Коса охоты за жизнью

Что значит коса для русской женщины?

Николай Малышев; Владимир Смирнов/TASS

Увидеть на голове русской женщины короткую стрижку еще какое-то столетие назад было практически невозможно. С распущенными волосами ходить в обществе тоже было не принято — сегодня это можно сравнить с появлением в офисе в ночной рубашке. Женщины всех возрастов носили длинные волосы, заплетенные в косы.

Косы — это статус

Одна из самых простых на первый взгляд причесок — длинная коса — имела сакральное значение для женщин на Руси. Во-первых, так было понятно, свободна ли женщина или в отношениях. Незамужняя девушка носила одну косу, а когда у нее появлялся жених, вплетала в косу яркую ленту.

Вплетая в косы ленту, девушка показывала, что у нее уже есть жених.

Две ленты означали, что родители девушки уже дали согласие на брак.

А вот две косы могли носить только замужние женщины. На Руси существовал обряд расплетания косы накануне бракосочетания, который символизировал прощание с девичьей жизнью. В некоторых регионах в обряде участвовал брат невесты, в других — сам жених, в третьих — подружки.

Константин Маковский. Под венец. 1890.

Серпуховский историко-художественный музей

Так как семейный статус обязывал женщину всегда покрывать голову, то обе косы укладывались в хитрую прическу под головной убор. И никто кроме семьи не мог видеть ее волос. Если замуж женщина не выходила (такие случаи, разумеется, тоже были), то так до самой старости и носила одну косу.

Коса для женщины — как борода для мужчины

Коса для женщины считалась символом чести, как и борода для мужчины: дернуть за косу считалось большим оскорблением. На Руси насильственное обрезание косы у крестьянки было наказанием за серьезные проступки — прелюбодеяние, например. И наказание определял крестьянский суд.

При этом девушка могла сама обрезать косу в знак скорби, если у нее погибал жених. Так она выражала окружающим свое нежелание выходить замуж. В некоторых регионах существовал обычай дарения косы: девушка дарила ее будущему мужу, как бы отдавая свою жизнь в его руки. Если на деревню нападали враги, муж мог взять на бой косу жены как оберег.

Вся сила в волосах

У славян было довольно много поверий, связанных с волосами. Главным образом, они считали, что в них находится жизненная сила, а потому обращаться с волосами нужно бережно.

Маленьких детей не стригли до определенного возраста (где-то это было 3 года, где-то даже 5) и старались не расчесывать. А обряд первой стрижки был одним из главных событий в жизни молодого славянина.

Филипп Будкин. Девушка перед зеркалом. 1848.

Национальный художественный музей Республики Беларусь

Девочки с ранних лет учились ухаживать за своими волосами и доверяли расчесывать себя и заплетать косы только близким людям. Чем толще коса (лучше до пояса и толщиною в руку), тем завиднее была невеста. Девушки старательно расчесывали волосы по вечерам, восстанавливая потраченную за день энергию. Заплетая косу, можно было читать заговоры на любовь или от сглаза.

Если одна коса наполняла жизненной силой только одну девушку, то две косы символизировали жизни как их владелицы, так и ее будущих детей. Еще с древних времен существуют поверья, что беременным женщинам нельзя стричь волосы. Но это не значит, что на Руси волосы не стригли совсем.

Чтобы волосы быстрее росли и были гуще, начиная с 16 лет, девушкам подравнивали кончики волос, причем делать это можно было только на растущую луну. Остриженные волосы нельзя было просто выкинуть, чтобы на человека не навели колдовство — их сжигали. Кстати, до сих пор в России девушки нередко сверяются с лунным календарем, выбирая день для стрижки.

Девушки во время праздника Ивана Купалы.

Распущенные волосы было носить не только неприлично, но еще и опасно — ведь девушка могла подвергнуться негативному воздействию злых сил. Правда, на языческий праздник Ивана Купалы девушки могли распускать волосы, и именно для “контакта” с миром духов.

Ведьм славяне также представляли с распущенными волосами — от русалок до Бабы Яги.

Кадр из фильма «Вий».

Константин Ершов, Георгий Кропачев/Мосфильм, 1967

Действительно ли иностранцам так тяжело перевести: За песчаной косой лопоухий косой пал под быстрой косой косой бабы с косой?

Если иностранец знает правила русской грамматики — препозицию нейтральных прилагательных (песчаной косой, быстрой косой, лопоухий косой, косая баба), окончания прилагательных, предлоги и глагол помогут ему определиться, кто есть кто. Если наш герой — китаец, то вкупе с такими предложениями ему стоит узнать о существовании аналога в своем языке: омонимического стихотворения «Ши ши ши ши ши ши ши ши», если англоговорящий — «Buffalo buffalo Buffalo buffalo buffalo buffalo Buffalo buffalo», предложение Р. Бервика («Буффальские бизоны, которых пугают (другие) буффальские бизоны, пугают буффальских бизонов»).

В вопросах омонимичности без знания идиоматики и реалий сложновато. Как в английском для buffalo существуют омонимы «буффальский, из города Буффало близ Нью-Йорка», «бизон» и «пугать» (не самое рядовое слово, лично мне как лингвисту встречалось непосредственно при разборе этого предложения), так и в русском для «косой» найдется не один омоним — и не один переводчик, стоящий над этим подобно смерти с косой. 😉

1 5 · Хороший ответ

Моя подруга американка, которая учила русский, все правильно перевела, пользуясь при этом словарём и изучив все значения слов «косой» и»коса».

Ни одной ошибки не сделала. Так что думаю что выполнимо.

1 · Хороший ответ

Всё гораздо проще достаточно слова клей тёр пусть переводят.

Яндекс.Кью — это сервис экспертных ответов на вопросы. Мы объединяем людей, которые хотят делиться знаниями, помогать друг другу и менять мир к лучшему.

«Коса пурт»: мачете зырянской тайги

«Старые люди рассказывали: встанет, мол, он на лыжи, возьмёт в руки нож, сделанный из косы-горбуши, и отправится в путь. Какие ветки на пути мешают, срезает своим ножом из косы-горбуши. За вечер пройдёт сто вёрст, на следующий день обратно придёт».

Коми легенды и предания, предание о Ярук Иване

Ножи с обратным изгибом лезвия известны в Европе едва ли не с каменного века. Уже тогда человеку было ясно, что подобная форма клинка имеет целый ряд преимуществ. Это дало толчок к появлению режущего инструмента различного назначения – от серпов и кос до боевых ножей. Непальский кукри, чилийский корво, балканский каракулак, турецкий ятаган – все эти знаменитые ножи объединяет их принадлежность к одному типу выгнутообушковых ножей.

На территории России такие ножи известны ещё со времён Сейминско-Турбинской культуры бронзового века. К выгнутообушковым относятся некоторые прекрасные боевые ножи XVI–XVII вв. из собрания Оружейной палаты Московского Кремля.

В отличие от Москвы, для которой война всегда была частью суровой повседневной необходимости, земля коми (зырян) издревле оставалась краем охотников, слишком удалённым и труднодоступным для войны. Из-за сурового климата и малозаселённости человеческая жизнь здесь ценилась куда дороже, а оружие использовалось в основном для охоты.

Небольшие ножи с выгнутообушковым клинком известны в Коми начиная с раннего железного века. Но, к сожалению, о функциональном назначении подобных ножей доподлинно ничего неизвестно. Зато в современной коми культуре можно встретить целый ряд ножей, изготовленных из обломков полосы косы-горбуши. Все эти ножи имеют общее название «коса-пурт» или «нож-коса» («нож из косы»). Одним из самых интересных среди них является рубильный нож коса-пурт.

К сожалению, история не сохранила для нас точного времени появления этого ножа. Упомянутое в начале статьи предание о Ярук Иване, охотнике из с. Визинга, вероятно, относится к концу XIX – началу XX века и является наиболее ранним текстовым упоминанием рубильного ножа коса-пурт. Начиная как минимум с этого времени рубильные ножи из косы хорошо известны в южных районах Коми и до сих пор используются местным населением. А примерно с 1970-х гг. прошлого века они начинают встречаться уже гораздо севернее, на средней и верхней Вычегде и на Печоре. По словам информаторов, такие ножи использовались (и используются кое-где до сих пор) рыбаками и охотниками в качестве специального инструмента для продвижения по лесу среди густых зарослей и на вырубках. При этом все информаторы из районов бассейна Вычегды сходятся в одном: этот нож, прежде здесь никогда не использовавшийся, был заимствован у южных коми именно из-за вырубки лесов. Непроходимый тонкий молодняк, который появляется на местах лесозаготовок, практически невозможно срубить топором, но зато он прекрасно срезается ударом рубильного коса-пурт, который в данном случае выполняет у коми охотников функции, аналогичные саамским леуку или мачете тропиков.

В южных районах Коми, в частности в Прилузье, где этот нож был известен намного раньше, упоминается о его использовании не только в промысловых, но и в хозяйственных целях вместо ножа-косаря на некоторых видах сельхозработ (уборка урожая капусты, заготовка веников) или как ножа для колки лучины.

Полотно традиционной у коми косы-горбуши имело длину от 500 до 700 мм при ширине от 20 до 40 мм и толщине в обухе от 3 до 7 мм. Такие параметры делали его идеальной заготовкой для ножа, который мог быть изготовлен с помощью простых слесарных и абразивных инструментов даже без дополнительной термической обработки. Кстати, о «термичке»: при закалке косы-горбуши закаливается не всё полотно, а лишь нижняя его часть со стороны лезвия, в то время как обух оставляется мягкими во избежание поломки инструмента при случайном ударе о пень или камень. Точно такой же режим закалки традиционно применяется при изготовлении многих рубильных ножей, в частности знаменитого непальского кукри, обух которого также оставляют мягким для большей пластичности клинка.

Традиционно при производстве кос сельские кузнецы коми использовали углеродистую сталь. Промышленные косы, изготавливавшиеся в советское время в Коми на Нювчимском чугунолитейном заводе, имели полотно из инструментальной стали, предназначенной для производства режущих инструментов. Возможно, поэтому старики-коми в 1970–80-х годах особо ценили охотничьи ножи, сделанные из косы, с которыми практически не расставались. При изготовлении рубильного ножа использовался обломок наиболее толстой части полосы, как правило, вместе с черенком, на участке которого и монтировалась рукоять будущего ножа. В результате почти «пистолетная» рукоять могла располагаться едва не под прямым углом к лезвию.

Длина клинков рубильных ножей почти всегда составляла около 20 см. Остриё формировалось двумя способами. В более архаичном варианте наблюдается полукруглый подъём клинка небольшого радиуса без всяких скосов обуха. На более поздних вариантах рубильного ножа передняя часть клинка оформлена в виде прямого скоса обуха, который на острие встречается с практически прямым лезвием, почти не имеющим подъёма. В таком варианте клинок помимо рубящих и режущих свойств дополнительно приобретал возможность использования колющего острия.

Существовало несколько способов изготовления рукояти рубильного ножа. В Прилузском районе (Средняя Луза) на юге Коми рукоять изготавливалась из берестяной ленты с последующей фиксацией деревянными клиньями. Черенок косы, предварительно обточенный и подготовленный для использования в качестве рукояти, обматывался в два и более слоя специальной берестяной лентой, после чего конец ленты подгибался и фиксировался в торцевой части рукояти. Затем, для большей прочности, с торцевых концов образовавшейся рукояти между полосой и берестяной обмоткой вбивались специальные плоские деревянные клинья, распиравшие и фиксировавшие всю конструкцию.

На Верхней Вычегде встречался вариант деревянной (вероятно, всадной) рукояти, длиной около 20 см. с навершием, напоминающим навершие топорища, чтобы инструмент не выскальзывал во время работы и его было удобнее держать в рукавицах (большая часть работ в лесу обычно производилась охотниками в зимний период).

В с. Лойма Прилузского района автору встретился коса-пурт с наварной железной рукоятью, изготовленной примерно в 1970–80-х годах.

Кроме того, на средней Вычегде есть упоминания об изготовлении рукоятей коса-пурт при помощи накладного монтажа, однако проверить и подтвердить данную информацию оказалось невозможным. В сечении рукоять имела овальную, реже – каплевидную или прямоугольную форму. Носили коса-пурт в специальных ножнах на поясе сзади, в отличие от охотничьего ножа, который висел слева или спереди.

Сами ножны изготавливались традиционным для коми способом с использованием деревянной основы, состоящей из двух плоских половинок, в которых вырезалась полость для клинка, после чего половинки склеивались и либо обшивались кожей, либо просто скреплялись между собой узкими кожаными шнурами, на которые крепилась кожаная петля для подвешивания к поясу.

Подводя итог, следует сказать, что рубильный коса-пурт – это, вероятно, сравнительно новое явление в материальной культуре коми охотников, ставшее ответом на изменение привычной среды. С ростом объёмов лесозаготовок, которые не прекращаются до сих пор (и ведутся подчас откровенно варварскими методами), произошло изменение ландшафта, породившее необходимость создания новых инструментов. И, как бывает в таких случаях, пытливый ум охотника – сельского жителя, привыкшего из-за удалённости от промышленных центров бережно относиться к любым материальным ресурсам, справился с этой задачей просто и эффективно, использовав самое доступное и оптимально подходящее сырьё, способное при минимальных технологических затратах дать совершенно новый, весьма эффективный инструмент – рубильный нож коса-пурт.

Пробный выстрел

Часть земель нацпарка «Куршская коса» правительство Калининградской области включило в охотничьи угодья. После разгоревшегося скандала выяснилось, что по технической ошибке.

Отмеченные на схеме косы зеленым цветом два лесных квартала (N 81 и 82) сотрудники администрации национального парка обнаружили на сайте регионального правительства, где была вывешена карта-схема зон фактического и планируемого освоения лесов. Руководство заповедника забило тревогу. Ведь Куршская коса относится к особо охраняемым зонам.

— В перечень лесов, где разрешены охота и ведение охотничьего хозяйства, местное агентство по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира включило два наших лесных участка, — рассказал директор национального парка «Куршская коса» Евгений Снегирев. — Эта территория площадью в 50 гектаров находится в самом корне Куршской косы, ближе к заливу. Она довольно плотно заселена животными и птицами. Здесь обитают кабаны, косули, водоплавающие птицы. На последних, кстати, открылся сезон охоты. А поскольку по карте получается, что стрелять здесь дичь разрешено, то, по большому счету, охотничьи общества могут выдавать соответствующие разрешения уже сейчас.

В то же время, как подчеркнул Евгений Снегирев, по Положению о национальном парке «Куршская коса», утвержденному Минприроды РФ, охота здесь категорически запрещена. В заповедных зонах, которые составляют почти 70 процентов площади российской части косы, нельзя даже собирать грибы и ягоды.

— Мы подготовили обращения в правительство области и в прокуратуру, — говорит директор национального парка. — Я позвонил по этому поводу министру сельского хозяйства области Андрею Романову, а он мне сказал, что на сайте вывешен всего лишь проект. Мол, зачем поднимать шум, когда можно было просто позвонить и сказать об этом.

О том, что в Лесной план Калининградской области закралась досадная техническая ошибка, региональное правительство сообщило после того, как в СМИ появилась информация о разрешенной на косе охоте. Как подчеркнули в региональном мин сельхозе, лесные участки в национальном парке находятся в собственности РФ и у правительства области нет полномочий распоряжаться федеральной собственностью. Просто исполнитель — федеральное предприятие «Рослесинфорг» — при составлении карты-схемы ошибочно отметил два квартала на косе как переданные в пользование для ведения охотничьего хозяйства. Сейчас ошибка выявлена, и исполнитель дорабатывает карту.

В региональном правительстве объяснили, что проект областного Лесного плана был размещен на официальном сайте регионального правительства именно для обсуждения. Он также направлен всем областным министерствам и ведомствам, муниципалитетам и представительствам федеральных структур. Замечания и предложения по нему рассматриваются областным агентством по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов. После обсуждения Лесной план подлежит обязательной доработке, после чего должен быть направлен в Федеральное агентство лесного хозяйства на экспертизу. И только после получения оттуда положительного заключения проект утверждается губернатором. Как добавили в региональном министерстве сельского хозяйства, с момента размещения проекта Лесного плана на сайте никаких замечаний и предложений от руководства национального парка «Куршская коса» не поступало.

Ситуацию прокомментировал и заместитель руководителя федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олег Митволь. По его словам, возникшую ошибку он обсудил в Генеральной прокуратуре РФ.

— Охота в национальных парках недопустима, — сказал Олег Митволь корреспонденту «РГ». — А нарушение режима особо охраняемых природных территорий предусматривает уголовную ответственность. Так что включить земли заповедника в охотничьи угодья удастся только в том случае, если национальный парк закрыть. По Куршской косе имеются разные предложения в плане ее освоения. К примеру, сделать ее туристско-рекреационной особой экономической зоной. Пока что нам удается отстаивать статус национального парка. Надеюсь, что в данном случае действительно имела место техническая ошибка.

Читайте также:  Охота рыбалка спутниковый канал
Оцените статью