Малых охотников од 200
В первый год войны на основе деревянного корпуса торпедного катера Д-3 был спроектирован унифицированный корпус для малого охотника ОД-200 и торпедного катера ТД-200. С 1943 года начался серийный выпуск катеров в унифицированных корпусах.
Малый охотник ОД-200. |
Осенью 1935 года группа конструкторов приступила к проектированию торпедных катеров со стальным корпусом СМ-3 и СМ-4 (СМ — стальной мореходный) с тремя и четырьмя моторами, другая группа начала проектировать по тому же заданию катера Д-2 и Д-3 с деревянными корпусами. Летом 1939 года «деревянщики» показали адмиралу И. С. Исакову опытные образцы своих кораблей, после чего была создана комиссия, приступивша к их испытаниям на Балтике.
Испытания Д-3 показали, что этот катер обладает хорошей маневренностью и вполне удовлетворительной мореходностью. При водоизмещении 40 т и суммарной мощности трех двигателей ГАМ 3600 л. с. он мог дать скорость 48 узлов. Лучшие зарубежные образцы сравнимого типа достигли такой скорости лишь 15 лет спустя. Вместе с тем Д-3 имел большую дальность плавания (355 миль против 220 у катера Г-5) и поэтому мог считаться торпедным катером дальнего действия. » Испытания на Черном море подтвердили надежность и высокие боевые качества катера Д-3, который был принят комиссией и передан соединению черноморских катерников. Одновременно Наркомат ВМФ выдал промышленности заказ на несколько десятков катеров такого типа.
Еще в предвоенные годы удачные испытания Д-3 навели известных советских катерников Б. Никитина и Н. Хавина на мысль создать проект малого охотника за подводными лодками и торпедного катера в унифицированном корпусе, причем за основу они предлагали взять именно корпус Д-3. Командование поддержало это предложение, и промышленности был выдан заказ на проектирование деревянного корпуса, который в зависимости от вооружения мог быть превращен либо в малый охотник, либо в торпедный катер.
Бюро по малотоннажному судостроению, вошедшее в Балтсудопроект в 1941 году, успешно справилось с заданием: к 1942 году группа конструкторов под руководством Л. Ермаша спроектировала малый охотник ОД-200 и торпедный катер ТД-200 в унифицированном деревянном корпусе. Отличительной особенностью последнего корабля по сравнению с Д-3 была замена торпедного аппарата бортового сбрасывания трубным, предохранявшим торпеды от обледенения. На одном из эвакуированных заводов производство деревянных корпусов поставили на поток: их собирали на стапеле из деталей, изготовленных в цехе по стандартным шаблонам. Кроме деревянного, разрабатывался также унифицированный стальной корпус, ставший основой дл малого охотника ОМ-200 и торпедного катера ТМ-200.
В варианте малого охотника катер имел полное водоизмещение 44 т, суммарную мощность двух дизелей 2000 л. с., скорость хода 24 узла. Длина наибольшая 24, ширина 4, среднее углубление 1,7 м. Вооружение: одно 37-мм орудие, два 12,7-мм пулемета, две глубинные бомбы.
Малых охотников од 200
Корпус катера деревянный трёхслойный из сосновых досок с прямой транцевой кормой. Расстояние между шпангоутами (шпация) равнялось 25 см. Палуба прямая по всей длине катера. В середине корпуса находилась бронированная закрытая ходовая (боевая) рубка с смотровыми окнами. Толщина бронирования рубки составляла 7 мм. Внутри рубки устанавливались приборы управления: штурвал, машинный телеграф, три тахометра (по одному на двигатель), приводы к дросселям регулировки газа, магнитный компас, планшет с картами, авторулевой «Янтарь-2».
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 6 отсеков.
Силовая установка механическая, двухвальная с двумя американскими бензиновыми моторами «Паккард» по 1200 л.с. каждый, с реверс-муфтами, которые обеспечивали передний, задний и холостой ход и передавали вращение на два винта фиксированного шага обеспечивая полную скорость до 26 узлов. Двигатели оснащались механическим односкоростным одноступенчатым наддувом. Катера комплектовались и двумя бензиновыми моторами «Оско-Форд» по 85 л.с. каждый для обеспечения экономического малого хода 6 узлов. Большинство механизмов размещалось ниже ватерлинии, что повышало живучесть катера и не раз спасало экипажи от верной гибели, а «подводный выхлоп» у двигателей уменьшал шум катера и обеспечивал внезапность и скрытность действий, особенно ночью.
Вооружение катеров состояло:
- Из 1 одноствольного 37-мм зенитного автомата 70-К с длинной ствола 67 калибров, расположенного на корме. Установка не имела противоосколочного щита и электрических приводов наводки. Орудие с воздушным охлаждением ствола комплектовалось обоймой из 5 снарядов. Расчёт орудия включал 6 человек. Скорострельность автомата позволяла сделать 150 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10 до +85°. Начальная скорость снаряда 875 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Масса орудия составила 1 350 кг.
- Из 2 спаренных 12,7-мм пулемётных установок 2-УК с длинной ствола 84,25 калибра, которые располагались побортно за рубкой. Режим огня — только автоматический, построенный на газоотводном принципе с дульным тормозом. Скорострельность установки составляла 250 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание установки магазинное, в магазине по 40 патронов на ствол. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 1 человека. Установки имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки — нет данных.
- Из 2 бомбосбрасывателей в корме и 24 глубинных бомб МБ-1. Общий вес бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,3 м/с, а радиус поражения составлял до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и тихоходных кораблей.
- Из 4 якорных мин КБ-3 и минных рельсов. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.
Катера комплектовались компасом, гидроакустической станцией (ГАС) «Тамир-9» и морскими дымовыми шашками (МДШ).
ГАС «Тамир-9» предназначалась для обнаружения целей в режиме эхолокации. Станция обеспечивала обнаружение цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 5 км, точность пеленгования колебалась в пределах 5°.
Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.
Строились катера на заводе №640 в пос. Сосновка.
Головной катер вошёл в строй флота в 1943 году.
Тактико-технические данные катеров типа ОД-200
Водоизмещение: | нормальное 44,2 тонны, полное 47,2 тонны. |
Длина наибольшая: | 22,5 метра |
Ширина наибольшая: | 3,9 метра |
Высота борта на миделе: | 2,4 метра |
Осадка по корпусу: | 1,12 метра |
Силовая установка: | 2 бензиновых мотора «Паккард» по 1200 л.с., 2 мотора «Оско-Форд» по 85 л.с.,2 винта ФШ |
Скорость хода: | полная 26 узлов, экономическая 6 узлов |
Дальность плавания: | 1500 миль при 6 узлах |
Мореходность: | до 4 баллов |
Автономность: | 5 суток |
Вооружение: | . |
артиллерийское: | 1х1 37-мм автомат 70-К, 2х2 12,7-мм пулемёта 2-УК |
противолодочное: | 2 бомбосбрасывателя, 24 бомбы МБ-1 |
минное: | 4 мины КБ-3 |
гидроакустическое: | 1 ГАС «Тамир-9» |
радиотехническое: | радиопередатчик «Скумбрия», радиоприёмник УС-3С |
навигационное: | 1 магнитный компас, лаг авторулевой «Янтарь-2» |
химическое: | 6 дымовых шашек МДШ |
Экипаж: | 16 человек (2 офицера, 2 мичмана) |
Всего построено катеров с 1943 г. по 1947 г. — 140 единиц.
Силовая установка механическая, двухвальная с двумя дизелями М-50 по 1000 л.с. каждый с реверс-редукторами, которые обеспечивали передний, задний и холостой ход при неизменном вращении коленчатого вала и передавали вращение на два винта фиксированного шага. Назначенный ресурс двигателя до первой переборки составляет 1 000 часов, а полный ресурс — 2 500 часов при частоте вращения 1 700 об/мин. Большинство механизмов размещалось ниже ватерлинии, что повышало живучесть катера и не раз спасало экипажи от верной гибели, а «подводный выхлоп» у двигателей уменьшал шум катера и обеспечивал внезапность и скрытность действий, особенно ночью.
Эти катера стали последними, удовлетворявшими требованиям транспортировки по железной дороге.
Строились катера на заводе №640 в пос. Сосновка.
Всего построено катеров в 1948 г. — 16 единиц.
Малых охотников од 200
Водоизмещение 47.2 т. Размерения 23.4 х 4 х 1.75 м. 2 ДВС «Паккард», 2400 л.с., 2 ДВС экономического хода, 170 л.с. Скорость 28/9 узлов, дальность 590 миль. Вооружение: 1 х 37 мм, 2 х 12.7 пулемета, 12 больших или 24 малых глубинных бомб, гидроакустическая станция «Тамир-9». Экипаж 21 чел.
1. МО-211
Зав. №175. Заложен в конце 1944 г., спущен в июле 1945 г., вст. в строй в августе 1945 г. и 15.08.1945 г. включен в состав ТОФ. 1.11.1949 г. переоборудован и переклассифицирован в дымзавесчик. 28.02.1961 г. исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
2. МО-216
3. МО-217
4. МО-218
5. МО-219
Зав. №№176, 177, 178 и 179, соответственно. Заложены в конце 1944 г., спущены летом 1945 г., вст. в строй осенью 1945 г. и 3.11.1945 г. включены в состав ТОФ. 12.03.1958 г. исключены из состава ВМФ и сданы в отдел фондового имущества для разборки.
6. МО-220
7. МО-221
Зав. №№180 и 181, соответственно. Заложены в конце 1944 г., спущены весной 1945 г., вст. в строй летом 1945 г. и 11.08.1945 г. включены в состав плавсредств НИИ связи и телемеханики ВМФ в качестве опытовых кораблей.
8. МО-224
Зав. №182. Заложен в конце 1944 г., спущен летом 1945 г., вст. в строй осенью 1945 г. и 3.11.1945 г. включен в состав ТОФ. 27.12.1956 г. переклассифицирован в сторожевой катер. 13.03.1958 г. исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
9. МО-225
Зав. №183. Заложен в конце 1944 г., спущен летом 1945 г., вст. в строй осенью 1945 г. и 3.11.1945 г. включен в состав ТОФ. 27.12.1956 г. переклассифицирован в сторожевой катер. 12.03.1958 г. исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
10. МО-226
Зав. №184. Заложен в конце 1944 г., спущен летом 1945 г., вст. в строй осенью 1945 г. и 3.11.1945 г. включен в состав ТОФ. 31.07.1956 г. исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
11. МО-229
Зав. №185. Заложен в конце 1944 г., спущен летом 1945 г., вст. в строй осенью 1945 г. и 3.11.1945 г. включен в состав ТОФ. 31.07.1956 г. исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
12. МО-230
Зав. №156. Заложен весной 1944 г., спущен осенью 1944 г., вст. в строй 14.02.1945 г. и 15.03.1945 г. включен в состав Каспийской флотилии. 31.08.1951 г. передан ВМС Болгарии.
13. МО-231
Зав. №157. Заложен весной 1944 г., спущен осенью 1944 г., вст. в строй 14.02.1945 г. и 15.03.1945 г. включен в состав Каспийской флотилии. 29.09.1951 г. перечислен на ТОФ. 27.12.1956 г. переклассифицирован в сторожевой катер. 13.03.1958 г. разоружен, исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
14. МО-232
Зав. №158. Заложен весной 1944 г., спущен осенью 1944 г., вст. в строй 14.02.1945 г. и 15.03.1945 г. включен в состав Каспийской флотилии. 31.08.1951 г. передан ВМС Болгарии.
15. МО-233
Зав. №159. Заложен весной 1944 г., спущен осенью 1944 г., вст. в строй 14.02.1945 г. и 15.03.1945 г. включен в состав Каспийской флотилии. 29.09.1951 г. перечислен на ТОФ. 16.07.1954 г. передан ВМС Кореи.
16. МО-234
Зав. №160. Заложен весной 1944 г., спущен осенью 1944 г., вст. в строй 14.02.1945 г. и 15.03.1945 г. включен в состав Каспийской флотилии. 29.09.1951 г. перечислен на ТОФ. 16.07.1954 г. передан ВМС Кореи.
17. МО-235
Зав. №161. Заложен весной 1944 г., спущен осенью 1944 г., вст. в строй 14.02.1945 г. и 15.03.1945 г. включен в состав Каспийской флотилии. 29.09.1951 г. перечислен на ТОФ. 27.12.1956 г. переклассифицирован в сторожевой катер. 12.03.1958 г. разоружен, исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
18. МО-236
19. МО-237
20. МО-238
21. МО-239
22. МО-240
23. МО-241
24. МО-242
25. МО-243
Зав. №№162 — 169, соответственно. Заложены летом 1944 г., спущены в июне 1944 г., вст. в строй в июле 1945 г. и 4.08.1945 г. включены в состав ТОФ. Разоружены и исключены из состава ВМФ в 1950 — 1958 гг.
26. МО-244
Зав. №170. Заложен летом 1944 г., спущен в июле 1944 г., вст. в строй в августе 1945 г. и 4.08.1945 г. включен в состав ТОФ. 6.02.1950 г. разоружен, исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
27. МО-245
Зав. №171. Заложен летом 1944 г., спущен в июле 1944 г., вст. в строй в августе 1945 г. и 4.08.1945 г. включен в состав ТОФ. 7.04.1956 г. разоружен, исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
28. МО-246
Зав. №172. Заложен летом 1944 г., спущен в июле 1944 г., вст. в строй в августе 1945 г. и 4.08.1945 г. включен в состав ТОФ. 27.12.1956 г. переклассифицирован в сторожевой катер. 12.03.1958 г. разоружен, исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
29. МО-247
Зав. №173. Заложен летом 1944 г., спущен в июле 1944 г., вст. в строй в августе 1945 г. и 4.08.1945 г. включен в состав ТОФ. 6.02.1950 г. разоружен, исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
30. МО-248
Зав. №174. Заложен летом 1944 г., спущен в июле 1944 г., вст. в строй в августе 1945 г. и 4.08.1945 г. включен в состав ТОФ. 1.11.1949 г. переоборудован и переклассифицирован в дымзавесчик. 30.12.1955 г. исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
31. МО-249
Заложен в конце 1944 г., спущен летом 1945 г., вст. в строй осенью 1945 г. и 3.11.1945 г. включен в состав ТОФ. 27.12.1956 г. переклассифицирован в сторожевой катер. 12.03.1958 г. исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
32. МО-250
Заложен в конце 1944 г., спущен летом 1945 г., вст. в строй осенью 1945 г. и 3.11.1945 г. включен в состав ТОФ. 31.07.1954 г. исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
33. МО-321
Зав. №122. Заложен в 1943 г., спущен в апреле 1944 г., вст. в строй 7.06.1944 г. и 14.06.1944 г. включен в состав ЧФ. 10.07.1954 г. разоружен, исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
34. МО-322
Зав. №123. Заложен в 1943 г., спущен в апреле 1944 г., вст. в строй 7.06.1944 г. и 14.06.1944 г. включен в состав ЧФ. 30.12.1955 г. разоружен, исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
35. МО-323
Зав. №124. Заложен в 1943 г., спущен в апреле 1944 г., вст. в строй 12.06.1944 г. и 14.06.1944 г. включен в состав ЧФ. 27.01.1947 г. переклассифицирован в сторожевой катер. 21.05.1956 г. разоружен, исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
36. МО-324
Зав. №125. Заложен в 1943 г., спущен в апреле 1944 г., вст. в строй 7.06.1944 г. и 14.06.1944 г. включен в состав ЧФ. 14.09.1944 г. перечислен в КБФ. С 10.11.1944 г. использовался в качестве учебного сторожевого катера. 19.02.1958 г. разоружен, исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
37. МО-325
Зав. №126. Заложен в 1943 г., спущен в апреле 1944 г., вст. в строй 20.07.1944 г. и 25.07.1944 г. включен в состав ЧФ. 8.10.1944 г. отправлен на Балтийское море и 13.12.1944 г. вошел в состав КБФ. 31.03.1946 г. передан ВМС Польши, получил обозначение «С-51».
38. МО-326
39. МО-327
Зав. №№127 и 128, соответственно. Заложены в 1943 г., спущены в апреле 1944 г., вст. в строй 6.08.1944 г. и 7.08.1944 г. включены в состав ЧФ. 8.10.1944 г. отправлены на Балтийское море и 13.12.1944 г. вошли в состав КБФ. 31.03.1946 г. переданы ВМС Польши, получили обозначения «С-52» и «С-53», соответственно.
40. МО-328
Зав. №129. Заложен в 1943 г., спущен в апреле 1944 г., вст. в строй 17.07.1944 г. и 25.07.1944 г. включен в состав ЧФ. 8.10.1944 г. отправлен на Балтийское море и 13.12.1944 г. вошел в состав КБФ. 31.03.1946 г. передан ВМС Польши, получил обозначение «С-54».
41. МО-329
Зав. №130. Заложен в 1943 г., спущен в апреле 1944 г., вст. в строй 7.09.1944 г. и 8.09.1944 г. включен в состав ЧФ. 8.10.1944 г. отправлен на Балтийское море и 13.12.1944 г. вошел в состав КБФ. 31.03.1946 г. передан ВМС Польши, получил обозначение «С-55».
42. МО-357
Зав. №118. Заложен в 1943 г., спущен в марте 1944 г., вст. в строй 24.05.1944 г. и 17.06.1944 г. включен в состав ЧФ. 12.03.1955 г. разоружен, выведен из боевого состава флота и переоборудован в плавучий кабинет обеспечения боевой подготовки.
43. МО-358
Зав. №119. Заложен в 1943 г., спущен в марте 1944 г., вст. в строй 7.06.1944 г. и 14.06.1944 г. включен в состав ЧФ. 12.03.1955 г. переклассифицирован в сторожевой катер. 10.06.1958 г. разоружен, исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
44. МО-359
Зав. №120. Заложен в 1943 г., спущен в марте 1944 г., вст. в строй 2.06.1944 г. и 14.06.1944 г. включен в состав ЧФ. 12.03.1955 г. разоружен, выведен из боевого состава флота и переоборудован в плавучий кабинет обеспечения боевой подготовки.
45. МО-360
Зав. №145. Заложен в 1943 г., спущен в августе 1944 г., вст. в строй 27.10.1944 г. и 31.12.1944 г. включен в состав ЧФ. 21.07.1949 г. разоружен, исключен из состава ВМФ и передан ДОСФЛОТ.
46. МО-362
Зав. №121. Заложен в 1943 г., спущен в марте 1944 г., вст. в строй 7.06.1944 г. и 14.06.1944 г. включен в состав ЧФ. 7.04.1950 г. разоружен, исключен из состава ВМФ и передан ДОСФЛОТ.
47. МО-368
Зав. №131. Заложен в 1943 г., спущен в мае 1944 г., вст. в строй 25.07.1944 г. и 8.09.1944 г. включен в состав ЧФ. 8.10.1944 г. отправлен на Балтийское море и 13.12.1944 г. вошел в состав КБФ. 31.03.1946 г. передан ВМС Польши, получил обозначение «С-56».
48. МО-369
Зав. №132. Заложен в 1943 г., спущен в мае 1944 г., вст. в строй 19.08.1944 г. и 23.05.1944 г. включен в состав ЧФ. 8.10.1944 г. отправлен на Балтийское море и 13.12.1944 г. вошел в состав КБФ. 31.03.1946 г. передан ВМС Польши, получил обозначение «С-61».
49. МО-370
50. МО-371
Зав. №№133 и 134, соответственно. Заложены в 1943 г., спущены в мае 1944 г., вст. в строй 12.08.1944 г. и 8.09.1944 г. включены в состав ЧФ. 8.10.1944 г. отправлены на Балтийское море и 13.12.1944 г. вошли в состав КБФ. 31.03.1946 г. переданы ВМС Польши, получили обозначения «С-62» и «С-63», соответственно.
51. МО-376 «Бузулукский комсомолец»
Зав. №113. Заложен в 1943 г., спущен в феврале 1944 г., вст. в строй 7.04.1944 г. и 7.05.1944 г. включен в состав ЧФ. Торпедирован подводной лодкой противника 13.05.1944 г. в р-не Поти, получил тяжелые повреждения, восстановлению не подлежал и 5.06.1944 г. исключен из списков ВМФ.
52. МО-377
Зав. №114. Заложен в 1943 г., спущен в феврале 1944 г., вст. в строй 18.05.1944 г. и 17.06.1944 г. включен в состав ЧФ. 30.04.1948 г. выведен из боевого состава и законсервирован, а 24.08.1949 г. исключен из состава ВМФ и передан ДОСФЛОТ.
53. МО-378
Зав. №115. Заложен в 1943 г., спущен в феврале 1944 г., вст. в строй 18.05.1944 г. и 17.06.1944 г. включен в состав ЧФ. 30.04.1948 г. выведен из боевого состава и законсервирован, а 7.04.1950 г. исключен из состава ВМФ и передан ДОСФЛОТ.
54. МО-379
Зав. №116. Заложен в 1943 г., спущен в феврале 1944 г., вст. в строй 11.05.1944 г. и 17.06.1944 г. включен в состав ЧФ. 30.04.1948 г. выведен из боевого состава и законсервирован, а 29.09.1950 г. исключен из состава ВМФ и передан з-ду №382 МПС для использования в качестве плавсредства.
55. МО-461
56. МО-462
Зав. №№148 и 149, соответственно. Заложены в начале 1944 г., спущены летом 1944 г., вст. в строй осенью 1944 г. и 9.10.1944 г. включены в состав СФ. 14.03.1953 г. разоружены, исключены из состава ВМФ и сданы в отдел фондового имущества для разборки.
57. МО-547
Зав. №135. Заложен в конце 1943 г., спущен в июле 1944 г., вст. в строй 12.08.1944 г. и 1.09.1944 г. включен в состав ЧФ. 4.08.1949 г. разоружен, исключен из состава ВМФ и передан ДОСФЛОТ.
58. МО-548
Зав. №136. Заложен в конце 1943 г., спущен в июле 1944 г., вст. в строй 17.08.1944 г. и 1.09.1944 г. включен в состав ЧФ. 21.07.1949 г. разоружен, исключен из состава ВМФ и передан ДОСФЛОТ.
59. МО-549
Зав. №137. Заложен в конце 1943 г., спущен в июле 1944 г., вст. в строй 18.08.1944 г. и 1.09.1944 г. включен в состав ЧФ. 30.12.1947 г. передан ВМС Болгарии.
60. МО-550
Зав. №138. Заложен в конце 1943 г., спущен в июле 1944 г., вст. в строй 31.08.1944 г. и 30.09.1944 г. включен в состав ЧФ. 27.01.1947 г. переклассифицирован в сторожевой катер. 10.07.1956 г. разоружен, исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
61. МО-551
Зав. №139. Заложен в конце 1943 г., спущен в июле 1944 г., вст. в строй 31.08.1944 г. и 30.09.1944 г. включен в состав ЧФ. 6.03.1958 г. разоружен, исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
62. МО-552
Зав. №140. Заложен в конце 1943 г., спущен в июле 1944 г., вст. в строй 18.08.1944 г. и 23.09.1944 г. включен в состав ЧФ. 8.10.1944 г. отправлен на Балтийское море и 13.12.1944 г. вошел в состав КБФ. 31.03.1946 г. передан ВМС Польши, получил обозначение «С-64».
63. МО-553
Зав. №141. Заложен в конце 1943 г., спущен в июле 1944 г., вст. в строй 23.08.1944 г. и 23.09.1944 г. включен в состав ЧФ. 8.10.1944 г. отправлен на Балтийское море и 13.12.1944 г. вошел в состав КБФ. 31.03.1946 г. передан ВМС Польши, получил обозначение «С-65».
64. МО-554
Зав. №142. Заложен в конце 1943 г., спущен в июле 1944 г., вст. в строй 31.08.1944 г. и 30.09.1944 г. включен в состав ЧФ. 31.01.1947 г. выведен из боевого состава и законсервирован, а 7.04.1950 г. разоружен, исключен из состава ВМФ и передан ДОСФЛОТ.
65. МО-555
Зав. №143. Заложен в конце 1943 г., спущен в августе 1944 г., вст. в строй 7.10.1944 г. и 27.10.1944 г. включен в состав ЧФ. 27.01.1947 г. переклассифицирован в сторожевой катер. 10.05.1955 г. разоружен, исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
66. МО-556
Зав. №144. Заложен в конце 1943 г., спущен в августе 1944 г., вст. в строй 21.10.1944 г. и 27.10.1944 г. включен в состав ЧФ. 27.01.1947 г. переклассифицирован в сторожевой катер. 10.06.1955 г. разоружен, исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
67. МО-558
Зав. №146. Заложен в начале 1944 г., спущен в августе 1944 г., вст. в строй 7.10.1944 г. и 28.10.1944 г. включен в состав ЧФ. 27.01.1947 г. переклассифицирован в сторожевой катер. 6.03.1958 г. разоружен, исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
68. МО-559
Зав. №147. Заложен в начале 1944 г., спущен в августе 1944 г., вст. в строй 3.10.1944 г. и 28.10.1944 г. включен в состав ЧФ. 27.01.1947 г. переклассифицирован в сторожевой катер. 21.05.1956 г. разоружен, исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
69. МО-563
Зав. №151. Заложен в начале 1944 г., спущен в октябре 1944 г., вст. в строй 27.11.1944 г. и 11.12.1944 г. включен в состав ЧФ. 31.01.1947 г. выведен из боевого состава и законсервирован, а 21.07.1949 г. исключен из состава ВМФ и передан ДОСФЛОТ.
70. МО-564
Зав. №152. Заложен в начале 1944 г., спущен в октябре 1944 г., вст. в строй 27.11.1944 г. и 11.12.1944 г. включен в состав ЧФ. 30.12.1947 г. передан ВМС Болгарии.
71. МО-565
Зав. №153. Заложен в начале 1944 г., спущен в октябре 1944 г., вст. в строй 1.12.1944 г. и 11.12.1944 г. включен в состав ЧФ. 30.04.1948 г. выведен из боевого состава и законсервирован, а 19.04.1950 г. исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
72. МО-566
Зав. №154. Заложен в начале 1944 г., спущен в октябре 1944 г., вст. в строй 30.11.1944 г. и 11.12.1944 г. включен в состав ЧФ. 30.1222.1947 г. передан ВМС Болгарии.
73. МО-567
Зав. №155. Заложен в начале 1944 г., спущен в октябре 1944 г., вст. в строй 30.11.1944 г. и 11.12.1944 г. включен в состав ЧФ. 30.12.1955 г. исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
74. СКА №011 (с 22.12.1943 г. СКА №0361, с 7.05.1944 г. «МО-361»)
Зав. №103. Заложен весной 1943 г., спущен в ноябре 1943 г., вст. в строй 22.12.1943 г. и 31.12.1943 г. включен в состав ЧФ. С 27.09.1945 г. использовался в учебных целях. 30.04.1948 г. выведен из боевого состава и законсервирован, а 29.08.1949 г. исключен из состава ВМФ и передан ДОСФЛОТ.
75. СКА №021 (с 22.12.1943 г. СКА №0389, с 7.05.1944 г. «МО-389»)
Зав. №104. Заложен весной 1943 г., спущен в ноябре 1943 г., вст. в строй 22.12.1943 г. и 31.12.1943 г. включен в состав ЧФ. С 27.09.1945 г. использовался в учебных целях. 29.09.1950 г. разоружен, исключен из состава ВМФ и передан з-ду №382 МПС.
76. СКА №041 (с 22.12.1943 г. СКА №0375, с 7.05.1944 г. «МО-375»)
Зав. №106. Заложен весной 1943 г., спущены в ноябре 1943 г., вст. в строй 22.12.1943 г. и 31.12.1943 г. включен в состав ЧФ. С 27.09.1945 г. использовался в учебных целях. 31.01.1947 г. выведен из боевого состава и законсервирован, а 29.08.1929 г. разоружен, исключен из состава ВМФ и передан ДОСФЛОТ.
77. СКА №051 (с 22.12.1943 г. СКА №0398, с 7.05.1944 г. «МО-398»)
Зав. №105. Заложен весной 1943 г., спущен в декабре 1943 г., вст. в строй 10.02.1944 г. и 29.02.1944 г. включен в состав ЧФ. С 27.09.1945 г. использовался в учебных целях. 25.11.1952 г. разоружен, исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
78. СКА №061 (с 22.12.1943 г. СКА №0340, с 7.05.1944 г. «МО-340»)
Зав. №107. Заложен весной 1943 г., спущен в декабре 1943 г., вст. в строй 10.02.1944 г. и 29.02.1944 г. включен в состав ЧФ. С 27.09.1945 г. использовался в учебных целях. 26.11.1952 г. исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
79. СКА №071 (с 22.12.1943 г. СКА №0354, с 7.05.1944 г. «МО-354»)
Зав. №108. Заложен весной 1943 г., спущен в декабре 1943 г., вст. в строй 10.02.1944 г. и 29.02.1944 г. включен в состав ЧФ. С 27.09.1945 г. использовался в учебных целях. 31.01.1947 г. выведен из боевого состава и законсервирован, а 7.04.1950 г. исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
80. СКА №092 (с 22.12.1943 г. СКА №0317, с 7.05.1944 г. «МО-317»)
Заложен весной 1943 г., спущен в ноябре 1943 г., вст. в строй 22.12.1943 г. и 31.12.1943 г. включен в состав ЧФ. С 27.09.1945 г. использовался в учебных целях. 31.01.1947 г. выведен из боевого состава флота, а 7.04.1950 г. передан ДОСФЛОТ.
81. СКА №0112 (с 22.12.1943 г. СКА №0336, с 7.05.1944 г. «МО-336»)
Зав. №102. Заложен весной 1943 г., спущен в ноябре 1943 г., вст. в строй 22.12.1943 г. и 31.12.1943 г. включен в состав ЧФ. С 27.09.1945 г. использовался в учебных целях. 1.11.1949 г. переоборудован и переклассифицирован в катер-дымзавесчик. 18.10.1956 г. разоружен, исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
82. СКА №0121 (с 22.12.1943 г. СКА №0367, с 7.05.1944 г. «МО-367»)
Зав. №109. Заложен весной 1943 г., спущен в декабре 1943 г., вст. в строй 10.02.1944 г. и 29.02.1943 г. включен в состав ЧФ. С 27.09.1945 г. использовался в учебных целях. 31.01.1947 г. выведен из боевого состава и законсервирован, а 29.08.1949 г. исключен из состава ВМФ и передан ДОСФЛОТ.
83. СКА №0131 (с 22.12.1943 г. СКА №0380, с 7.05.1944 г. «МО-380»)
Зав. №110. Заложен весной 1943 г., спущен в декабре 1943 г., вст. в строй 10.02.1944 г. и 29.02.1943 г. включен в состав ЧФ. С 27.09.1945 г. использовался в учебных целях. 31.01.1947 г. выведен из боевого состава и законсервирован, а 29.08.1949 г. исключен из состава ВМФ и передан ДОСФЛОТ.
84. СКА №0355 (с 7.05.1944 г. «МО-355»)
Зав. №100. Заложен весной 1943 г., спущен осенью 1943 г., вст. в строй 1.01.1944 г. и вошел в состав Каспийской флотилии. 18.01.1944 г. отправлен на Черное море и 29.02.1944 г. включен в состав ЧФ. 31.01.1947 г. выведен из боевого состава и законсервирован, а 7.04.1949 г. исключен из состава ВМФ и передан ДОСФЛОТ.
85. СКА №0356 (с 7.05.1944 г. «МО-356»)
Зав. №117. Заложен летом 1943 г., спущен в марте 1944 г., вст. в строй 7.06.1944 г. и 14.06.1944 г. вошел в состав ЧФ. 10.06.1955 г. исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества для разборки.
86. СКА №0385 (с 7.05.1944 г. «МО-385»)
Заложен летом 1943 г., спущен в феврале 1944 г., вст. в строй 8.06.1944 г. и 14.06.1944 г. вошел в состав ЧФ. С 27.09.1945 г. использовался в учебных целях.
87. СКА №0393 (с 7.05.1944 г. «МО-393»)
Заложен летом 1943 г., спущен в феврале 1944 г., вст. в строй 30.03.1944 г. и 14.06.1944 г. вошел в состав ЧФ. С 27.09.1945 г. использовался в учебных целях.
88. Зав. №150
Заложен в конце 1943 г., спущен весной 1944 г., вст. в строй летом 1944 г. и 30.09.1944 г. включен в состав плавсредств НИИ связи и телемеханики ВМФ в качестве опытового корабля.