Государственно-административное устройство Белой Орды, Могулистана, ханства Абулхаира, Ногайской Орды
Социальная структура была основана на феодальных отношениях. Представителями верховной власти являлись ханы, султаны, огланы – чингизиды (потомки Чингисхана). На второй ступени находились вожди родов и племен — эмиры, беки, бии и баи.
Во главе государства стоял великий хан. Власть передавалась от отца к сыну. Государственные дела решались на ханском совете, в состав которого входили улусбеки, эмиры, беки, бии. Советниками хана являлись везиры. Верховным органом ханской власти был курултай. Он созывался раз в год в летнее время.
В Белой Орде, ханстве Абулхаира и Могулистане предводителей племен именовали эмирами, в Ногайской Орде — мурзами. Титул «бек» присваивался военачальникам и высшим государственным чиновникам. Например: улусбек, туменбек, мынбек. Титул бия присваивался народным судьям. Монгольский титул «нойон» присваивался представителям богатой знати. Титулы «бахадур» или «батыр» также носили видные военачальники. Простонародье называли «карача» (чернь, простолюдины).
В Ногайской Орде власть находилась в руках биев, а во всех остальных государствах ханская власть передавалась по наследству. Однако знать, беки и эмиры имели право избрать ханом любого члена династии. В государственных делах важнейшую роль играли улусбеки в решении вопросов возведения на ханский трон, командования армией, установления дипломатических отношений с соседними государствами. К высшим должностным лицам относились атабеки и кокилташи — воспитатели наследников хана. В Могульском ханстве наибы были советниками несовершеннолетних ханов. Жасаулы следили за порядком и исполнением обычаев и традиций на тоях, свадьбах и празднествах. Они контролировали, чтобы каждый в ханском дворце занимал место в соответствии с общественным положением. Руководитель дворцовой службы носил титул ишик ага басы, а ханские советники — титул инак. Лица, организующие ханскую охоту, назывались миршикарами. Даруги – правители, ханские наместники в городе, местности, они осуществляли сбор налогов и контроль за порядком.
В Монгольской империи использовался свод законов «Ясы». Однако эти законы, созданные применительно к кочевому скотоводству, были непригодны для народов, живших оседло, и поэтому постепенно вышли из употребления.
После монгольского нашествия земли Казахстана вошли в состав Монгольской империи. Завоеванные земли с населением Чингисхан разделил между сыновьями, они назывались «инджу», что означало «приданое». Земли для инджу ханов Золотой Орды находились в Поволжье, Чагатайского государства — в долинах рек Чу и Талас.
С образованием Монгольской империи дети Чингисхана на полученных удельных землях создали улусы, носящие их имена. Внутри этих улусов появились более мелкие владения, со временем они превращались в отдельные улусы. Понятие «улус» использовалось для обозначения государства, страны, но чаще для обозначения племени, господствовавшего в улусе.
Существовало четыре вида собственности на землю: 1) государственные земли (принадлежавшие непосредственно ханам); 2) земли инджу потомков Чингисхана; 3) вакуфные земли (мечетей и служителей); 4) земли, передававшиеся ханами в наследственную собственность. Существовали и такие виды собственности на землю, как «икта» и «союргаль». Их раздавали за службу, они не передавались по наследству.
Налоги и трудовые повинности иногда заменяли налогом тагар для снабжения войск продовольствием. В зависимости от величины земельного надела собирали налог калан. Кочевники платили зякет со скота в пользу хана и султанов. А оседло-земледельческое и городское население платло харадж, баж. Налог капшуыр взимался с кочевых скотоводов в размере одного процента поголовья скота. Эти виды налогов появились после нашествия монголов и в XIII — XIV веках распространились на все завоеванные монголами государства. Рядовые скотоводы полукочевых районов, имеющие незначительное поголовье скота, платили дань в виде согыма (мясо на убой). Простолюдины обязаны были нести воинскую повинность со своими конями, оружием.
Сословие, ведущее свое происхождение от Чингисхана и его потомков
В XIV-XV веках верховная власть принадлежала
Владение членов правящей династии в XIV — XV веках
Понятие «улус» обозначало
Земли с населением, которые Чингисхан разделил между сыновьями, назывались
Земельное владение, получаемое за службу, не передавалось по наследству
Земли служителей исламской религии и религиозных учреждений
Правитель Ак Орды носил титул
Политическим главой и верховным собственником земли в Моголистане был
Титул верховного правителя Ногайской Орды
В XIII-XV веках на решение государственных вопросов оказывал влияние
Военачальникам и высшим государственным чиновникам присваивался титул
К высшим должностным лицам относились атабеки, которые являлись
Воспитатели ханских наследников
Верховным органом ханской власти в послемонгольское время был
Государственные дела в Белой Орде и Могулистане решались
Советниками хана являлись
Титул бия в основном присваивался
В Белой Орде и Могулистане предводителей тюркских племен именовали
В Ногайской Орде предводителей тюркских племен именовали
В Ногайской Орде мурзами именовали
В XIV-XV вв. свод законов Чингисхана «Яса»
Налог в виде скота в пользу хана и султана
Налог для снабжения войск продовольствием
Платить налоги баж, харадж обязаны были
Платить налоги в виде зякета, согума, обязаны были
Лица организовавшие ханскую охоту
КАЗАХСТАН В ХIII-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV ВЕКОВ
После распада Белой Орды в 1428 году ханом избрали Абулхаира — потомка Шайбами хана, пятого сына Джучи. Шайбани участвовал в походе Багу в Восточную Европу, за безупречную службу Багу выделил в управление Шайбани земли и племена найманов, буйруков и карлуков. На этих землях был создан улус Шайбани. Абулхаир воспитывался у хана Жумандыка. Во время похода на мангытов 16-летний Абулхаир попал в плен, но по решению мангытских биев его освободили из плена Абулхаира, наделенного незаурядным умом и мужеством, в 17 лет избрали ханом. Письменные источники называют ханство Абулхаира «Узбекский улус», «Узбекское ханство» «Улус Шайбани» и «Улус Абулхаира». Так как территория была кыпчакской и население состояло преимущественно из кыпчаков, его называли и Кыпчакским ханством. Ханство Абулхаира существоваю с 1428 по 1468 год. Территория его простиралась от Урала до Балхаша, от нижнего течения Сырдарьи до Тобола и Иртыша. В избрании Абулхаира ханом принимали участие правители более 20 племен. В летописи «Девяносто два ответвления узбеков» говорится, что в состав ханства Абулха-ира входили 92 рода и племени. Арабский историк Рузбихан Исфахаш свидетельствовал, в этом ханстве жили кочевые узбеки, каракалпаки и казахи. Первым шагом Абулхаира являлось усмирение своих противников — хана Махмуд-Ходжи и мангытского эмира Уакас-бия. Наибольших усилий потребовало от Абулхаира покорение южных районов Белой Орды, присырдарьинских земель и Каратау, которыми правили потомки хана Барака — султаны Жаныбек и Керей. После победы в 1431 году в местности Икри-Туп в низовье Сырдарьи Абулхаир подчинил себе бывшую ставку хана Багу — город Орда-Базар, превратив его в свою столицу. До этого столицей являлся город Тура. После победы 1446 году у Атбасара он захватил города Сыгнак, Сузак, Аккорган, Узгенд, имевшие важное экономическое значение. Теперь столицей он сделал город Сыгнак, расположенный на пересечении торговых путей между Средней Азией и Дешт-и-Кыпчаком. Абулхаир совершал завоевательные походы в Жетысу против Могульского ханства, в 1446 году захватил Самарканд. Около 1456-57 годов Абулхаир, потерпев сокрушительное поражение от правителя ойратов Уз-Темира близ Сыгнака, покинул свои владения и ушел в Дешт-и-Кыпчак. Причины поражения заключались во внутренней слабости государства, в постоянных династийных распрях и междоусобицах между представителями знати. Абулхаир установил жесткое военное правление.
Абулхаир решил покарать султанов Керея и Жаныбека, которые, не желая подчиняться ему, переселились в Жетысу, в Могульское ханство. С этой целью в 1468 году он отправился в поход. В местности Аккыстау близ Алматы он умер. С образованием и укреплением Казахского ханства власть потомков Абулхаира на территории Восточного Дешт-и-Кыпчака прекратилась. Государственно-административное устройство белой орды, могулисгана, Ханства Абулхаира, Ногайской Орды
Социальная структура была основана на феодальных отношениях. Представителями верховной власти являлись ханы, султаны, огланы — чингизиды (потомки Чингисхана). На второй ступени находились вожди родов и племен — эмиры, беки, бии и баи. Во главе государства стоял великий хан. Власть передавалась от отца к сыну. Государственные дела решались на ханском совете, в состав которого входили улусбеки, эмиры беки, бии. Советниками хана являлись везиры. Верховным органом ханской власти был курултай. Он созывался раз в год в летнее время. В Белой Орде, ханстве Абулхаира и Могулистане предводителей племен именовали эмирами, в Ногайской Орде — мурзами. Титул «бек» присваивался военачальникам ивысшим государственным чиновникам. Например: улусбек, туменбек, мынбек. Титул бия присваивался народным судьям. Монгольский титул «нойон» присваивался представителям богатой знати. Титулы «бахадур» или «батыр» также носили видные военачальники. Простонародье называли «карача» (чернь, простолюдины). В Монгольской империи использовался свод законов «Ясы». Однако эти законы созданные применительно к кочевому скотоводству, были непригодны для народов живших оседло, и поэтому в этих районах вышли из употребления. После монгольского нашествия земли Казахстана вошли в состав Монгольской империи. Завоеванные земли со всем населением Чингисхан разделил между сыновьями. Эти земли назывались «инджу», что означало «приданое». Земли для инджу ханов Золотой Орды находились в Поволжье. Чагатайского государства — в долинах рек Чу и Талас. Существовало четыре вида собственности на землю: 1) государственные земли (принадлежавшие непосредственно ханам); 2) земли инджу потомков Чингисхана; 3) вакуфные земли (мечетей и служителей); 4) земли, передававшиеся ханами в наследственную собственность. Существовали и такие виды собственности на землю, как «икта» и «союргаль». Их раздавали за службу, они не передавались по наследству. Налоги и трудовые повинности иногда заменяли налогом тагар для снабжения войск продовольствием. В зависимости от величины земельного надела собирали налог калан. Кочевники платили зякет со скота в пользу хана и султанов. А оседло-земледельческое и городское население платло харадж. баж. Налог капшуыр взимался с кочевных скотоводов в размере одного процента поголовья скота. Эти виды налогов появились после нашествия монголов и в XIII-XIV веках распространились на все завоеванные монголами государства. Рядовые скотоводы полукочевых районов, имеющие незначительное поголовье скота платили дань в виде согыма (мясо на убой). Простолюдины обязаны были нести воинскую повинность со своими конями, оружием. С образованием Монгольской империи дети Чингисхана на полученных удельных землях создали улусы, носящие их имена Внутри этих улусов появились более мелкие владения, со временем они превращались в отдельные улусы. Понятие «улус» использовалось для обозначения государства, страны, населения государства, но чаще для обозначения племени, господствовавшего в улусе. В Ногайской Орде власть находилась в руках биев, а во всех остальных государствах ханская власть передавалась по наследству. Однако знать, беки и эмиры имели право избрать ханом любого члена династии. В государственных делах важнейшую роль играли улусбеки в решении вопросов возведения на ханский трон, командования армией установления дипломатических отношений с соседними государствами. К высшим должностным лицам относились атабеки и кокилташи — воспитатели наследников хана. В Могульском ханстве наибы были советниками несовершеннолетних ханов. Жасаулы следили за порядком и исполнением обычаев и традиций на тоях, свадьбах и празднествах. Они контролировали, чтобы каждый в ханском дворце занимал место соответствии с общественным положением. Руководитель дворцовой службы носил титул ишик ага басы, а ханские советники — титул инак. Лица, организующие ханскую охоту, назывались миршикарами. Даруги — правители, ханские наместники в городе местности, они осуществляли сбор налогов и контроль за порядком.
Государственно-административное устройство Ак Орды, Могулистана, Ханства Абулхаира, Ногайской Орды
Социально-политическая структура.
Во главе государства стоял хан – верховный распорядитель всех земель, ханская власть передавалась по наследству от отца к сыну. Ханами избирались только потомки Чингисхана – султаны-чингизиды (огланы). На второй ступени власти находились вожди родов и племен: эмиры, беки, бии, баи. Государственные дела решались на ханском совете, в который входили улусбеки, эмиры, беки, бии. У хана были советники-везиры. Верховным органом власти был курултай, созывавшийся раз в год, в летнее время. На курултае рассматривались вопросы внутреннего и внешнего положения ханства.
В Ногайской Орде предводителей тюркских племен называли мурзами, в Ак-Орде, ханстве Абулхаира и Могулистане – эмирами. В аппарате ханской власти широко употреблялся титул бек, который присваивали военачальникам и высшим чиновникам: улусбек, туменбек, мынбек. Титул бий в основном носили народные судьи. Монгольский титул нойон получали представители богатой знати. Видные военачальники могли носить титул бахадур или батыр. Простых кочевников-скотоводов называли карача (чернь).
Виды собственности на землю.
Завоеванные земли Чингисхан разделил между сыновьями. Они назывались инджу (приданое) и передавались с живущим на них населением. Налоги с инджу поступали в ханскую казну или в распоряжение его владельцев. Инджу ханов Золотой Орды находились в Поволжье. Инджу правителей Чагатайского государства – в плодородных долинах рек Чу и Талас.
Согласно письменным источникам, существовало четыре вида собственности на землю:
государственные земли;
земли, полученные в качестве инджу;
вакуфные земли (земли мусульманских религиозных учреждений и служителей религии;
земли, переданные в наследственную собственность (мульк).
Условной земельной собственностью были икта и союргаль – земли, данные ханом за преданную службу. Они не передавались по наследству. В случае предательства или смерти военачальника или государственного чиновника они изымались и передавались другому лицу по указанию хана.
Налоги и повинности.
Органы государственной власти содержались за счет налогов, которые платило население. Налоги и повинности иногда заменяли тагаром – налогом для снабжения войск продовольствием. Во время правления Улугбека, внука эмира Тимура, тагар собирали в городах Сауран, Сайрам, Отрар, где были расположены его войска. Правители Могулистана взимали тагар в городах Жетысу и Кашгарии. Земледельцы в зависимости от величины земельного надела платили налог калан. Скотоводы-кочевники в пользу ханов и султанов платили налоги зякет, согым, сыбага. Оседлое и городское население должно было платить налоги харадж и бадж. Эти виды налогов появились после монгольского завоевания и в ХII–ХIV веках распространились на все подчиненные монголам земли. В Золотой Орде и Чагатайском улусе с кочевников-скотоводов взимался налог капшуыр в размере одного процента поголовья скота. В Могулистане при Тоглук-Тимуре увеличился размер налога калан, что вызвало недовольство населения. Вероятно, это было связано с завоевательной политикой хана и необходимостью содержать войска. С этой же целью налогом зякет облагались городские торговцы и ремесленники на юге Казахстана. Скотоводы полукочевых районов, у которых было мало скота, платили согым (скот на убой) и выполняли различные трудовые и воинскую повинность. Военная служба наносила ущерб их хозяйству.
Государственно-административное устройство.
Постепенно понятие «улус» стало использоваться в значении «государство», а также «страна», «народ» или для обозначения господствовавшего в улусе племени. Административная структура власти почти во всех ханствах этого времени на территории Казахстана была одинаковой. Во всех государствах ханская власть передавалась по наследству, только в Ногайской Орде власть находилась в руках биев. Очень часто в политическом и экономическом отношениях хан зависел от воли родовой и племенной знати. Важную роль в государственных делах играли улусбеки: активно участвовали в возведении ханов на трон, командовали армией, устанавливали дипломатические отношения с другими государствами.
К высшим должностным лицам относились атабеки и кокилташи – воспитатели ханских наследников. Высокими должностными лицами в Могулистане были наибы: они были советниками при несовершеннолетних ханах. За порядком, исполнением обычаев и традиций на тоях, свадьбах и праздниках следили жасаулы. Они также контролировали, чтобы каждый в ханском дворце соблюдал свое место в соответствии с общественным положением. Ханские советники носили титул инак, руководитель ханской дворцовой службы – ишик ага басы. Лица, занимавшиеся организацией ханской охоты, назывались миршикарами. Правители, ханские наместники в городе или местности, следившие за сбором налогов и порядком, именовались даругами.