Ми 28h ночной охотник

Ударный вертолет Ми-28 «Ночной охотник»

Ударный вертолет Ми-28 предназначен для поиска и уничтожения в условиях активного огневого противодействия танков и другой бронированной техники, а также малоскоростных воздушных целей и живой силы противника. Вертолет создан по классической одновинтовой схеме, имеет два четырехлопастных винта, один несущий и один рулевой. Машина имеет трехколесное шасси и двухместную бронированную кабину. Пилоты находятся в ней один за другим. На вертолете предусмотрена система спасения экипажа в условиях аварийной посадки. Ми-28 прекрасно подходит для полета на сверхмалых высотах. Он может скрываться за складками местности и таким образом, незаметно подкрадываться к цели. Вертолет имеет несколько модификаций, которые отличаются техническими характеристиками, комплектацией, годом выпуска и другими деталями.

Технические характеристики:

Экипаж: 2 человека

Длина фюзеляжа: 17,05 м

Ширина с консолями крыла 5,88 м

Диаметр несущего винта: 17,2 м

Диаметр рулевого винта: 3,85 м

Масса:
— пустого: 8095 кг
— нормальная взлетная масса: 10900 кг
— максимальная взлетная масса: 12100

Масса боевой нагрузки: 2300 кг

Масса топлива: 1500 кг

Тип двигателя: турбовальный

Мощность:
— на чрезвычайном режиме: 2700 л. с.
— на взлетном режиме: 2200 л. с.
— на крейсерском режиме: 1500 л. с.

Летные характеристики:

Скорость:
— максимальная: 300 км/ч
— крейсерская: 265 км/ч

Дальность полета:
— максимальная 450 км;
— с ПТБ: 1087 км;

Статический потолок: 3600 м

Динамический потолок: 5600 м

Скороподъемность: 13,6 м/с

Вооружение:

Встроенное стрелково-пушечное: 1×30-мм пушка 2А42, боекомплект 250 снарядов

Неуправляемое ракетное: НАР С-8 — 4 х 20 шт; НАР С-13

Управляемое ракетное: ПТРК «Штурм-В»; «Атака-В»; «Атака-ВН» 16 шт

«Воздух-воздух»: «Стрелец» с ракетой Игла-В — 4 x 4 шт

30-мм пушка НППУ-28 боекомплект 150 снарядов, подача снарядов двусторонняя селективная, есть возможность выбора снарядов: бронебойного или ОФЗ

УР Атака-В (балочный держатель ДБ-3УВ) предназначена для уничтожения бронетехники, живой силы, вертолетов, ДОТ, ДЗОТ

Ракета с ТГСН Игла-В предназначена для поражения малоразмерных БПЛА, вертолетов, самолетов, крылатых ракет

КМГУ-2 — контейнер для малогабаритных грузов, для постановки минных заграждений.

Оборудование:

Система управления вооружением

Нашлемная система целеуказания

Ми-28 Прототип, «изделие 280». Опытно-экспериментальный, 2 машины. С дневной ОПС с ТВ каналом «Сатурн», подв контейнер. аппаратура «Меркурий»

Ми-28А Модернизированный, «изделие 286». Отличается двигателями ТВ3-117, НВ со стеклопластиковыми лонжеронами, Х-образным РВ 286-1, конструкцией ЭВУ двигателей, составом оборудования, 2 машины

Ми-28Л Лицензионный вариант Ми-28А, проект. Разработан в 1990 году для Ирака.

Ми-28Н «Ночной охотник», на базе Ми-28А. С главным редуктором ВР-29 вместо ВР-28.

Ми-28НМ, ОП-1, Проект модернизации Ми-28Н

Ми-28НЭ Экспортная модификация вертолета Ми-28Н (Mi-28NE Night Hunter)

Ми-28УБ, Ми-28Н с двойным управлением. Специальный вертолет с двойным комплектом управления, который может применяться для обучения пилотированию Ми-28Н, при этом сохраняет всю функциональность ударного вертолета

11 декабря 2019 года в двух километрах от Кореновского аэродрома в Краснодарском крае потерпел крушение ударный вертолет Ми-28 Министерства обороны РФ. Ранее экипаж перестал выходить на связь, не удавалось установить его местонахождение. На борту находилось два пилота, они погибли. По предварительным данным, причиной катастрофы стал сильный туман в районе аэродрома. Разбившийся Ми-28 выполнял плановый учебно-тренировочный полет в темное время суток в сложных метеорологических условиях, на вертолете отсутствовал боекомплект, в результате инцидента разрушений на земле нет. На место крушения направлена комиссия ВКС.

23 июня 2019 года два новых модернизированных вертолета Ми-28НМ «Ночной охотник» переданы для эксплуатации в Воздушно-космические силы России. Еще шесть машин передадут Минобороны РФ в 2020 году. Главным отличием модернизированных машин является новое дальнобойное ракетное вооружение — до 25 километров и РЛС кругового обзора.

17 июня 2019 года новейший боевой вертолет Ми-28НМ был успешно испытан в условиях горной и пустынной местности в Сирии. Ми-28НМ способен наносить удары по целям в любое время суток и по любой погоде. Боевая машина создана на базе Ми-28Н, но отличается рядом конструкторских решений. Особенность новой модели — надвтулочная радиолокационная станция, которая раньше устанавливалась лишь на экспортные модели. Радар расположен над несущим винтом и позволяет получать радиолокационное изображение местности, прячась за естественными препятствиями и оставаясь невидимым для противника.

Ночной дозор: ударный боевой вертолет Ми-28Н

На этот раз в объективе программы «Полигон» телеканала «Т24» — ударный боевой вертолет нового поколения Ми-28Н. Эти военные машины прочно заняли свое место в армейской авиации России. При любой погоде и времени суток они готовы, как настоящие охотники, скрытно вести поиск и уничтожать противника. Ми-28Н может летать на одном двигателе и с поврежденными лопастями, в воздухе ему подвластны элементы сложного пилотажа с высокими перегрузками, доступные лишь боевым самолетам. Вертолет может взять на борт почти 3 тонны вооружения и применить его в любое время суток, даже в кромешной тьме.

Грозный «двадцать восьмой»

Российские вертолеты семейства «Ми» знают и уважают во всем мире. Военные и гражданские машины создаются в конструкторском бюро Михаила Миля. Одно из основных производств находится в Ростове-на-Дону. Поначалу для нового вертолета многое заимствовали у Ми-24. Последний был участником многих вооруженных конфликтов и войн, прошел суровую школу Афганистана, претерпел множество разных модификаций и не раз был модернизирован. Но в то же время боевые действия в Афганистане показали, что армии нужен новый вертолет с возможностью его применения против вражеской бронетехники. Советским конструкторам была поставлена конкретная задача — научить новый вертолет бороться с танками. И уже в 1996 году появился Ми-28Н – первый российский вертолет, который мог действовать в любое время суток и при любой погоде, за что и получил грозное прозвище «Ночной охотник».

Читайте также:  Охота со всех сторон

На Ми-28Н стоит комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, который отвечает требованиям пятого поколения. Именно он позволяет вертолету вести боевые действия круглосуточно и в сложных метеоусловиях. Комплекс также решает пилотажные и навигационные задачи на предельно малых высотах. В отличие от машин предыдущего поколения лопасти Ми-28Н сделаны не из алюминия, а из композиционных материалов, а лонжероны, основы лопастей, изготавливают из очень прочной стеклоленты. Все эти и другие нововведения позволили не только увеличить скорость боевой машины, но и снизить уровень шума, что очень важно для скрытных действий «Ночного охотника».

Помимо этого, модернизации подверглась и кабина экипажа, выполненная из листов алюминия с наклеенными поверх кармическими плитками. Последние, при попадании в них пули или осколков, раскалываются и при этом гасят энергию снаряда, останавливая поражающий элемент. Также покрыты броней самые важные узлы и системы вертолета.

Еще одним нововведением стало расположение двух двигателей мощностью 2200 л.с. каждый по бокам фюзеляжа. Между ними находится главный редуктор и вспомогательная силовая установка. Такая схема расположения исключает возможность поражения сразу обоих двигателей. А если один выйдет из строя, то вернуться на базу можно будет на втором.

Управляя полетами

На вертолете предусмотрена система спасения экипажа в условиях аварийной посадки – это специальные кресла пилотов и шасси, которые могут амортизировать удары. Экипаж Ми-28Н состоит из двух человек – штурман-оператор и летчик. Первый производит поиск, обнаружение и поражение целей, второй – полностью контролирует управление. Причем место пилота находится выше места стрелка, такое расположение обеспечивает отличный обзор. При возникновении нештатной ситуации или катастрофического разрушения конструкции, автоматически отстреливаются двери обеих кабин, затем надуваются специальные трапы – баллонеты, которые дают экипажу возможность максимально быстро и безопасно покинуть машину с помощью парашютов.

Впрочем, конструкция Ми-28Н подразумевает кабину и для «спецпассажиров». В небольшом отсеке с дверью по левому борту может разместиться до трех человек. Это может быть техник вертолета или бойцы спецназа, эвакуируемые с зоны боевых действий.

Летающий танк

Ми-28Н носит название летающего танка, что весьма заслужено. Управляемые ракеты «Атака» — главная сила «Ночного охотника». Против такого оружия не выстоит ни один современный танк с динамической защитой. Кроме того, воздушный боец оснащен встроенным стрелково-пушечным вооружением – 30 миллиметровой пушкой 2А42, предназначенной как для поражения воздушных целей, так и для легкобронированной техники и живой силы врага. Также машина может быть оборудована для установки минных заграждений. Для обнаружения целей и наведения на них управляемых ракет и пушки Ми-28Н использует обзорно-прицельную станцию с тремя каналами: телевизионным, тепловизионнным и лазерным. Компьютерный «мозг» может удержать цель в перекрестье прицела даже когда вертолет совершает маневры.

Ми-28Н обладает уникальными пилотажными характеристиками, именно на этой машине впервые были выполнены «Мертвая петля» и «Бабочка». Радиолокационная станция «Арбалет» позволяет вертолету летать и маневрировать на сверхмалых высотах. Он может скрываться за складками местности и таким образом, незаметно подкрадываться к позициям противника и нанести удар. Воздушный боец может летать хвостом вперед и боком со скоростью 100 км/ч, выполнять вращение вокруг своей оси и при этом продолжать движение, а также совершать противоракетные маневры. Также в распоряжении пилотов специальная система для управления вертолета ночью. Вертолеты Ми-28Н способны с легкостью отследить колонны боевиков, которые все чаще стали передвигаться под покровом ночи, надеясь остаться незамеченными.

Как создавался Ми-28 «Ночной охотник»

Ми-28Н «Ночной охотник» (по натовской кодификации Havoc, «Опустошитель») — российский ударный вертолет производства ПАО «Роствертол», входящего в холдинг «Вертолеты России». Представляет собой современный боевой вертолет, основным предназначением которого является поиск и уничтожение танков, бронированной и небронированной техники противника, а также его пехоты на поле боя, помимо этого может поражать малоскоростные воздушные цели. Вертолет может использоваться в дневное и ночное время как в простых, так и в сложных метеоусловиях.

Ми-28Н официально принят на вооружение Министерством обороны России и активно поставляется в войска. По информации на 2017 год в составе ВВС России находится более 90 вертолетов Ми-28Н. Боевая машина пользуется также спросом на международном рынке. Как минимум 15 вертолетов Ми-28НЭ находится на вооружении иракской армии, ведутся поставки ударных вертолетов в Алжир, который в марте 2014 года подписал контракт на поставку 42 вертолетов Ми-28НЭ. Вертолеты уже успели поучаствовать в боевых действиях, российские применялись против террористов, находясь в составе Авиационной группы ВВС России в Сирии, иракские использовались в боях с террористами «Исламского государства» (ИГ, террористическая организация, запрещена в России) на территории Ирака, в частности достаточно широко использовались во время операции Фатах (наступление на Мосул).

Свой первый полет ударный вертолет Ми-28 совершил 35 лет назад, это произошло 10 ноября 1982 года. Впоследствии на его базе был создан вертолет Ми-28Н, принятый на вооружение в 2009 году. Его серийное производство началось в России в 2006 году в Ростове-на-Дону на заводе ПАО «Роствертол». Согласно государственной программе вооружений до 2020 года российская армия должна получить порядка 200 вертолетов Ми-28Н.

Вертолет Ми-28 отличается выдающимися летно-техническими характеристиками. Он в состоянии выполнять такие фигуры высшего пилотажа как: петля Нестерова, бочка, переворот Иммельмана, полет боком, полет назад. Неслучайно с 2012 года вертолеты Ми-28Н используются пилотажной группой российских ВВС «Беркуты», группа выполняет полеты на шести строевых вертолетах данного типа.

История создания этого удивительного вертолета берет свое начало еще в 1976 году, когда Совет министров СССР принял постановление о начале работ над новым ударным вертолетом, который по своей боевой эффективности сумел бы превзойти стоящий на вооружении советский Ми-24 и американский Apache. Свои конкурсные работы представили ведущие ОКБ страны — Камова (вертолет Ка-50 «Черная акула») и Миля (вертолет Ми-28, генеральный конструктор Марк Вайнберг). В отличие от Ка-50 вертолет Миля разрабатывался в соответствии с традиционной концепцией двухместной одновинтовой машины с рулевым винтом. При этом существовало разделение функций между членами экипажа ударного вертолета: штурманом-оператором и пилотом.

Читайте также:  Вестерн охотник за золотом

Об интересных фактах появления вертолета и первых испытаниях Ми-28 журналистам ТАСС рассказал Герой Советского Союза летчик-испытатель Гурген Карапетян, который за годы своей работы освоил 39 типов вертолетов, планеров и самолетов, а с учетом их модификаций — более сотни различных летательных аппаратов. Всего он провел в воздухе более 5500 часов, совершал полеты на всех типах вертолетов, созданных ОКБ Миля, в том числе и на ударном Ми-28. Именно летчик-испытатель ОКБ Миля Гурген Карапетян и штурман-испытатель Виктор Цыганков впервые подняли новый опытно-экспериментальный вертолет в воздух 10 ноября 1982 года.

Вспоминает Гурген Карапетян: «В тот день, к сожалению, скончался Леонид Ильич Брежнев. Но несмотря на это в 11 часов утра висение вертолета состоялось. Однако уже в 12 часов полеты запретили. Во время первого полета мы взлетели, повисели в воздухе 5 минут. Поднялись сначала на один метр, потом на пять метров, совершили перемещение влево-вправо, вперед-назад, выполнили развороты с небольшой угловой скоростью, после чего произвели посадку». По воспоминаниям летчика-испытателя особенно ярких впечатлений этот полет не оставил. При этом вертолет был достаточно устойчив и очень чувствителен в управлении. Позднее в ноябре-декабре 1982 года при испытаниях летчики доходили до скорости 60 км/ч. После первых полетов все материалы по ним и расчетные материалы ОКБ Миля были представлены на совет в Министерство авиационной промышленности СССР, после чего было получено одобрение на продолжение испытаний.

Стоит отметить, что в то время Ми-28 серьезно конкурировал с камовским изделием. Вертолет Ка-50 поднялся в небо в июне 1982 года, а Ми-28 взлетел только в ноябре. Как вспоминает Гурген Карапетян, перед выполнением первого полета произошло разрушение трансмиссии. Поэтому вплоть до ноября в КБ проводились различные доработки, и только в конце осени вертолет сумел выполнить первое висение. К тому моменту камовцы смогли уйти далеко вперед, поэтому в КБ Миля нужно было думать, как наверстать упущенное.

Серия предварительных испытаний нового ударного вертолета Ми-28 продолжалась с 1982 по 1985 год, они шли параллельно с испытаниями вертолета Ка-50. В конечном итоге в Минобороны приняли решение о том, что в конкурсе победила фирма Камова, однако с таким решением в КБ Миля были несогласны, прекрасно отдавая себе отчет в том, что на одноместной машине летать просто, а вот эффективно воевать уже сложнее. По воспоминаниям Карапетяна испытания вертолета Ка-50 на Гороховецком полигоне проводились точно такие же, как и с Ми-28. При этом был такой нюанс: однажды военные экипажи летали одновременно на Ка-50 и Ми-28. Их задачей было — 25 целей. Экипаж на вертолете Ми-28 обнаружил все цели, а на Ка-50 всего одну.

Разработчики нового ударного вертолета Ми-28, а также летчики-испытатели КБ Миля убеждали военное руководство СССР в том, что «летчик на предельно малых высотах полета не в состоянии выполнять сразу все функции: пилотировать вертолет, заниматься поиском целей, огибать рельеф местности и препятствия и поражать цели». Гурген Карапетян поясняет, что на высотах 5-15 метров данные задачи один пилот выполнять не в состоянии, это возможно на высоте полета 30-50 метров, однако тогда вероятность его поражения вырастает до 95%.

Гурген Карапетян вспомнил еще один случай, который произошел во время его пребывания в Афганистане в 1980 году вместе с генеральным конструктором ОКБ Миля. Тогда на высоте 50 метров был сбит боевой вертолет Ми-24. «То ли там снайпер попался очень хороший, то ли шальная пуля попала летчику в голову. Но второй пилот не успел среагировать и с высоты 50 метров Ми-24 упал и разбился», — рассказывает летчик-испытатель. После возвращения в Москву в конструкции нового вертолета Ми-28 были произведены соответствующие доработки, в том числе претерпела изменения геометрия кабины. Тогда же Карапетян обратился к генеральному конструктору с предложением о том, чтобы забронирована была вся кабина вертолета: не только ее нижняя часть, но и стекла. Проведенные позднее испытания, в которых кабина вертолета Ми-28 расстреливалась из 20-мм авиационной пушки Vulcan (основной пушки НАТО) продемонстрировали отличные результаты защищенности.

Подтвердилась и концепция создания двухместной боевой машины, данный подход был абсолютно правильным. В то время у американцев наблюдалась похожая ситуация, вспоминает летчик-испытатель КБ Миля — везде в печати появлялись материалы в пользу одноместной концепции ударного вертолета. Причем многие статьи выходили к заседаниям государственной комиссии в СССР, примерно за месяц-два до ее проведения. Все это влияло на ход работ. Лишь после проведения испытаний на фирме Сикорского в 1989 году в США написали о том, что для того, чтобы сделать ударный вертолет одноместным необходимо автоматизировать 36 его систем, а стоимость такой автоматизации выходила «золотой».

По словам Карапетяна, в процессе создания нового вертолета конструкторами внедрялись различные решения и концепции, призванные добиться улучшения эргономики. В качестве примера летчик-испытатель отмечает: чтобы запустить двигатель, на вертолете Ми-24 необходимо было выполнить 144 операции, тогда как на новом Ми-28 — всего 18. Разница была значительной. На Ми-28 внедрялось большое количество усовершенствований, которые собирались внедрять еще на Ми-24, но по тем или иным причинам так и не реализовали. К примеру, на Ми-24 не было систем ночного видения, тогда как Ми-28 стал круглосуточным и всепогодным боевым вертолетом. При этом обнаружить сам вертолет в ночное время существенно сложнее, чем в дневные часы.

Читайте также:  Охота за щукой летом

Международный дебют вертолета Ми-28А пришелся на 1989 год. 8 июня машина была впервые продемонстрирована в рамках французского авиасалона в Ле Бурже. Советский ударный вертолет стал настоящей звездой выставки. При этом первой реакцией иностранцев, по воспоминаниям Карапетяна, была следующая: «Ай, копия американского Apache!». Сам он объяснял, что внешне машины похожи, но неправильно говорить о копировании, просто люди в СССР и США при разработке боевой машины мыслили примерно в одном направлении. При этом, когда иностранцы узнали о решениях и концепции, которые были заложены в Ми-28, у них по-настоящему был шок. С точки зрения Карапетяна по боевой живучести Apache и Ми-28 совершенно разные машины и сравнение здесь не в пользу американца. В лице Ми-28 наша армия получила очень хороший вертолет, который по своей эффективности и боевой живучести является сейчас одним из лучших в мире, резюмировал заслуженный летчик-испытатель.

В настоящее время процесс развития боевого вертолета Ми-28 продолжается. 12 октября 2016 года в небо впервые поднялся вертолет Ми-28НМ, представляющий собой модернизированный вариант вертолета Ми-28Н. В отличие от обычного «Ночного охотника», в котором штурман-оператор сидит в передней кабине и ограничен в возможностях пилотирования боевой машины, в новом вертолете полноценное управление реализовано в обеих кабинах. Вертолет Ми-28НМ получил надвтулочную РЛС и новый прицельно-пилотажно-навигационный комплекс, усовершенствованную радиолокационную станцию. Предполагается, что первая партия таких вертолетов может поступить в войска уже в 2018 году.

Работы над созданием ударного вертолета Ми-28НМ (изделие 296) стартовали в 2009 году в рамках ОКР «Авангард-3». Основной задачей работ было проведение модернизации существующего вертолета Ми-28Н «Ночной охотник» с использованием новых узлов, агрегатов и систем. Боевые, летные и эксплуатационные качества вертолета планировалось повысить путем замены ряда комплектующих. Также часть работ по проекту была связана с упрощением производства техники за счет отказа от комплектующих, поставка которых может быть связана с возникновением каких-либо проблем.

При создании модернизированного боевого вертолета Ми-28Н конструкторами был в полной мере учтен опыт разработки учебно-боевой версии Ми-28УБ: в передней кабине модернизированного вертолета разместили второй комплект управления. Помимо этого модернизации подверглась и кабина экипажа: летчик-оператор и командир будут теперь получать внекабинную информацию о работе всех систем машины и об окружающей обстановке в более доступной форме и в большем объеме. Это призвано повысить ситуационную информированность экипажа боевой машины, что облегчит взаимодействие и будет способствовать повышению быстроты принятия решений особенно в сложной боевой обстановке. Также на вертолете появился новый прицельно-пилотажно-навигационный комплекс, который получил современные вычислительные средства увеличенного быстродействия. Кабина экипажа вертолета Ми-28НМ надежно бронирована, что должно обеспечить эффективную защиту от бронебойных пуль и снарядов калибра до 20 мм включительно.

Усовершенствованная надвтулочная РЛС и повышенные возможности в использовании современного высокоточного оружия, в том числе самонаводящихся ракет, также являются визитными карточками вертолета Ми-28НМ. Применение высокоточного оружия позволяет существенно сократить время нахождения ударного вертолета в потенциально опасных ситуациях. К преимуществам модернизированной машины относят и хорошую устойчивость к боевым повреждениям. Это достигается при помощи применения новых конструктивных решений и новейших материалов. Конструкция топливной системы вертолета Ми-28НМ исключает возможность взрыва или возгорания топлива в баках, а лопасти несущего винта были выполнены из композиционных материалов. Лопасти позволяют безопасно завершить полет даже при попадании в них снарядов калибра 20-30 мм.

Помимо Ми-28НМ создана еще одна новая модификация — Ми-28УБ, учебно-боевой вертолет с двойным комплектом управления и пультом имитации отказов, сохранивший всю функциональность ударного вертолета. Основное отличие данной модели как раз и заключается в наличии двойной системы управления, которая позволяет пилотировать боевую машину как из кабины пилота, так и из кабины оператора. За счет этого появляется возможность более эффективного обучения и подготовки военных летчиков, которым нужна практика налета на «Ночных охотниках». Также в боевых условиях при возможных нештатных ситуациях на борту управление вертолетом сможет взять на себя и второй член экипажа. Установленный на Ми-28УБ пульт имитации отказов позволяет моделировать для обучаемого летчика различные варианты отказа оборудования в полете, что улучшает натренированность обучаемого в моменты возникновения кризисных ситуаций, а это в случае реальных неисправностей или аварий поможет спасти ему жизнь.

По словам Вадима Баранникова первого заместителя управляющего директора авиационного завода «Роствертол», в рамках подписанного с Министерством обороны России трехлетнего контракта в течение трех лет, начиная с 2017 года, военные будут получать до 10 учебно-боевых вертолетов Ми-28УБ (таким образом, армия пополнится минимум 30 такими машинами). Данные вертолеты уже прошли весь комплекс заводских испытаний. Как уточнили в Минобороны, в начале ноября 2017 года первые два вертолета Ми-28УБ с двойным управлением были приняты в войска, в ближайшее время данные машины поступят в 344-й Центр армейской авиации в Торжке. По данным портала Аircraftcompare.com, стоимость одного Ми-28УБ незначительно выше стоимости Ми-28Н и составляет от 16,8 до 18 миллионов долларов.

То, что отечественный боевой вертолет Ми-28 по кодификации NATO получил в свое время прозвище «Опустошитель», летчик-испытатель Гурген Карапетян считает очень точным. Опыт боевого применения данной боевой машины в Сирии демонстрирует, что подобранный военными североатлантического альянса эпитет является абсолютно правильным.

Оцените статью
Adblock
detector