- Рыбалка через люк
- Необычная особенность советского Запорожца — многофункциональная дырка в полу! Для чего же она нужна на самом деле?
- Необычная особенность советского Запорожца — многофункциональная дырка в полу! Для чего же она нужна на самом деле?
- Версия №1. Отверстие для воды и мусора
- Версия №2. Отверстие для слива грунта на заводе
- Версия №3. Отверстие для комфортной зимней рыбалки.
- Шуточные версии
- ЗАЗ запорожец
- Горбатый запорожец
- Теперь продолжим конкретно по авто
- «Ушастый» запорожец
- Тюнинг «Запорожца»
Рыбалка через люк
РЫБАЛКА ЧЕРЕЗ ЛЮК
Каждый человек чем-нибудь да увлекается, имеет любимое занятие, или, как теперь говорят, хобби. И в большинстве случаев автомобиль ему помогает (исключение составляет, наверное, только чрезмерное увлечение бутылкой). О том, как лучше приспособить машину к своим занятиям, думает каждый автомобилист.
Тех наших читателей, кто нашел удачное решение тех или иных задач, призываем поделиться опытом с коллегами на страницах журнала.
Самый интересный и полезный материал будет отмечен премией клуба.
Почин сделал заведующий отделом эксплуатации Борис СИНЕЛЬНИКОВ.
У меня два хобби — теннис и рыбалка. В первом автомобиль меня часто выручает — на общественном транспорте я бы просто не успевал доехать до корта. Что же касается рыбалки, то без автомобиля я, наверное, отказался бы от этого занятия — до ближайшего стоящего водоема автобус — метро — электричка — автобус отнимают самое меньшее три часа. Это — в один конец. Да еще снасти на себе тащишь. На машине же не только вдвое быстрее доезжаешь, но и товарищей захватишь.
Кстати, подъезжать к водоему нередко приходится по грунтовым — полевым и лесным дорогам. Они и в сухую-то погоду бывают трудными, а размоченные дождями или засыпанные снегом превращаются в полосу препятствий. Вот здесь-то нередко выявляются возможности автомобиля и способности водителя и всего экипажа. Застряли — дружно, весело вытолкнули машину, сели на днище — быстро притащили или нарубили толстых сучьев, поддомкратили, подложили и. вперед! И все так, будто по-другому, без остановок и приключений, неинтересно.
Но вот добрались до берега большого водоема, где нет запрета выезжать на лед. Кое-где видны автомобили: «жигули», «москвичи», вон «Запорожец». Там, подальше от берега, рыба, как почему-то всегда кажется, клюет лучше.
Выходим из машины и по следам находим место, где выезжают на лед. Теперь надо определить его толщину, для чего сверлим поблизости лунку. Уперев верхний виток шнека ледобура в нижнию кромку льда, отмечаем его толщину. Если больше 120 мм, можно смело ехать (это — на легковом автомобиле, для грузового массой 2,7 т минимальная толщина — 160 мм. Разумеется, весной, когда тающий лед теряет прочность, эти величины надо умножать на 2, а то и на 3).
На всякий случай, если вдруг машина провалится, открываем настежь обе двери, чтобы успеть быстро выскочить.
Снег неглубокий, машина идет легко. Останавливаемся в понравившемся месте. Достаем ледобур, сверлим лунку, измеряем глубину — подходяще.
Товарищ берет рыболовный ящик и садится рядом, чтобы машина загораживала его от ветра. Я же сдвигаю сиденье водителя вперед, открываю люк (рис. 1) перед задним сиденьем, опускаю в него трубу и делаю ею отпечаток на льду. Затем ставлю перед передним колесом упор и отъезжаю назад, чтобы отпечаток оказался на метр впереди машины. По центру его сверлю лунку, а затем подаю машину вперед до упора. Лунка, таким образом, оказывается точно под люком. Опускаю в него трубу (рис. 2), которая, во-первых, преграждает путь холодному воздуху в салон, во-вторых, предохраняет лунку от замерзания. Теперь можно опустить кормушку и готовить снасти. Здесь удобнее пользоваться удочкой со сторожком — сидишь в удобной позе, он перед глазами. Ложных сигналов сторожка при порывах ветра нет, потому что леска защищена от него трубой.
Можно, конечно, ловить и удочкой с поплавком, который любят многие рыболовы. (И есть за что: такое удовольствие видеть, как подрагивает, медленно всплывает и ложится поплавок! Товарищ признавался как-то, что перед первым выездом на зимнюю рыбалку, ночь почти не спит — перед глазами все время всплывающий и даже выпрыгивающий поплавок.) Следить за поплавком в лунке сверху не очень удобно, да и света мало. Его будет больше, если трубу сделать из прозрачного материала вроде органического стекла.
В машине долго сохраняется тепло (если, конечно, нет щелей по дверям), поэтому ни рукавицы, ни тулуп не нужны, достаточно куртки. А это значит — тебе легко и удобно, не устаешь от тяжести на плечах.
Когда в салоне становится холодно, можно обогреть его, пустив двигатель и включив вентилятор отопителя. При этом, однако, надо сразу определить, не попадают ли отработавшие газы в салон. Если чувствуется их запах, придется переставить машину. Это лучше учитывать заранее.
Когда хочется перекусить, ставлю складной столик на спинку сиденья, сдвинутого вперед, и приглашаю товарища. Здесь в тепле под звуки хорошей музыки ну оч-ч-чень приятно посидеть, когда снаружи ветер пронизывает до костей, заставляя рыболовов сворачиваться в комок. В общем, любители зимней рыбалки оценят преимущества моего положения.
Тем, кто хочет сделать такой люк в днище (см. рис. 1), расскажу о его устройстве подробнее.
В левом углублении перед задним сиденьем, «под ногами пассажира» (для тех, кто привык держать удочку в левой руке — в правом), снимаем коврик и размечаем отверстие диаметром 250–300 мм (диаметры ледобуров — 120–180 мм, запас обеспечивает достаточное совпадение люка и лунки). Люк вырезаем ножницами или высверливаем дрелью по периметру сверлом диаметром 4–5 мм с последующей обработкой полукруглым напильником или абразивным кругом.
Для сохранения жесткости этого участка пола приклепываем или приворачиваем болтами усиливающее кольцо (его можно вырезать и не из целого куска металла). Люк закрываем крышкой с помощью винтов или иным способом, но чтобы под ногами пассажира сильно не выступали элементы крепления.
Все детали защищаем от коррозии краской, мастикой, «Мовилем» или другими материалами. В общем, работа несложная, доступная тем, кто владеет слесарным инструментом.
Если рыбалить из машины понравится, можно вырезать второй люк перед задним сиденьем справа.
Хорошего клева вам! Или, как говорят рыболовы, ни хвоста, ни чешуи!
P. S. Предвижу, что среди читателей есть рыболовы, которым нередко попадаются «настоящие» лещи — по 2 кг и более, не пролезающие в лунку среднего диаметра. Их вытаскивают обычно, расширяя лунку пешней или ледобуром, когда товарищ удерживает рыбу багориком. Как лучше поступать в таких случаях, если ловишь из машины, не знаю, потому что в наших местах такие лещи не попадались.
Рисунок Константина Янситова.
Рис. 1. Люк: 1 — крышка; 2 — днище автомобиля;
3 — резиновый уплотнитель; 4 — усиливающее кольцо;
Необычная особенность советского Запорожца — многофункциональная дырка в полу! Для чего же она нужна на самом деле?
«Сбой в матрице»: во Франции растущее дерево пронзило автомобиль
Анна Мурашко. С гордостью о себе и профессии
Необычная особенность советского Запорожца — многофункциональная дырка в полу! Для чего же она нужна на самом деле?
В наш информационный век трудно найти такую загадку, на которую всемогущий интернет не давал бы исчерпывающего ответа. Трудно, да не невозможно! Интернет можно сравнить со Вселенной, бесконечной и огромной, однако не лишённой доселе неизведанных объектов.
Примером такой неизведанной Чёрной дыры является распространённая загадка «Запорожца». Суть её заключается в том, что никто не знает точного назначения прямоугольного лючка, расположенного в днище кузова под ногами пассажира автомобиля ЗАЗ-968.
Примером такой неизведанной Чёрной дыры является распространённая загадка «Запорожца». Суть её заключается в том, что никто не знает точного назначения прямоугольного лючка, расположенного в днище кузова под ногами пассажира автомобиля ЗАЗ-968.
Версия №1. Отверстие для воды и мусора
«При езде в сильный дождь или по глубоким лужам, а также при мытье из шланга с большим напором в кузов может попасть вода»
Для того, чтобы избежать быстрой коррозии поверхности пола, в нём предусмотрены т.н. сливные отверстия, которые закрываются резиновыми пробками.
На фотографии вы можете заметить, что под лючком пассажира есть похожее посадочное место, где мог бы расположиться лючок водителя. Оказывается, в зависимости от года выпуска «Запорожца», под ногами водителя тоже может находиться такой лючок.
Первая версия гласит, что эти большие прямоугольные отверстия могут служить как для быстрого слива большого количества воды (если малые отверстия не справляются), так и для того, чтобы смахивать туда накопившиеся под ковриком песок, грязь и другой мусор.
Однако в руководстве по эксплуатации ничего подобного найти не удалось. Кроме того, тяжело объяснить, почему же в некоторых версиях лючок имеется только у пассажира, ведь водительская сторона пачкается быстрее.
Версия №2. Отверстие для слива грунта на заводе
Все видимые поверхности кузова снаружи и внутри салона кузова фосфатированы, грунтованы грунтом, грутшпаклёвкой и окрашены двумя слоями синтетической эмали.
Многие владельцы «Запорожцев» на форумах утверждают, что грунтование кузова автомобиля производилось методом его окунания в ванну с грунтом.
Согласно этой версии, лючок под ногами необходим для быстрого слива лишнего грунта из кузова автомобиля, покинувшего ванну. Грунт, мол, более вязок, чем вода, а значит через малые сливные отверстия стекать он будет долго.
Немного переплетается с первой версией, но тут необходимость в таком отверстии проявляется лишь в стенах завода.
Версия №3. Отверстие для комфортной зимней рыбалки.
Стоит сказать, что это самая распространённая версия на просторах интернета! Удивительно, что распространил эту информацию англичанин Джереми Кларксон — один из ведущих знаменитого шоу об автомобилях «Top Gear».
Этот замечательный отрывок я рекомендую каждому посмотреть!
Ну а для тех, кто видео смотреть не хочет, расскажу кратко. Отверстие предназначено для того, чтобы зимой заехать на «Запорожце» на замёрзший водоём, пробурить лунку и рыбачить через лючок в полу, сидя в машине.
«Такого даже в Майбахе нет!» — удивился англичанин в шутку. Не факт, что и это предназначение отверстия в полу ЗАЗа не являлось шуткой, ведь телешоу носит ярко выраженный юмористический характер.
Сомневаюсь, что через такое небольшое отверстие удобно ловить рыбу, хотя и утверждать не могу, т.к. сам я не рыбак и зимней ловлей никогда не занимался.
Шуточные версии
Отверстие необходимо для того, чтобы:
- справлять через него нужду в пробках;
- останавливать «Запорожец» с помощью лома;
- покидать через него подбитый «Запорожец».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
ЗАЗ запорожец
Совсем недавно, в статье о выборе автомобиля для поездок на охоты и рыбалки я говорил о таком варианте, как «Запорожец». Автомобиль этот в славных девяностых стал героем множества анекдотов.
Впрочем, и в реальной жизни его многие ругали и высказывались о нем, а равно и о его владельцах с нескрываемым презрением.
Кстати, как и положено, львиную долю кирпичей извергали как раз те, кто всю жизнь ездил на трамвае. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что негативное отношение было совершенно неоправданным. Чтобы доказать это утверждения, я предлагаю обзор автомобиля, а точнее марки «ЗАЗ Запорожец».
Конечно, рассматривать весь модельный ряд я не намерен. Это займет много времени и места. Подробнее я остановлюсь на самых ярких представителях этого семейства: «горбатом» и «ушастом».
Горбатый запорожец
Для меня стало откровением то, что неказистость (по нынешним меркам) и маленькие размеры «Запорожцев» первого поколения (ЗАЗ-965 или «горбатый») были продиктованы отнюдь не убогостью «совкового» мышления, а европейской автомобильной модой шестидесятых годов двадцатого века. А кроме этого еще и желанием правительства тогдашнего СССР, возглавляемым в тот период Никитой Сергеевичем Хрущевым, снабдить широкие слои население доступным автотранспортом.
Вроде бы именно ему в качестве примера для подражания пришелся по душе автомобиль «Фиат» новой модели («Фиат – 600»). Что же касается мотора в попе, то такая компоновка так же была вполне оправдана европейской модой, ибо даже «Порш» выпускал малолитражные авто с задним расположением двигателя.
Здесь я сделаю небольшое лирическое отступление, чтобы заметить, что именно малолитражный мотор для «горбатого» и послужил первым кирпичиком в фундаменте нового автомобильного завода на Украине. Дело в том, что ни один из тогдашних автозаводов, в том числе и АЗЛК, где проводилась разработка ЗАЗ-965, не имел площадей для выпуска еще одного автомобиля. Потому производство перенесли на небольшой заводик по производству сельхоз техники «Коммунар».
Теперь продолжим конкретно по авто
Итак, двигатель расположили сзади, однако возникла загвоздка в самом агрегате. Подходящего по размерам мотора не было. А установка модифицированного мотоциклетного двигла на 17,5 лошадей создавала больше новых проблем, чем решала текущее. План было срывать нельзя, а потому создатели пошли по самому легкому пути: установить адаптированную копию уже готового двигателя. Таковым стал мотор «НАМИ-Г», имевший в основе один из моторов БМВ. Кстати говоря, «НАМИ-Г» изначально разрабатывался для нужд армии в 50-х годах. А конкретнее – для автомобиля-амфибии.
Правда, это было не только преимуществом, но и создавало проблем гражданским водилам при обслуживании мотора плюс его легендарная шумность, ставшая, практически визитной карточкой всех «запоров». Кроме того, именно этот двигатель послужил причиной появления «горба» у машины. При другой форме капота он просто не влезал в отсек.
Первые три года ЗАЗ-965 оснащался 0,7 кубовым V-образным двигателем на 23 лошадиные силы, что позволяло разогнать авто до 90км/ч. позже объем увеличили до 0,9 куба, а мощность возросла до 27 «лошадей».
Короче говоря, лепили из того, что было, под постоянной угрозой жутких анальных кар за срыв плана и с привлечением военных спецов для адаптации «военного» двигателя и коробки передач для гражданских нужд. Из основных недостатков «горбача» можно назвать шумность, практически неработающую без народного тюнинга печку, проблемные запуски двигла в морозы, маленький багажник и тесноту салона. За то в езде по бездорожью «горбач» был хорош! Он выбирался практически из любой грязи.
В итоге 18 июля 1960 года новый автомобиль произвел на Хрущева крайне благостное впечатление и пошел в серию. Хрущев благословил чудо техники словами: «Это хороший подарок трудящимся». А конструкторы приступили к разработке следующей модели — ЗАЗ-966, то есть, «ушастого».
«Ушастый» запорожец
Конструкторы постарались устранить все «детские» недостатки в новом авто. В частности, сделали салон просторнее за счет увеличения кузова и перекомпоновки его из хэтчбека в седан. Мотор все равно оставили сзади. А поскольку он имел воздушное охлаждение, то по бокам в задней части кузова установили воздухозаборники – «уши».
Кстати, мотор сначала был 30-сильный, потом стал 40, 45 и даже 40 лошадиных сил. Теоретически, двигатель позволял развивать скорость 120км/ч. Практически же, для того чтобы «ушастик» летал, нужно было перебрать мотор, устранить заводской брак, одним словом – «обработать напильником после сборки». Но при этом все равно, уровень комфорта на таких скоростях сходил на нет. В том смысле, что в салоне невозможно было не то что разговаривать, но и даже кричать.
Отвратительной оставалась и печка. Она была бензиновой, долго разогревалась (15 минут – как пить дать), ревела подобно турбине самолета и наполняла салон вонючим выхлопом, от которого начинала болеть голова.
К чести конструкторов нужно отметить, что довольно большой процент «ушастых» выпускался с учетом нужд инвалидов. Органы управления (газ, тормоз, сцепление) были вынесены на руль. Были авто для водителей без одной или обеих ног, а также без руки.
Кроме того, как это парадоксально не звучит, был налажен выпуск экспортных модификаций «Запорожца». Правда, это был уже не «ушастый» ЗАЗ-966, а лишившийся «ушей» (вместо них были решетки) ЗАЗ-968. Для экспорта выпускались модификации «Jalta» и «Eliette». Они продавались в Европу, имели высокое качество сборки и штатные магнитолы.
И все-таки, по своему основному профилю «Запорожец» был бюджетным автомобилем для перемещения водителя и приближенных особ туда и обратно. Особенно по сельской местности. Кстати, на хорошо отрегулированном авто можно было спокойно съездить семьей за 600км к морю и обратно. Правда, приходилось делать остановки, ибо движок перегревался. Вообще, о главных достоинствах этих машин я говорил в статье про авто для охоты и рыбалки. Так что, повторяться не буду.
В качестве одной из модификаций 968-го можно рассматривать вариант с кузовом типа «пикап». У него кусок кузова над задним пассажирским сидением просто вырезался, а кабина отделялась перегородкой. Изначально пикапы предназначались для использований исключительно на территории и в нуждах завода. Однако чуть позже пошли в народ, где большого распространения и популярности не получили из-за малой вместимости грузового отсека. Часто пикапы (в начале 90-х) приобретались для того, чтобы штатный кузов заменить на обычный седановский б/у.
Со временем привычные «запоры» сменились более «современными», но и более хлипкими «Тавриями». Однако это уже другая история. А классические варианты и сейчас катаются по нашим дорогам и подвергаются разнообразному тюнингу.
Тюнинг «Запорожца»
Любой истинный автолюбитель родом из СССР, который не понаслышке знаком с «Запорожцем», подтвердит мое утверждение о том, что это вполне нормальная машина. При этом, правда, нужно соблюдать два условия: использовать по назначению и доработка.
Сегодня к ЗАЗам относятся уже как к раритетам, а потому все доработки, сиречь тюнинги, направлены, чаще всего, на внешние эффекты. Например, установка легкосплавных дисков, различных обвесов, спойлеров, освещения и так далее. Однако если энтузиасты, которые превращают авто в гоночный болид, полноценную амфибию, кабриолет и так далее. Все лучше один раз увидеть, например, на ю-тубе, чем читать здесь.
В любом случае помните, что все изменения в конструкции необходимо согласовывать с автоинспекцией, чтобы не было проблем. А главное помните, что в умелых руках и телега может стать предметом гордости.