Диктанты за 3 четверть
Контрольный диктант за III четверть
Возле нашего дома был пустырь, там одиноко рос огромный дуб.
На пустыре мы играли в волейбол, футбол, городки.
Однажды утром выглянул я в окно и не поверил своим глазам. Появились люди, грузовые машины, мощные самосвалы. Я поспешил на наше любимое место, а там уже собрались мои друзья.
Они сообщили мне интересные новости. Здесь будут строить Дворец спорта. Вот почему съехались сюда каменщики, бетонщики, сварщики.
А вокруг Дворца мы посадим фруктовый сад, и наш дуб не будет одиноким.
Слова для справок: пустырь, городки, Дворец спорта.
1. Укаазать, сколько звуков и букв в словах возьми, тянуть .
2. Подчеркнуть буквы, обозначающие мягкие согласные звуки в словах почка, лесной ищу.
Контрольный диктант за III четверть
Как зимуют рыбы.
В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает сквозь воду солнце, не блестит песок, не цветут подводные травы.
В глубокой тишине стоят рыбы, не шевелятся. Еще осенью рыбы собираются в стада и выбирают место для зимовки.
Широкий плоский лещ перед зимовкой поднимается на поверхность, лежит здесь и прощается со светом и воздухом. Потом он стремительно бросается в глубину и ложится на дно. Сазаны выбирают дно илистое. Веселые проворные окуни любят устраиваться на зиму среди камней. Щуки и судаки рядами дремлют в темных ложбинках.
Пойдет время к весне, сгонит солнышко лед и заглянет в реку. Рыбы проснутся и поплывут, раздуют жабры.
(100) (По Л. Карпову)
Слова для справок: (не) просвечивает, илистое, (в) ложбинах, жабры.
1. Подчеркнуть глаголы с чередующимися гласными в корне, объяснить графически их написание.
2. Подчеркнуть в тексте диктанта личное местоимение.
Контрольный диктант за III четверть
Каштанка, поцарапав дверь, налегла на неё грудью, отворила и тот час же почувствовала странный запах. Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в маленькую комнатку и от страха покатилась назад. Она увидела нечто неожиданное и страшное. Пригнув к земле голову, растопырив крылья и шипя, прямо на нее шел гусь. Несколько в стороне от него лежал на матрасине кот. Увидев Каштанку, он вскочил, выгнул спину дугой и тоже зашипел. Собака испугалась не на шутку, но, не желая выдать своего страха, громко залаяла и бросилась к коту. Кот, еще сильнее выгнув спину, зашипел и ударил Каштанку лапой по голове. Каштанка, отскочив, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким, визгливым лаем. В это время гусь, подойдя сзади, больно долбанул ее клювом в спину.
Слова для справок: визгливым лаем, долбанул, растопырив крылья.
1. Подчеркнуть деепричастные обороты. Определить вид деепричастия.
2. Разобрать по составу слово попятилась .
3. Разобрать по членам последнее предложение.
Контрольный диктант за III четверть
Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.
Левитан, так же как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.
Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. Он делался чище, холоднее.
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. На них изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, увядающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.
1. Составить схему расстановки знаков препинания между однородными членами в одном из предложений, указанном учителем.
2. Дать общую характеристику предложения, построить его схему.
3. Сделать полный синтаксический разбор последнего предложения.
Контрольный диктант за III четверть
Устрица была по уши влюблена в луну. Словно заворожённая, она часами глядела влюбленными глазами на ночное светило.
Сидевший в засаде прожорливый краб заметил, что всякий раз, как из-за туч выплывает луна, раззява-устрица раскрывает створки раковины, забыв обо всем на свете. И он решил ее съесть.
Однажды ночью, когда взошла луна и устрица, по обыкновению, уставилась на нее, раскрыв рот, краб подцепил клешней камешек и, изловчившись, бросил его внутрь раковины. Любительница лунного света постаралась было захлопнуть створки перламутрового жилища, но было поздно. Брошенный камешек помешал бедняжке.
Подобная участь ждет каждого, кто не умеет в глубокой тайне хранить свои сокровенные чувства. Глаза и уши, охочие до чужих секретов, всегда найдутся.
Слова для справок: раззява-устрица, створки, клешня, охочий.
1. Подчеркнуть деепричастные обороты.
2. Определить типы связи слов в последнем предложении.
3. Найти грамматическую основу в первом предложении.
4. Произвести синтаксический разбор и составить схему последнего предложения.
Контрольный диктант за III четверть
Охота на перепела.
Июнь. Солнце теперь почти не уходит с неба в течение всех суток.
Если взглянете на северо-запад в тот час, когда догорает вечерняя
заря и небо становится по-ночному темным, вы увидите у горизонта
узенькую полоску света. Она не исчезнет совсем, только передвинется на
восток и начнет вновь разгораться.
Разостлали совершенно незаметную сеть поверх стеблей высокой,
еще не кошеной травы. Сергей Иванович, вынув из плетеной сумки
перепелиную дудочку, принялся манить перепела. Дело сразу пошло на
лад. Где-то вблизи откликнулся маленький луговой петушок.
Привлеченный голосом манка, он бежит все ближе, разыскивая
спрятавшуюся перепелочку. Две огромные скрюченные фигуры людей перепел,
по-видимому, принял за кочки. Вот он приостановился и побежал снова,
почти не касаясь земли ножками. С замирающим сердцем ловцы следят за ним.
Вот он под сеткой. Охотники разом вскочили. Перепел запутался в сетке и, приминая зеленые травяные стебли упал на землю.
Словаи и выражения для объяснения: разостлать, приминая стебли, манок.
1. Дать полную характеристику первому предложению.
2. Найти в тексте 2 -3 причастия охарактеризовать их.
3. Подчеркнуть деепричастные обороты.
4. Определить типы связи слов во втором предложении.
Контрольный диктант за III четверть
Навстречу друг другу.
Проходили сотни тысяч и миллионы лет, и человек оставался для всего живого только врагом, только хищником, убивающим других, чтобы жить самому. Пробегал волк, крался сквозь чащу тигр, проходил человек – в одном ряду с ними, только самый опасный, самый хитрый. Но даже потом, когда охота перестала быть главным, что кормило человека, страх перед ним остался. И это была, к сожалению, не только память о прошлом.
Тем удивительнее, что узы недоверия, ненависти и страха – не единственное, что связывает человека с окружающим его животным миром. Ощущая соседство человека, звери и птицы нередко тянутся к нему, вопреки всему злу, которое человек творил, а порой и сегодня творит живому.
В минуты беды и опасности, когда никто не может помочь им, кроме человека, звери и птицы прибегают к нему. По словам охотников, тетерева, спасаясь от ястребов, нередко бросаются к человеку, замирая буквально у самых его ног.
В отличие от других существ, которые обращаются к человеку, главным образом, только попав в беду, дельфины ищут контактов, казалось бы, без особых поводов.
Слова для справок: вопреки, тетерева.
1. Произвести синтаксический разбор и составить схему первого предложения.
2. Объяснить расстановку знаков препинания в последнем предложении.
3. Произвести морфологический разбор слов соседство, убивающим .
4. Найти производящую основу и определить способ образования слов опасность, окружающими.
Контрольный диктант охота с ястребом
КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ С ГРАММАТИЧЕСКИМИ ЗАДАНИЯМИ
Взгляните в глаза стрекозе, сидящей на веточке. Если сможете осторожно приблизиться к ней, то взглянете и удивитесь. Глаза не просто большие. Они огромные, круглые и гладкие, как бока глобуса. Сверкают на солнце, отражают весь мир: зеленый лес, желтую дорогу и бесконечное небо.
Потом она взлетит. И вы услышите шелест ее сильных крыльев. Или не услышите, но увидите, как крылья в движении засветятся, заиграют в солнечных лучах. Стрекозы — прожорливые хищники, охотятся с мая до осени. (По А. Плешакову.)
(74 слова. Правописание личных окончаний глаголов, -ться и -тся, безударных гласных в корне, приставок, окончаний существительных. Знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях.)
1. Выделите личные окончания глаголов 1-го абзаца (I вариант), 2-го абзаца (II вариант).
2. Объясните написание -ться, -тся в глагольных формах.
3. Произведите морфологический разбор глаголов сверкают (I вариант), заиграют (II вариант).
4. Произведите синтаксический разбор предложений И вы услышите шелест. (I вариант), Стрекозы — прожорливые хищники. (II вариант).
Молва всегда приписывала зимородку таинственные свойства: и счастье может приносить дому, и от молнии убережет, и бурю утихомирит. Зимородка часто можно заметить сидящим на ветке или на камне у воды с видом мыслителя. Но зимородок не размышляет, он внимательно всматривается в воду. Его интересуют маленькие рыбешки. Приметив рыбу, зимородок кидается в воду. Проделывает он это часто, хотя прожорливым его не назовешь. Просто охотник он неважный. Так что раз сто спикирует, пока насытится. Но когда в гнезде пять — восемь птенцов, охотиться приходится очень активно. (По Ю. Дмитриеву.)
(83 слова. Правописание личных окончаний глаголов, ъ в глагольных формах, суффиксов -ыва- — -ива-. Знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях.)
1. Произведите синтаксический разбор предложений Но зимородок не размышляет. (I вариант), Его интересуют. (II вариант).
2. Произведите морфологический разбор глаголов кидается (I вариант), проделывает (II вариант).
3. Определите стиль текста (I вариант). Укажите тип связи между предложениями 2-го абзаца (II вариант).
Лайка Тайга любила осеннюю охоту. Легко найти отметки, где клевали ягоды тетерева, черные глухари. Только смотри да смотри! Над болотом стелется дым от выстрелов, и Тайга бросается отыскивать упавших птиц. Хорошо, если сразу удастся отыскать птицу. А то приходится бегать за подранком по кустам, болотам. Трава и кусты вымокли от росы. Крепко держатся запахи. А если охотятся днем — плохо. Роса обсушена, трава колется. Упадет петушок, а куда делся, не сразу поймешь. Не один круг сделает она, пока отыщет след. Если рядом окажется болотце, можно полакать воды и выкупаться. А без воды пропадешь! (В. Степаненко.)
(92 слова. Правописание личных окончаний, суффиксов глаголов, ь в разных формах глагола; букв о — е после шипящих, корней с чередованием гласных. Знаки препинания в сложном предложении.)
1. Выпишите из текста три-четыре глагола I спряжения (I вариант), II спряжения (II вариант). В какой форме они употреблены?
2. Произведите морфемный разбор глаголов окажется (I вариант), охотятся (II вариант).
Диктанты за год
учебно-методический материал по русскому языку по теме
Итоговые диктанты за год с грамматическим заданием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godovye_diktanty.docx | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 5 классе
Я жил на берегу моря. У меня была лодка, сетки и разные удочки. Перед домом стояла будка, и на цепи сидел огромный пес Рябка. Он был лохматый, весь в темных пятнах. Пес стерег дом. Кормили мы его рыбой.
Рябка привык, что мы с ним разговаривали. Я спрашивал его: «Рябка, где Володя?» Рябка хвостом завиляет и повернет морду в ту сторону, куда ушел Володя. Иногда придешь с моря без рыбы, а Рябка ждет ее, вытянется на цепи, повизгивает. «Плохи наши дела, Рябка!» — скажешь сердито. Он вздохнет, ляжет, положит на лапы голову. Уж и не просит, понимает.
Вот какой умный пес! (100 слов)
- Подчеркните предложение, в котором выражена основная мысль текста.
- Выполните синтаксический разбор предложения: 1 вариант – 2 предложение 1 абзаца, 2 вариант — 6 предложение 2 абзаца.
- Составьте схему: 1 вариант- 2 предложения 2 абзаца.
2 вариант- 5 предложение 2 абзаца.
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 6 классе
Как-то в ветреную погоду из гнезда выпал птенец. Он еще не умел летать. Я поймал его, взял за необыкновенно острый, как шило, клюв, принес домой.
Золотистые глаза птенца казались недобрыми. Рукой я придерживал клюв цапли, чтобы она не могла выколоть мне глаза. Молодую птицу я устроил на веранде, где на охапке сена помещалась моя собака Фрам.
Цапля не обращала внимания на Фрама. Она скоро привыкла и охотно глотала какую-нибудь мелкую рыбку. Эту рыбу приносил ей я.
Фраму в оловянной миске подавали корм. Цапля в это время медленно приближалась к псу, внимательно рассматривала миску, кости, поворачивалась и медленно возвращалась в свой угол.
Я недолго держал злую цаплю у себя, потом выпустил ее на волю. Она взмахнула крыльями, поднялась и скоро исчезла.(120 слов)
(По И.Соколову – Микитову).
- Озаглавьте текст.
- Найдите в тексте диктанта по два примера на орфограммы: «Безударная гласная в корне слова», «-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных» «Не с прилагательными». Обозначьте условия выбора данных орфограмм.
- Произведите морфологический разбор слов: золотистые, выпустил, (на) охапке (1 вариант), недобрыми, приближалась, крыльями ( 2 вариант).
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 7 классе
В течение многих тысячелетий меняется форма и высота поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озерами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Так как эти части расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объеме и с громадной силой разрывает самые твердые камни.
Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадает семя, то оно разрастается и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать ее. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются, распадаются на части.( 127 слов)
1. Озаглавьте текст.
2. Определите стиль и тип речи текста.
3. Обозначьте все союзы и предлоги (1 вариант – в 1 абзаце; 2 вариант – во 2 абзаце).
4. Произведите морфологический разбор одного союза и одного предлога (1 вариант – из 1 абзаца; 2 вариант – из 2 абзаца).
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 8 классе
Ночь давно, а я все еще бреду по горам к перевалу. Бреду под ветром среди холодного тумана, и безнадежно, но покорно идет за мной усталая лошадь, звякая пустыми стременами.
Отдыхая у подножия сосновых лесов, за которыми начинается этот пустынный подъем, я смотрел в необъятную глубину подо мною с тем особым чувством гордости и силы, с которым всегда смотришь с большой высоты. Еще можно было различить огоньки в темнеющей долине внизу, на прибрежье тесного залива, который, уходя к востоку, расширялся и обнимал полнеба, поднимаясь туманно-голубой стеной. Но в горах уже наступила ночь. Темнело быстро. Я приближался к лесам, и горы вырастали все мрачнее и величавее, а в пролеты между ними с бурной стремительностью валился длинными облаками густой туман, гонимый бурей сверху. Он срывался с плоскогорья, которое окутывал гигантской грядой, и своим падением как бы увеличивал хмурую глубину пропастей между горами. Он уже задымил лес, надвигаясь на меня вместе с нелюдимым гулом сосен. Повеяло свежестью, понесло снегом и ветром. ( 157 слов)
1. Определите стиль речи данного текста.
2. Определите типы односоставных предложений.
3. Перестройте, где это возможно, односоставные предложения в двусоставные .
Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 10 классе
НА ТЕПЛОЙ ЗЕМЛЕ
Вижу себя на берегу реки. Летнее солнце плывет над полями, над наезженной пыльной дорогой. Безмерный, сверкающий, пахучий окружает меня мир. Я как бы погружаюсь, ухожу в голубую, бездонную глубину этого счастливого, сверкающего мира.
Я лежу в зеленой траве, вдыхаю влажный запах земли и растений. Вижу, как по коленчатым стеблям высоких травинок неторопливо движутся насекомые. Белые, золотые, синие качаются над головой цветы. В высоком летнем небе повисло пушистое белое облако. Я прищуриваю глаза. И мне кажется, что плывет по небу сказочное белое чудовище на золоченых распахнувшихся крыльях. Высоко-высоко в небе парит ястреб-канюк. Что видит он с небесной голубой высоты? Быть может, запавшим в зеленой меже белоголовым зайчонком видится ему маленький мальчик с выгоревшей на солнце открытою головою?
Бывалого человека, меня и теперь радостно волнуют, неудержимо притягивают обширные просторы родной русской природы. Быть может, поэтому так страстно увлекался и увлекаюсь охотой. В охоте, в давнишних морских скитаниях, в лесных поэтических ночлегах оживал во мне светловолосый мечтательный мальчик с непокрытою, выгоревшей на солнце головою.
Люди, не порывающие связь с природой, не могут почувствовать себя вполне одинокими. Как в мечтательном детстве, по-прежнему раскрыт перед ними прекрасный солнечный мир. Все чисто, радостно и привольно в ослепительном этом мире! И, как в далекие дни детства, над головою усталого путника, прилегшего отдохнуть после утомительного похода, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб-канюк. Отлежавшись в пахучей траве, налюбовавшись золотистыми летними облаками, недвижно застывшими в небесном океане, с новым приливом сил поднимаюсь с теплой родимой земли, чтобы продолжить свой путь среди цветущего любимого мира. (252 слова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по русскому языку. Цель проекта: протестировать взрослое население в возрасте .
В этом сборнике предлагаются образцы графических диктантов (при желании их можно модифицировать, как подскажет ваша фантазия) для рисования по кл.
Сказочный математический диктант «Решение задач на части».
Описание.Учитель называет слово с орфограммой, ученик в ответ произносит проверочное к нему.
Музыкальный диктант – это самое сложное и полезное упражнение для развития слуха. Чтобы научиться писать диктанты, их надо просто много писать! Это задание выполняется как на уроках сольфеджио, .
Этот документ подтверждает то, что м сентябре 2017 года на платформе Овгортской школы-интернат мной был проведен всероссийский экономический диктант.