Мамин сибиряк емеля охотник вопросы

Конспект урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
urok_literaturnogo_chteniya_v_chetvyortom_klasse.docx 16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в четвёртом классе.

Тема: Д. Н. Мамин — Сибиряк «Емеля — охотник» (обобщение).

  1. Обобщить прочитанное в форме диалога «учитель-ученик».
  2. Формировать интеллектуальные чувства (любознательность, удивление, чувство новизны).
  3. Развивать навыки умственного труда и умения его организовывать.
  4. Развивать самостоятельность и творчество.
  5. Воспитывать разум, чувства ребёнка.
  6. Прививать любовь к природе, уважение к матери.

Сегодня, ребята, мы с вами обобщим работу над рассказом Д. Н. Мамина – Сибиряка «Емеля – охотник».

I) Беседа по прочитанному:

  • Какие два мира живут на страницах книг Мамина – Сибиряка?
  • Назовите главных героев рассказа «Емеля – охотник».
  • Дайте характеристику каждому из них (выборочное чтение).
  • Почему так трудно живут дед с внуком?
  • По отношению к внуку дед, какой?
  • Как вы назвали I часть рассказа («Вот бы телёночка добыть…»)?
  • Что, по-вашему, самое главное во II части рассказа?
  • Почему так много солнца в этой части рассказа?
  • Давайте в этом ещё раз убедимся. (Чтение наизусть отрывков о природе).
  • Кого вы больше жалеете в этой части?
  • С какой стороны открылся Емеля во II части рассказа? (Старый опытный охотник)
  • Как назовём вторую часть («Охота началась …»)?

II) Работа с текстом до чтения.

Беседа с учащимися.

  • Можно ли развязку рассказа назвать счастливой?
  • Такого ли финала вы ждали?
  • Какие минуты радости вы пережили, дочитывая текст?

Проверка качества чтения (работа на листочках):

О ком говорится в предложениях?

  • Весело гулял по лесу со своей матерью (оленёнок).
  • Упал в траву и не шевелился (Лыско).
  • Осторожно перебежал несколько сажен далее и опять остановился (олень).
  • Долго стоял на одном месте и всё улыбался (Емеля).

III) Работа с текстом во время чтения (после смысловых частей):

  • Как состоялась встреча охотников с оленихой?
  • Почему олениха – мать названа благородным животным?
  • Почему так подробно описывается маленький оленёнок?
  • Почему Емеля сам спугнул оленёнка?
  • Расстроился ли Гришутка, дождавшись деда с охоты?
  • О чём говорят сны внука и деда?

IV) Работа с текстом после чтения:

  • Почему Емеля – охотник не выполнил просьбу Гришутки?
  • Какой эпизод жизни ему вспомнился?
  • Почему автор сопоставляет олениху и мать Гришутки?
  • Что проявляют обе матери? (свою материнскую любовь).

Слов дороже нет на свете!

По какой бы ты ни шёл тропе,

Мамина любовь над нею светит,

Чтобы в трудный час помочь тебе.

Мама озаряет светом нежным

Дни, дороги и дела твои.

Оправдай же мамины надежды –

Повседневно лишь добро твори!

— Лучше и мудрее, чем народ, наверное, никто ещё не сказал о матери! Послушайте пословицы и поговорки, и сами убедитесь в этом:

— На свете всё найдешь, кроме матери.

— При солнце тепло, а при матери добро.

— Материнская молитва со дна моря достанет.

— Птица радуется весне, а младенец матери.

— Мать и бьёт, так гладит, а чужая и гладит, так бьёт.

— Без матушки родной и цветы не цветно цветут.

— Нет такого дружка, как родная матушка.

  • Какую же историю мог вспомнить старый Емеля? ( творческий пересказ)
  • Только ли охотничьи качества Емели привлекают в нём автора?
  • Чем вас привлекает старый охотник?
  • Назовите третью часть этого рассказа («Пожалел малого зверя»).

«Емеля – охотник» — первый опубликованный детский рассказ Мамина – Сибиряка (1884 г.). Он сразу же был замечен и оценён: в этом же году рассказ был отмечен премией педагогического общества. Именно с этого рассказа для Мамина – Сибиряка началось воспитание детской души маленького читателя. Его сказки, рассказы дают ненавязчивые уроки доброты, учат сочувствовать всему живому, бережно относиться к природе. А пример подают простые люди, такие как Емеля – охотник, пожалевший маленького оленёнка, которого он долго выслеживал.

Этот рассказ закончился благополучно, хотя, конечно, впереди у Емели и Гришутки больше трудностей и лишений, чем радости и счастья. Такова была позиция автора – не скрывать от детей жестокой правды жизни, говорить с ними не только о доброте, но и о несправедливости, неравенстве, тяготах жизни.

Д/З: Подготовить чтение по ролям эпизода встречи Емели и Гришутки, ответить на вопросы после текста.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни уче.

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны».

Урок литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК «перспективная начальная школа», по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр.

Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: — форм.

Урок литературного чтения в 4 классе по произведениям Л.Н. Толстого.Технология продуктивного чтения.

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр.

Урок-исследование. Чтение 4 кл. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Емеля-охотник».

«Технология конструирования исследовательского урока».
Д.Н. Мамин – Сибиряк «Емеля-охотник».

Тема: «Художественный текст, его образная природа.
Способы художественного изображения, особенности читательского восприятия».
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Учитель: Бурдуковская А. Е.
Раздел программы: Природа и мы.
Тема урока: «Художественный текст, его образная природа. Способы художественного изображения, особенности читательского восприятия».
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, таблички со скрытыми определениями
Список литературы:
Д. Н. Мамин – Сибиряк «Емеля — охотник»
Персидская И.В. Литературное чтение. Волгоград, 2003 год.
Русская литература (Учебная хрестоматия для национальных школ).
Примечание:
Заранее было дано домашнее задание: найти произведение Д.Н. Мамина — Сибиряка
«Емеля — охотник», прочитать текст самостоятельно.
Всё, что написано другим шрифтом и взято в скобки — это информация для учителя,
на что нужно обратить внимание при исследовательской работе.

Цель урока: показать особый язык автора, его художественный «почерк».
Задачи:
донести идею произведения до каждого ребёнка через глубокий поэтапный разбор произведения и эмоциональное восприятие его содержания;
показать мастерство писателя в передаче эмоционального состояния главных героев через средства выразительности и изобразительности художественного слова;
учить выразительному чтению прозаического произведения;
развивать монологическую речь учащихся;
воспитывать любовь к ближнему;
воспитывать любовь к чтению – сопереживанию прочитанного.
Ответить на вопрос: «Как самое обыкновенное слово становится особенным, превращаясь в искусство?»
Планируемый результат: достигнуть максимально чувственного восприятия услышанного – прочитанного; пробудить желание к самостоятельному чтению и анализу произведения.
План урока.
І. Организационный момент.
ІІ. Изучение нового материала.
Проверка домашнего задания.
Цель: выявить уровень понимания сюжета произведения после первичного прочтения.
Игра «Блиц — турнир».
(Учитель вызывает 8 – 10 человек к доске, задаёт вопросы детям, по – порядку. Не ответивший, выбывает из игры, а вопрос переходит следующему игроку.)

· С творчеством, какого писателя мы знакомимся?

· Какое произведение изучаем?

· Какое значение имеет автор и его произведение для нас с вами?

· Где происходят события?

· Если смотреть с вершины горы, чем казались крестьянские избы?

· Кто главный герой произведения?

· Любимое занятие деревенских мужиков?

· Верный помощник деда на охоте и дома?

· Почему собаку не кормят перед охотой?

· Какой работой Емеля был занят зимой?

· Почему Емеля в последнее время охотился редко?

· Какое оружие было у деда для охоты?

· Хорошо ли знал Емеля окрестные леса?

· Какую просьбу внука непременно должен был выполнить старый Емеля?

· Почему в еловом лесу не растёт трава, а землю устилает только мох, да папоротник?

· С чем сравнил автор бег оленя?

· Сколько дней бродил по лесу Емеля в поисках оленёнка?

· Что делала олениха, почувствовав охотника?

· Почему Емеля не убил оленёнка?

· Как выглядел оленёнок?

· Что вместо оленёнка добыл старый охотник?

· Почему рассказ деда развеселил Гришутку?

Актуализация знаний.
* Повторение изученного материала.

· С помощью чего автор создаёт художественный образ действительности в произведении, образ главных героев, как ему удаётся пробудить в воображении читателя картины описываемых событий, получить эмоциональный отклик на происходящее?

· Давайте вспомним, что это за способы и приёмы, зная которые и обыкновенный человек, не обладающий особым талантом к искусству слова, может создать художественный образ увиденного?
(На доску вывешиваются таблички со скрытыми определениями.)

Повторы и восклицания —

В литературе существуют разные средства для построения художественного
текста. Это сравнение, эпитет, метафора, олицетворение и т.д.
Выражения, в которых они предметы или явления сравниваются с другими называются СРАВНЕНИЕМ.
ЭПИТЕТ – слова, которые определяют и подчёркивают какие – либо непостоянные качества, признаки предмета и создают определённое настроение.
МЕТАФОРА – скрытое сравнение. Перенесение свойств предмета по принципу сходства.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – очеловечивание неживого.

Сообщение темы и цели урока.

· Сегодня на уроке мы заглянем между строк, написанных автором. Попробуем найти те приёмы и средства, которые использовал Д. Н. Мамин – Сибиряк для построения художественного текста.
Цель нашего исследования – особый язык автора, его художественный «почерк».

4. Работа с текстом.
(Дети разделены на группы. Каждой группе предложено задание.)
1 группа.
Перечитайте абзацы, в которых описывается пейзаж месторасположения деревни Тычки.
Найдите приёмы, используемые автором, позволяющие понять манеру повествования произведения. Составьте картинный план.

(Через авторский язык чувствуются его корни: описывается местность хорошо знакомая автору; образ жизни в глухой удалённой деревне; поведение местных жителей, особенности их восприятия окружающего мира; особенности уральского языка.
В тексте встречаются слова с безударным О: Охотник, Оленёнок, Оглянулся, Отпустил; окончания — ЕГО, — ОГО: спрятавшЕГОся
· от нЕГО, маленькОГО, малОГО, жёлтОГО.
Рассказ начинается со слов „ далеко – далёко. у самого леса, в маленькой избушке жил охотник Емеля со своим внуком Гришуткой.
Манера повествования и структура произведения похожи на сказку).

2 группа.
Перечитайте абзацы, в которых описывается образ главных героев. Найдите приёмы, используемые автором, позволяющие понять, как выглядят дед Емеля, Гришутка, Лыско; каков их внутренний мир, какие ценности имеются в их характерах. Составьте картинный план.

(Любимое занятие деревенских мужиков – охота.
Емеля хорошо знал окрестные леса. Но в последнее время охотился редко. Потому что „едва таскал ноги“.
Гришутка, маленький мальчик, у которого не было ни отца, ни матери. Он простудился и больной лежал в постели. Гришутка попросил дедушку принести ему из леса маленького жёлтенького оленёнка.
Лыско – маленькая собачка, верный помощник деда на охоте и дома.)

3 группа.
Перечитайте абзацы, в которых описывается момент выслеживания оленёнка. Какие чувства побуждают в вас слова автора. Составьте партитуру чувств. Как удаётся автору передать кульминацию событий.

(Несколько дней выслеживал Емеля оленя с телёнком. Но олень всё время отводил его от оленёнка и запутывал следы. Охотник и собака совсем выбились из сил. Наконец Емеля увидел в кустах жёлтого телёнка, который спокойно обрывал в кустах листочки с веточек).
Здесь опять мы видим манеру повествования похожую на сказку: „ три дня ходил. три ночи ночевал. “.
В тексте присутствуют эпитеты:
запутанный след, знойный день, с высунутым языком, знакомый треск, жёлтый телёнок, тоненькие ножки, красивая головка.

Охотник взвёл курок винтовки, прицелился в голову маленькому беззащитному животному и в эту минуту вспомнил, с каким геройством защищала телёнка мать. Спасая телёнка мать рисковала своей жизнью. И опустил ружьё.
Здесь присутствует чувство жалости, нежности.
Емеля быстро поднялся, свистнул, и маленькое животное скрылось в кустах с
быстротой молнии.
Здесь мы видим сравнение: „Ишь, какой бегун! Только его и видели: как стрела“.
4 группа.
Перечитайте абзацы в заключительной части. Какие чувства в вас пробуждает этот отрывок? Составьте партитуру чувств. Как автору удалось достичь пробуждения в вас этих чувств? Почему автор, завершая рассказ, не сообщает читателю судьбу мальчика и деда. Но, что в его словах даёт надежду на благополучный исход?

(Этот отрывок пробуждает чувство радости, гордости.
„Старик долго рассказывал мальчику, как он искал телёнка по лесу, и как тот от него убежал. Они весело смеялись. Мальчик так и уснул и всю ночь видел маленького жёлтенького оленёнка, который весело гулял с матерью, а старик спал на печке и тоже улыбался.“
Мы видим, что вместо оленёнка, старый старик добыл счастье).

Итог.
(выступление детей + комментарии учителя.)
Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк — известный русский писатель, автор многих книг о людях, о природе. Для произведений Мамина – Сибиряка характерны большое уважение и любовь к людям, к мастерству рабочих. В творчестве писателя преобладает уральская тема. Он любит всё яркое, сильное в жизни: образы уральской природы, герои, исполненные удали и силы, — об этом он пишет с симпатией, используя сочные и свежие краски. Были в его произведениях и лирические струны, сочувствие к несчастным существам. Часто безрадостные сюжеты писатель скрашивает грустным юмором и трогательным изображением персонажей – людей и животных.

ІІІ. Итог урока.
Обобщение по уроку.
Какие особенности языка автора мы могли бы выделить после проведённого нам
исследования произведения?

· автор использует всю совокупность средств художественной изобразительности и
выразительности;

· произведение наполнено эмоциональной окрашенностью; добротой, нежностью, чувством прекрасного, живописно и лирично по содержанию;

· через авторский язык чувствуются его корни: описывается местность, хорошо знакомая
автору; образ жизни в глухой удалённой деревне; поведение местных жителей, особенности их восприятия окружающего мира; особенности уральского языка.

· Манера повествования и структура произведения (зачин или завязка, кульминация, развязка) похожи на сказку: «далеко – далекоу самого леса», «одиннадцатая избушка», «три дня ходил, три ночи ночевал», «олень десятирогий, сказочный».

· прослеживается глубоко философский смысл произведения; добро побеждает
Сможем ли мы теперь ответить на вопрос «Как самое обыкновенное слово становится особенным, превращаясь в искусство?»

(В арсенале писателя имеются особенные способы и средства художественной выразительности и изобразительности и тонкое восприятие окружающего мира, данное как талант, от природы.)
Домашнее задание.
Написать мини – сочинение – рассуждение: «Какое значение имеет для деда Емели и Гришутки природа?»

Читайте также:  Лучшее термобелье для ходовой охоты
Оцените статью
Adblock
detector