- Лай был отличным охотником основная мысль
- Определите и запишите основную мысль текста. (1)Лай был отличным охотником. (2)Ростом он был с волка. (3)Уши у него торчком, как у волка, и масти он серой, волчьей. (4)Только хвост у него лежит на спине кренделем, как у лайки. (5)Однажды отец пошёл с ним на медведя. (6)Набрели на след большого зверя. (7)На Лае шерсть поднялась дыбом, но он смело бросился вперёд и скоро догнал уходившего медведя. (8)Отец выстрелил, но только легко ранил зверя. (9)Зверюга рассвирепел и так стремительно кинулся на отца, что отец не успел выстрелить второй раз. (10)Чудовище лапой вышибло ружьё у него из рук. (11)Миг — и отец лежал на спине под тяжёлой тушей. (12)Он считал себя уже погибшим, но зверь вдруг отвалился от него и вскинул передние лапы в воздух. (13)Отец вскочил на ноги. (14)Лай висел на спине у медведя, зубами вцепившись ему в ухо. (15)Отец успел схватить ружье и послать медведю пулю, прежде чем зверь задавил Лая. (16)Медведь рухнул мёртвым.
- Ответы
- 1. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
- Контрольное изложение
- Просмотр содержимого документа «Контрольное изложение»
- Лай был отличным охотником основная мысль
Лай был отличным охотником основная мысль
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Ответь на вопрос мне, старому охотнику. (2)А ты знаешь, почему о берёзе песни поют? (3)Думаешь, наверное, потому, что она красивая? (4)Эва что! (5)А ель, к примеру, некрасивая? (6)Приглядись-ка ты к ней внимательней. (7)Ель всегда стройна, пряма — тут с ней ни одна берёза не сравнится. (8)Крона у ели густа, ровна — хвоинка к хвоинке, а у берёзы крона всегда как бы встрёпанная. (9)И цвет у еловых иголок особый, тёмно-зелёный, её далеко-далеко видно. (10)Не то берёза. (11)Издали её не отличишь ни от осины, ни от тополя. (12)По всем статьям быть бы в песнях ели, ан нет, поют о берёзе. (13)Так почему же? (14)Не знаешь…
(15)А всё, брат ты мой, очень просто. (16)Примечай, на гарь, на пустошь первой и деревьев идёт берёза. (17)Она не боится ни холодного ветра, ни горячего солнца. (18)Храброе и выносливое дерево. (19)Но не это главное. (20)Под берёзой земля становится рыхлой, мягкой, плодородной. (21)Она щедра. (22)Не столько берёт, сколько отдаёт. (23)Где поселилась берёза, там жди – скоро появится сосна. (24)Упругими ветвями сосенки будут прикрыты и от иссушающей жары, и от злой стужи —берёза добра. (25)До того добра, что, когда сосны окрепнут, подымутся и в лесу станет тесно, она сама уходит в другое место…
(26)Не то твоя ель. (27)Под её кроной не поселится ни одно деревце. (28)Трава даже — и та не растёт. (29)Ель берёт из земли всё, ничего не отдавая. (30)А когда отживёт свой век, усохнет, земля под ней долгое время остаётся мёртвой. (31)Вот так-то (32)А ты мне тут про красоту толкуешь.
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Лай был отличным охотником. (2)Ростом он был с волка. (3)Уши у него торчком, как у волка, и масти он серой, волчьей. (4)Только хвост у него лежит на спине кренделем, как у лайки. (5)Однажды отец пошёл с ним на медведя. (6)Набрели на след большого зверя. (7)На Лае шерсть поднялась дыбом, но он смело бросился вперёд и скоро догнал уходившего медведя. (8)Отец выстрелил, но только легко ранил зверя. (9)Зверюга рассвирепел и так стремительно кинулся на отца, что отец не успел выстрелить второй раз. (10)Чудовище лапой вышибло ружьё у него из рук. (11)Миг — и отец лежал на спине под тяжёлой тушей. (12)Он считал себя уже погибшим, но зверь вдруг отвалился от него и вскинул передние лапы в воздух. (13)Отец вскочил на ноги. (14)Лай висел на спине у медведя, зубами вцепившись ему в ухо. (15)Отец успел схватить ружье и послать медведю пулю, прежде чем зверь задавил Лая. (16)Медведь рухнул мёртвым.
Ответы
Основная мысль в том, что собаки всегда постоят за человека/хозяина/друга. Ну или типо того
Основная мысль текста:
Даже собаки относятся к нам лучше, чем некоторые другие люди. Собака — вот самый настоящий и верный друг.
1. Описание Лая (предложения 1 — 4)
2. Поединок с медведем (предложения 5 — 11)
3. Героическое предложение 12 — 16)
ответ: Отец остался жив благодаря преданности и смелости собаки Лайя
Отец успел схватить ружье и послать медведю пулю, прежде чем зверь задавил Лая.
Послать (пулю) – выстрелить, стрелять.
Его послали искать ключи. (Отправить с каким-либо поручение, целью)
Они уже послали ему письмо. (Отправить для доставки)
Он посылает тебе поклон. (Выражение чувств с жеста)
1. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Текст 2
(1)В наших лесах зимой неожиданно появилась редкая гостья — чёрная лисица. (2)Ничей мех не ценится так дорого, как мех этого необыкновенного зверя. (3)Охотники не стали стрелять ни белок, ни даже соболей и начали охотиться за одной этой лисицей.
(4)Но лисица была такая хитрая, что никого к себе не подпускала на выстрел и не шла ни в одну ловушку. (5)Чёрная лисица делала так: охотник идёт за ней, а она не подпускает его, даст круг, выйдет на его след и ходит за ним по лесу. (6)Так они и не могли её поймать.
(7) Один молодой зверолов понял эту её хитрость. (8)Никому ничего не сказав, он расставил по круговой тропинке капканы, снегом их запорошил, чтобы ниоткуда не видно было. (9)Спрятал в кустах самострелы, а веревочки, которые стрелу спускают, через тропу провёл. (10)Он ходил, и чёрная лисица от него не отстаёт. (11)Кружил зверолов, кружил да так закружился, что и не вспомнил про одну свою верёвочку, и нечаянно задел её ногой. (12)Стрела попала ему под колено. (13)Эту зиму он больше не охотился. (14)А чёрная лисица так и исчезла.
2. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Текст 2
(1) Стояла зима. (2)Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица. (3)Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. (4)Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помощь.
(5)Вдруг кто-то толкнул дверь. (6)Собачка вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. (7)Доверчиво прикоснулась она к его руке. (8)Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой. (9)Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него. (10)Незнакомец оказался знаменитым артистом Дуровым.
(11)История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. (12)Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. (13)Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. (14)Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке. (15)Каштанка осталась у артиста.
3. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
(1)Лай был отличным охотником. (2)Ростом он был с волка. (3)Уши у него торчком, как у волка, и масти он серой, волчьей. (4)Только хвост у него лежит на спине кренделем, как у лайки.
(5)Однажды отец пошёл с ним на медведя. (6)Набрели на след большого зверя. (7)На Лае шерсть поднялась дыбом, но он смело бросился вперёд и скоро догнал уходившего медведя. (8)Отец выстрелил, но только легко ранил зверя. (9)Зверюга рассвирепел и так стремительно кинулся на отца, что отец не успел выстрелить второй раз. (10)Чудовище лапой вышибло ружьё у него из рук. (11)Миг — и отец лежал на спине под тяжёлой тушей.
(12)Он считал себя уже погибшим, но зверь вдруг отвалился от него и вскинул передние лапы в воздух. (13)Отец вскочил на ноги. (14)Лай висел на спине у медведя, зубами вцепившись ему в ухо. (15)Отец успел схватить ружье и послать медведю пулю, прежде чем зверь задавил Лая. (16)Медведь рухнул мёртвым.
4. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Луковица с радостью
(1)Осенью папа привёз с юга большую луковицу и сказал: «В середине этой луковицы спрятана радость, дочка». (2)Я удивилась. (3)В такой некрасивой серой луковице — и вдруг радость.
(4)Мама посадила мою луковицу в горшочек и поставила в темное место. (5)Прошло много дней. (6)И вот раздвинулись лепестки, и из середины выглянул толстый столбик весь в бутонах. (7)Тогда мы перенесли цветок на солнечное окно.
(8)И перед самым Новым годом он расцвёл! (9)Сколько у него было цветов — синих-синих, душистых-душистых! (10)И все они смотрели в разные стороны, точно хотели разглядеть всё, что стояло в комнате. (11)А как красив был каждый цветочек! (12)Папа сказал, что мой цветок зовут гиацинтом. (13)Я полюбила его больше всех своих игрушек. (14)Вот какая радость была спрятана в некрасивой серой луковице.
5. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
(1)У Шаляпина был объемистый кожаный портфель, оклеенный множеством ярлыков туристических фирм иностранных государств и городов, в которых гастролировал певец. (2)Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому его не доверял, почти не выпуская его из рук.
(3)В портфеле лежал небольшой ящичек. (4)Не только люди, работавшие с Шаляпиным, но и родные не имели представления о его содержимом. (5)Приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, Шаляпин вынимал из портфеля ящик и ставил его под кровать. (6)Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике. (7)Это было таинственно и непостижимо.
(8)После смерти артиста его вдова вскрыла наглухо заколоченный ящик. (9)В нем оказалась горсть земли, взятая великим певцом перед отъездом за границу. (10)Это была горсть русской земли.
Контрольное изложение
Цель урока: проконтролировать навыки написания изложения по плану
Просмотр содержимого документа
«Контрольное изложение»
Тема. Контрольное изложение
Цели: проконтролировать навыки написания изложения по плану.
Оборудование: текст изложения
I. Организационный момент
II. Постановка целей и задач урока
III. Работа с текстом
1. Чтение изложения «Смертельная схватка» первый раз
Лай был отличным охотником. Ростом он был с волка. Уши у него торчком, как у волка, и масти он серой, волчьей. Только хвост у него лежит на спине кренделем, как у лайки.
Однажды отец пошёл с ним на медведя. Набрели на след большого зверя. На Лае шерсть поднялась дыбом, но он смело бросился вперёд и скоро догнал уходившего медведя. Отец выстрелил, но только легко ранил зверя. Зверюга рассвирепел и так стремительно кинулся на отца, что отец не успел выстрелить второй раз. Чудовище лапой вышибло ружьё у него из рук. Миг — и отец лежал на спине под тяжёлой тушей.
Он считал себя уже погибшим, но зверь вдруг отвалился от него и вскинул передние лапы в воздух. Отец вскочил на ноги. Лай висел на спине у медведя, зубами вцепившись ему в ухо. Отец успел схватить ружье и послать медведю пулю, прежде чем зверь задавил Лая. Медведь рухнул мёртвым.
(146 слов) (По В. Бианки)
2. Разбор изложения, написание плана
1) Лай – отличный охотник.
2) Схватка с медведем.
3) Лай спасает жизнь отцу.
Словарь для учащихся среднего и низкого уровня
Отличный, масть, крендель, лайка, набрели, рассвирепел, стремительно, вскинул, вцепившись.
4. Написание изложения учениками
V. Домашнее задание.
Повторить теоретический материал по теме «Имя прилагательное»
Лай был отличным охотником основная мысль
Определите и запишите основную мысль текста.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9–13.
(1)На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. (2)Ведь наряду с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле встречали хлебом-солью. (3)Без деревянных расписных солонок, которые назывались солоницы, не обходилось ни одно праздничное торжество. (4)Говорят, что наиболее почётными местами за столом считались те, что располагались ближе к солонке.
(5)Каких только солонок не выдумывали русские мастера: в виде уточек, коробочек с резными коньками, главками церквей или двуглавым орлом. (6)Например, для Русского Севера, вологодской и архангельской губерний, типичной была солонка в форме плывущей птицы с головой уточки (такую солонку называли утицей). (7)Вырезая солонку-утицу, мастера оставляли между грудью и клювом перемычку, которая служила удобной ручкой. (8)Спинку и часть хвоста отпиливали, чтобы сделать в туловище углубление для соли, а затем выпиленную часть возвращали на место. (9)Около хвоста просверливали отверстия, в которые вставляли круглый стержень — вертлюг. (10)Когда нужно было открыть солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону, но бывали у солонок-утиц и съёмные крышечки.
(11)В Верхнем и Среднем Поволжье были очень распространены нарядные солонки, по форме напоминавшие кресла. (12)За столетия мастера выработали особый тип крышки на вертлюге для солонки-кресла. (13)Такая крышка вращается на двух вертлюгах, вставленных в подлокотники солонки. (14)Она легко откидывается и упирается в спинку солонки, которая служит ручкой. (15)Крышки и спинки солонок-кресел красочно расписывали (ещё одно свидетельство особого отношения мастеров к солонке), и эта чудесная яркая роспись до сих пор сохранилась в некоторых крестьянских домах Поволжья. (16)А солонка и сейчас всегда наготове держит перед нами соль — и спасибо ей за это…