Место крепления датчика эхолота

Установка эхолота на лодку

С каждым днём растёт количество эхолотов у обладателей разнообразных плавсредств. Вместе с ростом продаж растёт и количество вопросов и жалоб на некорректную работу эхолотов, хотя сами эхолоты в этом, как правило, не виноваты. Эхолот может работать некорректно только в двух случаях: если он не исправен и если его датчик (излучатель) неправильно установлен. Третьего не дано.

Так как вопрос неисправности решается гарантийными обязательствами, то говорить будем о правильности установки датчика (излучателя) на лодку. Особенно это касается быстроходных лодок с мощными двигателями.

КАВИТАЦИЯ

Кавитация (от лат. cavitas — пустота), образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных газом, паром или их смесью. Кавитация возникает в результате местного понижения давления в жидкости, которое может происходить либо при увеличении её скорости (гидродинамическая Кавитация), либо при прохождении акустической волны большой интенсивности во время полупериода разрежения (акустическая Кавитация). Перемещаясь с потоком в область с более высоким давлением или во время полупериода сжатия, кавитационный пузырёк захлопывается, излучая при этом ударную волну. Кавитация разрушает поверхность гребных винтов, гидротурбин, акустических излучателей и др.

Главный враг эхолота — это кавитация, возникающая при движении. Обычно датчик (излучатель) эхолота крепится на транце лодки и пузырьки воздуха, движущиеся вдоль поверхности днища, очень сильно рассеивают и поглощают ультразвук, в результате чего эхолот «теряет» дно и «слепнет». У разных моделей эхолотов это выражается по-разному: цифры глубины мигают, цифры пропадают, эхолот показывает несуществующие глубины и т. д. В любом случае это неприятно, а виновата в этом только неправильная установка датчика (излучателя). Если такое случилось с Вами, то попробуйте дотянуться до датчика и ладонью провести по его нижней поверхности. Если прибор заработал, то виноваты те самые крошечные пузырьки воздуха.

Дело в том, что разные корпуса дают разную кавитацию, и панацеи здесь нет, есть только специалист, который хорошо понимает, в каком месте лучше ставить датчик( излучатель). К глубокому сожалению таких специалистов единицы и они не в состоянии помочь всем. Выход, однако, можно найти. Можно датчик крепить таким образом, чтобы его можно было перемещать по высоте, а можно перед тем как крепить датчик намертво создать временное крепление и опытным путём установить, где его лучше закрепить. В любом случае необходимо очень серьёзно отнестись к установке датика, ибо переделывать всегда хуже, чем делать заново.

Как правильно установить эхолот на лодку

Кроме места установки, необходимо следить и за его положением в горизонтальной плоскости, т. к. это тоже влияет, как на бесперебойную работу, так и на достоверность выдаваемой информации.

На этом рисунке показано, как крепится датчик «в идеале», но иногда приходится искать более подходящее место или глубину его погружения.

Датчик должен быть строго горизонтален поверхности воды, но не всегда положение всей лодки будет одинаковым при движении с разной скоростью. Следовательно нужно определить положение лодки на тихом ходу и на глиссере, и устанавливать излучатель, чтобы его положение было наиболее близким к горизонтальному в этих положениях.

Читайте также:  Протеин для рыбалки состав

Cамое плохое положение датчика, кавитация будет создаваться и самим датчиком. Некорректная работа эхолота — гарантирована.

При таком положении датчика данные о глубине будут искажены.

Идеальное положение датчика.

В любом случае, чем глубже будет опущен датчик, тем лучше. Однако, следует учитывать, что при более глубоком положении эхолота, он будет создавать большее сопротивление при передвижении.

На лодках с пластиковыми корпусами датчик можно ставить изнутри лодки, как это показано на рисунке:

При обнаружении некорректной работы эхолота не спешите сразу нести его продавцу. Попытайтесь сначала понять причину. Самый простой способ — остановить лодку, рукой протереть нижнюю поверхность датчика, выключить и снова включить эхолот. В 99% случаев эхолот снова заработает. Затем можно начать движение и отследить момент начала сбоя.

Ничего сложного в этом нет, надо просто уделить установке датчика эхолота больше внимания.

Особенности крепления эхолота на лодку

Всевозможные гаджеты уже давно стали частью современной жизни. Не обошла эта тенденция и поклонников рыбной ловли, в особенности тех, кто сумел обзавестись собственным плавательным средством – лодкой или катером.

Одним из таких полезных устройств и является эхолот, который позволяет увидеть все, что находится под водой, делая процесс рыбной ловли еще более увлекательным. После покупки часто возникают сложности при установке прибора в лодку, а ведь от этого напрямую зависит, насколько корректно будет работать эхолот. Рассмотрим этот аспект подробно.

Где установить

Выбирая место установки эхолота, нужно учесть несколько важных моментов. Главный из них – постоянное горизонтальное положение датчика сигнала прибора относительно поверхности воды.

Также важно отсутствие пузырьков с воздухом около датчика при любых движениях лодки. И, вообще, нужно постараться исключить все возможные вибрации, которые способны повлиять на работу эхолота.

Исходя из всего этого, можно рассмотреть возможные места крепления датчика прибора.

Транец

При этом материал изготовления самого транца не имеет значения. Главным минусом этого варианта будет непосредственная близость эхолота к мотору лодки. Необходимо будет постоянно следить за тем, чтобы закрепленный прибор не мешал управлению плавательным средством при движении по воде.

Днище

Тут при креплении будут использоваться присоски или специальный клей. Стоит учесть, что такой вариант подойдет только для самых мощных современных приборов, у которых сигнал способен пробить всю толщину днища лодки.

Выносной вариант

Если вы используете разные плавсредства или на лодке нет транца, то можно использовать обычную бутылку из пластика, в которую потом нужно будет доливать или, наоборот, сливать воду при погружении. Бутыль позволит расположить датчик перпендикулярно водной поверхности.

Теперь нужно определиться с местом для экрана прибора.

Чаще всего его размещают на скамью в наиболее удобном месте лодки, например, на носу рядом с троллинговым двигателем.

Также можно установить экран на днище или боковые поверхности плавательного средства.

Обратите внимание, что вся суть крепежа эхолота заключается именно в установке датчика прибора, ведь непосредственно монитор уже просто устанавливается на видное место, согласно личному предпочтению и удобству рыбака.

Способы

Теперь рассмотрим способы правильного крепления прибора. Нужно выбрать сам крепеж. Тут важно учесть на какую лодку эхолот будет устанавливаться. Проще всего с катером – его твердые борта легко позволяют установить прибор самостоятельно без особых проблем. Несколько сложнее обстоит дело у владельцев ПВХ или резиновых надувных лодок.

Читайте также:  Простейшие снасти для ловли сома

Самый простой вариант – это обратиться за помощью в специальную организацию, сотрудники которой грамотно проведут все установочные работы и настроят прибор.

Другое дело, что подобное решение подойдет лишь для жителей крупных городов или областных центров, да и стоимость подобных услуг достаточно велика, не каждый сможет себе позволить.

Большинству рыбаков придется заниматься установкой самостоятельно. Этапы установки прибора рассмотрим ниже, сейчас же определимся с типом крепежа устройства. Существует два варианта.

Заводской

Многие фирмы-производители приборов выпускают специальные крепежи для лодок. Профессиональные заводские крепежи состоят из следующих элементов – струбцины, специального кронштейна, узла монтажа.

Струбцина прижимает всю конструкцию к жесткой поверхности плавательного средства. Обычно она выполнена из нержавеющей стали с резиновой прослойкой для плотности при монтаже. Если лодка с мотором, то струбцина прикрепляется к транцу таким образом, чтобы не мешать работе двигателя лодки при маневрировании. Допустимо смещение к левому или правому борту лодки.

Кронштейн представляет собой трубку, которая соединяет датчик эхолота (трансдьюсер) и струбцину. Этот элемент крепления позволяет настраивать устройство по глубине, а во многих дорогих моделях приборов еще и угол поворота.

С помощью специального болта кронштейн прижимается к струбцине, затем корректируется глубина и угол по отношению к поверхности воды. Для этого следует немного опустить зажим на струбцине. Кронштейн начнет смещаться в нужном направлении. После корректировки необходимо жестко закрепить всю конструкцию.

Такой тип крепления дает возможность быстрого монтажа и демонтажа прибора, что важно, если после рыбалки лодка складывается или сдувается, а затем уже убирается на хранение. Еще один плюс – возможность автоматического снятия датчика при наезде на препятствие во время движения лодки. После того как угроза минует, вновь установить датчик не составит никакого труда.

Удобно и то, что подобные крепления универсальны для различных моделей приборов, независимо от фирмы-производителя они очень надежны и легко поддаются корректировке.

Недостатком такого способа будет то, что прибор займет место на палубе, которое может быть использовано для хранения удочек и других снастей. Также стоит учесть и высокую стоимость подобных креплений.

Самодельный

Намного дешевле выйдет сделать эту конструкцию самому. Такой способ особенно актуален для владельцев резиновых и алюминиевых лодок без транца. При этом в случае изготовления самодельного крепления возможны несколько вариантов. Это могут быть и съемные, и стационарные конструкции.

Стационарное крепление сделать очень просто, при этом в дальнейшем не нужно будет тратить время на монтаж и демонтаж прибора. Важно подобрать для изготовления устойчивые к коррозии материалы.

В данном случае около киля нужно сделать отверстие в днище судна. С помощью эпоксидного клея датчик прибора приклеивается к поверхности дна лодки. Оставшиеся отверстия также заполняются клеящим составом. Такой тип крепления подойдет резиновым и стеклопластиковым лодкам, моделям из ПВХ.

Съемное крепление делается и крепится по подобию заводского. Оно сложнее в изготовлении, но при этом точно подойдет к имеющемуся плавательному средству.

Для изготовления такого крепления понадобятся:

  • труба из металлопластика длиной приблизительно 1 метр или немного меньше;
  • трубка из нержавейки, при этом ее диаметр должен быть чуть больше диаметра металлопластиковой трубы;
  • струбцина (ее легко приобрести в строительном магазине);
  • болты, гайки, шайбы, шплинт, резиновые прокладки (можно использовать самодельные, например, из старых камер от велосипедов), хомуты.
Читайте также:  Снасть судового бегучего такелажа 4 букв

Монтаж такого крепления проводится точно по аналогии с заводским. Струбцину нужно прижать к борту судна, датчик прикрепляется к трубе и опускается на необходимую глубину. Труба крепится с помощью болта к струбцине.

Какой вариант крепежа будет лучше для конкретной лодки, каждый рыбак решает сам, исходя из своих возможностей.

Опытные рыбаки чаще всего рекомендуют использовать для эхолота именно заводские крепления, но не всегда это выполнимо. Например, при отсутствии транца (чаще всего на лодках без мотора), если сама лодка нестандартная или держатель и струбцина по каким-то причинам оказались несовместимы (были куплены в разное время отдельно друг от друга), а также, если на рыбалке используется несколько сильно отличных по конструктивным особенностям плавательных средств.

Как закрепить своими руками

Рассмотрим подробнее этапы установки самого прибора в выбранные крепления, независимо от того, используется заводской или самодельный вариант.

Подключение кабеля

В комплекте с прибором чаще всего идут провода длиной 2-3 метра. Следует определить оптимальную длину, которая позволит соединить эхолот и источник питания. Лучше всего, чтобы все провода и аккумулятор были компактно уложены и не мешали передвижению человека по лодке. При этом сам прибор должен обязательно соответствовать системе питания.

Подключение происходит через предохранитель, который можно разместить либо рядом с аккумулятором, либо у панели крепления. В некоторых случаях для предохранителей может потребоваться применение клемм, которые не всегда идут в базовом комплекте. Тогда их нужно приобрести заранее

Также во избежание случаев возможного отключения основного источника питания из-за неисправности и случаев конфликтов между электрическими каналами стоит установить резервную батарею.

Монтаж основы

Тут стоит обратить внимание на конструкцию прибора. Разные эхолоты могут иметь отличные типы соединения с базой. Крепеж может осуществляться по отдельности либо уже в полной сборке. Тут нужно учесть очень важный момент – при установке не должна повредиться начинка прибора, поэтому безопаснее все-таки монтировать устройство именно в разобранном состоянии. Это существенно снижает риск возникновения повреждений.

Нужно наметить точки крепления и сделать нужные отверстия при помощи дрели. Для проводки кабеля тоже потребуются отверстия. При этом провода пропускаются до места фиксации основы крепежом. Важно аккуратно и без сильного нажима устанавливать крепления, чтобы не деформировать поверхность корпуса плавательного судна.

Подключение к датчику

На этом этапе электротехнические работы будут завершены. Кабель от датчика подключается к устройству навигации. Для этого используются специальные разъемы и штекеры. Следует учесть, что длины кабеля обязательно должно хватить не только для прямого положения, но и для возможного поворота экрана прибора. Лишняя длина убирается.

Монитор перед снятием нужно обязательно протестировать. Следует провести проверку интерфейса, звуковых сигналов, чувствительности самого датчика. На этом этапе устраняются возможные ошибки электропроводки и повреждения изоляции, если они есть. Все это влияет на дальнейшую исправную работу прибора.

После всех проведенных работ с помощью выбранного способа крепления, о которых мы уже говорили выше, эхолот устанавливается в лодку.

Оцените статью
Adblock
detector