- Школе NET
- Register
- Login
- Newsletter
- Главный Попко
- Воспроизведите различные ситуации и в зависимости от них составьте бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, причинным и условным.
- Лучший ответ:
- Онтонио Веселко
- Урок русского языка в 9 классе«Понятие о бессоюзном сложном предложении».
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Запишите бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, условным и причинным.1 Мальчик вздрогнул. Удочка вырвалась из рук.2 Стало похладно.
- Другие вопросы из категории
- Читайте также
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Главный Попко
Воспроизведите различные ситуации и в зависимости от них составьте бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, причинным и условным.
1. а) Мальчик вздрогнул б) Удочка вырвалась из рук
2. а) Стало прохладно б) Наступил вечер
3. а)Подул ветер б) Штора заколыхалась
4. а) Мать перестала петь б) Ребенок уснул
Лучший ответ:
Онтонио Веселко
1. Мальчик вздрогнул, и удочка вывалилась из его рук.
Удочка вывалилась из рук мальчика, потому что он вздрогнул.
Если бы мальчик не вздрогнул, удочка не вывалилась бы из его рук.
2. Стало холодно, и наступил вечер.
Стало холодно, потому что наступил вечер
Если бы не наступил вечер, то не стало бы холодно
3. Подул ветер, и штора заколыхалась.
Штора заколыхалась, потому что подул ветер
Если бы не подул ветер, штора бы не заколыхалась.
4. Мать перестала петь, и ребенок уснул
Ребенок уснул, потому что мать перестала петь
Если бы ребенок не уснул, мать бы продолжала петь
Урок русского языка в 9 классе«Понятие о бессоюзном сложном предложении».
урок русского языка
«Понятие о бессоюзном сложном предложении».
Цель урока : научить определять вид БСП и расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
1) устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;
2) использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла;
3) определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи.
Тип урока : комбинированный.
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) п. крылось, п. сыпался, з. работать
2) снов. влев. изредк.
3) туч. ми, ч..рующий, впеч. тление
4) до. дь, корте. е. жу
Какие орфограммы мы вспомнили, выполняя этот тест?
Правописание гласных в приставках – п О крылось, п О сыпался, з А работать.
Правописание гласных в суффиксах наречий – с нов А , в лев О , из редк А.
Правописание проверяемых согласных в корне слова (оглушение и ассимиляция согласных звуков) – до Ж дь , корте Ж , е З ж у.
2. Объяснение нового материала.
Составьте ССП, СПП, БСП (по рядам), используя следующие простые предложения:
Небо снова покрылось тучами.
Посыпался холодный дождь.
[ Небо снова покрылось тучами], и [ посыпался холодный дождь ].
( 1 Когда небо снова покрылось тучами), [ 2 посыпался холодный дождь ].
[ Небо снова покрылось тучами] — [ посыпался холодный дождь ].
Итак, проанализировав получившиеся предложения, мы видим, что одно и то же содержание можно передать разными синтаксическими конструкциями, которые, несмотря на смысловую близость, отличаются друг от друга. Чем, как вы думаете?
В ССП простые, входящие в состав сложного, равноправны; союз И подчёркивает последовательность происходящих событий.
В СПП есть главное и придаточное времени, к которому мы задаём смысловой вопрос от главного предложения.
В БСП простые связаны друг с другом какой-то невидимой связью.
Чтобы понять, какой же невидимой связью соединены простые предложения в составе БСП, давайте посмотрим материал 31 параграфа. (Внимательно читаем отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» на странице 121, отвечаем на вопросы и приходим к выводу, что ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СОСТАВЕ БСП СВЯЗАНЫ ДРУГ С ДРУГОМ ПРИ ПОМОЩИ ИНТОНАЦИИ . Проверяем свой вывод, читая правило на странице 122.)
Замените союзные предложения БСП, обратите внимание на интонацию.
[ Воздух чист ], и [ птицы весело щебечут ].
[ Воздух чист ], и [ птицы весело щебечут ].
[ ], и [ ]. БСП Интонация ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ.
[ ] — а [ ]. БСП Интонация СОПОСТАВЛЕНИЯ .
[Недаром говорится ], (что дело мастера боится) .
[ ], (что. ). СПП с придаточным изъяснительным.
[Недаром говорится ] : [ дело мастера боится ].
[ ]: что [ ]. БСП Интонация ПОЯСНЕНИЯ .
Итак, в БСП смысловые отношения выражаются в устной речи ИНТОНАЦИЕЙ (ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ, СОПОСТАВЛЕНИЯ, ПОЯСНЕНИЯ), а на письме – ЗНАКАМИ ПРЕПИНАНИЯ. Интонация подсказывает знаки препинания в БСП.
3. Закрепление изученного материала.
Выполняем упражнение 185 на странице 122. Читаем, анализируем два текса, сравниваем темп произнесения выделенных предложений, приходим к выводу, что в БСП пауза между частями более длительная, первый отрывок вызывает ощущение тревожности.
Запись предложений первого отрывка
[ Рассказ Гарина-Михайловского, насколько я его помню, таков ]: а именно [лесной сторож , человек, углублённый в себя, подавленный одинокой жизнью и только чувствующий зверя в человеке, идёт , к ночи, в свою сторожку].
[. вводное предл. ]: а именно [. приложение , / прич. об., прич. об. и прич. об./ . обст. вр . ]. БСП
Насколько 3 – наречие.
I . Обозначает признак действия, отвечает на вопрос в какой мере и степени?
II . Неизменяемое слово, по значению наречие меры и степени.
III . В предложении выполняет роль обстоятельства.
У-глубл-ённ-ый 2 ← углубить (суффиксальный способ образования).
Чувств-у-ющ-ий 2 ← чувствую (суффиксальный способ образования).
Объясните правописание НН в суффиксах страдательных причастий. (В суффиксах полных страдательных причастий с приставками У ГЛУБЛ Ё НН ЫЙ, ПО ДАВЛ Е НН ЫЙ пишется -НН-.)
Какие ещё причастия есть в этом предложении? (Действительное – ЧУВСТВУЮЩИЙ.)
Назовите виды сказуемых, которые вам встретились в этом предложении. (Составное именное – ТАКОВ, простое глагольное – ИДЁТ.)
Какой частью речи выражено составное именное сказуемое? (Таков – УКАЗАТЕЛЬНОЕ местоимение.)
Какие ещё разряды местоимений встретились в этом предложении? (Я – ЛИЧНОЕ, его – ЛИЧНОЕ, себя – ВОЗВРАТНОЕ, свою – ПРИТЯЖАТЕЛЬНОЕ.)
Обратите внимание на ударение в словах, выделенных в рамке. Составьте с ними сочетания слов.
Углубл ё нный анализ
фундамент углубл ё н
тема сочинения углублен а
содержание реферата углублен о
углуб и шься в тему
углуб и т котлован
[ Обогнал бродягу], и [ пошли вместе].
[двусост. неполное], и [односост. неопр.-личное]. БСП
Какие виды односоставных предложений вы ещё знаете? Приведите примеры. (Люблю грозу вначале мая. – Опр.-личн. Цыплят по осени считают. – Обобщ.-личн. Светало. – Безл. Зима. – Назывное.)
Определите способ образования глаголов. (Приставочный.)
А суффикс –Л-? (Это формообразующий суффикс, суффикс глаголов прошедшего времени.)
Вычлените из простых предложений, входящих в состав сложного, словосочетания и определите вид подчинительной связи. (Обогнал (кого?) бродягу – управление; пошли (как?) вместе – примыкание.)
Какой ещё вид подчинительной связи в словосочетаниях вы знаете? Приведите пример. (Бродяга (какой?) одинокий – согласование.)
Вялая и осторожная беседа людей, / взаимно не верящих друг другу/ .
Объясните раздельное написание НЕ с причастием. (Не верящих (кому?) друг другу. – НЕ пишем раздельно, т. к. у причастия есть зависимое слово.)
Чем осложнено это простое предложение? (Двумя однородными определениями, связанными союзом И, выраженными прилагательными; обособленным определением, выраженным причастным оборотом.)
Выпишите словосочетания со связью согласование. (Вялая беседа; осторожная беседа; людей не верящих. )
[ Собирается (гл.) гроза (сущ.) ], и [в (пр.) природе (сущ.) чувствуется (гл.) напряжение (сущ.) ]. (Повест., невоскл., сложное, [ ], и [ ]. БСП; 1 простое двусост., нераспр.; 2 простое двусост., распр.)
Объясните правописание корня в слове СОБИРАЕТСЯ. (Чередование гласных в корне: -б И р-А-//-б Е р-.)
Какая орфограмма объединяет глаголы СОБИРАЕТСЯ, ЧУВСТВУЕТСЯ? (Правописание –ТСЯ- .)
Обратите внимание на теоретический материал на странице 125.
Что необходимо для верного понимания смысловых отношений между простыми в составе БСП? ( КОНТЕКСТ .)
Подберите однокоренные слова к слову КОНТЕКСТ, покажите способ их образования.
Так каким способом образованы эти прилагательные? (Суффиксальным и приставочным.)
Зная особенности интонации БСП с разными значениями, произнесите как можно больше вариантов БСП и запишите только схемы, верно расставляя знаки препинания, предложения из упражнения 189. (Ученик произносит предложение, класс составляет схему.
Схемы в тетрадях
[ Мальчик вздрогнул ], и [ удочка вырвалась из рук].
[ ], и [ ]. БСП Интонация ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ.
[ Мальчик вздрогнул ]: потому что [ удочка вырвалась из рук].
[ ]: потому что [ ]. БСП Интонация ПОЯСНЕНИЯ .
[ Стало прохладно ]: потому что [ наступил вечер ].
[ ]: потому что [ ]. БСП Интонация ПОЯСНЕНИЯ .
[ Когда Наступил вечер ] — [ стало прохладно ].
[ Когда Время] — [ ]. БСП Интонация СОПОСТАВЛЕНИЯ.
[ Наступил вечер ] – поэтому [ стало прохладно ].
[ ] — поэтому [следствие]. БСП Интонация СОПОСТАВЛЕНИЯ.
[ ], и [ ]. БСП Интонация ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ.
[ Когда Подул ветер ] — [ штора заколыхалась ].
[ Когда Время] — [ ]. БСП Интонация СОПОСТАВЛЕНИЯ.
[ Подул ветер ] — поэтому [ штора заколыхалась ].
[ ] — поэтому [следствие]. БСП Интонация СОПОСТАВЛЕНИЯ.
[ Штора заколыхалась ]: потому что [ подул ветер ]
[ ]: потому что [ ]. БСП Интонация ПОЯСНЕНИЯ .
[ Мать перестала петь ], и [ ребёнок уснул ].
[ ], и [ ]. БСП Интонация ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ.
[ Мать перестала петь ]: потому что [ ребёнок уснул ].
[ ]: потому что [ ]. БСП Интонация ПОЯСНЕНИЯ .
[ Ребёнок уснул ] — поэтому [ мать перестала петь ].
[ ] — поэтому [следствие]. БСП Интонация СОПОСТАВЛЕНИЯ.
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Прочитайте отрывок из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» (упр. 192, стр. 128). Выпишите БСП, укажите грамматические основы, обозначьте границы простых в составе сложных, начертите схемы БСП.
- 16 предметов
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные наградные документы для учеников и учителей
Номер материала: ДБ-394518
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Запишите бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, условным и причинным.1 Мальчик вздрогнул. Удочка вырвалась из рук.2 Стало похладно.
Наступил вечер.3 Мать перестала петь. Ребенок уснул. 4 Подул ветер. Штора заколыхалась.
1.Мальчик вздрогнул,удочка вырвалась из рук.
2.Наступил вечер,стало прохладно.
3.Ребёнок уснул,мать перестала петь.
4.Подул ветер,штора заколыхалась.
Мальчик вздрогнул, удочка вырвалась из рук. (перечисление)
Стало прохладно: наступил вечер. (причина)
Мать перестала петь: ребёнок уснул. (причина)
Подул ветер — штора заколыхалась. (условное)
Другие вопросы из категории
надо какую либо информацию, самое главное.
Читайте также
раскрывает содержание первой части.2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит резкое противопоставление содержанию первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
бессоюзных сложных предложений. 1) Обязательно приезжайте у нас на даче вы сможете отдохнуть от суеты городской жизни. 2) Прошло три недели дело замолкло. 3) Наступило лето сухое и знойное за Окою горели леса днем над землею стояло опаловое облако едкого дыма ночами лысая луна была неприятно красной звездой потеряв во мгле лучи свои торчали как шляпки медных гвоздей вода реки отражая мутное небо казалось потоком холодного и густого подземного дыма. ПОМОГИТЕ ДО ВЕЧЕРА ОЧЕНЬ НАДО РЕБЯТ.
плачет от зависти — добрый от радости 4 заиграла веселая музыка , танцевальная площадка наполнилась людьми .
Синтаксическая связь, при которой происходит полное или частичное употребление форм подлежащего и сказуемого называется:
обособленных членов предложения; в) перед и после обращений; г) перед и после вводных слов (сочетаний слов), вводных предложений; д) после прямой речи перед словами автора и после слов автора (в сочетании с тире); ж) между простыми предложениями в составе сложного; А также примеры на постановку точки с запятой в простом и сложном предложении: а) между распространенными однородными членами , особенно при наличии внутри них запятых; б) между частями в составе бессоюзного сложного предложения, если они далеки по смыслу и в них есть запятые.