Мамин сибиряк емеля охотник тест с ответами

Тестовая работа по литературному чтению для 4 классов по произведению Д. Н. Мамина — Сибиряка Емеля — охотник 2 часть. подготовка к МЦКО.

Тестовая работа по литературному чтению
4 класс
по произведению
Д. Н. Мамина — Сибиряка «Емеля-охотник»
II часть

г. Москва 2014 г.

Д. Н. Мамин — Сибиряк «Емеля-охотник» II часть.
Прочитай текст.

Стояли последние дни июня месяца, самое жаркое время в Тычках. Дома оставались только старые да малые. Охотники давно разбрелись по лесу за оленями. В избушке Емели бедный Лыско уже третий день завывал от голода, как волк зимой.
— Видно, Емеля на охоту собрался, — говорили в деревне бабы.
Это была правда. Действительно, Емеля скоро вышел из своей избушки с кремневой винтовкой в руке, отвязал Лыска и направился к лесу. На нем были новые лапти, котомка с хлебом за плечами, рваный кафтан и теплая оленья шапка на голове. Старик давно уже не носил шляпы, а зиму и лето ходил в своей оленьей шапке, которая отлично защищала его лысую голову от зимнего холода и от летнего зноя.
— Ну, Гришук, поправляйся без меня. — говорил Емеля внуку на прощанье. — За тобой приглядит старуха Маланья, пока я за теленком схожу.
— А принесешь теленка-то, дедко?
— Принесу, сказал.
— Желтенького?
— Желтенького.
— Ну, я буду тебя ждать. Смотри не промахнись, когда стрелять будешь.
Емеля давно собирался за оленями, да все жалел бросить внука одного, а теперь ему было как будто лучше, и старик решился попытать счастья. Да и старая Маланья поглядит за мальчонком, — все же лучше, чем лежать одному в избушке.
В лесу Емеля был как дома. Да и как ему не знать этого леса, когда он целую жизнь бродил по нему с ружьем да с собакой. Все тропы, все приметы все знал старик на сто верст кругом.
А теперь, в конце июня, в лесу было особенно хорошо: трава красиво пестрела распустившимися цветами, в воздухе стоял чудный аромат душистых трав, а с неба глядело ласковое летнее солнышко, обливавшие ярким светом и лес, и траву, и журчавшую в осоке речку, и далекие горы.
Да, чудно и хорошо было кругом, и Емеля не раз останавливался, чтобы перевести дух и оглянуться назад.
Тропинка, по которой он шел, змейкой взбиралась на гору, минуя большие камни и крутые уступы. Крупный лес был вырублен, а около дороги ютились молодые березки, кусты жимолости, и зеленым шатром раскидывалась рябина. Там и сям попадались густые перелески из молодого ельника, который зеленой щеткой вставал по сторонам дороги и весело топорщился лапистыми и мохнатыми ветвями. В одном месте, с половины горы, открывался широкий вид на далекие горы и на Тычки. Деревушка совсем спряталась на дне глубокой горной котловины, и крестьянские избы казались отсюда черными точками. Емеля, заслонив глаза от солнца, долго глядел на свою избушку и думал о внучке.
— Ну, Лыско, ищи. — говорил Емеля, когда они спустились с горы и повернули с тропы в сплошной дремучий ельник.
Лыску не нужно было повторять приказание. Он отлично знал свое дело и, уткнув свою острую морду в землю, исчез в густой зеленой чаще. Только на время мелькнула его спина с желтыми пятнами.
Охота началась.
Громадные ели поднимались высоко к небу своими острыми вершинами. Мохнатые ветви переплетались между собой, образуя над головой охотника непроницаемый темный свод, сквозь который только кое-где весело глянет солнечный луч и золотым пятном обожжет желтоватый мох или широкий лист папоротника. Трава в таком лесу не растет, и Емеля шел по мягкому желтоватому мху, как по ковру.
Несколько часов брел охотник по этому лесу. Лыско точно в воду канул. Только изредка хрустнет ветка под ногой или перелетит пестрый дятел. Емеля внимательно осматривал все кругом: нет ли где какого-нибудь следа, не сломал ли олень рогами ветки, не отпечаталось ли на мху раздвоенное копыто, не объедена ли трава на кочках. Начало темнеть. Старик почувствовал усталость. Нужно было думать о ночлеге.
«Вероятно, оленей распугали другие охотники», — думал Емеля.
Но вот послышался слабый визг Лыска, и впереди затрещали ветви. Емеля прислонился к стволу ели и ждал.
Это был олень. Настоящий десятирогий красавец олень, самое благородное из лесных животных. Вот он приложил свои ветвистые рога к самой спине и внимательно слушает, обнюхивая воздух, чтобы в следующую минуту молнией пропасть в зеленой чаще.
Старый Емеля завидел оленя, но он слишком далеко от него: не достать его пулей. Лыско лежит в чаще и не смеет дохнуть в ожидании выстрела; он слышит оленя, чувствует его запах. Вот грянул выстрел, и олень, как стрела, понесся вперед. Емеля промахнулся, а Лыско взвыл от забиравшего его голода. Бедная собака уже чувствовала запах жареной оленины, видела аппетитную кость, которую ей бросит хозяин, а вместо этого приходится ложиться спать с голодным брюхом. Очень скверная история.
— Ну, пусть его погуляет, — рассуждал вслух Емеля, когда вечером сидел у огонька под густой столетней елью. — Нам надо теленочка добывать, Лыско. Слышишь?
Собака только жалобно виляла хвостом, положив острую морду между передними лапами. На ее долю сегодня едва выпала одна сухая корочка, которую Емеля бросил ей.
Текст взят: http://knigi-chitaty.ru/

Читайте также:  Подводное оборудование для подводной охоты

Тест.
А 1. Ты прочитал текст, в котором говорится в основном о том, что
Собака — самый лучший помощник охотника.
Емеля пытается выполнить просьбу внука.
Собака идёт по следу оленя.
А 2. Теперь, после прочтения текста, ты знаешь, что
Емеля отправился на охоту в конце лета.
Емеля пошёл на охоту с кремневой винтовкой, взяв за поводок Лыска.
Емеля всю жизнь бродил по лесу с ружьём и с собакой.
А 3. Выбери из перечня все предложения, соответствующие содержанию текста.
А. С тропы он повернул в сплошной дремучий ельник.
Б. Мохнатые ветви переплетались между собой, мешая охотнику идти.
В. Трава в лесу выросла по пояс, и Емеля с трудом пробирался сквозь заросли.
Г. Несколько часов охотник бродил по этому лесу.
Укажи верный ответ:
АБ 2) АВ 3) АГ 4) БВ 5) БГ 6) ВГ
А 4. Чтобы пересказать текст и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположи пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очерёдности.
А. Беседа у костра.
Б. Сборы на охоту.
В. Знакомый лес.
Г. Встреча с оленем.
Д. Потеря собаки.
1) АДГВБ 2) АГВБД 3) БАДГВ 4) БВДГА 5) ВАДГБ 6) ВДСАГ
А 5. Какими словами можно заменить в тексте сочетание слов «точно в воду канул»?
Утонул
Пропал из виду
Нырнул в воду
А 6. Какими словами можно заменить в тексте сочетание слов « сидел у огонька»?
Сидел у костра.
Сидел с фонариком в руках.
Сидел, держа в руках светлячка.
А 7. После чтения текста несложно сделать вывод:
Олень, почуяв охотника, медленно и торжественно проходит мимо.
Все олени — десятирогие красавцы.
Олень – самое благородное лесное животное.
А 8. Как ты думаешь, почему собака жалобно виляла хвостом?
Устала за время охоты.
Собака благодарила Емелю за спасение.
Она была голодна.
А 9. Какая пословица наиболее точно отражает главную мысль текста?
Сам погибай, а товарища выручай.
Друг познаётся в беде.
За дружбу дружбой платят.
Расстояние дружбе не мешает.
В 1. Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения в тексте из второго столбца, обозначенного цифрой.
СЛОВО ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА
А) кафтан 1) мужская долгополая одежда
Б) котомка 2) мужской пиджак
3) сумка, носимая за плечами
4) высокая шапка
5) широкий пояс
Запиши в таблицу выбранные цифры.
А Б
Ответы в виде двух цифр перенеси в бланк тестирования, не изменяя порядка их следования и без дополнительных знаков.

Читайте также:  Охота постоянно есть при беременности

В 2. Укажи название книги, в которой мог быть помещён текст:
Орфографический словарь.
Сказки народов мира.
Энциклопедия.
Рассказы советских и русских писателей.
Толковый словарь.
Ответы:
А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 В1 В2
2 3 3 4 2 1 3 3 2 А -1
Б — 3 4

  • 96975-emelya-ohotnik-2-chast
    Размер файла: 25 kB Загрузок: 19

1. Укажи автора произведения «Емеля-охотник»

1. Укажи автора произведения «Емеля-охотник».

2. К какому жанру относится произведение М. Пришвина «Золотой луг»?

3. Автором, какого из перечисленных произведений является Л. Н. Толстой?

«Корзина с еловыми шишками»

4. Какое из перечисленных произведений является рассказом ?

«Тимур и его команда» (А. Гайдар)

«Девочка на шаре» (В. Драгунский)

«Жаба и роза» (В. Гаршин)

5. Определите тему произведения А. Чехова «Мальчики»

6. Определите главную мысль произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник» по приведенному фрагменту:

«Еще одно мгновение и олененок покатился бы по траве с жалобным, предсмертным криком, но именно в это мгновение старый охотник припомнил, с каким геройством защищала теленка его мать, припомнил, как мать его Гришутки спасла сына от волков своим телом… Точно что оборвалось в груди у старого Емели, и он опустил ружье. Олененок по прежнему ходил около куста, общипывая листочки и прислушиваясь к малейшему шороху. Емеля быстро поднялся и свистнул, – маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии».

Нужно жалеть животных.

Человек должен быть добрым и беречь природу.

Мать способна пожертвовать жизнью ради своего ребенка. Даже в мире животных можно увидеть это высшее проявление материнской любви.

6. Какой их приведенных ниже текстов является аннотацией к рассказу Д. Н. Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник»?

«Я прочитал рассказ «Емеля-охотник» про старого охотника Емелю и его внука Горишутке, о том, как бедно они жили и как Емеля ходил на охоту».

«Произведение Д. Н. Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник» – это рассказ о жизни старого охотника Емели и его внучка Гришутки. По просьбе внука дед отправился в лес за олененком. Три дня бродил дед Емеля напрасно, а на четвертый выследил олениху с детенышем. Весь день старый охотник пытался подстрелить олененка, но олениха-мать, рискуя своей жизнью, старалась отвести деда Емелю от малыша. Но когда старый охотник обнаружил олененка, он не смог в него выстрелить. Он вспомнил о самоотверженности матери-оленихи. Он также вспомнил о матери Гришутки, которая когда-то спасла сына от волков, закрыв ребенка своим телом. Вернувшись домой, Емеля рассказал обо всем внуку и они вместе радовались тому, что олененок остался жить в лесу вместе с матерью.

«Это рассказ о бережном отношении к животным, о том, как должен поступать каждый человек, любящий природу. Здесь речь идет о том, как старый охотник Емеля пожалел маленького олененка и вернулся домой ни с чем. Это произведение написал Д. Н. Мамин-Сибиряк. Мне очень понравился этот рассказ, потому что в нем очень славно описывается маленький олененок».

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник» (обобщение)

Цели:

  1. Обобщить прочитанное в форме диалога «учитель-ученик».
  2. Формировать интеллектуальные чувства (любознательность, удивление, чувство новизны).
  3. Развивать навыки умственного труда и умения его организовывать.
  4. Развивать самостоятельность и творчество.
  5. Воспитывать разум, чувства ребёнка.
  6. Прививать любовь к природе, уважение к матери.
Читайте также:  Каталог собак для охоты

Сегодня, ребята, мы с вами обобщим работу над рассказом Д. Н. Мамина – Сибиряка «Емеля – охотник».

I) Беседа по прочитанному:

  • Какие два мира живут на страницах книг Мамина – Сибиряка?
  • Назовите главных героев рассказа «Емеля – охотник».
  • Дайте характеристику каждому из них (выборочное чтение).
  • Почему так трудно живут дед с внуком?
  • По отношению к внуку дед, какой?
  • Как вы назвали I часть рассказа («Вот бы телёночка добыть…»)?
  • Что, по-вашему, самое главное во II части рассказа?
  • Почему так много солнца в этой части рассказа?
  • Давайте в этом ещё раз убедимся. (Чтение наизусть отрывков о природе).
  • Кого вы больше жалеете в этой части?
  • С какой стороны открылся Емеля во II части рассказа? (Старый опытный охотник)
  • Как назовём вторую часть («Охота началась …»)?

II) Работа с текстом до чтения.

Беседа с учащимися.

  • Можно ли развязку рассказа назвать счастливой?
  • Такого ли финала вы ждали?
  • Какие минуты радости вы пережили, дочитывая текст?

Проверка качества чтения (работа на листочках):

О ком говорится в предложениях?

  • Весело гулял по лесу со своей матерью (оленёнок).
  • Упал в траву и не шевелился (Лыско).
  • Осторожно перебежал несколько сажен далее и опять остановился (олень).
  • Долго стоял на одном месте и всё улыбался (Емеля).

III) Работа с текстом во время чтения (после смысловых частей):

  • Как состоялась встреча охотников с оленихой?
  • Почему олениха – мать названа благородным животным?
  • Почему так подробно описывается маленький оленёнок?
  • Почему Емеля сам спугнул оленёнка?
  • Расстроился ли Гришутка, дождавшись деда с охоты?
  • О чём говорят сны внука и деда?

IV) Работа с текстом после чтения:

  • Почему Емеля – охотник не выполнил просьбу Гришутки?
  • Какой эпизод жизни ему вспомнился?
  • Почему автор сопоставляет олениху и мать Гришутки?
  • Что проявляют обе матери? (Cвою материнскую любовь).

Слов дороже нет на свете!
По какой бы ты ни шёл тропе,
Мамина любовь над нею светит,
Чтобы в трудный час помочь тебе.
Мама озаряет светом нежным
Дни, дороги и дела твои.
Оправдай же мамины надежды –
Повседневно лишь добро твори!

— Лучше и мудрее, чем народ, наверное, никто ещё не сказал о матери! Послушайте пословицы и поговорки, и сами убедитесь в этом:

— На свете всё найдешь, кроме матери.

— При солнце тепло, а при матери добро.

— Материнская молитва со дна моря достанет.

— Птица радуется весне, а младенец матери.

— Мать и бьёт, так гладит, а чужая и гладит, так бьёт.

— Без матушки родной и цветы не цветно цветут.

— Нет такого дружка, как родная матушка.

  • Какую же историю мог вспомнить старый Емеля? (Творческий пересказ)
  • Только ли охотничьи качества Емели привлекают в нём автора?
  • Чем вас привлекает старый охотник?
  • Назовите третью часть этого рассказа («Пожалел малого зверя»).

«Емеля – охотник» — первый опубликованный детский рассказ Мамина – Сибиряка (1884 г.). Он сразу же был замечен и оценён: в этом же году рассказ был отмечен премией педагогического общества. Именно с этого рассказа для Мамина – Сибиряка началось воспитание детской души маленького читателя. Его сказки, рассказы дают ненавязчивые уроки доброты, учат сочувствовать всему живому, бережно относиться к природе. А пример подают простые люди, такие как Емеля – охотник, пожалевший маленького оленёнка, которого он долго выслеживал.

Этот рассказ закончился благополучно, хотя, конечно, впереди у Емели и Гришутки больше трудностей и лишений, чем радости и счастья. Такова была позиция автора – не скрывать от детей жестокой правды жизни, говорить с ними не только о доброте, но и о несправедливости, неравенстве, тяготах жизни.

Д/З: Подготовить чтение по ролям эпизода встречи Емели и Гришутки, ответить на вопросы после текста.

Оцените статью
Adblock
detector