, которые дают экипажу возможность максимально быстро и безопасно покинуть машину с помощью парашютов.

Впрочем, конструкция Ми-28Н подразумевает кабину и для «спецпассажиров». В небольшом отсеке с дверью по левому борту может разместиться до трех человек. Это может быть техник вертолета или бойцы спецназа, эвакуируемые с зоны боевых действий.

Летающий танк

Ми-28Н носит название летающего танка, что весьма заслужено. Управляемые ракеты «Атака» — главная сила «Ночного охотника». Против такого оружия не выстоит ни один современный танк с динамической защитой. Кроме того, воздушный боец оснащен встроенным стрелково-пушечным вооружением – 30 миллиметровой пушкой 2А42, предназначенной как для поражения воздушных целей, так и для легкобронированной техники и живой силы врага. Также машина может быть оборудована для установки минных заграждений. Для обнаружения целей и наведения на них управляемых ракет и пушки Ми-28Н использует обзорно-прицельную станцию с тремя каналами: телевизионным, тепловизионнным и лазерным. Компьютерный «мозг» может удержать цель в перекрестье прицела даже когда вертолет совершает маневры.

Ми-28Н обладает уникальными пилотажными характеристиками, именно на этой машине впервые были выполнены «Мертвая петля» и «Бабочка». Радиолокационная станция «Арбалет» позволяет вертолету летать и маневрировать на сверхмалых высотах. Он может скрываться за складками местности и таким образом, незаметно подкрадываться к позициям противника и нанести удар. Воздушный боец может летать хвостом вперед и боком со скоростью 100 км/ч, выполнять вращение вокруг своей оси и при этом продолжать движение, а также совершать противоракетные маневры. Также в распоряжении пилотов специальная система для управления вертолета ночью. Вертолеты Ми-28Н способны с легкостью отследить колонны боевиков, которые все чаще стали передвигаться под покровом ночи, надеясь остаться незамеченными.

МИ-28 НМ модернизированный «Ночной охотник» для Российских ВКС.

Впервые ударный вертолёт Ми-28Н поднялся воздух осенью 1996 года. Спустя четыре года опытный образец вертолета отправился на государственные испытания. Первый контракт на серийное производство 67 Ми-28Н был подписан в 2005 году, а в 2009 году Ми-28Н официально был принят на вооружение ВВС в качестве основного ударного вертолёта.

Читайте также:  Найдены тела двух охотников

Однако еще в 2008 году в СМИ появилась информация о ведущихся работах по модернизации Ми-28Н и создании в последующем вертолёта Ми-28НМ. В октябре 2013 года стало известно о внешнем облике нового вертолёта от командира 344-го Центра боевой подготовки летного состава в Торжке в интервью полковник Андрей Попов заявил:

«Мы присутствовали на макетной комиссии этого вертолета. Даже внешне он будет отличаться от Ми-28, отличия будут видны невооруженным глазом. Первое и самое основное — это будет вертолет с двойным управлением, на нем будет стоять совсем другое вооружение и оборудование.»

И вот уже летом 2016 на заводском аэродроме МВЗ им. М.Л.Миля впервые поднялся в воздух опытный образец ударного вертолёта Ми-28НМ.

Попробуем разобраться, так чем же обновленный «Ночной охотник» отличается от своего предшественника: одно из немаловажных и озвученных ранее отличий — это продублированные комплекты органов управления, теперь у сидящего за командиром штурмана, имеется своя ручка управления и педали. Так же было модернизировано внутреннее оснащение кабины — пилоты получают более полную информацию о поле боя и работе внутренних систем вертолёта, что позволит более оперативно принимать решения в боевой обстановке. Повышено бронирование: теперь летчики защищены от попадания снарядов калибром до 20 мм. Благодаря использованию композитных материалов лопасти несущего винта позволяют безопасно закончить полёт даже после попадания в них снаряда калибром до 20-30 мм. Новейший оборонительный лазерный комплекс — прикроет Ми-28 НМ от ракетных атак противника. Лазерная система сможет не только уводить ракету с курса атаки, но и в перспективе выжигать матрицу ее головки самонаведения.

В рамках проекта Ми-28 НМ получил новый двигатель ВК-2500П , который выпускается силами российской оборонной промышленности и соответствует современным требованиям.

Одно из главных визуальных отличий — «срубленная» носовая часть, объясняется переносом радиолокационной станции с носа на втулку несущего винта закрытую сферическим обтекателем. За счет постоянного кругового обзора это позволяет гораздо эффективнее работать с высокоточным оружием и самонаводящимися ракетами. По оценкам экспертов связка БРЛС » НО25 » в комплексе с дальнобойными ракетами 9М123М «Хризантема-ВМ» с двухканальной системой наведения (радиокомандно или по лазерному лучу) позволит обнаруживать цели типа «танк» на дальности 20-25 км., а уверенно поражать на дистанции 9 км (по неподтвержденным данным до 15 км.). Остальное вооружение осталось практически неизменным: 30 мм. автопушка 2А42 с боезапасом в 300 снарядов, ракеты «воздух-воздух» «Игла-В» , различные неуправляемые реактивные снаряды, ПТУР «Штурм» .

В марте 2019 замминистра обороны А. Криворучко заявил о заключении первого контракта на поставку серийных Ми-28 НМ в ВКС России. Ориентировочный объем контракта составит от 5 до 18 машин.

Прекрасный вертолет созданный в сложное для страны время, воплотивший в себя опыт боевой эксплуатации и передовые разработки отечественного ВПК, способен достойно отстаивать престиж России в ближайшие десятилетия!

21 марта 2019 года в СМИ появилась информация об отправке в Сирию опытного образца Ми-28 НМ для проверки вертолета в условиях высоких температур и пылевых бурь пустыни. Уже на следующий день 22 марта в новостных агентствах появилось видео от сирийской группировки «Джейш аль-Изза» , на котором российский Ми-28НМ, работая в паре с Ми-35М, наносит ракетные удары по позициям боевиков.

Ну конечно же такая прекрасная боевая машина не могла оставить равнодушными разработчиков компьютерных игр. Ми-28 был замечен в игре Heliborne от JetCat Games, в качестве пользовательского мода Red Hammer Studios в игре Arma 3 от Bohemia Interactive, и совсем недавно с очередным обновлением в игре War Thunder . Скриншоты прилагаются.

Оцените статью
Adblock
detector