Крепко спал охотник возле костра синтаксический разбор
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.
В голубой мгле лу(н,нн)ой ноч.. вздымают..ся кедры. В..рховой ветер с южных гор тихо покачивает (3) их ч..рные кроны. Со(н,нн)ым ш..рохом и (не)ясным гулом полны просторы перевала. Кедровый (2) лес царство таёжных зв..рей и птиц. Тёмно(син..) пятна т..ней л..жат на сн..гу.
Кре..ко спал охотник возле костра но вдруг проснулся. (4) То ли от хол..да, то ли от какого(то) шума. Повернулся на другой бок и тут услышал (не)далёкое рычание зверя. Схв..тил л.жавшее рядом руж..ё и зам..р.
Месяц отош..л назад. Мохнатая тень кедра накрыла место н..члега и ч..рный круг дог..ревшего костра. В тайге было светло от лу(н,нн)ого зарева, бе..со(н.нн)ый зрак месяца проглядывал, как огне(н,нн)ый глаз филина, меж в..твей кедра. Кто(то) потревожил эти ветви.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
В голубой мгле лунной ночи вздымаются кедры. Верховой ветер с южных гор тихо покачивает (3) их чёрные кроны. Сонным шорохом и неясным гулом полны просторы перевала. Кедровый (2) лес — царство
таёжных зверей и птиц. Тёмно-синие пятна теней лежат на снегу.
Крепко спал охотник возле костра, но вдруг проснулся. (4) То ли от холода, то ли от какого-то шума. Повернулся на другой бок и тут услышал недалёкое рычание зверя. Схватил лежавшее рядом ружьё и замер.
Месяц отошёл назад. Мохнатая тень кедра накрыла место ночлега и чёрный круг догоревшего костра. В тайге было светло от лунного зарева, бессонный зрак месяца проглядывал, как огненный глаз филина, меж ветвей кедра. Кто-то потревожил эти ветви.
В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
1. Распознавание слова: ружьё.
2. Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове, например: в слове 5 букв и 6 звуков, так как буква ё обозначает два звука после гласного.
1. Распознавание слова: тень.
2. Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове, например: в слове 4 буквы и 3 звука, так как буква ь звука не обозначает.
Морфемный и словообразовательный разборы слова
кедр ов ый ← кедр (суффиксальный способ)
Морфологический разбор слова
1. Покачивает (что делает?) — глагол, н. ф. — покачивать.
2. Пост. — несов. вид, невозвр., переходн., I спр.; непост. — в форме изъявит. накл., наст. вр., 3-го л., ед. ч.
3. В предложении является сказуемым.
Синтаксический разбор предложения
Крепко спал охотник возле костра, но вдруг проснулся. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.
Грамматическая основа: охотник (подлежащее, выражено именем существительным) спал, но проснулся (однородные сказуемые, выражены глаголами).
Второстепенные члены предложения: (спал) крепко — обстоятельство, выражено наречием; (спал) возле костра — обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом; (проснулся) вдруг — обстоятельство, выражено наречием.
Крепко спал охотник возле костра синтаксический разбор
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Поз..ним вечером мы останавлива..мся на ночле(г/к) в горах. У сочащегося из земли роднич..ка р..стут старые пихты тяну(тс/тьс)я корявые берё..ки. Яркая звезда заг..релась над г..рами. Летом (под)высокими пихтами жили пастухи. Раньше (с/з)десь стоял(3) сделанный из пихтовых дранок балаган. Ветер и (не)погода давно ра(с/з)метали лё..кое пастушеское жилище.
Мы взялись за во(с/сс)тановление разрушенного б..лагана.
Среди охотник..в и пут..шестве..иков есть особе..о (не)оценимые в пут..шествиях люди. Мой пр..ятель умело раздува..т к..стёр. Лицо его освещено вспышками огня. Красные искры унося(тьс/тс)я в небо и остывают(4).
Ночью мы будем вст..вать чтобы подкинуть топлива в костёр. Вот я кладу в огонь дрова. Пламя прин..мается жарко лизать сухие поленья.
Как х..роша как чудесна над горами звёз..ная(2) ноч.
(108 сл.) (По И. Соколову-Микитову)
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.
(2) — морфемный и словообразовательный разборы слова:
звёзд н ая ← звезд а (суффиксальный)
(3) — морфологический разбор слова:
Стоял — глагол; обозначает действие; (что делал?) стоял;
1. Нач. форма: стоять;
2. Пост. признаки: несов. вид, невозвратный, непереходный, 2 спряж.
3. Непост. признаки: изъявит. наклонение, прош. время, мужск. род, ед. число;
(4) — синтаксический разбор предложения:
прил. Красные сущ. искры глаг. уносятся в сущ. небо и глаг. остывают .(повеств., невосклиц., простое, двусоставн., распростр., осложнено однородн. сказуемыми)
Крепко спал охотник возле костра синтаксический разбор
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
В голубой мгле лу(н,нн)ой ноч.. вздымают..ся кедры. В..рховой ветер с южных гор тихо покачивает (3) их ч..рные кроны. Со(н,нн)ым ш..рохом и (не)ясным гулом полны просторы перевала. Кедровый (2) лес царство таёжных зв..рей и птиц. Тёмно(син..) пятна т..ней л..жат на сн..гу.
Кре..ко спал охотник возле костра но вдруг проснулся. (4) То ли от хол..да, то ли от какого(то) шума. Повернулся на другой бок и тут услышал (не)далёкое рычание зверя. Схв..тил л.жавшее рядом руж..ё и зам..р.
Месяц отош..л назад. Мохнатая тень кедра накрыла место н..члега и ч..рный круг дог..ревшего костра. В тайге было светло от лу(н,нн)ого зарева, бе..со(н.нн)ый зрак месяца проглядывал, как огне(н,нн)ый глаз филина, меж в..твей кедра. Кто(то) потревожил эти ветви.
В голубой мгле лунной ночи вздымаются кедры. Верховой ветер с южных гор тихо покачивает (3) их чёрные кроны. Сонным шорохом и неясным гулом полны просторы перевала. Кедровый (2) лес — царство
таёжных зверей и птиц. Тёмно-синие пятна теней лежат на снегу.
Крепко спал охотник возле костра, но вдруг проснулся. (4) То ли от холода, то ли от какого-то шума. Повернулся на другой бок и тут услышал недалёкое рычание зверя. Схватил лежавшее рядом ружьё и замер.
Месяц отошёл назад. Мохнатая тень кедра накрыла место ночлега и чёрный круг догоревшего костра. В тайге было светло от лунного зарева, бессонный зрак месяца проглядывал, как огненный глаз филина, меж ветвей кедра. Кто-то потревожил эти ветви.
При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при заполнении пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов
ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.
В голубой мгле лу(н,нн)ой ноч.. вздымают..ся кедры. В..рховой ветер с южных гор тихо покачивает (3) их ч..рные кроны. Со(н,нн)ым ш..рохом и (не)ясным гулом полны просторы перевала. Кедровый (2) лес царство таёжных зв..рей и птиц. Тёмно(син..) пятна т..ней л..жат на сн..гу.
Кре..ко спал охотник возле костра но вдруг проснулся. (4) То ли от хол..да, то ли от какого(то) шума. Повернулся на другой бок и тут услышал (не)далёкое рычание зверя. Схв..тил л.жавшее рядом руж..ё и зам..р.
Месяц отош..л назад. Мохнатая тень кедра накрыла место н..члега и ч..рный круг дог..ревшего костра. В тайге было светло от лу(н,нн)ого зарева, бе..со(н.нн)ый зрак месяца проглядывал, как огне(н,нн)ый глаз филина, меж в..твей кедра. Кто(то) потревожил эти ветви.
Морфемный и словообразовательный разборы слова
кедр ов ый ← кедр (суффиксальный способ)
Морфологический разбор слова
1. Покачивает (что делает?) — глагол, н. ф. — покачивать.
2. Пост. — несов. вид, невозвр., переходн., I спр.; непост. — в форме изъявит. накл., наст. вр., 3-го л., ед. ч.
3. В предложении является сказуемым.
Синтаксический разбор предложения
Крепко спал охотник возле костра, но вдруг проснулся. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.
Грамматическая основа: охотник (подлежащее, выражено именем существительным) спал, но проснулся (однородные сказуемые, выражены глаголами).
Второстепенные члены предложения: (спал) крепко — обстоятельство, выражено наречием; (спал) возле костра — обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом; (проснулся) вдруг — обстоятельство, выражено наречием.
В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
В голубой мгле лу(н,нн)ой ноч.. вздымают..ся кедры. В..рховой ветер с южных гор тихо покачивает (3) их ч..рные кроны. Со(н,нн)ым ш..рохом и (не)ясным гулом полны просторы перевала. Кедровый (2) лес царство таёжных зв..рей и птиц. Тёмно(син..) пятна т..ней л..жат на сн..гу.
Кре..ко спал охотник возле костра но вдруг проснулся. (4) То ли от хол..да, то ли от какого(то) шума. Повернулся на другой бок и тут услышал (не)далёкое рычание зверя. Схв..тил л.жавшее рядом руж..ё и зам..р.
Месяц отош..л назад. Мохнатая тень кедра накрыла место н..члега и ч..рный круг дог..ревшего костра. В тайге было светло от лу(н,нн)ого зарева, бе..со(н.нн)ый зрак месяца проглядывал, как огне(н,нн)ый глаз филина, меж в..твей кедра. Кто(то) потревожил эти ветви.
1. Распознавание слова: ружьё.
2. Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове, например: в слове 5 букв и 6 звуков, так как буква ё обозначает два звука после гласного.
1. Распознавание слова: тень.
2. Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове, например: в слове 4 буквы и 3 звука, так как буква ь звука не обозначает.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Распознавание слова | |
Правильно определено и выписано слово | 1 |
Неправильно определено и выписано слово. ИЛИ Слово не выписано | 0 |
Объяснение основания выбора предложения | |
Верно объяснена причина несовпадения количества букв и звуков в слове | 1 |
Ответ неправильный. ИЛИ Неверно объяснена причина несовпадения количества букв и звуков в слове | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Банты, торты, баловать, красивее.
Ба́нты, то́рты, балова́ть, краси́вее.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Верно поставлено ударение только в одном-двух словах. ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено | 0 |
Верно поставлено ударение только в трёх словах | 1 |
Верно поставлено ударение во всех словах | 2 |
Максимальный балл | 2 |
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
На каждом дереве ребята повесили по два скворечника для птичьих семей.
предл. На мест. каждом сущ. дереве сущ. ребята глаг. повесили предл. по числ. два сущ. скворечника предл. для прил. птичьих сущ. семей .
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Допущено более двух ошибок | 0 |
Допущены две ошибки | 1 |
Допущена одна ошибка | 2 |
Верно определены все части речи в предложении | 3 |
Максимальный балл | 3 |
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) в двух тысячи двадцатом году
2) обеим ученицам
4) пятьюстами учебниками
В две тысячи двадцатом году, тёплых носков.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Дан неверный ответ. ИЛИ Выписаны, но не исправлены ошибочные формы слова | 0 |
Верно выписана и исправлена одна форма слова | 1 |
Верно выписаны и исправлены две формы слова | 2 |
Максимальный балл | 2 |
Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Солнце багровое тревожное.
2) Эта улица широка и многолюдна.
3) Защита Родины воинский долг.
4) Трудились люди упорно.
1. Распознавание предложения и места постановки тире:
Защита Родины — воинский долг.
2. Обоснование выбора предложения:
В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им. п.
сущ., им.п. Защита Родины — воинский сущ., им.п. долг .
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Распознавание предложения и места постановки тире | |
Правильно определено предложение и место постановки тире | 1 |
Правильно определено предложение, но место постановки тире определено неверно ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Обоснование выбора предложения | |
Верно обоснован выбор предложения | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Мама поймала на себе Алёшин взгляд и тепло улыбнулась сыну.
2) Ты Маша вчера очень хорошо играла на фортепиано.
3) У первой избушки он выпрыгнул из саней подбежал к окну и постучал.
4) Гроза утихла и наступила довольно ясная ночь.
Ты, Маша, вчера очень хорошо играла на фортепиано. Это предложение с обращением.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания | |
Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания | 2 |
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка | 1 |
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две ошибки или более. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Обоснование выбора предложения | |
Верно обоснован выбор предложения | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)О том, как возникла письменность, мы можем только догадываться. (2)Есть немало подтверждений тому, что древний человек рассказывал о событиях своей жизни в рисуночном письме — пиктографии. (3)Каждое изображение — пиктограмма — соответствовало предмету, животному или человеку. (4)До сих пор сохранились наскальные изображения сцен охоты. (5)Также рисунками человек украшал своё тело, а изображения на могильной плите рассказывали целую историю жизни. (6)Рисунки обрели смысл, который можно выразить не одним словом, а целым предложением или даже рассказом.
(7)Когда люди придумали рисуночное письмо, дело вроде бы заладилось. (8)Но впереди их ждало ещё много трудностей. (9)Ведь далеко не всё можно выразить с помощью рисунка. (10)И появился другой вид письма, в котором рисунок или знак обозначал не только предмет, но и действие и понятие, — идеография. (11)Такие рисунки стали называться идеограммами. (12)В Древнем Египте на основе рисуночного письма возник особый вид идеограмм — иероглифы. (13)Это название переводится с древнегреческого как «священные знаки». (14)Каждый иероглиф обозначает слово или его часть.
(15)Позже люди придумали буквы — знаки для звуков. (16)Каждая буква — это в основном один застывший звук. (17)Жившие две тысячи лет назад финикийцы придумали буквы только для согласных звуков. (18)В их языке этим можно было обойтись. (19)Постепенно они знакомили со своей письменностью другие народы, и на её основе появился буквенный алфавит древних греков. (20)Но в их языке было много гласных звуков — пришлось и для них придумать буквенные обозначения. (21)В течение многих лет греки совершенствовали своё письмо, делая его более понятным и удобным. (22)Греческий алфавит завоевал почти весь мир. (23)Он помог многим народам создать свою письменность.
(По Т. Кашурниковой)
Возникновение письменности началось в древности с рисунков (пиктограмм и идеограмм) и завершилось созданием алфавита.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущены два и более речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении | 0 |
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены один-два речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт | 1 |
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении | 2 |
Максимальный балл | 2 |
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
(1)О том, как возникла письменность, мы можем только догадываться. (2)Есть немало подтверждений тому, что древний человек рассказывал о событиях своей жизни в рисуночном письме — пиктографии. (3)Каждое изображение — пиктограмма — соответствовало предмету, животному или человеку. (4)До сих пор сохранились наскальные изображения сцен охоты. (5)Также рисунками человек украшал своё тело, а изображения на могильной плите рассказывали целую историю жизни. (6)Рисунки обрели смысл, который можно выразить не одним словом, а целым предложением или даже рассказом.
(7)Когда люди придумали рисуночное письмо, дело вроде бы заладилось. (8)Но впереди их ждало ещё много трудностей. (9)Ведь далеко не всё можно выразить с помощью рисунка. (10)И появился другой вид письма, в котором рисунок или знак обозначал не только предмет, но и действие и понятие, — идеография. (11)Такие рисунки стали называться идеограммами. (12)В Древнем Египте на основе рисуночного письма возник особый вид идеограмм — иероглифы. (13)Это название переводится с древнегреческого как «священные знаки». (14)Каждый иероглиф обозначает слово или его часть.
(15)Позже люди придумали буквы — знаки для звуков. (16)Каждая буква — это в основном один застывший звук. (17)Жившие две тысячи лет назад финикийцы придумали буквы только для согласных звуков. (18)В их языке этим можно было обойтись. (19)Постепенно они знакомили со своей письменностью другие народы, и на её основе появился буквенный алфавит древних греков. (20)Но в их языке было много гласных звуков — пришлось и для них придумать буквенные обозначения. (21)В течение многих лет греки совершенствовали своё письмо, делая его более понятным и удобным. (22)Греческий алфавит завоевал почти весь мир. (23)Он помог многим народам создать свою письменность.
(По Т. Кашурниковой)
1. Появление письменности, связанное с пиктограммами.
2. Возникновение идеограмм — рисунков, обозначающих действия и понятия.
3. Создание алфавита — письма, основанного на буквах (знаках для звуков).
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
План не соответствует условиям выставления 3, 2 и 1 балла, в том числе содержит только один корректный пункт. ИЛИ План не составлен | 0 |
В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено более двух недочётов. ИЛИ В плане последовательно отражено содержание текста, план содержит только два корректных пункта, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущены один-два недочёта. ИЛИ В плане нарушена последовательность содержания текста, план содержит не менее двух пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущены один-два недочёта | 1 |
В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущены один-два недочёта | 2 |
В плане последовательно отражено содержание текста; план состоит из трёх пунктов; словосочетания или предложения (пункты плана) построены правильно (с соблюдением порядка слов), в них употреблены слова в свойственном им значении | 3 |
Максимальный балл | 3 |
В чём, по мнению автора текста, заключается преимущество идеограмм перед пиктограммами?
(1)О том, как возникла письменность, мы можем только догадываться. (2)Есть немало подтверждений тому, что древний человек рассказывал о событиях своей жизни в рисуночном письме — пиктографии. (3)Каждое изображение — пиктограмма — соответствовало предмету, животному или человеку. (4)До сих пор сохранились наскальные изображения сцен охоты. (5)Также рисунками человек украшал своё тело, а изображения на могильной плите рассказывали целую историю жизни. (6)Рисунки обрели смысл, который можно выразить не одним словом, а целым предложением или даже рассказом.
(7)Когда люди придумали рисуночное письмо, дело вроде бы заладилось. (8)Но впереди их ждало ещё много трудностей. (9)Ведь далеко не всё можно выразить с помощью рисунка. (10)И появился другой вид письма, в котором рисунок или знак обозначал не только предмет, но и действие и понятие, — идеография. (11)Такие рисунки стали называться идеограммами. (12)В Древнем Египте на основе рисуночного письма возник особый вид идеограмм — иероглифы. (13)Это название переводится с древнегреческого как «священные знаки». (14)Каждый иероглиф обозначает слово или его часть.
(15)Позже люди придумали буквы — знаки для звуков. (16)Каждая буква — это в основном один застывший звук. (17)Жившие две тысячи лет назад финикийцы придумали буквы только для согласных звуков. (18)В их языке этим можно было обойтись. (19)Постепенно они знакомили со своей письменностью другие народы, и на её основе появился буквенный алфавит древних греков. (20)Но в их языке было много гласных звуков — пришлось и для них придумать буквенные обозначения. (21)В течение многих лет греки совершенствовали своё письмо, делая его более понятным и удобным. (22)Греческий алфавит завоевал почти весь мир. (23)Он помог многим народам создать свою письменность.
(По Т. Кашурниковой)
Пиктограмма обозначала только предмет, животное или человека, а идеограмма могла также передавать действие и понятие.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка. Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок. Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок. Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе – только один речевой недочёт) | 1 |
Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка | 2 |
Максимальный балл | 2 |
Определите и запишите лексическое значение слова «предмет» («предмету») из предложения 3. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
(1)О том, как возникла письменность, мы можем только догадываться. (2)Есть немало подтверждений тому, что древний человек рассказывал о событиях своей жизни в рисуночном письме — пиктографии. (3)Каждое изображение — пиктограмма — соответствовало предмету, животному или человеку. (4)До сих пор сохранились наскальные изображения сцен охоты. (5)Также рисунками человек украшал своё тело, а изображения на могильной плите рассказывали целую историю жизни. (6)Рисунки обрели смысл, который можно выразить не одним словом, а целым предложением или даже рассказом.
(7)Когда люди придумали рисуночное письмо, дело вроде бы заладилось. (8)Но впереди их ждало ещё много трудностей. (9)Ведь далеко не всё можно выразить с помощью рисунка. (10)И появился другой вид письма, в котором рисунок или знак обозначал не только предмет, но и действие и понятие, — идеография. (11)Такие рисунки стали называться идеограммами. (12)В Древнем Египте на основе рисуночного письма возник особый вид идеограмм — иероглифы. (13)Это название переводится с древнегреческого как «священные знаки». (14)Каждый иероглиф обозначает слово или его часть.
(15)Позже люди придумали буквы — знаки для звуков. (16)Каждая буква — это в основном один застывший звук. (17)Жившие две тысячи лет назад финикийцы придумали буквы только для согласных звуков. (18)В их языке этим можно было обойтись. (19)Постепенно они знакомили со своей письменностью другие народы, и на её основе появился буквенный алфавит древних греков. (20)Но в их языке было много гласных звуков — пришлось и для них придумать буквенные обозначения. (21)В течение многих лет греки совершенствовали своё письмо, делая его более понятным и удобным. (22)Греческий алфавит завоевал почти весь мир. (23)Он помог многим народам создать свою письменность.
(По Т. Кашурниковой)
1. Предмет — вещь.
2. Мой любимый школьный предмет — литература.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Распознавание лексического значения слова в данном контексте | |
Верно объяснено значение слова | 1 |
Неверно объяснено значение слова. ИЛИ Объяснение значения слова не дано | 0 |
Составление предложения, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении | |
Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка | 2 |
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка. Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок. Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок. Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе – только один речевой недочёт) | 1 |
Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Определите стилистическую окраску слова «обрели» из предложения 6, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.
(1)О том, как возникла письменность, мы можем только догадываться. (2)Есть немало подтверждений тому, что древний человек рассказывал о событиях своей жизни в рисуночном письме — пиктографии. (3)Каждое изображение — пиктограмма — соответствовало предмету, животному или человеку. (4)До сих пор сохранились наскальные изображения сцен охоты. (5)Также рисунками человек украшал своё тело, а изображения на могильной плите рассказывали целую историю жизни. (6)Рисунки обрели смысл, который можно выразить не одним словом, а целым предложением или даже рассказом.
(7)Когда люди придумали рисуночное письмо, дело вроде бы заладилось. (8)Но впереди их ждало ещё много трудностей. (9)Ведь далеко не всё можно выразить с помощью рисунка. (10)И появился другой вид письма, в котором рисунок или знак обозначал не только предмет, но и действие и понятие, — идеография. (11)Такие рисунки стали называться идеограммами. (12)В Древнем Египте на основе рисуночного письма возник особый вид идеограмм — иероглифы. (13)Это название переводится с древнегреческого как «священные знаки». (14)Каждый иероглиф обозначает слово или его часть.
(15)Позже люди придумали буквы — знаки для звуков. (16)Каждая буква — это в основном один застывший звук. (17)Жившие две тысячи лет назад финикийцы придумали буквы только для согласных звуков. (18)В их языке этим можно было обойтись. (19)Постепенно они знакомили со своей письменностью другие народы, и на её основе появился буквенный алфавит древних греков. (20)Но в их языке было много гласных звуков — пришлось и для них придумать буквенные обозначения. (21)В течение многих лет греки совершенствовали своё письмо, делая его более понятным и удобным. (22)Греческий алфавит завоевал почти весь мир. (23)Он помог многим народам создать свою письменность.
(По Т. Кашурниковой)
1. Обрели — книжное;
2. Обрели — получили, стали иметь.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Распознавание стилистической принадлежности слова | |
Верно определена стилистическая принадлежность слова | 1 |
Неверно определена стилистическая принадлежность слова. ИЛИ Не определена стилистическая принадлежность слова | 0 |
Подбор синонима к слову | |
Верно подобран синоним к данному слову | 1 |
Неверно подобран синоним к данному слову. ИЛИ Синоним не подобран | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Объясните и запишите значение фразеологизма водой не разольёшь. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
1. Водой не разольёшь — очень дружны, в тесной дружбе; неразлучны, всегда
2. Ваня и Никита дружат давно. В школе, на спортивной тренировке или на прогулке они всегда вместе, водой не разольёшь.
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов, обладающее неделимым смыслом и извлекаемое из нашей памяти в готовом виде.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Объяснение значения фразеологизма | |
Верно объяснено значение фразеологизма | 2 |
В целом верно объяснено значение фразеологизма‚ но в объяснении есть неточность | 1 |
Неверно объяснено значение фразеологизма. ИЛИ Объяснение значения фразеологизма не дано | 0 |
Толкование ситуации в заданном контексте | |
Фразеологизм правильно истолкован в контексте представленной ситуации, представленная ситуация корректна с этической точки зрения | 2 |
Фразеологизм правильно истолкован в контексте представленной ситуации, выбор представленной ситуация неудачен с этической точки зрения | 1 |
Фразеологизм неправильно истолкован в контексте представленной ситуации, представленная ситуация корректна с этической точки зрения. ИЛИ Фразеологизм правильно истолкован в контексте представленной ситуации, представленная ситуация некорректна с этической точки зрения. Adblockdetector |