Матей радзивилл полонез охота

Мацей Радзивилл или Полонезы из Полонечки

На самом северо-западе Барановичского района, на берегах извилистой речушки Змейка находится деревня Полонечка, история которой начинается, согласно летописям, в 1428 году, когда Малая Полонка (так называлась ранее Полонечка) принадлежала Великому князю Литовскому Витовту. О тех временах напоминает разве что дворец, построенный в стиле позднего классицизма, с головами атлантов на колоннах фасада. Время и люди сделали свое разрушительное дело. Нет уже въездной башни, оранжереи, системы прудов на реке, практически уничтожен парк пейзажного типа. Нет и уникальных солнечных часов, располагавшихся перед дворцом.

Но не забыты люди, жившие в Полонечке и прославившие нашу землю.

Из исторических источников известно, что со второй половины XVII века и до 1939 года Полонечка принадлежала роду Радзивиллов, линии «графов на Шидловке». Константин Радзивилл и построил в начале XIX века здесь дворец, который славился своим роскошеством и богатством. Имя архитектора неизвестно, но по свидетельству очевидцев формы дворца в Полонечке точь-в-точь повторяют виллу Тривульдино на берегу итальянского озера Комо. Во дворце была богатая коллекция художественных полотен и библиотека, насчитывавшая более четырех тысяч книг. Одних семейных портретов Радзивиллов работы художников Н.Бочарелли, Я.Лампи, Я.Рустема насчитывалось тридцать восемь. Пол покрывал орнаментным паркетом, повторявшим узоры Королевского замка в Варшаве. На стенах висели громадные зеркала в золотых рамах. Хозяева меблировали помещения в модном тогда стиле ампир. Дважды, в 1917 и в 1943 году дворец сильно пострадал от пожара. После Второй мировой здесь размещалась школа.

На стыке XVIII и XIX веков в Полонечке жил князь Мацей Радзивилл (1749-1800), сын которого и построил ныне существующий дворец. Мацей Радзвивилл рано потерял отца и его опекуном был Михаил Казимир Радзивилл («Рыбонька»). Детство будущего хозяина Полонечки прошло в Несвиже, в аристократическом окружении часто высоко образованных людей. В 1773 году Мацей Радзвилл переезжает в Полонечку. Через несколько лет, после строительства дворца, резиденция князя становится культурным центром целого региона. Сюда съезжались композиторы, актеры, поэты. Еще в 1779 году Мацей предложил руку и сердце Анне – дочке минского воеводы Юзефа Николая Радзивилла. Два года спустя Мацей получает категорический отказ. Возможно, это и стало одним из поводом появления либретто к опере «Агатка» (с музыкой И.Голанда), созданной и показанной в Несвиже в 1784 году.

Опера была специально написана к приезду в Несвиж короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского.

Главная героиня оперы – сирота Агатка – обычная сельская девушка, которая любит Антося. Но недобрый по своей натуре староста Пиашка хочет разладить свадьбу двух влюбленных. И только внезапное вмешательство князя («добры пан») возвращает справедливость.

Опера была встречена очень тепло публикой. Через два года князь выдал публике оперу «Войт крестьянской усадьбы». Получили признание и полонезы Мацея Радзвилла. Одним из первых композиторов Мацей Радзивилл в своих произведениях отражал народные музыкальные традиции. Многие музыкальные критики отмечают сходство между музыкальными произведениями Мацея Радзивилла и польского композитора Шопена, жившего несколько позже.

Свою семейную жизнь Мацей Радзивилл устроил только в 1787 году, взяв в жены Альжбету – дочь жмудского старосты Яна Николая Хадкевича и Анны Людвики Ржавускай.

Мацей Радзивилл известен и как политический деятель. Был сенатором, активно помогал повстанцам Т.Костюшки. Последние годы своей жизни провел в Полонечке.

Сын знаменитого композитора Константин (1793-1869) тоже был неординарным человеком – одним из руководителей Патриотического общества, членом-корреспондентом Российского географического общества, этнографом. По его инициативе была построена турбинная водяная мельница, развивалось хозяйство. Он дружил с писателем Владиславом Сырокомлей. В 1845 году в имении располагалась редакция журнала «Народ и время».

Сейчас трудно вообразить, глядя на полонечковский дворец, что когда-то здесь кипела жизнь. Мы гордимся Несвижским дворцовым комплексом – наследием магнатов Радзвиллов. Но, может, стоит не забывать и про Полонечку, маленькую деревушку с историей, достойной памяти и восхваления?

Читайте также:  Городской охотник 2011 дорама с русской озвучкой

Радзивилловская Полонечка

Излюбленным местом обитания муз в Древней Греции служили горы Парнас и Геликон. Там, в тенистых рощах, под журчанье прозрачных родников они прославляли Аполлона. Свой «Парнас» есть и в Беларуси. Только находится он не на горе, а на берегу небольшой речушки Змейки, старинное название которой Дзвея. Там, в живописном месте расположилась деревня Полонечка, где рождались оперы и сонеты, а также научные труды по этнографии. Посетить Полонечку, познакомиться с ее достопримечательностями можно, отправившись на экскурсию «Каменная летопись Новогрудчины» в эту субботу 1 июня (а потом еще и 27 июля !)

Костел Святого Юрия – «визитная карточка» Полонечки

По документам Полонечка известна с 1428 года как владение Ульяны Гольшанской – жены великого князя литовского Витовта. В конце 16 века владельцами Полонечки были Рудомины-Дусяцкие – шляхетский род герба «Трубы». Один из представителей этого рода — Андрей Янович (около 1595-3.09.1632), вступив в орден иезуитов, прославился как проповедник, автор религиозных произведений на китайском языке.

Как миссионер он служил в португальских колониях Гоа, Макао, затем в Китае. Ян Матвеевич Рудомина-Дусяцкий (около 1543 – 21.07.1621) стал фундатором строительства костела в Камаях. Ян участвовал в знаменитой Хотинской битве 1621 г. с турками. Он описал битву в поэме «Правдивый диариуш экспедиции Короны Польской и Великого княжества Литовского против Османа в Валахии счастливо осуществленной». О друзьях Яна Рудомины-Дусяцкого, погибших в битве, напоминает мемориальная плита, установленная по его распоряжению в костеле Преображения Господня в Новогрудке в 1643 г.

Следующими владельцами Полонечки стали Сесицкие – шляхетский род герба «Голова буйвола». В 1704 году имение в качестве приданого принесла своему мужу Михаилу Антонию Радзивиллу — правнуку знаменитого Николая Христофора Радзивилла Сиротки — Марцианна Сесицкая, значительно расширив владения мужа.

Настоящей культурной столицей края Полонечка стала при внуке Михаила Антония – Матее Радзивилле, который с 1773 г. сделал имение своей резиденцией. По отзывам современников, Матей Радзивилл «росту был малого, худой, голову брил и платье носил старопольское. Усы его были длинны и висели по старой моде. Лицо носило печать какой-то грусти, и хотя он не очень старался приобрести сторонников, тем не менее, пользовался всеобщей доверенностью за свое благородство и честность».

Матей Радзивилл. Неизвестный художник

В 1777 году в Полонечке гостил Денис Фонвизин – автор «Недоросля». О своем визите он сделал запись в дневнике: «29 августа приехали обедать в местечко Полонечка к Радзивиллам. Тут мы приняты были очень хорошо в доме самого хозяина. Обед хороший, на серебре, и вина лучшие». И хотя визит был очень кратким, он вошел в местные легенды. Мол, после обильных возлияний Фонвизин в сопровождении знаменитого Кароля Станислава Радзивилла Пане Коханку охотился на местных красавиц.

Во дворце Матея Радзивилла царила творческая атмосфера. Театром он увлекся еще в детстве, в Несвиже. Его мать, рано овдовев, вышла замуж за знаменитого гетмана литовского, воеводу виленского Михала Казимира Радзивилла Рыбоньку. Живя во дворце, Матей подружился с сыном воеводы от первого брака Каролем Станиславом Пане Коханку.

Матей Радзивилл прославился как композитор, автор многочисленных мазурок и полонезов, сонат и серенад. В 1784 г. к визиту короля Станислава Августа Понятовского в Несвиж именно Матей Радзивилл написал либретто оперы «Агатка, или приезд пана». История о любви простых крестьянских девушки и парня, о злом управляющем и справедливом хозяине имения долгое время пользовалась большой популярностью и ставилась в Варшаве, Любине, Вильне, Львове. Еще одна опера Матея Радзивилла — «Войт альбанского селения» — была поставлена в 1786 г. на именины хозяина несвижского дворца. В ней осуждалось жестокое обращение с крестьянами. Патриотически настроенный князь принимал самое активное участие в жизни края: избирался послом на сейм в 1780 г., а спустя десять лет (в 1790 г.) получил должность каштеляна виленского, поддержал Конституцию Речи Посполитой, принятую 3 мая 1791 г. Когда началась война в защиту Конституции, Матей Радзивилл заявил: «Вначале Родину, а уж потом радзивилловский дом хочу видеть счастливым». Не задумываясь, он передал войску Великого княжества Литовского замки, арсеналы и радзивилловскую милицию, которыми распоряжался как опекун малолетнего несвижского ордината Доминика Иеронима Радзивилла. Матей Радзивилл принимал активное участие в подготовке восстания под руководством Тадеуша Костюшко и даже даровал личную свободу своим крестьянам, вступившим в ряды повстанцев. После поражения восстания лишился права опеки над Домиником Радзивиллом. После смерти Матея в 1800 г. владельцем имения стал его сын Константин.

Читайте также:  Два охотника одновременно увидели лису

Родившийся в год второго раздела Речи Посполитой (1793 г.), Константин Радзивилл разделял взгляды будущих декабристов. В 1820 году он вступил в тайное политическое общество «Национальное масонство», затем — в Патриотическое общество. Для обсуждения совместных действий в 1823 г. часто встречался в Вильно с Александром Бестужевым. После трагедии на Сенатской площади в 1825 году Константина Радзивилла арестовали, однако ссылки он избежал. Поселившись в родовом имении Полонечка, князь посвятил свою жизнь образовательной, культурной и просветительной деятельности у себя на родине, был куратором и попечителем народного образования в Минской и Гродненской губернии. Много внимания Константин уделял своему имению в Полонечке.

Дворец Радзивиллов в Полонечке. Художник Наполеон Орда, 1876 год

Исследователи склоняются к мнению, что формироваться усадьба в Полонечке стала во второй половине 18 века. Ее перепланировку после 1773 года начал Матей, а затем продолжил его сын Константин. В результате в первой четверти 19 века на берегу Змейки сформировалась большая усадьба, включающая парадный двор с дворцом, французский и английский парки, часовню, хозяйственный двор и овощной огород, оранжерею и мельницу. Английский парк состоял из четырех террас, спускавшихся к берегу реки. Перед дворцом находились солнечные часы, центральная аллея от дворца вела к деревянной часовне-усыпальнице.

Дворец Радзивиллов в Полонечке

Доминантой усадьбы являлся дворец, построенный по проекту неизвестного итальянского архитектора по примеру виллы Тривулзино на озере Комо в Италии. В оформлении фасадов дворца были использованы гермы — четырехгранные колонны, увенчанные скульптурными изображениями древнегреческих героев или философов. Такой элемент декора является уникальным для Беларуси. На треугольном фронтоне дворца имелись лепные изображения радзивилловского орла, княжеской митры, монограммы владельцев в обрамлении венка из листьев.

Гермы на главном фасаде дворца

Центральную часть дворца на первом этаже занимал большой холл с двумя мраморными каминами. Во внутренней отделке комнат широко использовались зеркала, чтобы создать ощущение бескрайности пространства. Во дворце находилась библиотека в 4 тысячи томов, архив, коллекция монет, картины известных художников, в том числе Юзефа Пешки и Яна Рустема.

Дворец Радзивиллов, тыльный фасад

В гости к Константину Радзивиллу в Полонечку приезжали многие деятели культуры, в том числе и поэт Владислав Сырокомля, отметивший «чудный сад, красивый и интересный во многих отношениях дворец», а также гостеприимство хозяина. Он написал рецензию на первый номер журнала «Narod i czas», редакция которого в 1845 г. находилась во дворце.

Константин Радзивилл стал одним из первых, кто изучал народный фольклор. Белорусский язык он называл «кривицким наречием». В архиве Российской академии наук в Санкт-Петербурге хранится его рукопись «Этнографические сведения о жителях Новогрудского уезда». На 32 страницах собраны тексты купальских и свадебных песен, описание различных обычаев и обрядов.

Руины водяной мельницы, 1891 г.

После смерти Константина, последовавшей в 1869 году, его сын Матей Юзеф предпочел жить в имении жены в Загже под Варшавой, туда он перевез значительную часть ценностей из отцовского дома. В 1876 году в Полонечке побывал Наполеон Орда, запечатлев усадьбу на своем рисунке. Матей Юзеф Радзивилл в 1886 году принял участие в знаменитой охоте, которую владелец Несвижа Антоний Вильгельм Радзивилл устроил в честь принца Вильгельма – будущего кайзера Вильгельма II. Художником-документалистом охоты стал Юлиан Фалат, который не только запечатлел на своих полотнах сцены охоты, но и оставил воспоминания о ней. Юлиан Фалат писал, что именно Матей, в нарушение этикета, сделал первый выстрел по медведю, оказавшийся удачным, и это испортило настроение принца. Однако, к счастью, медведь оказался неказистым и маленьким, что позволило князю достойно выйти из щекотливого положения и произнести: «Ваше Величество, малый медведь – это для меня, а большой – для Вашего Величества».

Читайте также:  Обои сумеречных охотников руны

Охота в Несвиже. Художник Юлиан Фалат, 1891 г.

Только в конце 19 века в дедовское имение вернулся Альберт Станислав. При нем была достроена широкая парадная лестница, изменены интерьеры дворца, пристроен зимний сад в неоготическом стиле. Во дворце появилось паровое отопление и электрическое освещение.

Костел Святого Юрия, 1899 г.

Еще одной достопримечательностью Полонечки является костел Святого Юрия. Он находится недалеко от дворца. Деревянный храм был построен здесь еще в 1751 году. В нем крестили Игнатия Домейко, родившегося в соседнем имении Медвядке. Игнатий Домейко прославился как выдающийся ученый и просветитель, стал Национальным героем Чили. В 1899 году Альберт Радзивилл перестроил храм по проекту архитектора Константина Войцеховского в неоготическом стиле. Главный фасад святыни украшают две шатровые башни, между которыми находится фронтон с круглым окном-розой. Стрельчатые окна, декоративные ступенчатые контрфорсы, накладной геометрический орнамент в декоре делают облик храма необычайно выразительным.

В изысканном резном алтаре костела находится образ Матери Божьей в золотой короне. Рядом с ним – иконы 18-19 веков. На стенах – мемориальные доски, посвященные представителям рода Радзивиллов. playmodel Храм служил усыпальницей последних владельцев имения. В костеле сохранился орган, выполненный виленским мастером Ф. Остроменцким в 1897 г.

Колокола: Святой Михаил, Святой Георгий и Радзивилл

Справа от костела возвышается колокольня, возведенная еще в 1855 году, а рядом с ней – небольшая часовня.

Могила ксендза Юлиана Рутковского

Рядом с храмом находится могила ксендза Юлиана Рутковского, умершего в 1905 году. С другой стороны — парафиальный дом имени ксендза Ежи Росяка (1914-1987гг.). 10 лет он провел в лагере в Норильске по сфабрикованному НКВД обвинению – распространение припевок антисоветского содержания. Знаменитого священника почитают не только в Полонечке, но и в других парафиях, где он служил: Ишкольди, Барановичах, Новой Мыши, Новогрудке.

Военные врачи на фоне дворца в Полонечке. Один из них – И.Г. Руфанов

Во время Первой мировой войны Полонечка оказалась в прифронтовой полосе. Здесь в госпитале хирургом служил будущий светила советской медицины Иван Гурьевич Руфанов. Впоследствии, уже в клинике в Москве в 1943 г. именно И.Г.Руфанов первым стал применять пенициллин для лечения раненых

С 1919 по 1939 год хозяином дворца был племянник Альберта Станислава Владислав, встретивший в сентябре 1939 г. приход красноармейцев. В 20 веке дворец дважды горел – в 1917 и 1943 годах. После Великой Отечественной войны в его стенах разместилась школа-интернат, была разобрана оранжерея, с главного фасада убрали герб Радзивиллов, частично был застроен парк. В 90-е годы школу-интернат перевели в другое место, в здании провалилась крыша, с каждым годом оно ветшает, ожидая нового хозяина.

Здесь, в Полонечке, стоя у стен старинного дворца и костела, чувствуешь дыхание времени…

Все статьи проекта «Экскурсии с Виаполем» можно посмотреть в разделе «Куда поехать»

Оцените статью
Adblock
detector