- Живые мощи. Лукерья
- «Живые мощи», анализ рассказа Тургенева
- История создания
- Литературное направление и жанр
- Проблематика
- Сюжет и композиция
- Герои
- Барин-рассказчик
- Особенности стиля
- Анализ рассказа «Живые мощи» из цикла «Записки охотника » Тургенева
- В последние годы литературоведение обращается к теме влияния христианской культуры на литературу. Ранее эта тема игнорировалась и опускалась. Сейчас многие исследователи работают в этом направлении. Данная работа является еще одним звеном в этом направлении исследований. Введении в школьную программу курса «Основы христианской культуры » является несомненным сдвигом в этом направлении.
Живые мощи. Лукерья
Главная героиня рассказа «Живые мощи» — едва ли не лучший, не самый поэтический из всех образов «Записок охотника». Автор показал на нем, до какой духовной высоты может подняться простой русский человек вообще. Молодая девушка, крестьянка Лукерья, веселая, живая, бойкая, красавица, невеста, любимая женихом и сама любящая его, внезапно заболела такой болезнью, которая иссушила ее, навсегда при ковала к постели, исключила из числа живых людей. Жених ее погоревал, да и женился на другой. А она проводит целые годы в уединении, неподвижная, одна со своими думами. Но она не пала духом в безотрадном положении, напротив, она дошла до полного просветления, она счастлива, она радуется жизни, всякому ее мелкому проявлению, она рада смерти и ждет ее как блаженства, и не знает и не понимает страха перед ней. Лукерья — олицетворение народного религиозного идеала. Автор неожиданно увидел Лукерью в плетеном сарайчике близ пасеки, где она проводила лето. Вот как он описывает ее наружность: «Голова совершенно высохшая,нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать, только зубы белеют и глаза … лицо не только не безобразное, даже красивое, но страшное, необычайное. Лукерья не знает себялюбия, зависти, ревности, злобы. Она рада, что ее бывший жених нашел себе добрую жену, «и очень ему, слава Богу, хорошо», говорит она. Она тихо следит за жизнью природы и веселится ею. Она о себе не думает, но о других у нее болит сердце. Когда барин спрашивает ее, не нужно ли ей чего? Она отвечает: «Ничего мне не нужно; всем довольна, слава Богу …». В Лукерье сохранилась обычная любовь русского человека к песне: она поет, слабым, едва слышным, но чистым и верным голосом, всякие песни, которых прежде много знала. «Только вот плясовых не пою. В теперешнем моем звании оно не годится», — говорит она.
Смирение русского человека дошло в Лукерье до высокой степени. Собеседник подивился ее терпению, а она возражает ему: «Эх, барин! Что вы это? Какое такое терпение? Вот Симеона Столпника терпение было точно великое: тридцать лет на столбу простоял … А то вот еще мне сказывал один начетчик … » И она передает поэтическое предание о Жанне Д-Арк, «святой девственнице», как та прогнала агарян из своей родной земли, и потом велела этим агарянам сжечь себя, чтобы «огненной смертью за свой народ помереть». Лукерья религиозна в самом возвышенном и чистом смысле этого слова. Бог ей близок. Она видит таинственные, чудесные, пророческие сны, Христа видит и царство небесное; видит во сне смерть свою в образе большой женщины с глазами желтыми, как у сокола, и светлыми-пресветлыми, она радостно просит смерть взять ее, и та назначает ей время — «после, мол, Петровок». И Лукерья, действительно, умирает после Петровок — она как бы провидела свой конец.
«Живые мощи», анализ рассказа Тургенева
История создания
Рассказ Тургенева «Живые мощи» был напечатан в литературном сборнике «Складчина», составленном из трудов русских литераторов в пользу голодающих Самарской губернии, в 1774 г. У рассказа был подзаголовок — «Отрывок из «Записок охотника»».
Замысел рассказа относится к периоду до 1852 г., но он не вошёл в первое издание «Записок охотника». В рассказе есть автобиографические черты. Действие происходит в Алексеевке, одном из имений матери Тургенева. Прототипа героини рассказа Лукерьи звали Клавдией, с ней Тургенев встречался в первой половине 40-х гг. Другой прототип Лукерьи – калека Евпраксия, которая была красавицей, когда с ней был близок 17-летний Тургенев.
Литературное направление и жанр
Рассказ «Живые мощи» принадлежит к реалистическому направлению. В нём отразилась психология человека, переносящего страдания с терпением.
Проблематика
Проблема отношения человека к собственным страданиям и к страданиям других. Истоки силы и слабости человека, сочувствие и сострадание к ближним.
Основная проблема – долготерпение русского народа.
Сюжет и композиция
Эпиграфом к рассказу стала цитата из стихотворения Тютчева о том, что русскому народу свойственно долготерпенье.
Рассказ имеет рамку. Барин попадает на хутор случайно, из-за дождя, мешающего охоте. Большая часть рассказа – разговор с Лукерьей, в котором есть и ретроспекция о её прошлом. Конец – повествование о её скорой смерти.
Герои
Лукерья – 29-летняя женщина, за 6 лет болезни превратившаяся из высокой, полной белокожей красавицы, хохотуньи, плясуньи и певуньи в мумию.
Лукерья принимает как должное все выпавшие на её долю испытания. В её голосе рассказчик не слышит жалоб. Лукерья в её положении сочувствует другим людям, которым хуже, чем ей. К таким она причисляет тех, у кого нет пристанища, кто не может видеть, слышать, говорить, распознавать запахов. Она радуется за своего бывшего жениха Василия Полякова, который, потужив, женился на Аграфёне из Глинного, доброй женщине.
Лукерья благодарна тем добрым людям, которые за ней ходят, но не ждёт помощи: «Кто кому помочь может? Кто ему в душу войдёт? Сам себе человек помогай».
Рассказчика больше всего поражает, что Лукерью даже радует её положение, потому что она лишена возможности грешить. Она чувствует себя причастной к жизни своего хутора, не оторванной от церкви (священник исповедует её). Лукерья также чувствует себя частью всей природы.
Положение Лукерьи делает её подобной святым. К этой мысли отсылает название-оксюморон. Лукерья внешне похожа на умерших святых. Как многие мученики, она терпит физические страдания, так что даже не всегда может спать. Её жизнь — полноценная жизнь христианской души.
Она совсем не может читать, хотя и умеет, потому что не может удержать книгу, только молится.
Жизненная философия этой женщины состоит в том, чтобы никого не обременить. Даже свечку она не жжёт, потому что жалко, даже Богу много не молится, чтобы не наскучить.
Лукерья чувствует свою пользу: она передаёт девочке-сиротке, которая ходит к ней, своё умение петь песни, а знает она их множество.
Единственное, о чём просит Лукерья – уговорить барыню уменьшить оброк для крестьян. Жалеет она только о косе, которую пришлось отрезать.
Восхищения рассказчика её терпением она отвергает, вспоминая о подвигах Симеона Столпника, Иоанна Затворника и Жанны д’Арк (последних двух по именам не знает).
Барин-рассказчик
Рассказчик называет Лукерью несчастным, полумёртвым существом. Проникнувшись сочувствием к Лукерье, он хочет везти её в больницу, потому что она там «будет не одна». Он старается «для её же пользы», рассуждая так же, как доктор, который обследовал Лукерью и не велел ей противиться: «Я для вас же, дураков, стараюсь».
Постепенно ужас перед несчастным существом сменяется в рассказчике несказанной жалостью.
Единственное полезное дело, которое барин может сделать для Лукерьи, — достать ей лекарство от бессонницы.
Особенности стиля
Лукерья описана очень поэтично. То, что должно бы внушать страх и отвращение, красиво, почти божественно. Её лицо окаменелое, голос поющей женщины бедный, колеблющийся, как струйка дыма. Её крохотные пальчики холодны, а тёмные веки, опушённые золотистыми ресницами, похожи на веки древних статуй. Во всём образе Лукерьи есть какое-то окаменение, окостенение, так что рядом с ней каменеет и рассказчик. Эта неподвижность контрастирует с движением жизни вокруг.
Особую смысловую и образную нагрузку несут сны Лукерьи. Первый сон, в котором она услышала призыв, стал причиной её болезни. Последний её сон, в котором Смерть предсказывает ей время её кончины, сбывается. Надо думать, что правдивы и остальные сны, в которых Иисус забирает её в Царство Небесное и родители благодарят за молитвы.
Анализ рассказа «Живые мощи» из цикла «Записки охотника » Тургенева
Особенности воплощения образа героини в рассказе И.С.Тургенева «Живые мощи»
Обратимся к рассказу. Положение главной героини Лукерьи делает её подобной святым. К этой мысли отсылает название-оксюморон. Лукерья внешне похожа на умерших святых. Как многие мученики, она физические страдания терпит, так что даже не всегда может спать. Её жизнь — полноценная жизнь христианской души . Лукерья – 29-летняя женщина, за 6 лет болезни превратившаяся из высокой, полной белокожей красавицы, хохотуньи, плясуньи и певуньи в мумию.
Лукерья принимает как должное все выпавшие на её долю испытания . В её голосе рассказчик не слышит жалоб . Лукерья в её положении сочувствует другим людям , которым хуже, чем ей. К таким она причисляет тех, у кого нет пристанища, кто не может видеть, слышать, говорить, распознавать запахов. Она радуется за своего бывшего жениха Василия Полякова, который, потужив, женился на доброй женщине.
Лукерья благодарна тем добрым людям, которые за ней ходят, но не ждёт помощи : «Кто кому помочь может? Кто ему в душу войдёт? Сам себе человек помогай».
Рассказчика больше всего поражает, что Лукерью даже радует её положение, потому что она лишена возможности грешить . Она чувствует себя причастной к жизни своего хутора, не оторванной от церкви (священник исповедует её). Лукерья также чувствует себя частью всей природы.
Жизненная философия этой женщины состоит в том, чтобы никого не обременить . Даже свечку она не жжёт, потому что жалко, даже Богу много не молится, чтобы не наскучить.
Лукерья чувствует свою пользу: она передаёт девочке-сиротке, которая ходит к ней, своё умение петь песни, а знает она их множество.
Единственное, о чём просит Лукерья – уговорить барыню уменьшить оброк для крестьян. Жалеет она только о косе, которую пришлось отрезать.
Лукерья описана очень поэтично . То, что должно бы внушать страх и отвращение, красиво, почти божественно. Её лицо окаменелое, голос поющей женщины бедный, колеблющийся, как струйка дыма. Её крохотные пальчики холодны, а тёмные веки, опушённые золотистыми ресницами, похожи на веки древних статуй. Во всём образе Лукерьи есть какое-то окаменение, окостенение, так что рядом с ней каменеет и рассказчик. Эта неподвижность контрастирует с движением жизни вокруг. Несмотря на перенесенные ею страдания и настоящее тяжелое положение, она и не думает падать духом — напротив, она кажется даже довольной своим положением, поет песни, любуется природой в ее разнообразных проявлениях — следит за тем, как липа или гречиха . Она глубоко религиозна, видит пророческие сны, Христа, иногда и свою собственную смерть; последней она совсем не боится, она ждет ее, как какой-то радости … Душевная чистота и кротость, безропотная покорность, отсутствие заботы о себе, личного эгоизма, любовь к природе — вот общие нравственные качества Лукерьи. Характерной же особенностью героини является свойственная ей в высокой степени сила терпения , как уже отмечалось выше.
В этой силе терпения Тургенев видел типическую черту\национального характера, сложившуюся под влиянием тяжелых естественных и исторических условий жизни русского народа . Эта душевная сила основана у Лукерьи на ее глубокой религиозности, которая помогла ей сохранить спокойную ясность души, светлый взгляд на жизнь и отзывчивость к чужому страданию. Несчастье не озлобило ее, а смягчило ее душу. Она несет свой крест не только безропотно, но и радостно , потому что смотрит на страдание как на искупление грехов , как своих, так и чужих . Свое терпение она даже не вменяет себе в особую заслугу, указывая на терпение угодников Божьих.
На свое положение она не жалуется, даже ухитряется находить еще в жизни свои радости. Весеннее пробуждение природы, пение птиц, принесенные цветы, забежавший к ней в сарайчик заяц — все это доставляет ей минуты тихого удовольствия. В ней нет и тени эгоизма; она словно отрешилась от своего я , от личных забот и желаний: она даже у Бога не просит себе никакой милости, говоря, что нечего наскучивать Ему просьбами, и что Он лучше знает, кто в чем нуждается. Нет в ней и зависти к другим людям, к чужому счастью, вообще никакого нехорошего, злобного чувства; недаром она говорит: «От меня сам грех отошел». Напротив того, ничего не прося для себя лично, она пользуется случаем для того, чтобы походатайствовать за других, просить сбавить оброка с крестьян, указывая на их бедность и малоземелье.
Особую смысловую и образную нагрузку несут сны Лукерьи. Первый сон, в котором она услышала призыв, стал причиной её болезни. Последний её сон, в котором Смерть предсказывает ей время её кончины, сбывается. Надо думать, что правдивы и остальные сны, в которых Иисус забирает её в Царство.
Насколько приближена к лику святых героиня рассказа «Живые мощи»? В агиографической (описания святых) литературе показан традиционный тип великомученика. Писатель-реалист Тургенев отступает от жития, ему свойствен антропологический центр, поэтому человеческое начало для него выше божественного. Попробуем увидеть некоторые отличия. К примеру, несмотря на сходство с великомучениками, в Лукерье много от живого, реального человека . Если портрет святого изображается как икона, то в портрете Лукерьи автор выделяет глаза, что у И.С.Тургенева является чуть ли не обязательным, главным в портретах героев его произведений. Также в описании святых не упоминается слово «красота»: это что-то от дьявола. В описании Лукерьи автор уделяет внимание красоте телесной. Также Лукерья ничего не читает : не может держать книгу, а христианские святые много читали. Ещё она принимает опиум. Таким образом, ещё раз можно подчеркнуть, что реалист Тургенев показывает не чудеса, которые были свойственны агиографической литературе, а реальные муки человека. Или то, что она пришла к Богу уже в больном состоянии, а все великомученики приходили к Богу будучи здоровыми или после перенесённой неизлечимой болезни, от которой он исцелялись чудесным образом. Тем самым автор подчёркивает, что Лукерья не является отнесённой церковью к лику святых ,и тем не менее как много в её жизни напоминает жизнь известных великомучеников.
Как Сергий Радонежский и другие святые уходят от мира в леса, в монастыри по какому-то тайному зову, так и Лукерья словно слышит зов, после которого происходит падение, а затем её сковывает болезнь.
Святые подвижники уходили на служение Богу примерно в таком же возрасте, что и Лукерья: ей нет и 30.
В агиографической литературе герои отказываются от близких родственников, например, А.Печерский отказался от матери, от которой много претерпел препятствий. И Лукерья отказывается от бывшего мужа, но не испытывает к нему неприязни.
Как и все великомученики, героиня рассказа «Живые мощи» без всякого страдания принимает все свои муки, не ропщет на судьбу свою и на Бога. « Рассказы свои вела почти весело, без охов и вздохов, нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на участие».
Также Лукерья безгрешна, и это указывает на её святость, так как отсутствие греха является необходимым условием святости. Святой мог быть и очень грешным человеком, но потом он уходил от мира и искупал свои грехи. При этом, как все древние святые, Лукерья искупает не только свои грехи (грехи её только в мыслях могли промелькнуть, в самой жизни она не сделала их), но и грехи своих родителей. В одном из своих вещих снов она видит уже умерших отца с матерью, которые говорят ей, что она « не одну свою душу облегчила, но и с них большую тягу сняла».
Все страстотерпцы искупают не только свои грехи, которых могло и не быть, но и грехи всего человечества.Так поступали Сергий Радонежский, Антоний Печерский, Стефан Пермский, Александр Невский, Серафим Саровский и другие. Своими корнями эта идея уходит к образу Иисуса Христа, который принял смертные муки за грехи всего человечества. По сути, принятие страдания за грехи всего человечества является одним из важнейших компонентов святости. Правда, в отличие от христианских святых Лукерья искупает грехи не всего человечества, а конкретных людей. Реалист Тургенев не мог изобразить в своём рассказе традиционную христианскую святую : он лишь использует основные каноны житийной литературы, трансформируя их согласно своей художественной концепции.
Еще много примеров сходного в жизни мученицы Лукерьи с жизнью святых мучеников можно привести. Это приход в сарайчик к Лукерье животных и птиц, которые, по христианским канонам, чувствуют святость человека и приходят к нему. Также, как и святые, Лукерья точно предугадывает свою смерть: «после петровок», как и происходит на самом деле. На святость указывает и приход Иисуса Христа в первом сне. Можно продолжить называть сходства в описании жизни героини с житиями святых.
Таким образом, И.С.Тургенев представил свою героиню как традиционную христианскую великомученицу за некоторыми отступлениями от жанра жития.
Главная героиня рассказа, по мнению автора, является носительницей коренных национальных черт всего русского народа : это истинно русская душа, чистая, светлая, несломимая,готовая нести крест со свойственной лишь ей долготерпением и верой, даже с благодарностью за посланные испытания, потому что именно они приближают к истинному, вечному. По прочтении создаётся впечатление, что никому больше не под силу подняться так высоко, как сделал это русский человек, и вспоминаются строки из стихотворения М,Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»: и в небесах я вижу Бога.
Испокон веков представление о святости на Руси было таким: в этом святом мире и идеал человека -быть святым (святой человек; ср. имена типа Святослав, Святополк, Святомир и т. п.). Во всех формах реализации человеческой деятельности — своей (потенциально) или исходящей свыше. Отсюда — святое слово, святое дело, святая мысль. И то, чем человек слывет среди других, что остается после него, в высших своих проявлениях оказывается святым (святая слава, святое имя). Свято и высшее назначение человека, его жизненный путь, его идеал -святой путь, святая вера, святая правда, святая истина, святая жизнь, святой Бог.
При создании рассказа «Живые мощи» И.С.Тургеневым владело стремление понять специфику национального характера, постичь самую суть его.
А.С.Пушкин имел право сказать о себе, что «чувства добрые он лирой пробуждал».Но и И.С.Тургенев тоже ни какие-нибудь условные чувства открывал в душах читателей, а те, что несут добро, нравственность , красоту.
Будучи по взлядам «постепеновцем», западником, противником революции, И.С.Тургенев искал пути спасения русского народа от крепостного права.Если Н.А.Некрасов верил в будущее русского народа, тоже ценя такое качество, как терпение (« вынесет всё»), но выход видел в революции ( и широкую, вольную грудью дорогу проложит себе) ,то Тургенев верил в величие народа, великого, могучего, правдивого и свободного. Очень хочется надеяться, что сбудется предсказание великого писателя, что когда-нибудь здравый смысл победит.
Хочется верить, что понятие святости не может быть закрыто наглухо для носителя безрелигиозного сознания, что оно бесполезно для него и что не может затронуть его сердце, душу, чувства, ум. Еще несколько лет назад обращение к теме святых и святости в русской культуре могло бы показаться странным, безнадежно устаревшим, ненужным и вредным (не говоря уже об опасности выдвижения такой темы), по крайней мере тем, кто утратил связь с духовно-религиозной традицией (в результатe ли сознательного разрыва с нею или пассивного, незаметно совершившегося выпадения из нее), и для кого «нечувствие» к высшим смыслам и главным ее ценностям стало естественным. Происходящие в последнее время изменения в отношениях государства к церкви и религии и в общественном сознании приводят к возрождению интереса к тому, что было забыто, отринуто, поругано. Появляется желание найти в прошлом то, что может помочь разобраться в настоящем и бросить луч света на будущее, иначе говоря, возобновить права наследования, от которых столь поспешно отказались ранее, и взять с собой это родовое наследие в дальнейший путь.