Кто такие всадники дикой охоты

Дикая Охота и её предводитель в мифологии

Дикая Охота – распространённый мотив в европейской мифологии, широко разошедшийся по этой части света и оставивший значительный след в её культуре и особенно в литературе.

Этим термином называют группу призрачных всадников, которые скачут по небу на демонических лошадях в сопровождении гончих с горящими глазами, или же время – определённый час суток, несколько дней в году (обычно между Рождеством и Богоявлением) или раз в несколько лет – когда эти всадники могут вторгнуться в подлунный мир и творить разнообразные бесчинства.

Миф о Дикой Охоте очень древний – его корни уходят далеко в дохристианскую эпоху. И очень распространённый – его можно встретить в фольклоре почти всех европейских народов, даже у славян. А с открытием Америки призрачные всадники пробрались и туда вместе с переселенцами.

Это привело к тому, что история всадников и предводитель Охоты меняются в зависимости от эпохи и конкретной страны.

В скандинавской и германской мифологиях, Дикую Охоту возглавляет Один на восьминогом коне Слейпнире, иногда под его другим именем Вотан, а сопровождающие его всадники – обитатели Асгарда или берсерки из Валгаллы, которые странствуют по миру, истребляя демонических созданий. И встретившийся на их пути воин будет вынужден присоединиться к ним.

У валлийцев во главе призрачных всадников едет владыка иного мира Араун или Гвин ап Нуд, герой многих мифов, король фейри и проводник душ в ином мире.

У славян Дикий Гон возглавлял Волчий Пастырь со сворой огромных собак или волков, которых гнал по небу вслед за солнцем, чтобы поглотить его. А зимой, в начале декабря, спускался на землю чтобы поохотиться на людей.

В средневековье Дикая Охота была прочно связана с фейри – всадники стали эльфами или феями, а вёл процессию эльфийский король или королева.

С распространением христианства многие мифические существа были объявлены слугами дьявола, в том числе и Дикая Охота. В околохристианской версии мотива её возглавлял сам Сатана, а его всадники – это ведьмы, которые собираются на шабаш, или преступники, обречённые на вечные муки. Вместе со своим владыкой они выезжают из ада, чтобы собрать души особо выдающихся грешников.

Существует и обратная, «добрая» версия Дикой Охоты, которая наоборот охраняет мир живых от дьявола и следит за тем, чтобы он и его слуги оставались в аду. Во главе такой благородной кавалькады часто был известный мифический герой – король Артур в Британии, Роланд во Франции. Или же реальная историческая личность, обросшая легендами.

Бывало, что Дикую Охоту возглавляла женщина – богиня ведьмовства Геката, германская богиня материнства Холда или даже раннехристианская святая Лючия Сиракузская.

Кроме того, в мифах и фольклоре, в сказках, рассказах и летописях упоминаются бесчисленные колдуны, проклятые короли, увлекающиеся оккультизмом дворяне, эльфийские принцессы и демонические создания, которые не называются напрямую Дикой Охотой, но по описанию и поведению являются ею.

Хоть в некоторых вариациях мифа Дикая Охота занимается вполне благим делом, защищая мир от зла, встреча с ней не предвещала ничего хорошего.

Чаще всего всадники выбирали своей дичью людей, которым не повезло попасться им на глаза. Дьявол собирал урожай из грешников и утаскивал их в ад. Фейри похищали встречных, особенно детей и женщин, ради развлечения и увозили их в свои жилища под холмами или на дне озёр. Так же с фейри связано поверье, что когда Охота пролетает над людским селением, то души спящих могут присоединиться к всадникам и ехать с ними до рассвета.

В западной части Европы демонические всадники часто оказываются людьми, проклятыми за грехи, занятия колдовством или по прихоти злого колдуна или дьявола. Проклятие выражается в виде определённых ограничений – всадники не могут остановиться по своей воле, или не могут сойти с лошадей – встав на землю они рассыпаются в пыль или проваливаются в ад. Или же они не могут покинуть местность, к которой их привязывает проклятие – обычно это заколдованный лес или окрестности озера.

Подобное упоминается в легенде о Херне-Охотнике — егере из Виндзорского леса, который был исцелён от смертельной раны чёрной магией, после чего стал демоническим владыкой леса с оленьими рогами на голове и каждую ночь вынужден выезжать на охоту вместе с другими егерями, из-за зависти которых и получил проклятие.

В некоторых мифологиях похищенные люди вынуждены присоединиться к Охоте и вечно пребывать между жизнью и смертью, странствуя с небесной кавалькадой – так ведёт себя американская версия этого мотива, состоящая из призрачных ковбоев.

Однако не похищение было главной опасностью для людей. Дикая Охота, с громом несущаяся по небу, была предвестником беды – войны, мора или других масштабных несчастий. Увидеть всадников в облаках было дурным знамением и для увидевшего их, и для тех поселений, над которыми они пролетали.

Как и многие мифологические мотивы, Дикая Охота оставила значительный след в европейском искусстве. Призрачному воинству, скачущему по небу, посвящали картины – особенно в этом отличился норвежский художник Петер Николай Арбо, который часто брался за сюжеты и персонажей из скандинавской мифологии.

Читайте также:  Оптика ночного видения для охоты

Многие музыканты вдохновлялись этим образом – яркие примеры тому норвежская поэма «Draumkvedet» или американский хит «Riders In The Sky», который перепевали все, кому не лень.

И, как это часто происходит с искусством, оно оказывается частью политической пропаганды. Образ Дикой Охоты не стал исключением. В Германии времён Гитлера мифологии уделялось особое внимание – на ней строился облик великой империи, уходящей корнями глубоко в прошлое и стремящейся к великому будущему (не срослось, правда – у мира и Гитлера оказались слишком разные представление о том, как должно выглядеть это будущее). Мифология стала связью новой страны под властью диктатора с «славными предками», и нередко использовалась для прославления этого диктатора.

Образ Дикой Охоты с Вотаном во главе стал символом обновлённой Германии, символом её воинов, готовых умереть ради блага страны, возглавляемых самим фюрером, который заменял собой божество – диктаторские режимы любят говорить о божественности или богоизбранности своего лидера.

Ещё один вариант «Дикой Охоты» Петера Арбо

Наиболее широко образ Дикой Охоты представлен в литературе. В Средние Века о ней сочиняли баллады и поэмы, она встречалась в сагах и легендах.

С появлением готической литературы Дикая Охота вместе с другими фейри и связанными с ними тропами переехала в мистические рассказы. А когда фэнтези оформилось в отдельный жанр, призрачные всадники окончательно прописались в нём.

Дикая Охота

Дикая Охота – это орда всадников-призраков, погибших в различных битвах, которые появлялись преимущественно по ночам. Герои германской и скандинавской мифологии, они имели обыкновение внезапно появляться с северной стороны и также неожиданно исчезать. Сопровождаемые мрачными псами, всадники символизировали начало войны, хаоса, чумы и многочисленных несчастий.

Кто был лидером призрачной орды?

Впервые феномен воинов-призраков был описан в книге немецкого фольклориста Якова Гримма. Он отметил, что существование такого рода всадников – ничто иное, как дохристианские верования людей в различные силы и божества. Он также предполагал, что первоначально в свите Дикой Охоты были боги и богини, но с появлением христианства люди переиначили информацию на свой лад и сделали из всадников мрачную силу, предвещающую страх, смерть и бедствия.

Согласно легендам, призрачная армия появлялась не сама по себе, а была кем-то управляема. Некоторые источники утверждали, что предводительницей была женщина по имени Холда (в других источниках – Берхта). Будучи лидером, она направляла команду призраков-наездников в то или иное место, чтобы они выполняли определенные миссии. Чаще всего это было некое предупреждение о надвигающейся войне или несчастье, но иногда они становились карателями и наказывали неугодных им людей за проступки.

Скандинавские источники упоминали Одина – одноглазого бога смерти и магических знаний, который был главным среди всадников Дикой Охоты. Он носился по земле, собирая людские души. Считалось, что, если кто-то из смертных заговорит с этим богом, его настигнет смерть, а если всадники встретятся человеку на пути, он окажется в неизвестной стране, вдали от родных и близких. Иногда призраки-наездники забирали людей с собой, и те становились частью Дикой Охоты. Впрочем, изредка случалось чудо, и похищенный возвращался домой. Его внезапное исчезновение и затем появление непременно связывали с активностью охотников–призраков. Чаще всего Один и его свита появлялись в период суровой зимы или холодной осени. В это время они приносили снежные бури и ветры, а заодно и несчастья жителям различных мест.

Некоторые источники предполагали, что призрачной свитой управлял британский король Артур, а также датский принц Вальдемар Аттердаг и другие исторические персонажи. Часть легенд, передаваемых из уст в уста, и вовсе утверждала, что во главе Дикой Охоты стояли Ирод, Каин и даже сам Сатана. А вот британские мифы уверяли, что предводителем армии призраков-всадников был король или королева эльфов. Если они встречали на своем пути человека, их намерения были не связаны с коллекционированием душ. Свита просто забирала с собой смертного, делая слугой эльфов.

Непобедимые всадники со сворой жутких псов

Дикая Охота описывалась, как туча, надвигающаяся на землю. Огромное полчище быстро перемещалось по земле, словно подгоняемое ветром. Восседавшие преимущественно на темных лошадях всадники уверенно держались в седле, как и положено истинным воинам. Если нужно было пересечь воду, воины могли воспользоваться кораблями и достичь своей цели. Вооруженные копьями и другим смертоносным оружием, они проносились мимо людей, и горе было тому, кто оказывался у них на пути. Учитывая свирепый и крутой нрав предводителя и его свиты, стоять на пути у призрачной команды было очень опасно. С ними никто не вступал в бой, ведь это сулило гибель даже самому отважному воину. Будучи посланниками потустороннего мира, они врывались в мир живых практически непобедимыми. Убить этих мертвецов было невозможно, поэтому смертный лишался души и жизни прежде, чем успевал оказывать сопротивление.

Животные, сопровождавшие свиту, также относились к миру мертвых. Особый ужас вызывали псы с горящими, словно неоновые огни, глазами. Светящие очи собак могли стать причиной помутнения сознания у бедолаги, встретившего свору на своем пути. Страшнее были только гримы, напоминавшие духов. Они могли приобретать любой облик, но сопровождали армию всадников в обличии псов. Гримы имели черный цвет шерсти, большие размеры и жуткое выражение морды. Особенно пугали их пустые глазницы – эти существа не нуждались в глазах, так как все равно могли все видеть и ощущать. Приносящие смерть и ужас, они неотступно следовали за призрачными воинами, и были частью зловещей и таинственной Дикой Охоты.

Читайте также:  Про охоту с беркутами

Кто такие всадники дикой охоты

Дикая Охота (Дикий Гон) — орда призрачных всадников, внезапно появляющаяся в различных областях мира и так же внезапно исчезающая. Считаются предзнаменованием несчастья, войны и смерти. Говорят, что они появляются в основном, но не исключительно, в зимний период.

Уже одно только присутствие Охоты вызывает хаос и панику среди простых смертных, которых Охота ловит и заставляет присоединиться к своему жуткому кортежу. Многочисленные истории исчезновения людей, а затем их внезапные и неожиданные возвращения, считаются деяниями Дикой Охоты. Часто, когда похищенные возвращаются в свои родные края, они находят лишь старые, заросшие могилы своих детей.

Истории об Охоте не встречаются в культуре эльфов и краснолюдов с гномами . Это весьма странно, ведь Старшие народы тоже должны были иметь дело с этим явлением, еще задолго до появления человека. Однако коротышки игнорируют это явление, а эльфы лишь загадочно молчат.

Достаточно обширными сведениями об Охоте владеют представители ведьмачьей Школы Змеи .

Возглавляет Охоту Король Дикой Охоты , известный так же как Эредин Бреакк Глас , предводитель Красных всадников .

По морю в мире людей всадники Охоты плывут на легендарном корабле Нагльфаре , на суше передвигаются на лошадях и с помощью порталов.

Внешность

Процессия призраков и скелетов на лошадях, летящих высоко в небе. Выглядят как типичные призраки — цепи, жуткие раны и обнажённые кости.

На деле же Дикая Охота — это проекции эльфийского отряда всадников в искусно выкованных и стилизованных под черепа и кости доспехах.

Энциклопедическая справка

Ареал обитания: Дикая Охота появляется в небе, как предвестье войны и других бедствий; кое-кто считает ее просто магическим феноменом, а не ордой призраков.

Тактика: воинам Дикой Охоты нет нужды драться, они вызывают такой ужас, что люди сжимаются от страха, едва завидев их; известны случаи, когда Охота похищала людей.

Уязвимость: в игре «Ведьмак 2: Убийцы королей» есть отдельный мультипликационный ролик, посвященный этому забытому Геральтом воспоминанию. Упоминается, что у всадников, как и у живых существ, текла кровь и у них были эльфийские лица.

Запись в Бестиарии

«Дикая Охота» — это орда призраков, которые скачут по небу во время бури, предрекая несчастья. Появление Дикой Охоты предшествует началу войн и других бедствий так же, как и полет кометы. Призрачная Дикая Охота иногда появляется в кошмарах проклятых людей, или тех, кого коснулось Предназначение.

Данные из книг Сапковского

Было поведано еще несколько страшных и зловещих историй. Например, что в некоторых местностях коровы вдруг стали давать кровь, а не молоко, а на рассвете люди видели в тумане Деву Мора , предвестницу жуткой гибели. В Бругге , в районах леса Брокилон, заповедного королевства лесных дриад , объявился Дикий Гон, галопирующее по небесам скопище ведьм, а Дикий Гон, каждому ведомо, всегда предвещает войну. С полуострова Бреммервоорд заметили призрачный корабль, а на его борту – привидение , черного рыцаря в шлеме с крыльями хищной птицы… — Час Презрения

В движущейся по небу ленте возникают нечеткие силуэты всадников. Они все ближе, их видно все четче. Раскачиваются буйволиные рога и растрепанные султаны на шлемах, под шлемами белеют оскалившиеся черепа. Наездники сидят на лошадиных скелетах, покрытых лохмотьями попон. Бешеный ветер воет в вербах, острия молний одно за другим режут черное небо. Ветер воет все громче. Нет, это не ветер, это жуткое пение.
Кошмарная кавалькада заворачивает, мчится прямо на нее. Копыта призрачных лошадей вспарывают мерцание болотных огоньков. В голове кавалькады несется Король Гона. Проржавевший шишак колышется над черепом, зияющим провалами глазниц, горящих синеватым огнем. Развевается рваный плащ. О покрытый ржавчиной нагрудник грохочет ворот, пустой, как старый гороховый стручок. Некогда в нем сидели драгоценные камни. Но они вывалились во время дикой гонки по небу. И стали звездами…
«Неправда! Этого нет! Это кошмар, бред, призраки, миражи! Мне это только кажется!»
Король Гона сдерживает лошадь-скелет, разражается диким, жутким смехом.
– Дитя Старшей Крови ! Ты – наша! Ты – наша! Присоединяйся к кортежу, присоединяйся к нашему Гону! Мы будем мчаться, мчаться до конца, до скончания вечности, до пределов существования! Ты – наша, звездоокая дщерь Хаоса! Присоединяйся, познай радость Гона! Ты – наша, ты – одна из нас! Твое место с нами, среди нас!
– Нет! – кричит Цири . – Прочь! Вы – трупы!
Король Гона смеется, клацают гнилые зубы над заржавевшим воротом доспехов. Синим горят глазницы черепа.
– Да, мы – трупы! Но смерть – ты! — Час Презрения

– Верно, – буркнул низушек , глядя в небо и прислушиваясь. – Неспокойная ночь, что-то недоброе в воздухе висит… Животные маются в хлеве… А в ветре слышны крики…
– Дикий Гон, – тихо сказал ведьмак. – Замкните как следует ставни, господин Хофмайер.
– Дикий Гон? – изумился Бернье. – Призраки?
– Не бойтесь. Они пройдут высоко. Летом Гон всегда проходит высоко. Гон опасен во время зимней бури, особенно – путникам на перекрестке дорог. Но дети могут проснуться. Гон несет с собой ночные кошмары. Лучше закрыть ставни.
– Дикий Гон, – проговорил Лютик , беспокойно зыркая наверх, – к войне. — Час Презрения

Читайте также:  Сергей успенский своя охота

Козодои дикими голосами орали свой реквием, небосклон затянули тучи, погасившие остатки лунного света. Тогда занудила страшная беанн’ши , вестница чьейто скорой и дурной смерти, а по черному небу пронесся Дикий Гон – табун огненнооких, развевающих лохмотьями плащей и штандартов призраков на конских скелетах. Как и всегда, Дикий Гон собрал свой урожай, но уже много десятилетий он не был так ужасен, как в этом году – в одном только Новиграде насчитали двадцать с лишним человек, пропавших бесследно. — Башня Ласточки

— Вспомни ваши легенды. Легенды о людях, таинственно исчезнувших и вернувшихся спустя годы для того лишь, чтобы взглянуть на заросшие бурьяном могилы близких. Ты думаешь, это фантазии, байки, высосанные из пальца? Ошибаешься! Людей похищали на целые столетия, их уносили наездники, которых вы называете Диким Гоном, Похищенные, использованные, а потом отброшенные, как скорлупка выпитого яйца. — Владычица Озера

Игра «Ведьмак»

В игре присутствует лишь сам Король, обладающий немалой властью над призраками. Так, например, Король вызывает душу Лео и заставляет его напасть на Геральта .

Игра «Ведьмак 2: Убийцы Королей»

Запись в Глоссарии

Согласно преданиям и свидетельствам очевидцев, Дикая Охота похищает людей, увлекая их в безумную скачку по небу. Особенно богатый урожай собирает она перед началом или во время великих войн. Такой случай был несколько лет назад в Новиграде: после появления Дикой Охоты пропали без вести более двадцати человек. Некоторым из похищенных удалось сбежать от призрачных всадников в мир людей, но их истории были столь неправдоподобными, что все их сочли безумцами.

Один из пациентов лечебницы для душевнобольных утверждал, будто бы был похищен Дикой Охотой и его забрали в мир, где единороги гуляют по эльфским садам. Когда же ему удалось сбежать, он вернулся в родной мир лишь для того, чтобы найти могилы своих детей, которые уже успели умереть от старости, так много лет прошло с момента его исчезновения.

Легенды о Дикой Охоте не встречаются ни у эльфов, ни у краснолюдов. Это весьма примечательно, поскольку Старшие Расы должны были встречаться с Дикой Охотой задолго до людей. По всей видимости, краснолюды просто не замечают призрачное воинство, и это взаимно. Эльфы же обходят тему Охоты таинственным молчанием.

По преданиям нордлингов, Дикая Охота — это процессия, точнее кавалькада призрачных всадников. Они проносятся по небу, оседлав скелеты лошадей. Одеты они в проржавевшие ошметки доспехов, подпоясаны исшерблёнными мечами. Дикая Охота, подобно кометам, есть предвестник войны, чему имеются неопровержимые доказательства. Призрачная кавалькада появляется в поисках несчастных жертв раз в несколько лет, однако же жатва её никогда не была столь богата, как сразу перед войной с Нильфгаардом. Тогда после промчавшейся над Новиградом Дикой Охоты в городе не досчитались более двадцати душ. Примечательно, что Дикую Охоту не упоминают ни эльфские, ни краснолюдские предания.

Согласно запискам чародея, который посвятил всю жизнь изучению феномена Охоты, существует некая таинственная сила, отправляющая воинство призраков в наш мир.

Чародеи и чародейки старательно обходили тему Охоты молчанием. И молчание столь учёных мужей и дам не менее красноречиво, чем слова. Однако по этому вопросу вы больше ни слова от меня не услышите.

Поэма «Песнь Охоты» — это настоящая библиографическая редкость и одновременно — собрание небылиц на тему Дикой Охоты. Знатоки поэзии расшибутся ради подобной книжицы в лепёшку, но на счастье таких знатоков немного. Многослойное повествование уводит читателя в мир богатого воображения автора, где каждая строфа — это новая интерпретация мифа. В этом произведении правда была смешана с поэтической вольностью, и для серёзного исследователя Охоты книга интереса не представляла.

Шеала де Тансервилль не выказывала никакого интереса к призрачным всадникам Дикой Охоты. И это было по меньшей мере странно, учитывая её репутацию исключительно учёной чародейки.

Так что же в действительности представляет собой Дикая Охота? Это всадники, способные перемещаться из одного измерения в другое. Это кавалькада из мира, покорённого эльфами. Духовные эманации воинов этого народа и принимают за призраков. Охота служит могущественной расе и ещё более могущественным правителям, чьё владение магией и мастерство в этой области бесконечно превосходит любые таланты чародеев-людей нашего мира.

Призрачные всадники преследовали Арамиля, эльфа из параллельного мира, до Лок Муинне. Там беглецу удалось перевести дух. Судя по записям, Король Охоты мечтает навсегда распахнуть ворота между мирами, чтобы хаос и ужас снова правили в том числе и в наших землях.

В игровом процессе не встречаются, зато присутствуют в воспоминаниях Геральта. Как он выяснил, Дикая Охота в этом мире — это лишь проекции, аватары, самых настоящих эльфов, только из другого мира. И они всегда приходят в этот мир проекциями, кроме одного случая — тогда они пришли за Йеннифэр и Геральтом на «Остров яблонь» .

Оцените статью
Adblock
detector