- Мотосани своими руками
- Мотосани – что и с чем
- Что нужно знать о конструкции
- Что можно взять готовое
- Собираем сани своими руками
- Особенности мотосаней для зимней рыбалки
- Плюсы и минусы
- Основные характеристики
- Размеры и вес
- Особенности конструкции
- Реальная скорость передвижения
- Дополнительные
- Рейтинг лучших моделей
- Как выбрать?
Мотосани своими руками
Многих людей, проживающих в городах и селах, где снега бывает больше, чем асфальта, волнует вопрос, на чем передвигаться. Идеальным вариантом является снегоход. Но не всем по карману такая покупка. В такой момент стоит вспомнить, что делали наши отцы в такой ситуации. А делали они мотосани. Да, можно купить их в готовом варианте. Но проблема заключается в том, что не во всех городах они есть в продаже, так как на рынке это новый товар, к тому же, самодельные всегда лучше. Поэтому, если у вас имеются определенные навыки и опыт, стоит решиться: «Делаем сами мотосани».
Мотосани – что и с чем
Но для начала стоит разобраться, что такое мотосани и для чего они нужны. Мотосани – средство передвижения и транспортировки груза в заснеженных условиях. В основном они представляют собой очень маленький снегоход с колесом. Мотор используют либо от скутера, либо от снегохода.
Для управления имеется рукоять, на которой установлена тормозная система и рычаг подачи топлива. Сиденье небольшое, рассчитанное на одного человека. В движение приводится небольшим колесом с очень шипастой резиной или маленькой гусеницей. Для комфортного передвижения по снегу устанавливаются лыжи.
Вообще, изготовление мотосаней самим – не такой сложный процесс, как может показаться вначале. Самоделки только поначалу кажутся сложными. Достаточно иметь начальные знания о том, как устроены моторы и научиться (или попросить кого-нибудь) сварке.
Что нужно знать о конструкции
- Мотосани состоят из ходовой части – мотора, бензобака, колеса, лыж, системы подачи топлива и зажигания. Управление – руль, примерно как на велосипеде. Еще есть рама и сиденье. Рассмотрим поподробнее каждый элемент ходовой части.
- Двигатель – для изготовления мотосаней своими руками идеально подойдет небольшой двигатель от скутера или мопеда. Важно, чтобы он хорошо переносил холодную погоду и имел возможность завода с рычага или троса. А также была возможность использования масляно-топливной смеси как горючего.
- Бензобак – подойдет любая емкость, которая выдерживает нахождение внутри топлива. Поэтому пластиковые бутылки отменяются – их может проплавить. Отличным вариантом будет использование готового бензобака. Но если у вас чешутся руки сделать сани своими руками от и до, то можно сделать бак самому. Об этом будет рассказано позднее.
- Колесо подойдет практически любое, но лучше всего использовать автомобильное, так как на него легче найти шипованную резину. Отличным вариантом будет колесо от мотоцикла эндуро, его иголкам даже дикобраз может позавидовать.
- Лыжи – тут лучше не скупиться и использовать горные лыжи. Они прочнее и гибче, так что им будет легче выдерживать вес. Если они не подходят по длине, делаем их короче.
- Подача топлива и зажигания – все будет вместе с мотором в сборе, так что тут придумывать не требуется ничего.
Ну а про остальные элементы и так понятно, все сами придумываем и делаем под себя.
Также стоит обратить внимание на мотосани с гусеницей. Да, такой вид сложнее сделать своими руками. Но в то же время мотосани будут гораздо лучше чувствовать себя на льду и насте.
Что можно взять готовое
Чтобы сделать подобие мотофинки, не требуется делать все с нуля. Можно взять какой-то элемент, конструкцию, продающуюся в магазине. Чтобы не покупать новый скутер, можно взять его с рук, это выйдет даже дешевле. Еще дешевле вариант – заглянуть на рынки-разборки, где этого добора очень много. Для основы мотосаней можно использовать снегокат, но выбирать нужно полностью металлический и дополнительно своими руками изменять конструкцию, иначе такой подвид санок просто не выдержит нагрузок.
Колесо также стоит присмотреть в магазине. Кроме вышеупомянутого колеса от мотоцикла эндуро, можно использовать стандартные колеса от автомобиля, а для лучшего сцепления со снегом – просто добавить цепи. Также есть вариант с использованием дутиков – бескамерных резиновых колес. Но предварительно стоит усилить их цепью или полосами железа. Для обеспеченных граждан прекрасным вариантом будет внесение в конструкцию так называемых ВГД – внедорожных гусеничных движителей.
Сиденье чаще всего можно взять с того же скутера, а если хочется сделать своими руками, можно воспользоваться общедоступными схемами. Лыжи покупаются в магазине или находятся в гараже. Лучше всего использовать сверхлегкие горные лыжи, с ними мотосани в снег не провалятся. Некоторые самоделкины используют как основу популярные нынче модули для мотобуксировщиков. Но если ваша задача – мотосани с минимальными вложениями, то этот вариант не для вас.
Собираем сани своими руками
Для начала вам необходимо определиться с конструкцией, для этого ищите фото или видео с мотосанями и копируйте их. Если же вы вознамерились сделать мотофинки сами, то стоит вооружиться карандашом. Для начала набросайте на бумаге то, что вам хочется увидеть. После этого начните отметать те детали, без которых агрегат не потеряет своих качеств. По мере необходимости добавляйте ребра жесткости, крепления. Как только вы, наконец, поймете, что же хотите, перемещайтесь к чертежам. На этом этапе станет ясно, какие болты, гайки лучше всего использовать, какие элементы будут самодельные, а также основные места сварки.
Поищите в разборках или на рынках скутеры. Подойдут любые, главное – чтобы объем их двигателя был не более 50 кубических сантиметров (иначе сани будут попадать под категорию прав А1). Также учтите такой нюанс, как стабильно работающая система впрыска и зажигания. Самому ее переделывать и доводить до ума – для тех, кто хочет сделать абсолютно все своими руками. Не лишним будет бензобак. Но в то же время вы можете использовать и канистру от бензина, либо самому сделать его.
Важно: ни в коем случае не паяйте бак. Только сварка. Иначе можете стать свидетелем «оловянной чумы» – процесса, когда олово на сильном морозе становится хрупким и выламывается из швов.
Начните собирать раму, придерживаясь чертежей. На этом этапе вам и пригодится умение делать самому сварку. Используйте для рамы трубы. Их легче гнуть, нежели прокатный профиль. А также их можно без потери устойчивости соединять под острыми углами. Так ваши сани станут более эстетичными на вид. Не забудьте также сделать втулку для руля мотосаней. Просто приварите кусок трубы большего, чем стойка руля, диаметра под углом 90 градусов к раме.
Начните собирать все части воедино, начиная с двигателя и тросов, заканчивая трубками. Стоит учесть то, что лыжи лучше всего укрепить на малоподвижной основе. После того, как все сами установили на будущие мотосани, не поленитесь и испытайте их. Как только недочеты будут исправлены, ставьте сиденье.
Совет: возьмите в качестве набивки сиденья негорючий утеплитель, например, стекловату. Тогда его можно будет укрепить на блоке цилиндров, предварительно усилив его – так вы получите мотосани с подогревом сиденья.
Финальная отделка – добавление удобств, такие как теплые рукоятки для руля. Можно добавить фонари, чтобы передвигаться зимним вечером или ночью. Отличным дополнением станет небольшой багажник. Совет: всегда возите с собой небольшой набор инструментов. Так как мотосани у вас самодельные, вы всегда будете знать, что и где могло сломаться.
Особенности мотосаней для зимней рыбалки
В северных регионах страны, а также в областях, где зимы очень затяжные и снежные, большой популярностью пользуются мотосани. Они прекрасно передвигаются по снегу и льду, являются незаменимыми для рыбаков и охотников, так как значительно сокращают их физические усилия и преодолевают даже самые большие расстояния.
Плюсы и минусы
Мотосани, как и любой вид транспорта, имеют свои преимущества и недостатки. Из положительных характеристик можно выделить то, что они отличаются значительно меньшей стоимостью, чем снегоходы. Благодаря тому, что у них очень простая конструкция, ремонт и замена запчастей проще и дешевле. Благодаря небольшому весу и габаритам, они обладают отличной проходимостью, не уступают в этом снегоходу. Хорошо разбираются и занимают мало места, что позволяет хранить их даже на балконе квартиры. Собирается аппарат за несколько минут даже без наличия специальных инструментов. Под сиденьем имеется достаточно места, чтобы перевезти небольшой груз или поместить все рыболовные снасти. Мотосани способны передвигаться со скоростью 20 км/ ч, даже если везут водителя и пассажира.
Из недостатков этого вида транспорта можно выделить то, что они имеют маленький топливный бак, поэтому передвижения на длительные расстояния возможны только с наличием канистры топлива. Так как модели не рассчитаны на комфортную езду, то ехать на них далеко также очень нецелесообразно. Нижняя часть тела водителя и пассажира ничем не защищены, поэтому необходимо внимательно передвигаться по зарослям, чтобы не повредить конечности. Гусеничная часть и лыжи часто забиваются снегом, так как имеют открытое исполнение, поэтому необходимо постоянно их очищать.
Также можно отметить – несмотря на то что техника рассчитана на двоих человек, сиденье очень неудобное и маленькое. Особенно в тех случаях, когда пассажир и водитель тепло одеты, передвигаться вдвоем крайне неудобно.
Основные характеристики
Размеры и вес
Так как мотосани предназначены для передвижения по снегу и льду, то они имеют средний небольшой вес до 50 кг и размеры, длину до 1,5 метра. Благодаря таким параметрам его сани можно уместить в багажник любого автомобиля в разобранном виде, а также в случае, если техника провалилась в какое-то углубление, можно вытянуть ее самостоятельно.
Особенности конструкции
Конструкция мотосаней очень простая. Она состоит из мотора, бака для топлива, лыж, системы подачи топлива и зажигания, гусениц. Для управления имеется руль по принципу велосипедного. Также есть ещё сиденье и рама. Лыжи обычно выполнены из металла, они более надёжны и поддаются ремонту. Еще под сиденьем находится сундук, в который можно определить вещи. Система управления достаточно легкая, благодаря тому что сцепление идёт в комплекте с приводом и основным валом.
В разобранном виде техника состоит из нескольких частей, что способствует удобной транспортировке.
Реальная скорость передвижения
Так как данный вид техники рассчитан только для облегчения передвижения, то скорость здесь не является показателем. Максимальная скорость может развиться до 35 км/ ч. Этого вполне достаточно, так как в зимнее время нецелесообразно ездить быстро, а такая скорость позволит чувствовать себя уверенно и безопасно.
Дополнительные
Рама может быть выполнена из стали с антикоррозийным покрытием. К ней приварены остальные составляющие техники: это система управления, которая также состоит из трубчатой поперечины, двое трубчатых раскосов для крепления бензобака. Задний мост – это подшипниковый корпус, который выточили из стальной трубы. Через промежуточную втулку проходит трубчатый вал, на котором установлены муфты, соединяющие задние колеса, и вал, а также звездочка цепной передачи.
В некоторых моделях вместо колес могут быть гусеницы. На лыжах устанавливаются тормоза штыревого типа. Нажимая на педаль тормоза, вы передаете усилие на рычаг привода при помощи трубчатой тяги. На передних лыжах также есть рычаги курсового управления.
Запуск двигателя возможен при помощи пускового шнура или электростартера. Мотосани предназначены для езды в тяжелых условиях, поэтому без проблем заводятся на любом морозе.
Рейтинг лучших моделей
- Одной из самых дешевых рыбацких моделей мотосаней являются «Супермур», которые представляют собой разборной вид снегохода. Сначала создавался сам мотор, а передняя часть финских саней не изменялась. В данной модели имеется двухтактный двигатель с одним цилиндром и принудительной воздушной системой охлаждения. Запускается техника с помощью ручного запуска, имеется электронное зажигание. Объём бензобака составляет 1,3 л, чего хватит на 1 час езды. Заправляется с помощью бензина 92 марки. Имеется автоматическое центробежное сцепление и прямой цепной привод на колесо. Весит модель 40 кг и имеет такие размеры: длина 1350 мм, ширина 650 мм, 1000 мм. Нагрузка на технику допустима 110 кг, а на сиденье 100 кг. Развивает скорость до 33 км/ ч, где можно менять скорость езды на 22 и 27 км/ч. Большие колеса обеспечивают устойчивую и комфортную езду, благодаря шиповке на шинах возможна хорошая проходимость на льду, сцепление с ледяной поверхностью и амортизация. Благодаря легкости и широким шинам, техника при попадании на поверхность воды длительное время не тонет, а находится на поверхности, что позволяет без проблем вытащить транспорт. При хороших условиях на санях можно ездить вдвоём. В комплект с данной моделью входит съемный фаркоп и лямки для перевозки грузов. При покупке можно выбирать колёса по виду протектора.
Модель предназначена для поездок по по льду и снегу. Толщина снежного покрова может достигать в среднем 15-20 см.
- Топ моделей представляет мини-снегоход «Хаски». Это универсальное средство передвижения для рыбаков по снегу и льду. Собирается модель в течение 3 минут, не нуждается в документах для управления, хорошо передвигается по рыхлому снегу толщиной 30 см. Модель оснащена четырехтактным двигателем с мощностью 4,8 лошадиных сил. Объём бака составляет 3,6 л, а максимальный расход топлива 1.5 литров в час. Заправляется 92 бензином. Ходовая часть состоит из двух лыж и гусеницы от «Буран Полюс МД» шириной 380 мм. Устройство запускается ручным запуском и развивает скорость до 24 км/ч. Весит техника 83 кг и может выдержать нагрузку до 120 кг. Имеет такие размеры: длина 2 метра, ширина 94 см, а высота 70 см. Передняя подвеска телескопическая, а задняя балансирная. Данная модель прекрасно подходит для езды на водоемах с большой площадью.
- Бюджетная и компактная модель мини-снегохода и мототрансформера «МТР-2 Вьюга Fishcar» для рыбалки весит 90 кг, имеет такие размеры: ширина 85 см, длина 2 метра, а высота 90 см. Максимальная нагрузка составляет 180 кг. Модель оснащена четырехтактным карбюраторным двигателем с мощностью 6,5 лошадиных сил. Заправляется техника 92-м бензином и вырабатывает максимальную скорость 18 км/ ч. Объём масла в картере составляет 600 г. Ходовая часть состоит из 2 управляемых лыж и одной гусеницы. Расход топлива составляет 2 л/час. В разобранном виде техника состоит из 6 частей и собирается в течение 5 минут. Легко перемещается в любой багажник автомобиля, для вождения не требуется никакой регистрации и сопроводительных документов.
- Мототрансформер «Рыбохот» – это модернизированная модель снегоходов «Пегас», «Турист» И «Бурлак». В ней учтены все положительные параметры и новые разработки в области данного вида техники. Это составляющие разъёмных соединений, двухступенчатый редуктор с сухим центробежным сцеплением. Модель весит 94 кг и имеет такие размеры: длина 2150 мм, ширина 500 мм, а высота по рулю 800 мм. Допустимая масса составляет 250 кг. Одноцилиндровый четырехтактный двигатель с рабочим объёмом 200 кубов охлаждается воздушным способом. Объем бака 3,6 литров, заправляется бензином 92 марки. Запускается двигатель ручным способом. Коробка передач двухступенчатая цепная в масле, а гусеница «Мини-Буран состоит из 42 звеньев длиной 2120 мм и шириной 380 мм. Мощность двигателя составляет 6,5 лошадиных сил. В разобранном виде технику можно перенести без труда даже одному человеку. Самая тяжелая часть-это двигатель с гусеницей, которые весят не больше 40 кг. Двигатель имеет ручки для переноски. Сиденье для пассажиров имеет фиксирующие ножки, оно при необходимости снимается и используется как скамейка или столик.
Как выбрать?
При выборе надежной модели для рыбалки каждый опирается на стоимость. Мотосани от российского производителя имеют стоимость ниже, чем аналоги от европейских и китайских брендов. При этом предоставляют хорошую езду и длительную эксплуатацию. Модели всех мотосаней имеют примитивную комплектацию и не оснащены различными устройствами для комфорта. При выборе необходимо прежде всего учитывать мощность двигателя и количество лошадиных сил. Эти критерии помогут вам набрать хорошую скорость и выбраться из снежного заноса.
Также очень важным критерием является объесть топливного бака. Если вы используете мотосани для дальних поездок, то вам нужен максимально большой топливный бак. Заводится техника может ручным способом и при помощи электростартера. Ручной способ требует механических усилий, но в большие морозы никогда вас не подведет, в отличии электростартера.
Выбирайте модели для двоих. Так как у них сиденье намного больше, чем в одинарных вариантах. На них вам будет комфортней ездить даже самому. Чем больше габариты техники, тем устойчивей она на снегу и льду. Модели с гусеницами являются более надежными, чем варианты с колёсами. Они помогут в езде на льду, но их необходимо периодически чистить от снега.
Воздушный тип охлаждения является лучшим, поскольку не требует никакого контроля от водителя. Двигатель сам охлаждается благодаря открытому типу исполнения. Для более удобного пользования можно приобрести дополнительное оснащение – это светодиодный фонарь, крепёж для GPS навигатора, регулируемый по высоте руль, благодаря которому техникой смогут пользоваться люди разного роста.
Мотосани для зимней рыбалки из бензопилы «Дружба» представлены в видео ниже.