Каждый охотник желает знать, где сидит фазан
Искушенный читатель знает, что название произведения — ключ к его содержанию. Фраза, вынесенная мною в заглавие, означает, что речь пойдет о радуге.
У детского поэта Самуила Маршака есть такие строки:
«Вот бы нам по радуге
Пробежать скорей
И набрать букетики
Солнечных лучей».
Понимаю автора: мне тоже всегда хотелось погулять по радуге, по её ярким, цветным дорожкам (по поднебесной арке в целом и по каждой полоске в отдельности). С годами это желание не исчезло, а наоборот — усилилось. Огненный полуобруч и сегодня вызывает мой живейший интерес: и чувственный, и мыслительный.
Меня по-прежнему волнует этимология слова «радуга». Как филолог, я вижу тесную связь его первой части со словами радость, радушие, рай, ра. Вторая значимая единица — дуга — воспринимается мною, тяготеющей к мифологизированному сознанию, не только как связующая нить неба и земли (а в переносном смысле — высокого и низкого), но и как мост между двумя мирами — человеческим и Божественным.
Конечно, такое восхитительное явление, как радуга, не могло не отразиться в искусстве, в том числе и словесном: радуге посвящены фольклорные жанры — загадки, пословицы, поговорки. С ней связаны народные приметы, в большинстве своем благоприятные и многообещающие: если пройти под радугой, жизнь обновится красками; радуга своими концами указывает, где спрятаны сокровища; вода, из которой поднимается разноцветный полукруг, подарит женщине долгожданного ребёнка, принесет выздоровление тяжелобольному; тому, кто увидит радугу зимой, удача будет сопутствовать во всех начинаниях и др.
Известно, что под впечатлением прекрасного оптического феномена было написано немало стихотворений. Образ радуги, символизирующей божественную силу поэзии, присутствует, например, в творчестве Фета. У Цветаевой радуга тоже божественна, правда, несколько по-другому: с ней поэтесса ассоциирует любовь — священно-многоликое чувство. В детской поэзии радуга связана с передачей обновления природы, радостного настроения, позитива детской игры и дружбы.
У меня тоже есть стихотворение «Радуга», отражающее душевный восторг от созерцания чудо-обруча:
Радуга цветная,
Радуга двойная!
Красота какая!
Точно, неземная!
Землю обнимает
Огненный обруч,
А всему виною
Дождь и солнца луч.
Красота какая,
Радуга двойная!
Люди, улыбнитесь,
Небу поклонитесь!
Мне захотелось написать о радуге и в прозе, привлекая собственный чувственно-интуитивный опыт. Ну, что, в путь по радуге-дуге?!
С какой ленточки начать?
Если внимательно присмотреться, цвета в радуге расположены в таком порядке: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый (для удобства запоминания существуют мнемонические фразы, одна из которых отражена в названии текста). Красным, верхним ободком радуга соприкасается с небом, фиолетовый цвет обозначает нижнюю ее границу.
Решено! Первая дорожка моего воображаемого путешествия — красная. Правда, ступаю я на нее с некоторой опаской: согласно скандинавской мифологии, красная полоса моста Биврёст, разделяющего мир людей и богов, есть вечный огонь, сжигающий любого смертного, пытающегося подняться по мосту. И все же, я иду! Ведь мощнейший из всей имеющейся цветовой гаммы красный цвет символизирует радость, любовь, красоту, полноту жизни.
Какова символика красного в моей жизни? Это цвет алых парусов, под которыми ведет свой корабль на встречу с избранницей бесстрашный Грэй, знак моего любимого цветка — красавца мака («Тобою восхищаюсь, мак,/ — Испанской хабанеры знак/И признак огненной натуры./Какие даришь ты фигуры/Тем, кто умеет видеть темноту!/Твой страстный танец ночи по нутру!/), цвет «задевающей» мужской взгляд одежды в моем гардеробе (красный пиджак, велюровый костюм, красное полупальто, шаль), обложка институтского диплома, в котором нет ни одной четверки, цвет «корочки» доцентского документа. Как ярок и многозначен красный цвет, дающий уверенность в себе, демонстрирующий готовность к действию, способствующий заявлению о собственных силах и возможностях!
Смесь красного и желтого образует оранжевый цвет — следующая дорожка моего путешествия. С удовольствием иду по ней: в моем восприятии оранжевые краски также обладают позитивной, жизнеутверждающей энергией. Обожаю халаты и махровые полотенца оранжевого цвета, оранжевые цветы — герберы, георгины, подсолнухи, оранжевые фрукты — апельсины, мандарины, хурму.
Мой материнский опыт показывает доминирование оранжевых красок в детских рисунках: этим цветом малыши изображают любимых близких, цветы, животных. Мой сын, например, разрисовывал оранжевым не только мое платье, украшения, но и прическу. Впрочем, мои волосы действительно имеют рыжеватый оттенок. Не зря же не только в детстве, но и сейчас сестра-близнец называет меня Рыжиком. Рыжим котенком ощущаю себя и я сама.
Рыжий кот – это он или я?
Рыжиком с детства зовут меня.
Волосы рыжего цвета,
В оранжевое одета.
Пушиста бываю душою.
Бывает, и когти открою.
Рыжий кот – это он или я?
Знает об этом мама моя.
Не хочется покидать оранжевую дорожку, но желтая тоже хороша — перехожу на неё.
Цвет солнца и тепла, радости и оптимизма — именно такие ассоциации возникают у меня при восприятии желтого. Яркий и жизнерадостный, он является цветовым воплощением энергии позитива. Произношу слово «желтый» и вижу: цыплёнок, ромашка, дыня, банан — и приятно, и красиво, и вкусно. Не так ли?
А притягательный лунный свет, таинственный и неповторимый? А звездное золото на ночном небосклоне? Как космически загадочно сияет оно на картинах Ван Гога!
Картины Ван Гога безумны, как я.
Они отражают пульс бытия.
В них небо ночное дышит
И ветер звезды колышет.
Какие в картинах накалы страстей!
Прорывы к орбитам больших скоростей!
Там синий и желтый первичны,
Другие цвета вторичны.
Ни в чем середины, во всем неуем,
Тернии духа, пока не умрем!
С чудесной желтой дорожки, стимулирующей моё воображение и творчество, перехожу на зелёную (симбиоз жёлтого и синего). Саму жизнь, мать-природу, гармонию – вот что, по моему мнению, воплощает зеленый цвет («зелёная тоска», «зелёный змей» — эти устойчивые речевые обороты с негативно-эмоциональной окраской подчеркивают неоднозначность, сложность зелёной цветогаммы, как, впрочем, и любого другого цвета). Именно он принят во всем мире как самый безопасный (вспомним, что зеленый свет светофора разрешает движение; обвивающая чашу зелёная змея является символом медицинской помощи; «зелеными» называют экологов, вставших на защиту окружающей среды).
Психологами установлено, что людей, для которых зеленый цвет является любимым, отличают два великолепных качества — великодушие и надежность (смею надеяться, что эти свойства присущи и мне, обожающей вариации зеленого — от изумрудного до болотного). Многообразные оттенки «природного» цвета наиболее полно представлены весной. Как трогает душу нежная и яркая весенняя зелень!
Салатовое кружево плетёт весна,
А солнца луч его кромсает на кусочки,
Набрасывая зелень на листочки —
И почему весну зовут красна?
Нет, не красна, а зелена и изумрудна,
И жемчугом цветов украшены власа.
А от лица так просто оторваться трудно.
Как упоительно смотреть весне в глаза!
Голубая дорожка радуги тоже необычайно красива. Этому цвету, олицетворяющему небо и воду, присущи воздушность, нежность, легкость. Созерцание голубого (небесного покрова, бирюзовых морских волн) дает моей душе гармонию, покой и внутреннюю свободу. С голубым цветом я связываю божественное и возвышенное начало. Люблю оттенки голубого в картинах художников эпохи Возрождения (да Винчи, Рафаэль), христианской иконописи.
Неповторимый, редкий, единственный в своём роде — с таким лексическим рядом у меня ассоциируется цветосиноним «голубой». Восторгаюсь уникальной красотой голубой ели (строки Т. Бушуевой будто написаны мною: «Чудо чудное, ель голубая,/ Замечаю тебя за версту,/Понимаешь ли ты, дорогая, /Неземную свою красоту?!). Щемит душу бирюзовая нежность незабудки. По одной из легенд, так назвал цветок, забывший свое имя, сам Господь (успокаивая плачущее растение, Создатель мира ласково произнес: «Не забудь меня!»).
Переходя на синюю ленту радуги, я вижу «табуны» васильков (метафора Вознесенского), изящных и скромных цветов, воплощающих высокую духовность. «Звездоликие» (определение Северянина), они приветствуют меня тысячами мигающих глаз.
Васильки на просторе цветут – не в глуши,
В чистом поле, в колосьях спеющей ржи.
Табуны васильков там пасутся,
Гривы синие вдаль несутся
(Синевой с ними небо делится —
Для него ведь это безделица).
Васильки из моей расцветают души.
До чего же они, васильки, хороши!
Красотой с ними небо делится –
И душе в бессмертие верится.
Васильковая синева угадывается и в моей любимой гжели – росписи узорами синих и голубых красок по белому фарфору. Отражающие величие и тайну русской души, неповторимую красоту родной природы, изделия из гжели вносят в мой дом аристократизм и изящество, создают ощущение праздника.
И, наконец, последняя дорожка — фиолетовая. На ней мощно цветет, «охватывая всю душу» (выражение Заболоцкого), сирень — краса садов, любимый знак поэтов и художников модерна, умеющих передать мистически-завораживающее многообразие оттенков фиолетового. Не могу не вспомнить в этой связи строки из прекрасного стихотворения Мандельштама «Импрессионизм», написанного под впечатлением картины Клода Моне «Сирень на солнце»:
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст как струпья положил.
«Сиреневым бушеванием сирени» я завершаю путешествие по радуге, на которой обитает фазан, роскошная, многоцветная, яркая птица. Почаще смотрите на небо, друзья, и сказочно-райский феникс обязательно подарит вам процветание и удачу!
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Каждый Охотник Желает Знать…»
Галина Кирсанова
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Каждый Охотник Желает Знать…»
Интегрированная НОД по ФМП
«Каждый Охотник Желает Знать…»
Обобщение знаний детей через организацию различных видов деятельности.
Создать условия для упражнения в отгадывании сказок.
Создать условия для закрепления счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке и сравнения 2 рядом стоящих чисел.
Создать условия для упражнения в подборе к существительному несколько прилагательных.
Создать условия для упражнения слышать определенный звук и находить первую букву своего имени.
Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, внимания, расширения кругозора.
Способствовать развитию связной и диалогической речи, и расширению словарного объема детей.
Способствовать развитию моторики рук.
Приобщать к любознательности, взаимовыручке, самостоятельности.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Мультимедиа, презентация, цветные конверты с заданиями (7 шт., числовые капельки (от 1 до 10, счетные палочки (по 7 шт. на каждого ребенка, мяч, 10 кругов красного цвета, по одному на каждого ребенка, карточка с изображением фигурок из счетных палочек на каждого ребенка, емкость с водой, зеркало, фонарик, белый лист А4.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята скажите пожалуйста, а вы сказки знаете? Назовите свою любимую сказку. Молодцы много сказок знаете! А сейчас….
Все расселись по местам
Никому не тесно
По секрету скажу вам:
Послушайте сказку-загадку, и попробуйте догадаться о чем она.
Жил на свете дождик. И был он очень грустный. Чуть что сразу плачет.
Пожалело его солнышко,выглянуло из за туч и сказало: «Эй дождик хватит тебе плакать». А дождик опять знай себе плачет. Солнышко еще больше из за тучки выглянуло. А дождик будто его и не заметил. Вышло тогда солнышко совсем из за туч, протянуло к дождику свои лучики, а лучики сквозь капельки прошли и стали разноцветными. И встал над землей огромный мост.А цвета в нем были: красный, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Ровно семь. Дождик увидел эту красоту и сразу плакать перестал. Что это за мост такой?
Воспитатель: «Что за чудо-чудеса в гости радуга пришла и дорожки принесла. Все дорожки не простые, а волшебные такие! По дорожке тот пройдёт — кто играет, много знает, всегда красиво говорит, в подготовительную группу перейти спешит.
-Ребята, а вы хотите перейти в подготовительную группу?
Радуга на экране гаснет.
Воспитатель: «Ой, что-то произошло, радуга исчезла! Как же мы теперь перейдем в подготовительную группу? Придется, наверное, остаться в старшей группе, я не смогу нарисовать дорожки радуги, не помню порядок расположения цветов. Что же делать? Ребята, может, вы мне поможете, вспомнить расположение цветов радуги.
Воспитатель: «Хорошо, а сколько цветов у радуги?»
Дети: «У радуги 7 цветов»
Воспитатель находит семь цветных конвертов.
Воспитатель: «Ребята, смотрите, это цветные конверты. Давайте посчитаем, сколько?»
Воспитатель: «Интересно. Что это значит? Кто догадался?»
Дети: «Это цвета радуги»
Воспитатель: «Правильно. В каждом конверте задания, которые необходимо выполнить, но сначала нужно выбрать конверт в определенной последовательности, чтобы радуга восстановилась правильно. Трудная задача стоит перед нами. Ребята, вы готовы, пройти непростой путь по дорожкам радуги, проверить себя, чему мы с вами научились за год, и перейти в подготовительную группу?»
Воспитатель: «Прежде, чем мы приступим к выполнению заданий. Давайте вспомним все цвета радуги. Открываем первый конверт с заданием. Какой цвет конверта выбрать первым? (красный)
Игра «Капельки перепутались»
Воспитатель: «Для того чтобы выполнить задание, нам нужно пройти к столу. Посмотрите, все капельки-числа перепутались. Помогите каждому числу встать на
своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему. (Дети считают прямым и обратным счетом до 10.)
Воспитатель: «Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5, 7 и 9, 1 и 3, 4и 6,. Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9. Назовите число, которое больше числа 3 на 1, 5 на 1, 7 на 1.
Воспитатель: «Молодцы ребята. Вот появилась первая дорожка радуги».
Воспитатель: «А теперь какой конверт нам нужно выбрать?»
Воспитатель: «Следующее задание из конверта. У вас на столах разноцветные круги – сложите свой круг на две равные части. Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые? (совмещать края). Как можно назвать каждую из частей?
Воспитатель: «Теперь сложите еще раз пополам. Как теперь называется полученная часть круга?»
Воспитатель: «Молодцы. И с этим заданием вы справились. Вот и вторая оранжевая полоска радуги появилась. Ребята, а каким будет следующим цветом дорожка радуги?»
Воспитатель: «Следующее задание из конверта хитрые вопросы».
— Сколько ушей у двух мышей?
— Сколько хвостов у трех котов?
— Сколько животиков у пяти бегемотиков?
— Сколько дней в неделе?
— Сколько цветных дорожек в радуге?
— Сколько козлят в сказке «Волк и семеро козлят»?
— Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?
— Кто громче замычит петух или корова?
— Назовите зимние месяцы?
— Назовите времена года?
Воспитатель: «Молодцы ребята, справились. Русская народная пословица гласит «Делу время – потехе час».
Физминутка «Любопытная Варвара».
Смотрит влево, смотрит вправо
А потом вперед, тут немного отдохнет
Смотрит вверх, смотрит вниз и присела на карниз.
Воспитатель: «Чтобы появилась следующая дорожка радуги, нам необходимо правильно выполнить задания из следующего конверта. Каким цветом будет следующий конверт?»
Воспитатель: «Первое задание: скажи наоборот»
Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.
Воспитатель: «Сейчас я буду называть вам один предмет, а вы скажете как будет много. Например, одно дерево – много деревьев».
Дидактическая игра «Один – много»
Воспитатель: «Молодцы ребята справились. И вот появилась зеленная дорожка радуги. Выбираем следующую дорожку. Какого цвета возмем конверт?
Воспитатель: «Следующее задание, сосчитай и построй».
Воспитатель показывает карточки с изображением фигурок из счетных палочек. Дети рассматривают каждую карточку, считают, сколько потребуется палочек, чтобы составить такую же фигурку. Затем рисунок убирается, дети по памяти с помощью счетных палочек воспроизводят фигурку.
Воспитатель: «Молодцы ребята. И с этим заданием успешно справились. Появилась следующая, голубая дорожка радуги. И так, нам осталось выполнить лишь два задания. Открываем мы с вами уже какой конверт?
Дидактическая игра «Назови одним словом»
Дети классифицируют группы предметов по общему признаку и называют одним словом.
Кукла, мяч, пирамидка, машина – игрушки
Куртка, шапка, свитер, платье – одежда
Шкаф, стол, стул, кровать – мебель
Гаечный ключ, молоток, пила, отвертка – инструменты
Чашка, стакан, кастрюля, сковорода – посуда
Воспитатель: «Молодцы, справились. Ребята следующее задание из голубого конверта. Кто услышит первый звук своего имени, тот садится на стульчик. Ребята какие вы звуки знаете?»
Дети: «Согласные и гласные»
Воспитатель: «Как мы определяем гласные звуки? А согласные?»
Дети: «Гласные поются, а согласные нет»
Воспитатель: «Как же хорошо вы справляетесь с заданиями. Вот и появилась синяя дорожка. Нам предстоит открыть последний конверт. Какого цвета конверт?»
Воспитатель: «А вот и следующее задание».
Игра «Живые слова»
Воспитатель: «Ребята вы все помните, что предложения бывают длинные и короткие, а состоит предложение из слов. Сейчас каждый из вас станет словом. Первый звук в этом слове будет обозначать цвет радуги»
Каждый – красный, Охотник – оранжевый, Желает – желтый, Знать – зеленый, Где – голубой, Сидит – синий, Фазан – фиолетовый.
Дети выстраиваются в словесную цепочку и все вместе прочитывают поговорку о радуге.
Воспитатель: «Молодцы ребята. А сейчас мы вместе с вами попробует сделать и увидеть свою радугу».
Опыт и эксперимент «Радуга»
В емкость наполненную водой положить на дно зеркало. И направить на зеркало свет фонарика под углом 45 градусов. Отраженный свет поймать на лист белой бумаги. На листе появится цветовой спектр – радуга.
Воспитатель: «Молодцы ребята. Вот появилась последняя фиолетовая дорожка радуги. Нет больше конвертов, а это значит, что мы собрали нашу радугу. Теперь, со своими знаниями мы можем смело перейти в подготовительную группу».
Заключительная часть НОД
Воспитатель: «А что случилось сегодня с радугой? Как мы собирали радугу? Что было самым интересным? Что показалось сложным? А я за ваши знания хочу вас похвалить и подарить вам книгу которая будет напоминать о нашей встрече».