Выбираем маломощный лодочный мотор
Выбираем маломощный лодочный мотор
Покупка первого подвесного лодочного мотора — ответственный шаг в жизни любого рыбака, тем более начинающего. Как правило, этому предшествуют многочисленные звонки, изучение доступных или, точнее, известных интернет-ресурсов, консультации с коллегами в Интернете, изучение литературы, хождение по специализированным магазинам и… согласование семейного бюджета. Когда все этапы уже пройдены, казалось бы, дело за малым — пойти и купить, но… не всё так просто. Есть ещё несколько «подводных камней», с которыми придётся столкнуться счастливому моторовладельцу уже с первых шагов эксплуатации своего «подвесного» помощника. Готов ли начинающий водномоторник к этому морально, физически и материально? Итак, всё по порядку…
Необходимые условия и документы для покупки лодочного мотора
Ещё до покупки мотора необходимо определиться с водоёмами, на которых планируется его эксплуатация. В соответствии с существующими в каждом регионе Правилами спортивного рыболовства, могут быть акватории, где эксплуатация не только двигателей внутреннего сгорания (ДВС), но и электродвигателей запрещена. Не попадают ли в их число избранные вами акватории?
Подвесной лодочный мотор как таковой не подлежит регистрации в ГИМС МЧС. Он вписывается в судовой билет, выдаваемый как регистрационный документ на плавсредство. А это значит, что при эксплуатации мотора без своей личной лодки вам необходимо постоянно возить с собой документы, выданные при его покупке (кассовый и товарный чеки) — свидетельство его легального приобретения.
Нужны права или нет для управления лодки с мотором?
Когда вы завели мотор, повешенный на транце лодки, и взялись за румпель, то стали лицом, управляющим транспортным средством. Законодатель не делает различий между двигателем внутреннего сгорания и лодочным электромотором — у вас должны быть права установленного образца, выдаваемые ГИМС МЧС, если мощность мотора превышает 3,68 кВт. Эта цифра стала притчей во языцех на всех рыболовных форумах в разделах водно-моторной тематики, где участники, знакомые с принципами перевода физических величин, без устали комментируют это уже порядком набившее оскомину число. Однако до сих пор не получены официальные, то есть подписанные первым лицом ведомства, выпустившего подобный документ, подтверждения, из которых бы следовало, на всех ли пятисильных моторах можно ходить, не имея прав в кармане. Пока же всё ограничивается лишь устным пересказом разрешений того или иного главного областного инспектора. Но, к сожалению, все эти слова, что называется, к делу не пришьёшь и аргументом не представишь.
В этом сегменте рынка наиболее известны и имеют наилучшие отзывы такие торговые марки, как Меркури (Mercury) — Маринер (Mariner), Джонсон (Johnson), Хонда (Honda), Ямаха (Yamaha), Сузуки (Suzuki), Тохацу (Tohatsu) — Ниссан (Nissan), Селва (Selva). Какой же из представленных брендов достоин занять почётное место на транце вашего судна?
Тот, чья эргономика (расположение ручек и элементов управления газом, реверсом и заслонкой) для вас более подходящая. Тот, чей сервис в вашем населенном пункте есть или наиболее доступен, к тому же если он дешевле. И какой цвет «колпака» вам больше по душе. Все названные торговые марки зарекомендовали себя как, безусловно, надёжные. А гарантия, которую дают дилеры, это ваша дополнительная защита. Долговечность и надёжность мотора будет определяться тем, в первую очередь, как он обкатывался, транспортировался, эксплуатировался, хранился, обслуживался.
Двух- или четырехтактник?
Следующий немаловажный вопрос — двум или четырем тактам отдать предпочтение?
2 такта — это простота в обслуживании, надёжность и неприхотливость. Устойчивая работа в диапазоне температур от -15 до +35 С. Минимальные вложения по обслуживанию, «нормальное» отношение к нашему 92-му бензину.
Перевозить (транспортировать) мотор можно почти в любом положении — главное, не на рычаге переключения передач и так, чтобы редуктор-дейдвуд были ниже уровня блоков цилиндров.
Правильно настроенный карбюратор не потребует к себе внимания очень долго, особенно если в бензопроводе имеется фильтр тонкой очистки. Единственная функция рулевого — внимательно прочитать прилагаемую инструкцию к мотору и строго следовать ей. А на воде постоянно следить за наличием струи воды из контрольного отверстия контура охлаждения и не допускать ударов дейдвудом мотора по подводным препятствиям.
4 такта — это уже более сложное инженерное творение. Оно более тяжелое и дорогое. Любое вмешательство во внутренности мотора должен осуществлять только специалист. Кроме того, из-за своих конструкционных особенностей мотор может перевозиться строго как расписано в сопроводительных документах.
Плюсы четырёхтактных моторов — в эксплуатации на чистом (без добавления масла) бензине и из-за этого в меньшей вредности выхлопа. На низких оборотах — меньший (в среднем порядка 10 Db) шум от работы, который по мере подъёма оборотов практически сравнивается с 2-х тактными. Несколько меньший расход топлива (для 2-х тактов — около 0,38-0,44 л / л.с. в час, для 4-х — 0,33-0,35 л /л.с. в час). То есть пятисильный мотор при полностью открытой дроссельной заслонке в «полную тапку», если он 2-х тактный, «съест» за 1 час 1,9-2,1 литр, а 4-х тактный — 1,65 литра. Данные цифры взяты из тестов, проводимых независимыми специалистами на Западе, причём разброс значений для оптимально настроенных моторов, как правило, укладывается в 0,1-0,2 л/ час.
Маломощные подвесные лодочные моторы
Что есть на рынке категории Portable? Объём цилиндра этих моторов находится в пределах 43-130 куб. см. Вес этих моторов — от 11 до 26 кг — позволяет без труда взрослому человеку среднего телосложения осуществлять установку мотора на транец судна и укладку мотора в автомобиль.
Винты маломощных моторов (2-3,5 л.с.), как правило, изготавливаются из пластика. Их фиксация на гребном валу мотора осуществляется при помощи штифта (на жаргоне водномоторников — шпонки), который предохраняет винт от повреждения при наезде на препятствие. В последнее время такие моторы стали комплектоваться винтами, втулки которых целиком выполнены из пластмассы, без металлических закладных элементов. При пользовании такими винтами нужно очень строго следовать рекомендациям производителя, комплектуя в ЗиП расходные материалы и, в частности, шпонки. Использование не рекомендованных материалов может очень быстро привести к нарушению внутренней конструкции фиксации винта на валу и вынужденной замене. Как очень мягкие материалы, так и очень жесткие могут разбить посадочное место. Моторы этой категории оснащены встроенным баком. Мотор заводится на нейтрали, и передний ход включается специальным рычагом.
За исключением мотора Honda 2,3, где установлена муфта, обеспечивающая передачу усилия на гребной вал с повышением оборотов.
Реверс (задний ход) осуществляется поворотом мотора на 180 градусов.
Моторы категории Portable, как правило, не имеют положения «мелководного привода».
При установке на ПВХ-лодки, водоизмещение которых находится в пределах 220 кг (то есть в гребном варианте такие суда не подлежат регистрации, но при оснащении мотором они регистрируются и на них выписывается судовой билет), имеет смысл обратить внимание на моторы, на которых управление газом осуществляется при помощи рукоятки на румпеле, что позволяет их использовать при движении в одиночку на полностью открытой дроссельной заслонке с применением удлинителя румпеля.
Если суммарный вес шкипера и полезной нагрузки не превышает 80-85 кг, то вполне возможно достижение скоростей около 18 км/час — то есть движение в переходном режиме. Это в отдельных случаях оправдано, когда есть необходимость быстро скрыться от непогоды.
Винты на моторы мощностью 4-6 л. сил выполнены из сплавов алюминия. Их фиксация на валу может быть разной. Какие-то производители ставят шпонку. Другие предусмотрели установку в ступице торсионов, то есть своеобразных демпферов, которые позволяют винту при наезде на препятствие лишь провернуться на валу без особого вреда для лопастей. Правда, следует оговориться, что ущерб не наносится, когда соприкосновение произошло на небольших оборотах. Если же обороты были близки к максимальным, то и демпфер не спасёт. В такой ситуации пострадать может не только винт, но и горизонтальный и вертикальный валы двигателя, а также сальники.
В категории Portable отдельные фирмы применяют выхлоп отработанных газов через ступицу гребного винта. Это естественным образом способствует снижению токсичности и громкости выхлопа, положительно влияет на повышение мощности двигателя.
Производителями предусмотрена возможность замены штатного винта винтами с другими параметрами, которые будут оптимальны на разных корпусах. Так, для большинства моторов этой мощностной группы в линейке винтов имеется выбор от 6 до 9 дюймов. Моторы могут быть оснащены и встроенным, и выносным баком объёмом 12 литров.
Рычаг переключения передач у этих моторах имеет 3 положения: нейтраль, вперед, назад. Некоторые фирмы делают мотор поворачивающимся в струбцине на 360 градусов, что делает мотор очень удобным для обслуживания на воде — так, замена свечи производится очень легко.
Может быть и разное количество уровней (положений) мелководного привода. Вес моторов, имеющих одинаковую мощность, тоже может несколько отличаться. Принципиальные конструкционные отличия в этой категории моторов отсутствуют, может несколько разниться эргономика.
Что ожидать от покупки маломощных подвесных лодочных моторов?
Больших скоростей явно не получится. Моторы мощностью до 3,5 л.с. сообщат вашему судну, если оно имеет водоизмещение до 500 кг (в зависимости от обводов судна), скорость в пределах 7-15 км/час по гладкой воде и в безветрие. Для очень лёгких лодок, имеющих плоское днище, при грамотно выставленном ходовом дифференте и небольшом весе одного шкипера на борту, можно ожидать и более высоких скоростей, вплоть до 17-20 км/час. Однако хочется особо сказать, что длительная эксплуатация мотора в таком режиме может существенно снизить его моторесурс.
Моторы мощностью 4-6 сил, естественно, более тяговитые и скоростные. При установке на глиссирующий корпус ПВХ 2,5-3,5 м, с минимальной нагрузкой и подбором оптимального винта (рулевой весом до 100 кг), от этих моторов можно уже ожидать скоростей 22 -32 км/час (то есть это будет движение в переходном или даже глиссирующем режиме).
На корпусах, начиная примерно от 2,9 м, мотор мощностью 5-6 л.с. способен «вытащить на глиссер» уже команду из двух рыбаков небольшого веса (примерно по 60-70 кг) и разогнать корпус до 25-27 км/час.
При условии незначительного потребления горючего подобный комплект может быть достаточно автономным, что позволяет совершать достаточно длительные переходы к любимым рыболовным местам.
Какой лодочный мотор лучше выбрать: 6 оптимальных вариантов для вашей ПВХ лодки
Для любителей активного отдыха на воде, в том числе и рыбалки, лодка дает свободу перемещения, а лодочный мотор расширяет эти возможности. Мы расскажем, какой мотор больше подойдет для вашей лодки и предложим 6 оптимальных моделей.
фото: компании-производители, Андрей Киреев
Выбрать лодочный мотор не так сложно, как кажется и, на самом деле, вариантов для обычного человека, а не олигарха, не так уж много. Как показывает анализ статистики покупки лодок и моторов на отечественном рынке, чаще всего лодку и мотор покупают увлеченные рыболовы одиночки (рыболов-эгоист), профессиональные рыбаки (проживающие рядом с рекой или водоемом), профессиональные туристы и семейные пары, влюбленные в романтику небольших водных прогулок.
Для первой и последней группы пользователей выбор модели лодочного мотора чрезвычайно важен, т.к. для них важно именно качество работы и комфорт от использования данного устройства. Эта группа постоянно совершенствуется, получая от поездок удовольствие, новые впечатления, опыт и навыки. И если их что-то не устраивает, они заменяют лодку и мотор. Этого нельзя сказать про вторую и третью группу, т.к. их главная цель — это наловить больше рыбы или просто добраться до места назначения. Они готовы один раз раскошелиться на дорогую профессиональную технику и больше не заниматься этим вопросом.
В данном обзоре мы расскажем, чем отличаются лодочные моторы по типу и мощности, а также дадим рекомендации, для каких нагрузок какой мотор лучше выбрать. И конечно же предложим 6 лучших моделей лодочных моторов.
На какие скорости вы рассчитываете
Многие любители водных путешествий, как правило, начинают с малого — покупки надувной резиновой весельной лодки. Но «аппетит приходит во время еды» и после многочасовой борьбы с течением и ветром на открытой воде люди приходят к выводу, что нужна лодка ПВХ с жестким транцем и мотор. Это избавит от мозолей на руках и позволит быстрее перемещаться до нужной точке на водной глади. Чтобы не совершать ошибки в выборе мотора сразу стоит выбрать свой вариант ответа:
- Меня устраивает неторопливое перемещение по воде на скорости 6-12 км/ч (водоизмещающий режим)
- Мне нужна высокая скорость 17-34 км/ч для быстрого преодоления больших расстояний (глиссирующий режим)
В первом случае, какая бы нагрузка в лодке у вас не была (в пределах 220 кг) вам подойдет двухтактный мотор мощностью 2,6 или 3,6 л.с. Но даже с этими моторами, если общая нагрузка в лодке находится в пределах 120 кг (сама лодка, мотор и все, что в лодке), есть шанс выйти на глисс и достичь скорости 17 км/ч. Легче всего этого можно выполнить с лодками-плоскодонками и лодками с надувным дном (НДНД).
Такие моторы привлекательны тем, что имеют встроенный бензобак, небольшой вес — 12,5 кг, малый расход топлива — около 1,5 л в час (примерно на 5 км) и они неприхотливы в обслуживании. К тому же они не занимают много места в багажнике автомобиля и не сильно нагружают подвеску.
Во втором случае лучше выбирать двигатели мощностью от 5 до 9,8 л.с., а скорость будет сильно зависеть от общей нагрузки и расположения груза в лодке (желательно равномерное). Чтобы понять, какая потребуется мощность мотора для выхода в глиссирующий режим, подсчитайте общий вес пассажиров, лодки, двигателя и различного груза и разделите его на 30. Результат (ориентировочно, многое зависит от конструкции лодки) будет количество л.с. для мотора.
Как выбрать подходящую мощность лодочного мотора
Попробуем примерно рассчитать мощность двигателя для типовой ситуации с двумя пассажирами. Моторы с обозначенными выше мощностными характеристиками имеют вес около 26 кг, а ПВХ лодка длиной 320 см с оснасткой — около 34 кг. Вес двух пассажиров по 80 кг (160 кг) и различных вещей до 30 кг (включая бак с бензином) составит в сумме 190 кг. Итого около 250 кг. Вычисления показывают, что для такой нагрузки для передвижения по воде в режиме глиссирования (25 км/ч) потребуется двигатель с мощностью 8,3 л.с.
Т.е. как ни крути, а для комфортных путешествий на большие расстояния вдвоем и больше требуется двигатель на 9,8 л.с. Если нужен запас мощности и более высокие скорости (до 45 км/ч), то имеет смысл подумать о более дорогих устройствах мощностью от 9,9 л.с. Но и весить такие моторы будут от 35 кг. Сможете ли вы переносить и перевозить такие тяжести в своем авто, учитывая, что и большая лодка весит 45-70 кг? Стоит также подчеркнуть, что моторы с мощностью от 10 л.с., а также лодки весом более 200 кг (вместе с мотором) требуют наличие прав и регистрации в ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам).
Наиболее популярными моделями являются двухтактные двигатели. Они имеют относительно небольшой вес — 26-27 кг и неприхотливы в обслуживании и перевозке. К тому же они существенно дешевле четырехтактных моделей, которые из-за особенностей конструкции и наличия масляного картера нужно транспортировать только в определенном положении. Безусловно, у четырехтактников выше таговооруженность, но, при одних и тех же мощностных характеристиках они весят на 30% больше, чем двухтактники. К тому же, они более щепетильны в обслуживании.
Вместе с тем, у четырехтактных двигателей есть два важных преимущества, из-за которых их выбирают профи: они имеют тихий выхлоп, устойчивую работу на малых оборотах (что важно при троллинге) и для них не требуется смешивать бензин с маслом — нужен только бензин.
Лучшие модели лодочных моторов
Для одного шкипера с лодкой длиной 280-300 см или неторопливых прогулок по водоему или реке рекомендуем легкий вариант мотора на 3,6 л.с. В глиссирующий режим с таким мотором выйти сложно, но можно, при условии, если общий вес не превысит 140 кг и лодка будет с плоским дном (без киля), либо с надувным дном (НДНД). Если вы хотите иметь чуть больше запаса по мощности, то стоит обратить внимание на моторы с 6 л.с. Вес первых составляет около 12,5 кг, вторых — 19-21 кг.
HDX R series T 3,6 СBMS
Производитель заливает в редуктор достаточно качественное масло, которое не подведет вас во время обкатки мотора. Но после этой процедуры (около 10 часов работы двигателя) его желательно заменить. Впрочем, это касается любых лодочных моторов после обкатки.