- Что такое гарпун? Гарпун для подводной охоты
- История происхождения
- Рыбалка с гарпуном на воде
- Как сделать гарпун своими руками
- Особенности подводной рыбалки
- Выбор гарпуна для подводной охоты
- Виды наконечников
- Испытания скоростной моторной лодки «Гарпун»
- Основные характеристики мотолодки «Гарпун»
- Лодка для загонщика
- Внешность и планировка
- На волне и без нее
- Краткие выводы
Что такое гарпун? Гарпун для подводной охоты
Спокойная рыбалка — удовольствие не для всех. Но для любителей экстремальных развлечений есть своя вариация этого хобби. Необходимо просто добавить несколько особых инструментов — и сразу станет интересней. Совсем немногие знают, что такое гарпун, а тем более умеют с его помощью охотиться на рыбу. Это задача не из легких, и возможно, терпения здесь нужно гораздо больше, чем на обычной рыбалке.
История происхождения
Гарпун — это специально изобретённое орудие для охоты на морских существ. Тяжело сказать точно, откуда он к нам пришел, но корни его уходят к далеким эскимосам, чукчам и аулетам. Ведь именно у них основным источником добывания еды была рыбная ловля. Их копье-гарпун было устроено таким образом, чтобы его острие плотно закреплялось в теле животного, если оно пыталось скрыться. Обычно к наконечнику привязывалась верёвка, с помощью которой можно было проследить, в какой направлении уплывала добыча. Так охотникам было проще выследить свою жертву. Что касается ловли обычной рыбы, то чтобы добыть себе рыбешку на обед, хватало лишь одного броска гарпуна.
В наше время различают два вида нетрадиционной рыбной ловли, это:
Рыбалка с гарпуном на воде
Далеко не каждый человек согласится участвовать в таком нелегком деле, но смельчаков всегда хватает. Итак, что понадобится для такой рыбалки:
- Лодка.
- Хороший, мощный фонарь.
- Гарпун.
- Напарник.
Конечно же, одна голова хорошо, а две еще лучше. Люди так сильно томятся в мегаполисах, что стоит только упомянуть о выезде за город, как соберётся толпа желающих подышать чистым и свежим воздухом. Несложно будет найти и лодку, и яркий фонарь: их можно приобрести в специализированных магазинах. Однако с орудием ловли придется немного повозиться. Многие просто-напросто никогда и не слышали, что такое гарпун, и не во всех магазинах он есть. Вместо него могут постараться продать орудие для подводной охоты. А если уж гарпун имеется в наличии, то нужно быть готовым к тому, что обойдется он довольно дорого.
Что касается самой рыбалки, то лучшее для неё время — это середина осени. С собой обязательно взять еду и много теплого питья. Но вот стереотипам о рыбалке не стоит поддаваться и брать с собой алкоголь нельзя — это верный способ оказаться за бортом в холодной воде со всем своим имуществом.
Для того чтобы рыбалка с гарпуном не была невыносимо тяжелой, во время нее следует плыть на лодке по течению, если речь идёт о реке, а на озере необходимо выйти на его середину и оставаться там. После определения места необходимо приманить рыбу. Делается это с помощью фонаря: им просто светят в воду. Когда добыча будет достаточно близко, необходимо просто резким движением запустить гарпун в воду, чтобы он прочно вонзился в неё.
Теперь вопросов о том, что такое гарпун и для чего он предназначен, не должно возникнуть.
Как сделать гарпун своими руками
К сожалению, не каждый человек может позволить себе потратить деньги на очередную прихоть. Поэтому многие любители рыбалки, которые хотят сэкономить, интересуются, как сделать гарпун самостоятельно. Он состоит из двух частей: шеста и наконечника. Первый должен быть длинным, около двух — двух с половиной метров. Для этого используется обычный брус, при этом стоит отметить, что черенок от лопаты в данной ситуации не подойдет. Из него необходимо выточить ровный шест.
Вот с наконечником будем немного сложнее. Нужно взять кусок металла и приварить к нему несколько металлических острых штырей. Лучше всего для этого подходят спицы от старых мотоциклов. С другой стороны необходимо приварить недлинную, соразмерную с черенком трубу. После чего две части гарпуна соединить воедино. Да, получится не самое элегантное оружие для рыбалки, но обойдётся оно значительно дешевле.
Особенности подводной рыбалки
Охотиться на рыбу с помощью гарпуна – это, конечно же, занятие на любителя. Причём оно в корне отличается от стандартной рыбалки. Для охоты вам понадобится специальное снаряжение. Главным элементом экипировки является пистолет или ружьё, которые заряжены не обычными патронами, а гарпуном. Суть процесса заключается в том, что охотник выслеживает рыбу, после чего убивает её выстрелом из пистолета. Однако чтобы такая рыбалка не затянулась, необходимо точно знать поведение определенных рыб.
Такие факторы, как сложный рельеф дна водоема или плохая видимость, могут значительно повлиять на возможность манёвра, время подготовки для стрельбы. Поэтому лучше для охоты выбрать себе капсюльный пистолет. Этот тип оружия обеспечивает гораздо больший ударный импульс, чем оружие других видов. Гарпуны, ружье которых относится к другому типу водной амуниции, просто не будут успевать поражать цель.
Выбор гарпуна для подводной охоты
Если заядлый рыбак должен знать, как и на кого ловить ту или иную рыбу, то человек, интересующийся подводной охотой, должен знать не понаслышке, что такое гарпун, разбираться в их наконечниках, а также в специальных ружьях. В отличие от острог не рекомендуется самостоятельно делать гарпун для подводной охоты. Это орудие сделано из очень прочных сплавов, которые не дают ему деформироваться от выстрела, сопротивления воды и попадания в твёрдые объекты. Подводный гарпун оснащён специальным наконечником.
Что касается самого пистолета, то его можно как купить, так и сделать самому. В спецлитературе хватает схем готовых проектов, по которым можно собрать ружьё, главное, чтобы гарпун для подводной охоты ровно входил в ствол для комфортной стрельбы.
Виды наконечников
Различают два основных типа:
- Флажковый — очень надёжен в плане сохранения добычи. После попадания он раскрывается и не даёт рыбе уплыть. Основной минус в том, что снять добычу с цельного гарпуна можно только в том случае, если все флажки сложены назад.
- Резьбовые наконечники — универсальные. Гарпуны с таким устройством очень эффективны в любых условиях. К плюсам можно отнести то, что для того, чтобы достать снаряд из рыбы, необходимо просто открутить наконечник. К минусам относится недолговечность. Ведь при частой раскрутке нарушается целостность резьбы и сбивается центровка самого гарпуна.
Эти типы имеют свои подвиды, которые зависят в основном от их заточки, количества флагов, зубьев и т. д.
Испытания скоростной моторной лодки «Гарпун»
По давней традиции испытатели «КиЯ» начинают оценку любой лодки «с киля» — с обводов корпуса, определяющих его ходовые и мореходные качества. По такому же принципу подошли к делу и специалисты нижегородской фирмы «Пласт», взявшие за основу своей новой скоростной мотолодки «Гарпун» давно проверенный в деле и хорошо зарекомендовавший себя корпус. Как показали результаты редакционных испытаний «Гарпуна», впервые представленного широкой публике на петербургской бот-шоу, такая конструкторская политика полностью себя оправдала.
Основные характеристики мотолодки «Гарпун»
Длина габаритная, м | 5.45 |
Ширина габаритная, м | 2.22 |
Высота борта на миделе, м | 1.1 |
Высота транца, м | 0.51 |
Вес корпуса, не более, кг | 650 |
Пассажировместимость, чел. | 7 |
Рекомендуемая мощн. ПМ, л.с. | 90-150 |
Лодка для загонщика
Постоянные читатели «КиЯ» наверняка припомнят отчет об испытаниях мотолодки «Тунец», опубликованный в №108 за 1984 г. Появление подобной лодки по тем временам было в некотором роде сенсацией — о скоростях 80-90 км/ч в открытом море и подвесниках за 100 л.с. при тотальной монополии «Вихрей» и «Нептунов» мало кто помышлял. Понятно, что без команды всесильных «партии и правительства» тогда не обошлось, и ‘Тунец» предназначался не для частников, а исключительно для деловых целей. Хотя при этом довольно экзотических.
При лове тунца в тропических районах Мирового океана промысловые суда обычно снабжаются вспомогательными бортовыми катерами или быстроходными мотолодками. Задачей этих катеров, спускаемых на воду в районе промысла, является не собственно лов, а обнаружение, загон и удержание косяка рыбы на месте до подхода тунцеловного сейнера, а также проведение различных вспомогательных работ при замете сетей. Тунец — очень осторожная рыба, способная развивать большие скорости, а лов проводится при практически постоянном волнении океана. Этим обусловлены особые требования к скорости, маневренным и мореходным качествам таких лодок.
Известное ЦКБ «Нептун», получившее задание разработать подобную лодку-«загонщика», остановилось на обводах «глубокое V» с килеватостью на транце 24° в сочетании с набором продольных реданов. В ходе модельных испытаний, проведенных в опы-товом бассейне ЦНИИ имени академика А.Н.Крылова, были уточнены заложенные конструкторами соотношения размерений и характеристики обводов, дополнительно проверенные вскоре и в реальных условиях 2-3-балльного волнения на самоходном макете. В прошлом веке к делу подходили более чем серьезно!
Проект «1348», получивший мирное название «Тунец», был запущен в серию, и несколько мотолодок, укомплектованных «буржуйскими» 115-сильными «Джонсонами», исправно несли свою службу на тунцеловах, внося свою серьезную лепту в рыбацкие барыши, напрямую зависящие от количества пойманной рыбы.
Как объяснили представители «Пласта», корпус «Гарпуна» представляет собой пропорционально увеличенный и по длине (до 5.45 м), и по ширине (до 2.22 м) корпус хорошо зарекомендовавшего себя «Тунца» (напомним, что прототип имел размерения 4.62х1.92 м). Осталась прежней и характерная конфигурация продольных реданов. До транца простираются только две скуловые пары. В носовой же части — внушительный набор из четырех реданов на каждой из сторон. Располагаются они по батоксам, поднимаясь вверх к носу, что позволяет не только эффективно бороться с забрызгиванием, но и улучшить всхожесть на волну на высоких скоростях.
Внешность и планировка
Первые дни работы выставки нам пришлось любоваться «Гарпуном» только под крышей павильона. Слово «любоваться» здесь вполне уместно — действительно очень красивая лодка! Нарядный темно-зеленый корпус с ярко-желтой палубой сразу притягивает взгляд, и мало кто из посетителей выставки проходил мимо без задержки. Да и при более детальном рассмотрении впечатление складывается весьма благоприятное: качество и наружных поверхностей, и «навесных деталей» на высоте. Все выглядит добротно и фирменно, без единого следа той «сделанной на коленке» кустарщины, которой, особенно по части мелочей отделки, порой грешит продукция отечественных предприятий.
Планировка «Гарпуна» сразу вызывает рыболовные ассоциации — просторный открытый кокпит разделен двумя бортовыми полуконсолями на два примерно равных по площади отсека. В кормовом, помимо мягких ковшеобразных кресел для водителя и пассажира, имеется широкий диван, а в носовом диваны расположены вдоль бортов. «Мягкими местами» при желании можно обеспечить девять человек — неплохо для 5.4-метровой лодки! Понравилось, что кормовои отсек легко отгородить от носового, закрыв центральную «форточку» ветрового стекла и прозрачную дверцу в широком проходе между консолями (плюс такой незаметной дверцы — эстетика, минус — риск про нее забыть и выбить ногой, пробираясь в носовой кокпит).
Подобную планировку мы уже не раз видели, скажем, на тех же алюминиевых «Silver» и «Buster», ценимых прежде всего рыболовами. Припомнился и американский «Sea Nymph», на котором под подушками продольных диванов в носовом кокпите установлены ящики-аквариумы для улова.
Однако на рыбалке для «Гарпуна» свет клином не сошелся, на что недвусмысленно намекает установленный в корме мощный пилон для крепления буксировочного троса. Один из моих знакомых, похлопывая по необхватному капоту установленного на транце 150-сильного «Mercury», заметил, что опытный «адреналинщик» наверняка сумеет прокатиться за «Гарпуном» не только на монолыже или вейкборде, но и на голых пятках! А о таких банальных вещах, как «бананы» и надувные круги, и говорить не стоит.
На волне и без нее
В назначенный день и час «Гарпун» покинул выставочный павильон и впервые окунул свой килеватый «живот» в мутноватые воды Финского залива. Поскольку представители «Пласта» (и в публикуемой у нас рекламе, и в устных беседах) делали особый упор на скоростные качества лодки, первым делом я решил проверить «максималку».
На глиссирование «Гарпун» буквально выпрыгнул — выход занял одну-две секунды, не более. Впрочем, ничего удивительного: был я в лодке один, а тащили ее как-никак 150 «лошадок». Понравилось, что кормовой дифферент в течение этой пары секунд оказался более чем умеренным, и обстановку по курсу я прекрасно видел, даже не привставая с удобного ковшеобразного кресла. Увы — еще через несколько секунд, когда цифры на зажатом в кулаке навигаторе GPS стали плясать от 89 до 92 км/ч, газ мне пришлось сбросить, чтобы не погубить мотор. Винт оказался чересчур «легким», и обороты явно превышали дозволенные. Кроме того, как показали попытки заложить крутые виражи, мотор установили слишком высоко относительно среза транца — при повороте штурвала винт сразу хватал воздух, теряя упор. Однако даже при этом «Гарпун» устойчиво стоял на курсе, не пытаясь ни рыскать, ни дельфинировать. Крен в повороте, несмотря на мои опасения, вовсе не оказался запредельным — обычно килеватые лодки при резкой перекладке штурвала «показывают киль» стороннему наблюдателю.
Максимальное занутрение мотора триммером привело к некоторому снижению максимальной скорости по прямой (до 85-88 км/ч на полном газу), а в повороты «Гарпун» стал «ввинчиваться» более резко. В общем, я бы сказал, что, если поэкспериментировать с винтами и установкой мотора, заявленная фирмой-производителем скорость около 100 км/ч налегке вполне достижима. Есть также основания полагать, что и при такой скорости «Гарпун» будет вести себя столь же стабильно и прогнозируемо, как при 80-90.
Как вскоре выяснилось, нагрузки «Гарпун» тоже не боится. С шестью седоками на борту был достигнут более чем достойный скоростной результат — 78 км/ч.
Во время испытаний Финский залив не побаловал нас сильным волнением. По той волне, что имелась (0.25-0.3 м высотой), «Гарпун» даже на предельной скорости и с одним водителем летел, как автомобиль по гладкому асфальту. В общем, мы в очередной раз не стали ждать милостей от природы и развели крутые метровые валы при помощи большого РИБа фирмы «Спасатель», идущего в переходном режиме с шестью пассажирами на борту. Я от души погонял по этой искусственной волне во всех мыслимых направлениях, и «Гарпун» меня не разочаровал. Движение даже на очень высокой скорости мягкое, без ударов и прыжков, устойчивость на курсе великолепная — в том числе в той очень коварной ситуации, когда идешь практически вдоль волны (5-15° к ее бегу), «цепляя» гребень (некоторые килеватые лодки при этом угрожающе зарыскивают и теряют ход).
Краткие выводы
Хоть условия испытаний были не совсем корректны («легкий» винт, высоко установленный мотор), и я, и мои коллеги, и просто «люди с пирса», которых мы прихватили с собой в качестве живого балласта, не могли не признать — лодка удалась. По крайней мере, ходовые и мореходные качества своего, пусть старшего, но меньшего по размерам собрата ‘Тунца» она унаследовала сполна. По достоинству оценили все и качество изготовления опытного экземпляра (надеемся, что в серии тоже будет все в порядке!)
«Попали в жилу» производители и с планировкой кокпита. Рыбалка рыбалкой, но и яркая расцветка, и обилие мягких диванов, и 150-сильный моторчик на транце, и уже упомянутый буксировочный пилон наводят на мысли не только о спиннингах и резиновых сапогах, но и о ярком солнце, дамском и детском визге в крутом повороте, катании на водных лыжах, шашлычках и прочих дозволенных шалостях на воде.
Кстати, специалисты фирмы «Пласт» предусмотрели возможность закрыть тентами оба отсека кокпита, что делает катер весьма привлекательным не только для «рыбаков» и «катальщиков», но и любителей семейных путешествий. Ведь скорость «Гарпуна», подкрепленная возможностью с гарантией благополучно вернуться домой даже в «жесткую» погоду, делает дальние выходы на пару выходных дней вполне реальными.