ГДЗ Русский язык. 5 класс Практика. А.Ю. Купалова и др.
Упражнение 331 (337). 1. По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах домов показались огни.
[== — ], и [== — ].
2. Шел крупный, пушистый снег и красил в бел/spanое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков.
3. Путешествие утомило Каштанку, уши и лапы её озябли, и к тому же ещё она была ужасно голодна.
Когда снег совсем облепил её спину и голову, вдруг подъездная дверь щёлкнула и ударила её по боку. (В конце предложения ставится точка, т.к. предложение повествовательное, невосклицательное. Предложение сложное бессоюзное, простые предложения в составе сложного разделены запятой. Сказуемые щелкнула , ударит разделяются запятой, потому что они являются однородными и между ними нет союза и . Дополнения спину и голову не разделяются запятой, поскольку хоть они и являются однородными, но между ними есть союз и.)
Упражнение 332 (338). 1. Между камнями бурлила вода. Не успел охотник даже вскрикнуть, как лодка налетела на камни, человек и собака оказались в воде. 2. Вдали виднелся остров, на котором много раз уже ночевал охотник со своей собакой.
1. Между камнями бурлила вода. (Мысль закончена.) Не успел охотник даже вскрикнуть, как лодка налетела на камни, человек и собака оказались в воде — (Логическая связь действий выделена в отдельное предложение. Предложение — сложное бессоюзное.) 2. Вдали виднелся остров, на котором много раз уже ночевал охотник со своей собакой. — (По смыслу, интонационно и с точки зрения грамматики — это сложноподчиненное предложение с союзом который.)
Не успел — частица не с глаголами пишется раздельно.
(Где?) вдали — наречие, неизменяемое слово, в предложении является обстоятельством.
Упражнение 333 (339 ). Данные высказывания объединены темой могущества слова.
Упражнение 334 (340). 1. В воскресенье мы собираемся на каток, поэтому уроки надо приготовить в субботу. В воскресенье мы собираемся на каток, хотя о времени сбора ещё не договорились.
2. Моя сестрёнка ещё совсем маленькая, но уже всё понимает и слушается старших. Моя сестрёнка ещё совсем маленькая, поэтому оставлять её одну в квартире нельзя.
Упражнение 335 (341). Простые.
1. В нашей школе будет проводиться конкурс на лучшегочтеца и рассказчика.
2. Готовиться к конкурсу нам помогают старшеклассники и учителя.
3. Победитель конкурса будет отмечен книгой и грамотой.
Сложные.
1. В нашей школе будет проводиться конкурс на лучшего чтеца, и я собираюсь в нем участвовать.
2. Готовиться к конкурсу нам помогают старшеклассники, и мы им за это очень благодарны.
3. Победитель конкурса будет отмечен книгой, и я собираюсь ее получить.
Упражнение 336 (342). Ученик отвечал на вопрос о синтаксическом разборе сложного предложения.
При с и нтакси′ческом разборе сложного предложения нужно указать, какое это предложение, во-первых, по цели высказывания, во-вторых, по эмоциональной окраске, в-третьих, по числу грамматических основ, в-четвертых, по средствам связи простых предложений в составе сложного.
При с и нтакси′ческом (с и′ нтаксис) разборе сложн ого (как |ого| ?) предл о же′ния (предл о′ г) нужно ук а за′ть (ук а′ зка), какое это предложение, во-первых, по цел и (ж.р., 3-е скл., дат.п.) высказывания, во-вт о ры′х (вт о′ рник), по э м о циона′льной (эм о′ ции) окраск е (ж.р., 1- е скл., тв.п.), в-третьих, по ч и слу′ (ч и′ сла) гра мм атических (гра мм а′тика) о сн о′ в (осно′ вы ). в-ч ет вё′ртых (ч е′ тверть), по средствам связи пр ос ты′х (пр о′ ст) предложений в состав е (м.р., 2-е скл., пр.п.) сложного.
Вводные слова выделяются запятыми.
Пример синтаксического разбора сложного предложения:
Все посмотрели ему вслед, но никто не улыбнулся.
1. По цели высказывания это повествовательное предложение.
2. По эмоциональной окраске это предложение невосклицательное.
3. По числу грамматических основ оно относится к сложным предложениям (все посмотрели — основа, никто не улыбнулся — основа).
4. По средствам связи простых предложений в составе сложного это’ предложение является союзным сложносочиненным предложением с союзом но .
Упражнение 337 (343). 1. Простое предложение, в котором подлежащее и сказуемое представлены существительными в именительном падеже, поэтому — тире.
2. Простое предложение с обобщающим словом при однородных членах, поэтому после обобщающего слова ставится двоеточие, а между однородными членами — запятые.
3. Сложное’предложение с однородными сказуемыми, поэтому запятые, бессоюзное, поэтому запятая между простыми предложениями и однородными членами, соединенными союзом но, поэтому запятая перед но.
4. Сложное бессоюзное предложение, поэтому запятая между простыми предложениями, осложненное вводным словом, которое на письме выделяется запятыми.
5. Вопросительное предложение, поэтому знак вопроса, простое, но осложнено обращением, которое выделяется запятыми.
Упражнение 338 (344). На территории лагеря находился большой и красивый клуб. В нем была библиотека, комната для спортивных занятий и большой зал со сценой, в котором проводили вечера и показывали кинофильмы.
Упражнение 339 (346). 1. Я посадила цветы, которые цветут все лето.
[— =], ( которые =).
(По цели высказывания это повествовательное предложение. По эмоциональной окраске это предложение невосклицательное. По числу грамматических основ оно относится к сложным предложениям (я посадила — основа, цветут — основа). По средствам связи простых предложений в составе сложного это предложение является союзным сложноподчиненным предложением с союзом которые. )
2. Дубн был стар, и его ствол был могуч.
[— =],и [—=].
(По цели высказывания это повествовательное предложение. По эмоциональной окраске это предложение невосклицательное. По числу грамматических основ оно относится к сложным предложениям (дуб был стар — основа, ствол был могуч — основа). 4. По средствам связи простых предложений в составе сложного это предложение является союзным сложносочиненным предложением с союзом и.
3. Ребята! Давайте жить дружно и никогда не ссориться.
(По цели высказывания это предложение является побудительным, по эмоциональной окраске невосклицательным, по числу грамматических основ оно относится к простым предложениям. Предложение осложнено восклицательным обращением и однородными сказуемыми давайте жить и не ссориться, которые не разделяются запятой, потому что между ними есть союз и.)
[ О ! = и =].
Упражнение 340 (347). 1. Какое предложение называется сложным?
2. Как можно подразделить сложные предложения по средствам связи простых предложений в составе сложного?
3. Какие бывают сложные союзные предложения?
4. Как распознать сложносочиненное предложение?
5. Как распознать сложноподчиненное предложение?
6. Какие пунктограммы, по этой теме, ты знаешь?
Предложения с прямой речью.
Диалог
Упражнение 341 (348). А: «П». — первое предложение.
А: «П?!» — второе предложение.
«П», — а. — третье предложение.
«П?!» — а. — четвертое и пятое предложения.
1. Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре (слова автора): « Тайное всегда становится явным». (Прямая речь.)
«А это значит , что, если кто поступает нечестно, все равно про него узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание » , (прямая речь) — объяснила мама, (слова автора)
2. Глаголы «говорения»: сказала, спросил, объяснила, ответил. В четвертом предложении их нет.
Упражнение 342 (349). Между частями предложения более четкая пауза, а голос повышается к концу чужой речи при употреблении прямой речи (левая колонка).
1. Прохожий спросил: «Который час?»
А: «П?»
2. «Что это строится напротив вашего дома?» — полюбопытствовала гостья.
«П?» — а.
3. «Когда ты идёшь на репетицию?»/span — поинтересовалась мама.
«П?» — а.
Упражнение 343 (350). 1. «Доброе утро, сестричка !» — слышится из соседней комнаты. «П!»-а.
2. «Тише. Бабушка, кажется спит», — шепчет мама. «П», — а.
3. « Внученька , ты сегодня поздно придёшь?» — беспокоится бабушка. «П?» — а.
4. Брат попросил: «Разбуди меня, пожалуйста , завтра в семь». А : «П».
Слышится — слышать, II спр., наст, вр., ед. ч., 3-е л.
Ш е′ пчет- шептать, I спр., наст, вр., ед. ч., 3-е л.
Бе сп окои тс я — беспокои ть , II спр., наст, вр., ед. ч., 3-е л.
Попр о си′л — пр о′ сить, II спр, прош. вр., ед. ч., м. р.
Упражнение 344 (351). 1. Покупатель благодарно сказал продавщице: «Большое спасибо».
2. Руководитель группы чётко отдал приказ : «Начинайте эксперимент».
3. Девочка бормотала виновато : «Прости, я нечаянно».
4. Зал восторженно кричал: «Браво! Бис!»
5. Подруга спросила: «Можно я возьму твою книгу?»
Ск а за′л (ск а′ жет), от дал (приставка от -), борм о та′ла (борм о′ чет), кр и ча′л (кр и′ к), спр о си′ла (пр о′ сит).
Упражнение 345 (352). «Кто такой Тимур? Надо бы повидать и поблагодарить этого человека», — подумала Женя. .«П», — а.
«Стой, сумасшедшая собака!» — крикнул Тимур.
«П!»-а.
«Женя, откуда у тебя на плече царапина?» — недовольно спросила Ольга.
«П?» — а.
«Ты Тимур?» — недоверчиво воскликнула Женя.
«П?» — а.
Тогда он подошел к ней, взял за руку и ответил: «Садись и слушай, и тогда тебе всё будет понятно».
А: «П».
А наблюдатель сообщил снова: «У калитки неизвестная девица стоит с кувшином. Это, наверно, хозяйка дачи».
А: «П».
Упражнение 345 (с). Один раз мы с мамой пошли в лес, там было очень красиво: таял последний снег, текли ручейки, на деревьях набухали почки. Я увидела, что валяется веточка, взяла её, принесла домой и поставила в вазочку с водой. Ветка долго не распускалась, и мама хотела её выкинуть, но я не позволила, а через несколько дней у неё появились листочки. Когда ветка пустит корешки, я посажу её возле дома и буду за ней ухаживать.
Упражнение 347 (354). С любовью и нежностью обращался А.С. Пушкин к своей няне Арине Родионовне (слова автора): « Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя! » (прямая речь) 2. Обращения поэта к няне проникнуты очень тёплым чувством (слова автора): « Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжаньем своего веретена?» (прямая речь)
С любо вью и нежностью о бр а щ ал ся А . С . П ушкин к с во ей (св о′ й) нян е Ар ине Р одионовн е : «Подруга дней м о и′х (м о′ й) суровых, голу′ б ка (го′лу би ), (как ая ?) дряхл ая моя!».
«Голубка дряхлая моя», «моя старушка», «мой друг» — обращения — выделяются запятыми.
Упражнение 348 (355). Эти высказывания объединяет мысль, что поставленной цели необходимо добиваться, несмотря на трудности.
1. Однажды летчик-космонавт Леонов пожелал школьникам: «Каждому из вас, ребята, хочу пожелать: ищите большую цель в жизни. Ищите её уже сейчас, когда вы учитесь в школе. И ещё: не бойтесь трудностей и не пасуйте перед ними, в борьбе с ними закаляется и крепнет характер и происходит рождение человека».
2. В. Сухомлинский писал: «Ты станешь настоящим человеком лишь тогда, когда познаешь, что такое трудно. Преодоление трудностей возвышает человека».
Упражнение 349 (356). Во многих школах проходят олимпиады по родному языку. К ним ведётся большая подготовительная работа: продумываются вопросы и задания для участников олимпиады, оформляются выставки, стенды, рукописные журналы, предлагаются различные конкурсы. Специально созданная комиссия определяет победителей. Их поздравляют, награждают, премируют.
Как приятно услышать: «Поздравляем с победой! Желаем и дальше успешно овладевать богатствами родного языка!»
И — сочинительный союз; соединяет однородные дополнения.
Выст а в к и — ст а′ вить, вы′став ок .
К ним ведётся большая подготовительная работа: продумываются вопросы и задания для участников олимпиады, оформляются выставки, стенды, рукописные журналы, предлагаются различные конкурсы.
(В конце предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Сказуемые продумываются, оформляются, предлагаются разделяются запятой, потому что они являются однородными. Дополнения вопросы и задания не разделяются запятой потому что они являются однородными и между ними есть союз и. Дополнения выставки, стенды, журналы, разделяются запятой, потому что они являются однородными и между ними нет союза и . Предложение осложнено обобщающим словом работа, после которого ставится двоеточие.)
Упражнение 350 (357). В этом диалоге участвуют принцесса и учитель. Этот диалог учит вдумчивому отношению к письму, в частности, где поставить запятую/span в предложении «Казнить нельзя помиловать».
«Сначала надо подумать, а потом писать, ваше величество!» — сказал учитель.
К реплике пришлось подобрать слова автора.
ГДЗ Русский язык. 5 класс Практика. А.Ю. Купалова и др.
Упражнение 331 (337). 1. По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах домов показались огни.
[== — ], и [== — ].
2. Шел крупный, пушистый снег и красил в бел/spanое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков.
3. Путешествие утомило Каштанку, уши и лапы её озябли, и к тому же ещё она была ужасно голодна.
Когда снег совсем облепил её спину и голову, вдруг подъездная дверь щёлкнула и ударила её по боку. (В конце предложения ставится точка, т.к. предложение повествовательное, невосклицательное. Предложение сложное бессоюзное, простые предложения в составе сложного разделены запятой. Сказуемые щелкнула , ударит разделяются запятой, потому что они являются однородными и между ними нет союза и . Дополнения спину и голову не разделяются запятой, поскольку хоть они и являются однородными, но между ними есть союз и.)
Упражнение 332 (338). 1. Между камнями бурлила вода. Не успел охотник даже вскрикнуть, как лодка налетела на камни, человек и собака оказались в воде. 2. Вдали виднелся остров, на котором много раз уже ночевал охотник со своей собакой.
1. Между камнями бурлила вода. (Мысль закончена.) Не успел охотник даже вскрикнуть, как лодка налетела на камни, человек и собака оказались в воде — (Логическая связь действий выделена в отдельное предложение. Предложение — сложное бессоюзное.) 2. Вдали виднелся остров, на котором много раз уже ночевал охотник со своей собакой. — (По смыслу, интонационно и с точки зрения грамматики — это сложноподчиненное предложение с союзом который.)
Не успел — частица не с глаголами пишется раздельно.
(Где?) вдали — наречие, неизменяемое слово, в предложении является обстоятельством.
Упражнение 333 (339 ). Данные высказывания объединены темой могущества слова.
Упражнение 334 (340). 1. В воскресенье мы собираемся на каток, поэтому уроки надо приготовить в субботу. В воскресенье мы собираемся на каток, хотя о времени сбора ещё не договорились.
2. Моя сестрёнка ещё совсем маленькая, но уже всё понимает и слушается старших. Моя сестрёнка ещё совсем маленькая, поэтому оставлять её одну в квартире нельзя.
Упражнение 335 (341). Простые.
1. В нашей школе будет проводиться конкурс на лучшегочтеца и рассказчика.
2. Готовиться к конкурсу нам помогают старшеклассники и учителя.
3. Победитель конкурса будет отмечен книгой и грамотой.
Сложные.
1. В нашей школе будет проводиться конкурс на лучшего чтеца, и я собираюсь в нем участвовать.
2. Готовиться к конкурсу нам помогают старшеклассники, и мы им за это очень благодарны.
3. Победитель конкурса будет отмечен книгой, и я собираюсь ее получить.
Упражнение 336 (342). Ученик отвечал на вопрос о синтаксическом разборе сложного предложения.
При с и нтакси′ческом разборе сложного предложения нужно указать, какое это предложение, во-первых, по цели высказывания, во-вторых, по эмоциональной окраске, в-третьих, по числу грамматических основ, в-четвертых, по средствам связи простых предложений в составе сложного.
При с и нтакси′ческом (с и′ нтаксис) разборе сложн ого (как |ого| ?) предл о же′ния (предл о′ г) нужно ук а за′ть (ук а′ зка), какое это предложение, во-первых, по цел и (ж.р., 3-е скл., дат.п.) высказывания, во-вт о ры′х (вт о′ рник), по э м о циона′льной (эм о′ ции) окраск е (ж.р., 1- е скл., тв.п.), в-третьих, по ч и слу′ (ч и′ сла) гра мм атических (гра мм а′тика) о сн о′ в (осно′ вы ). в-ч ет вё′ртых (ч е′ тверть), по средствам связи пр ос ты′х (пр о′ ст) предложений в состав е (м.р., 2-е скл., пр.п.) сложного.
Вводные слова выделяются запятыми.
Пример синтаксического разбора сложного предложения:
Все посмотрели ему вслед, но никто не улыбнулся.
1. По цели высказывания это повествовательное предложение.
2. По эмоциональной окраске это предложение невосклицательное.
3. По числу грамматических основ оно относится к сложным предложениям (все посмотрели — основа, никто не улыбнулся — основа).
4. По средствам связи простых предложений в составе сложного это’ предложение является союзным сложносочиненным предложением с союзом но .
Упражнение 337 (343). 1. Простое предложение, в котором подлежащее и сказуемое представлены существительными в именительном падеже, поэтому — тире.
2. Простое предложение с обобщающим словом при однородных членах, поэтому после обобщающего слова ставится двоеточие, а между однородными членами — запятые.
3. Сложное’предложение с однородными сказуемыми, поэтому запятые, бессоюзное, поэтому запятая между простыми предложениями и однородными членами, соединенными союзом но, поэтому запятая перед но.
4. Сложное бессоюзное предложение, поэтому запятая между простыми предложениями, осложненное вводным словом, которое на письме выделяется запятыми.
5. Вопросительное предложение, поэтому знак вопроса, простое, но осложнено обращением, которое выделяется запятыми.
Упражнение 338 (344). На территории лагеря находился большой и красивый клуб. В нем была библиотека, комната для спортивных занятий и большой зал со сценой, в котором проводили вечера и показывали кинофильмы.
Упражнение 339 (346). 1. Я посадила цветы, которые цветут все лето.
[— =], ( которые =).
(По цели высказывания это повествовательное предложение. По эмоциональной окраске это предложение невосклицательное. По числу грамматических основ оно относится к сложным предложениям (я посадила — основа, цветут — основа). По средствам связи простых предложений в составе сложного это предложение является союзным сложноподчиненным предложением с союзом которые. )
2. Дубн был стар, и его ствол был могуч.
[— =],и [—=].
(По цели высказывания это повествовательное предложение. По эмоциональной окраске это предложение невосклицательное. По числу грамматических основ оно относится к сложным предложениям (дуб был стар — основа, ствол был могуч — основа). 4. По средствам связи простых предложений в составе сложного это предложение является союзным сложносочиненным предложением с союзом и.
3. Ребята! Давайте жить дружно и никогда не ссориться.
(По цели высказывания это предложение является побудительным, по эмоциональной окраске невосклицательным, по числу грамматических основ оно относится к простым предложениям. Предложение осложнено восклицательным обращением и однородными сказуемыми давайте жить и не ссориться, которые не разделяются запятой, потому что между ними есть союз и.)
[ О ! = и =].
Упражнение 340 (347). 1. Какое предложение называется сложным?
2. Как можно подразделить сложные предложения по средствам связи простых предложений в составе сложного?
3. Какие бывают сложные союзные предложения?
4. Как распознать сложносочиненное предложение?
5. Как распознать сложноподчиненное предложение?
6. Какие пунктограммы, по этой теме, ты знаешь?
Предложения с прямой речью.
Диалог
Упражнение 341 (348). А: «П». — первое предложение.
А: «П?!» — второе предложение.
«П», — а. — третье предложение.
«П?!» — а. — четвертое и пятое предложения.
1. Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре (слова автора): « Тайное всегда становится явным». (Прямая речь.)
«А это значит , что, если кто поступает нечестно, все равно про него узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание » , (прямая речь) — объяснила мама, (слова автора)
2. Глаголы «говорения»: сказала, спросил, объяснила, ответил. В четвертом предложении их нет.
Упражнение 342 (349). Между частями предложения более четкая пауза, а голос повышается к концу чужой речи при употреблении прямой речи (левая колонка).
1. Прохожий спросил: «Который час?»
А: «П?»
2. «Что это строится напротив вашего дома?» — полюбопытствовала гостья.
«П?» — а.
3. «Когда ты идёшь на репетицию?»/span — поинтересовалась мама.
«П?» — а.
Упражнение 343 (350). 1. «Доброе утро, сестричка !» — слышится из соседней комнаты. «П!»-а.
2. «Тише. Бабушка, кажется спит», — шепчет мама. «П», — а.
3. « Внученька , ты сегодня поздно придёшь?» — беспокоится бабушка. «П?» — а.
4. Брат попросил: «Разбуди меня, пожалуйста , завтра в семь». А : «П».
Слышится — слышать, II спр., наст, вр., ед. ч., 3-е л.
Ш е′ пчет- шептать, I спр., наст, вр., ед. ч., 3-е л.
Бе сп окои тс я — беспокои ть , II спр., наст, вр., ед. ч., 3-е л.
Попр о си′л — пр о′ сить, II спр, прош. вр., ед. ч., м. р.
Упражнение 344 (351). 1. Покупатель благодарно сказал продавщице: «Большое спасибо».
2. Руководитель группы чётко отдал приказ : «Начинайте эксперимент».
3. Девочка бормотала виновато : «Прости, я нечаянно».
4. Зал восторженно кричал: «Браво! Бис!»
5. Подруга спросила: «Можно я возьму твою книгу?»
Ск а за′л (ск а′ жет), от дал (приставка от -), борм о та′ла (борм о′ чет), кр и ча′л (кр и′ к), спр о си′ла (пр о′ сит).
Упражнение 345 (352). «Кто такой Тимур? Надо бы повидать и поблагодарить этого человека», — подумала Женя. .«П», — а.
«Стой, сумасшедшая собака!» — крикнул Тимур.
«П!»-а.
«Женя, откуда у тебя на плече царапина?» — недовольно спросила Ольга.
«П?» — а.
«Ты Тимур?» — недоверчиво воскликнула Женя.
«П?» — а.
Тогда он подошел к ней, взял за руку и ответил: «Садись и слушай, и тогда тебе всё будет понятно».
А: «П».
А наблюдатель сообщил снова: «У калитки неизвестная девица стоит с кувшином. Это, наверно, хозяйка дачи».
А: «П».
Упражнение 345 (с). Один раз мы с мамой пошли в лес, там было очень красиво: таял последний снег, текли ручейки, на деревьях набухали почки. Я увидела, что валяется веточка, взяла её, принесла домой и поставила в вазочку с водой. Ветка долго не распускалась, и мама хотела её выкинуть, но я не позволила, а через несколько дней у неё появились листочки. Когда ветка пустит корешки, я посажу её возле дома и буду за ней ухаживать.
Упражнение 347 (354). С любовью и нежностью обращался А.С. Пушкин к своей няне Арине Родионовне (слова автора): « Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя! » (прямая речь) 2. Обращения поэта к няне проникнуты очень тёплым чувством (слова автора): « Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжаньем своего веретена?» (прямая речь)
С любо вью и нежностью о бр а щ ал ся А . С . П ушкин к с во ей (св о′ й) нян е Ар ине Р одионовн е : «Подруга дней м о и′х (м о′ й) суровых, голу′ б ка (го′лу би ), (как ая ?) дряхл ая моя!».
«Голубка дряхлая моя», «моя старушка», «мой друг» — обращения — выделяются запятыми.
Упражнение 348 (355). Эти высказывания объединяет мысль, что поставленной цели необходимо добиваться, несмотря на трудности.
1. Однажды летчик-космонавт Леонов пожелал школьникам: «Каждому из вас, ребята, хочу пожелать: ищите большую цель в жизни. Ищите её уже сейчас, когда вы учитесь в школе. И ещё: не бойтесь трудностей и не пасуйте перед ними, в борьбе с ними закаляется и крепнет характер и происходит рождение человека».
2. В. Сухомлинский писал: «Ты станешь настоящим человеком лишь тогда, когда познаешь, что такое трудно. Преодоление трудностей возвышает человека».
Упражнение 349 (356). Во многих школах проходят олимпиады по родному языку. К ним ведётся большая подготовительная работа: продумываются вопросы и задания для участников олимпиады, оформляются выставки, стенды, рукописные журналы, предлагаются различные конкурсы. Специально созданная комиссия определяет победителей. Их поздравляют, награждают, премируют.
Как приятно услышать: «Поздравляем с победой! Желаем и дальше успешно овладевать богатствами родного языка!»
И — сочинительный союз; соединяет однородные дополнения.
Выст а в к и — ст а′ вить, вы′став ок .
К ним ведётся большая подготовительная работа: продумываются вопросы и задания для участников олимпиады, оформляются выставки, стенды, рукописные журналы, предлагаются различные конкурсы.
(В конце предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Сказуемые продумываются, оформляются, предлагаются разделяются запятой, потому что они являются однородными. Дополнения вопросы и задания не разделяются запятой потому что они являются однородными и между ними есть союз и. Дополнения выставки, стенды, журналы, разделяются запятой, потому что они являются однородными и между ними нет союза и . Предложение осложнено обобщающим словом работа, после которого ставится двоеточие.)
Упражнение 350 (357). В этом диалоге участвуют принцесса и учитель. Этот диалог учит вдумчивому отношению к письму, в частности, где поставить запятую/span в предложении «Казнить нельзя помиловать».
«Сначала надо подумать, а потом писать, ваше величество!» — сказал учитель.
К реплике пришлось подобрать слова автора.