Как перевозить удочки на велосипеде
На рыбалку — на велосипеде
На вопрос, что для него рыбалка, каждый, пожалуй, ответит по-разному. Для кого это — эстетика снастей, для кого — незабываемые приключения, кто-то ценит рыбалку просто за непредсказуемость. Едут на рыбалку и за тридевять земель — в поисках нетронутой природы, а бывает — рыбачат и в самом сердце мегаполиса. Одно объединяет нас всех — стремление к новым ощущениям, впечатлениям, открытиям. А сколько их приносит симбиоз двух моих любимых занятий — велосипеда и рыбалки! Итак, сегодняшняя тема — «велорыбалка». В принципе, велосипед, как транспорт рыбака — распространенное явление, но либо в виде средства «ближнего боя» (когда до водоема пешком вроде далеко, но не так, чтобы заводить машину), либо в виде дополнения к электричке. Я же хочу осветить несколько иное: целенаправленный выезд на рыбалку, тщательно продуманный и спланированный. Тут нам понадобятся многие возможности современного велосипеда, да и изрядная доля наших собственных. Конечно, всеми хитростями велопохода владеют лишь профессионалы, но позволю себе отметить базовые моменты в формате «рыбак — рыбаку», чтобы читатель мог заложить свой собственный «общетеоретический фундамент» по этой интересной теме. Современный велосипед для загородных поездок — горный (mountain bike, или сокращенно МТБ, с диаметром колес 26 дюймов) или универсальный дорожный (как его еще называют — «гибрид», с колесами в 28 дюймов — нечто подобное выпускали в Союзе под маркой ХВЗ «Турист») — позволяет преодолевать полсотни верст и более даже неподготовленному человеку. Здесь, как говорится, была бы цель да внутренняя установка к ее достижению, а уж это у нас, рыбаков, присутствует в полной мере. Теперь поставим вопрос интереснее: велосипед какого типа лучше для поездок на рыбалку? Сам я пользуюсь классическим МТБ вседорожного типа — не таким, что у нас принято называть чистым «горником». На языке профессионалов слово «горник» ассоциируется с «двух-подвесом», т.е. велосипедом, чья рама оборудована двумя амортизаторами — спереди и сзади. Так вот, «горники» созданы больше для прыжков и трамплинов, езда же на средние дистанции, как в нашем случае, на них не очень удобна: рама на ровной дороге из-за действия амортизаторов как бы плавает под тобой — и эффективность наших усилий по вращению педалей оставляет желать лучшего. На сленге такие велосипеды называют еще «холодцом». Впрочем, не столь критично, если под вами будет даже старый отечественный велосипед, с ним тоже можно организовать неплохой выезд, было бы желание. Мы же ищем способ, как осуществить, а не причину, почему это невозможно, так ведь? Тут главное — сама идея, само настроение. Хотя гораздо приятнее быстро катить по шоссе, потом свернуть на полевую дорогу и, уверенно двигаясь по ней, преодолеть внушительный подъем или взять ручей вброд. И все это не слезая с велосипеда, находя, как говорится, с ним полное взаимопонимание — переключая передачи, изменяющие усилие педалирования, используя амортизирующие свойства вилки и прочие приятности.
Требования к велосипеду. Модели.
Во-первых, велосипед, независимо от его конструкции, обязан быть технически исправным. Перед выездом я обязательно провожу ТО, которое сводится к смазке цепи, подкачке шин, проверке работоспособности основных узлов. Во-вторых, велосипед должен быть удобным и совместимым со своим владельцем. Дело в том, что рамы всех современных велосипедов (по крайней мере, с понятным происхождением) имеют размерность, разработанную под рост предполагаемого ездока. Обозначается сей параметр как в дюймах (например, по длине подседельной трубы; стандартные размеры — 17, 19, 21 и 23 дюйма), так и обозначениями L, XL и т.д. Двухметровому человеку, поверьте, будет не очень-то удобно восседать на 17-ой раме, не говоря уже о педалировании. Нас должны устраивать еще такие параметры, как конфигурация седла, педалей и прочие личные ощущения.
Я использую для выездов на рыбалку только велосипеды с жесткой рамой классической геометрии. Они адекватно ведут себя и на шоссе (когда жесткая рама передает все мои усилия прямо на асфальт, а не в праздное шатание, как в случае с «двухподвесами»), и по бездорожью (когда требуется, что называется, «держать дорогу»). Кроме того, к классической раме можно удобно привязать, например, удилище (фото 1). Что касается оборудования велосипеда, так называемой «навески», а сюда входят задний и передний переключатели, переключатели на руле (манетки), передние звезды трансмиссии (называются системой), задние звезды (кассета) и цепь — то тут продукция Shimano — есть хорошо. Альтернатива, считающаяся более «продвинутой» (но в сравнении с Shimano нужно говорить о конкретных моделях) — продукция фирмы Sram. Что касательно топовых марок современных велосипедов, то здесь на ум сразу приходят следующая «великолепная пятерка»: Trek, Giant, Scott, Author, Kellys. Покупая продукцию этих контор, мы, невзирая на модель, получаем достаточно серьезные гарантии качества. На велосипедах Trek, например, «Тур де Франс» выигрывали 7 раз, на Giant — четырежды. В «породистом» велосипеде каждая деталь, вплоть до спиц, имеет собственное имя и маркировку, а именем этим, как правило, фирмы дорожат. Вот, правда, стоимость — как тот табор: в смысле — уходит в небо… Но если быть реалистом, вполне добротный велосипед класса МТБ, например — Kellys Quartz, можно взять долларов так за 300. Приходилось сталкиваться со следующими конкретными моделями примерно одинакового ценового диапазона (до 450 у.е.) упомянутых выше марок: Giant Iguana (нет нареканий), Scott Reflex 30 (я бы сказал, у этой модели чересчур «прогулочная» посадка велосипедиста, но надежность — на высоте), Kellys Salamander (особых нареканий нет, разве что тормозные тросики идут сверху по раме), Trek 4500 (неплохо себя показал). В принципе, все эти велосипеды сделаны на совесть, тут при выборе важны личные ощущения. Сам я пользую с недавних пор Scott Scale 70, велосипед так называемый «кросскантрийный», проще говоря — универсальный. Единственный недостаток для меня — это спортивная направленность Scale 70, отсюда вытекают такие болезни, как усложнение крепления багажника (он просто не предусмотрен, но я уже сам пристроил) и не очень удобная, явно не прогулочная посадка. Зато велосипед идет ровно, легко и уверенно — в общем, эффективность педалирования впечатляет. И еще к вопросу о выборе. Нам понадобится помимо самого байка еще масса всяких полезных в дороге вещей (об этом чуть позже). Так вот, при ограниченном бюджете лучше, по-моему, положить все деньги на добротный велосипед, а уж потом, со временем, обрастать всем необходимым. Логика тут простая: лучше взять BMW в простейшей базовой комплектации, чем затюнингованный «Москвич».
Стратегия и тактика.
Мы можем преодолеть приличное расстояние за достаточно короткое время, при этом получив удовольствие. Моя, например, обычная крейсерская скорость по асфальту колеблется в пределах 25-27 км/час, и это без особого напряга. Поэтому можно смело планировать однодневный поход с общим пробегом до 100 км. Да-да, в рамках светового дня можно посетить любой водоем в радиусе 50 км без особых трудностей, используя только велосипед. Важно заранее определиться с маршрутом, от которого во многом и зависят требования к велосипеду. Именно поэтому, выбирая модель класса МТБ, я получаю универсальный аппарат. Я бы сказал, МТБ среди велосипедов — это джип среди машин.
В пригодности велосипеда как транспорта для рыбалки давно не сомневаюсь. Более того, мне доводилось не раз попадать в ситуации, когда единственной альтернативой байку была ходьба пешком — и никаким другим из доступных, не летающих видов транспорта добраться до водоема не представлялось возможным. Так бывает, например, на лесных тропах при подходах к ручьям и живописным озерам или в весенние разливы, когда луга превращаются в болотца. Есть еще плюс у велосипеда — бесшумность и экологичность. Попробуйте подъехать к форелевому ручью на машине! Даже если это получится чисто технически, то рыбалки явно не будет. Да и выглядит это со стороны кощунственно. А велосипед — совсем другое дело, он как единое целое с природой. Будем считать, что тех, кто еще не пробовал «велик» в деле, убедил. Теперь немного полезных хитростей, которые нам понадобятся при организации и последующем прохождении маршрута. Велосипедист, упорно движущийся к своей цели — это хорошо. А целеустремленный велосипедист-рыбак — это уже нечто из разряда стихий, которые, как известно, просто так не остановишь. Но, все же, гораздо легче ехать на велосипедах группой. У спортсменов даже есть такое выражение — «везти на колесе» — в отношении ситуации, когда едущие в группе (пелотоне) за лидером велосипедисты не так сильно устают, как одиночки, идущие по тому же маршруту. В группе незаметнее текут километры, с пелотоном считаются как с полноправным участником дорожного движения, да и в случае ЧП (поломка, прокол) помощь товарища не будет лишней. Даже собаки как-то не очень хотят бросаться на группу велосипедистов. При разработке нового маршрута лучшим источником информации могут стать люди, успевшие побывать в интересующих нас местах. Так вот в этом случае привязываться к маршруту лучше, опираясь не на названия по месту следования, а, как показывает, практика, на конкретные приметные объекты (мосты, памятники архитектуры или природы и т.д.) Потому как частенько водоем, обозначенный на карте надписью «Белый брод» местные вполне могут называть «Темным омутом». Из старых добрых бумажных карт для разработки маршрута вполне хватает стандартной километровки. Велопоход с использованием параллельно и железнодорожного транспорта — это отдельная тема. Как правило, поезда, дизели и электрички используются для заброски в отдаленные места, а уж велосипед доставит нас непосредственно в конечную точку маршрута. Благо сегодня транспортировать байк — одно удовольствие: все громоздкие узлы демонтируются быстро и безболезненно (имею в виду — без ключей). Стоит разжать зажим эксцентрика (фото 2) — и мы снимем колеса, седло. И уместим велосипед на верхней полке электрички, если понадобится.
Понятное дело, при преодолении значительных расстояний нам понадобится кое-какой инвентарь. Из необходимого на первом месте — Его Величество Багажник. Почему с таким почтением? Да потому что без него пришлось бы туго: думаю, не стоит рассказывать, что походное рыболовное снаряжение может весить 30 кг и более, а плюс еще может понадобиться палатка, спальники. В общем, все это мы уместим на багажнике, но для этого нам нужна специальная велосипедная сумка, прозванная за схожесть с предметом гардероба «штанами» (фото 3). Багажник, понятно, должен бать специальный, приспособленный под вышеназванную сумку. От обычного он отличается повышенной прочностью (держит и 70 кг, если нужно) и боковыми дугами, предохраняющими спицы вращающегося колеса от нашей сумки со снаряжением. Я беру с собой обычно еще и небольшой удобный рюкзак на спину, куда умещаются хрупкие вещи, либо постоянно нужные в дороге (фотоаппарат, телефон, GPS). А в случае выезда налегке вполне можно обойтись только последним. Фляга, закрепленная прямо на раме специальным подфляжником (фото 4) — это отнюдь не чисто спортивные заморочки. Возможность в дороге отпить водицы и освежить лицо, двигаясь без остановок и, соответственно, потери времени, бывает сложно переоценить. Лучше конечно, если фляга будет с эффектом термоса, предохраняющим воду от нагревания.
Здесь кажется уместным небольшое отступление. Когда я впервые увидел в Германии велосипедиста в велошлеме, перчатках и защитных очках, подумал, что эта пресловутая европейская «правильность», не более. Но откатав энное количество километров и всякого повидав, я понял, что все это отнюдь не «буржуазные предрассудки». Перчатки предохраняют ладони от мозолей, очки (в роли которых частенько использую свои рыболовные поляроиды) — от попадания всевозможных насекомых и пыли в глаза, а шлем — от чего только не защищает. Правда, не всегда его и берешь — стесняешься, что ли? Отметим, что второй, спорящий с багажником по важности, атрибут — это велоаптечка (фото 5). В ее состав обычно входят: 1. Запасная камера (1-2 штуки) и непременно компактный велонасос. 2. Ремкомплект для камер (моментальный клей, заплаты) — на случай фатального невезения с проколами. В этом пункте обязательны еще спички. Во-первых, они не помешают в любом походе, а во-вторых, найдя прокол на камере, мы пометим его вставленной спичкой, чтобы потом, подготавливая заплаты и клей, не потерять из виду место повреждения. 3. Запасная цепь. Дело в том, что у многоскоростных велосипедов цепь вынужденно очень тонкая, с мелкими звеньями, что порой, особенно если она изрядно поношена (неоднократно размыкалась), приводит к разрыву оной. На дороге же, в полевых условиях, собрать ее без должного инструмента не очень-то быстрое дело, да и не всегда возможное. Цепь-запаска же оборудуется специальным замком, позволяющим размыкать ее голыми руками Необходимые ключи (шестигранники, накидной на 15 для колес.
4 Масленка. Порой проедешь по высокой росной траве — и то цепь начинает хрустеть, то втулка какая-нибудь смазки просит. 5 Спицевой ключ. В велоаптечках это не относится к обязательной программе, но, бывает, наскочишь на камень или «поймаешь» колесом выбоину… В итоге имеем «восьмерку» на колесе. Если на обыкновенном отечественном «Аисте» она не столь критична, только ежели с эстетической стороны, то вот на импортных, многоскоростных, тормоза обычно ручные. Расстояние между тормозными колодками и ободом — миллиметр, от силы два, а если речь идет о дисковых тормозах, то и вовсе десятые миллиметра. В общем, кривой обод начинает тереться о колодки — и ехать становится грустно, как будто сзади к тебе плуг привязали. Тогда останавливаешься, опрокидываешь велосипед колесами кверху и, покручивая колесо, смотришь место изгиба обода. Вычислив его, действуешь по следующей схеме: подтягиваешь спицевым ключом спицу противоположной стороны пику выгиба и отпускаешь спицу со стороны вогнутой. Так обод вновь становится дружественным и прямым. Еще в дороге нам обязательно понадобится задний красный фонарь и передний бело-лунный — частенько ведь приходится ездить в сумерках, а обозначать себя в темноте на дороге обязательно нужно. Очень приятной, я бы сказал, отвлекающей штуковиной является велокомпьютер (фото 6) — небольшой приборчик, фиксирующий нашу скорость, пройденное расстояние, среднюю скорость, время в пути и еще много чего. Сейчас они могут даже пульс отображать. За кажущейся бесполезностью велокомпьютера скрывается важная подсознательная функция — он как будто дисциплинирует велосипедиста, приучает к движению с равномерной скоростью, позволяет достаточно точно определить наши возможности, чтобы в дальнейшем, при разработке маршрута, мы могли ориентироваться и планировать время в пути, пройденные расстояния.
Хочу предостеречь только от приобретения китайских, нафаршированных тысячью функций компьютеров. Лучше взять за те же деньги фирменный компьютер с минимальным джентльменским набором функций. Хорошо себя зарекомендовали компьютеры Sigma-sport. Мой старичок-компьютер Sigma-sport BC-500 пережил уже три китайских, которые упрямо использовал один мой товарищ.
Горные велосипеды с колесами в 26 дюймов, получившие самое широкое распространение, оснащают, и чаще всего — господа китайцы, почему-то жестоко шипованной резиной — очевидно, по образу и подобию мотоциклетной. Так вот, если наш маршрут проходит по весенней грязюке, полевым направлениям (дорогами зачастую это не назовешь), то это обстоятельство хоть как-то объяснимо и понимаемо, но по асфальту такая резина не катит в прямом смысле. У спортсменов есть даже специальные методики подготовки, когда на тренировках используется шипованная (тренировочная) резина, а на соревнованиях — гоночная (так называемый «слик»). В итоге велосипедист на соревнованиях начинает просто летать. Я использую универсальный тип резины — полу-слик — достаточно гладкие покрышки со спокойным мелким рисунком, но шипованные с боков, что может понадобиться при поворотах с малым радиусом (фото 7). По шоссе с такой резиной велосипед идет на порядок легче, и из него можно выжать на 1-2 километра больше, чем со «злой» шипованной. Говоря о резине, просто не могу не упомянуть одно важное обстоятельство: камеры должны бать как следует накачаны (для стандартной резины 26×2 дюйма — это где-то 3,5-4,5 бара или атмосферы), что даст нашей «боевой машине» еще более легкий ход. Вообще, читайте информацию на покрышках, там может быть написано максимальное давление, которое держит камера, длина окружности колеса (программируется в велокомпьютер) и еще что-нибудь интересное, что поможет нам выжать из резины по-максимуму.
Велосипед хорош до того момента, как мы приехали на водоем, а после этого его нужно куда-то на время пристроить, чтобы не мешал ловле — не кинешь же его на берегу без присмотра. Вот тут нам понадобится тросик-велозамок (фото 8). Особенно это актуально при ловле ходовым методом, когда не засиживаешься на месте (спиннинг, проводка и т.п.). Пристегиваем велосипеды обычно к различным инженерным сооружениям близ водоема (мосты, электростанции и т.д.), если таковые имеются, либо договариваемся о постое с кем-то из местных жителей, либо, как обычно это бывает, в чаще кустарника цепляемся к какому-нибудь стволу. И все — наши руки свободны для ловли. Правда, есть у таких замков недостаток: перекусываются специальными кусачками, поэтому, если я не уверен в отсутствии на водоеме подобного рода злоумышленников, велосипед так не оставляю, а договариваюсь с кем-то из местных.
Пункт, которого не может не быть: базовая техника.
Немного о технике «велосипедирования». Есть тут несколько особенностей, которые должен знать каждый. При езде на приличные дистанции, когда наши ноги находятся в работе по несколько часов подряд, большая нагрузка ложится на коленные суставы. Дело в том, что синовиальная (по-моему, так зовется) жидкость, отвечающая за смазку суставов, наиболее активно выделяется при частом педалировании. Стало быть, это наиболее приемлемые условия для безопасности.
Оптимальным для движения на средние и дальние дистанции считается каденс в интервале 80-100 об/мин (для любителей, т.е. нас с вами). Как вы можете заметить, каденс 80-100 — это достаточно частое вращение: около полутора оборотов в секунду. Понятно, что менять передачи — значит, изменять каденс, потому-то многоскоростные велосипеды наиболее удобны и безопасны для наших рыболовных целей. Почему я выше уделил внимание размерности рам? Потому что для комфортной езды на велосипеде нужна правильная посадка. В основном речь здесь идет о высоте подъема седла. Есть такой прием, который позволяет установить сиденье на оптимальной высоте. Кто-то должен крепко держать велосипед. Мы садимся на сиденье и вращаем шатун назад (чтобы велосипед не приводить в движение) — до тех пор, пока педаль не примет нижнее вертикальное положение по отношению к земле. Так вот, на этой стадии мы должны доставать до педали стопой (не вставая с сиденья), при этом наша нога должна полностью (но без напряжения) выпрямляться в самом нижнем положении шатуна. Важно: доставать до педали мы должны центральной частью стопы без проблем. Дальше фиксируем седло на этой высоте. Теперь слезаем — и опускаем его ниже сантиметра на полтора — два. Все, теперь наши ноги не будут переутомляться, и мы не заработаем потертостей на пятой точке. Высота руля — это уже более либеральная вещь. Вообще, мы должны сидеть на велосипеде полностью выпрямленными, спортивной же посадки, когда руль достаточно низко опущен, бояться не стоит. Неудобно только поначалу, потом привыкаешь, зато наклон туловища вперед разгружает нашу диафрагму, что способствует лучшей работе легких и сердца.
Условное топливо для вечного двигателя.
Машины ездят на бензине, самолеты летают на керосине, а велосипед потребляет калории, наши калории. В связи с чем встает вопрос о питании в походе при ограниченности массы и объема багажа. Проблемой здоровой «энерджи фуд» занимаются многие люди, связанные со спортом. Магазины спортивного питания предлагают внушительный ассортимент всяких разных ед для культуристов — недешевых, надо сказать. Мы же с друзьями поступаем проще: берем с собой немного сала (не больше квадратного метра — шутка). Да-да, того самого сала, которое чуть ли не валюта в одном сопредельном государстве. Надо сказать, сало, нарезанное мерными ломтиками (с розовой мясной прослоечкой) в компании со свежим черным хлебом да половинкой припорошенного солью помидорчика, да на природе… Поэзия, в общем. И проблема здорового энергетического питания в походе решена.
Байк обладает своего рода «открытой архитектурой» — другими словами, способен подстраиваться под конкретные условия эксплуатации и нужды конкретного же человека. Да и сами велобайкеры, подобно своим «боевым машинам», вынуждены приспосабливаться к различным сложностям — непогоде, ночи, злющим собакам, наконец. Правда, взамен они получают нечто большее, чем просто свободу передвижения — стиль жизни, что ли. … Ощущение самой большой скорости, какое я когда-либо испытывал, было получено при затяжном спуске с горы на велосипеде. Не беда, что велокомпьютер позже, уже дома, показал максимальную скорость всего-то 56 км/час — ощущение было такое, что я быстрее всех во Вселенной!
Автор — Ляльковский О.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Особенности велосипеда для рыболова
Рыбалка утягивает в свои сети с каждым годом все больше и больше людей. Часто к водоемы рыболовы отправляются пешком или на городском (загородном) транспорте. Часто хочется отыскать такое место ловли, чтобы никто не мешал наслаждаться тишью и созерцанием водного простора, на котором безмятежно дрейфует поплавок. Или поглядывать за сигнализатором на донной снасти, вместе с этим забрасывая спиннинг с наживкой живец. Добраться до подобных местечек можно исключительно пешком, но выход есть – это велосипед.
Каждый рыбак подстраивает под себя любимый велосипед
Бесспорно, для очень дальних поездок на велосипеде нужна отменная физическая подготовка. Но для поездки на небольшие расстояния именно это двухколесное транспортное средство – идеальный вариант.
Выбирать велосипед для поездок на рыбалку нужно, учитывая некоторые особенности. Обычно, в лесу, по бездорожью или зарослях, где не проедет автомобиль, долгое время не высыхают грязь и лужи. Чтобы преодолеть подобные препятствия необходим велосипед хорошего качества. Велосипед, предназначенный для спортивной езды для подобных целей не подойдет. Нужны довольно крепкие колеса, которые будут защищены крыльями от попадания грязи.
Бывалые рыболовы, являющиеся по совместительству велосипедистами, советуют остановить свой выбор на WTB Dual Duty. С пристальным вниманием также нужно отнестись к тормозной системе, в особенности, если планируются поездки и на зимний водоем. Хотя, хорошая тормозная система не помешает даже если предстоит хранение велосипеда на балконе зимой, а не его эксплуатация. Нужно осмотреть велосипедные колодки или заменить их на дисковые тормоза. Цепь также должна обладать запасом прочности.
А в таком варианте на велосипеде можно транспортировать и лодку, и палатку
Чтобы было удобно управлять велосипедом лучше всего, чтобы у него был поднятый руль – но данный вопрос требуется решить личной «примеркой». Не последнюю роль играют также и педали на велосипеде. Они должны быть широкие. Часто педали нужно менять практически на любой модели велосипеда, так как производитель редко когда предусматривает использование велосипеда в сложных дорожных ситуациях.
Ну, и заглавную роль в выборе велосипеда, предназначенного для поездок на рыбалку, является наличие багажника или возможности установить его. Чтобы это было возможно осуществить следует выбирать модель с рамой из жесткого материала, трейловый вариант. Рамы спортивных велосипедов не предусматривают возможность перевозки багажника. В процессе оборудования своего велосипеда для поездок на рыбалку нужно помнить, что все снасти требуют к себе бережного отношения (какими качественными они бы ни были), а также занимают немало места. Чтобы не поломать при транспортировке, следует использовать специальные чехлы, укрепив их на раме. Для маленьких снастей и улова рационально оборудовать багажник – небольшой ящик.
comments powered by HyperComments
На рыбалку на велосипеде: продумать важные моменты
Рыбаки — народ суровый. Именно эти люди в двадцатиградусный мороз в семь утра выходного дня ждут автобуса. Именно эти люди многие годы до изобретения репеллентов кормили десятки комаров на каждой рыбалке. Именно рыбаки готовы пройти несколько километров до любимого места.
Но есть и более простой способ добраться до места рыбной ловли. Например, на велосипеде. Выбор велосипеда для рыбной ловли должен обуславливаться той местностью, куда обычно ездит рыбак. Если дорога прямая и хорошая, трасса ровная, никаких спусков и подъемов, то идеально подойдет дорожный велосипед. С его помощью можно легко и быстро добраться до места рыбной ловли, если оно находится в пределах десяти — пятнадцати километров от дома или дачи.
Если же ехать придется по местности с множеством перепадов высоты, то дорожный велосипед — это не вариант.
Горный велосипед идеален для спусков и подъемов, а также для лесных дорожек, тропинок и прочих рельефов. Но даже при поездках на рыбалку на этом виде транспорта имеет смысл брать с собой набор инструментов для велосипеда, а также запасную камеру. Ведь и прибрежные зоны, и лесные тропы изобилуют корнями, осколками стекол и прочими причинами прокола колес.
К велосипеду понадобится хороший рюкзак. Обычно качественные рюкзаки стоят не дешево, но в них правильно распределена нагрузка на спину. В таких рюкзаках не будет чувствоваться вес съестных припасов и прочих полезных вещей. Можно использовать и традиционные кофры, если дорога длинная. Заранее стоит продумать и вопрос перевозки удочек — одним из вариантов могут стать удочки складные.
Если добираться до места рыбалки на велосипеде, то совмещается приятное с полезным. Можно не только получить удовольствие от процесса рыбной ловли, но и подтянуть мышцы ног.
Запись опубликована в рубрике Рыбалка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
На рыбалку на велосипеде
Экипировка, оснащение и техника безопасности
При подготовке к велосипедной рыбалке нужно учитывать множество нюансов, даже совсем незначительных на первый взгляд. Любая оплошность в лучшем случае может обернуться напрасно потраченным временем, а в худшем – поломкой снастей, велосипеда и получением увечий. Проблема может быть и в том, что приходится брать с собой не только рыболовный скарб, но и велосипедную экипировку, поэтому задача будет – минимизировать количество вещей и брать только самые нужные. Начнем, пожалуй, с самого велосипеда. В комплектацию большинства моделей не входят крылья, насос и набор инструментов – эти вещи нужна купить сразу же. При отсутствии крыльев есть риск не только сильно испачкать и намочить одежду, но также пораниться отлетевшим из-под колес камнем.
Немаловажная позиция – инструменты. Будет оправданно приобрести набор шестигранников в виде мультиинструмента, гораздо более удобного и компактного, чем шестигранники в связке. Набор гаечных ключей также понадобится. Такие вещи, как насос и запасная камера, должны быть всегда с собой. Необходимо, чтобы велосипед был оснащен светоотражающими элементами, особенно это актуально при езде в темное время суток. Перед каждой рыбалкой необходимо проверить все узлы велосипеда, подтянуть ослабевшие гайки, отрегулировать тормоза и переключатели скоростей. Часто бывает, что неполадки выявляются в течение самой рыбалки, и их требуется быстро устранить, поэтому все необходимые для этого вещи должны быть под рукой. Разгрузочный жилет как нельзя лучше подойдет для хранения не только рыболовных принадлежностей, но и инструментов для оперативного ремонта велосипеда. Полезен велосипедный компьютер – поможет отслеживать скорость и пройденное расстояние.
Теперь о выборе одежды. В летнее время лучше всего надеть продуваемые спортивные брюки, но не слишком широкие, чтобы они не попадали под цепь велосипеда, а также футболку и легкую толстовку. На случай дождя можно прихватить с собой тонкую непромокаемую куртку, а для защиты головы от солнечных лучей – бейсболку.
Обувь должна плотно облегать стопу и быть удобной. Понятное дело, что в забродных сапогах, а тем более в вейдерсах, на длительные дистанции не поездишь, и если они нужны для ловли, то надевать их нужно непосредственно перед ее началом, а при перемещении на велосипеде они должны лежать в рюкзаке. Что касается рюкзака, то основным требованием будет наличие жесткой «дышащей» спинки и грудных стяжек – это поможет избежать чрезмерной нагрузки на спину как при езде, так и во время ловли. Если рыбалка будет проходить в холодное время года, например в конце осени, то требования к подбору одежды будут гораздо выше. Самым главным будет – не взмокнуть при интенсивной езде и не замерзнуть при достаточно пассивной ловле. Для этого нам понадобится особая комбинация в одежде, которая как раз применяется многими спортсменами в холодное время года. Первый слой одежды – это термобелье, второй – флисовая толстовка, а последний – мембранная «дышащая» куртка. Вполне подойдет специализированная одежда для горнолыжников. Ее задача – отвести максимальное количество влаги от тела, но вместе с этим сохранить тепло. Толщина термобелья и флисовой толстовки подбирается в зависимости от температурного режима. Надо сказать, что минимальная температура, при которой можно одинаково комфортно ездить и ловить в одной и той же одежде, это примерно – 10°. При более низких температурах желательно брать с собой дополнительный «утеплитель».
Вне зависимости от сезона будет не лишним взять с собой поляризационные очки и специальные велосипедные перчатки.
Теперь поговорим о защите. Надевать шлем, наколенники и другую защитную экипировку – это личное дело каждого. В большинстве случаев для велосипедной рыбалки защитная амуниция не нужна, так как гонять мы не собираемся, и риск получить увечья невелик. Исключение могут составлять случаи, когда до предполагаемого места ловли приходится преодолевать сильно пересеченную местность, к примеру, рыбалка в горных или лесных реках. Езда в подобных местах требует достаточно навыков, поэтому неопытному и неуверенно чувствующему себя за рулем человеку начинать с подобных рыбалок не стоит. В остальных же случаях защитная экипировка может создавать массу неудобств и оказаться совершенно лишней.
Выбор снасти для велосипедной рыбалки имеет свою специфику. Как транспортировать удилища до места ловли и перемещаться с ними в ходе самой рыбалки? Предложу вам несколько вариантов, рассказав о достоинствах и недостатках каждого, а вы сами решайте, что вам больше по душе. Первым вариантом будет использование телескопического или многочастного удилища, или так называемого «трэвела». Сложилось мнение, что подобные спиннинги не такие надежные, как одночастные и штекерные двухчастные, поскольку, как известно, чем больше соединяемых узлов, тем больше вероятность поломки. Но, несмотря на это, выбор такого удилища для велосипедной рыбалки во многих случаях будет оправдан из-за удобства его транспортировки. Длина «трэвела» или «телескопа» в сложенном состоянии – не больше 60 см, поэтому если вам во время рыбалки придется часто перебираться с одного места на другое, такое удилище можно будет легко сложить и убрать в рюкзак, потратив на это совсем мало времени.
Если выбирать между двумя этими видами удилищ, то «трэвел», на мой взгляд, предпочтительнее. «Телескопы» более тяжелы и обычно бывают сделаны из не слишком качественного материала, строй у них почти всегда «лапшеватый», что не дает больших возможностей для современных способов проводки и анимации приманок, таких как джиг и твичинг.
Второй вариант – это полноценное двухчастное удилище. Перевозить его следует только в жестком тубусе, привязанном к раме велосипеда. Несмотря на все видимое неудобство, этот вариант тоже имеет право на существование. Не всегда есть возможность и желание покупать отдельное удилище для рыбалки с велосипедом, а тут можно взять любое из своего арсенала, максимально подходящее для предстоящих условий ловли. Короткие «палки» можно перевозить в прикрепленном к рюкзаку тубусе или перекинув его лямку через плечо.
Одним из минусов использования двухчастника будет сложность транспортировки при переезде с одного места на другое. Но если позволяет качество дороги, удилище можно держать одной рукой в несложенном виде, а другой на свой страх и риск управлять велосипедом. Но, повторюсь, делать такие акробатические этюды следует только при надлежащем состоянии дорожного покрытия и с большой аккуратностью. По ухабам и кочкам подобное перемещение чревато падением и поломкой снастей. В случае же, когда велосипед можно спрятать и в дальнейшем передвигаться пешком, «двухчастник» будет как раз кстати.
Транспортировка снастей – это в любом случае риск их поломки, поэтому его нужно/свести к минимуму. Привязывать тубус следует так, чтобы никакие подвижные части велосипеда не терлись об него, расположение должно быть строго параллельно раме. Шнуры или веревки, которыми привязан тубус, не должны сильно давить и блокировать тросы тормозов и переключателей скоростей. Вот, пожалуй, основное, о чем нужно было упомянуть. И вот еще что. Не стоит оставлять велосипед без присмотра в часто посещаемых местах, всегда держите его в поле зрения. При ловле на труднодоступных безлюдных озерах и речках не поленитесь как следует замаскировать своего «железного коня» во избежание его пропажи. Всегда запоминайте ориентиры того места, где вы его спрятали. Используйте специальные велосипедные замки для блокировки колес и тросики. Все возможности и преимущества использования велосипеда на рыбалке, уверен, до конца еще не оценены. В ближайшее время мы с друзьями планируем многодневный велосипедный пробег, совмещенный с рыбной ловлей. Такой длительный поход у меня будет впервые, но, надеюсь, и здесь велосипед проявит себя как отличное средство передвижения и как хороший помощник в поиске рыбы. Пока же «прикатываемся» в компании на подмосковных речках, где спиннингист на велосипеде имеет определенное преимущество в мобильности перед пешими, и это зачастую отражается на улове.
Уже дописав этот материал и отправив его в редакцию, с удивлением нашел в Интернете очень любопытную информацию, На одном из крупных российских рыболовных форумов сообщалось следующее: «С 31 марта 2010 года в нашей стране запрещено подъезжать к рекам на автотранспорте. За нарушение – штраф от 3 до 4,5 тысячи рублей». Как оказалось позже, информация эта действительно подлинная. Не будем сейчас рассуждать о правильности принятия этого решения, а просто примем это как еще один аргумент в пользу велосипедной рыбалки. Каждый из вас сможет открыть для себя эту поистине спортивную ловлю, оценить множество возможностей и перспектив, которые она дает, и получить от этого массу положительных впечатлений и эмоций.
Андрей Луконькин, продакт-менеджер отдела велокомпонентов компании NORMARK. Учитесь правильно переключать скорости. Большинство современных моделей велосипедов – многоскоростные. Классический расклад: 3 звезды впереди и 6-8 сзади. Это дает большое количество комбинаций и поистине огромные возможности для рыболова. Типичная ситуация: основную часть пути до заветного уловистого места проделываешь по асфальту или хорошей грунтовке, а при подъезде к реке, озеру или пруду съезжаешь на секретную тропку, а то и вовсе на бездорожье. Грамотно пользуясь передачами, можно существенно экономить силы. Но мне часто приходится сталкиваться с бездумным их переключением, когда горе – велосипедист пользуется только задними или только передними звездами. В результате плоскость вращения цепи сильно не совпадает с плоскостями вращения звезд. Следствие этого несовпадения — повышенный износ цепи и звездочек. Нужно просто выработать у себя привычку правильного переключения передач.
Фара – не просто тюнинг
Если а городе передняя и задняя велосипедные фары служат почти исключительно целям безопасности, на рыбалке, когда порой приходится выезжать на водоем до рассвета, а возвращаться затемно, фара должна в буквальном смысле слова освещать путь. Так что здесь лучше выбрать что-нибудь помощнее, и конечно, на светодиодах с целью экономии аккумуляторов.
Настрой велосипед под себя
Этот совет – в каком-то смысле продолжение предыдущего. Дело в том, что многие любители, приобретя современный велосипед, почему-то воспринимают его как неизменную данность, мирясь с откровенными неудобствами по части эргономики. А между тем большинство моделей готово подстроиться под особенности конкретного ездока. Стоит только взять в руки ключ и немного покрутить гайки, чередуя этот процесс с пробными заездами. Так, например, седло регулируется не только по высоте, но и по наклону, а также вперед – назад. О последних двух регулировках многие забывают, а ведь они существенно влияют на комфортность посадки. Руль также регулируется по выносу и наклону. Рычаги также могут вращаться вокруг оси руля, на котором они закреплены. Здесь нужно добиваться такого положения рычагов, чтобы сжимающая их кисть не выгибалась чрезмерно ни вверх, ни вниз. Запястье должно располагаться примерно на одной линии с предплечьем.
Не экономьте на «навеске»
«Навеска» — это специальный термин, которым мы пользуемся, чтобы обозначить все навесное оборудование, установленное на велосипеде. Проще говоря, это все, что стоит на нем, кроме рамы, вилки и колес. Главная рекомендация: старайтесь использовать «навеску от одного производителя, ведь она создается с учетом оптимального взаимодействия между собой основных трущихся и вращающихся компонентов. Общеизвестно, что мировым лидером в этой области является SHIMANO. У этой фирмы, как и в рыболовном направлении, существуют специальные комплекты разного ценового и функционального уровня. Каждый комплект «навески» имеет свое название. И если вам нужен велосипед для рыбалки, то есть если он будет подвергаться высоким эксплуатационным нагрузкам и постоянно контактировать с грязью, дорожной пылью и водой, я бы советовал использовать навеску SHIMANO серии не ниже Асеrа. Это рекомендация для новичков. Ну, а те рыболовы, кто уже давно в «велосипедной теме», определяют свой выбор «навески» исход я лишь из собственного опыта, амбиций и размера кошелька.