Лодка для троллинговой рыбалки

Лодка или катер для троллинга

В разное время мне довелось эксплуатировать с десяток катеров различных модификаций, подходящих для троллинга и не раз участвовать в подборе лодок для троллинга для своих знакомых. Рассмотрим их качества, которые наиболее важны на рыбалке. Начнем с акваторий. Житель северо-запада России, к примеру, может найти немало водоемов для полноценного троллинга. В первую очередь это Финский залив. Ладога и Онега, а еще с десяток глубоководных карельских озер, способных вместить неповоротливый катер Trolling Cpecial. Самые известные из них – Сямозеро, Топозеро и Пяозеро.

Не стоит забывать о региональных правилах ловли. На одних водоемах существуют лишь сезонные ограничения, на других – полный запрет на ловлю. Тут мы с интересом посматриваем на Запад, где можно свободно перемещаться от места к месту, перевозя укомплектованный катер на трейлере. С учетом этого организуются соревнования и чемпионаты в скандинавских странах. Сегодня гражданин России может привезти с собой, например в Финляндию, не только удочки, но и целиком катер. Но пока наши соотечественники, направляясь в тот же Simrishamn на лососевое родео, чаще всего пользуются услугами местных гидов арендуя катера на месте.

А в России, на том же Онежском озере, место для стоянки и хранения катера найти весьма проблематично. Поэтому цепляем трейлер за фаркоп автомобиля и колесим по ухабистым дорогам к очередному месту ловли. Чтобы обойтись минимумом хлопот, приходится выбирать для транспортировки лодку меньшего размера, длиной максимум 6.5 м Катер Silver Eagle Star Cabine такого размера, который мне довелось эксплуатировать почти два сезона, я без особых хлопот буксировал по ровным дорогам 3,5-литровым джипом, но расход топлива иногда доходил до 24 л на 100 км. Наиболее сложные проблемы начинались во время спуска или подъема лодки из воды на неподготовленных участках в Карелии, где, конечно, никаких слипов нет и в помине. Один из сезонов мы открыли на пластиковом Yamarine длиной около 8 м. После первой поездки стало ясно: эта лодка не подходит для перевозки на трейлере. Для мобильной перевозки нужна лодка меньшего размера и массой не более тонны. Ее в состоянии тянуть обычная Нива и почти гарантированно вытащит из воды при условии твердого грунта под колесами. В Скандинавии, конечно, дела обстоят значительно проще. Хорошо подготовленная марина на несколько лодок есть в каждом малюсеньком городке на побережье.

Выбор лодки или катера

Какой корпус лучше выбрать: пластиковый или алюминиевый?

До 85% всего мирового рынка приходится на пластиковые катера. Алюминий пока лишь набирает популярность. Лет 10 назад на нашем рынке преобладали финские катера silver, ставшие едва ли не эталоном рыбацких лодок. Сейчас рынок делят несколько европейских, американских производителей и российские верфи, подсмотревшие – некоторые технологии у иностранных коллег. Из алюминиевых лодок мне довелось эксплуатировать только катер silver. Но модельный ряд катеров серьезно расширился: появились Fox, Hawk DC и Сabine. Shark СС. Shark WA. Eagle CC, WA и Eagle Star Cabine. Пара выездов на финских катерах Buster и Faster отношение к алюминию кардинально не поменяли.

По пластику брендовая линейка куда разнообразнее Ryds, Trophy, Karnic, Yamanne, Flipper наконец, отечественные «Ладога 2« и Новая Ладога, проект Альбатрос. Проведу небольшой сравнительный анализ.

При перевозке разница не слишком заметна: все одинаково тормозят и тупят машину, парусят при боковом ветре. На воде дела обстоят по-другому. При про изводстве пластикового корпуса есть возможность задать любые параметры обводов корпуса, поэтому в мореходных качествах пластик выигрывает. Мореходность таких катеров значительно выше, шум во время хода ниже. В сложных условиях при более совершенных обводах корпуса судно лучше справляется с разбушевавшейся стихией. По этой причине мне в свое время пришлось отказаться от эксплуатации на тот момент флагмана линейки Silver – Eagle Star Cabine. Устраивающая по всем прочим позициям лодка слишком жестко вела себя во время хода по волне и против нее. При обводах «глубокое V» на малом ходу (то есть в рабочем режиме) и при ощутимой боковой волне катер качало с существенной амплитудой. На смену ему была выбрана северо-американская модель того же размера Trophy. Недостатки были и у этой лодки, но только не в мореходности. Это важно, поскольку ловля происходит, как правило, при ощутимом волнении, при волне высотой более 2 м. Мне постоянно приходится общаться со спортивными гидами из Финляндии и Швеции, которые несколько десятилетий ловят в условиях крупных озер Веттерн и Вянерн, весьма близких по характеру Ладоге и Онеге. В результате я выяснил, что четверо из пяти наиболее опытных рыболовов постоянно эксплуатируют лодки с алюминиевыми корпусами. Морской троллинг на Балтике требует значительно большего внимания и концентрации от рыболова. Главный аргумент любителей «железа» – неприхотливость к камням и галечному грунту при высадке на берег. С этим не поспоришь. После эксплуатации новой пластиковой лодки в течение 1.5 месяца не в самых жестких условиях я обнаружил на корпусе многочисленные сколы лака, правда лишь верхнего слоя, который легко восстановить.

Читайте также:  Воблер maria mj 1 s130f

Ремонтопригодность пластика в целом отменная. С алюминием сложнее. В случае серьезного повреждения, особенно когда расходится сварной шов, ремонт обойдется в значительную сумму. И алюминий, и пластик имеют свои плюсы и минусы, и я бы посоветовал исходить из других сравнительных категорий; стоимость, комфорт, эстетическое восприятие и т.д Гораздо важнее, на мой взгляд, рассмотреть вопрос удобства и комфорта именно для рыбалки, а не для прогулок в летнее время. Троллинговый катер от всех прочих отличает максимальное пространство в кормовой части: либо минимум предметов, никаких лишних диванов и столиков, либо они должны быстро трансформироваться и убираться. Классический пример – Ryds и очень похожие на нее отечественная «Ладога 2» или модернизированная «Новая Ладога» Их объединяет смещенный в носовую часть «хардтоп» – кабина и пост управления. Около 2/3 корпуса занимает кокпит. Но в суровых северных условиях можно выбрать лодку с обжитой каютой. Лучший пример – катер Yamarine. который в полной мере можно отнести к классу «круизных катеров» Здесь имеются просторная каюта, спальные места, импровизированная кухня. Нет только места для душа и гальюна Близок к такому решению и Silver Star Cabine, который почти на 1.5 м короче. На моей лодке финской сборки были установлены каютный обогреватель, освещение, музыка, телевизор и холодильник. В дождливые и морозные дни возможность управления лодкой из кабины становится существенным плюсом.

Важный вопрос – стоимость плавсредства. Если для вашего катера найдется охраняемая стоянка и не придется каждый раз искать съезд и возиться со спуском на воду и подъемом, удастся избежать сложных маневров по разбитым дорогам, имеет смысл потратиться на приобретение более комфортной и автономной лодки. Тогда в холодные осенние дни не надо будет устанавливать палатку. Ночевать в просторной каюте схорошим обогревателем можно почти как дома. Если же приходится часто менять водоемы и нет стоянки, советую обратить внимание на тех же гидов вне зависимости от того, где они базируются и как часто меняют водоемы. У большинства из них лодки и катера вовсе лишены каких-либо кают имеют открытую компоновку.

Троллинговая рыбалка

Рыбалка современным способом троллинга проводится на моторном плавательном средстве с применением спиннинговых удилищ. Вид ловли требует специального оборудования и технических навыков. Троллинг рыбалка стала надежным методом добычи рыбы за счет частой и быстрой смены мест, облову разных глубин и территорий. Не везде считают мобильную охоту законной. Организацию рыбалки можно проводить после уточнения трактовок местных порядков.

Морская охота

В чем суть троллинга

Основная стратегия охоты кроется в добыче трофейной рыбы только с плывущей лодки, на которой закреплены спиннинговые удилища. Современный способ ловли основан на доставке приманки в заданный глубинный слой, проводки путем буксирования по территории, ведении контроля за поклевками. Оснащение электронными приборами для навигации, эхолокации существенно помогает искать добычу на водных просторах. Доступность моторных маломерных судов сделала популярным мобильную ловлю, пришедшую на смену дорожке , т.е. буксировке приманок на гребной лодке. Изучать троллинг, что это такое в рыбалке, рекомендуют вместе с опытными рыболовами.

В процессе движения судна по водоему задействованы одновременно несколько снастей, близких по параметрам, с разными видами приманок для охоты в поверхностных и глубинных слоях.

Для эффективной рыбалки требуются знания и практические навыки:

  1. осуществление правильного подбора троллинговых удилищ для маломерного судна.
  2. учет возможных зацепов приманки во время проводки.
  3. выбор оптимальной скорости.
  4. использование технических средств.
  5. изучение особенностей водоема, видов хищных рыб, обитающих на участке охоты.

Овладение даже базовыми основами троллинга требует от рыболова хорошей координации, умения быстро реагировать на постоянно меняющиеся условия при передвижении моторного судна.

Техника выполнения и виды

В троллинговой рыбалке важна имитация естественной приманки. От положения, заглубления, скорости движения, прочности закрепления зависит результат охоты. Стратегия и тактика ловли определяют следующие разновидности:

  • неглубокий троллинг проводят при медленном передвижении лодки, так как на скоростную приманку хищник не клюет. Минимальную скорость двигателя помогает поддерживать тахометр. Для мощных лодок используют дрейфовые сумки, замедляющие ход. Но при выуживании добычи они становятся помехой, нужно вовремя поднять сумки;
  • глубокий троллинг сложнее в техническом проведении, так как проводится тактическая подготовка в изучении особенностей дна, глубины. Метод подходит для выуживания щуки, судака;
  • тематическую рыбалку организуют на определенного хищника;
  • поисковую проводят путем буксировки приманки для первичного выявления зоны накопления рыб. Затем ведут классическую рыбалку на закрепленном плавательном средстве.
Читайте также:  Как ароматизировать опарыша для рыбалки

Ловлю на поверхности ведут зачастую с помощью блесны. Объемные воблеры подходят для погружения приманки на глубину до 6 метров. В притоплении более 6 метров требуются воблеры со средними, длинными лопастями, при этом увеличивают вес огрузки. Чтобы избежать спутывания лесок, на поворотах их подматывают, судно поворачивают плавно.

Стаканы под удилища

К важным техническим устройством для троллинга относят стаканы под удилища, прочно закрепленные на бортах. Опытные рыболовы используют навигатор, помогающий фиксировать места скопления подводных обитателей, планировать движение лодки. На больших водоемах не обойтись без эхолота, дающего информацию о глубинных особенностях водоема.

Техника ведения приманок различается при ловле по течению реки и против него. В первом случае подбирают скорость передвижения, чтобы приманка играла, а не просто двигалась в потоке воды. Во втором случае изучают глубину погружения, правильную траекторию, чтобы минимизировать зацепы.

Для рыбалки троллингом не обойтись без навыка работы с удилищами, утяжелителями, умения следить за приманкой. Опытные рыбаки одновременно управляют лодкой, следят за 6-8 снастями. Новичкам следует начинать с облова участков на мелководных водоемах двумя удочками, закрепленными по обеим сторонам лодки. Еще бывает разновидность троллинга с корабликами.

Места ловли

Территория для рыболовной охоты важный фактор, влияющий на характер троллинга. Различают морскую, речную ловлю на водоемах с умеренным течением, рыбалку на озерах, малых реках.

Морской троллинг проводят на крепком судне мощными снастями. На случай ловли массивных хищников (тунца, групера, дорадо, парусника, и др.) используют прочные удилища, катушки, специальное оборудование. Проводки сопровождаются сильными вибрациями от сопротивления течения, приманки. Вываживание крупной рыбы требует от рыбака мастерства и физической выносливости.

В пресных водоемах рыболовную охоту ведут целенаправленно за судаком, лососем, щукой, сомом, используя для каждого вида соответствующую приманку. Требования к удилищам, катушкам не столь строгие, подходит оснащение общего назначения. Но успех рыбалки зависит от высокой устойчивости снастей к разрывной, ударной нагрузке при лобовом сопротивлении приманок, затягивании трофея на борт.

Троллинг на реке можно проводить на моторной лодке с 2-3 спиннингами для облова небольших участков.

Лодки для троллинга

Наличие любой лодки непременное условие для мобильной охоты. Выбор модели плавательного средства обусловлен финансовыми возможностями и запросами рыболова.

Для морской охоты, рыбалки на крупных внутренних водоемах используют специальные судна, катера большой мощности, оснащенные под лов разного рода приспособлениями. Судно должно соответствовать требованиям безопасности при дополнительном оснащении рыболовным оборудованием, трофейной нагрузке, в условиях дальних переходов, неблагоприятной погоды.

Выбрать лодку для рыбалки на озерах, малых реках значительно проще. Модель может быть деревянной, пластиковой, из ПВХ.

Важное условие наличие транца либо приспособления для навески мотора.

Масса и грузоподъемность лодки обуславливают мощность двигателя. Корпусными суднами управлять лучше, чем надувными, но вторые сложнее утопить.

Лодка из ПВХ для троллинга

Выбор мотора

Основные критерии для подбора двигателя к плавательному средству это подходящая тактике рыбалки мощность и бесшумность работы.

Характерный рычащий звук производят отечественные модели Вихрей, Нептунов, известные с советских времен. Лодочные моторы большого объема и мощности уже на запуске басовитым ревом разгоняют всю рыбу. В отличие от них современные моторы фирм Honda, Yamaha выгодно отличаются отличными показателями экономичного расхода топлива, мощности, массы.

Минусом становится высокая стоимость, нередко отпугивающая рыболовов.

Малосильная модель с бесшумной работой на малых оборотах, мощностью до 3 лошадиных сил это оптимальный выбор двигателя для троллинговой ловли. Мотор обеспечит плавный ход судна со скоростью 3 — 5 км/ч. Легкий двигатель подходит для нужной проводки приманки, лавирования среди волн.

Но малая мощность станет проблемой для рыболова в вопросах передвижения до места троллинга, так как добираться придется медленно и долго.

Практичным решением признают подвешивание двух двигателей, один из которых служит быстрой доставке рыболова к месту охоты и обратно, а второй непосредственно троллингу. Запасной мотор на лодке нужен также в экстренных ситуациях в случае проблем с основным двигателем.

Универсальным вариантом для троллинга на двухместной моторной лодке для внутренних водоемах считают двигатель от 15 лошадиных сил. Моторы большей мощности используют профессионалы.

Приманки и оснастка для троллинга

Для всех видов троллинга подбирать спиннинговое оборудование следует с учетом повышенной мощности. Ощутимые нагрузки возникают не только в борьбе с крупной добычей, но и в самой проводке тяжелых глубоководных приманок, при частых зацепах за донные препятствия, что в мобильной ловле считают рядовыми эпизодами. Почитатели троллинга ценят удилища с быстрым строем для сохранения хорошей чувствительности.

Троллинговое удилище отличается прочностью, высокой пластичностью. Оптимальной длиной признают 2,1-2,7 метра, что позволяет без проблем налаживать и подавать приманку, корректировать движение снасти, обводя леску от барьеров по ходу проводки.

Дальний заброс в троллинге не требуется. О поклевке сигнализирует кончик удилища, отражающий равномерность движения приманки, погружение на грунт.

Тест обусловлен условиями рыбной ловли:

  • в акваториях с большой глубиной от 100г;
  • на реках, озерах с погружением приманки на 6-8 м до 80г;
  • на мелководье до 40г.
Читайте также:  Учитель рыбной ловли вов классик 150

Минимальный тест для троллинговых снастей составляет 20 г, что закладывает риск зацепов во время проводки.

Масса удилища не становится важным критерием в выборе, так как рыболову не требуется удерживать постоянно снасти в руках. На лодках для троллинга установлены специальные крепления.

Основными приманками в мобильной рыбалке служат глубоководные воблеры, хотя допускается применение всего спектра искусственных рыбок, рачков, насекомых. Не исключается живая приманка на мелководье.

Наборы воблеров

Преимущество твердотелых воблеров в прохождении сквозь глубинные слои. Производители изначально настраивают игровое поведение приманки. В рейтинге воблеров продукция фирм Rapala, MAGNUM, Hornet для глубоководной охоты, Минноу из серии X-Rap для ловли в поверхностных слоях.

Использование колеблющихся блесен возможно с усиленной огрузкой. Среди силиконовых приманок выделяют модели риппер и спиннербейт. Выбор каждого рыболова обусловлен условиями ловли, тематикой троллинга.

Оптимально приобретение разных видов для облова как глубинной, так и средней части водоема, экспериментирования на разных участках ловли.

Катушка

Важной составляющей комплекта троллинговых снастей является катушка. Применяют как безынарционные от 3000 единиц и более, так и мультипликаторные с емкими шпулями, что признают предпочтительным вариантом. Большую роль в катушке играет тонкая настройка фрикционов, от чего зависят целостность снастей, приманок в случаях зацепов.

В морском троллинге нужны крупные мультипликаторы, оснащенные счетчиком шнура, емким запасом шпули в сотни метров. Корпус рекомендуется из металлического сплава либо карбона для больших нагрузок, без пластиковых деталей.

Для рыбалки на внутренних водоемах небольшой глубины торговые сети предлагают миниатюрные мультипликаторные катушки, адаптированные для правшей и левшей. Подойдут бюджетные варианты из пластика.

Универсальная мультипликаторная катушка

Леска

Специалисты утверждают, что от качества лески зависит анимация приманки, а значит, исход улова. В практике ловли троллинговыми снастями используют два типа шнуров:

  • плетенка приоритетный вариант благодаря быстрой передаче сигнала поклевки, меньшему объему в шпуле. Шнуры отличают высокие пределы нагрузок (покупать можно с толщиной от 0,19 мм, разрывной нагрузкой не менее 10 кг). Разновидность цветных плетенок привлекает дополнительной возможностью определять длину размотки по раскраске отдельных участков;
  • мононить важная особенность проявляется в растяжимости лески, что упрощает процесс вываживания крупного трофея, помогает глушению агрессивной поклевки. Рекомендованная толщина 0,3 мм.

Выбор подходящей лески индивидуален. На практике монофильные варианты используют чаще на рыбалке с короткими дистанциями ведения приманок. Мононити отдают предпочтение зачастую из-за бюджетной стоимости, так как нужна оснастка нескольких удилищ.

Рыболовная леска

Эхолот

Измерить глубину водоема можно простым способом погружения грузила на веревке с метками. Но долгий процесс в мобильной рыбалке крайне неудобен. Современное электронное оборудование делает троллинг эффективным, увлекательным занятием. Различные модели эхолотов различаются:

  • наличием подсветки, четкостью рельефа дна;
  • определением структуры каменистой, песчаной либо илистой;
  • нахождением скоплений рыбы, крупных особей;
  • подачей сигналов при выявлении отмели либо рыбы.

Графические самописцы сохраняют данные о глубине, течениях, особенностях дна, отмелях, скоплениях рыбы.

Некоторые модели эхолотов:

  • Эр-6 про 2
  • DEEPER SONAR PRO
  • GARMIN STRIKER 4 Plus

Бюджетный эхолот

Даунриггер

Задача прибора доставлять нужную приманку в глубинный слой воды. Охоту с даунриггером проводят в диапазоне погружения на 10-30 м. При необходимости возможно заглубление до 100м, если массу огрузки увеличить. Устройства различаются габаритами, материалами. Лучшие образцы усилены электроприводом, счетчиками заглубления снастей, но стоимость оборудования высокая.

Несмотря на дополнительное оснащение, принцип работы у всех моделей одинаковый.

Даунриггер закрепляют на транце либо борту. Леску с приманкой погружают в воду, фиксируют специальной прищепкой, или клипсой. При поклевке рыба силой отщелкивает леску. Следует автоподсечка. Задача рыболова поймать этот момент. Уровень фиксации клипсы должен быть умеренным, иначе добыча останется незамеченной. После вываживания трофея следует заново провести леску.

Для развода лесок, ведения приманок на разных глубинах применяют аут-риггеры, позволяющие контролировать десять и более линий одновременно. Организация ловли с различными устройствами повышает вероятность поимки разных видов рыб.

Даунриггер в работе

Самодельная тарга для троллинга

Приспособление для закрепления спиннингов рыболовы зачастую мастерят сами для троллингового облова участков. Тарга представляет собой каркас из различных материалов в виде трубок на раме. Самоделки обычно устанавливают на небольшие лодки из ПВХ.

Для изготовления подходят обрезки старых труб, пластиковые элементы сантехнических систем. Вес конструкции имеет значение, поэтому в дело идут даже деревянные модели. Размеры подбираются под размер лодки.

Тарга на катер

Сварные тарги изготавливают обычно для больших катеров, стаканы присоединяют болтами, гайками. Здесь важно изначально правильно выбрать угол наклона держателей. Для лодок попроще рамы собирают из гнутых труб из алюминия, труб ПВХ, соединенных переходниками, заглушками, затянутых хомутами. Установка стаканов под удилища происходит аналогичным образом. Крепление на лодках производят с помощью пятаков из прочной резины. Приобрести крепления можно в интернет-магазине.

Значительная подготовка рыболова перед тем, как начать ловить троллингом, окупается азартом увлекательной охоты, гарантированным трофеем.

Оцените статью
Adblock
detector