- Контрольный диктант с дополнительным заданием «Рыбалка» в 6 классе
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Итоговый контрольный диктант (8 класс)
- Просмотр содержимого документа «Итоговый контрольный диктант (8 класс)»
- Диктант №569
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Блок ссылок
- Реклама
- Мы в социальных сетях
- Самые популярные диктанты
- Комментарии
- Полезные ссылки
- Внимание!
- Контрольные диктанты для учащихся 5-11 класс тест по русскому языку на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
Контрольный диктант с дополнительным заданием «Рыбалка» в 6 классе
Русский язык 6 класс
Тема: Контрольный диктант с дополнительным заданием «Рыбалка»
Цель: определение уровня сформированности знаний, умений и навыков по разделу «Состав слова. Образование слов»
Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, приготовили удочки, приманку.
Солнце едва показалось над горизонтом, когда мы отправились на речку. Его лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В низинах еще расстилался туман.
Узкая дорожка привела нас к речке. Легкий ветерок шевелил листьями деревьев и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки.
Между тем солнце пригревало землю. Его лучи осветили окрестность и преобразили все вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах зашевелились утки.
К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом. (95 слов)
Произвести синтаксический разбор предложения:
I вариант: Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку.
II вариант: К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом.
2 . Выполнить словообразовательный разбор слов:
I вариант: причудливые
II вариант: прибрежных
3. Выполнить разбор слов по составу:
I вариант: соседские, предложили, собирались, дорожка
II вариант: закинули, осветили, хорошим, ребятишки.
- 16 предметов
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные наградные документы для учеников и учителей
Номер материала: ДБ-251904
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Итоговый контрольный диктант (8 класс)
Итоговый контрольный диктант по русскому языку в 8 классе
Просмотр содержимого документа
«Итоговый контрольный диктант (8 класс)»
Итоговый контрольный диктант
Утро, тихое, ясное, ошеломило меня. Неширокая, но глубокая речонка, розовая в лучах солнца, плещется у самых ног. Легкий ветерок едва колышет прибрежные кусты. Ни шума, ни шорохов.
На берегу приютилось² несколько удильщиков, приехавших², как выяснилось, из ближайших сел⁴. На песчаной отмели, возле коряги, выброшенной когда-то ветром, сидит рыбак⁴. Снасть его незатейлива² и надежна. Он прилаживает на крючок кусочек сырой раковой шейки (раки лежат возле него в сумке) и закидывает наживу на середину реки. Грузик у него, я заметил, потяжелее обыкновенного. Свинцовая полукруглая пластинка плотно ложится на дно, и вода ее хорошо обтекает, не сдвигая² с места. Впрочем, здесь почти не ощущается течение.
Закинув удочки, рыболов настораживается и в течение некоторого времени неотрывно² смотрит на гибкий прутик, воткнутый в песок. Но вот прутик начинает дергаться и трястись, и вскоре на песке трепещет несколько рыбешек: окунь-красавец, красноперая² плотва, серебряный язь.
Рыбалка, конечно, удивительная вещь! (142 слова)
1. Морфемный разбор указанных слов:
вариант первый: приютилось, неотрывно, краснопёрая;
вариант второй: приехавших, сдвигая, незатейлива.
2. Выпишите по одному примеру словосочетаний на каждый тип подчинительной связи в словосочетании, сделайте разбор данных словосочетаний, указав главное слово и тип подчинительной связи, установив смысловые отношения при помощи вопроса:
1 вариант: из второго абзаца;
2 вариант: из третьего и четвёртого абзацев.
3. Синтаксический разбор предложений:
вариант 1 –первое предложение второго абзаца;
вариант 2 – второе предложение второго абзаца.
Диктант №569
Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.
Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.
Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.
Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде.
Добавить комментарий Отменить ответ
Блок ссылок
Реклама
Мы в социальных сетях
Самые популярные диктанты
- Диктант №556
(4,14 из 5)
- Диктант №500
(4,19 из 5)
- Диктант №917
(4,18 из 5)
- Диктант №554
(4,22 из 5)
- Диктант №555
(4,18 из 5)
- Диктант №535
(4,38 из 5)
- Диктант №531
(4,28 из 5)
- Диктант №569
(4,33 из 5)
- Диктант №798
(4,04 из 5)
- Диктант №529
(3,95 из 5)
Комментарии
- Диктанты.ру к записи Диктант №1583
- Я к записи Диктант №526
- айсу к записи Диктант №205
- айсу к записи Диктант №205
- Dreamer к записи Диктант №959
Полезные ссылки
Внимание!
Если вы считаете, что размещение материала на данном ресурсе нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом немедленно.
Контрольные диктанты для учащихся 5-11 класс
тест по русскому языку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диктант 5 класс | 19.74 КБ |
Диктант 6 класс | 19.74 КБ |
Диктант 7 класс | 19.6 КБ |
Диктант 8 класс | 21.67 КБ |
Диктант 10-11 класс | 19.97 КБ |
Входная диагностика 5 класс | 14.37 КБ |
Входная диагностика 6 класс | 14.9 КБ |
Входная диагностика 7 класс | 14.57 КБ |
Входная диагностика 8 класс | 15.22 КБ |
Входная диагностика 9 класс | 15.08 КБ |
Входная диагностика 10-11 класс | 16.39 КБ |
Статистический анализ | 13.3 КБ |
Вхрдная контрольная работа по русскому языку 6 класс | 14.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило лес и маленькую речку с низкими берегами. С лугов доносился сладкий запах цветов и жужжание пчел. Они спешили собрать медовый урожай.
На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. К обеду в моем ведерке плескалась рыба.
Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро выползала из-за леса.
Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников. Слегка повеяло сыростью. Становилось все темнее, замолкли птицы. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь. Мы побежали домой, но вымокли до нитки.
2 . I вариант — Выписать 3слова с безударными гласными в корне
II вариант – Выписать 3 слова с проверяемыми согласными в корне
3. Разобрать по составу слова:
I вариант — ведерке, вымокли
II вариант – хлынул, листья.
результатов выполнения контрольной работы русскому языку от «____» ______2014 г.
В ______ классе ________ учащихся Выполняло работу ______ учащихся
Класс занимается по учебнику_______________________ Учитель____________________________
Получили оценки за диктант
Получили оценки за грам. задание
Допустили ошибки в правописании и в постановке знаков препинания:
— проверяемых безударных гласных______чел.
— непроверяемых безударных гласных _____ чел.
— чередующихся гласных в корне _____чел.
— проверяемых согласных в корне ______чел.
— приставок на — З и — С — ____ чел.
— непроизносимых согласных _____чел
-О-Е после шипящих в корне ____чел.
-И –Ы после шипящих _____ чел.
-правописании местоимений _______ чел.
— предлогов со словами _____ чел.
-окончаний существительных ____чел.
— окончаний прилагательных _____чел.
-окончаний глаголов _____ чел.
— тся и –ться в глаголах _____чел.
— запятые при однородных членах — ______ чел.
— запятые при обособленных членах предложения _____ чел.
— запятые в сложносочинённом предложении _____ чел.
— запятые в сложноподчинённом предложении _____ чел.
— запятые при вводных словах _____ чел.
Допустили ошибки в грамматическом задании:
Предварительный просмотр:
Кедр растет высоко в горах, ветры его на бок клонят, стараются к земле наклонить. А он высок, могуч, вцепился корнями в землю и тянется все выше и выше к солнцу.
На концах веток кедровые шишки висят. Орешки ещё не поспели, но вокруг много зверей и птиц живет. Кедр всех кормит.
Белка свалит шишку, вынет орешки, два-три съест, но один уронит. Этот орешек утащит к себе в норку мышь. Она по деревьям взбираться не умеет, а вкусных орешков ей хочется.
Поздней осенью все больше зверьков и птиц живёт около кедра. Они собирают и прячут кедровые орешки под камни, зарывают про запас под землю.
( По Г. Скребицкому. 105 слов)
1. Озаглавьте текст.
2. Синтаксический разбор предложения:
I вариант: На концах веток кедровые шишки висят.
II вариант: Этот орешек утащит к себе в норку мышь.
3. Разобрать по составу слова:
I вариант: вцепился, взбираться, кедровые
II вариант: собирают, зарывают, вкусных
4 . Фонетический разбор:
I вариант — кедр
II вариант- птиц
результатов выполнения контрольной работы русскому языку от «____» ______2014 г.
В ______ классе ________ учащихся Выполняло работу ______ учащихся
Класс занимается по учебнику_______________________ Учитель____________________________
Получили оценки за диктант
Получили оценки за грам. задание
Допустили ошибки в правописании и в постановке знаков препинания:
— проверяемых безударных гласных______чел.
— непроверяемых безударных гласных _____ чел.
— чередующихся гласных в корне _____чел.
— проверяемых согласных в корне ______чел.
— приставок на — З и — С — ____ чел.
— непроизносимых согласных _____чел
-О-Е после шипящих в корне ____чел.
-И –Ы после шипящих _____ чел.
-правописании местоимений _______ чел.
— предлогов со словами _____ чел.
-окончаний существительных ____чел.
— окончаний прилагательных _____чел.
-окончаний глаголов _____ чел.
— тся и –ться в глаголах _____чел.
— запятые при однородных членах — ______ чел.
— запятые при обособленных членах предложения _____ чел.
— запятые в сложносочинённом предложении _____ чел.
— запятые в сложноподчинённом предложении _____ чел.
— запятые при вводных словах _____ чел.
Допустили ошибки в грамматическом задании:
Предварительный просмотр:
Избушка в тайге.
Никто не встретил нас на Белой горе. Избушка была пуста.
В углу избушки стоит печь, рядом аккуратно сложены полешки дров. На столе в жестяной банке сахар, пачка соли и чай в бумажке. Когда мы будем уходить, и мы оставим сухие дрова и что-нибудь из еды. Зайдет в избушку охотник, разожжёт огонь в печке, обогреется, поест и снова в путь.
Вокруг избушки разрослась дикая малина, а в самой избушке поселились бурундуки. Они собирают шиповник и прячут на зиму под избушкой. Утром, когда пригреет солнышко, они бегут друг за другом по каменным ступеням, кубарем скатываются вниз, а самый храбрый бурундук забирается выше и сидит на самой верхней ступеньке, замирает, вслушивается. Треснет ветка – храбрец катится вниз и визжит. За ним все бурундуки мчатся в покинутую избушку.
( По Г. Снегирёву. 122 слова.)
1.Синтаксический разбор предложения
I вариант: Вокруг избушки разрослась малина, а в самой избушке поселились бурундуки.
II вариант: За ним все бурундуки мчатся в покинутую избушку.
2. Разобрать по составу слова:
I вариант: жестяной, уходить,обогреется
II вариант: разрослась, каменным, скатываются
3 . Фонетический разбор:
I вариант — друг
II вариант- вниз
результатов выполнения контрольной работы русскому языку от «____» ______2014 г.
В ______ классе ________ учащихся Выполняло работу ______ учащихся
Класс занимается по учебнику_______________________ Учитель____________________________
Получили оценки за диктант
Получили оценки за грам. задание
Допустили ошибки в правописании и в постановке знаков препинания:
— проверяемых безударных гласных______чел.
— непроверяемых безударных гласных _____ чел.
— чередующихся гласных в корне _____чел.
— проверяемых согласных в корне ______чел.
— приставок на — З и — С — ____ чел.
— непроизносимых согласных _____чел
-О-Е после шипящих в корне ____чел.
-И –Ы после шипящих _____ чел.
-правописании местоимений _______ чел.
— предлогов со словами _____ чел.
-окончаний существительных ____чел.
— окончаний прилагательных _____чел.
-окончаний глаголов _____ чел.
— тся и –ться в глаголах _____чел.
— запятые при однородных членах — ______ чел.
— запятые при обособленных членах предложения _____ чел.
— запятые в сложносочинённом предложении _____ чел.
— запятые в сложноподчинённом предложении _____ чел.
— запятые при вводных словах _____ чел.
Допустили ошибки в грамматическом задании:
Предварительный просмотр:
С конца сентября наши сады и огороды пустели, погода круто менялась. Холодно и ярко сверкало на севере над свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков. Ветер рвал непрерывно бегущую из трубы людской струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. Они бежали низко и быстро, точно дым. Затуманивали солнце. Погасал его блеск, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно. И снова начинал сеять дождь, сперва тихо, осторожно, потом все гуще и, наконец, превращался в ливень с бурей и темнотою.
Из такой трёпки сад выходил почти совсем обнаженным, засыпанным мокрыми листьями. Сохранившаяся листва теперь будет висеть на деревьях уже до первых зазимков. Черный сад будет сквозить на холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске. А поля уже резко чернеют пашнями и ярко зеленеют озимыми.
( по И.Бунину. 148 слов)
1. Синтаксический разбор предложения:
I вариант : С конца сентября наши сады и гумна пустели,
погода круто менялась.
II вариант: Черный сад будет сквозить на холодном бирюзовом небе
и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске.
2. Выполните разбор слов по составу:
I вариант: свинцовыми, сохранившаяся, затуманивали
II вариант: превращался, пригреваясь, закрывалось
3 . Фонетический разбор:
I вариант — зимы
II вариант- поля
результатов выполнения контрольной работы русскому языку от «____» ______2014 г.
В ______ классе ________ учащихся Выполняло работу ______ учащихся
Класс занимается по учебнику_______________________ Учитель____________________________
Получили оценки за диктант
Получили оценки за грам. задание
Допустили ошибки в правописании и в постановке знаков препинания:
— проверяемых безударных гласных______чел.
— непроверяемых безударных гласных _____ чел.
— чередующихся гласных в корне _____чел.
— проверяемых согласных в корне ______чел.
— приставок на — З и — С — ____ чел.
— непроизносимых согласных _____чел
-О-Е после шипящих в корне ____чел.
-И –Ы после шипящих _____ чел.
-правописании местоимений _______ чел.
— предлогов со словами _____ чел.
-окончаний существительных ____чел.
— окончаний прилагательных _____чел.
-окончаний глаголов _____ чел.
— тся и –ться в глаголах _____чел.
— запятые при однородных членах — ______ чел.
— запятые при обособленных членах предложения _____ чел.
— запятые в сложносочинённом предложении _____ чел.
— запятые в сложноподчинённом предложении _____ чел.
— запятые при вводных словах _____ чел.
Допустили ошибки в грамматическом задании:
Предварительный просмотр:
Разорив муравейник, Тэдди двинулся дальше, перевалил через широкий холм, поросший сухим еловым лесом с голыми вершинами, прошел оврагом, наткнулся на малинник и не вышел из него до самого вечера.
Поначалу Тэдди пугали налеты рябчиков и глухарей, плеск рыбы в маленьких озерах, шум леса, треск проходящих мимо лосей. Его пугали незнакомые страшные запахи, резкие и чуть слышные. Но он, побеждая страх, без конца исследовал все звуки и запахи, чтобы, встретив их в другой раз, уже идти им навстречу, или уходить, или вообще не обращать внимания.
В его теперешней жизни было одно счастливое обстоятельство, о котором он сначала не догадывался: ему не нужно никого было бояться, кроме человека. Ему не страшны были ни волки, ни рыси, ни крошечные куницы – все те ужасные существа, от которых плохо приходится мелкому зверю и птице. Его никто не трогал, и не нужно было ему ни прятаться, ни убегать, чувствуя за собой легкий и страшный топот погони. Наоборот, все его боялись, так как здесь, в лесу, он, сам того не подозревая, был самым крупным и опасным зверем.
( По Ю.Казакову. 171 слово)
1. Выполните синтаксический разбор предложения
I вариант: Разорив муравейник, Тэдди двинулся дальше, перевалил через широкий холм, поросший сухим еловым лесом с голыми вершинами, прошел оврагом, наткнулся на малинник и не вышел из него до самого вечера.
II вариант: Поначалу Тэдди пугали налеты рябчиков и глухарей, плеск рыбы в маленьких озерах, шум леса, треск проходящих мимо лосей.
2. Выписать по одному словосочетанию с видами подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
4 . Фонетический разбор:
I вариант — плеск
II вариант- треск
результатов выполнения контрольной работы русскому языку от «____» ______2014 г.
В ______ классе ________ учащихся Выполняло работу ______ учащихся
Класс занимается по учебнику_______________________ Учитель____________________________
Получили оценки за диктант
Получили оценки за грам. задание
Допустили ошибки в правописании и в постановке знаков препинания:
— проверяемых безударных гласных______чел.
— непроверяемых безударных гласных _____ чел.
— чередующихся гласных в корне _____чел.
— проверяемых согласных в корне ______чел.
— приставок на — З и — С — ____ чел.
— непроизносимых согласных _____чел
-О-Е после шипящих в корне ____чел.
-И –Ы после шипящих _____ чел.
-правописании местоимений _______ чел.
— предлогов со словами _____ чел.
-окончаний существительных ____чел.
— окончаний прилагательных _____чел.
-окончаний глаголов _____ чел.
— тся и –ться в глаголах _____чел.
— запятые при однородных членах — ______ чел.
— запятые при обособленных членах предложения _____ чел.
— запятые в сложносочинённом предложении _____ чел.
— запятые в сложноподчинённом предложении _____ чел.
— запятые при вводных словах _____ чел.
Допустили ошибки в грамматическом задании:
Предварительный просмотр:
Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило лес и маленькую речку с низкими берегами. С лугов доносился сладкий запах цветов и жужжание пчел. Они спешили собрать медовый урожай.
На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. К обеду в моем ведерке плескалась рыба.
Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса.
Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников. Слегка повеяло сыростью. Становилось все темнее, замолкли птицы. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь. Мы побежали домой, но вымокли до нитки.
Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило лес и маленькую речку с низкими берегами. С лугов доносился сладкий запах цветов и жужжание пчел. Они спешили собрать медовый урожай.
На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. К обеду в моем ведерке плескалась рыба.
Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса.
Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников. Слегка повеяло сыростью. Становилось все темнее, замолкли птицы. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь. Мы побежали домой, но вымокли до нитки.
Предварительный просмотр:
Кедр растет высоко в горах, ветры его на бок клонят, стараются к земле прижать. А он высок, могуч, вцепился корнями в землю и тянется все выше и выше к солнцу.
На концах веток кедровые шишки висят. Орешки ещё не поспели, но вокруг много зверей и птиц живет. Кедр всех кормит.
Белка свалит шишку, вынет орешки, два-три съест, но один уронит. Этот орешек утащит к себе в норку мышь. Она по деревьям взбираться не умеет, а вкусных орешков ей хочется.
Поздней осенью все больше зверьков и птиц живёт около кедра. Они собирают и прячут кедровые орешки под камни, зарывают про запас под землю.
( По Г. Скребицкому. 105 слов)
Кедр растет высоко в горах, ветры его на бок клонят, стараются к земле прижать. А он высок, могуч, вцепился корнями в землю и тянется все выше и выше к солнцу.
На концах веток кедровые шишки висят. Орешки ещё не поспели, но вокруг много зверей и птиц живет. Кедр всех кормит.
Белка свалит шишку, вынет орешки, два-три съест, но один уронит. Этот орешек утащит к себе в норку мышь. Она по деревьям взбираться не умеет, а вкусных орешков ей хочется.
Поздней осенью все больше зверьков и птиц живёт около кедра. Они собирают и прячут кедровые орешки под камни, зарывают про запас под землю.
( По Г. Скребицкому. 105 слов)
Предварительный просмотр:
Избушка в тайге
Никто не встретил нас на Белой горе. Избушка была пуста.
В углу избушки стоит печь, рядом аккуратно сложены полешки дров. На столе в жестяной банке сахар, пачка соли и чай в бумажке. Когда мы будем уходить, и мы оставим сухие дрова и что-нибудь из еды. Зайдет в избушку охотник, разожжёт огонь в печке, обогреется, поест и снова в путь.
Вокруг избушки разрослась дикая малина, а в самой избушке поселились бурундуки. Они собирают шиповник и прячут на зиму под избушкой. Утром, когда пригреет солнышко, они бегут друг за другом по каменным ступеням, кубарем скатываются вниз, а самый храбрый бурундук забирается выше и сидит на самой верхней ступеньке, замирает, вслушивается. Треснет ветка – храбрец катится вниз и визжит. За ним все бурундуки мчатся в покинутую избушку.
( По Г. Снегирёву. 122 слова.)
Избушка в тайге.
Никто не встретил нас на Белой горе. Избушка была пуста.
В углу избушки стоит печь, рядом аккуратно сложены полешки дров. На столе в жестяной банке сахар, пачка соли и чай в бумажке. Когда мы будем уходить, и мы оставим сухие дрова и что-нибудь из еды. Зайдет в избушку охотник, разожжёт огонь в печке, обогреется, поест и снова в путь.
Вокруг избушки разрослась дикая малина, а в самой избушке поселились бурундуки. Они собирают шиповник и прячут на зиму под избушкой. Утром, когда пригреет солнышко, они бегут друг за другом по каменным ступеням, кубарем скатываются вниз, а самый храбрый бурундук забирается выше и сидит на самой верхней ступеньке, замирает, вслушивается. Треснет ветка – храбрец катится вниз и визжит. За ним все бурундуки мчатся в покинутую избушку.
( По Г. Снегирёву. 122 слова.)
Предварительный просмотр:
С конца сентября наши сады и огороды пустели, погода круто менялась. Холодно и ярко сверкало на севере над свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков. Ветер рвал непрерывно бегущую из трубы людской струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. Они бежали низко и быстро, точно дым. Затуманивали солнце. Погасал его блеск, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно. И снова начинал сеять дождь, сперва тихо, осторожно, потом все гуще и, наконец, превращался в ливень с бурей и темнотою.
Из такой трёпки сад выходил почти совсем обнаженным, засыпанным мокрыми листьями. Сохранившаяся листва теперь будет висеть на деревьях уже до первых зазимков. Черный сад будет сквозить на холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске. А поля уже резко чернеют пашнями и ярко зеленеют озимыми.
( По И.Бунину. 148 слов)
С конца сентября наши сады и огороды пустели, погода круто менялась. Холодно и ярко сверкало на севере над свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков. Ветер рвал непрерывно бегущую из трубы людской струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. Они бежали низко и быстро, точно дым. Затуманивали солнце. Погасал его блеск, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно. И снова начинал сеять дождь, сперва тихо, осторожно, потом все гуще и, наконец, превращался в ливень с бурей и темнотою.
Из такой трёпки сад выходил почти совсем обнаженным, засыпанным мокрыми листьями. Сохранившаяся листва теперь будет висеть на деревьях уже до первых зазимков. Черный сад будет сквозить на холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске. А поля уже резко чернеют пашнями и ярко зеленеют озимыми.
( По И.Бунину. 148 слов)
Предварительный просмотр:
Разорив муравейник, Тэдди двинулся дальше, перевалил через широкий холм, поросший сухим еловым лесом с голыми вершинами, прошел оврагом, наткнулся на малинник и не вышел из него до самого вечера.
Поначалу Тэдди пугали налеты рябчиков и глухарей, плеск рыбы в маленьких озерах, шум леса, треск проходящих мимо лосей. Его пугали незнакомые страшные запахи, резкие и чуть слышные. Но он, побеждая страх, без конца исследовал все звуки и запахи, чтобы, встретив их в другой раз, уже идти им навстречу, или уходить, или вообще не обращать внимания.
В его теперешней жизни было одно счастливое обстоятельство, о котором он сначала не догадывался: ему не нужно никого было бояться, кроме человека. Ему не страшны были ни волки, ни рыси, ни крошечные куницы – все те ужасные существа, от которых плохо приходится мелкому зверю и птице. Его никто не трогал, и не нужно было ему ни прятаться, ни убегать, чувствуя за собой легкий и страшный топот погони. Наоборот, все его боялись, так как здесь, в лесу, он, сам того не подозревая, был самым крупным и опасным зверем.
( По Ю. Казакову. 171 слово)
Разорив муравейник, Тэдди двинулся дальше, перевалил через широкий холм, поросший сухим еловым лесом с голыми вершинами, прошел оврагом, наткнулся на малинник и не вышел из него до самого вечера.
Поначалу Тэдди пугали налеты рябчиков и глухарей, плеск рыбы в маленьких озерах, шум леса, треск проходящих мимо лосей. Его пугали незнакомые страшные запахи, резкие и чуть слышные. Но он, побеждая страх, без конца исследовал все звуки и запахи, чтобы, встретив их в другой раз, уже идти им навстречу, или уходить, или вообще не обращать внимания.
В его теперешней жизни было одно счастливое обстоятельство, о котором он сначала не догадывался: ему не нужно никого было бояться, кроме человека. Ему не страшны были ни волки, ни рыси, ни крошечные куницы – все те ужасные существа, от которых плохо приходится мелкому зверю и птице. Его никто не трогал, и не нужно было ему ни прятаться, ни убегать, чувствуя за собой легкий и страшный топот погони. Наоборот, все его боялись, так как здесь, в лесу, он, сам того не подозревая, был самым крупным и опасным зверем.
( По Ю.Казакову. 171 слово)
Предварительный просмотр:
Как белка дразнила дятла
У старой липы, стоявшей перед домом, был маленький, не больше пальчика, сучок на высоте чуть повыше человеческого нормального роста.
На этот сучочек мы накладывали кусочек сальца, который клевали синицы. Он приглянулся и солидному дятлу, который двигался по стволу, как будто подпрыгивая. Чтобы добраться до сучка, ему надо было во что бы то ни стало перескочить на другую сторону липы, однако тут случалось неожиданное. Шустрая и легкая, как коричневый дымок, белочка, притаившаяся чуть выше сучка, так рассчитывала свои движения, что, когда дятел оказывался у сучка, белка, опередив его на полсекунды, срывала кусочек сала и воздушным прыжком взлетала выше. Точно дразня дятла, садилась она на ветке и, не сводя с него глаз, уплетала похищенное лакомство за обе щеки. Дятел же, издав крик обиды улетал ни с чем. Расчет никогда не подводил рыжую насмешницу.
Мы решили все же перехитрить белку. Куски старого сыра, любимое лакомство дятла, мы бросили в траву перед липой. Белка, нисколько не боясь, прыгала с липы прямо перед неповоротливым дятлом и выхватывала прямо из-под самого носа птицы предназначенное не ей лакомство. По-видимому, ей доставляло какое-то необъяснимое удовольствие дразнить и обижать дятла.
(По Н.Тихонову. 181 слово)
Осознанно и глубоко чувствую счастье… Может быть, оно сквозит в лесной осенней свежести или источает его янтарь болотной морошки. Я беру ягоды, сидя во мху, как в цыганских перинах, набираю горстями, пригоршнями и поглощаю эту благодатную плоть. Говорят, что умирающий Пушкин просил сбегать в лавочку за мочёной морошкой. Вспомнил об этом, и теперь ягоды уже словно не ягоды, а пригоршня оранжевых слёз.
Одни комары мешают великому счастью в лесной солнечной тишине. Стыдно набивать рот горстями черники, так как становится жаль своих дорогих и близких людей, ведь они-то не имеют сейчас этой возможности. В корзину её, в корзину! Разве это не счастье?
Выйдешь из леса, и корова уставится на тебя удивлённо и простодушно: мол, кто и откуда? Вздохнёт глубоко и шумно, подобно кузнечным мехам, и по глупости не уступит тебе дорогу. Как приятно, как отрадно это коровье упрямство.
А там, в деревне, стоит у ворот сарая с девичьей душой женщина, глядит в мою сторону, ждёт, когда я подойду поближе. Ей хочется знать, кто идёт по дороге. Приближусь, узнает, что это я, и сразу стыдливо исчезнет. Великое счастье иметь просто друзей, а у меня, кроме этой музыки и этой зелёной родины, есть мать, жена и дочь, и сёстры, и братья…
Давно исчезла в лесу золотая морошка. Курлыкают журавли, ночующие в холодном поле, а в моём доме звучит бессмертная «Осенняя песнь» Петра Ильича Чайковского.