Виль Владимирович Липатов
Пространства имён
Действия на странице
Ви́ль Влади́мирович Липа́тов (10 апреля 1927, Чита , СССР — 1 мая 1979, Москва , СССР ) — советский писатель, сценарист, журналист, партпропагандист. Член Союза писателей СССР . Член Союза журналистов СССР .
Содержание
Биография
Виль Владимирович Липатов родился в забайкальском городе Чита в семье известного журналиста, сотрудника областной газеты « Забайкальский рабочий » и учительницы литературы. Папа, Владимир Николаевич Липатов (публицистический псевдоним Старик Софрон) [1] , имел по своей маме (бабушке Виля Липатова) бурят-монгольские корни, сам был идейным коммунистом и сына назвал по тогдашней моде на «революционные имена» — Виль, как сокращение от Владимир Ильич Ленин , имени вождя мирового революционного пролетариата. Мама Виля, Сара Иосифовна Садович, почитатель литературы и словесности, привила Вилю любовь к книгам и эпистолярному творчеству.
В 1929 году родители разошлись, и мать (с сыном) уехала учительствовать на Дальний Восток . В 1939 году 12-летний Виль с мамой переехали жить в село Новокороткино Чажемтовского сельсовета Колпашевского района в те годы Новосибирской области (с августа 1944 — Томской области). Через год маму назначили директором Тогурской начальной средней школы и в годы Великой Отечественной войны семья жила в селе Тогур.
После получения среднего образования в 1944 году Виль на пароходе по Оби отправился в Новосибирск и поступил там учиться в Новосибирском институте военных инженеров ж.д. транспорта . Однако через несколько месяцев по состоянию здоровья был признан негодным к военной службе и вернулся работать в село Тогур.
В 1946 году Виль Липатов начал учиться в Колпашевском учительском институте. Через год он уже преподавал в начальных классах Тогурской школы.
В 1948 году уехал в Томск, где вновь, с первого курса, начал учиться на отделении истории Томского государственного педагогического института (ТГПИ). Учёба давалась тяжело, так как приходилось её совмещать с работой. На старших курсах (IV и V) с 1951 года перевёлся на заочное отделение этого вуза. В дальнейшем (1952) окончил вуз экстерн ом. С момента приезда в областной центр в качестве корреспондента стал сотрудничать с томской областной газетой «Красное знамя»: с 1951 по 1956 год работал журналистом и партийным пропагандистом, затем — заведующим промышленным отделом. В эти годы жил на Пионерском переулке (дом, находившийся между домами 4 и 8-А, сгорел в 2000-е годы). В этой же газете впервые опубликовал свои первые рассказы — «Самолётный кочегар» и «Двое в тельняшках» (оба — в 1956). С самого начала писал свои литературные произведения в ярко выраженном стиле социалистического реализма . При этом работая в редакции в Томске провинился, с тремя другими не бесталанными коллегами по редакции оказался периодически невоздержан в употреблении крепких напитков. Начальство в воспитательных целях перевело весёлую четвёрку «на перевоспитание» работать в разные районные газеты области.
С 1957 года Виль Липатов работал в городе Асино, где был назначен заведующим отделом писем и культуры в редакции газеты райкома КПСС «Причулымская правда». Здесь молодого писателя и самоотверженного журналиста вскоре приняли в ряды членов КПСС с партийным заданием всемерно проводить идеологию и политику Партии в своих журналистских и литературных работах. Работая в этой районной газете и будучи при этом внештатным корреспондентом областных газет и газет всесоюзных, объездил многие крупные и таёжно-удалённые поселения и лесодобывающие предприятия на пространстве от посёлка Красный Яр на Оби, на всём Причулымье, Зачулымье (до границ Красноярского края ) и до Белого Яра на севере: везде, где были узкоколейки леспромхозов.
C 1964 года работал в редакции газеты Забайкальского военного округа «На боевом посту!» в Чите являясь при этом специальным корреспондентом газеты «Советская Россия» (1964—1966).
Со второй половины 1966 года работал журналистом в Брянск е, являясь при этом специальным корреспондентом газеты «Правда» .
С 1967 года уже известный писатель Виль Липатов начал жить в Москве , где работал специальным корреспондентом газет « Известия », « Правда », « Литературная газета ».
После того, как женился в третий раз, получил большие посты в советском литературном мире: преподавал в Литературном институте имени А.М. Горького , вошёл в оргкомитеты съездов писателей, в редколлегии литературных изданий.
В последние годы жизни Виль Липатов занимал пост секретаря правления СП СССР , был участником съездов писателей РСФСР и СССР .
Умер 1 мая 1979 года на 53-м году жизни: тромбоз кровеносных сосудов сердца.
Семья
- Впервые женился в Томске в 1951 году, жена — Александра Владимировна Липатова, развелись в 1965. 25 июля 1952 года у них родилась дочь Татьяна Вильевна Липатова, художник-график, создатель кукол.
- В 1965 году в Чите женился на Ирине Ильиничне Мазурук (1936—1985), дочери генерал-майора авиации Ильи Мазурука. Развелись ок. 1970 года.
- После переезда в Москву женился на Ирине Вадимовне Кожевниковой, дочери писателя Вадима Кожевникова , главного редактора литературного журнала «Знамя» и председателя Союза писателей РСФСР.
Творчество
Первые свои писательские труды публиковал с 1956 года в литературном журнале СССР « Юность » (рассказы «Самолётный кочегар» и «Двое в тельняшках»). В 1958 году начал сотрудничать с журналом « Новый мир ». С конца 1960-х гг. публиковал свои произведения предпочтительно в журнале « Знамя ».
Уже в 1960-х гг. по книгам В. Липатова стали снимать художественные фильмы; в 1970-х он с супругой занимался также работой драматурга-сценариста для новых новых фильмов, а также работал над сценарием для инсценировки пьесы «Любовь в Старо-Короткино» для постановки в Московском областном драматическом театре.
Пробовал себя в драматургии — работал на сценариями кинофильма «Баклан — обская чайка» (1963) и театральной постановки пьесы «Земля на китах» (1966).
Многие произведения и постановки Виля Липатова ещё при его жизни были переведены на ряд иностранных языков, — прежде всего на языки стран социалистического содружества Восточной Европы и социалистической Азии.
Значительная часть сюжетов привязана именно к Томской области, Колпашевскому, Асиновскому, Верхнекетскому районам. Большинство персонажей также имеют легко в те годы узнаваемых прототипов из сёл, пристаней и леспромхозов Томского Севера.
Историческая энциклопедия Сибири указывает [2] :
Отдельными книгами издавались повести Липатова «Шестеро» (1958), «Капитан «Смелого» (1959), «Своя ноша не тянет» (1959), «Глухая мята» (1960), «Стрежень» (1961), «Смерть Егора Сузуна» (1963), «Чёрный Яр» (1963), «Чужой» (1964) и другие. Шумный успех принесла писателю повесть «Деревенский детектив» (1967, одноименный фильм 1969). Многие герои произведений Липатова имеют реальных прототипов, с которыми Липатов знакомился во время своих журналистских командировок по северу Томской области, это — лесорубы, таёжники, сплавщики леса, речные капитаны, шофёры и рыбаки. В ранних повестях Липатов описывает сибирскую бытовую, таёжную жизнь. Основная тема ранних произведений — вхождение в жизнь молодого человека, его самоопределение в коллективе — вписывалась в проблематику «молодёжной прозы» конца 1950 — начала 1960-х гг. Для произведений 1960-х гг. характерен приключенческий элемент и авантюрная фабула, в романах конца 1970-х гг. наблюдается отход от внешней занимательности и усиление психологического анализа. Драме человека, оказавшегося не на своём месте, посвящена повесть «Лида Вараксина» (1968). Проблема нравственного падения — главная в повести «Серая мышь» (1970, одноименный фильм 1988). Повесть «Ещё до войны» (1971, одноименный телефильм 1983) — о мирном труде и жизни довоенной сибирской деревни, нравах, обычаях и характерах сибиряков. Бурную полемику в критике вызвали повесть «Сказание о директоре Прончатове» (1969, телефильм «Инженер Прончатов» 1972), романы «И это всё о нём» (1974, одноименный телефильм 1978) и «Игорь Саввович» (1977, телефильм 1987), в основе которых — производственный конфликт, борьба героев-энтузиастов с обывателями и «рвачами». Последней книгой писателя стал роман «Лев на лужайке» (1979, опубликованный 1989) — о газетчике-карьеристе.
Липатов виль мистер твистер
Виль Влади́мирович Липа́тов (10 апреля 1927, Чита — 1 мая 1979, Москва) — русский советский писатель.
В 1939 году Виль с матерью переехали в село Новокороткино Колпашевского района Томской области, затем в село Тогур. В 1942 поступил в Новосибирский институт военных инженеров транспорта но инженером так и не стал, т.к. затем перевелся на отделение истории Томского педагогического института (1948–1952, окончил экстерном). Липатов окончил исторический факультет Томского педагогического института и с 1951 по 1958 год проработал журналистом в редакции томской областной газеты «Красное знамя», а также в Асине в газете «Причулымская правда». Затем работал в Чите, Брянске специальным корреспондентом газеты «Советская Россия», в Москве — специальным корреспондентом газет «Известия», «Правда», «Литературная газета». В последние годы жизни Виль Липатов занимал пост секретаря правления Союза писателей СССР.
В 1958 вышла первая книга Липатова – повесть Шестеро, где в традициях советской «производственной» прозы идет речь о том, как во время бурана водители сумели провести через тайгу необходимые леспромхозу машины. Тема трудового подвига, рост и мужание человека в труде, взаимоотношения личности и трудового коллектива определяют и содержание последующих повестей Липатова Капитан «Смелого», Своя ноша не тянет (обе 1959), Глухая Мята (1960), Стрежень, Зуб мудрости (обе 1961; ранние назв. – Юноша и машина, Ванюшка Чепрасов), Черный Яр, Смерть Егора Сузуна (обе 1963), а также примыкающей к ним пьесы Земля не на китах (1966).
Повесть Чужой (1964), поставившая вопрос о психологии современного мещанина, вызвала дискуссию в литературной критике, как и принесший Липатову всесоюзную известность цикл рассказов об участковом уполномоченном Анискине Деревенский детектив (1967–1968; одноименная пьеса, 1969). Последний, как и повести Лида Вараксина (1968) и Сказание о директоре Прончатове (1969), наиболее полно выявили характерные черты прозы Липатова: очерково-документальную основу сюжета, «фона» и образов, социальный характер конфликтов и принципиально оптимистическое доверие к человеческое натуре, всегда способной, по Липатову, правильно сформироваться (или исправиться) в процессе разумно налаженного трудового и нравственного взаимодействия с обществом.
Актуализированность «журналистского» подхода писателя к изображаемому диктовала не только известную простоту, четкость и фактографичность повествования, но и постепенное неизбежное усиление в его произведенеиях социальной критики. Одним из первых с конца 1960-х годов Липатов начал упорно и последовательно ставить вопрос о неблагополучии общества, в котором честный милиционер Анискин и талантливый инженер-«управленец» Прончатов вынуждены ловчить, нарушать официальные правила, чтобы принести пользу делу и людям, что вызывало полемические выпады ортодоксальной критики в адрес «деревенского Мегрэ» и «сибирского Остапа Бендера». В то же время внимательные критики отмечали и элементы «притчевости», определенной заданности ситуации в этих произведениях Липатова, что более четко обозначилось в романах И это все о нем (1974) и Игорь Саввович
(1977). Почти фатальный характер носит здесь гибель положительного героя, комсомольца Евгения Столетова, обреченного на поражение самой системой, как и поражение Игоря Саввовича, «молодого таланта, увядшего на корню в условиях порочного застойного общества» (Г.Митин).
Утверждению вечных ценностей человеческого бытия – честного труда, искренней любви, крепкой и дружной семьи – посвящены повести Липатова Еще до войны (1971), Житие Ванюшки Мурзина, или Любовь в Старо-Короткине (1989), а также Серая мышь (1970), где с болью и грустью следит писатель за судьбой слабохарактерного, разрушившего себя водкой Семена Баландина, модификации шукшинского «чудика», деревенского правдоискателя, не находящего применения своим мечтаниям, изобретениям и благородным проектам и потому спивающегося. И тут же, летом 1972 года, писатель сам лёг в больницу имени Соловьёва. Вместе с ним тогда в больнице лежал поэт Николай Старшинов. Он вспоминал: «Я не раз видел, как медсестра давала ему антабус, заглядывая в рот, под язык — проверяла, не запрятал ли он туда таблетку. Удостоверившись в том, что он её проглотил, отпускала. А он летел стрелой в туалет, где у него уже было приготовлено снадобье против антабуса». Поэт недоумевал, зачем Липатов травит свой организм. А он отвечал: «Да меня заставили пройти принудительное лечение. Если бы я отказался от него, меня сняли бы с работы и исключили из партии. А так я как бы пройду курс лечения, получу об этом справку. А употреблять-то всё буду по-прежнему. Без этого у нас не обойдёшься» («Литературная Россия», 1996, 21 июня).
В повести Выборы пятидесятого (конец 1960-х годов; не опубл.) талантливый журналист, «мужчина в постели, в газете – проститутка», пишет очерк-«подвал» Патриотка
о старой работнице, живущей в заливаемом водой подвале (многозначительная игра слов) и продолжающей славить Сталина. Писатель создает притчу-пародию об искаженном бытии и сознании рядового труженика советской эпохи.
Автор рассказов (Заглавное начальство, 1960; Мистер-Твистер, Кукла госпожи Барк, оба 1967; Сильно долгие сны,
Особенно глубок социальный анализ в романе Лев на лужайке (1978–1979; опубл. в 1989–1990), повествующем о головокружительной газетной карьере «обаятельного конформиста».О газетчике, сделавшем благодаря своему конформизму головокружительную карьеру. По одной из версий, на раннюю смерть писателя повлияло пристрастие к наркотикам. Это книга стала последним произведением писателя.
Писатель много работал с литературной молодежью. Его произведения инсценировались, в т.ч. самим автором.
Лауреат премии Ленинского комсомола (1978) — за сценарий телефильма «И это всё о нём».
Липатов виль мистер твистер
Виль Влади́мирович Липа́тов (10 апреля 1927, Чита — 1 мая 1979, Москва) — русский советский писатель.
В 1939 году Виль с матерью переехали в село Новокороткино Колпашевского района Томской области, затем в село Тогур. В 1942 поступил в Новосибирский институт военных инженеров транспорта но инженером так и не стал, т.к. затем перевелся на отделение истории Томского педагогического института (1948–1952, окончил экстерном). Липатов окончил исторический факультет Томского педагогического института и с 1951 по 1958 год проработал журналистом в редакции томской областной газеты «Красное знамя», а также в Асине в газете «Причулымская правда». Затем работал в Чите, Брянске специальным корреспондентом газеты «Советская Россия», в Москве — специальным корреспондентом газет «Известия», «Правда», «Литературная газета». В последние годы жизни Виль Липатов занимал пост секретаря правления Союза писателей СССР.
В 1958 вышла первая книга Липатова – повесть Шестеро, где в традициях советской «производственной» прозы идет речь о том, как во время бурана водители сумели провести через тайгу необходимые леспромхозу машины. Тема трудового подвига, рост и мужание человека в труде, взаимоотношения личности и трудового коллектива определяют и содержание последующих повестей Липатова Капитан «Смелого», Своя ноша не тянет (обе 1959), Глухая Мята (1960), Стрежень, Зуб мудрости (обе 1961; ранние назв. – Юноша и машина, Ванюшка Чепрасов), Черный Яр, Смерть Егора Сузуна (обе 1963), а также примыкающей к ним пьесы Земля не на китах (1966).
Повесть Чужой (1964), поставившая вопрос о психологии современного мещанина, вызвала дискуссию в литературной критике, как и принесший Липатову всесоюзную известность цикл рассказов об участковом уполномоченном Анискине Деревенский детектив (1967–1968; одноименная пьеса, 1969). Последний, как и повести Лида Вараксина (1968) и Сказание о директоре Прончатове (1969), наиболее полно выявили характерные черты прозы Липатова: очерково-документальную основу сюжета, «фона» и образов, социальный характер конфликтов и принципиально оптимистическое доверие к человеческое натуре, всегда способной, по Липатову, правильно сформироваться (или исправиться) в процессе разумно налаженного трудового и нравственного взаимодействия с обществом.
Актуализированность «журналистского» подхода писателя к изображаемому диктовала не только известную простоту, четкость и фактографичность повествования, но и постепенное неизбежное усиление в его произведенеиях социальной критики. Одним из первых с конца 1960-х годов Липатов начал упорно и последовательно ставить вопрос о неблагополучии общества, в котором честный милиционер Анискин и талантливый инженер-«управленец» Прончатов вынуждены ловчить, нарушать официальные правила, чтобы принести пользу делу и людям, что вызывало полемические выпады ортодоксальной критики в адрес «деревенского Мегрэ» и «сибирского Остапа Бендера». В то же время внимательные критики отмечали и элементы «притчевости», определенной заданности ситуации в этих произведениях Липатова, что более четко обозначилось в романах И это все о нем (1974) и Игорь Саввович
(1977). Почти фатальный характер носит здесь гибель положительного героя, комсомольца Евгения Столетова, обреченного на поражение самой системой, как и поражение Игоря Саввовича, «молодого таланта, увядшего на корню в условиях порочного застойного общества» (Г.Митин).
Утверждению вечных ценностей человеческого бытия – честного труда, искренней любви, крепкой и дружной семьи – посвящены повести Липатова Еще до войны (1971), Житие Ванюшки Мурзина, или Любовь в Старо-Короткине (1989), а также Серая мышь (1970), где с болью и грустью следит писатель за судьбой слабохарактерного, разрушившего себя водкой Семена Баландина, модификации шукшинского «чудика», деревенского правдоискателя, не находящего применения своим мечтаниям, изобретениям и благородным проектам и потому спивающегося. И тут же, летом 1972 года, писатель сам лёг в больницу имени Соловьёва. Вместе с ним тогда в больнице лежал поэт Николай Старшинов. Он вспоминал: «Я не раз видел, как медсестра давала ему антабус, заглядывая в рот, под язык — проверяла, не запрятал ли он туда таблетку. Удостоверившись в том, что он её проглотил, отпускала. А он летел стрелой в туалет, где у него уже было приготовлено снадобье против антабуса». Поэт недоумевал, зачем Липатов травит свой организм. А он отвечал: «Да меня заставили пройти принудительное лечение. Если бы я отказался от него, меня сняли бы с работы и исключили из партии. А так я как бы пройду курс лечения, получу об этом справку. А употреблять-то всё буду по-прежнему. Без этого у нас не обойдёшься» («Литературная Россия», 1996, 21 июня).
В повести Выборы пятидесятого (конец 1960-х годов; не опубл.) талантливый журналист, «мужчина в постели, в газете – проститутка», пишет очерк-«подвал» Патриотка
о старой работнице, живущей в заливаемом водой подвале (многозначительная игра слов) и продолжающей славить Сталина. Писатель создает притчу-пародию об искаженном бытии и сознании рядового труженика советской эпохи.
Автор рассказов (Заглавное начальство, 1960; Мистер-Твистер, Кукла госпожи Барк, оба 1967; Сильно долгие сны,
Особенно глубок социальный анализ в романе Лев на лужайке (1978–1979; опубл. в 1989–1990), повествующем о головокружительной газетной карьере «обаятельного конформиста».О газетчике, сделавшем благодаря своему конформизму головокружительную карьеру. По одной из версий, на раннюю смерть писателя повлияло пристрастие к наркотикам. Это книга стала последним произведением писателя.
Писатель много работал с литературной молодежью. Его произведения инсценировались, в т.ч. самим автором.
Лауреат премии Ленинского комсомола (1978) — за сценарий телефильма «И это всё о нём».