Корабли морской охотник это

«Карманный» малый миноносец/СКР из БО проекта 122, 122А

Часть 1. Реальная история.

К началу Великой Отечественной войны корабли, заложенные на одной из волжских верфей, были построены и осенью 1941 года известный советский катерник, впоследствии контр-адмирал Б. В. Никитин получил приказ принять несколько больших охотников для включения их в состав Каспийской военной флотилии. Прибыв в Баку, Никитин увидел у причала эти корабли — с узкими стальными корпусами, носы которых были приподняты, что делало их похожими на маленькие миноносцы. Перед приемной комиссией встала проблема использования больших охотников, так как в условиях войны переброска их на Балтику и на Белое море стала невозможной. Решено было сделать из охотников корабли охранения танкерного флота на Каспии. Поскольку главным противником здесь были фашистские самолеты, а против них вооружение больших охотников было неэффективным, глубинные бомбы с катеров сняли, усилив артиллерийское вооружение 37-мм зенитным автоматом и еще одним крупнокалиберным пулеметом. К концу декабря 1941 года, все катера были переданы Каспийской флотилии. В последующие месяцы они сопровождали танкеры с жидким топливом на Каспии и Волге, участвовали в боях под Сталинградом в составе Волжской флотилии.

Водоизмещение 240 т. Длина наибольшая 49 м, ширина 5,8 м, среднее углубление 2 м.

Суммарная мощность трех отечественных дизелей типа «38-НРН-8» или американских «Дженерал Моторс» 3360 и 3600 л. с. соответственно, скорость хода 24—25 узлов.

Вооружение: одно 76-мм орудие 34-К (впоследствии 85-мм 90-К), два 37-мм автомата 70-К, два спаренных 12,7-мм пулемета, два бомбомета, 18 — больших и 16 малых глубинных бомб.

«Боль­шой охот­ник», как раз­но­вид­ность ма­ло­го про­ти­во­ло­доч­но­го ко­раб­ля (кон­цеп­цию сфор­му­ли­ро­ва­ли еще в 20-х гг. — «ис­ка­тель под­вод­ных ло­док»), в СССР соз­да­ли на­ка­ну­не Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны. В те го­ды, учи­ты­вая воз­рас­таю­щую роль под­вод­ных сил в воо­ру­жен­ной борь­бе на мо­ре и не­об­хо­ди­мость уси­ле­ния и со­вер­шен­ст­во­ва­ния сил и средств про­ти­во­ло­доч­ной обо­ро­ны, ру­ко­во­дством Во­ен­но-Мор­ско­го фло­та СССР бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о соз­да­нии но­во­го под­клас­са бое­вых ко­раб­лей — боль­ших охот­ни­ков за под­вод­ны­ми лод­ка­ми.

Ос­нов­ной за­да­чей, воз­ла­гае­мой на эти ко­раб­ли, яв­ля­лось не­се­ние до­зор­ной и ох­ран­ной служ­бы в ближ­ней зо­не на­ших во­ен­но-мор­ских баз и на пу­тях раз­вер­ты­ва­ния сил фло­та. Пред­по­ла­га­лось, что это бу­дет дос­та­точ­но мо­ре­ход­ный и бы­ст­ро­ход­ный ко­рабль, с уве­ли­чен­ной даль­но­стью пла­ва­ния, не­боль­шо­го во­до­из­ме­ще­ния, ко­то­рый был бы спо­со­бен не­сти со­вре­мен­ное по то­му вре­ме­ни воо­ру­же­ние для борь­бы с под­вод­ны­ми лод­ка­ми.

Кон­ст­рук­тор­ское бю­ро Бал­тий­ско­го за­во­да в 1938-1939 гг. раз­ра­бо­та­ло про­ект ко­раб­ля мор­ской по­гра­нич­ной ох­ра­ны под №115. За­ин­те­ре­со­ван­ное в по­доб­ном ко­раб­ле ру­ко­во­дство Нар­ко­ма­та ВМФ по­ру­чи­ло кон­ст­рук­тор­ско­му бю­ро в г. Горь­ком (ЦКБ-51) пе­ре­ра­бо­тать его с до­во­ору­же­ни­ем гид­ро­аку­сти­че­ской стан­ци­ей ти­па «Та­мир». Но­вый про­ект по­лу­чил №122. Зе­ле­но­доль­ский за­вод №340 и за­вод №300 («Ле­нин­ская куз­ни­ца») в Кие­ве с 1939-40 гг. начали по­строй­ку се­рии боль­ших охот­ни­ков (со­от­вет­ст­вен­но 6 и 4 еди­ни­цы). Па­рал­лель­но с по­строй­кой осу­ще­ст­в­ля­лась и кор­рек­ти­ров­ка про­ек­та в ЦКБ-51. «Ар­тил­ле­рист», го­лов­ной боль­шой охот­ник за­во­да №340, со­шёл на во­ду 21 ап­ре­ля 1940 г., а за ним в том же го­ду, на том же за­во­де спус­ти­ли и вто­рой — «Ми­нёр».

Скор­рек­ти­ро­ван­ный пр. 122-а пре­ду­смат­ри­вал воо­ру­же­ние ко­раб­ля од­ной 76-мм уни­вер­саль­ной ар­тил­ле­рий­ской ус­та­нов­кой 34-К, тре­мя 12,7-мм пу­ле­ме­та­ми ДШК и глу­бин­ны­ми бом­ба­ми (16 боль­ших и 40 ма­лых). Нор­маль­ное во­до­из­ме­ще­ние по про­ек­ту рав­ня­лось 209 т. ско­рость 23 уз, даль­ность пла­ва­ния 2410 миль. Глав­ные ме­ха­низ­мы со­стоя­ли из трёх ди­зе­лей мар­ки 9Д мощ­но­стью по 1100 л.с.

ЧЕРТЕЖИ КЛИКАБЕЛЬНЫ

По­строй­ку пер­вых се­рий­ных ко­раб­лей пр. 122-а, за­дер­жи­вав­шую­ся из-за до­ра­бот­ки про­ек­та до на­ча­ла бое­вых дей­ст­вий, за­вер­шить не ус­пе­ли. Пер­вые два боль­ших охот­ни­ка «Ар­тил­ле­рист» и «Ми­нер» бы­ли го­то­вы к сда­че за­каз­чи­ку в ию­ле 1941 г. Их пе­ре­ве­ли по Вол­ге в Ба­ку, где, по­сле за­вер­ше­ния сда­точ­ных ис­пы­та­ний, в но­яб­ре 1941 г. они всту­пи­ли в строй Крас­но­зна­мен­ной Кас­пий­ской фло­ти­лии.

Читайте также:  Охотники за драконов 2017

В ка­че­ст­ве сред­ст­ва под­вод­но­го на­блю­де­ния ус­та­нав­ли­ва­лась пер­вая оте­че­ст­вен­ная под­киль­ная вы­движ­ная гид­ро­аку­сти­че­ская ап­па­ра­ту­ра «Та­мир». Трех­валь­ная глав­ная энер­ге­ти­че­ская ус­та­нов­ка, со­стоя­щая из ди­зе­лей мар­ки 9Д Ко­ло­мен­ско­го за­во­да мощ­но­стью по 1100 л.с., по­зво­ля­ла раз­ви­вать ско­рость до 22 уз. и обес­пе­чи­ва­ла рай­он пла­ва­ния до 2000 миль.

Од­на­ко в хо­де ис­пы­та­ний го­лов­но­го ко­раб­ля «Ар­тил­ле­рист», по­строй­ки Зе­ле­но­доль­ско­го за­во­да №340, осе­нью 1941 г. на Кас­пий­ском мо­ре вы­яви­ли и серь­ез­ные не­дос­тат­ки. Так, от­сут­ст­во­вал ре­жим ма­ло­шум­но­го хо­да (2-4 уз) для про­слу­ши­ва­ния шу­мов под­вод­ных ло­док. Дви­га­тель аме­ри­кан­ской фир­мы «Дже­не­рал мо­торс» мощ­но­стью 90 л.с., ус­та­нов­лен­ный для ре­жи­ма ма­ло­го по­ис­ко­во­го хо­да, не обес­пе­чи­вал управ­ляе­мо­сти ко­раб­ля. Шу­мо­пе­лен­га­тор «По­сей­дон» да­же при дрей­фе ко­раб­ля не обес­пе­чи­вал на­дёж­но­го об­на­ру­же­ния под­вод­ных ло­док. Вы­яви­ли так­же не­дос­та­точ­ную об­щую проч­ность свар­но­го кор­пу­са ко­раб­ля (поя­ви­лась тре­щи­на в на­руж­ной об­шив­ке по пра­во­му бор­ту). Это тре­бо­ва­ло под­кре­п­ле­ний кор­пу­са.

До­ра­бот­ка про­ек­та №122-а в ЦКБ-51 под ру­ко­во­дством Н.Г. Ло­щин­ско­го вклю­ча­ла уси­ле­ние воо­ру­же­ния: ус­та­нов­ку 85-мм ору­дия 90-К вме­сто 76-мм 34-К (сня­то­го с про­из­вод­ст­ва), двух ав­то­ма­тов 70-К и двух бом­бо­ме­тов, раз­ме­ще­ние гид­ро­аку­сти­че­ской стан­ции ти­па «Тамир-3» и за­ме­ну оте­че­ст­вен­ных ди­зе­лей ти­па 9Д им­порт­ны­ми аме­ри­кан­ски­ми фир­мы «Дже­не­рал мо­торс». Все эти из­ме­не­ния при­ве­ли к умень­ше­нию на­чаль­ной по­пе­реч­ной ме­та­цен­три­че­ской вы­со­ты с 0,51 до 0,43 м. Спе­ци­аль­ная ко­мис­сия под пред­се­да­тель­ст­вом Ю.А. Ши­ман­ско­го, с уча­сти­ем А.Н. Кры­ло­ва и В.Л. По­здю­ни­на, ус­та­но­ви­ла ми­ни­маль­но до­пус­ти­мую ве­ли­чи­ну ме­та­цен­три­че­ской вы­со­ты не ме­нее 0,47 м.

До­ра­бо­тан­ный пр. 122-а с не­ко­то­ры­ми из­ме­не­ния­ми при­ня­ли для ко­раб­лей за­во­дов №340 и №199, а так­же для вновь за­ло­жен­ных в 1941-1942 гг. на за­во­де №402 в Мо­ло­тов­ске и на Вла­ди­во­сток­ской вер­фи Нар­ком­рыб­про­ма. На за­во­де №402, в ча­ст­но­сти, пе­ре­шли от свар­ной об­шив­ки к кле­па­ной, что уве­ли­чи­ло мас­су кор­пу­са на 7 т. По сво­им ко­раб­ле­строи­тель­ным эле­мен­там оте­че­ст­вен­ные ко­раб­ли пр. 122-а не ус­ту­па­ли по­став­ляв­шим­ся на­ше­му фло­ту по лен­д-ли­зу аме­ри­кан­ским охот­ни­кам ти­пов PC и PCS, не­сколь­ко пре­вос­хо­ди­ли их по ар­тил­ле­рий­ско­му воо­ру­же­нию и ус­ту­па­ли им по со­вер­шен­ст­ву ра­дио­ло­ка­ции и гид­ро­аку­сти­ки.

По­став­ки ди­зель­ных дви­га­те­лей фир­мы «Дже­не­рал мо­торс» из США сде­ла­ли воз­мож­ным за­ме­нить оте­че­ст­вен­ные дви­га­те­ли ино­стран­ны­ми. До­ку­мен­та­цию на пе­ре­обо­ру­до­ва­ние раз­ра­бо­та­ло ЦКБ-51. Так поя­ви­лась вто­рая се­рия БО про­ек­та 122-а с аме­ри­кан­ски­ми дви­га­те­ля­ми.

В ин­те­ре­сах ско­рей­ше­го раз­вёр­ты­ва­ния круп­но­се­рий­ной по­строй­ки боль­ших охот­ни­ков ру­ко­во­дство Нар­ко­ма­та ВМФ от­ка­за­лось от пр. 152, раз­ра­бо­тан­но­го в 1942-1943 гг. в ЦКБ-51. Ос­нов­ным от­ли­чи­ем боль­шо­го охот­ни­ка это­го про­ек­та яв­ля­лось уси­ле­ние воо­ру­же­ния до двух 85-мм ору­дий при уве­ли­че­нии ши­ри­ны кор­пу­са до 6,2 м и сни­же­нии ско­ро­сти до 20,5 уз (прим. — Вот и артиллерийский вариант!)

Послевоенный период (проект 122-бис)

Не стану останавливаться на подробнобностях пр. 122-бис. В тех­ни­че­ском про­ек­те 122-бис за счет увеличения ширины и снижения скорости уда­лось по­вы­сить проч­ность кор­пу­са, мо­ре­ход­ность с 6-7 до 9 бал­лов и не­сколь­ко уси­лить воо­ру­же­ние. При этом про­ект­ное во­до­из­ме­ще­ние воз­рос­ло на 27 т.

В пер­вое по­сле­во­ен­ное де­ся­ти­ле­тие строи­тель­ст­во боль­ших охот­ни­ков, в це­лом хо­ро­шо за­ре­ко­мен­до­вав­ших се­бя в го­ды вой­ны, про­дол­жа­лось. Де­ся­ти­лет­ним пла­ном на­ме­ча­лось по­стро­ить в 1946-1955 гг. 345 та­ких ко­раб­лей. Ор­га­ни­за­ция по­строй­ки боль­ших охот­ни­ков пр. 122 бис на за­во­де име­ни Горь­ко­го в г. Зе­ле­но­доль­ске осу­ще­ст­в­ля­лась по­точ­но-по­зи­ци­он­ным ме­то­дом. Это по­зво­ля­ло сда­вать фло­ту еже­год­но по 25-30 ко­раб­лей. Та­кая по­точ­ная ли­ния по по­строй­ке ко­раб­лей яв­ля­лась пер­вой в СССР.

Боевое применение

Бал­ти­ка

Пер­вые, го­лов­ные ко­раб­ли се­рии ОХТ-1 и ОХТ-2 в кон­це 1940 г. во­шли в со­став по­гран­ох­ра­ны НКВД При­бал­тий­ско­го ок­ру­га и ста­ли чис­лить­ся ПСКР 3 ран­га. В ян­ва­ре 1941 г. их пе­ре­име­но­ва­ли со­от­вет­ст­вен­но в «То­паз» и «Ко­ралл», а 22 ию­ня 2-й Бал­тий­ский от­ряд по­гра­нич­ных су­дов на ос­но­ва­нии рас­по­ря­же­ния нар­ко­ма Во­ен­но-Мор­ско­го Фло­та был пе­ре­дан в под­чи­не­ние КБФ. Охот­ни­ки во­шли в со­став от­дель­ных ди­ви­зио­нов ба­зо­вых СКР. Бое­вой путь «То­па­за» ока­зал­ся не­дол­гим: в ав­гу­сте 1941 г. он по­гиб во вре­мя Тал­линн­ско­го пе­ре­хо­да.

Кас­пий­ская фло­ти­лия

К ав­гу­сту 1942 г. про­изош­ло по­пол­не­ние ко­ра­бель­но­го со­ста­ва фло­ти­лии при­шед­ши­ми из Зе­ле­но­доль­ска вновь по­стро­ен­ны­ми БО: «Ар­тил­ле­рист», «Ми­нер» и «Тор­пе­дист». Позд­нее в ее со­став во­шли: «Боц­ман», «Зе­нит­чик», «Даль­но­мер­щик», «Про­жек­то­рист», «На­вод­чик» и «Ог­не­мет­чик».

27 ок­тяб­ря 1942 г. тан­кер «Аг­ма­лы ог­лы» (во­до­из­ме­ще­ние 800 т) дос­та­вил из Ба­ку на Ас­т­ра­хан­ский рейд го­рю­чее. В это вре­мя на­ле­те­ли са­мо­ле­ты про­тив­ни­ка. Од­на из бомб уго­ди­ла в мос­тик тан­ке­ра, на­чал­ся по­жар. Не­управ­ляе­мое суд­но се­ло на мель. В этот кри­ти­че­ский мо­мент на по­мощь тер­пя­ще­му бед­ст­вие тан­ке­ру по­дос­пе­ли во­ен­ные ко­раб­ли — БО «Ар­тил­ле­рист» и «Ми­нер», пла­ву­чие зе­нит­ные ба­та­реи. Ог­нем сво­их пу­шек и пу­ле­ме­тов рас­сея­ли вра­же­скую авиа­цию, унич­то­жив при этом один бом­бар­ди­ров­щик. За­тем на­ча­лось спа­се­ние тан­ке­ра, а «Ар­тил­ле­рист» и «Ми­нер» с 29 по 31 ок­тяб­ря не­сли ох­ра­ну по­вре­ж­ден­но­го суд­на и ве­ли ра­бо­ты по сня­тию его с ме­ли.

Читайте также:  Костюмы охота рыбалка норфин

Ме­сяц спус­тя, 31 ок­тяб­ря, «Ми­нер» нес до­зор на две­на­дца­ти­фу­то­вом рей­де. В 16.15 сиг­наль­щик до­ло­жил о по­яв­ле­нии се­ми Ju-88. Они шли со сто­ро­ны за­хо­дя­ще­го солн­ца, мас­ки­ру­ясь в его лу­чах. Сбро­шен­ные бом­бы не при­чи­ни­ли ко­раб­лю вре­да, а один из са­мо­лё­тов был сбит ог­нем пу­ле­ме­тов.

15 но­яб­ря БО «Ар­тил­ле­рист» вме­сте с дву­мя пла­ву­чи­ми зе­нит­ны­ми ба­та­рея­ми кон­вои­ро­вал тан­кер «Ку­ли­бе­ков», на бук­си­ре по­след­не­го бы­ли зем­ле­сос и два мо­то­бо­та. Че­ты­ре Ju-88 ата­ко­ва­ли тан­кер, ко­то­рый от близ­ких раз­ры­вов бомб по­лу­чил серь­ез­ные по­вре­ж­де­ния и на­чал по­гру­жать­ся. На по­мощь по­до­шел «Ар­тил­ле­рист». С то­ну­ще­го суд­на бы­ло сня­то 43 че­ло­ве­ка. При от­ра­же­нии воз­душ­ной ата­ки уда­лось под­бить два са­мо­ле­та про­тив­ни­ка.

Пе­ре­вод боль­ших охот­ни­ков на Чер­ное мо­ре.

В хо­де Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны бы­ла вы­пол­не­на опе­ра­ция по транс­пор­ти­ров­ке пя­ти боль­ших охот­ни­ков про­ек­та 122-а с од­но­го мор­ско­го те­ат­ра (Кас­пий­ско­го мо­ря и Онеж­ско­го озе­ра) на дру­гой (Чер­ное мо­ре). Вся опе­ра­ция по пе­ре­во­ду ко­раб­лей дли­лась с ок­тяб­ря 1943 по ав­густ 1944 г.

Из Ас­т­ра­ха­ни и Вы­тег­ры в Са­реп­ту под Ста­лин­гра­дом все ко­раб­ли при­шли сво­им хо­дом. Здесь на за­во­де №264 (быв­шая Крас­но­ар­мей­ская верфь) был пе­ре­обо­ру­до­ван слип, с по­мо­щью ко­то­ро­го БО бы­ли под­ня­ты на бе­рег. По пред­ва­ри­тель­но­му рас­че­ту, их вес не дол­жен был пре­вы­шать 157 т. При де­мон­та­же и раз­груз­ке с ко­раб­лей сни­ма­лись ар­тил­ле­рий­ские сис­те­мы, весь бое­за­пас, ды­мо­вая ап­па­ра­ту­ра, хи­ми­че­ское иму­ще­ст­во, якорь и якор­ные це­пи, мач­та, то­п­ли­во, все за­па­сы и т.д. За­вод­ка ко­раб­лей на кильб­ло­ки про­из­во­ди­лась вруч­ную на пень­ко­вых кон­цах. По­сле подъ­е­ма на бе­рег на трех те­леж­ках с ко­раб­лей сни­ма­лись так­же руль и греб­ные вин­ты. До­пол­ни­тель­но бы­ли про­ве­де­ны рас­че­ты на­пря­же­ний при об­щем из­ги­бе в кон­ст­рук­ци­ях кор­пу­са от дей­ст­вия опор­ных ре­ак­ций те­ле­жек, ко­то­рые не пре­вы­ша­ли до­пус­кае­мых. По­сле по­груз­ки на транс­пор­тер бы­ло ус­та­нов­ле­но, что дей­ст­ви­тель­ный вес БО (вви­ду не­пол­ной раз­груз­ки) пре­вы­шал рас­чет­ный и на­хо­дил­ся в пре­де­лах 170-187 т.

Да­лее они бы­ли по­гру­же­ны на 240-тонные транс­пор­те­ры и по же­лез­ной до­ро­ге дос­тав­ле­ны в Ка­лач-на­-Д­ону.

На бе­ре­гу До­на бы­ла вы­бра­на ни­зи­на, за­та­п­ли­вае­мая вес­ной, ку­да про­ло­жи­ли раз­гру­зоч­ный ту­пик, под­хо­дя­щий не­по­сред­ст­вен­но к уре­зу во­ды. На ко­раб­ли с по­мо­щью же­лез­но­до­рож­но­го кра­на ус­та­но­ви­ли ар­тил­ле­рий­ское воо­ру­же­ние и по­ста­ви­ли в фев­ра­ле 1944 г. один за дру­гим «в киль­ва­тер» в рас­че­те, что при по­ло­во­дье они всплы­вут. Од­на­ко во­пре­ки дол­го­вре­мен­но­му про­гно­зу в тот год ока­за­лось ма­ло во­ды вслед­ст­вие не­зна­чи­тель­но­го ко­ли­че­ст­ва осад­ков и ран­не­го тая­ния сне­га. Ко­раб­ли до се­ре­ди­ны ап­ре­ля не всплы­ли, и их при­шлось под­ни­мать на пон­то­нах, пе­ре­обо­ру­до­ван­ных из барж. За­тем охот­ни­ков на бук­си­ре пе­ре­ве­ли в Рос­тов-на­-Д­ону, где и пе­ре­да­ли Чер­но­мор­ско­му фло­ту. Че­рез Азов­ское мо­ре и Кер­чен­ский про­лив ко­раб­ли шли уже сво­им хо­дом.

Вто­рым пу­тем БО спе­ци­аль­ны­ми эше­ло­на­ми дос­тав­ля­лись по же­лез­ной до­ро­ге пря­мо до го­ро­да Ей­ска на Азов­ском мо­ре. Про­дол­жи­тель­ность пе­ре­воз­ки со­ста­ви­ла трое су­ток. Для спус­ка ко­раб­лей на во­ду в Ей­ском пор­ту в мае-и­ю­не 1944 г. бы­ло со­ору­же­но спе­ци­аль­ное спус­ко­вое уст­рой­ст­во, рас­по­ло­жен­ное в вос­точ­ной час­ти мо­ла на про­дол­же­нии подъ­езд­но­го же­лез­но­до­рож­но­го ту­пи­ка хлеб­но­го при­ча­ла. Спуск ко­раб­лей на во­ду был пре­ду­смот­рен без пе­ре­груз­ки пря­мо на же­лез­но­до­рож­ных плат­фор­мах, для че­го в во­ду бы­ло уло­же­но 110 м же­лез­но­до­рож­но­го пу­ти. В ав­гу­сте опе­ра­ция бы­ла ус­пеш­но за­вер­ше­на.

Чер­но­мор­ский флот

1 ию­ля 1944 го­да в 5.00 боль­шие охот­ни­ки 2-го ди­ви­зио­на (БО-102 «Ми­нер», БО-103 «Тор­пе­дист», БО-101 «Ар­тил­ле­рист», БО-104 «Зе­нит­чик», БО-105 «Боц­ман») вы­шли из Ей­ска в Та­мань. Там к ним при­сое­ди­нил­ся «Мар­со­вый», ко­то­рый то­же во­шел во 2-й Вар­нен­ский ди­ви­зи­он боль­ших охот­ни­ков Чер­но­мор­ско­го фло­та.

Читайте также:  История создания записки охотника тургенева презентация

28 ав­гу­ста БО-103 и БО-106 осу­ще­ст­в­ля­ли ох­ра­не­ние ба­зо­вых траль­щи­ков на пе­ре­хо­де из Но­во­рос­сий­ска в Се­ва­сто­поль. На сле­дую­щий день эти охот­ни­ки вме­сте с дру­ги­ми ко­раб­ля­ми от­ря­да вы­шли из Се­ва­сто­по­ля в Одес­су, ку­да при­бы­ли 30 ав­гу­ста в 9.30. На ко­раб­лях на­хо­дил­ся 331 мат­рос для за­хва­чен­ных ру­мын­ских ко­раб­лей и 333 бой­ца 393-го от­дель­но­го ба­таль­о­на мор­ской пе­хо­ты. По­сле не­боль­шо­го от­ды­ха и мел­ко­го ре­мон­та 1 сен­тяб­ря боль­шие охот­ни­ки вы­шли из Одес­сы в Тен­д­ру и от­ту­да в Кон­стан­цу.

Се­вер­ный флот

На Се­вер­ном фло­те боль­шие охот­ни­ки 122-го про­ек­та за­ни­ма­лись буд­нич­ной во­ен­ной ра­бо­той, а ее хва­та­ло. Ос­ваи­вать но­вые ко­раб­ли, рай­он пла­ва­ния, бла­го­ус­т­раи­вать­ся в ба­зах бы­ло не­ко­гда, и это за­час­тую ска­зы­ва­лось на бое­вой служ­бе. В свя­зи с ак­ти­ви­за­ци­ей бое­вых дей­ст­вий вра­же­ских ПЛ в За­по­ля­рье ко­ман­до­ва­ние СФ уси­ли­ло обо­ро­ну мор­ских ком­му­ни­ка­ций. Бы­ли соз­да­ны Ио­каньг­ская и Кар­ская во­ен­но-мор­ские ба­зы, где ба­зи­ро­ва­лось не­сколь­ко БО. Те­перь су­да со­про­во­ж­да­лись спе­ци­аль­ны­ми про­ти­во­ло­доч­ны­ми ко­раб­ля­ми, имею­щи­ми на воо­ру­же­нии гид­ро­аку­сти­че­скую ап­па­ра­ту­ру и бом­бо­ме­ты.

БО-150 «Мо­то­рист» во­шел в со­став фло­та 4 но­яб­ря 1944 г., а 7 де­каб­ря уже за­дей­ст­во­ван в про­ти­во­ло­доч­ных опе­ра­ци­ях се­вер­нее Киль­ди­на. БО-141 «Ки­ро­вец» был сдан в се­ре­ди­не ле­та 1944 г., а в но­яб­ре шел в ох­ра­не­нии кон­воя ЮВ-5.

БО-142 15 сен­тяб­ря 1944 г. уча­ст­во­вал в ох­ра­не­нии кон­воя ДВ-2. Но из-за пло­хой по­го­ды (ве­тер 5-6 бал­лов, мо­ре 3-4 бал­ла, пас­мур­но, тем­пе­ра­ту­ра +3°С) и не­по­ла­док в ме­ха­низ­мах ко­рабль с раз­ре­ше­ния ко­ман­ди­ра кон­воя 16 сен­тяб­ря взял на об­рат­ный курс, на Дик­сон.

29 де­каб­ря БО-142 на­хо­дил­ся в ох­ра­не­нии траль­щи­ков Т-37 и Т-32. Пло­хая ра­бо­та ГАС при­ве­ла к то­му, что Т-37 был тор­пе­ди­ро­ван не­мец­кой ПЛ, ко­то­рая уш­ла из рай­она без­на­ка­зан­ной.

21 ап­ре­ля 1945 г. из пор­та Лии­на­хам­ма­ри вы­шел кон­вой ПК-9 в ох­ра­не­нии эс­кор­та в со­ста­ве че­ты­рех эс­кад­рен­ных ми­но­нос­цев, двух нор­веж­ских траль­щи­ков, шес­ти боль­ших охот­ни­ков и че­ты­рех тор­пед­ных ка­те­ров. Не­смот­ря на силь­ное ох­ра­не­ние, про­тив­ник все же пред­при­нял не­сколь­ко атак под­вод­ны­ми лод­ка­ми в 12 ми­лях се­вер­нее мы­са Цы­п-На­во­лок. Сна­ча­ла эс­ми­нец «Же­ст­кий» со­вме­ст­но с боль­шим охот­ни­ком БО-131 ата­ко­вал об­на­ру­жен­ную под­вод­ную лод­ку и со­рвал ее ата­ку. За­тем око­ло 7.00 эс­ми­нец «Дерз­кий» и БО-131 ата­ко­ва­ли дру­гую под­лод­ку глу­бин­ны­ми бом­ба­ми и на­ча­ли ее пре­сле­до­ва­ние. Бом­би­ли до тех пор, по­ка кон­вой не про­шел опас­ный рай­он.

Тип «Артиллерист» (пр. 122, 122а)

Все­го на че­ты­рех за­во­дах за го­ды вой­ны за­ло­жи­ли 44 боль­ших охот­ни­ка пр. 122-а. а с уче­том 6 зе­ле­но­доль­ских, за­ло­жен­ных ещё до вой­ны (че­ты­ре за­ло­жен­ных на за­во­де №300 бы­ли унич­то­же­ны при ос­тав­ле­нии Кие­ва), об­щее чис­ло на­ча­тых по­строй­кой до окон­ча­ния вой­ны ко­раб­лей это­го про­ек­та со­став­ля­ло 50. До 1 ян­ва­ря 1946 г. всту­пи­ли в строй 23 ко­раб­ля. Подробный списочный состав кораблей здесь.

Водоизмещение 240 т. Размерения 49 х 5.8 х 2 м. ГЭУ дизельная трехвальная, 3300 л. с. Скорость 23.2/12.1 узла, дальность 1750 миль. Вооружение: 1 х 76/55 мм , 2 х 37 мм, 3 х 12.7 мм пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 24 глубинные бомбы типа «Б-1» или 48 типа «М-1». Экипаж 49 чел.

Водоизмещение 244.2 т. Размерения 50.35 х 5.75 х 2.09 м. ГЭУ дизельная, трехвальная, 3600 л.с. Скорость 21.3/11.3 узла, дальность 1900 миль. Вооружение: 1 х 76/55 мм, 2 х 37 мм, 2 х 12.7 мм пулемета, 2 бомбомета «БМБ-1».

Часть 2. Альтернативная история.

Ну и небольшая альтернативка — замена одного 37-мм автомата на двух- или трехтрубный торпедный аппарат 450-мм как на «Урагане»

Водоизмещение нормальное 470 т, полное 535 т. Длина наибольшая 71,5 м, ширина 7,24 м, осадка 2,1 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 6850 л.с., скорость 26 узлов.

Вооружение: два 102-мм и четыре 45-мм орудия, два пулемета, один трехтрубный 450-мм торпедный аппарат, до 48 малых или 16 больших мин, до 40 глубинных бомб.

Или два-четыре однотрубных побортно 450-мм как у «Лупо»

Водоизмещение стандартное 670 т, полное 1000 т. Длина наибольшая 80,40 м, ширина 8,21 м, осадка 2,85 м. Мощность двухвальной турбинной установки 19000 л.с., скорость 34 узла.

Вооружение: три 100-мм орудия, восемь 13,2-мм пулеметов, четыре 450-мм торпедных аппарата.

Оцените статью
Adblock
detector