Как древние славяне называли медведя ?
Охотники — народ суеверный, поэтому отправляясь на охоту они очень сильно бояться отпугнуть от себя удачу, поэтому принято вслух не произносить название животного на которого охотник собрался охотиться. Это называется — лингвистическое табу. Для того что бы избегать название животного, им придумывались всем известные клички, или прозвища, которые охотники произносить не боялись. Волка называют — серым, лису — плутовка, или рыжая, лося — сохатым, зайца -косым, медведя — косолапым, косматым, хозяином и.т.д.
А поскольку медведь являлся еще и самым опасным и сильным хищником, то его боялись настолько сильно, что настоящее имя медведя полностью исчезло из языка, поскольку слово — медведь, является точно таким же эвфемизмом, или прозвищами как -косолапый или косматый. Согласно этимологии слово — медведь, произошло от слов — мед и — есть, точнее — едящий. То есть — поедающий мед. Народную этимологию про — ведающий мед лингвисты не подтверждают. В древние времена славяне, да бы не призвать медведя, ну или наоборот не спугнуть на охоте, не произносили его имени, заменяя — медведем, точно так же как сейчас охотники называют его -косолапым, ну или как иначе.
Тогда как само древнее название медведя стало утерянным полностью из языка. Но зная, что все индоевропейские языки имеют общее происхождение, можно постараться его восстановить хотя бы приблизительно. Для этого надо ознакомиться, а как же называют медведя наши собратья по индоевропейской языковой семье ?
во всех славянских языка, на карте обозначенными зеленым цветом, название медведя примерно одинаковое, в украинском — ведмидь в чешском — медвед, даже венгры взяли себе славянское название — медве.
Посмотрим следующую группу германских языков, обозначенную розовым цветом, в них используется другой корень, на английском это -bear. Многие видят в этом слове сходство с русским словом — берлога, что — бер и есть древнее название медведя. но как мы видим, что это слово используется только в германских языках, тогда как в балтийских романских, албанском, греческом, армянском, курдском языках медведя называют иначе ? Значит оно не может быть общим древним названием. Этимологический это слово родственно русскому — бурый, или английскому — brown, что так же означает- коричневый или бурый. В русском языке — бурый, так же является одним из эвфемизмов медведя Так что в германских языках название медведя ( bear, англ.), тоже как и в русском языке является — эвфемизмом.
Рассмотрим группу балтийских языков, обозначенную синим цветом, это латвийский и литовские языки в них название примерно одинаковое в латышском это будет — lacis, в литовском — lokys, которые происходят от слова — lakt, которое переводиться на русский как — лизать, облизывать. То есть мы опять имеем дело с эвфемизмом. Это слово родственно русскому — лакать, по смыслу получается что то вроде русского — лакомка. скорей всего опять же имеется ввиду — мед, которым медведь любит полакомиться.
Остается еще один третий вариант названия медведя в индоевропейских языках, оно окрашено на карте в оранжевый цвет, и в отличии от предыдущих вариантов, охватывает сразу несколько языковых групп. Видим и валлийский язык -arth , все романские языки — восходящие к латинскому — ursus, греческий — arktos, албанский — , армянский — arjy , курдский — hirc. Если посмотреть азиатские индоевропейские языки не указанные на карте, то так же можно увидеть осетинский -ars, таджикский — хирс. На древних языках, санскрите — rksa, на авестийском — arsa. Откуда можно сделать вывод, что это есть древнее обще индоевропейское название медведя. Поскольку оно охватывает большую часть языковых групп индоевропейских языков, и кельтскую, и романскую, и албанскую, греческую, армянскую, иранскую. Очевидно, что в отличии от лесов восточной, северной и центральной Европы, где медведь был серьезной угрозой или желанным трофеем, в этих регионах значение медведя снижалось, поэтому не было необходимости в подмене его эвфемизмом, и сохранилось древнее название медведя.
Но все таки как же оно звучало в славянских языках ? Предположительно его название у славян можно восстановить как — орша При метатезе (перестановке звуков) возможно давало вариант роша Подобное слово мы встречаем и в славянской топонимике , это всем известный город — Орша в Белоруссии, который стоит на реке — Оршица. в Псковской области так же есть река — Оршанка. Так же реки и населенные пункты — Орша есть в Тверской и в Псковской областях.
Застрелил медведя на охоте в целях самообороны. Это нарушение закона?
Здравствуйте! Может ли охотник застрелить медведя в целях самообороны на самой охоте? Считаются ли такие действия законными? Могут ли стрелка за такое привлечь к ответственности? На эти вопросы постараемся сегодня ответить.
В разных уголках страны случаются инциденты, когда обычного охотника стараются наказать за то, что он из своего ружья стреляет в медведя или другого опасного хищника, не имея на это разрешения.
Безусловно, некоторые охотники стараются сэкономить деньги и добыть медведя незаконным путём . Их мы все привыкли называть браконьерами. С такими людьми нужно разговаривать по всей строгости закона. Им не уйти от ответственности.
Совсем другое дело, когда порядочного охотника за убитого медведя почти сажают в тюрьму лишь за сам факт добычи хищника . Если есть тушка, и нет лицензии, то это уже браконьерство. Так считают многие в охотнадзоре.
Когда же охотник старается объяснить, что на него нападал медведь, поэтому он вынужден был сделать выстрел, чтобы спасти свою жизнь, то это не воспринимается серьёзно. Правильно ли реагируют на это сотрудники охотнадзора? Сейчас разберёмся.
Застрелить медведя в целях самообороны законно?
Медведь может напасть на любого человека в лесу, поэтому охотник не является исключением. Этот хищник может оказаться раненым другим стрелком, а потом броситься не на самого обидчика, а любого другого человека.
Конституция РФ даёт право каждому гражданину защитить свои права, жизнь и здоровье от посягательства любыми правовыми способами . Законом предусмотрено в состоянии необходимой обороны применить силу или оружие, чтобы защитить себя.
Таким образом, охотник на охоте может причинить вред или застрелить медведя , но только если непосредственная угроза с его стороны была соразмерна нанесённому вреду самим охотником.
Выходит, что нужно помнить о мерах необходимой обороны и не стоит их превышать . Например, медведь проходит от Вас на определённом расстоянии, поворачивает голову, чтобы посмотреть, а Вы стреляете в него. Это будет незаконно.
Никакого агрессивного поведения не наблюдается. Угрозы нападения нет, но Вы стреляете. Бывает, что медведь внезапно появляется и проявляет агрессию , не нападая на охотника, то есть имеет место угроза нападения. В такие моменты допускается выстрел, но стоит помнить, что это нужно будет потом доказать.
Отличным доказательством может оказаться видеокамера, на которой будет зафиксирован весь процесс применения оружия к медведю.
Если Вы будете без каких-либо признаков ранения от действий медведя или же будут отсутствовать какие-либо следы от лап хищника на одежде , то доказать свою правоту применения оружия будет крайне сложно .
В большинстве случаев, охотнику без явных признаков фактического нападения медведя очень сложно доказать правомерность своих действий. Помните об этом. Лучше стараться сначала отбиться от хищника без прямого выстрела, если это возможно.
Часто охотников привлекают к ответственности за такие действия, как за незаконную охоту со всеми вытекающими из этого последствиями. Даже заставляют возместить ущерб .
Когда начнётся следствие, то будет много экспертиз , которые будут подтверждать или опровергать факты посягательства на Вашу жизнь и здоровье со стороны медведя. Лучше берите с собой камеру и фиксируйте всю охоту, чтобы потом проще было защититься уже от следователя.
Вы буде долго доказывать, что была крайняя необходимость или необходимая оборона, если это уместно так сказать. Кроме этого, не забывайте о патронах, которые применяете против медведя.
Если выявится, что Вы стреляли из пули по медведю во время сезона охоты по перу, то точно будете отвечать за нарушение правил охоты , поскольку носили с собой такой боеприпас.
Медведь по имел охотника
Имена русского медведя
В древние времена медведь на Руси имел ещё множество имён: ведмедь,бер,биарма,берсек,мишка,косолапый, хозяин,рыкарь,ком,Михаил Потапович и др.Считалось, что если называть этого зверя каждый раз иначе,очень умный и тонкослышащий медведь не сможет почуять охотников и успеет спрятаться.
От имени медведя-бер сохранилось в русском языке слово — берлога — логово бера.
У народов северных стран имя этого зверя звучало похожим образом: английский — bear, немецкий — bär, голландский — beer, шведский — bjrn, норвежский — bjrn, датский — bjrn, исландский — bjrndyr, bjrn.
Кроме того, на многих старинных европейских картах северо — западная территория Руси носит название Биармия:
Bjarmaland — в скандинавских сагах.
Bjar (медведь) — ma (земля) — land (страна).
Beormas — у англосаксонских писателей.
Beor (медведь) — ma (земля) — s.
То есть, слово Биармия переводится, как «Медвежья земля».
Если теперь к слову Bjar добавить слово man — человек, мужчина, народ, то, и получится древнескандинавское Bjar-ma(n), что переводится как человек-медведь, медвежий народ.
То есть, биармы (биармийцы) и русь, а еще раньше их предки бореи (гипербореи), берги — это один и тот же народ, этнос, включающий в себя различные племена, поклонявшиеся в доисторические времена единому тотему, а затем и божеству — священному медведю (Аполлону Гиперборейскому). Известный исследователь карельского народа Д. В. Бубрих писал,что «Русь — нечто созерцаемое со стороны западного и юго-западного входа в руские земли, а Биармия (Bjarmaland/ Beormas) — то же самое, созерцаемое со стороны Белого моря». То есть одну и ту же территорию на Севере писатели Западной Европы и Востока называли Русью, англосаксонские же писатели и составители исландских саг — Биармией.
У русских медведь является знаком силы. Медведь был тотемным зверем многих славянских племен. Русских сравнивают с медведями в их нерасторопности и незлобивости, с одной стороны, и умении постоять за себя — с другой. Медведь был героем многих сказок и мифов.Большую роль медведь играл в символике северных народов,встречался во многих гербах старых русских городов.
Антропологи утверждают что культ Медведя был распространён от Эльбы до Урала.
В североевропейской традиции именно медведь, а не лев является царем зверей.
Символ медведя связан c пробуждением сил природы, трансформацией мужской энергии, супружества, преобразующая сила, может находиться в длительной спячке, а за тем встрепенуться, преобразиться.
Слово медведь означает – мед ведающий. Южные славяне называют зверя – ведмедь— ведающий мед. И в том и в другом случае, это тот, кто знает, где мед.
У наших близких родственников (по языку) литовцев сохранилось имя медведя- мешкас .
Бера, который просыпался по весне, на Масленницу, называли Комом.
Если Бер это не просто медведь как зверь, но ещё и дух — Хозяин Леса, связанный со славянским богом Велесом, то Ком — это ещё и ДУХ ДЕРЕВА, живущий внизу в утолщении ствола. Именно поэтому низ ствола называется КОМель. Дерево всегда спиливали только под КОМель, чтобы не потревожить сам дух.
Поэтому и первым масленичным блином угощали именно кома: «первый блин — комам». Первые блины несли в лес и клали на пни-комели возле медвежьей берлоги.
Дух дерева-Ком, таким образом, получал требу в виде вложенной в блин энергии, тепла и труда хозяйки, а сам блин предназначался Беру-Хозяину леса, с тем, чтобы он распорядился угощением по – хозяйски: угостил ритуальным блином того, кому это нужнее.
Таким образом ритуальное действие одаривало силой пробуждающихся Комов, оказывало честь Хозяину Леса Беру и подкармливало голодных по весне местных зверушек и птичек.
Кроме имени Михаил ,Мишка, древние славяне давали своим детям и имя Медведь. От которого, в свою очередь, образовалась фамилия Медведев.
В Древней Греции медведь считался культовым животным богини Артемиды. Священные танцы в честь Артемиды Бравронии жрицы исполняли в медвежьих шкурах. Артемиде был посвящен месяц артемизион — март, время, когда медведи выходили из зимней спячки. В Древней Греции слово медведь звучит как аркос,а слово Арктур означает «медвежья звезда». Слова Аркадия и Арктика означают «страны, где живут медведи».
Медвежьи имена имеют и германские города Берн и Берлин.
В германской традиции медведь связан с Одином (Вотаном). Берсерк— «неукротимый медведь» называли тех, кто показал свою храбрость тем, что убил медведя своими руками. Они съедали сердце животного и одевались в медвежьи шкуры — это давало им возможность принимать образ животного и сражаться с силой и яростью медведя. Берсерк мог воевать без оружия,отбирая его у противника. По описанию, берсерк прыгал в военном снаряжении на 5 метров.
Славянский берсерк, ездящий на медведе, сам мог оборачиваться в него, получая силу от Леса и его Духа, силу Мертвых и Павших, вод и огней подземных. Славяне называли своих воинов берсерков иначе — рыкари, кричащие воины. По одной из версий от слова «рыкарь» произошло слово рыцарь, а не от немецкого «рейтер» — всадник. Наиболее известные славянские берсерки — Рагдай Удалой, ходивший в одиночку на 300 воинов, Ольбег Ратоборич, Демьян Куденевич, а также воины князя Святослава и три сотни воинов Храма Свентовита Арконы.
Ниже приведены строки белого стиха Правед о северном медведе:
10.94.Царь Леса.
В северном Лесу хозяин полновластный-Медведь.
Если Лев жрет лишь мясо, то Медведь -всеяден.
Любит малинку, мед, копает корешки, ловит на протоках рыбу,
и лишь когда нужда, будет свирепый хищник и опасный враг, Б-ЕР в своей Бер-логе.
Медведь-труженик, делает всё сам, а не лежит в тени, ожидая мяса…
Лев-Левый, но Медведь-Правый. И ближе к Праву, к истинной Вершине.
10.95.Сар
Север зовётся Арктикой, Арктидой, по имени Медведя-Аркос.
Здесь нам важны два первых Знака: АР.
Знаешь ли ты, что правильно говорить не царь, но с-АР, отсюда кесарь?
Вот тот, кто с Медведем на Севере, -законный Сар!
Как ты заметил, Сар-отражение Рас!
«Выживший» по-якутски: раненый медведем охотник две недели один боролся за свою жизнь
Стартовавший голливудский фильм «Выживший» бьет рекорды по просмотрам. Основанная на реальных событиях лента о схватке в американских лесах человека с медведем мало кого может оставить равнодушной. Но спустя два века после экранизированных событий своя история выживания случилась в Якутии. В июне 2010-го в усть-майской тайге охотник Николай Полосухин также оказался один на один с могучим зверем. Но, в отличие от американского героя, наш мог рассчитывать только на себя. Его история выживания никак не менее интересна и драматична.
Теперь у Николая Полосухина два дня рождения! Первый, как обычно, он будет справлять в феврале, а второй — 17 июня, когда его, заживо гниющего, в тайге нашли милиционеры. С тех пор прошло более полугода, но до сих пор Николай нуждается в помощи медиков.
В тайге Николай Полосухин всегда чувствовал себя как дома. Охотясь с семи лет, он хорошо изучил повадки животных и научился предугадывать их поведение. Поэтому, когда 4 июня 2010 года огромная медведица направилась в его сторону, опытный охотник сразу поднял ружье.
В это время он находился недалеко от заброшенного старательского участка Аренда в Усть-Майском районе. До базового лагеря в устье Суордаха, куда Николай заехал еще в апреле, было километров двенадцать. Там охотник строил зимовье и готовился к зимней соболиной охоте. Прервав работу на несколько дней, Николай отправился осмотреть угодья.
Вскоре попав под дождь, он заночевал на Аренде и вечером 4 июня пошел по направлению к реке Белая. Выйдя на берег, мужчина метрах в ста от себя увидел медведицу с годовалым медвежонком. Пару недель назад они уже встречались в тайге. Но тогда зверь уступил дорогу человеку. Поэтому Николай и теперь обозначил свое присутствие и пошел прямо на медведей.
Медвежонок, как и следовало ожидать, сразу бросился прочь в воды протекающего неподалеку ручья. За ним нехотя последовала и мать. Но неожиданно медведица остановилась и обернулась в сторону человека. Она еще несколько раз, как будто раздумывая, то делала пару шагов навстречу Николаю, то снова отходила назад. Но вскоре зверь по кромке леса, обрамляющего поляну с молодой травой, на которой и паслись медведи, стал подходить к человеку все ближе.
Такое поведение хищника Николай Полосухин истолковал верно: медведица готова к нападению. Но укрыться от нее человеку было просто негде. Николай лишь шагнул в молодой тальник и надел на голову капюшон маскировочного плаща, стараясь максимально слиться с природой.
Сегодня остается только гадать, почему медведица решила напасть на человека. Возможно, она почувствовала с его стороны угрозу для своего ребенка. А, может, агрессию зверя спровоцировал трехмесячный щенок, при виде медведей прижавшийся к ногам Николая. Как бы то ни было, но чем ближе медведица подходила к месту, где прятались человек и собака, тем более она демонстрировала свои намерения.
Первый выстрел прозвучал, когда до медведицы оставалось метров пятьдесят. Пуля распорола брюхо зверю, из которого показались кишки. Вторым выстрелом Николай ранил медведицу в грудь. Пока он перезаряжал свою двустволку 12-го калибра, зверь уже был рядом. Однако то ли от боли, то ли просто не заметив человека в тальнике, поначалу медведица пробежала мимо него метрах в четырех. Еще выстрел под лопатку, потом в грудь, и ружье снова оказалось без патронов. Теперь Николай успевал заряжать лишь по одному патрону, после чего расстреливал медведицу в упор.
Получив очередную смертельную рану, та падала к ногам человека, но затем снова поднималась и бросалась в его сторону. Николай делал несколько шагов назад и снова стрелял. Так он выпустил в зверя 7 пуль, но затем случилось непредвиденное: Николай перепутал курки и попытался произвести выстрел из незаряженного ствола.
Когда щелкнул «холостой» курок, ружье автоматически встало на предохранитель. Снимать его и стрелять снова времени уже не было. Медведица лапой ударила человека сзади и бросила его на землю. Как именно проходила дальнейшая борьба Николай Полосухин точно не помнит. Очнулся он, когда медведица грызла его ногу, затем вцепилась зубами в живот и вторую ногу. Николай, упершись ружьем в голову медведицы словно палкой, пытался ее оттолкнуть, но никак не мог произвести выстрел.
Как выяснится позже, когда медведица бросала Николая на землю, перчатка, которая была на его руке, зацепилась за спусковой крючок. Но он никак не мог понять, почему не может спустить курок второго заряженного ствола. Тогда Николай попытался отбросить ружье, чтобы достать нож и вступить с медведицей в рукопашную схватку. И только теперь он заметил, что перчатка зацепилась за спусковой крючок. Освободив руку, охотник в упор выстрелил в голову зверя. На этот раз медведица окончательно осела и замерла, завалившись мордой на Николая.
Когда мужчина вылез из-под зверя, первое, что он увидел, это радостно виляющего хвостом щенка Хана, терзающего труп медведя. Затем Николай посмотрел на себя, и у него закружилась голова: из-под разодранных в клочья брюк и рубашки хлынула кровь. Мышцы ног были буквально изъедены зверем. Несмотря на это он все-таки сумел сделать несколько снимков убитого животного, после чего направился на заброшенный старательский участок Аренда, где провел следующие шесть дней.
С помощью разорванных простыней ему удалось остановить кровотечение, но плоть начала загнивать, а помощи ждать было неоткуда. Ближайшая рация находилась на таежной базе в устье Суордаха, до которой еще нужно было преодолеть 12 километров по непроходимой тайге. Идти прямым путем израненный человек не решился, а пошел в обход через хребет по более удобной тропе. А это еще лишних четыре километра!
На этот путь у Николая Полосухина ушло двое суток. С раннего утра до поздней ночи он брел по тайге, опираясь на самодельный посох. Каждый шаг отдавался острой болью во всем теле. Когда же приходилось преодолевать ручьи, ноги, погруженные в воду выше колена, вообще отказывались двигаться.
Николай признается, что это были его самые трудные в жизни километры пути. Идя от дерева к дереву, он молился всем богам, просил сил у матери. Время от времени на его пути попадались свежие медвежьи следы. И Николай всерьез опасался, что хищников привлечет запах его гниющих ран.
В стволе ружья оставалась единственная пуля, а в патронташе несколько патронов с картечью и дробь, которую в данном случае вообще можно было не рассматривать как средство самозащиты. Дробью Николай стрелял в воздух, таким образом надеясь отпугнуть хищников и дать сигнал о помощи. В зимовье на Суордахе он, опытный таежник, оставил записку, в которой сообщил, что уходит на три дня и куда именно. С того времени прошло уже больше недели. Если бы кто-либо вышел к его избушке и прочитал записку, то выстрелы в тайге могли подсказать человеку, что с хозяином зимовья случилась беда. Но никого посторонних на Суордахе в это время не было.
На свою базу Николай Полосухин добрался поздней ночью. В 7 утра, как и было условлено, он вышел на радиосвязь. Но в эфире была тишина. Не дал результатов и вечерний сеанс связи. И лишь вечером следующего дня призыв о помощи услышали геологи. Они передали информацию по инстанции, но по какой-то причине к властям она попала в искаженном виде. Якобы некий оленевод нашел разорванное медведем тело Николая. Матери сообщили о гибели сына. Друзья его помянули. Милиционеры сели на вездеход и отправились за телом.
А его силы были на исходе. Загноившиеся раны ничем не удавалось продезинфицировать. Николай не понимал, почему к нему сразу не пришла помощь. И к вечеру десятых суток после ранения ему впервые пришла мысль о том, чтобы покончить с собой и таким образом ускорить неизбежный конец.
Лишь через 12 дней после встречи с медведем в сумерках над устьем Суордаха раздался рев вездехода. Пожалуй, никогда прежде Николай не слышал звука слаще! Все это время он питался лишь сгущенным молоком и водой, каждый поход за которой доставлял ему невыносимую боль. Он буквально полз к ручью, и, чтобы сократить расстояние до воды, зачерпывал ее чайником, привязанным к длинной палке.
Услышав рев вездехода, Николай Полосухин закурил на своих окровавленных нарах. Слезы сами покатились из глаз. Он долгое время ничего не мог сказать и лишь слушал, как остановившиеся у зимовья милиционеры обсуждали, где искать его труп. «Я здесь, я живой!», — выдавил из себя Николай. После минутной тишины, которую в данном случае так и хочется назвать гробовой, дверь в зимовье распахнулась, и на пороге появились сотрудники Усть-Майского РОВД.
Они лишь выпили чаю, после чего погрузили Николая в вездеход и в ночь отправились в многокилометровый путь до ближайшего населенного пункта. Там, в Аллах-Юне, фельдшер обработал его раны, и Полосухина перевезли в Солнечный. Вердикт местных врачей был безапелляционным: одну ногу, наиболее пострадавшую от зубов медведя, необходимо ампутировать! Он сбежал (если так можно выразиться) от такого лечения и, купив билет на самолет, отправился в Якутск, в республиканскую больницу. Здесь Николай Полосухин стал звездой медицинского масштаба: к нему на экскурсию толпами водили студентов-медиков и создали целый фотоархив его ран.
Гангрена! Этот страшный диагноз вряд ли может вселять оптимизм. В Якутске с Николая срезали гниющую плоть и, к всеобщему удивлению, выписали через неделю, предложив долечиваться дома. Затем его согласились принять лишь в Жатайской больнице, где еще месяц хирург Щербаков возвращал Николая Полосухина к жизни.
Но и до сих пор не приходится говорить о полном выздоровлении. Николаю требуется пластическая операция бедра, в прямом смысле слова выеденного медведицей. Эта рана по-прежнему временами беспокоит и не дает ему возможности устроиться на работу. Впрочем, сегодня нанесенные медведем травмы все реже напоминают мужчине о себе. Он снова собирается в тайгу, в которой вырос. Но в сердцах признается, что имеет обиду на медведей. Ведь он их трогать не собирался и по-прежнему считает нападение на себя неспровоцированным.
Вспоминая же тот страшный день, 4 июня, Николай Полосухин говорит о двух счастливых обстоятельствах, позволивших ему остаться живым. Первое — это то, что годовалый медвежонок убежал и не последовал за матерью. В противном случае от двух медведей ему бы точно было не отбиться. Второй «счастливый билет» охотник Полосухин «вытащил» тогда, когда надевал патронташ. Зубы медведицы, такой огромной, какой он никогда не видел за свою долгую таежную жизнь, скользнули по патронташу. Закрепленные на поясе патроны не позволили зверю вонзиться в живот Николаю, оставив на нем лишь глубокие царапины. «Без кишок у меня точно не было бы шанса выжить. «, — горько усмехается Николай.