- Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам
- «Крестьянские дети» — анализ стихотворения Н.А. Некрасова
- История создания
- Краткое содержание
- Художественные приемы
- Отзывы читателей
- Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения.
- Богатый образ крестьянских детей
- Образ крестьян-холопов
- Введение в поэму через сюжет
- Размышления автора
- Будни крестьянских детей
- Значение поэмы «Крестьянские дети»
- Самый яркий персонаж поэмы
- Краткий анализ стиха «Мужичок с ноготок» Н.А. Некрасов
- Завершение сюжетной линии
- Образ природы в стихотворении
- Тяжелая жизнь некрасовских детей
- Стихотворение «Мужичок с ноготок» – анализ по плану
- Освещение образовательного вопроса
- Положительные образы крестьян
Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам
Учебник: «Литература. 5класс», часть 1. Автор: Г.С.Меркин, 2011 год.
Цели:
- Выявление активной гражданской позиции автора в стихотворении.
- Формирование умений выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом.
- Воспитание патриотических и гражданских чувств школьников.
Анализ стихотворения по частям.
1 часть. Охотник возвращается в родную деревню
— Что узнаём из 1 части? ( Охотник рад возвращению в родную деревню, доволен ночлегом, радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей.)
— Как автор относится к крестьянским детям, которые рассматривают его через щели сарая? (С нежностью, с умилением говорит о них: » глазки смешались, как в поле цветы», » я детского глаза люблю выраженье». Поэт расстроган, он как будто встречается с детством.)
2 часть. Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого охотника.
Выразительное чтение по ролям диалога ребят (шёпот 9 ребят).
— Каким показался детям охотник? Что они увидели? (Дети внимательные, всё увидели: бороду, длинные ноги, часы, золотую цепь, собаку, ружьё.)
— Что важно выявить детям? (Незнакомый охотник барин или нет?)
— Понравился детям барин? (Нет, они изрекли приговор: «Такому- то гусю уж что за охота! Лежал бы себе на печи!»
— Как вы думаете, кому рассказывает лирический герой- охотник о случае на охоте? (Друзьям.)
— Образ рассказчика меняется на протяжении стихотворения. Он обращается и к читателям привилегированных сословий, и к крестьянским детям.(Наблюдение.)
Первоначально стихотворение называлось «Детская комедия». Чем же это стихотворение похоже на комедию? В первой и последних частях звучит диалог: детишки сравниваются со зрителями, а Фингал — с актёром.
3 часть. Воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом.
Здесь позиция лирического героя меняется: он и один из участников мальчишеских игр, и публицист, обращающийся к читателям, и гражданин , думающий о будущем своего народа. (Наблюдение)
1. Выразительное чтение отрывка от слов «О милые плуты» до слов «и клали рядком на перила моста»
— Почему автор завидует крестьянским детям? (Их жизнь полна поэзии, они свободны в общении друг с другом и с природой).
— Детей читателя привилегированного сословия лирический герой иронично и грустно называет «балованными детками», сожалеет о том, что дворянским детям недоступны многие радости, которые открывают свободное общение с природой.
— Какие чувства волнуют лирического героя при воспоминании о грибных набегах, о змее? (Сравнивая себя, дворянского сына, с крестьянскими ребятишками, герой подчёркивает смекалку находчивость, практичность детей из народа.)
— Почему так беспощадно сражались юные герои со змеями? (Дети сражались со злом, которое в их сознании связано с образом сказочного Змея Горыныча, и, воображая себя сказочными богатырями, они ожидают славы за подвиги.)
— Какова позиция лирического героя? Для чего он это рассказывает? (Перед нами человек, причастный к жизни крестьянских детей, журналист, стремящийся развенчать представления о крестьянстве как о людях «низкого рода»)
2. Выразительное чтение отрывка от слов » У нас же дорога большая была:» до слов «Что новый прохожий то новый рассказ».
— Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребяишек? (Дорога — это своеобразный учебник, по которому крестьянские ребятишки постигали науку жизни.)
3. Выразительное чтение отрывка от слов «Ух, жарко! до слов «Живого в деревню тащат с торжеством»
4. Исследовательская работа с текстом.
— Сколько восклицательных предложений в отрывке? (10.) Какова интонация этого отрывка? (Рассказчик с восторгом рассказывает о крестьянских ребятишках.)
5. Выразительное чтение отрывка от слов «Довольно, Ванюша. » до слов «Зато ему рано знакомы труды».
— Каково значение сочетания слов «нарядной своей стороной»? (Речь идёт о радости труда, приносящие свои щедрые плоды)
— Почему » Ванюша в деревню въезжает царём»? (Ребёнок осознаёт значимость такого труда, испытывает гордость от причастности к общему делу.)
— Каково значение фразы: » Другой стороною медаль»? (Значит, противоположной, всегда отрицательной стороной.)
— Какова теневая сторона той жизни, которая изображена в стихотворении? Каков смысл строчек: «Но вырастет он, если Богу угодно:»? (Пропадёт. Крестьянский ребёнок лишён родительского внимания, опеки и легко может погибнуть, оставшись один на один с опасностью в лесу или на реке. Тяжёлый крестьянский труд тоже отнимает немало сил.)
6. Выразительное чтение отрывка «Однажды в студёную зимнюю пору».
— О чём размышляет автор, рассказывая историю крестьянского мальчика? (Крестьяне, серьёзно и строго относились к труду, чувствовали долг перед семьёй, были примером для своих детей.) Автор испытывает противоречивые чувства: он любит русскую природу, родину и ненавидит рабство, «клеймо нелюдимой, мертвящей зимы».
— Какие мысли автор называет честными? (Мечты о свободе, о счастье народа, о судьбе крестьянских детей, о судьбе России).
— Автор призывает «хранить вековое наследие». Что это? (Лучшие традиции русского народа, любовь к родине, к родной земле, ощущение её красоты, то что остаётся с человеком всю жизнь.)
— Какова позиция лирического героя в отрывке «Играйте же, дети! Растите на воле!»? (Перед нами гражданин своего отечества, призывающий молодое поколение беречь лучшие традиции отцов и дедов.)
4 часть Представление собаки Фингала для деревенских зрителей
Выразительное чтение последней части.
— Изменилось ли как-то отношение детей к охотнику? (Да, они прониклись доверием к приезжему, не боялись уже его, не убежали. Поняли, что он добр, если их не прогнал, а Фингалку заставил для них выступать.)
— Почему Н.А.Некрасов заменил название «Детская комедия» на «Крестьянские дети»? Автор написал произведение, в котором нашла отражение подлинная жизнь русского народа. Это не представление, разыгранное на сцене для читателя, а сама действительность.
Дом. задание: выучить отрывок наизусть «Однажды в студёную зимнюю пору:»
«Крестьянские дети» — анализ стихотворения Н.А. Некрасова
История создания
Стих был написан в 1861 году и он тесно связан с детством поэта. Некрасов вырос в семье помещика и он с ранних лет видел, как живут крестьянские дети. Он не стыдился проводить с ними время, а они охотно обучали барского ребенка разным шалостям и премудростям жизни. Будучи взрослым, Николай Алексеевич, часто ездил на рыбалку и охоту. Там он снова сталкивался с детьми
Стихотворение поэт написал в начале июля 1861 года. В это время он находился в Грешнево. Он работал над произведением в течение двух недель.
Многие события стиха носили автобиографические детали. Поэтому можно сделать предположение, что описанные события действительно случились с Некрасовым.
В дальнейшем тема крестьянской жизни станет визитной карточкой Некрасова. Он не раз еще к ней будет возвращаться.
Краткое содержание
Стихотворение начинается с истории лирического героя. Он пошел на охоту, устал ходить по болотам, поэтому он забрел в сарай и там уснул. Утром герой проснулся, прислушался к звукам природы и увидел как его разглядывают дети. Они смотрели сквозь щели на незваного гостя. Он не стал их пугать и только прислушался.
Дети обсуждали его внешность и гадали, барин ли перед ними. После они испугались и убежали, а в это время герой предался воспоминаниям. В детстве он часто играл с крестьянскими детьми, они вместе проказничали и беззаботно проводили время. В то же время герой размышляет и над другой стороной медали — они обречены на бедность, тяжелый труд, зависимое положение.
Герой сразу вспоминает случай из детства. Он видел, как ребенок вместе с отцом пилили дрова. В семье не было больше мужчин, поэтому малыш был вынужден трудиться. Но в конце лирический герой решает, что нельзя омрачать детство. Он подзывает собаку, ребятню и показывает, какие команды знает его питомец. Это представление вызывает массу восторгов у ребятни.
Художественные приемы
Краткое содержание «Крестьянских детей» Некрасова знакомит с основными героями произведения. В центре истории лирический герой, охотник, и обычная ребятня. Текст построен в виде монолога с элементами рассуждения. Некрасов сделал небольшое вступление, которое поясняет, что именно подтолкнуло его к размышлениям.
В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:
- Рассказ о наблюдении детей за барином.
- Размышления о хорошей стороне жизни крестьян.
- Рассуждения о негативных моментах.
- Концовка.
Жанр работы — поэма, так как в тексте есть сюжет и лирические отступы. В стихотворении Некрасов стремился выделить важную идею — нужно ценить пору детства и наслаждаться им. Именно это поможет в тяжелые минуты взрослой жизни.
При написании стихотворения Некрасов использовал следующие средства выразительности:
- эпитеты — автор описывает ходьбу утомленной, собаку большой, а цепь золотой;
- метафоры — поэт показывает, как лучи солнца глядятся, хандра соскакивает с души, проходят грибные набеги;
- сравнение — Некрасов сравнивает детские глазки с полем цветов.
В тексте можно найти множество авторских мыслей. Некрасов рассуждает о судьбе ребятни, о том, что их ждет. Но произведение все равно сохраняет оптимистичный настрой.
При анализе стихотворения «Крестьянские дети» план позволит учесть все части произведения.
Отзывы читателей
Не самое лучшее стихотворение у Некрасова. Я считаю, что быт крестьянской ребятни был более тяжелым. Уже с ранних лет ребенку давали поручения по дому, он помогал родителям в их нелегком труде. Поэт же описывает все так, словно они день-деньской бегали и играли.
Очень яркая и насыщенная образами работа. Поэту удается воссоздать картину идеального детства, где ребятня бегает по лесу, играет, собирает ягоды и наслаждается жаркими деньками. Такой образ жизни знаком и тем, что рос в деревне. Он не изменился, только у современных детей более радужные перспективы.
Неоднозначная работа Некрасова, которая заставляет задуматься над тем, чем предстоит заниматься ребенку обычного крестьянина. Его ждет нелегкий труд, бедность, но именно в пору детства он по-настоящему счастлив. Он ходит на рыбалку, собирает грибы и ягоды, наслаждается отдыхом и играми. Автор делает концовку оптимистичной, словно дает надежду на будущее.
Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения.
Николай Алексеевич Некрасов писал о жизни крестьян много и просто. Не обошёл стороной и деревенских детей, писал для них и о них. Маленькие герои выступают в некрасовских произведениях, как вполне сложившиеся личности: смелые, любознательные, ловкие. При этом они просты и открыты.
Писатель хорошо знал жизнь крепостных: в любое время года тяжёлый труд с утра до вечера, барские разборки и наказания, притеснения и унижения. Беззаботное детство проходило очень быстро.
Стихотворение «Крестьянские дети» особенное. В этом произведении автор сумел отразить действительность и натуральность. Использовал один из своих любимых приёмов — перемещение во времени. Для знакомства с ярким персонажем, маленьким Власом, писатель из летней поры переносит читателя в зимнюю стужу, а после снова возвращает в летнюю деревню.
Богатый образ крестьянских детей
Будущий писатель родился в простой, небогатой, но уважаемой семье. Ребенком он часто играл со сверстниками. Ребята не воспринимали его как высшего и барина. Некрасов никогда не отказывался от простой жизни. Ему было интересно познавать новые миры. Поэтому, наверное, он один из первых ввел образ простого человека в высокую поэзию. Именно Некрасов заметил прекрасное в деревенских образах. Позже его примеру последовали и другие писатели.
Смотреть галерею
Сформировалось движение последователей, которые писали, как Некрасов. «Крестьянские дети» (анализ которого можно провести, основываясь на исторический период, в котором была написана поэма) заметно выделяются из всего творчества поэта. В других произведениях больше горя. А эти дети полны счастья, хотя автор и не питает больших надежд относительно их светлого будущего. Малышкам нет времени болеть и размышлять над ненужным. Их жизнь полна разноцветья природы, в которой им посчастливилось жить. Они трудолюбивые и по-простому мудрые. Что ни день — то приключение. Вместе с тем дети по крупицам впитывают науку от старших. Их интересуют легенды и истории, не чураются даже работы столяра, о котором говорится в поэме.
Несмотря на все проблемы, они счастливы в своем уголке рая. Автор говорит, что таких ребят нечего жалеть и ненавидеть, им нужно завидовать, ведь дети богачей не имеют такого колорита и свободы.
Образ крестьян-холопов
Другой тип крестьян, изображенный в поэме – это холопы. Годы крепостного права искалечили души некоторых людей, которые привыкли пресмыкаться и уже не мыслят своей жизни без власти над собой помещика. Некрасов показывает это на примерах образов холопов Ипата и Якова, а также старосты Клима. Яков – это образ верного холопа. Всю свою жизнь он потратил на выполнение прихотей своего барина: «Только и было у Якова радости: / Барина холить, беречь, ублажать». Однако нельзя жить с барином «ладком» – в награду за примерную службу Якова барин отдает в рекруты его племянника. Тогда-то у Якова и открылись глаза, и он решился отомстить своему обидчику. Клим становится начальником благодаря милости князя Утятина. Скверный хозяин и ленивый работник, он, выделенный барином, расцветает от чувства собственной важности: «Горда свинья: чесалася / О барское крыльцо!». На примере старосты Клима Некрасов показывает, как страшен вчерашний холоп, попавший в начальники – это один из самых отвратительных человеческих типажей. Но сложно провести честное крестьянское сердце – и в деревне Клима искренне презирают, а не боятся.
Итак, из различных образов крестьян «Кому на Руси жить хорошо» складывается цельная картина народа как огромной силы, уже начинающей понемногу восставать и осознавать свое могущество.
Тест по произведению
Введение в поэму через сюжет
Стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» начинается с описания нескольких предыдущих дней. Рассказчик охотился и уставший забрел в сарай, где и заснул. Его разбудило солнце, что пробивалось в щели. Он услышал голоса птиц и узнал голубей и грачей. По тени узнал ворону. В щель на него смотрели глаза разного цвета, в которых были покой, ласка и доброта. Он понял, что это взгляды детей.
Поэт уверен, что такие глаза могут быть только у деток. Они тихо между собой комментировали то, что видели. Один смотрел на бороду и длинные ноги рассказчика, другой на большую собаку. Когда мужчина, вероятно сам Некрасов, открыл глаза, дети бросились прочь, как воробьи. Как только поэт опустил веки, появились снова. Далее заключили, что он не барин, ведь не лежит на печи и ехал с болота.
Размышления автора
Далее Некрасов отрывается от сюжетной линии и предается размышлениям. Он признается в своей любви к детям и говорит, что даже те, кто воспринимает их как «низкого рода людей», все равно когда-то им завидовали. В жизни бедноты больше поэзии, говорит Некрасов. Крестьянские дети делали вместе с ним грибные набеги, клали змей на перилах моста и ждали реакции прохожих.
Смотреть галерею
Под старыми вязами отдыхали люди, ребятишки их обступали и слушали истории. Так узнали легенду про Валила. Живший всегда богачом, он как-то разозлил Бога. И с тех пор не было у него ни урожая, ни меда, только волосы в носу хорошо росли. Другой раз рабочий человек раскладывал инструменты и показывал заинтересованным детям, как пилить и рубить. Истомленный мужчина засыпал, а ребята давай пилить и строгать. Затем нельзя было сутки убрать пыль. Если говорить про истории, которые описывает поэма «Крестьянские дети», Некрасов как бы передает собственные впечатления и воспоминания.
Индивидуальные задания На предыдущем уроке мы предложили нескольким ученикам подготовить сообщения о детстве Н. А. Некрасова. Карточки с текстами (они даны ниже) учитель даст детям домой (каждую карточку — двум-трем ученикам на случай, если кто-то из них не сможет присутствовать на уроке). Задание по карточкам может варьироваться в зависимости от уровня литературного развития учеников: — пересказать текст, соблюдая стилистические особенности; — пересказать текст; — прочитать текст выразительно.
«…Надо сказать, что Некрасов-мальчик рос, и тем воспитывался, с деревенскими мальчишками и девчонками. „…Отношения мои к грешневцам были такие:
— Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте. — Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. В какой ситуации возможен подобный рассказ? Каковы интонации рассказчика? К кому он может быть обращен, кто слушатели этой истории? Важно, чтобы дети представили себе непринужденную атмосферу вечерней дружеской беседы в помещичьем доме, когда в гостях у хозяина собираются его друзья и рассказывают друг другу различные случаи, которые приключались с ними. В такую атмосферу погружают нас доверительные интонации и добрый юмор рассказчика: так говорят со старыми знакомыми, с которыми и раньше вместе смеялись и шутили. Для чего это необходимо? Чтобы уяснить позицию, в которой находятся друг по отношению к другу рассказчик и слушатели. Стихотворение сложно, в частности, тем, что позиция эта несколько раз на протяжении текста изменяется. На доске и в тетрадях можно нарисовать следующую таблицу. Сначала заполним в ней первую строку, затем будем заполнять ее по ходу анализа.
Часть | Содержание | Рассказчик | Слушатели |
1 | Встреча охотника с крестьянскими детьми | Охотник | Друзья, гости |
2 | Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом | Журналист, публицист | Читатель из дворян, из общества образованных людей |
3 | Обращение к крестьянским детям | Гражданин, который думает о будущем народа | Крестьянские дети |
4(1) | Встреча охотника с крестьянскими детьми | Охотник | Друзья, гости |
— История встречи с детьми — как красивая рама большой картины. Как вы думаете, с чем еще можно сравнить строение этого стихотворения? Дети могут предположить, что стихотворение похоже на матрешку, в которой история охотника и детей — самая большая, первая матрешка, а в ней спрятаны другие. Или сравнить стихотворение с домиком, где начало и конец — стены, а внутри есть комнаты, в которых находится что-то важное. Если это дом, то у него должна быть крыша (это в нашем сравнении важная деталь). Учитель может продолжить работу с одним из этих сравнений, нарисовав нужный образ на доске. Мы остановимся на образе дома. — У нас есть стены дома — начало и конец. Посмотрим, что же внутри этого дома. Сообщения учеников Попросим выступить детей, выполнявших индивидуальные домашние задания. Их сообщения дадут ученикам толчок к дальнейшему осмыслению содержания стихотворения. Трудность для учеников часто в том, что они думают, будто это взрослый автор ходил с крестьянскими детьми за грибами и смотрел на прохожих на большой дороге. Сообщения, предваряющие комментированное чтение второй части, помогут учителю направить мысли учеников в нужное русло. Комментированное чтение 1. Дети читают текст:
О, милые плуты! Кто часто их видел, Тот, верю я, любит крестьянских детей; Но если бы даже ты их ненавидел, Читатель, как «низкого сорта людей», — Я все-таки должен сознаться открыто, Что часто завидую им: В их жизни так много поэзии слито, Как дай Бог балованным деткам твоим. Счастливый народ! Ни науки, ни неги Не ведают в детстве они. |
— Почему автор называет крестьянских детей милые плуты? Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла. — «О, милые плуты!» — этими словами автор обращается к детям или это риторическое восклицание? — В первом отрывке охотник рассказывает историю встречи с детьми своим друзьям. Изменяется ли образ рассказчика? К кому он обращается в этом отрывке? Первое, что заметят дети, — меняется адресат. В тексте он назван: читатель, причем читатель преимущественно из дворянского сословия, — автор предполагает, что он может относиться к крестьянским детям как к людям «низкого сорта». Образ рассказчика тоже становится совершенно иным: перед нами журналист, с публицистическим пафосом обращающийся к публике, высказывающий мнение, которое в те годы противоречило устоявшейся в обществе традиции: «…Я все-таки должен сознаться открыто, / Что часто завидую им…» — Почему рассказчик завидует крестьянским детям? Что значит фраза «В их жизни так много поэзии слито…»? — Кого автор называет балованными детками? — Как вы понимаете строки: «Счастливый народ! Ни науки, ни неги / Не ведают в детстве они»? 2. Читаем следующий отрывок со слов: «Я делывал с ними грибные набеги…» — до слов: «Должно быть, за подвиги славы мы ждали». — Кто «делывал с ними грибные набеги»? Рассказчик, когда он был мальчиком. Сделать этот вывод нам помогают прозвучавшие рассказы о детстве Некрасова. — Что значит грибные набеги! Почему автор употребляет слово делывал! Какой у него смысловой оттенок? — О какой ситуации говорит нам автор в первых четырех строчках этого отрывка?
Я делывал с ними грибные набеги: Раскапывал листья, обшаривал пни, Старался приметить грибное местечко, А утром не мог ни за что отыскать. |
Рассказчик сопоставляет себя с детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян (они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик не мог отыскать). — Савося — уменьшительное имя. Как будет звучать это имя полностью? Севастьян. — Почему дети клали змей на перила моста? В русских народных сказках богатыри сражаются со Змеем Горынычем. Может быть, дети губили змей под впечатлением сказок, желая подвигов и славы. 3. Третий отрывок со слов: «У нас же дорога большая была…» — до слов: «Что новый прохожий, то новый рассказ…» — Как вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной, шерстобит! Вологжанин — житель города Вологды. Лудильщик — рабочий, который лудит (чинит) посуду. Портной — мастер по шитью одежды. Шерстобит — работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой. — Когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, то длина строки становится меньше. Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются. Как вы думаете, почему? — Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда? Этот вопрос может показаться излишним, но ответ на него должен обязательно прозвучать: многие современные дети с трудом представляют, что когда-то не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и узнать о мире и о жизни можно было из газет и журналов, из книг, а неграмотному человеку — только из рассказов путешествующих, странников. — Как вы понимаете такие строки: «Иной подгуляет, так только держися — / Начнет с Волочка, до Казани дойдет!» Если человек «подгуляет» (выпьет вина, но не напьется!), то в кураже он рассказывает обо всем, что видел, о народах, населяющих города и веси России: «начнет с Волочка» (с жителей Вышнего Волочка Тверской губернии), затем с шутками расскажет о всех народах Поволжья от Вышнего Волочка до Казани. Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек? 4. Следующий отрывок со слов: «Ух, жарко. До полдня грибы собирали» — до слов: «.. .Бояться смиренной лошадки своей?» Мы видим, что автор снова возвращает нас в один из летних дней, когда он с крестьянскими детишками собирал грибы. Рассказ о дороге оказывается маленькой матрешкой, заключенной в большую матрешку рассказа о «грибных набегах». — Чем закончился поход за грибами? — Что делают дети, вернувшись домой? 5. От слов «Грибная пора отойти не успела…» до слов «Живого в деревню тащат с торжеством…». — Объясните смысл слов и выражений: «чернехоньки губы у всех, / Набили оскому: черница поспела!», «взлетит ли тетеря, / Закокав птенцам». — Подсчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации. Из шести предложений четыре — восклицательные. — Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка? 6. От слов: «— Довольно, Ванюша! гулял ты немало…» до слов: «Ванюша в деревню въезжает царем…». — Расскажите с помощью этого отрывка, что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб. — Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца. Рига — сарай для сушки снопов и молотьбы. Навить сено — накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и «в деревню въезжает царем». — Почему труд оборачивается к Ванюше сначала «нарядной своей стороной»? Под «нарядной стороной труда» автор подразумевает радость от красивой и дружной физической работы, от возделывания земли, которая приносит богатый урожай. Когда ребенок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит видимые результаты, что человек, который выполнил эту работу, пользуется почетом и уважением, ему тоже хочется принимать участие в труде, и такой труд — не тягость, не наказание, а радость. 7. Читаем следующий отрывок, в котором вновь звучит голос публициста, от слов: «Однако же зависть в дворянском дитяти…» — до слов: «Зато ему рано знакомы труды…» — Как вы понимаете выражение «в дворянском дитяти»? С какой интонацией надо произнести это выражение: серьезно, любовно или иронично? — Автор хочет сказать, что, прочитав описание крестьянского детства, дворянский ребенок может позавидовать крестьянам. Что делает автор, чтобы читатель представил себе не только «нарядную сторону» жизни крестьянских детей? — Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»? Как использует это выражение автор? — Подберите синонимы к словам положим, сгибнуть, гарцует. — Поставьте логические ударения в строках: «…Но вырастет он, если Богу угодно, / А сгибнуть ничто не мешает ему». 8. От слов: «Однажды в студеную зимнюю пору…» до слов: «…В которых так много любви!». — Описание встречи рассказчика и мальчика Власа вам известно из уроков литературного чтения в начальной школе. Что в этом отрывке для вас нового? — Почему рассказчику сначала кажется, что «как будто все это картонное было», что он попал в детский театр? — Почему рассказчик убеждается в том, что «все настоящее русское было»? — Как вы понимаете выражения «зимнего солнца холодный огонь», «что русской душе так мучительно мило»? Какой литературный прием использован в этих выражениях? Если дети еще не знают термина антитеза, можно использовать понятное им слово противопоставление. — Найдите противопоставление в двух последних строках этого отрывка:
…Те честные мысли, которым нет воли, Которым нет смерти — дави не дави, В которых так много и злобы и боли, В которых так много любви! |
— Как вы думаете, что за мысли мучают автора? Почему в них соединяются и злоба, и боль, и любовь? Как эти мысли выражены поэтом в прочитанном нами стихотворении «На Волге»? Важно, чтобы дети поняли, что мысли о крестьянских детях, об их дальнейшей судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России и всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее; вспомним отрывки из стихотворения «На Волге»:
О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски. Прочна суровая среда, Где поколения людей Живут и гибнут без следа И без урока для детей! Отец твой сорок лет стонал, Бродя по этим берегам, И перед смертию не знал, Что заповедать сыновьям. И, как ему, — не довелось Тебе наткнуться на вопрос: Чем хуже был бы твой удел, Когда б ты менее терпел? |
(Заполняем таблицу — с. 140 настоящего пособия.) Н. H. Скатов пишет: «В 1861 году пишутся „Крестьянские дети». В „Крестьянских детях» — сами детские слезы и смех, радость и драка, игра и работа. Именно летом 1861 года с „Крестьянскими детьми», с „Похоронами», с „Коробейниками» — прежде всего с „Коробейниками» — была разгадана роковая загадка многих лет, решился стоном ставший главным вопрос:
Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону, Все, что мог, ты уже совершил, — Создал песню, подобную стону, И духовно навеки почил. |
Создав, по сути, в соавторстве с народом „Коробейников», поэт снял с себя этот буквально измучивший его до сей поры вопрос. Оказалось, что народ еще и не совершил всего, что мог, и создал совсем не только подобные стону песни, и совсем не почил духовно. Соответственно менялась вся система координат и переставлялись точки отсчета. Пришла большая внутренняя поэтическая свобода, редкая у Некрасова творческая легкость. Вот начало „Крестьянских детей»:
Опять я в деревне. Хожу на охоту, Пишу мои вирши. Живется легко. |
Казалось бы, всего лишь непритязательные „вирши» всего лишь о „крестьянских детях» вырастают в поэму о русской жизни: ведь, по сути, здесь идет уяснение жизнестойкости основного ядра национальной жизни. Кстати сказать, сама работа над „взрослой» поэмой «Коробейники» последовала тем же летом, немедленно вслед за этой „детской» поэмой. Сами стихи в этой детской поэме стягиваются, собираются и наконец концентрируются буквально в образе-символе, каким стал почти немедленно приобретший хрестоматийность „Мужичок с ноготок». Может быть, на первый взгляд такое утверждение применительно к обытовленному нами Некрасову покажется необычным, но на самом деле он один из самых больших и подлинных в нашей словесности мастеров и любителей контраста. За этим и литературный опыт романтика, и театральная практика драматурга, и — главное — особенности собственного глубоко русского национального характера с его крайностями и умением, в свою очередь, схватить и представить национальную жизнь в таких крайностях — противоречиях и противоположностях, часто полюсных. Потому-то, казалось бы, всего лишь непритязательная зарисовка у Некрасова деревенского детства, в сущности, есть сложное, буквально во всем, взаимодействие контрастных начал: „в больших рукавицах, а сам… с ноготок»; „Мужиков», но… „ребенок был так уморительно мал»; „малюточка», но — „басом». Лето: „А солнце палит их полуденным зноем». И почти сразу зима: „И зимнего солнца холодный (!) огонь (!)». Сами беспрерывные перепады образов и их контрастное противостояние обеспечивают взаимоусиление. Картинная бутафория, детский театр (первоначально все стихотворение называлось „Детская комедия»), но — жизнь. Да не просто в ее житейской достоверности, а в глубинной доподлинности.
„Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой да я…» |
Ведь уже в одной только этой фразе, которая выглядит вызывающим улыбку всего лишь бытовым ответом, сошлись и предстали такая природная жизненная сила, такая изначальная готовность к труду, такое исконное чувство ответственности, что последовавшая за этим — впервые у Некрасова — такая степень обобщения и такое заключение от самого малого к самому большому (опять — какой контраст) выглядят как естественная и необходимая формула закона:
Все, все настоящее русское было, С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы, Что русской душе так мучительно мило, Что русские мысли вселяет в умы, Те честные мысли, которым нет воли, Которым нет смерти — дави не дави, В которых так много и злобы и боли, В которых так много любви!» |
9. Читаем и комментируем последний отрывок от слов: «Играйте же, дети! Растите на воле!» — до слов: «Проводит вас в недра землицы родной. » — К кому обращается поэт в этих строках? Как меняется образ рассказчика? Кого мы видим перед собой: охотника в гостиной, журналиста или кого-то еще? (Заполняем таблицу — с. 140 пособия.) — Как вы понимаете выражения: красное детство, скудное поле, хлеб трудовой, обаянье поэзии детства? — Как вы думаете, какое вековое наследство призывает хранить поэт? Вековое наследство — это лучшие традиции русского народа: любовь к родине, к родной земле, любование ее красотой, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб. — Мы прочитали текст стихотворения, который находится внутри нашего домика, т. е. между началом и концом, в которых рассказывается о встрече охотника с крестьянскими детьми. Мы увидели, что этот текст состоит из нескольких частей. Сколько крупных частей в этом тексте? Какой прием лежит в основе его построения? Предыдущая работа поможет детям увидеть две большие части (можно сказать «комнаты», если продолжать метафору дома): светлую, «нарядную сторону» жизни и трудную, тяжелую сторону. Светлая сторона: 1—6-й отрывки. Трудная сторона: 7—8-й отрывки. 9-й отрывок — кульминационное обращение к детям — в этом контексте можно сравнить с крышей, которая венчает наш дом. Домашнее задание Разделим между учениками девять прочитанных отрывков и предложим каждому подготовить выразительное чтение своего отрывка стихотворения «Крестьянские дети». Четырем сильным ученикам поручим подготовить выразительное чтение и комментарии к первой и четвертой (заключительной) частям стихотворения (сцены встречи охотника с детьми): каждый отрывок и комментарии к нему будут готовить два ученика. Прочитать статью учебника об И. С. Тургеневе.
Будни крестьянских детей
Далее писатель ведет читателя к реке. Там кипит бурная жизнь. Кто купается, кто делится рассказами. Какой-то мальчик ловит пиявок «на лаве, где матка колотит белье», другой смотрит за младшей сестренкой. Одна девочка делает венок. Другая привлекает лошадь и скачет на ней верхом. Жизнь полна радости.
Смотреть галерею
Ванюшу отец позвал к работе, и парень с удовольствием помогает ему в поле с хлебом. Когда урожай собрали, он первый пробует новый хлеб. А после сидит верхом на телеге с соломой и чувствует себя царем. Другая сторона медали, что у детей нет права выбора будущего, и этим обеспокоен Некрасов. Крестьянские дети не учатся и счастливо растут, хотя им приходится трудиться.
Значение поэмы «Крестьянские дети»
Нужно сказать, что поэма написана была в год отмены крепостного права. В это время очень оживлённо, на правительственном уровне обсуждался вопрос об обучении крестьянских детей. Активно шли разговоры об организации школ на селе.
Литераторы тоже не стояли в стороне. Одна за другой выходили публикации у жизни, укладе, быте и образованности, а точнее, отсутствию образованности среди народа. Некоторые авторы не владели информацией о сельской жизни, но тоже активно предлагали свой взгляд на проблему. Такие ограниченные представления о крестьянском укладе Некрасов с лёгкостью останавливал.
Не удивительно что на этой волне «Крестьянские дети» стали очень популярны. Поэма напечаталась уже осенью 1861 года.
Образовательный процесс в деревнях очень плохо продвигался. Часто прогрессивная интеллигенция брала в свои руки какой-то регион и курировала его на свои средства.
Таким новатором был и Николай Алексеевич. Он на свои деньги выстроил школу, закупил учебники, нанял учителей. Ему во многом помогал священник Иван Григорьевич Зыков. Так дети получили возможность к первичному образованию. Правда, сначала образование было необязательным. Родители сами решали сколько ребёнку учиться, а сколько помогать по дому. Учитывая это обстоятельство, образовательный процесс в царской России продвигался очень медленно.
Некрасов настоящий народный служитель. Его жизнь — это пример беззаветной преданности простому русскому люду.
Самый яркий персонаж поэмы
Следующую часть поэмы часто ошибочно считают отдельным произведением.
Рассказчик «в студеную зимнюю пору» видит воз с хворостом, лошадь ведет маленький человечек. Он в большой шапке и огромных сапогах. Это оказался ребенок. Автор поздоровался, на что мальчик ответил, чтобы тот проходил. Некрасов спрашивает, что он тут делает, ребенок отвечает, что возит дрова, которые рубит отец. Парнишка помогает ему, поскольку в их семье только два мужика, отец и он. Поэтому это все похоже на театр, но мальчик реальный.
Смотреть галерею
Такой русский дух в поэме, что написал Некрасов. «Крестьянские дети», анализ их образа жизни показывают всю ситуацию тогдашней России. Писатель призывает расти на свободе, ведь впоследствии это поможет любить свой трудовой хлеб.
Краткий анализ стиха «Мужичок с ноготок» Н.А. Некрасов
Вариант 1
Николай Алексеевич Некрасов – известный российский поэт, который в своих произведениях описывал нелегкую крестьянскую жизнь. Много стихов автора повествуют о тяжелом крестьянском труде, непосильном даже для взрослых мужиков.
В описании быта и человеческих взаимоотношений, для более яркого выражения и представления описываемой картины, автор часто использует описание природы, пейзажа. Это придает создаваемой картине особенную яркость и своеобразный колорит.
В стихотворении «Мужичек с ноготок», Некрасов описывает сельскую жизнь многодетной бедной семьи, в которой только один кормилец, который много работает, чтобы обеспечить свой дом самым необходимым – теплом. И его тоже нужно добывать. В представленной картине, поэт описывает шестилетнего мальчика, который управляется с повозкой лошадей, на которой везет домой срубленные отцом дрова, чтобы обогреть свою семью в столь холодную студеную зиму.
Для еще большего усиления описанной картины, Некрасов добавляет описание зимней поры. Зиму он называет студеной, значит мороз очень сильный и дети в доме, видимо очень мерзнут. Топить уже совершенно нечем, и тогда даже шестилетний мальчик взялся за выполнение серьезной мужской работы.
Описание его одежды показывает, что он укутан хорошо, заботливо, но одежда-то взрослая и на нем сидит не совсем уютно. Для еще большего усиления описываемой картины жизни шестилетнего мальчика, поэт уже без использования метафор или сравнений, говорит просто напрямую: «был сильный мороз».
Описанием зимнего мороза, Некрасов еще больше и ярке ставит перед взором читателя положение бедных сельских детей. Их жизнь заставляет очень рано взрослеть, иначе нельзя, это уже вопрос жизни-смерти. Мальчик описан автором очень нежно и трепетно.
Он показан настоящим мужчиной, который знает, что делать, и умеет, и свою работу он выполняет неторопливо и уверенно, без лишних движений. В своих произведениях Некрасов, обращаясь к описанию образа детей, всегда преподносит это очень мягко, нежно и трепетно. Детям в его творчестве отведено особое и важное место.
Завершение сюжетной линии
Далее автор отрывается от воспоминаний и продолжает сюжет, с которого начинал поэму. Дети стали более смелые, и он закричал собаке по кличке Фингал, что приближаются воры. Нужно прятать пожитки, сказал псу Некрасов. Крестьянские дети были в восторге от навыков Фингала. Собака с серьезной мордой спрятала все добро в сено. Особенно она старалась над дичью, затем легла в ноги хозяина и зарычала. Далее дети стали сами давать команды псу.
Рассказчик наслаждался картиной. Стало темно, приблизилась гроза. Прогремел гром. Упал дождь. Зрители бежали. Босоногие дети мчались к домам. Некрасов остался в сарае и переждал дождь, а потом с Фингалом пошел искать дупелей.
Образ природы в стихотворении
Невозможно не воспеть богатство и красоту русской природы. Поэтому наряду с темой любви к детям произведение Некрасова «Крестьянские дети» прославляет прелести жизни за серыми стенами города.
Смотреть галерею
Уже с первых строк автор тонет в ворковании голубей и щебетании птиц. Затем сравнивает цвет детских глаз с цветами в поле. Образ земли преследует поэта в лесу, когда он собирает грибы. Из леса ведет читателя к реке, где купается детвора, из-за чего вода будто смеется и воет. Их жизнь неотделима от природы. Дети плетут венки из бледно-желтых цветов, их губы черные от черники, набившей им оскомину, они встречаются с волком, подкармливают ежа.
Важна роль хлеба в поэме. Через взгляд одного из мальчишек рассказчик передает всю святость выращивания зерна. Он описывает весь процесс от бросания семени в землю до выпечки хлеба на мельнице. Стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» призывает вечно любить поле, что дает силу и трудовой хлеб.
Присутствие природы добавляет поэме мелодичности.
Тяжелая жизнь некрасовских детей
Судьба крестьянских детей намертво привязана к труду на земле. Сам автор говорит, что они рано познают труды. Так, Николай Алексеевич приводит в пример маленького мальчика, который рано повзрослел. Шестилетний малый вместе с отцом работает в лесу и даже не думает жаловаться на свою жизнь.
Смотреть галерею
Уважение к работе прививается с детства. Смотря на то, как их родители уважительно относятся к полю, дети им подражают.
Стихотворение «Мужичок с ноготок» – анализ по плану
Вариант 1
Николай Алексеевич Некрасов — известный российский поэт, который в своих произведениях описывал нелегкую крестьянскую жизнь. Много стихов автора повествуют о тяжелом крестьянском труде, непосильном даже для взрослых мужиков. В описании быта и человеческих взаимоотношений, для более яркого выражения и представления описываемой картины, автор часто использует описание природы, пейзажа. Это придает создаваемой картине особенную яркость и своеобразный колорит.
В стихотворении «Мужичек с ноготок» из поэмы «Крестьянские дети», Некрасов описывает сельскую жизнь многодетной бедной семьи, в которой только один кормилец, который много работает, чтобы обеспечить свой дом самым необходимым — теплом. И его тоже нужно добывать. В представленной картине, поэт описывает шестилетнего мальчика, который управляется с повозкой лошадей, на которой везет домой срубленные отцом дрова, чтобы обогреть свою семью в столь холодную студеную зиму.
ля еще большего усиления описанной картины, Некрасов добавляет описание зимней поры. Зиму он называет студеной, значит мороз очень сильный и дети в доме, видимо очень мерзнут. Топить уже совершенно нечем, и тогда даже шестилетний мальчик взялся за выполнение серьезной мужской работы.
Описание его одежды показывает, что он укутан хорошо, заботливо, но одежда-то взрослая и на нем сидит не совсем уютно. Для еще большего усиления описываемой картины жизни шестилетнего мальчика, поэт уже без использования метафор или сравнений, говорит просто напрямую: «был сильный мороз».
Описанием зимнего мороза, Некрасов еще больше и ярче ставит перед взором читателя положение бедных сельских детей. Их жизнь заставляет очень рано взрослеть, иначе нельзя, это уже вопрос жизни-смерти. Мальчик описан автором очень нежно и трепетно.
Он показан настоящим мужчиной, который знает, что делать, и умеет, и свою работу он выполняет неторопливо и уверенно, без лишних движений. В своих произведениях Некрасов, обращаясь к описанию образа детей, всегда преподносит это очень мягко, нежно и трепетно. Детям в его творчестве отведено особое и важное место.
Освещение образовательного вопроса
Кроме этого, возникает проблема образования в поэме, которую поднимает Некрасов. Крестьянские дети лишены возможности учиться. Они не знают книг. И рассказчик волнуется за их будущее, ведь знает, что только Богу известно, вырастет ребенок или умрет.
Смотреть галерею
Но рядом с бесконечной работой дети не теряют жажды к жизни. Они не разучились радоваться мелочам, что попадаются на их пути. Их будни полны ярких, теплых эмоций.
Поэма — ода простым детям. После ее опубликования в 1861 году весь богатый мир узнал — чудны крестьянские дети. Некрасов возвысил простоту бытия. Он показал, что во всех уголках страны живут люди, которые, несмотря на свой низкий социальный статус, отличаются человечностью, порядочностью и другими благодетелями, о которых уже начали забывать в крупных городах. Произведение имело фурор. А его актуальность остается острой и по сей день.
Положительные образы крестьян
Яким Нагой – типичный представитель беднейшего крестьянства, и сам похожий на «землю-матушку», на «пласт, сохой отрезанный». Всю свою жизнь он работает «до смерти», но при этом остается нищим. Его печальная история: когда-то жил в Питере, но затеял тяжбу с купцом, очутился из-за нее в тюрьме и вернулся оттуда «как липочка ободранный» – ничем не удивляет слушателей. Таких судеб в то время на Руси было множество… Несмотря на тяжелый труд, у Якима хватает сил заступиться за своих соотечественников: да, пьяных мужиков много, но трезвых – больше, они все великие люди «в работе и в гульбе». Любовь к правде, к честному труду, мечта о преобразовании жизни («надо бы громам греметь») – вот основные составляющие образа Якима.
Трофим и Агап в чем-то дополняют Якима, у каждого из них выделено по одной основной черте характера. В образе Трофима Некрасов показывает бесконечную силу и терпение русского народа – Трофим снес однажды четырнадцать пудов, а после едва живой вернулся домой. Агап – правдолюбец. Он единственный отказывается участвовать в представлении для князя Утятина: «крестьянских душ владение окончено!». Когда же его заставляют, он на утро умирает: для мужика легче умереть, чем согнуться обратно под ярмо крепостного права.
Ермил Гирин наделен автором умом и неподкупной честностью, за это-то его и выбирают бургомистром. Он «душой не покривил», а раз сбившись с верного пути, не смог жить не по правде, перед всем миром принес покаяние. Но честность и любовь к своим соотечественникам не приносят крестьянам счастья: образ Ермила трагический. На момент повествования он сидит в остроге: так обернулась его помощь бунтующему селу.