- Бескомпромиссные убийцы. Малые Охотники типа БМО
- Бронированные малые охотники за подводными лодками проекта 194
- История
- Бронированные малые охотники за подводными лодками проекта 194
- История
- Малые охотники типа «БМО» проекта 194
- Чертежи / Схемы
- Полные характеристики
- Литература
- Бронированные малые охотники за подводными лодками проекта 194
- История
Бескомпромиссные убийцы. Малые Охотники типа БМО
Свою универсальность катера типа МО-4 подтвердили на всех морских театрах воины. По совокупности выполнявшихся тактических задач они практически не имели себе равных среди надводных кораблей флота. Однако уже первый год войны на Балтике показал, что при всех достоинствах у «мошек» есть и важный недостаток — отсутствие хотя бы тонкой брони, способной защитить от пуль и осколков жизненно важные части корабля: бензо-отсеки, ходовую рубку, моторные отсеки и боевые посты артиллеристов. Вот почему летом 1942 года командующий Балтийским флотом вице-адмирал В. Ф. Трибуц поставил перед кораблестроителями осажденного Ленинграда задачу создать бронированный малый охотник — БМО, способный решать те же задачи, что и МО-4, но менее уязвимый.
В июле группе конструкторов Адмиралтейского завода, возглавляемой Ю. Деревянко и В. Мудровым. было выдано задание на проектирование и постройку нового корабля. Всего за 15 ударных дней адмиралтейцы разработали проект БМО с упрощенными прямолинейными обводами корпуса — в осажденном Ленинграде горячая гибка листовой стали исключалась. Сам же корпус был сварным и состоял из трех блоков. Средняя часть и рубка первых кораблей серии изготавливались из имевшейся в наличии брони для легких танков.
Спроектирован в блокадном Ленинграде на Адмиралтейском заводе.
- Водоизмещение 61 т,
- мощность бензинового двигателя «Паккард» 2400 л. с.,
- скорость хода 22 узла.
- Длина 24,7,
- ширина 4,4,
- среднее углубление 1,01 м.
- Бронирование палубы, борта, рубки — 8. 12 мм.
- Вооружение: 37-мм зенитный автомат, два 12,7-мм пулемета, два бомбосбрасывателя, 16 больших глубинных бомб, дымаппаратура, 10 мин ( в перегрузку). В 1944 году вместо кормового пулемета установлен 45-мм полуавтомат.
Всего построено более 60 единиц.
Агрегатирование механизмов и применение ряда технологических новшеств позволило построить головной корабль всего за два месяца. Его спустили на воду 5 ноября 1942 года, когда устье Невы и южная часть Финского залива уже покрылись льдом, поэтому даже выход к месту испытаний представлял немалые трудности:БМО был проведен из Ленинграда в Кронштадт с караваном судов в сопровождении ледоколов. Сами ходовые испытания проводились за кромкой льда под защитой дымовых завес, скрывавших катер от наблюдателей вражеской береговой артиллерии.
Испытания головного охотника позволили скорректировать рабочие чертежи, и в 1943 году началось серийное производство «утюжков» — так прозвали бронированные катера моряки-балтийцы. А уже осенью 1944 года известному катернику И. П. Чернышеву приказали прибыть в Ленинград для приемки и перевода в Кронштадт группы только что построенных БМО.
«У одной из стенок завода, — вспоминает Игорь Петрович, — стояла большая группа новеньких, сиявших свежей краской бронированных охотников, чем-то действительно напоминавших утюжки и имевших непривычные бортовые номера, начинавшиеся на 5. У Других стенок и на строительной площадке находились катера следующих партий в различной степени готовности. Это вызывало гордость за Ленинград, за труд его людей, за их внимание к флоту!» И действительно, в условиях осажденного города в рекордно короткие сроки было построено более шестидесяти бронированных малых охотников, принявших участие во многих операциях Балтийского флота.
Бронированные малые охотники за подводными лодками проекта 194
Бронированный малый охотник «БМО» проекта 194 | |
---|---|
Бронированный малый охотник «БМО» проекта 194 | |
Предшествующий тип | МО-4 |
Годы постройки | 1943 — 1945 год |
Построено | 66 |
В строю | выведен из состава флота |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 55.2 т (стандартное) 61 т (полное) |
Длина | 24.8 м |
Ширина | 4.2 м |
Осадка | 1.6 м |
Бронирование | борт в районе моторного отделения — 10 мм; палуба над моторным отделением — 8 мм; стенка рубки — 12 мм; крыша рубки — 8 мм. |
Двигатели | 2 мотора «Паккард W-8» общей мощностью 2.400 л.с., для экономического хода 1 мотор «ЗИС-5» мощностью 68 л.с. |
Мощность | 2400 л. с. |
Движитель | 3 вала и 3 гребных винта |
Скорость хода | 26 узлов (максимальная) 6 узлов (экономическая) |
Дальность плавания | 1330 морских миль (при 6 узлах) |
Экипаж | 22 человека |
Вооружение | |
Радиоэлектронное вооружение | радиостанция, шумопеленгатор «Цефей», ГАС «Тамир-1» или «Дракон» |
Артиллерия | 1х1 — 45 мм орудие 21-КМ (корма). |
Зенитная артиллерия | 1×1 × 37-мм АУ 70-К (нос) 2×2 × 12,7-мм ДШК |
Противолодочное вооружение | 2 бомбосбрасывателя 16 глубинных бомб «ББ-1». 10 мин заграждения в перегруз типа «КБ». |
Бронированные малые охотники «БМО» проекта 194 — тип катеров-охотников за подводными лодками Краснознамённого Балтийского Флота ВМФ СССР в Великой Отечественной войне.
История
Проект был начат летом 1942 года по заданию командующего Балтийским флотом вице-адмирала В. Ф. Трибуца, задача кораблестроителей была создать бронированный малый охотник — БМО, способный решать те же задачи, что и МО-4, но менее уязвимый.
В июле группе конструкторов Адмиралтейского завода, возглавляемой Ю. Деревянко и В. Мудровым. было выдано задание на проектирование и постройку нового корабля. Проектирование шло в максимально сжатые сроки, всего за 15 дней был разработан проект БМО с упрощёнными прямолинейными обводами корпуса (так как в осаждённом Ленинграде горячая гибка листовой стали исключалась). Корпус был сварным и состоял из трёх блоков. Средняя часть и рубка первых кораблей серии изготавливались из имевшейся в наличии брони для лёгких танков.
Головной корабль был построен всего за два месяца, он был спущен на воду 5 ноября 1942 года, и проведён из Ленинграда в Кронштадт с караваном судов в сопровождении ледоколов. Первые испытания БМО в Финском заливе состоялись в ноябре 1942, но полную программу испытаний завершить в 1942 не удалось из-за того, что залив почти полностью замёрз.
Испытания головного охотника позволили скорректировать рабочие чертежи, и в 1943 году началось серийное производство.
Катер имел несколько вариантов вооружения, на ранних БМО вместо 1×1 45-мм 21-КМ в корме устанавливалась спарка ДШК или 1х2-12,7 Кольт-Браунинг на тумбовых установках, на некоторых кораблях в турели на рубке устанавливали один ДШК вместо спарки.
Катера строились в 1943—1945 годах на Ленинградских верфях, всего было построено 66 БМО. Службу несли только в составе Балтийского флота.
Бронированные малые охотники за подводными лодками проекта 194
Бронированный малый охотник «БМО» проекта 194 | |
---|---|
Бронированный малый охотник «БМО» проекта 194 | |
Предшествующий тип | МО-4 |
Годы постройки | 1943 — 1945 год |
Построено | 66 |
В строю | выведен из состава флота |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 55.2 т (стандартное) 61 т (полное) |
Длина | 24.8 м |
Ширина | 4.2 м |
Осадка | 1.6 м |
Бронирование | борт в районе моторного отделения — 10 мм; палуба над моторным отделением — 8 мм; стенка рубки — 12 мм; крыша рубки — 8 мм. |
Двигатели | 2 мотора «Паккард W-8» общей мощностью 2.400 л.с., для экономического хода 1 мотор «ЗИС-5» мощностью 68 л.с. |
Мощность | 2400 л. с. |
Движитель | 3 вала и 3 гребных винта |
Скорость хода | 26 узлов (максимальная) 6 узлов (экономическая) |
Дальность плавания | 1330 морских миль (при 6 узлах) |
Экипаж | 22 человека |
Вооружение | |
Радиоэлектронное вооружение | радиостанция, шумопеленгатор «Цефей», ГАС «Тамир-1» или «Дракон» |
Артиллерия | 1х1 — 45 мм орудие 21-КМ (корма). |
Зенитная артиллерия | 1×1 × 37-мм АУ 70-К (нос) 2×2 × 12,7-мм ДШК |
Противолодочное вооружение | 2 бомбосбрасывателя 16 глубинных бомб «ББ-1». 10 мин заграждения в перегруз типа «КБ». |
Бронированные малые охотники «БМО» проекта 194 — тип катеров-охотников за подводными лодками Краснознамённого Балтийского Флота ВМФ СССР в Великой Отечественной войне.
История
Проект был начат летом 1942 года по заданию командующего Балтийским флотом вице-адмирала В. Ф. Трибуца, задача кораблестроителей была создать бронированный малый охотник — БМО, способный решать те же задачи, что и МО-4, но менее уязвимый.
В июле группе конструкторов Адмиралтейского завода, возглавляемой Ю. Деревянко и В. Мудровым. было выдано задание на проектирование и постройку нового корабля. Проектирование шло в максимально сжатые сроки, всего за 15 дней был разработан проект БМО с упрощёнными прямолинейными обводами корпуса (так как в осаждённом Ленинграде горячая гибка листовой стали исключалась). Корпус был сварным и состоял из трёх блоков. Средняя часть и рубка первых кораблей серии изготавливались из имевшейся в наличии брони для лёгких танков.
Головной корабль был построен всего за два месяца, он был спущен на воду 5 ноября 1942 года, и проведён из Ленинграда в Кронштадт с караваном судов в сопровождении ледоколов. Первые испытания БМО в Финском заливе состоялись в ноябре 1942, но полную программу испытаний завершить в 1942 не удалось из-за того, что залив почти полностью замёрз.
Испытания головного охотника позволили скорректировать рабочие чертежи, и в 1943 году началось серийное производство.
Катер имел несколько вариантов вооружения, на ранних БМО вместо 1×1 45-мм 21-КМ в корме устанавливалась спарка ДШК или 1х2-12,7 Кольт-Браунинг на тумбовых установках, на некоторых кораблях в турели на рубке устанавливали один ДШК вместо спарки.
Катера строились в 1943—1945 годах на Ленинградских верфях, всего было построено 66 БМО. Службу несли только в составе Балтийского флота.
Малые охотники типа «БМО» проекта 194
Чертежи / Схемы
Полные характеристики
Водоизмещение, т: | 52,6 |
Главные размерения, м: | 24,8 x 4,2 x 1,6 |
Скорость хода, уз: | 21,2 |
Дальность хода, миль: | 495 (8,4) |
Экипаж, чел.: | 22 |
Литература
Малые охотники типа “БМО” (проект 194) – 66 единиц
БМО-318
БМО-418
БМО-501 – БМО-546
БМО-621 – БМО-638
Вошли строй в 1943-1945 гг.
52,6 т; 24,8×4,2×1,6 м; 2+1 бенз., 2400+68 л.с; 21,2 уз.; 495 (8,4) миль. Броня: борт 10 мм, палуба 8-12 мм. Эк. 22 чел. 1 – 37-мм/67, 2×2 и 1×1 – 12,7-мм пул., 2 БС (12 ГБ) или 10 мин
Бронированные малые охотники. Спроектированы и строились в блокадном Ленинграде, что предопределило ряд характерных особенностей – в частности, прямолинейные обводы корпуса. Корпус – стальной; жизненно важные части (моторный отсек, цистерны, рубка) защищались броней. Катера оснащались двумя главными моторами и одним мотором экономического хода. На части БМО в турели на рубке устанавливался 1×2 12,7-мм пул. С 1944 г. кормовой спаренный 12,7-мм пул. заменялся на 45-мм пушку 21-КМ.
Всего построено 66 ед., из которых в ходе боевых действий потеряно 9 (БМО-318, 503, 506, 510-512, 522, 525, 527).
Бронированные малые охотники за подводными лодками проекта 194
Бронированный малый охотник «БМО» проекта 194 | |
---|---|
Бронированный малый охотник «БМО» проекта 194 | |
Предшествующий тип | МО-4 |
Годы постройки | 1943 — 1945 год |
Построено | 66 |
В строю | выведен из состава флота |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 55.2 т (стандартное) 61 т (полное) |
Длина | 24.8 м |
Ширина | 4.2 м |
Осадка | 1.6 м |
Бронирование | борт в районе моторного отделения — 10 мм; палуба над моторным отделением — 8 мм; стенка рубки — 12 мм; крыша рубки — 8 мм. |
Двигатели | 2 мотора «Паккард W-8» общей мощностью 2.400 л.с., для экономического хода 1 мотор «ЗИС-5» мощностью 68 л.с. |
Мощность | 2400 л. с. |
Движитель | 3 вала и 3 гребных винта |
Скорость хода | 26 узлов (максимальная) 6 узлов (экономическая) |
Дальность плавания | 1330 морских миль (при 6 узлах) |
Экипаж | 22 человека |
Вооружение | |
Радиоэлектронное вооружение | радиостанция, шумопеленгатор «Цефей», ГАС «Тамир-1» или «Дракон» |
Артиллерия | 1х1 — 45 мм орудие 21-КМ (корма). |
Зенитная артиллерия | 1×1 × 37-мм АУ 70-К (нос) 2×2 × 12,7-мм ДШК |
Противолодочное вооружение | 2 бомбосбрасывателя 16 глубинных бомб «ББ-1». 10 мин заграждения в перегруз типа «КБ». |
Бронированные малые охотники «БМО» проекта 194 — тип катеров-охотников за подводными лодками Краснознамённого Балтийского Флота ВМФ СССР в Великой Отечественной войне.
История
Проект был начат летом 1942 года по заданию командующего Балтийским флотом вице-адмирала В. Ф. Трибуца, задача кораблестроителей была создать бронированный малый охотник — БМО, способный решать те же задачи, что и МО-4, но менее уязвимый.
В июле группе конструкторов Адмиралтейского завода, возглавляемой Ю. Деревянко и В. Мудровым. было выдано задание на проектирование и постройку нового корабля. Проектирование шло в максимально сжатые сроки, всего за 15 дней был разработан проект БМО с упрощёнными прямолинейными обводами корпуса (так как в осаждённом Ленинграде горячая гибка листовой стали исключалась). Корпус был сварным и состоял из трёх блоков. Средняя часть и рубка первых кораблей серии изготавливались из имевшейся в наличии брони для лёгких танков.
Головной корабль был построен всего за два месяца, он был спущен на воду 5 ноября 1942 года, и проведён из Ленинграда в Кронштадт с караваном судов в сопровождении ледоколов. Первые испытания БМО в Финском заливе состоялись в ноябре 1942, но полную программу испытаний завершить в 1942 не удалось из-за того, что залив почти полностью замёрз.
Испытания головного охотника позволили скорректировать рабочие чертежи, и в 1943 году началось серийное производство.
Катер имел несколько вариантов вооружения, на ранних БМО вместо 1×1 45-мм 21-КМ в корме устанавливалась спарка ДШК или 1х2-12,7 Кольт-Браунинг на тумбовых установках, на некоторых кораблях в турели на рубке устанавливали один ДШК вместо спарки.
Катера строились в 1943—1945 годах на Ленинградских верфях, всего было построено 66 БМО. Службу несли только в составе Балтийского флота.