Кто бог рыбалки у русских

Боги и духи охотников Сибири и севера России

Бог-то бог, да сам не будь плох (Русская пословица)

Много разных народов населяют огромные пространства Сибири и Севера России. Многообразен, богат и суров этот край по своим природным условиям; богат и мир диких животных. Нет ни одного народа, который бы не занимался охотой и рыболовством, как нет и такого народа, который бы не имел своих богов и духов охоты, рыбалки, помогающих охотникам в их трудной борьбе за выживание в этих суровых краях. И надо сказать, что они помогают охотникам, но при этом любят, чтобы к ним тоже относились благожелательно.

Так, у обских угров, манси и хантов верховным божеством –богом неба –является Нуми-Торум. Это величественный старик в роскошной, сверкающей золотом одежде, он живет в большом доме на «седьмом небе». Дом его полон богатств, есть даже сосуды с живой и мертвой водой. За всем происходящим на земле он следит в отверстие на полу. Нуми-Торум научил людей охоте и рыбной ловле; он регулирует отношения между людьми и медведями, устанавливает продолжительность жизни человека, управляет погодой. Он не нуждается в подарках и подношениях со стороны охотников.

Многие народы Сибири и Севера нашей страны почитают своими богами зверей и птиц, на которых охотятся. Народ манси некоторых животных (реже –деревья), а иногда и камни считает священными. Медведь –священное животное. Он является сыном бога Торума. У манси медведь (Консыг-ойка) –когтистый старик. Медведица родила и первую женщину –Пор. Медведицу убили охотники и взяли Пор с собой. Мать перед смертью завещала девочке соблюдать обряды почитания медведя. Так медведь стал покровителем манси. От него они получили огонь и лук. Священным животным считается медведь и у обских угров, кетов, нивхов, эвенков, ненцев. И еще: человек, которого задрал медведь, считался грешником. Из рыб священным считается налим, которого они успешно ловят и употребляют в пищу.

Из птиц богом почитается стерх. Это большой, красивый белый журавль; его клюв, ноги и голая часть головы красные. Птица очень редкая и скрытная. В одном из очерков о путешествии по притоку Оби –Северной Сосьве В. Бианки так описывает танец стерха перед своей избранницей: «Чуть приспустил крылья и пошел, пошел, меленько-меленько перебирая длинными как ходули ногами. Остановился, согнув ноги, и отвесил глубокий поклон до земли носом. Вдруг весь подобрался, гордо задрал голову и пошел вышагивать на прямых ногах, в такт каждому своему шагу ударяя крыльями по воздуху. Быстрей и быстрей, и уже не идет, а подпрыгивает, кланяется, кружится –и вдруг снова щепоточкой семенит, подобрав шатром распущенные хвост и крылья». Действительно, танцует стерх перед своей подругой, как бог. Богом и считается.

Если охотник манси поймает стерха, то заботится о нем, хорошо кормит и ухаживает. Когда стерх умирает, то охотник делает из него чучело и поклоняется ему.

Есть у охотников манси и богиня охоты. Это дочь грозного лесного бога. Она считает всех зверей своей собственностью и любит покататься на лодке с охотниками, обещая им удачную охоту, но если охотники не берут ее в лодку, то удачи не будет. Охотники же боятся брать ее в лодку, так как у нее одна нога человеческая, а другая лосиная, и она может пробить дно лодки своим лосиным копытом.

Властителем вод и водных богатств у манси является Вит-Кан. Он наделяет людей рыбой. Вит-Кан живет посреди моря во дворце из золота и серебра с женой Мараке и имеет 7 сыновей и 7 дочерей, которые обитают в глуби водоворотов.

Буряты, тувинцы, монголы божеством охоты считают Манахана. Он появляется в облике человека очень высокого роста. Он бог земли и пространств, владыка лесов и диких животных, которые являются его «скотом». К нему обращаются охотники с просьбами об удачной охоте. Манахан богат –все его тело из серебра. Он щедр к охотникам, благодетельный и высокочтимый бог.

Высшими небесными существами у бурят почитаются тенгри. Всего их 99. Дети тенгри –ханы и нойоны. Они тоже божества, но не высшие. Например, хан Улан-Зала –хозяин порожистых рек, а Хото –хозяин о. Ольхон, Уха Лосон –хозяин водной стихии. У него есть помощники: Гокши-нойон –покровитель рыбной ловли способом лучения, а Гульмеши-нойон –покровитель рыбной ловли с помощью сетей и невода. Хозяином лесов является дух Орболи Сатан-нойон. Это старик огромного роста. Ездит на лосе, богат, властвует над животными и растениями, владеет лосиными и оленьими стадами.

У тунгусских охотников почитается дух Мусун. Он хозяин охотничьих угодий. Чтобы заслужить его благосклонность, надо его одарять чем-либо: щепоткой табака, спичками, кусочком мяса, каплей вина.

У тунгусов же есть легенда о том, что охотник Хэглун гнался на лыжах за лосем, и в результате этой погони его лыжный след стал Млечным путем, а сам охотник и лось –созвездием Большой Медведицы.

У ительменов хозяином земных зверей является Пилячуч –маленький человек, живущий в облаках. Он носит росомашью парку и ездит на птицах, в основном на куропатках. Коряки и чукчи его называют его Писвусъын, но он путешествует на коршунах или мышах. Его власть распространяется и на морских зверей. Чукчи называют его Кереткун. У него черное лицо, одежда из кишок морских животных, питается он трупами утопленников, но охраняет людей от злых духов.

У сибирских татар хозяином леса – духом считается Пицен. Он приносит и удачу, и зло охотникам. Представляется в образе человека-старца. У него длинный посох и котомка за плечами. Живет в заброшенных охотничьих избушках, любит лошадей, катается на них, путает лошадям гривы. Может завести охотника в лесные дебри. В образе женщины встречает его в лесу и вступает с ним в связь. Однажды один охотник вернулся с охоты и вместо красавицы-жены увидел страшилище с клыками; из распущенных волос страшилище вытаскивало ящериц и поедало их. Охотник в ужасе крикнул, и все исчезло –и жена, и богатство.

У казанских татар, башкир, тувинцев и алтайцев злым демоном, связанным с водной стихией, является Албасты. Албасты обычно выглядит уродливой женщиной с длинными распущенными волосами и длинными грудями, которые она закидывает за спину. Тувинцы считают, что Албасты имеет один глаз во лбу и нос из камня. Сибирские татары считают, что на руках у Албасты имеются длинные когти. Она обитает вблизи рек, озер, и люди видят ее, когда она расчесывает свои длинные волосы. Албасты может наслать на человека болезнь, ночные кошмары, навредить роженицам. Она любит лошадей, по ночам ездит на них и заплетает им гривы. Может вступить в половую связь с охотником. Сожительствуя с ним, посылает охотнику удачу, поит своим молоком и кормит мясом, которое отрезает от ребер.

Читайте также:  Пенопластовые удочки для зимней рыбалки

Айраты, алтайцы, тувинцы чудесным, почти божественным, охотником-лучником считают Эрхий-Мергена. Он сбивал выстрелами из лука лишние солнца, но однажды промазал, и бог превратил его в сурка. Бог предоставляет ему возможность пострелять по звездам (заранее спрятав одну звезду). Эрхий стреляет, сбивает все звезды, но бог ставит на место спрятанную звезду и объявляет о том, что Эрхий дал промах, и оставляет его степным сурком. В данном случае охотник в нравственном плане ставится выше бога.

Народ коми почитает одинокого охотника в виде великана и человека необычайной силы –Ворсу. У Ворсы мохнатые уши. Он любит воровать у охотников дичь, но всегда поможет охотнику, если тот превзойдет его хитростью. Ворса вызывает охотников на соревнование в силе. Одолеть его можно только одним способом: нужно повернуться к нему спиной, наклониться и выстрелить, зажав ружье между ног.

У карелов мудрый старец Вяйнямейнен сотворил мир, изготовил первую сеть для рыбной ловли и построил первую лодку. От богини Хийм зависит удача на охоте, от Веден-эмы –в рыбной ловле, Ниркес считается покровителем охоты на белок, Хатавайнен –на зайцев.

Удача в рыбной ловле у саамов зависит от богини Аккрува –женщины с рыбьим хвостом. Саамы чтят как своего родоначальника оленя-оборотня Мяндаша. В доме (веже) он –человек, вне вежи –олень. Мяндаш научил людей искусству охоты, дал им лук и запретил охоту на важенок. Там, где водятся стада оленей, Мяндаш как примету оставляет для людей олений рог. Саамы в жертву Мяндашу приносят оленя, укладывают рога возле жилья, что должно обеспечить удачную охоту. После трапезы кости оленя накрывают шкурой –охотники верят, что олень вновь живым вернется на землю.

Кеты (енисейские остяки) чтят покровителя и хозяина лесных зверей Кайгуся, который принял облик медведя и хотел жениться на дочери охотника. Но охотнику он является в виде молодой женщины (хозяйки дичи, убитой охотником), становится его женой, приносит охотнику удачу. Чтобы обеспечить себе расположение Кайгуся, охотники должны строго соблюдать промысловые правила и обряды: не причинять боли промысловым животным, очищать окуриванием свои снасти, сохранять шкурки необычного цвета, соблюдать сроки охоты.

Почитается у кетов и другой персонаж –Койотбыль. Он –сын мужчины и медведицы. Медведица нашла его отца мертвым в берлоге и оживила его.

Якуты почитают божество Норулуйа, который способствует размножению собак и лисиц. Бай Байанай (всем богатый богач) –дух, хозяин леса, животных и птиц, покровитель охотников. Это веселый, шумливый старик с седыми волосами. Живет он в лесу. Богат мехами. У него 11 братьев и сестер. Перед началом охоты якуты приносили ему жертву, а на охоте кормили его. Если охота была неудачной, то Байаная снова призывали и приносили новую жертву. Жертвоприношение делали и в случае хорошей добычи.

Надо сказать, что боги и духи охотников Сибири и Севера очень скромны, любят охотников, не требуют с охотников большой дани и заботятся о сохранении животного мира, а иногда и наказывают охотников за нарушения правил охоты.

Боги Славян

Добрый день!

Рыбич – покровитель рыб

РЫБИЧ – покровитель рыб, один из малоизвестных славянских языческих богов, хотя о данном боге и упоминается в Велесовой книге.

СТИХИИ. Рыбич относится к стихии ВОДЫ.

СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Говорят, что в трехсезонном годовом цикле, в месяце Житниче, отвечал Рыбич за обилие рыбы в реках и озерах, как, к примеру, в лесах к обилию ягоды был причастен Ягоднич.

БОГ РЫБАКА. Является ли Рыбич — славянским богом рыбака? Вопрос спорный. Он ведь больше за рыбу радел, а не за того, кто ее ловит. Но, в любом случае, рыбаку стоило с Рыбичем договариваться.

ПОЧИТАНИЕ: Древние славяне к рыбе, а соответственно, и к Рыбичу, по-особому относились, так как рыба существо вольное, куда хочет, туда и плывет, видит много чего, много знает, да и молчит. А кто молчит, так тому и чудеса следует вершить.

СИМВОЛИКА: А еще рыба была у русских – символом воли и могла наделяется другими зооморфными свойствами, то есть рыба может иметь крылья, летает птицей, она бежит как куница или как лис, садиться уткой на заводь и, естественно, плавает рыбой в озере.

В СКАЗКАХ: И по сей день самых разных рыб мы иногда встречаем в сказках, там рыба наделена способностью совершать чудеса. К примеру, чудодейственная рыба помогает Емеле и доброму страннику. Человек обретает силы, выйдя из рыбы. Рыба в сказках может породить богатырей. Да и исполняет желания, при этом говоря не человеческим голосом.

(2)Подборка сделана специально для сайта

Подя. Рыболовные приметы.

Рыболов — человек, которого охватывает дрожь при виде любого водоема. Наличие рыбы в водоеме совершенно не обязательно. Тот, кто не испытывает душевного трепета при виде воды, никогда не будет рыболовом.

Толковый словарь некоторых рыболовных терминов

Многие рыболовы перед рыбалкой или во время её упоминают некоего Подю. К нему обращаются со словами «Подя, дай рыбки», разбрызгивают водку. А на удивлённые взгляды других рыбаков отвечают: «Подя – дух рыбалки, сейчас заклюёт!»

Мы решили разобраться, кто же такой Подя, и с чего всё это началось. Начнём мы с «практики» – рыболовных примет, связанных с Подей. А во второй части разберёмся, кто же такой Подя и откуда он взялся.

рыболовные приметы

Вот рыболовные приметы, которые помогут поимать рыбу. Как известно, рыбаки – народ очень суеверный. Особенно за последнее десятилетие вспомнилось поверье в Подю, и пользуется оно большой популярностью в рыболовном мире. Мы решили разобраться в этом вопросе. Стоит отметить, что «Подя» является понятием абстрактным, поэтому склонять само слово, в принципе, неверно. Но рыболовы (может, конечно, не все) между собой во время общения склоняют его, как простое обычное слово. Поэтому мы решили тоже склонять «Подю», ведь эта же статья для нас, рыболовов!

В древности все рыбаки верили в Подю. Они на столько хорошо его знали, что разговаривали с ним, улавливали его настроение, знали, в каком случае будет улов, а когда его лучше и не ждать. В связи с этим уже издавна рыбаки что-то замечали, что-то примечали, запоминали, рассказывали другим рыбакам. И так постепенно складывались рыболовные приметы и поверья, которые затем и дошли до нас из далёкого богатого прошлого.

Но не смотря на свою древность, они популярны и в наше время. Приметы, конечно, обновлялись и почти потеряли свою связь с Подей. Но мы долго рассматривали этот вопрос и всё-таки уловили и восстановили главный смысл многих примет, заложенный в них рыбаками из далёкого прошлого. Верить в это или нет, пусть каждый рыбак решит для себя сам. Но тот, кто живёт рыбалкой, дышит ею и приобрёл богатый опыт, точно знает, что рыболовные суеверия на пустом месте не возникли.

Читайте также:  Детали для зимней удочки

  • Если рыбаку по дороге на рыбалку пожелали хорошего клёва – улова не жди. А если кто-то пожелал «ни хвоста, ни чешуи», пошлите его к черту.

Эта примета прямо указывает на то, что хороший клёв Поде не по вкусу. Он любит скромных и бескорыстных рыбаков.

  • Нельзя наспех готовиться к рыбалке. Много шансов ничего не поймать.

Ведь Подя любит трудолюбивых и прилежных рыбаков. А на халяву, знайте, ничего не даст.

  • Если мысли сосредоточены на чём угодно, но не на рыбалке – лучше не ехать.

Голова рыбака должна быть свежей и ясной. Поде по нраву – чёткий ум и светлая совесть. Не зря же существует рыбацкая поговорка – «На рыбалку – с чистыми мыслями».

  • Если в самом начале рыбалки рыба активно клюёт – удачи не жди.

Это Подя с вами хулиганит. Смеётся над вами, потешается. Поиграет-поиграет и оставит вас.

  • Подя не любит, когда рыбаки считают пойманную рыбу. Подя сам знает, сколько и какую рыбу вам даст и контроль за собой не выносит.
  • Пустой садок в воде – плохая примета. Пустой подсачек также мочить нельзя просто так, иначе крупной рыбы не дождёшься.

Потому что Подя уважает терпеливых и выдержанных рыбаков. А беспокойных и прытких не жалует.

  • Если в начале рыбалки одна неудача следует за другой: леска запутается, блесна с первого заброса утопится, крючок оборвётся – сматывайте удочки и уходите домой. Это Подя знак даёт, что он не в настроении давать вам улов, и этот день не лучший для рыбалки.
  • Недаром давно подмечено рыбаками, что если сознательно возьмёшь большой мешок под улов, уйдёшь ни с чем.

Это происходит потому, что Подя не любит хапуг, вот и не даёт улова. Ведь он видит ваши намерения. Старайтесь брать под рыбу что-нибудь неприметное и на вид небольшого размера. Может, не заметит.

  • Подя любит, когда мелкую рыбёшку рыбаки, аккуратно сняв с крючка, выпускают в реку. Это хоть и небольшая, но всё же дань реке.
  • Подя любит новичков и не жалея даёт им добычу. Как правило, такие ловить рыбу ещё не умеют и делают это ради удовольствия, а не ради наживы. Вот Подя их и жалует. Поговорка – «Новичкам и дурачкам везёт» – действует и в рыболовном деле.
  • Проверено, что во время рыбалки нельзя показывать свой улов другим. Это и понятно, ведь Подя не любит хвастливых рыбаков. Он любит скромных и тихих.
  • Есть примета, что если сорвалась рыба, то клёва в ближайшее время не жди, так как рыбка всем рассказала, что на этом месте рыбак. Как ни странно, но это всегда действует. Это происходит потому, что Подя ужасно не любит нерасторопных рыбаков. Ему всегда очень обидно, когда он даёт хорошую рыбину, а рыбак-растяпа её упускает. Конечно, от обиды некоторое время он и не даёт улова. Так что если сорвалась рыба и долго нет клёва, подождите! Ещё немного – и, может, Подя отойдёт, сжалуется, и клёв наладится. Помните, что он любит терпеливых рыбаков.
  • Рыбаки полагают, что если ездить на рыбалку всегда в одной и той же одежде и ловить на одни и те же снасти – улов всегда будет богатым. В этом случае Подя тебя быстрее узнает. И если ты порядочный рыбак, то и клёв не заставит себя долго ждать. Но одежда не должна быть нарядной. Подя не любит этого.
  • Ни в коем случае нельзя приступать к рыбалке новой снастью, не намочив её в воде. Иначе Подю испугаете незнакомым ему предметом.
  • Если намучился в дороге – река наградит за это. Если ты добросовестный рыбак, и по дороге случались неприятности, Подя пожалеет и обязательно наградит добычей.
  • Не любит Подя, когда на рыбалку берут с собой рыбу в качестве перекуса. Не любит – и всё. Это в конце концов неуважение к рыбе.
  • Есть примета, что если задобрить Подю, то клёв будет отменным. Но внимание! Это не значит, что надо задабривать и себя. Если употреблять спиртное во время клева, означает лишить себя удачи. Подя не выносит подвыпивших рыбаков. А если нет с собой ничего подобного, задобрить можно и кусочком съестным, которое нужно бросить в место, где будете рыбачить.

Есть такие приметы, которые существуют сами по себе без связи с Подей или ещё с каким-либо поверьем, например, мы нашли такие:

  • Если вас вдруг без причины остановил гаишник – рыбалке не быть.
  • Как только поймал первую рыбу, нельзя ни в коем случае смотреть по сторонам и оглядываться назад – больше ничего не поймаешь.
  • Если вы на рыбалке не один, то не дай Бог вам первым поймать рыбу – всё, она и будет и последней.
  • Если поплевать на наживку, можно рассчитывать на хороший клёв.
  • Перед рыбалкой нельзя бриться и стричься. Клёва не будет.
  • Всегда после рыбалки рыбаки показывают размер пойманной ими рыбы. И всегда этот размер гораздо больше реального. Оказывается, это делается не сознательно. Просто есть поверье, что после улова нужно обязательно слегка преувеличить размер рыбы, тогда в следующем улове будет рыбка покрупнее.
  • Если птичка мимо пролетала и капнула на рыбака – к отменному клёву!

кто такой Подя?

Оказывается, что Подя – дух-хозяин огня и домашнего очага, а отнюдь не рыбалки, как считают многие.

Во многих семьях он считался главной домашней святыней. Он обладал огромной силой – мог изгонять злых духов, им очищали жилища, охотничьи и рыболовные снаряжения. Он помогал в хозяйственной деятельности, следил за здоровьем оленей, способствовал удачной охоте и рыбалке. А также предупреждал о предстоящих событиях, выражение которых люди видели в треске горящих дров, в неожиданной вспышке пламени, в отскочившем угольке. А полёте искр люди угадывали его настрой на будущий день.

Люди почитали Подю, и это выражалось во всех их действиях. Запрещалось кидать в очаг острые предметы, колоть дрова около костра, чтобы не поранить духа. Нельзя было проливать воду в огонь, плевать и прочее. Перед едой сначала прикармливали Подю, бросая в огонь кусочки еды.

Читайте также:  Фаворит крид спиннинг обзор

Охотники и рыбаки угощали Подю, чтобы тот послал им добычу, поскольку успех зависел не меньше, чем от духов непосредственно охоты и рыбалки. Люди считали, что Подя идёт впереди, и если он поймает душу животного или рыбы, то те и станут добычей человека.

«Подю» можно было прикармливать угощеньем, приготовленным из продуктов, добытых на месте, на промысле.

Например, есть книжные сведения, как горинские (это название пришло от реки Горин – притока Амура) нанайцы совершали обряд угощения. Когда они выезжали на Амур, чтобы заготовить осеннюю рыбу, в частности кету, с первым уловом начинали такой обряд. Те, кто постарше, нагревали водку и разливали по малюсеньким рюмочкам, похожим на напёрстки («итанги»). Потом произносили произвольную речь примерно такого содержания: «Кя, Подя! Не пожалей нам своего добра, поделись с нами. Мы будем честны, как всегда. Обманывать твоих слуг, живность твою, не будем. Наживаться на обмане – грех! Мы просим за себя и особенно за наших неопытных добытчиков, иначе пропадём мы, с голоду! Обманывать не станем тя. Кя, Подя!»

Затем они опускали указательные пальцы в водку, брызгали на все четыре стороны и приговаривали: «Кя, Подя, не забывай ты нас, не обижай!». А затем выпивали содержимое.

Во второй половине ХХ века обряды с угощением стали проще. Сначала Поде ставят рюмку со спиртным. Затем закуску «юколу, хлеб, кашу, лучок, черемши немного кладут в тарелочку рядом с кружкой». А затем говорят примерно так: «Кя, Подя, дай рыбу мне, много не надо. Мне хватит полмешка карасей и четыре сазана». Если при попадании в костёр кусочков еды или капель спиртного пламя вспыхивало, это означало, что «угощение Подя принял».

Ульчи (или, нани (самоназванные), коренной народ Ульчского района Хабаровского края; в середине XIX в. проживали на севере от села Ухта до южных сел Ади и Кульгу, верхних по Амуру; народ, близкий по культуре с нанайцами и нивхами) не говорили вслух свою просьбу к духу огня и обращались к нему только мысленно. Нельзя было осуждать и обсуждать духа.

Сохранилась история нанайки о том, что Подя не только способствует удачной охоте и рыбалке, а также может помочь при опасности. Этот случай произошёл с её бабушкой и дедом. Они ездили ловить рыбу. Дед её ловил, а бабуля обрабатывала и заготавливала. И когда они собрались ехать домой, вдруг ветер куда-то делся и установилась тихая погода. Что делать? Дед обратился к Поде с мольбой, «водки побрызгал», на коленях ветра попросил, чтоб домой вернуться. Пока сами поели, собрали вещи и заготовленную рыбу, вдруг подул лёгкий свежий ветерок. Они поставили парус и поплыли. А когда добрались до дома, ветер вдруг опять прекратился.

Коренной народ Приамурья представлял, что дух-хозяин огня мог жить в гнилом дереве. Поэтому прежде чем рубить подобное дерево, сначала нужно было попросить прощения у духа за это и объяснить необходимость его рубки. А затем молили его покинуть дерево, потому что если дух погибнет, то и людям жизни не будет.

Нанайцы верили, что Подя – хозяин муравьёв. И не дай Бог человек, пусть даже не нарочно, осквернит муравейник. Наказание было страшным – у человека начинали гноиться глаза и появлялись нарывы на теле.

Как же выглядел Подя? Ответов, как ни странно, на этот вопрос немало.

Сохранился рассказ человека о том, как люди узнали про облик Поди. Однажды в старину охотники поехали за добычей. Наткнулись на множество следов соболей и расставили ловушки. Но как не ждали, добычи всё не было. Когда легли спать, старшему охотнику приснился сон, как на месте костра ходят крошечные человечки, 7-12 сантиметров, и ворчат: «Ничего поесть нет, ничего не кинули». Когда охотник пробудился, то сразу понял, что это были Поди. Он рассказал своим товарищам про сон, и они вместо охоты совершили обряд угощения. После этого старший охотник опять увидел подобный сон, в котором на месте костра бегало много маленьких людей, человек 15, но они уже не ворчали, а радовались и даже танцевали.

С тех пор и стали Подю кормить. И хоть другие охотники и не видели подобных снов, но о его величии говорили все. Таким образом и сохранилась такая характеристика Поди, которую дала впоследствии та же нанайка: «Подя – такой маленький народ, им много не надо: с одной капли захмелеют».

Многие нанайцы представляли Подю в образе древнего старика с его многочисленной семьёй. А неосторожные и провокационные действия или поступки людей могли убить детей Поди, считали они.

Также была записана некая легенда, в которой сказано, что Подя была женского рода. Она жила глубоко под землёй, но встретила человека и полюбила его. Своим могуществом она сделала его своим мужем. Но жили тем не менее они врозь. Жена – в земле, а муж, который уже не мог вернуться к людям – в лесу. Их брак был бездетным, но благополучным и богатым – «всего было в достатке».

Эвенки (старое название — тунгусы; коренной народ Российской Федерации (Восточная Сибирь), живут также в Монголии и на северо-востоке Китая) и нанайцы представляли Подю в облике старушки. А эвены (прежнее назв. «ламуты»; один из народов на севере Сибири; живут в некоторых районах Магаданской и Камчатской областей и в северных районах Якутской АССР к востоку от р. Лены) считали, что Подя – это мужчина и называли его «огонь-отец». Негидальцы (от негидал. ңегидал — «береговой», «прибрежный»; малочисленный тунгусо-манчжурский народ в Приамурье) думали, что Подя – это муж и жена и изображали их в виде деревянных фигурок без ног, так как этот дух, по поверью, показывался людям из огня только по пояс.

Также есть не менее интересные сведения о том, как нанайцы представляли внешний вид и даже одежду Поди: «Этого духа огненной стихии гольды представляют в образе дряхлой, сгорбленной старухи в красном халате». По мнению некоторых исследователей, словом Фадзя нанайцы называли собственно огонь, а его духа считали женского пола и именовали Фадзя-Мама.

Но современные нанайцы считают, что раньше, далеко в прошлом, нанайцы не представляли Подю в конкретном виде, что всё это людские домыслы и байки. Подя всегда был – абстрактный образ.

Удачной вам рыбалки, и помните, что сколько бы вы не верили в приметы, всё же постарайтесь побольше верить в себя, в свои силы и в свои способности. Уверены, что именно они вас и не подведут!

Оцените статью
Adblock
detector