Ленд крузер охотник характеристики
Toyota Land Cruiser HZJ76. Классика жанра
Пока массовый рынок внедорожников продолжает выдавать потребителю самые разные новинки, «фаршированные» самой разной электроникой и будто бы готовые к абсолютно любому офф-роуду, истинные ценители полного привода остаются верны классическим моделям. Годами и опытом тысяч поклонников внедорожных «покатушек» проверено, что такие авто, как Nissan Patrol Y61, Land Rover Defender и семейство Toyota Land Cruiser под общим названием «Охотник», не подведут даже на самых серьезных препятствиях вдали от цивилизации. Сами автопроизводители такой классики внимательно слушают пожелания своих потенциальных клиентов, которым нынешние полноприводники не по душе, а потому мелкими сериями знакомые многим джипы выпускаются и по сей день. Героем нашего тест-драйва сегодня станет пятидверный Land Cruiser HZJ76 с тремя рядами сидений, дизельным двигателем и механической коробкой передач.
История «семидесятой» серии в семействе Toyota Land Cruiser началась даже не в 1984 году, когда первые модели этой серии стали сходить с конвейера в японском промышленном центре Toyota City. В этом внедорожнике в полной мере отражены все принципы, заложенные еще в самый первый джип марки – Toyota BJ, появившийся за три десятилетия до того: Land Cruiser J70 продолжил оставаться надежным и «всепроходимым», в отличие от выпускавшегося параллельно с ним «шестидесятого», в котором упор был сделан уже на комфортные семейные поездки. С годами внедорожники превратились из простых покорителей офф-роуда в символ успеха с определенными способностями вне асфальта. И даже Land Cruiser Prado, некоторое время остававшийся оплотом любителей полноприводной классики, к настоящему времени стал превращаться в «раздутый» кроссовер.
И все же время «тех самых» внедорожников никуда не ушло. Для рынков, где подобные машины до сих пор востребованы, выпускается и легендарный «Охотник», один из вариантов которого смотрит на вас с этих страниц. Нынешняя версия джипа, конечно же, отличается от машин прошлых лет, но мы можем заверить вас, что эти изменения на классическом авто сказались только лучшим образом.
Давайте сперва расскажем, о каких изменениях идет речь. Разумеется, в основе конструкции «семидесятого» лежит все та же мощная рама, а классические мосты, приводимые в действие раздаточной коробкой с понижающим рядом, «опираются» на кузов через независимую пружинную переднюю и рессорную заднюю подвески. Основа кузова, как и большинство наружных панелей, также хорошо знакома дальневосточникам. Но все же новшеств в современном внедорожнике немало. И самые заметные из них – это новая передняя часть кузова и определенные изменения в интерьере. Характерный «нос», благодаря которому современный Land Cruiser «семидесятой» серии легко можно отличить от машин прошлых лет, появился в январе 2007 года и заметно омолодил классический джип. Крупная решетка радиатора и «хрустальная» оптика вместе с современными бамперами с противотуманными фарами и расширителями колесных арок заставляют вспомнить и о современном флагмане марки, джипе Land Cruiser 200, и о легендарном немецком «Гелендвагене», который из брутального внедорожника давно превратился в настоящую звезду светских вечеринок.
Салон современной версии «Охотника» (разумеется, с оглядкой на формы его кузова) отличается вполне неплохой эргономикой, которая сочетается с простотой настоящего мужского авто. Посадка в «семидесятом» Land Cruiser больше похожа на посадку в небольшом грузовичке, но внедорожник не кажется аскетичным и выглядит довольно приятным для дальнего путешествия. В автомобиле, который и стал героем тест-драйва, установлено немало свежих элементов комфорта: в частности, машина получила бортовой компьютер, электропривод наружных зеркал, полный комплект электростеклоподъемников, заднюю «метлу», центральный замок, кондиционер, складывающуюся антенну аудиосистемы и головное устройство самой аудиосистемы с CD/MP3-проигрывателем и большим цветным дисплеем. В то же время классический джип стал и более безопасным: помимо штатной ABS в приводе тормозов, после рестайлинга Land Cruiser может похвастать и двумя фронтальными подушками безопасности для водителя и переднего пассажира.
Далее – о «начинке» автомобиля. На смену двигателям, которые «Охотник» получал в первые годы своей конвейерной «жизни», давно пришли новые агрегаты. В частности, под капотом тестируемого внедорожника расположился рядный 6-цилиндровый одновальный дизель 1HZ объемом 4,2 литра и мощностью 129 л. с. (96 кВт, она доступна при 3800 оборотах в минуту) с максимальным крутящим моментом в 285 Нм при 2200 об./мин. Коробка передач здесь – 5-ступенчатая механическая, а помимо понижающего ряда в раздаточной коробке с жесткой блокировкой центрального дифференциала, присутствуют и «дифлоки» в обоих мостах.
Настало время познакомиться со «старым новым» внедорожником в его родной стихии: на песке, среди камней и даже в пусть и небольших, но все же водных препятствиях. И сразу же заметим: Toyota Land Cruiser в кузове HZJ76 хотя и создан для бездорожья, наличие большой колесной базы делает машину не столь незаменимой, какой были «короткие» версии этой же модели. И в то же время данный вариант идеально подойдет для путешествий большой компании: помимо двух стандартных рядов сидений, здесь присутствуют и две откидные «скамейки» вдоль бортов кузова. При необходимости можно воспользоваться этими дополнительными сидячими местами, а личные вещи «экипажа» переместить во внешний багажник, установленный на крыше. В свою очередь, дополнительную «суровость» образу машины и способности на бездорожье придают лебедка в переднем бампере, фаркоп и шноркель моторного отсека.
По ходовым характеристикам на хорошей дороге классический Land Cruiser больше напоминает все тот же грузовичок – сказываются общая масса автомобиля, аэродинамические показатели и другие моменты, связанные с внедорожными способностями. Ради экономии топлива в большинстве случаев полный привод «Охотнику» нужно отключать. Для этого потребуется не только воспользоваться рычагом «раздатки», но и повернуть хабы в переднем мосту. Зато эта классическая схема со всеми блокировками вне асфальта доставляет очень положительные впечатления: ты знаешь, что все под контролем «железа», а не электроники, которая может не всегда четко среагировать на изменения обстановки под колесами. Порадовал и дорожный просвет, который в данном случае (с 16-дюймовыми дисками и резиной Dunlop Grandtrek размерностью 265/70) составляет 230 мм.
А вместо послесловия к тесту «живой классики» в виде «семидесятого» Toyota Land Cruiser 2012 года выпуска, который нам показался весьма сбалансированной, несмотря на общий возраст модели, машиной, сделаем небольшое отступление. «Охотник» давно стал легендой в мировом сообществе джиперов, которые уважают и качество самого автомобиля, и его надежность, а значит, на сегодняшний день на многих рынках, в том числе и на российском, для этого внедорожника предлагается огромный ассортимент соответствующего тюнинга.
Это интересно!
В связи с переходом с массового на мелкосерийный выпуск современные «Охотники» выпускаются уже не в городе Тойота – Toyota City, а на заводе Toyota Auto Body в Йошиваре. В годы наибольшей популярности «семидесятой» серии Land Cruiser внедорожник из комплектующих из Страны восходящего солнца собирали и в Венесуэле.
Это интересно!
Кроме дизельных версий, в настоящее время в России можно приобрести и Land Cruiser «семидесятой» серии с бензиновым двигателем 1GR-FE. Этот V-образный 6-цилиндровый мотор объемом 4 литра с системой VVT-i также представлен на таких авто концерна Toyota, как новые поколения Land Cruiser и Land Cruiser Prado, Hilux, Tundra, Tacoma и Fortuner. В данном случае мощность двигателя составляет 239 л. с. (или 178 кВт), а наибольший крутящий момент – 377 Нм. «Охотник» с бензиновым мотором на нашем рынке также можно найти только с механической трансмиссией.
Это интересно!
С начала выпуска этого поколения внедорожников и до 1999 года Toyota предусмотрела несколько кузовных индексов для разных версий такого Land Cruiser. Модификации «70» и «71» обладали короткой колесной базой, версии «73» и «74» – средней, а исполнения «75» и «77» – максимально возможной длинной. В 1980-х также появились пикап (Land Cruiser 79) и длиннобазная версия с двумя боковыми дверями и съемным жестким верхом для перевозки большого числа пассажиров (Land Cruiser 78).
После рестайлинга 2007 года и ухода с рынка коротко- и среднебазных внедорожников на конвейере остались только четырехдверная модель «76», двухдверный пассажирский Troop Carrier («78») и обновленный пикап «79».
Технические характеристики Toyota Land Cruiser HZJ76 4.2 LX
Двигатель: рядный 6-цилиндровый дизельный 12-клапанный, 4163 куб. см
Максимальная мощность: 129 л. с. (96 кВт) при 3800 об./мин.
Максимальный крутящий момент: 284 Нм при 2200 об./мин.
Трансмиссия: 5-ступенчатая МКПП
Привод: подключаемый полный
Габариты кузова (длина-ширина-высота): 4685х1690х1910 мм
Колесная база: 2730 мм
Дорожный просвет: 230 мм
Снаряженная масса: 2430 кг
Емкость топливного бака: 90 л
Вечные ценности. Toyota LC 76
Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что Toyota Land Cruiser тяжёлой семидесятой серии – непреходящая ценность. Но, как ни крути, в этом циничном мире у всего есть цена — культовый внедорожник без пробега стоит в Москве около четырёх миллионов рублей. Только это не затраты, а вложения. При регулярном уходе он прослужит не один десяток лет, и ваши дети наверняка смогут передать его по наследству внукам. Причём, в очень приличном состоянии.
Начнём с очевидного – пластмассовый Кибертрон победил. Современные автомобили превращаются в безликую бытовую технику с ограниченным трёхлетней гарантией сроком эксплуатации. Под натиском экологических требований и заботы о безопасности пешеходов одна за другой уходят в небытие внедорожные легенды. И то, что Toyota Land Cruiser 70, пришедший в 1984 году на смену прославленной сороковой серии, уже тридцать пятый год держится на конвейере почти в первозданном виде – настоящее чудо.
Им хочется восторгаться, не вдаваясь в поиски разумных объяснений. Впрочем, никакого чуда в долгожительстве «семидесятки» на самом деле нет, просто это единственный внедорожник, сумевший выжить в безумном вихре реформ авторынка начала XXI века. Руководство Toyota не позволило своим маркетологам слить Land Cruiser 70 или превратить его в посмешище вроде нового Nissan Patrol или Mercedes-Benz Gelandewagen. Ведь там, где настоящая, а не рекламная надёжность всё ещё в цене, «семидесятке», по сути, нет альтернатив.
Штатный шноркель отлично защищает мотор от пыли, но для бродов его соединения необходимо герметизировать
Делают их не в Эмиратах, а в Японии
Казалось бы, такому автомобилю в России должно быть уготовано светлое будущее, ведь «Тойота» в целом и Land Cruiser в частности вызывают у наших соотечественников мистический трепет, а за Уралом логотипом компании, привязанным к шесту, шаманы изгоняют злых духов. «Семидесяткой» грезят тысячи охотников, рыболовов и любителей дальних странствий, но японцы почему-то так и не решились поставлять её официально. Впрочем, свято место пусто не бывает, и эту почётную миссию взяли на себя так называемые независимые дилеры. В продаже есть любые варианты: двухдверные и четырёхдверные пикапы TLC 79, короткие трёхдверки TLC 71, весьма востребованные трёхдверные TLC 78 с самым длинным кузовом в линейке и высокой крышей, а также наиболее распространённый в России классический пятидверный внедорожник Toyota Land Cruiser 76.
К примеру, новые «семидесятки» 2018–2019 годов выпуска с нулевым или минимальным (до 20 км) пробегом, привезённые из Арабских Эмиратов, в «Клубе 4х4» продаются по цене от 4 200 до 4 600 млн рублей. Кстати, распространённое мнение о том, что в «арабских» машинах зимой холодно, совершенно не соответствует действительности. Делают их не в Эмиратах, а в Японии, и у всех есть не только кондиционер, но и полноценная печка, просто термостат атмосферного дизеля 1HZ открывается при 75℃. Тем не менее зимой в салоне прогретой машины тепло. Если сомнения всё же остаются, можно установить в систему охлаждения европейский термостат с точкой открытия 90℃. А турбодизели от TLC 200, которые стали устанавливать на машины не так давно, изначально считаются тёплыми моторами.
Последний раз «семидесятку» серьёзно обновляли в 2007 году. Рестайловые машины можно узнать по оформлению передка в стиле TLC 100 – большие фары с интегрированными поворотниками и широкий бампер с противотуманками, в котором может скрываться очень надёжная штатная электролебёдка. Огромный капот не без труда поднимает двумя руками взрослый мужчина – металла на тяжёлую серию не жалеют. У новых «семидесяток» под ним обычно скрывается хорошо известный по TLC 200 восьмицилиндровый V-образный турбодизель 1VD-FTV с топливной рампой и электронным мозгом. Правда, здесь он с одной, а не двумя турбинами, дефорсированный до 205 лошадей, с крутящим моментом 430 Нм уже при 1 200 об/мин. Двигатель по современным меркам очень надёжный. Он наверняка понравится любителям быстрой езды, но плохого топлива не переносит, нуждается в серьёзной влагозащите (чтобы электронику не заливало в бродах) и требует качественного, своевременного обслуживания.
Никакой электроники
Совсем недавно у нас на тесте побывал выпущенный в 2012 году Toyota Land Cruiser 76 с шестицилиндровым рядным атмосферным дизелем 1HZ объёмом 4.2 литра. Его мощность – 131 лошадиная сила (значит, на налогах не разоришься), а крутящий момент – 284 Нм при 2 200 об/мин. Этот неубиваемый чугунный мотор переварит даже солярку, слитую с трактора. Никакой электроники и Common Rail – только простейший механический ТНВД с приводом шестернёй от коленвала, всего два клапана на цилиндр и один распредвал с ременным приводом.
Двигатель низовой, а с учётом короткой первой передачи в пятиступенчатой МКП понижайку приходится включать только на бездорожье. Неразрезные мосты очень прочные, передняя подвеска на пружинах, сзади – рессоры. Полный привод типа Part Time. Передний мост подключается обычным рычагом, имеющим прямую связь с раздаткой. Справа у рулевой колонки – шайба включения блокировок переднего и заднего межколёсных дифференциалов, есть штатный шноркель – уже с завода наша «семидесятка» имеет серьёзную внедорожную подготовку.
Вы не поверите, но при всей своей внедорожности TLC 76 на удивление хорош в ежедневной эксплуатации. Удобное водительское кресло, информативная приборная панель, есть даже указатель давления масла и амперметр. Опций немного – кондиционер, радио с проигрывателем CD/МР3, электрические стеклоподъёмники (водительский с авторежимом), кнопка центрального замка, рукоятки на всех стойках, подстаканник и бардачок. Правда, в версии с двухместным пассажирским сиденьем в первом ряду нет ящика с подлокотником, и места для мелочей не хватает.
В отличие от классического LR Defender на водительском месте «семидесятки» просторно и не нужно скрючиваться – есть настройки руля и по углу наклона, и по вылету. Руль находится ровно напротив водителя, и левый локоть не упирается в стекло. Сцепление лёгкое, все три педали на своих местах, воздух из печки дует именно в ноги, а не в правую коленку, и уплотнитель не выпадает из дверного проёма. Вот только радиус разворота мостового внедорожника настолько велик, что часто приходится крутиться в два приёма. Впрочем, благодаря огромной по современным меркам площади остекления, тонким стойкам и рубленым формам габариты читаются хорошо. Места во втором ряду хватает, а со сложенным диваном багажник превращается в большой грузовой отсек с ровным полом. К тому же диван можно открутить и снять целиком, тогда сзади появится почти двуспальная кровать.
При переходе на большие колеса, сзади лучше установить силовой бампер с «калиткой» для запаски, чтобы снять нагрузку с двери
Тяговитый дизель позволяет стартовать со второй и почти сразу переходить на четвёртую, а затем и на пятую передачу. В пробках не приходится постоянно дергать рычаг – ползёшь себе как с автоматом. Но вот с обгонами проблема – большой атмосферник тяжеловато крутится. Комфортная скорость – 90–100 км/ч, на 120 км/ч на приборной панели загорается оповещение – мол, дальше разгоняться не стоит. На самом деле «семидесятка» может двигаться быстрее – курсовая устойчивость хорошая, крены не пугают, нет склонности к раскачке на волнах, рулится вполне прилично, но системы стабилизации нет, поэтому на любой скорости автомобилем управляете только вы, без помощи электроники. Однако главный ограничитель – пятискоростная коробка. Уже к 90 км/ч хочется включить шестую передачу. Кажется, что вот сейчас она волшебным образом появится, и со скоростью 120 км/ч можно будет ехать не на 2 300 об/мин, а на оборотах холостого хода, да и расход топлива тогда опустится ниже 12–14 литров на сотню. Хорошо ещё, что в топливный бак влезает 90 литров, и на одной заправке можно уехать довольно далеко.
Программа тюнинга
Однако чаще всего такие машины приобретают не для гонок по шоссе или поездок на работу, а для специализированных хобби – охоты, рыбалки, путешествий. Поэтому большинство покупателей сразу отправляются в тюнинг-мастерские, ведь кое-что можно подправить даже в этом, почти идеальном, внедорожнике. В Москве больше всего «семидесяток» проходит через тюнинг-центр «Клуба 4х4». Программа минимум – тщательная герметизация шноркеля и вывод сапунов мостов и трансмиссии под капот. Это нужно сделать обязательно и сразу, ведь для арабов герметичность шноркеля не так важна, главное – защита от песка и пыли, да и сапуны на заводе выведены низковато.
Следующий этап – усиление подвески. Замена пружин, рессор, амортизаторов и рулевого демпфера на комплекты ARB-OME или TJM с двухдюймовым лифтом даёт возможность перейти с диаметра 31 дюйм, на колёса размерностью 285/75 R16, то есть 33 дюйма, а заодно подготовить машину к тяжёлой загрузке и возможной установке силового обвеса. Хотя «семидесятка» спокойно лифтуется на 4–5 дюймов и легко выдерживает тридцать пятые колёса, специалисты рекомендуют ограничиться двухдюймовым лифтом, чтобы узкий автомобиль не терял устойчивость в поворотах. К тому же слишком большой диаметр покрышек усложняет легализацию изменений в ГИБДД.
В некоторых комплектациях TLC 76 уже на заводе оснащают шноркелем, передней лебедкой, фаркопом и блокипровками обоих мостов
Штатная электролебёдка Denso с тяговым усилием около четырёх тонн отличается исключительным качеством, но при глубокой посадке гружёного автомобиля её может не хватить, и придётся медленно лебедиться через блок. Поэтому любителям забираться подальше в глушь рекомендуется установить более мощный вариант, такой как WARN 12.5 с тяговым усилием 5,5 тонн или качественный китайский аналог типа T-Max или RockWinch (главное – чтобы он был от проверенного производителя).
Стандартные бамперы надёжны, однако для поездок по лесам лучше поставить силовые, приспособленные для работы с хайджеком, установки лебёдок, фаркопов и дополнительного освещения. А на «калитках» заднего силового бампера закрепить тяжёлую запаску, канистры и другое снаряжение. Не будет лишней и комплексная защита днища. В том же «4×4» её делают из авиационного алюминия АМГ3М. Листы толщиной 6 мм позволяют делать фигурные гибы, но при этом отлично поглощают удар и сохраняют форму.
Из удобств водителю предлагается регулировка руля по углу наклона и вылету, кондиционер, радио/MP3 и электрические стеклоподъемники
Стандартные блокировки переднего и заднего межколёсных дифференциалов – образец качества и не требуют вмешательства, нужно лишь время от времени их включать, чтобы не закисали электромеханические приводы. Правда, в некоторых комплектациях блокировок нет, но поставить комплект от ARB – не проблема. Пневмопривод австралийских блокировок даже надёжнее.
Колея передних колёс у «семидесятки» – 1 515 мм, задних – 1 420 мм. Откуда взялась разница в целых 95 мм, знают, наверное, только японцы. В Интернете гуляет версия, что благодаря суженной задней колее внедорожник не цепляет колёсами бордюры, поворачивая на тесных улицах японских городов. Но в наших условиях эта особенность скорее мешает – LC разбивает колею и за ним трудно ехать по бездорожью. Чтобы поправить дело, достаточно 30 мм проставок на задней оси. Можно установить проставки и толщиной 45 мм, но они дороже, реже встречаются и создают повышенную нагрузку на подшипники полуосей. Задние рессоры, расположенные под мостом – ещё один повод для упрёков, однако на мягком среднерусском бездорожье это не такая уж проблема, с которой мирится большинство владельцев. Для эксплуатации в каменистых регионах самое проверенное решение – перенос рессор на мост. Можно перейти и на пружины, но это тема отдельного разговора.
В целом Toyota Land Cruiser семидесятой серии не требует глобальной перестройки с глубоким вмешательством в конструкцию. Перечисленных доработок более чем достаточно для эксплуатации на самом тяжёлом бездорожье, всё остальное – чистое творчество. Можно установить экспедиционный багажник, дополнительное освещение, автономные обогреватели, современные мультимедийные системы, сделать полную вибро- и шумоизоляцию салона и покрыть кузов защитным составом на основе полимочевины. Короче, всё, чтобы сделать эксплуатацию этого классического внедорожника максимально удобной и приблизить срок службы к бесконечности. В общем, перефразируя библейскую цитату: «Род приходит, и род уходит, а Toyota LC 70 пребывает во веки».
Технические характеристики Toyota Land Cruiser HZJ76 4.2 LX
Длина/ширина/высота 4720/1770/1960 мм
Колея передняя/задняя 1515/1420 мм
Колёсная база 2 730 мм
Полная масса 3 000 кг
Снаряженная масса 2 180 кг
Объём топливного бака 90 л
Тип привода Подключаемый полный
Трансмиссия Механическая, 5 ступеней
Двигатель Дизельный, атмосферный, рядный, 6 цилиндров
Объём двигателя 4 164 см 3
Мощность 131 л.с. (3800 об/мин)
Крутящий момент 284 Нм (2200 об/мин)
Передняя подвеска Зависимая, пружинная
Задняя подвеска Зависимая, рессорная
Тормоза передние/задние Дисковые/барабанные
Текст: Григорий Алёшин, фото: Максим Кузнецов