Мамин сибиряк емеля охотник презентация

Образовательный ресурс «Д.Н.Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»»

Представлена биография писателя, диафильм в режиме презентации, видеоматериал.

Родился Дмитрий Наркисович 6 ноября 1852 г. в заводском посёлке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника. В 1866 г. был определён в Екатеринбургское духовное училище. Затем четыре года отучился в Пермской духовной семинарии. В 1872 г. поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 г. перешёл на юридический факультет Петербургского университета, где проучился год. С 1877 по 1891 г. жил на Урале, с 1891 г. и до конца жизни — в Петербурге и Царском Селе.

Мамин с детства мечтал стать писателем. В 1875 г. он начал репортёрскую работу в одной из петербургских газет. Тогда же были опубликованы его первые рассказы. В 1881—1882 гг. в «Русских ведомостях» печатался большой цикл очерков Мамина «От Урала до Москвы». В марте 1882 г. в журнале «Дело» появился рассказ «В камнях», подписанный псевдонимом Д. Сибиряк. Это было вступление в большую литературу. Он писал очерки, повести и рассказы, а в 1883 г. вышел роман «Приваловские миллионы».

В произведениях 80-х гг. Мамин-Сибиряк создал яркие картины уральской природы, показал своеобразный уклад жизни и быта на уральских заводах, отразил непримиримую вражду между рабочими и хозяевами («Горное гнездо», «Дикое счастье», «Уральские рассказы» и др.).

90-е годы были для Мамина-Сибиряка временем серьёзных колебаний, его произведения этого периода неравнозначны по художественной ценности и смысловой нагрузке («Золото», «Хлеб», «Весенние грозы» и др.). В 90-х и 1900-х гг. писатель обратился к рассказам и сказкам для детей, ставшим классикой детской литературы («Алёнушкины сказки», «Серая Шейка» и др.).

На революционные события 1905 г. он откликнулся сборником «Преступление» (1906 г.). В 1907 г. выступил в печати со своим последним рассказом «Мумма». Скончался 15 ноября 1912 г. в Петербурге.

Мамин-Сибиряк внёс значительный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жанров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, раскрыты его судьба, национальные черты — мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни.

Урок литературного чтения «Емеля-охотник» Д.Н. Мамин-Сибиряк. 4-й класс

Класс: 4

(На изучение отводится 3 урока. 1-й урок – получение новых знаний.)

Подготовка к восприятию нового текста.

– Сегодня нас ждет одна интересная встреча. Прочитайте фамилию автора. Знакомо ли вам это имя и по каким произведениям?

Д. Н. Мамин – Сибиряк – выдающийся русский писатель. Настоящая его фамилия Мамин, Сибиряк – псевдоним. Детство и юность писателя прошли в далекой глуши Уральских гор. На всю жизнь он сохранил искреннюю любовь к родному краю. Его удивительной природе.

– Случайно ли он выбрал себе этот псевдоним? Что хотел этим подчеркнуть? (Духовную близость с суровой природой Сибири.)

Писал для взрослых и детей, но тема природы была одной из самых важных. Герои его рассказов – люди, близкие к природе. Все те, для кого природа – родной дом, который они любят и оберегают. Прочитайте название рассказа. (“ Емеля-охотник”.)

Работа с иллюстрацией.

– Кого мы видим на иллюстрации? Почему вы решили, что это охотник? Обратим внимание на позу, на одежду, на собаку. Что хотел показать художник? (Несчастные, голодные, уставшие.) А олень? (Молодой, резвый, сильный.) Соотнесите название с иллюстрацией и сделайте предположение о чем мы будем читать. (Об охоте, о преследовании оленя.) Чем может закончиться охота?

Работа с текстом во время чтения.

– Прочитайте описание сибирской природы. Назовите эпитеты, помогающие нам представить мощь и красоту природы. Представим то место, где происходит действие рассказа. (Вывесить картину с изображением тайги.) (В ходе обсуждения заполняем таблицу “ Мир природы”, см.ниже.)

– Удалось ли писателю передать торжественность, многообразие и красоту природы?

– Найти и прочитать описание деревушки, затерянной в лесу. Какое чувство у вас возникает во время чтения? Докажите. (Заполняем вторую часть таблицы “ Мир людей”.) Если вокруг бедность, удаленность от цивилизации, нет ни заводов, ни магазинов, ни больниц. Как же люди выживают в таких условиях? Найдите подтверждение.

– Почему труд охотников назван тяжелой и опасной работой? (Требует выносливости, терпения, сил.) Что значит “ записные охотники”? (Заядлые, хорошие.)

Читайте также:  Когда будет день охотника

– Прочитайте описание избушки охотника. Какое впечатление на вас произвело это? (Бедность, разруха, безысходность). Чем усиливается это впечатление? (Вой голодной собаки, болезнь мальчика.) Почему перед охотой охотник морит голодом верного Лыско? Может быть он его просто не любит? (Вызвать детей на спор.)

– Как писатель описывает больного мальчика? Что значит “ таял не по дням, а по часам?” (Слабел, чувствовал все хуже.) Почему так долго не мог поправиться? (Плохо питался.) Зачем Гришутка просил деда добыть теленочка ? (Хотел кушать.)

– Ребята, так описать болезнь ребенка и переживания близких может только тот, кто сам все это прочувствовал, пережил. У писателя была неизлечимо больна любимая дочь. И он готов был сделать для нее все возможное и невозможное. Он придумывал для нее сказки, которые были позднее опубликованы как “ Аленушкины сказки”.

Работа после чтения текста.

Мы прочитали начало рассказа. (Его завязку.) Какие два мира представил нам автор? (Мир природы и мир человека.) Многие писатели через описание природы раскрывают свои чувства, мысли, переживания и настроение героев. Что необычного в этом рассказе, на чем он построен? (Противоречие, контраст.)

Вернемся к таблице.

Мир природы Мир человека
Вечнозеленый хвойный лес (мощь, непоколебимость, вечность). Старый охотник, слабый больной мальчик.
Громадные горы с мохнатыми вершинами (громада, величие, красота, торжественность). Маленькая затерявшаяся деревушка.

(Разруха, бедность, голод, беспросветная жизнь.)

Но где же слабый человек находит силы, чтобы выжить? (В природе.) Куда стремится, когда становится совсем невыносимо?

Человек – дитя природы. И как любящий ребенок относится к своей маме с нежностью и с заботой, так же и мы должны относиться ко всему живому. На какое развитие событий вы надеетесь? (Предположения детей.)

Прочитать рассказ полностью. Приготовить вопросы для обсуждения.

Урок литературного чтения «Емеля-охотник» Д.Н. Мамин-Сибиряк. 4-й класс

Класс: 4

(На изучение отводится 3 урока. 1-й урок – получение новых знаний.)

Подготовка к восприятию нового текста.

– Сегодня нас ждет одна интересная встреча. Прочитайте фамилию автора. Знакомо ли вам это имя и по каким произведениям?

Д. Н. Мамин – Сибиряк – выдающийся русский писатель. Настоящая его фамилия Мамин, Сибиряк – псевдоним. Детство и юность писателя прошли в далекой глуши Уральских гор. На всю жизнь он сохранил искреннюю любовь к родному краю. Его удивительной природе.

– Случайно ли он выбрал себе этот псевдоним? Что хотел этим подчеркнуть? (Духовную близость с суровой природой Сибири.)

Писал для взрослых и детей, но тема природы была одной из самых важных. Герои его рассказов – люди, близкие к природе. Все те, для кого природа – родной дом, который они любят и оберегают. Прочитайте название рассказа. (“ Емеля-охотник”.)

Работа с иллюстрацией.

– Кого мы видим на иллюстрации? Почему вы решили, что это охотник? Обратим внимание на позу, на одежду, на собаку. Что хотел показать художник? (Несчастные, голодные, уставшие.) А олень? (Молодой, резвый, сильный.) Соотнесите название с иллюстрацией и сделайте предположение о чем мы будем читать. (Об охоте, о преследовании оленя.) Чем может закончиться охота?

Работа с текстом во время чтения.

– Прочитайте описание сибирской природы. Назовите эпитеты, помогающие нам представить мощь и красоту природы. Представим то место, где происходит действие рассказа. (Вывесить картину с изображением тайги.) (В ходе обсуждения заполняем таблицу “ Мир природы”, см.ниже.)

– Удалось ли писателю передать торжественность, многообразие и красоту природы?

– Найти и прочитать описание деревушки, затерянной в лесу. Какое чувство у вас возникает во время чтения? Докажите. (Заполняем вторую часть таблицы “ Мир людей”.) Если вокруг бедность, удаленность от цивилизации, нет ни заводов, ни магазинов, ни больниц. Как же люди выживают в таких условиях? Найдите подтверждение.

– Почему труд охотников назван тяжелой и опасной работой? (Требует выносливости, терпения, сил.) Что значит “ записные охотники”? (Заядлые, хорошие.)

– Прочитайте описание избушки охотника. Какое впечатление на вас произвело это? (Бедность, разруха, безысходность). Чем усиливается это впечатление? (Вой голодной собаки, болезнь мальчика.) Почему перед охотой охотник морит голодом верного Лыско? Может быть он его просто не любит? (Вызвать детей на спор.)

– Как писатель описывает больного мальчика? Что значит “ таял не по дням, а по часам?” (Слабел, чувствовал все хуже.) Почему так долго не мог поправиться? (Плохо питался.) Зачем Гришутка просил деда добыть теленочка ? (Хотел кушать.)

– Ребята, так описать болезнь ребенка и переживания близких может только тот, кто сам все это прочувствовал, пережил. У писателя была неизлечимо больна любимая дочь. И он готов был сделать для нее все возможное и невозможное. Он придумывал для нее сказки, которые были позднее опубликованы как “ Аленушкины сказки”.

Работа после чтения текста.

Мы прочитали начало рассказа. (Его завязку.) Какие два мира представил нам автор? (Мир природы и мир человека.) Многие писатели через описание природы раскрывают свои чувства, мысли, переживания и настроение героев. Что необычного в этом рассказе, на чем он построен? (Противоречие, контраст.)

Вернемся к таблице.

Мир природы Мир человека
Вечнозеленый хвойный лес (мощь, непоколебимость, вечность). Старый охотник, слабый больной мальчик.
Громадные горы с мохнатыми вершинами (громада, величие, красота, торжественность). Маленькая затерявшаяся деревушка.

(Разруха, бедность, голод, беспросветная жизнь.)

Но где же слабый человек находит силы, чтобы выжить? (В природе.) Куда стремится, когда становится совсем невыносимо?

Человек – дитя природы. И как любящий ребенок относится к своей маме с нежностью и с заботой, так же и мы должны относиться ко всему живому. На какое развитие событий вы надеетесь? (Предположения детей.)

Прочитать рассказ полностью. Приготовить вопросы для обсуждения.

Урок литературного чтения Д.Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»

Задача урока: Формулирование концепта текста.

Цели урока:

  1. Создание условий для эмоционального переживания.
  2. Обучение приёмам понимания прочитанного.
  3. Развитие умений размышлять над прочитанным, высказывать свою точку зрения, слушать и принимать мнения других.
  4. Формировать творческие способности детей.

I. Психологический настрой.

Эпиграф к уроку: «Детская книга — это солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту почву семян». (Д. Мамин-Сибиряк)

Откройте сегодня свои души, прислушайтесь к своим чутким сердечкам, докажите, что семена доброты уже дали свои росточки.

П. Актуализация темы.

    Что можете сказать о писателе, прочитав произведение «Емеля-охотник»?
  1. Какие факты из биографии Мамина Сибиряка помогают глубже понять его произведение?
  2. Можно ли развязку рассказа назвать счастливой?

Чем тронуло вас это произведение?

III. Проверка домашнего задания.

«Внимательный ли ты читатель?»

Тетрадь. С.57, № 1 (Индивидуально)

Тетрадь. С.57, № 2 (Индивидуально)

Работа с рисунками у доски.

IV. Работа с текстом.

Чьими глазами автор рисует все события и мир вокруг? (Чаще всего через восприятие Емели-охотника)

В каждой части писатель раскрывает Емелю с новой стороны.

Как писатель раскрывает Емелю в каждой части рассказа?

  • части — ДЕД;
  • части — ОХОТНИК;
  • части- ЧЕЛОВЕК.

Подберите эпитеты — прилагательные к каждому слову.

V. Работа по группам.

1 и 2 группа, используя опорные слова и план работы, составляют образ главного героя.

3 и 4 группа работают в тетради. Стр.58, № 3.

3 группа — Озаглавить части рассказа.

4 группа — Составить цитатный план.

Сравнение двух планов.

В какой части вы встретились с кульминацией рассказа?

Выборочное чтение:

    Какую сцену считаете кульминационной?
  1. Почему Емеля-охотник не выполнил просьбу Гришутки?
  2. Как внук отнесся к поступку деда?

Только ли охотничьи качества Емели привлекают в нём автора и читателя?

Какими качествами личности привлёк вас образ главного героя?

Проверка работы групп 1 и 2. Сравнение описания образа.

ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ

Значение какого слова вам неизвестно? Работа со словарём.

VI. Творческая работа.

Чтение стихотворений, сочиненных дома по данному началу.

Охотник Емеля внука любил .

VII. Сопоставление двух текстов.

Учебник, стр. 237, вопрос 4.

Что объединяет произведения Д.М. Сибиряка «Емеля-охотник» и А.Куприна «Слон»?

Посмотрите на рисунки к рассказу Д.Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник» и скажите, что различает эти рассказы?

VIII. Итог урока.

Можно ли надеяться, что впереди ожидает Емелю и Гришука счастливая жизнь?

Позиция писателя — не скрывать от детей жестокой правды жизни, говорить с ними не только о доброте, но и несправедливости, неравенстве, тяготах жизни.

Какова же идея произведения?

Человек должен быть не только хранителем природы, он должен внести в природу элемент высшей человечности, как это делает Емеля-охотник.

Внеклассное чтение Д.Н. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»
методическая разработка по чтению (4 класс)

Урок внеклассного чтения по произведению Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник».

Скачать:

Вложение Размер
urok.docx 25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 4 классе.

Раздел «Мир детства в произведениях русских классиков 19-20вв.

Д.Н. Мамин- Сибиряк «Емеля — охотник»

Цель урока: создание условий

  • для развития художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
  • формирования читательской компетентности младшего школьника и осознания себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования
  • формировать осмысленный читательский навык, который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам;
  • научить работать с художественным текстом, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире;
  • понимать художественное произведение как особый вид искусства; формировать умение определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности;
  • развивать умения размышлять над прочитанным, высказывать свою точку зрения, слушать и принимать мнения других, а также осваивать основные нравственно — этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получая навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий;
  • ориентировать детей на истинные ценности: уважение и любовь к матери, любовь к природе, добро, понимание, сострадание

Интеграция технологий: технология продуктивного чтения (обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников), РО, личностно-интегрированное обучение, ИКТ .

  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
  • понимать ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения

Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная; парная; групповая; индивидуальная.

Методы : объяснительно- иллюстративный, практический; наблюдение; частично – поисковый, информативный,

Оборудование: для учащихся: тексты рассказа «Емеля-охотник», «свитки» и «перья» для сочинения

для учителя: технические средства (компьютер, проектор, колонки, экран); презентация

  1. Психологический настрой (Звучит песня Аиды Ведищевой «Олень»)

Здравствуйте, ребята. Мы с вами совсем мало знакомы. Я хотела бы поближе познакомиться с вами. Приглашаю вас встать в круг. Я хочу передать вам своё хорошее настроение, тепло своей души, доброту своего сердца. Вложите частицу своего тепла, доброты и вы и передайте друг другу. Прошу вас сесть на свои места и начнём урок.

2 Актуализация знаний.

Как вы думаете, почему звучала именно эта песня?

Да, дома вы прочитали рассказ. (песня про оленя и рассказ читали про оленя)

-Как он называется? СЛАЙД 1

-Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном, что понравилось, что не понравилось?

-Какой эпизод в этом рассказе вас испугал?

-Когда вы прочитали рассказ до конца, какое чувство вы испытали?

3 Работа с текстом

Беседа с учащимися

Давайте подтвердим свои слова отрывками из тескта.

Найдите место в тексте, где: СЛАЙД 2,3,4,5,6,7

  • говорится о красоте деревни Тычки
  • Гришук просит дедушку добыть телёночка
  • почему мальчик остался сиротой
  • как мать –олениха уводила деда от своего детёныша
  • как дед наконец-то выследил телёночка –оленёнка
  • как дедушка объяснил Гришутке, почему он не принёс оленёнка

-Чему учит этот рассказ? (он учит любви, добру, пониманию, состраданию, умению поставить себя на место другого, даже не человека, а животного)

-Почему мальчик уснул спокойным сном и даже улыбался во сне? (он был рад тому, что олениха с оленёнком остались живы, он вспомнил свою маму)

Слов дороже нет на свете!

По какой бы ты ни шёл тропе,

Мамина любовь над нею светит,

Чтобы в трудный час помочь тебе.

Мама озаряет светом нежным

Дни, дороги и дела твои.

Оправдай же мамины надежды –

Повседневно лишь добро твори!

4 Творческая работа.

А сейчас представьте, что вы писатели. Каждый писатель по-своему чувствует и переживает.

У вас на парте лежат перышки, чтобы вы почувствовали себя настоящими писателями. Сейчас поработайте в парах и предложите своё продолжение рассказа. (Дети пишут, экран закрыт. Далее прослушиваем несколько записей)

Ребята, мне очень интересно ваше продолжение рассказа, я обязательно всё прочитаю позже.

5 О творчестве писателя.

Как вы думаете, какой человек мог написать такой замечательный, трогательный рассказ. (Добрый, душевный, отзывчивый, умеющий чувствовать боль другого)

СЛАЙД 9 (ФОТО И БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ)

-Знакомы ли вам другие произведения писателя?

СЛАЙД 10 (с обложками книг и кусочками аудиозаписей рассказов)

Домашнее задание сочинить стихотворение о маме;

из пластилина вылепить скульптуру мамы и ребёнка;

нарисовать борьбу белого и чёрного, добра и зла, любви и смерти.

Задания дети выбирают по желанию

6 Выставка книг.

Эти книги я принесла вам сегодня из библиотеки. Я приглашаю вас на переменке посмотреть, полистать эти книги и, может быть, прочитать.

Я хочу, чтобы всё, о чём мы с вами говорили, осталось с вами на всю жизнь.

Благодарю вас за урок. Я почувствовала ваше доверие, ваше тепло, доброту. Большое вам спасибо!

Оцените статью
Adblock
detector