Манси оленеводство охота рыболовство

Рыболовство хантов и манси

Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остается одной из основных отраслей хозяйства.


С рекой ханты и манси связаны с детства и на всю жизнь. В первое весеннее половодье мать смачивает на берегу реки макушку семилетнего мальчугана. Обряд совершен — и теперь вода не должна накрыть с головой малыша — подрост­ка — мужчину — старца.
Но прежде чем сделать обласок — легкое, ходкое, надежное судно, надо хорошо над ним поработать. Это делается в несколько этапов, и каждый из них одинаково ответствен. Первый этап — найти и свалить нужное дерево. Оно должно быть ровным, без сучьев, со здоровой сердцевиной. После того как дерево свалено, отрубается нужный кусок, смотря по тому, на сколько человек рассчитана будущая посудина.
Два размаха рук — обласок на одного человека.
Бревно доставляется на место и обрабатывается снаружи — ему придаются очертания лодки. Эта работа делается топором и специальным стружком. Первый этап пройден. Теперь не менее важный — выемка древесины изнутри. Но как сделать, чтобы стенки посудины были одинаковой толщины — иначе она не будет сохранять равновесие?
Нужно просверлить луковым свер­лом снаружи равномерно весь обласок и вогнать туда короткие шпеньки — толщиной в указательный палец того, кто будет плавать.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Охотники ханты и манси

Охотничий промысел хантов и манси разделялся на мясной (на
крупного зверя или птицу) и пушной. Основную роль играл пушной промысел, на
первом месте которого стояла белка, а в отдаленном прошлом — соболь, который
являлся основной единицей при уплате ясака. В верховьях Конды был значителен
промысел бобра, шкура и «струя» которого очень ценилась. «Лесовать» ханты и
манси начинали с конца сентября, когда выпадал первый снег. В середине декабря
возвращались домой для сдачи пушнины и закупки товаров. Далее лесовали до
апреля. Со вскрытием рек начиналось рыболовство и охота на птиц.


Ружья у обских угров появляются в ХVIII в. В
начале ХХ в. кремневые ружья вытесняются ружьями центрального боя. При охоте на
крупного зверя применялись копья. Соболя промышляли всю зиму ружьём, капканами и
сетями — обметами. На белку ходили с собаками, которые выслеживали зверьков. Ещё
до ХХ в. на промысле белки и бобра использовали лук со стрелами, которые имели
тупой наконечник, не портивший шкурки. Добывали белок также плашками и черканами.
На россомах настораживали капканы. Юганские ханты добывали множество северного
зайца и на ярмарку привозили шкурки возами. Промышляли зайца самострелами,
капканами и пастями. На лисицу ходили с ружьём, или изредка устраивали гон на
оленьих нартах. Иногда добывали лисят из нор подкопом, выкармливали рыбой, а по
осени забивали. В августе — сентябре начиналась охота на лося.

Охотник
выслеживал зверя и гнал его иногда по 4 — 5 дней , пока не приближался на
расстояние выстрела. На сухих болотах и островах лося добывали самострелами.
Добывали лося и старинным коллективным способом — загородками и ямами,
устраиваемых на путях миграций животных. Манси строили длинные изгороди (до 70
км ), в две жерди. В изгороди оставляли несколько проходов. По обеим сторонам
прохода настораживались самострелы с длинными стрелами и наконечниками в виде
ножей. При проходе лося, стрелы попадали ему между лопаток. Иногда удар был
настолько силен, что пробивал грудную клетку животного насквозь. Иногда в
проходах выкапывали глубокие ямы, устанавливая на дне колья с ножами, и
тщательно маскируя все хворостом.
Боровую птицу, главным образом глухаря, добывали
ловушками, которые ставились недалеко от дома, что бы дети и старики могли их
осматривать. Промышляли птицу и ружьем. Главная охота на боровую дичь проходила
осенью. Добытую птицу заготавливали впрок — вялили на солнце, или коптили на
огне.
На водоплавающую птицу охотились весной и летом.
Весной уток и гусей добывали перевесами . В камышах делали просеку,
перегораживая ее сетями. Во время перелета уток и гусей приманивали чучелами и
били из ружей.
До недавнего времени у хантов и манси бытовали
ручной лук и самострел. Лук самострела делался из цельного дерева. Ручной лук
был сложный: склеивался из двух полос дерева: внутренняя делалась из кедровой
«крени», а наружная — из березы. Склеенные полосы оборачивались полосками
вываренной бересты. Тетиву делали из крапивы или конопли; для этого обматывали
тончайшими берестяными полосками. Длина лука была приблизительно 2 м., стрелы
длинной 0,5 м.
etnic.ru

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Манси — загадочные и аутентичные жители севера

Манси — это загадочная северная народность, начавшая историю еще со времен неолита. Вокруг нее ходит множество мифов и легенд: от слухов о непереносимости алкоголя до страшных шаманских ритуалов, которые проводятся и по сей день.

Где живут

Основная территория обитания современных манси — Ханты-Мансийский автономный округ, часто называемый Югра, по названию угорских народов, его коренных обитателей. Больше всего представителей народности — от 300 до 700 человек — проживает в городах Ханты-Мансийск, Нижневартовск и Тюмень, поселках Кондинское, Игрим, Междуреченский, Саранпауль, Сосьва, Шугур, Березово.
Незначительное количество так называемых «уральских манси» обитает в северной части Свердловской области — около 200 человек. Кроме того, семья манси живет в государственном заповеднике «Вишерский» на территории Пермского края. Несмотря на то, что эти места считаются исторической родиной народа, в современном мире именно северные регионы Западной Сибири ассоциируются с манси.
Сейчас порядка 80% манси полностью ассимилировались и живут в городах или поселках, 60% из них считают русский язык родным, и лишь 13% свободно говорят на мансийском. Коренному населению Севера оказывается материальная поддержка, при необходимости бесплатно предоставляется собственное современное жилье. Представителям народности, поддерживающим традиционный уклад жизни, безвозмездно выделяются земельные участки в пользование, площадь которых составляет несколько сотен тысяч гектаров.

Читайте также:  Право последней охоты илья шумей

Численность

По данным переписи 2010 года, число представителей народа составляет 12 269 человек. На протяжении последнего столетия его численность имеет тенденцию увеличения: в 1924 году было зарегистрировано всего 5754 манси.

Название

Манси — это самоназвание народности, происходящее от прафинно-угорского слова *mańćɜ, обозначающего одновременно «человек» и «мужчина». Интересно, что похожее слово выбрали в качестве собственного названия и венгры: magyar. Также оно находит параллели в наименованиях родов хантов — «маньть» и «мась», и самих манси — «Мо̄сь». В русском языке слово «манси» не склоняется, из него образовано прилагательное «мансийский». Представителей народности называют «мансиец» и «мансийка».
В средние века и в период последующего освоения Урала и Сибири манси знали под именем «вогулы» — оно было закреплено за ними вплоть до 1920-1930 годов XX столетия. Это название происходит от хантыйских слов u̯oɣaĺ, u̯oɣat́. По одной из версий, называть их так стали по названию местной реки Вогулки. По другой — из-за отчаянного и кровожадного характера, поскольку перевод слова близок к значению слова «дикий».

Язык манси входит в обширную группу финно-угорских языков и, по исследованиям, больше всего схож с венгерским. До революции письменности у народа не существовало: лишь устное творчество и рисунки. Первый алфавит на основе звучания был создан в 1931 году: в нем использовались буквы латинского алфавита.
Однако в конце 30-х годов его переписали, взяв за основу русский язык. В семидесятых прошла еще одна его модернизация: были добавлены буквы, обозначающие длинные гласные. Сегодня мансийский язык изучают в начальной школе в ареале проживания и в Югорском университете.

История

Считается, что племена, заложившие основу национальной особенности манси, появились в предгорьях Урала еще за 2-3 тысячи лет до нашей эры. Позднее они перебрались за Уральские горы, где на их развитие значительно повлияли обитавшие здесь иранские народности. Основной памятник тех лет находится на территории современного Пермского края: это знаменитый вишерский Писаный камень. Он представляет собой стену с наскальными рисунками и росписями, сделанными прародителями современных манси.

Первые зафиксированные контакты с аборигенами случились еще в XI столетии, когда до уральских земель доходили новгородцы. Отдельные племена манси в то время входили в состав Кондинского, Сосьвинского, Ляпинского и Пелымского княжества. Обилие природных богатств и желание присвоить новые территории не раз приводили русских в эти края. Сначала из-за их набегов манси покинули предгорья Урала и перешли в южную и среднюю части Западной Сибири. Считается, что именно в этот период к неолитическим уграм присоединились угорские племена из Азии, сформировав знакомую нам сегодня мансийскую народность.
В XVI-XVII веках Обь-Иртышские земли были присоединены к Московскому княжеству, после чего началось активное переселение сюда крестьян для освоения новых территорий. В результате одновременно начались притеснения коренных жителей, борьба с ними за территорию и попытка обратить в христианскую веру. Это привело к столкновениям, а затем к уходу аборигенов в холодные северные части региона.

Внешность

Внешность манси отражает в себе черты коренных угорских народов неолитической эпохи в сочетании с прошедшими через степи Азии и Казахстана угорскими племенами. К особенностям внешности современных представителей можно отнести:

  • рост до 160 см у мужчин и женщин;
  • хрупкое телосложение;
  • волосы прямые, черные или темно-русые, плотной структуры;
  • складка века, прикрывающая слезный бугорок, ярко выраженного монгольского типа;
  • в основном темные глаза;
  • широкий разрез рта, прямая форма и небольшая толщина губ;
  • подбородок заостренный или округлый, средневыступающий;
  • борода и волосы на теле растут не густо и медленно;
  • форма головы — неширокая и невысокая.

Одежда

Национальный костюм манси из-за естественных особенностей климата отличался обязательным наличием теплой верхней одежды. Ее шили из оленьих шкур женщины, в качестве иголки и нитки использовали рыбьи кости и жилы. Из шкур оленей, убитых в летнее время, шили мужские малицы, вывернутые мехом внутрь или легкие женские шубы. Поскольку дамы основное время проводили дома или занимались собирательством, утепленная одежда им была ни к чему.

К зиме олени обрастали густым мехом с невероятно теплым подшерстком, поэтому из животных, убитых зимой, делали дорожную одежду. Она представляла собой глухую по крою длинную парку с вывернутым наружу мехом: она надевалась после малицы. Для повседневного использования шубы делали длиной по колено. Из кожи, снятой с оленьих конечностей, делали варежки и обувь

Нательная одежда мужчин состояла из чулок, в которые заправлялись меховые штаны, и рубахи из крапивы или выменянной у купцов ткани. Летом наряд добавлялся лузанами — разноцветными накидками из сукна с разрезами по бокам, с капюшоном и без рукавов. Охотники использовали похожие лузаны, но без капюшона.

Читайте также:  Показать охотничьи ружья для начинающих охотников

Летняя обувь делалась из кожи без меха и закреплялась вокруг голени с помощью специальных шнурков. Одежда обязательно подпоясывалась кожаными поясами, украшенными цепочками из металла или костей. Они считались талисманами, приносящими удачу, а носить их могли только мужчины. В случае опасности, например, перед ураганом или во время охоты, пояса выбрасывались в озеро или в лес, чтобы задобрить духов природы.

Мужчины носили кольца, которые были сакральными и часто упоминались в фольклоре как помощники для достижения целей или поиска верного пути. Любопытна и их прическа: волосы не стригли, а заплетали в две косы, располагавшиеся по бокам и скреплявшиеся по низу цепочкой.

Женская одежда состояла из длинного платья прямого кроя, поверх которого надевался распашной халат. На голове обязательно носили платок, ходить с непокрытой головой считалось неприличным. Ворот и манжеты украшались бисером, по подолу нательной и верхней одежды пришивались яркие полоски ткани или меха отличающегося оттенка. Интересны орнаменты, среди которых встречались такие узоры, как:

  1. Вариации на тему оленьих рогов
  2. Ромбовидные узоры, вытянутые в полосу
  3. Шишки
  4. Схематичные изображения дома и солнца
  5. Изображения лебедя, гуся, гагары.

Интересно, что вышивка отличалась преобладанием темных, но насыщенных цветов. Среди них черный, коричневый, глубокий зеленый, синий.

Мужчины манси

Само название «манси» означает одновременно «человек» и «мужчина», что уже говорит о значении и роли последнего в жизни племени. Мужчина отвечал за все, что происходило вне дома: охота, рыбалка, торговля, скотоводство. Обладал он и исключительными правами общения с духами. Только представители сильного пола могли быть шаманами, участвовать в религиозных обрядах, делать жертвоприношения.

Женщины манси

Роль женщины манси заключалась в обустройстве домашнего быта: на ее плечи ложилось все внутри дома. Она должна была разжигать и поддерживать огонь, протапливать дом, готовить еду, шить одежду, присматривать за детьми и домашним скотом. Женщин не допускали на тайные шаманские ритуалы, не разрешали проводить их самим.
Так, в каждом доме на задней внешней стене устанавливался оберег. Женщине нельзя было не только к нему прикасаться, но и обходить дом, а также спать в ближайшей к нему части жилища. Во время медвежьего праздника выступать с сакральными обрядами, песнями и танцами могли только мужчины. Мансийкам же приходилось на это время прикрывать лицо, чтобы не смущать духов.
Однако, несмотря на это, согласно легенде, именно самка-медведица произвела на свет первого манси, а медведь у большинства родов считался священным животным. По этой причине и по сложившемуся порядку женщин в народности не обижали, а в семьях старались жить мирно. Одними из главных их задач было рождение здорового потомства и сохранение верности мужу. Долгое время бесплодие считалось уважительной причиной для многоженства.

Жилище

Во время обитания на склонах Уральских гор манси жили в невысоких одноэтажных срубах, часто с земляной крышей. В деревянных избах продолжают жить и сегодня представители народности, живущие на Урале. С уходом на север стали строить более основательные жилища, которые утеплялись изнутри шкурами, а щели затыкались ягелем.

Летом во время охоты и рыбной ловли, часто происходившей вдали от основного жилища, из бересты строились временные конусообразные чумы. Манси-оленеводы сооружали просторные чумы, покрытые оленьими шкурами. Поскольку эти представители народности вынуждены были кочевать, перегоняя стада, жилища были временными.
Это не влияло на их качество: внутри всегда было тепло и просторно, а на плечи женщины ложились обязанности по обустройству быта. В центре избы или чума устанавливался особый открытый очаг, сложенный из бревен, обмазанных глиной. Дым из жилища уходил через вентиляционное окошко в крыше дома или небольшое отверстие в верхней части чума. Еду готовили на огне прямо в доме, иногда костер разжигали на улице, вблизи чума.

Жизнь манси

Основные занятия манси — охота, рыболовство и собирательство: именно этим занимались коренные неолитические угорские народы, проживавшие здесь исконно и пришедшие с предгорий Урала. Рыбу ловили сетями и силками, но придерживались поверья, что детенышей убивать нельзя, поэтому сети не делали слишком узкими. Основное место добычи — река Верхняя Сосьва, где до сих пор вылавливают сосьвинскую селедку, во все времена считавшуюся деликатесной.
Манси в больших количествах добывали муксун, нельму, стерлядь, осетров, налимов, щук, которых продавали русским купцам. Сегодня некоторые семьи манси занимаются массовым выловом и поставкой рыбы, добывая в год до нескольких сотен килограммов.
Неизменный источник питания народности — собирательство. Ежегодно они собирали огромный урожай шишек сибирского кедра, необыкновенно вкусных и питательных, которые служили семьям подспорьем на протяжении всей зимы. Осенью находили вкусные северные ягоды: клюкву, бруснику, морошку, голубику.
Охотились манси с помощью луков. Это оружие считалось священным, женщинам запрещалось его трогать и переступать через него. Охота была запрещена на сакральных животных, к которым относились в разных родах выдры, бобры, гуси. Поскольку языческие верования манси строились на уважении к природе, нельзя было убивать детенышей зверей и беременных самок.
Оленеводством в основном занимались потомки пришедших с юга угров-кочевников, остальные же семьи использовали оленей в качестве личного транспорта, выращивали для еды и одежды. Традиции оленеводства сохранились и по сей день: самое большое стадо насчитывает порядка 20 тысяч голов.

Читайте также:  Впо 208 охота с ним

Культура

Основное проявление культуры манси — создание музыки и сочинение песен. Изучая историю народа, ученые смогли насчитать более 20 видов музыкальных инструментов. Большинство из них струнные, создавались на основе ассоциаций с животными. Например, семиструнный инструмент похожий на арфу — лебедь. Большой пласт фольклора составляют песни:

  • сакральные
  • походные
  • военные
  • прославляющие героев
  • сатирические
  • посвященные предкам
  • песни-заклинания
  • любовные
  • песни-клятвы

Следующий важный элемент культуры, становления менталитета и самобытности — легенды и сказки. Особое значение имеют шаманские и священные сказки, в которых рассказывается о религии, происхождении и устройстве мира, даются важные установки социальных ролей. Часто между собой делились захватывающими бытовыми и героическими сказаниями. Их основная особенность — интересный, но порой очень запутанный сюжет. Герои этих рассказов умные, хитрые, находчивые и сильные, одерживающие победу над врагами и злыми силами.

Религия

Изначально, как и большинство пранародов, обские угры имели много богов, каждый из которых олицетворял силу природы. Так, верховным богом был Нум-Торум, подземным миром правил дух Куль-Отыр. Полум-Торум был покровителем рыб и птиц — основного источника еды, а Калтащ-эква считалась богиней земли и плодородия.

Есть у манси и своя легенда создания мира. Они верили, что все сущее разделено на три сферы: земную, водную и воздушную. Именно поэтому главную роль играет водоплавающая птица гагара, способная перемещаться во всех трех. Она много раз ныряла на дно единого океана и доставала оттуда кусочки ила, из которых в итоге и получилась суша.
Официально более 80% манси исповедуют христианство, однако на практике оно тесно переплетено с языческими поверьями. Так, Николая Угодника они отождествляют с Нум-Торумом, а Деву Марию — с богиней земли Калтащ-эква. Существуют эклектичные и жутковатые ритуалы: например, мазать губы изображениям на иконах кровью животных, чтобы попросить у святых помощи.

Традиции

Традиционный праздник манси носит название «медвежий». Его проводят каждый раз, когда убивают медведя, которого считают священным, чтобы задобрить его дух и примирить с охотником. Подготовка начинается еще в лесу: животное протирают от крови и грязи, кладут на носилки, чтобы голова находилась между лап.
Заходя в деревню, мужчины поют ритуальные песни и окуривают себя. Женщины начинают готовить кушанья, приглашаются гости из соседних деревень. Если убита медведица — праздник с застольем, песнями и ритуалами длится 4 дня, если медведь — 5 дней. Это связано с верованием манси, что у женщины 4 души, а у мужчины 5, и каждую из них необходимо почтить. В жертву приносят оленя: его череп вывешивают на видное место на все время праздника.

Характер

В средние века манси считали отважными войнами, кровожадными и беспощадными, за что и прозвали их вогулами, что значит «дикие». Однако многовековое притеснение народа, навязывание христианской веры, желание обмануть и завладеть бесценными запасами пушнины и рыбы наложили на характер его представителей серьезный отпечаток.
В конце XIX века в журнале «Природа и люди» их описывали ленивыми и безынициативными, предпочитающими отдыхать и наблюдать за происходящими событиями со стороны. Часто можно было видеть ситуации, когда в доме не было еды, а мужчины манси предпочитали играть в карты и курить трубку. Однако отмечались и положительные их качества: гостеприимство, сострадание и сдержанность.

Манси даже в разгар веселья редко улыбались, сохраняя на лице задумчивое и даже слегка угрюмое выражение со сжатыми губами и мрачным глубоким взглядом исподлобья. Эти особенности народа не раз упоминались и в фольклоре. В мужчине ценилась сосредоточенность, рассудительность и настороженность. В женщинах редко превозносили красоту и веселый нрав: главное, чтобы она была трудолюбивой, сдержанной и хозяйственной.
Этнографы отмечают и такую черту характера манси, как хитрость. По свидетельствам российских и заморских купцов, приезжавших к аборигенам за ценной пушниной, манси не спешили сразу демонстрировать весь свой товар. Сначала они показывали ничем не примечательные образцы, постепенно доставая из запасов все более ценные экземпляры меха. Возможно, что подобное поведение было также признаком осторожности: продавец сначала присматривался к покупателю из присущей ему настороженности.
Еще одно свойство, которое было замечено за аборигенами, — невоздержанность в алкоголе. Долгое время существовал миф, что северные народы генетически предрасположены к пьянству, однако ученые опровергли эту информацию. Возможно, увлечение коренных жителей севера веселящими напитками связано с отсутствием устойчивости к ним. В отличие от южных регионов, изобилующих виноградниками, на севере не было подходящего для производства алкоголя сырья. К манси он попал лишь с приходом русских и иностранных купцов, которые, заметив особенность их организма, выменивали на водку ценнейшую пушнину, шкуры оленей и медведей.

Известные манси

Один из известных представителей народности манси — боксер Руслан Проводников, который сейчас не живет на родине, однако часто делится рассказами о своем происхождении. Удивительно, но знаменитый художник Василий Кандинский также имеет мансийские корни по отцу. Фамилия их рода образовалась от именования известного рода правителей Кондинского княжества.

Малочисленный народ манси продолжает сохранять традиционный уклад жизни, борется за сохранение языка и особенностей культуры. Богатое историческое прошлое, сохранившиеся до сегодняшних дней обычаи и невероятный фольклорный запас оставляют ученым этнографам широкое поле для исследований.

Видео

Оцените статью
Adblock
detector