Вотяки
Удму́рты (ранее: вотяки́) — финно-угорский народ, проживающий в Удмуртской Республике, а также в соседних регионах. Говорят на русском языке и удмуртском языке финно-угорской группы уральской семьи; верующие исповедуют православие и традиционные культы. Внутри своей языковой группы он вместе с коми-пермяцким и коми-зырянским составляет пермскую подгруппу. По переписи 2002 года в России проживало 637 тысяч удмуртов. В самой Удмуртии проживает 497 тыс. чел. Кроме того, удмурты живут в Казахстане, Белоруссии, Узбекистане, Украине. Самоназвание — удмурт .
Содержание
Этногенез
Удмуртский народ возник в результате распада прапермской этнолингвистической общности и является автохтонным населением Урало-Поволжья. В языке и культуре удмуртов заметно влияние русских (особенно у северных удмуртов), а также различных тюркских племён — носителей R- и Z-тюркских языков (у южных удмуртов в особенности заметно влияние татарского языка и культуры).
Этимология самоназвания удмуртов не вполне ясна; наибольшего внимания достойна гипотеза, возводящая этноним удмурт к иранскому *anta-marta ‘житель окраины, пограничья; сосед’. Также распространена теория о «человеке из племени уд»: уд (восходит к од) и мурт (восходит к морт). « Мурт » по-удмуртски значит «человек». Таким образом, « удмурт » может быть «человеком из племени уд» [1]
Прежнее русское название — вотяки — имеет, по-видимому, происхождение от реки Вятка, по которой была названа Вятская Губерния, в состав которой входила Удмуртия в дореволюционной России. В настоящее время в Удмуртии это слово считается довольно грубым ругательством и использование его является неполиткорректным.
Юг Удмуртии с конца I-го тысячелетия находился под властью Булгарии, а позже — Золотой Орды и Казанского ханства. В 1489 г. север Удмуртии вошёл в состав Руси. Окончательное вхождение удмуртских земель в состав Русского государства происходит после падения Казани (официальные даты — 1557 или 1558 г. — приняты в местной историографии условно).
Возникновение государственности удмуртов связано с образованием в 1920 году Вотской автономной области (с 1932 г. — Удмуртская АО, с 1934 — Удмуртская АССР, с 1991 — Удмуртская Республика).
Основные занятия
Традиционные занятия удмуртов — пашенное земледелие, животноводство, меньшую роль играло огородничество. Например, в 1913 г. в общих посевах зерновые составили 93 %, картофель — 2 %. Культуры: рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха, просо, конопля, лен. Выращивали рабочий скот, коров, свиней, овец, птицу. На огородах культивировали капусту, брюкву, огурцы. Важную роль играли охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство.
Развиты были ремесла и промыслы — рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, мукомольное производство, прядение, ткачество, вязание, вышивка. Ткани для нужд семьи полностью производились дома (удмуртские холсты ценились на рынке). С 18 в. сложились металлургия и металлообработка.
Социальная организация
Основная социальная ячейка — соседская община (бускель). Это — несколько объединений родственных семей. Преобладали малые семьи, но были и большие. Такая семья имела общее имущество, земельный надел, совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. Некоторые отделялись, но при этом сохранялись элементы общего хозяйства, то есть родственная взаимопомощь.
Быт и традиции
Типичное поселение — деревня (гурт), располагалось цепочкой вдоль реки или вблизи родников, без улиц, кучевой планировкой (до 19 века). Жилище — наземная бревенчатая постройка, изба (корка), с холодными сенями. Крыша — двускатная, тесовая, ставилась на самцах, а позже на стропилах. Углы рубились в обло, пазы прокладывались мхом. Зажиточные крестьяне стали ставить в 20 в. дома-пятистенки, с зимней и летней половинами, или 2-этажные дома, иногда с каменным низом и деревянным верхом.
В домах находилась глинобитная печь (гур), с подвешенным у северных удмуртов, и вмазанным, как у татар, котлом. По диагонали от печи располагался красный угол, со столом и стулом для главы семьи. По стенам — скамьи и полки. Спали на полатях и на нарах. Двор включал погреб, хлевы, навесы, кладовые.
Североудмуртский женский костюм включал рубаху (дэрем), с прямыми рукавами, вырезом, съёмный нагрудник, халат (шортдэрем), опояску. Одежда — белая. У южных белая одежда была ритуальной, бытовая — цветной, украшенной. Это та же рубаха, безрукавка (саэстем), или камзол, шерстяной кафтан. Обувь — узорные чулки и носки, башмаки, валенки, лапти (кут).
На голове носили налобные повязки (йыркерттэт), полотенце (чалма, весяк кышет), высокую берестяную шапку, обшитую холстом с украшениями и покрывалом (айшон). Девичьи уборы — укотуг, платок или повязка, такья, шапочка с украшениями. У северных удмуртов преобладали из украшений вышивка, бисер, бусы, у южных — монеты. Украшения — цепочки (жильы), серьги (пель угы), перстни (зундэс), браслеты (поскес), ожерелье (весь).
Мужской костюм — косоворотка, синие в белую полоску штаны, валяные шляпы, шапки из овчины, из обуви — онучи, лапти, сапоги, валенки.
Верхняя одежда без половых различий — шубы.
В питании удмурты сочетали мясную и растительную пищу. Собирали грибы, ягоды, травы. Супы (шыд) — разные: с лапшой, грибами, крупой, капустой, уха, щи, окрошка с хреном и редькой. Молочные продукты — ряженка, простокваша, творог. Мясо — вяленое, печеное, но чаще отварное, а также студень (куалекьясь) и кровяные колбасы (виртырем). Типичны пельмени (пельнянь — хлебное ухо, что говорит о финно-угорском происхождении названия), лепешки (зыретэн табань и перепеч), блины (мильым). Хлеб (нянь). Из напитков популярны свекольный квас (сюкась), морсы, пиво (сур), медовуха (мусур), самогон (кумышка).
Декоративно-прикладное искусство
О развитии декоративно-прикладного искусства у удмуртов средневековья ничего не известно. В 19 веке сложились такие виды народного искусства, как вышивка, узорное ткачество (ковры, дорожки, покрывала), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение по бересте. Вышивали на холсте гарусными нитками, шелковыми и хлопчато-бумажными, мишурой. Орнамент — геометрический, преобладали цвета красный, коричневый, черный, фон — белый. У южных удмуртов под влиянием тюрков вышивка более полихромна. В 19 веке вышивку заменяет узорное ткачество, а узорное вязание живёт до сих пор. Вяжут чулки, носки, варежки, головные уборы.
Праздники
Основой календарно-праздничной системы удмуртов (как крещёных, так и некрещёных) является юлианский календарь с кругом православных праздников. Основные праздники — Рождество, Крещение, Пасха, Троица, Петров день, Ильин день.
Толсур — день зимнего солнцестояния (вожодыр), в него проводились свадьбы. Гырыны потон или акашка — Пасха, начало весенней страды. Гербер — Петров день. Выль ӝук — приготовление каши и хлеба из нового урожая. Сӥзьыл юон — окончание уборки урожая. Выль шуд, сӥль сиӗн — начало забоя скота. Праздновались и вскрытие рек (йёкелян) и появление первых проталин (гуждор шыд).
Духовная культура
Из фольклора удмуртами созданы мифы, легенды, сказки (волшебные, о животных, реалистические), загадки. Главное место занимает лирическое песенное творчество. Эпический жанр не развит.
Существует народное музыкальное и танцевальное творчество. Танцы — самые простые — хождение по кругу с танцевальными движениями (круген эктон), парный перепляс (ваче эктон), есть танцы втроем и вчетвером.
Исторические музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь), свирель и флейта из стеблей трав (чипчирган, узьы гумы), волынка (быз) и др. В наше время их вытеснили балалайка, скрипка, гармонь, гитара.
Языческая мифология близка мифологиям других финно-угорских народов. Для неё характерна дуалистичесая космогония, трехчленное деление мира. В мире два начала: доброе и злое, три сферы — верхняя, средняя, нижняя. Отсюда три главных бога: Инмар, высший, Керемет (он же Луд, Шайтан), творец зла, Кылдысин, бог земледелия и урожая. Наряду с богами почитался дух воршуд.
Низшие духи назывались также мурты, пери, кузё, кутӥси (выкидыши).
Вумурт — водяной, вукузё — хозяин воды, гидмурт — дух хлева, нюлэсмурт — дух леса, тӧлпери — дух ветра, тэлькузё — хозяин леса, ягпери — дух бора, и др.
Почиталась священная роща (Луд); некоторые деревья имели сакральное значение (береза, ель, сосна, рябина, ольха).
В традиционной социальной организации удмуртов большую роль играли жрец (вӧсясь), знахарь (туно), (тэро) тӧро(уважаемый человек, присутствующий при всех церемониях).
Разбираемся в происхождении слова «удмурт»
Кузебай Герд, Геннадий Корепанов-Камский, Ашальчи Оки, Тамара Тихонова, Валерий Медведцев, Бурановские бабушки, артисты группы Silent Woo Goore и многие другие – это те люди, благодаря которым удмурты получили мировую известность.
На удмуртском языке поют песни Виктора Цоя, читают «Евгения Онегина» и даже популярная социальная сеть «ВКонтакте» имеет удмуртскую версию.
При этом, удмуртский язык – это пятый язык России, на котором «заговорили» в соцсетях, и пятый язык нашей страны, на который полностью переведена Библия. Но удмуртское ли само слово «удмурт»?
Продолжаем разбираться в этимологии удмуртских слов вместе с Сергеем МАКСИМОВЫМ – кандидатом филологических наук, научным сотрудником отдела филологических исследований Удмуртского института истории языка и литературы ФГБУН «Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук».
Откуда произошло самоназвание удмуртов?
В «Википедии» говорится, что слово делят на две части: уд – приставка и мурт – корень. Уд – росток, мурт – человек. Актуально ли это?
– Действительно, самоназвание человека, как и все слова древнего происхождения, дешифрировать не так-то просто. Например, даже слово «русский» до сих пор не имеет общепринятого варианта происхождения. Или, например, у финского suomi, suomalainen около 40 трактовок возникновения.
Слово «удмурт» состоит из двух компонентов – «уд» и «мурт» и имеет как минимум 4 версии происхождения (точнее, это относится к первому компоненту). Со второй частью всё понятно – это слово повсеместно распространено в живом удмуртском языке и означает «человек». Выступая в роли определения, означает «чужой».
В коми языке аналогичное слово имеет более древний облик – «морт» с единственным значением «человек». У нас в подобной функции сейчас используется слово «адями».
О происхождении слова «мурт» у учёных единодушное мнение – это индоиранское заимствование со значением «смертный (человек)». В некоторых индоевропейских языках это слово звучит как «смерть». Как гласит Библия, человек смертен, что предначертано Богом.
Кстати, при прохождении практики в Таджикистане мне запомнилось созвучное таджикское слово «мурда» – «умерший человек, труп». Однако негативных ассоциаций удмуртское слово «мурт» не несёт. Здесь мы имеем дело с понятием «смертный человек».
Интересно отметить, что триада индийских богов – Брахма, Вишну, Шива – на санскрите звучит как три-мурти. А теперь перенесёмся из Азии на «крайний» северо-запад Европы – в Великобританию: в английском тоже имеется созвучное слово – marry, «жениться, сочетаться браком», которое произошло от латинского maritus, что означает «муж, женатый мужчина».
The Andreev K.A family. Andrev К.А.semiaenyz.
Automatic / manual color retouching.
Не только в удмуртском, но и некоторых других финно-угорских языках Восточной Европы подобное слово, воспринятое из индоиранских языков, служит или ранее служило самоназванием этноса – мари, мордва, уд-мурт, летописные мурома, меря.
А что касается первой части «уд»?
– С первой частью довольно проблематично до сих пор. Венгерский учёный Бернат Мункачи предполагал, что это слово ассоциируется со словом «Вятка», или по-удмуртски «Ватка». Поскольку долгое время русские называли удмуртов «вотяками», Мункачи сделал вывод, что «Вятка» и «уд» связаны. Сегодня этой гипотезы уже практически никто не придерживается.
Более популярна гипотеза тоже венгерского учёного Кароя Редеи (Rеdei Kаroly). Он считал, что компонент «уд» происходит от слова «росток», «луг» и, по аналогии с луговыми марийцами, удмурт – это «луговой человек». В живом языке это слово означает «росток, побег», и ни в одном из диалектов не зафиксировано значение «луг».
Поэтому, мне кажется, что Редеи переиначил значение для того, чтобы было проще дать толкование этнониму. Кстати, данное слово тоже заимствовано из индоиранских языков, там оно значит «поросль, росток».
Есть новая версия историков В. В. Напольских и С. К. Белых: они считают, что «удмурт» заимствовано из иранских языков полностью и примерно звучало как «анта марта». Вторая часть – «человек», первая – «окраина». Соответственно, удмурт – «человек (с) окраины».
Теоретически, такая гипотеза вполне может быть состоятельной. К примеру, украинцы – на окраине Руси (с центром в Москве). Слабым местом данной гипотезы является то, что, как мне представляется, предки удмуртов должны были находиться в составе или под влиянием ираноязычного государственного образования, в этом случае они бы тоже могли стать «украинцами» в переводе с господствующего языка.
Однако, по данным исторической науки, в период разделения древнепермских племён на два самостоятельных народа – предков удмуртов и коми (X–XI вв.) они находились в сфере влияния тюркоязычной Волжской Булгарии.
Какой версии придерживаетесь вы?
– Мне больше всего импонирует версия доктора филологических наук М. Г. Атаманова. Он связывает слово удмурт с осетинским «уд гоймак» / «од гоймак» – «человек», где компонент гоймак «личность, человек» соответствует удмуртскому мурт, который уже ранее функционировал в языке предков удмуртов с широким спектром значений. В современном осетинском «уд», диал. «од» – это «душа», «жизнь».
Подобный компонент в гипотетической форме *оdy был заимствован из языка иранских племен для усиления и выделения слова *mort, служившего общим самоназванием пермских племён – предков удмуртов и коми.
Кто такие удмурты?
Удмурты, наверное, один из наименее изученных достаточно крупных народов России. Их соседям: татарам, башкирам, чувашам всегда удавалось быть на острие истории и, соответственно – под вниманием историков. А вот самим удмуртам повезло гораздо меньше.
Можно сказать, что удмурты являются одним из тех народов, которые еще нужно по-настоящему изучать и изучать. Даже о чукчах и ненцах данных значительно больше.
Это народ финно-угорской группы уральской языковой семьи. О хотя вокруг довольно много родственных народов — марийцы, мордва – удмурты держаться обособленно, сохраняя национальную идентичность.
Этноним «удмурт» является одновременно и самоназванием этого народа, происхождение которого туманно. Многие полагают, что оно как-то связано с рекой Вяткой. Полагают, что слово «ватмурт» — человек с Вятки – трансформировалось в удмурт.
Русские называли удмуртов вотяками – тоже от реки Вятка, но сами они такого название не воспринимали из-за явно уничижительного оттенка. Окончательно, официально название закрепилось за удмуртами в 1932 году, когда Вотская автономная область была переименована в Удмуртскую.
Антропологически удмуртам свойственны черты финно-угорских народов, проживающих уральском регионе – невысокий рост, коренастость. Расовый тип европеоидный, но с чертами монголоидности, которые имеют двойное происхождение.
Первое, весьма древнее – показывает родство с народами северной Азии – самодийскими, второе – элементы монголоидности приобретенные в контактах с тюркскими народами. Интересно, что удмурты при всем этом имеют большую долю людей с рыжими волосами, уступая в этом свойстве в Европе только ирландцам.
Удмурты являются одним из коренных народов Западного Приуралья. Археологические данные показывают связь удмуртской культуры с самым древним населением на территории Удмуртии, что, конечно не абсолютно, но позволяет предполагать, что удмурты в основе своей – автохтоны на данной территории, потом уже несколько смешавшись с индоиранскими, тюркскими, славянскими элементами. Хотя это вопрос туманный.
Будучи окруженными разными народами, удмурты не могли не испытать их влияния. Это привело к неоднородности этого народа. Северные удмурты подверглись воздействию русских, а южные – близкие народам Поволжья – испытали тюркское влияние.
Это обнаруживается и в языковых особенностях, и в культурном развитии, повседневной жизни. Но при этом, несмотря на различия и особенности, а эти две большие группы подразделялись на множество маленьких, у всех присутствует общее национальное самосознание.
Надо сказать, что на многие стороны жизни удмуртов оказало разнообразие их хозяйственных занятий. Есть народы в основном земледельческие, народы в основном скотоводческие. Удмурты же и благодаря природным условиям, и вследствие влияния соседних народов оказались и земледельцами, и скотоводами, и собирателями, охотниками и рыболовами, причем каждое из этих занятий занимало важное место, а не являлось основным или вспомогательным. Хотя в зависимости от района проживания были, конечно, нюансы. Поэтому и характер пищи включает в себя комплекс блюд, присущий как земледельцам, так и скотоводам и собирателям.
Впервые удмурты на исторической арене появляются в XII веке, когда о них упоминают арабские путешественники, позже о них сообщают русские летописи. Европейцы узнают об удмуртах — обозначают их на своих картах — только в XVI веке.
Удмуртская письменность появляется в XVIII веке при Екатерине II – в 1775 г. создана грамматика удмуртского языка. Поэтому мы ничего не знаем о прошлом удмуртского народа из его собственных источников. Еще Н.И. Костомаров говаривал: «нет ничего в Российской истории темнее судьбы Вятки и земли ее».
Удмурты, частично находившиеся под контролем Волжской Болгарии, а частично являясь данниками новгородцев и нижегородского княжества вошли в состав Русского государства окончательно после присоединения Казанского ханства в середине XVI века. Но это не привело к сильному изменению их традиционной жизни.
Даже находясь в составе Российской империи, удмурты держались достаточно закрыто, и потому их жизнь была плохо известна. Показателем этого становится так называемое Мултанское дело 90-х гг. XIX в., когда группу удмуртов из селения Мултан обвинили в человеческих жертвоприношениях. Только усилия прогрессивной общественности – статьи В.Г. Короленко и других заставили судебные органы вынести оправдательный приговор.
Удмурты долго сохраняли общинную структуру – долго существовала система самоуправления – «кенеш», решавшая все внутренние проблемы. Даже столыпинская реформа по ликвидации общины не смогла его сломать.
Только куда более упорная советская власть в процессе коллективизации сумела его уничтожить. Но и она не стала покушаться на самобытность удмуртского народа полностью – в 1934 г. создается Удмуртская АССР вместо автономной области.
Удмурты в былые времена нередко участвовали в народных восстаниях с национальными идеями. Но конечно уже к ХХ веку удмуртский национализм в основном иссяк.
В период репрессий в 1930-х гг. органы НКВД вели следствие по делу о т.н. националистической организации «Союз освобождения финских народностей», в котором якобы участвовали и деятели культуры Удмуртии. Но дело было сфабриковано от начала до конца, реальной основы у него не было.
В составе Советского государства, основной идеей которого с одной стороны был интернационализм, а с другой – сохранение национальных культур малых народов, удмуртам удалось сохранить немало традиционных черт.
Например, это свой психологический облик — этнологи указывают на такие психологические черты, свойственные даже современным удмуртам, как веселость и при этом закрытость, склонность к самопожертвованию, и при этом – скупость. Указывается также на присущий им коллективизм, который крайне довлеет на человека, приводя к жизненному краху в случае отторжения его из общества.
Русское влияние привело к тому, что большинство удмуртов стали православными, но как всегда бывает, если религия принесена извне, удмурты сохранили связанные со своими традиционными занятиями и мировоззрением верования.
Поклонялись духам предков, тотемным животным, божествам, связанным с общефинским пантеоном, например, Инмару – богу неба (можно сравнить с аналогичными Ильмариненом у финнов). Понятно, что советский период резко сократил число верующих вообще, но многие народные праздники уходят корнями в язычество.
Но все-таки у них есть страх исчезновения — наблюдается опасная для сохранения удмуртской идентичности тенденция – фактическое умирание удмуртского языка, который вытесняется русским. Только 22 % их владеет родным языком.
Удмурты, несмотря на все изменения в их судьбе, стремятся сохранить себя, не раствориться в русских, не числиться удмуртами только при опросах и переписях, а сохранить свою настоящую национальную идентичность, с языком, культурой, мировоззрением.