- Экологическое право
- Охота как деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. Способы оценки законности решения суда о незаконной охоте. Виды ответственности привлечения субъекта.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
- Контрольная работа по «Экологическому праву»
- Контрольная экологическое право.doc
Экологическое право
Охота как деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. Способы оценки законности решения суда о незаконной охоте. Виды ответственности привлечения субъекта.
Рубрика | Государство и право |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 07.06.2016 |
Размер файла | 18,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Задача 1 ответственность закон суд
Гражданин Романов, имея лицензию на отстрел кабана и другие необходимые для работы разрешения, изменил указанное в лицензии место работы и отстрелил зверя на территории заказника. Романов был привлечен к ответственности по статье 258 УК РФ и наказан штрафом в размере 300 минимальных размеров оплаты труда. Решение суда им было обжаловано, поскольку, по мнению нарушителя, он совершил нарушение правил охоты, предусмотренное ст.8.37 КоАП РФ.
Вопрос: Каким образом оценить законность решения суда.
Предмет преступления, предусмотренного ст. 258 УК РФ — дикие звери и птицы, обитающие в состоянии естественной свободы в охотничьих угодьях, а также выпущенные на свободу в целях разведения.
Завладение животными, содержащимися в клетках, вольерах, огороженных территориях, зоопарках, цирках или во владении граждан, квалифицируется как хищение чужого имущества, а отстрел или иное умерщвление таких зверей и птиц — как умышленное уничтожение чужого имущества.
Под охотой понимается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой (Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Охота является незаконной, если осуществляется без соответствующего разрешения, либо вопреки специальному запрету, либо лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимых оснований, либо вне отведенных мест, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами.
Охотой без надлежащего разрешения признается: охота без охотничьего билета или с просроченным билетом; охота лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимых оснований (не достигшим 18-летнего возраста, не состоящим членом общества охотников и не отвечающим иным требованиям); безлицензионная охота; охота без договора с заготовительными и охотничье-промысловыми хозяйствующими субъектами. Добыча зверя или птицы сверх установленной в правилах охоты, договоре или лицензии нормы либо не тех пород, на добычу которых выдано разрешение, также считается охотой без разрешения.
Перечень и границы запрещенных для охоты мест, а также охотничьих хозяйств с указанием их ведомственной принадлежности даются в приложении к правилам охоты, утверждаемым отдельно для каждого субъекта РФ.
Преступлением может быть признана только незаконная охота. Незаконной считается охота без надлежащего на то разрешения, в запрещенных местах, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями или способами, в том числе осуществляемая лицом, не имеющим права на охоту либо получившим разрешение без необходимых оснований незаконным путем.
Разрешения выдаются: охотникам в закрепленных охотничьих угодьях — юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения; в общедоступных охотничьих угодьях — органом исполнительной власти субъекта РФ; на особо охраняемых природных территориях — соответствующими природоохранными учреждениями; работникам индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — этими предпринимателями и юридическими лицами; юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на основе заключенных ими охотхозяйственных соглашений — органами государственной власти в пределах их полномочий (ст. 31 Закона об охоте).
Разрешение действует только в указанном в нем месте и в указанные даты и сроки, которые не могут превышать срок сезона охоты.
Охота без надлежащего разрешительного документа или с просроченным разрешением признается охотой без разрешения. Под признаки такой охоты подпадает также добыча зверя или птицы сверх установленной в разрешении нормы или не тех пород, на добычу которых выдано разрешение, либо с нарушением указанных в разрешении сроков или не в тех местах, которые указаны в разрешении.
К запрещенным для охоты местам относятся территории заповедников, заказников, зеленые зоны вокруг городов и других населенных пунктов, зоны расположения промышленных предприятий, транспортных путей, а также другие места, запрещенные соответствующими актами высших должностных лиц субъектов РФ (обычно указываются в приложениях к правилам охоты).
Следовательно, решение суда правомерно, т.к. Романов охотился не в тех местах, которые указаны в разрешении, что попадает по состав преступления, предусмотренного п. «г» ч. 1 ст. 258 УК РФ.
Мастер транспортного цеха СМУ «Жилстрой» г. Дубинка Хромов, чтобы избежать ответственности за простой цистерны с эмульсолом, являющемся разновидностью нефтепродуктов, дал указание рабочим слить 16 т эмульсола в овраг, по дну которого течет ручей, впадающий в пруд. Тем самым была загрязнена река Волга. По оценке экспертов, ущерб составил 22 млн руб.
Вопрос: К какому виду ответственности может быть привлечен Хромов? Имеются ли основания для возбуждения уголовного дела?
За загрязнение вод УК РФ устанавливает уголовную ответственность по ст. 250 УК РФ, предусматривающая следующий состав преступления:
— Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству (ч. 1 ст. 250 УК РФ).
На первый взгляд преступное деяние влечет две очереди материальных общественно опасных последствий: в первую очередь засорение, загрязнение, истощение или иное изменение природных свойств воды; во вторую очередь — существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Поэтому до наступления последствий вто рой очереди, в случае умышленного загрязнения вод, можно вес ти речь лишь о покушении на преступление. Административная ответственность наступает за создание угрозы загрязнения в результате нарушения правил охраны водных объектов (см., в частности, ст. 8.13 КоАП).
За указанное уголовно-наказуемое деяние виновные лица наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.
Лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
1. Административная ответственность за совершение экологических правонарушений может устанавливаться:
а) только на уровне субъектов Федерации;
б) как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации;
в) только на федеральном уровне;
г) на уровне субъектов Федерации только с согласия органов государственной власти РФ.
2. Гражданско-правовая ответственность может наступить за невиновное причинение вреда?
а) может, если экологический вред причинен источником повышенной опасности;
в) может в случаях, указанных в Федеральном законе «Об охране окружающей среды»;
г) может, если вред причинен юридическим лицом.
3. Примесь в атмосфере, которая может оказать неблагоприятное влияние на здоровье людей и среду обитания, является:
а) загрязняющим веществом;
б) техногенным веществом;
в) показателем принадлежности воздуха городской среде;
г) отравляющим веществом.
4. Управление качеством атмосферного воздуха производится на основе:
а) определения его химического состава;
б) выявления вредных примесей;
в) технического регулирования;
г) установления технических нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ).
5. Нормативная величина, определяющая реакции человека, которые могут возникнуть при кратковременном воздействии атмосферных загрязнений, — это:
б) максимально разовая ПДК;
г) максимально возможная концентрация.
6. Законом устанавливаются следующие нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него:
а) технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы;
б) технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы;
в) предельно допустимые выбросы;
г) предельно допустимые и допустимые технические выбросы.
7. Государственный земельный кадастр — это:
а) свод данных о перспективном планировании и прогнозировании использования земельных ресурсов, подготавливаемый органами государственной власти РФ и муниципальными органами;
б) собрание правил и норм по организации использования земельных ресурсов, устанавливаемых органами государственной власти РФ;
в) комплекс мероприятий по изучению состояния земель РФ, планированию, организации рационального использования земель и их охраны;
г) систематизированный свод данных об объектах государственного кадастрового учета, правовом режиме земель РФ, их стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости.
8. Земельный участок — это:
а) часть поверхности земли, имеющая целевое назначение и зарегистрированная в установленном порядке;
б) часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке;
в) территория с установленными границами, имеющая собственника;
г) территория, выделенная для осуществления указанной общественно-полезной деятельности.
9. Землевладелец — это:
а) лицо, владеющее земельным участком, а равно частью земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения;
б) лицо, владеющее и пользующееся земельными участком на праве пожизненного владения либо договора аренды;
г) граждане РФ, лица без гражданства и иностранные граждане.
10. Земли в РФ делятся на категории в зависимости от их:
а) рыночной стоимости;
б) географического положение;
в) принадлежности министерствам, ведомствам и пр.;
г) целевого назначения.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. — 1993. — № 237.
2. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3 // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
4. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // СЗ РФ. — 1995. — № 17. — Ст.1462
5. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
6. Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2009. — № 30. — Ст. 3735.
7. Постановление Правительства РФ от 10.01.2009 № 18 «О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты» // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 509.
8. Правила охоты, утв. приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512 // РГ. — 2011. — 24 февр.
9. Бринчук М.М. Экологическое право. Учебник для высших учебных заведений. — Система ГАРАНТ, 2014.
10. Велиева Д.С. Система конституционных экологических прав и обязанностей в Российской Федерации. — Система ГАРАНТ, 2011.
11. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. — 12-е изд., перераб. и доп. — М.: «Юрайт», 2012.
12. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации для работников прокуратуры (постатейный) / отв. ред. канд. юрид. наук В.В. Малиновский; науч. ред. проф. А.И. Чучаев. — М.: «КОНТРАКТ», 2012.
13. Пуряева А.Ю. Экологическое право. Учебник. — М.: «Юстицинформ», 2012.
14. Тихомирова Л.А. Экологическое право. Учебник. — Система ГАРАНТ, 2009.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Разрешенные виды пользования объектами животного мира. Расчёт ущерба, причиненного незаконной охотой. Виды эколого–правовой ответственности за самовольный захват земли и самовольное строительство. Виды использования лесов и перечень ограничений охоты.
контрольная работа [27,9 K], добавлен 17.01.2015
Предмет, метод и система экологического права. Состав экологического правонарушения, виды и основания привлечения к ответственности. Основные направления охраны окружающей природной среды в промышленности. Назначение наказания за незаконный улов.
контрольная работа [31,4 K], добавлен 16.03.2013
Общие положение об ответственности за экологические преступления. Понятие и основные черты уголовно-правовой характеристики незаконной охоты, отграничение ее от смежных составов преступлений, объективные, субъективные признаки и вопросы квалификации.
курсовая работа [30,8 K], добавлен 07.02.2010
Понятие и признаки незаконной охоты. Объективная сторона и субъективные признаки преступления, предусмотренного статьей 258 Уголовного Кодекса Российской Федерации. История развития законодательства об уголовной ответственности за незаконную охоту.
курсовая работа [51,1 K], добавлен 24.01.2013
Незаконная охота как преступление экологической направленности. История развития законодательства об уголовной ответственности за браконьерство. Уголовно-правовой анализ преступления, объективные, субъективные и квалифицирующие признаки незаконной охоты.
дипломная работа [647,1 K], добавлен 27.06.2014
Контрольная работа по «Экологическому праву»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 17:19, контрольная работа
Краткое описание
Экологическое право – одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений. Значение слова «экология» определяется как учение о взаимодействии живых организмов с окружающей их природной средой обитания. Из общей экологии можно выделить важную часть, называемую социальной экологией. Социальную экологию можно назвать учением о взаимодействии общества с окружающей его природной средой обитания.
Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл
Контрольная экологическое право.doc
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Комсомольский – на – Амуре государственный
Институт новых информационных технологий
Кафедра «Уголовно-правовые дисциплины»
По дисциплине «Экологическое право»
Студент группы 3ЮРб4а-3 Перминова А.П.
Преподаватель Кузнецова Н.А.
Список используемой литературы………………………………………..15
Экологическое право – одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений. Значение слова «экология» определяется как учение о взаимодействии живых организмов с окружающей их природной средой обитания. Из общей экологии можно выделить важную часть, называемую социальной экологией. Социальную экологию можно назвать учением о взаимодействии общества с окружающей его природной средой обитания. Следует отметить, что предметом социальной экологии является именно природная (но не окружающая) среда. В социальную экологию составной частью входит правовая экология. Под ней понимается совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Одним из проявлений правовой экологии является экологическое право. Экологическое право – совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей.
Областным комитетом по охране окружающей среды была назначена экологическая экспертиза проекта строительства нефтеперерабатывающего комплекса. Участок, определенный под строительство, находился в трех километрах от границ жилого массива. Инициатором строительства на экспертизу была представлена обосновывающая документация, разработанная с учетом требований по оценке воздействия на окружающую среду, после чего экспертная комиссия приступила к рассмотрению данного проекта.
Одновременно одна из общественных экологических организаций города обратилась в областной комитет с протестом по поводу того, что население микрорайонов, попадающих в зону воздействия комбината, никоим образом не было информировано о предполагаемом строительстве и представители общественности города не привлекались к обсуждению самого проекта и предполагаемого воздействия на окружающую среду в случае его осуществления.
Насколько обоснованными являются претензии общественных организаций?
В соответствии с федеральным Законом «об охране окружающей среды», Хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
— соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
— обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
— участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды.
В соответствии со статьей 12 фед. Законом «об охране окружающей среды» Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды
1. Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право: организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.
В соответствии со статьей 37. Требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов
Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.
Следовательно, претензии общественной организации являются обоснованными.
Прокурор Волжской межобластной прокуратуры предъявил в областной арбитражный суд иск к предприятию коммунального хозяйства г. Самары о возмещении вреда, причиненного водным ресурсам Волжского бассейна сбросом неочищенных сточных вод. Арбитражный суд отказал в удовлетворении иска на том основании, что по данным вопросам отсутствует официально утвержденная методика подсчета ущерба.
Какие существуют способы подсчета вреда природной среде?
Вправе ли прокурор выступать истцом по делам о возмещении вреда, причиненного природной среде?
Оцените правильность решения суда.
Арбитражный суд необоснованно отказал в удовлетворении иска на том основании, что по данным вопросам отсутствует официально утвержденная методика подсчета ущерба.
Однако в настоящее время действует Приказ Минприроды РФ от 13.04.2009 N 87 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства»2.
Суды рассчитывают размер вреда в таких случаях именно на основании данной методики.
Экологическое законодательство исходит из принципа полного возмещения экологического вреда и из трех способов такого возмещения: возмещение убытков; оплата стоимости восстановительных работ; возмещение вреда в натуре.
Существуют объективные трудности оценки и подсчета нанесенного ущерба отдельным категориям природных ресурсов. По ранее действовавшему Закону «Об охране окружающей природной среды» при определении величины вреда здоровью граждан учитывались степень утраты трудоспособности потерпевшего; необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья; затраты на уход за больным; иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности; затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией3.
ГК РФ предусматривает два способа возмещения вреда — в натуре (реальный) и в денежном выражении. Что касается реального возмещения вреда в натуре, при различных видах экологических правонарушений встает вопрос о пределах возможностей такого возмещения. К примеру, применительно к охране земель возмещение вреда в натуре может быть реализовано посредством восстановления прежнего состояния земли. Так, при неправомерном нарушении рельефа земельного участка — участок покрыт траншеями, котлованами и т.п. — восстановление может заключаться в устранении этих недостатков. Восстановление лесных массивов может быть осуществлено посредством новых посадок древесных культур.
Решение о восстановлении прежнего состояния земли, других природных ресурсов как способ реального возмещения вреда, причиненного нарушением правил рационального использования и охраны природных богатств, принимается в каждом конкретном случае судом. Очевидно, такое требование может быть предъявлено к правонарушителю, если:
— восстановление объективно возможно и
— правонарушитель в силу своей специальной правосубъектности в состоянии в течение некоего оптимального срока провести необходимые работы. При невозможности возмещения вреда в натуре решается вопрос о денежном возмещении.
Возмещение причиненного природной среде вреда в денежном выражении определяется рядом способов, предусмотренных законодательством об окружающей среде. В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» возмещение причиненного окружающей среде вреда в результате экологического правонарушения производится: в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами, а также с методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Иногда размер причиненного вреда исчисляется в смешанном порядке, т.е. используется комбинация способов.
Таксы представляют собой условные единицы оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также с учетом необходимости наказания виновного. Такса как бы состоит из двух частей: одна имеет целью возмещение затрат, другая — на наказание виновного. При невысоких уровнях платы за пользование дикими животными по разрешениям, утвержденных распоряжением Правительства РФ, таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный объектам животного мира, во много раз превосходят размеры платы.
Таксы как инструмент исчисления вреда применяются не по всем видам ресурсов. Они утверждены по лесному хозяйству. По охотничьим животным таксы установлены на отдельные виды животных, определена таксовая стоимость каждого незаконно уничтоженного животного. По рыбным запасам — также по отдельным видам. Таксы устанавливаются уполномоченными государственными органами.
Методики подсчета ущерба применяются в случае возмещения вреда, причиненного загрязнением вод, атмосферного воздуха, почв.
По фактическим затратам возмещается ущерб, когда отсутствуют соответствующие таксы или методики подсчета. В частности, в таком порядке определяется ущерб, причиненный невыполнением обязанностей по рекультивации земель и другими правонарушениями. В смешанном порядке применяются все способы определения размера ущерба.
При рассмотрении дела суд может назначить экспертизу для определения подлинного размера ущерба. Однако отсутствие таксы или методик подсчета ущерба не должно служить основанием для отказа в рассмотрении иска в суде или арбитражном суде. Прокурор вправе обращаться в суд по таким делам.
Дела о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, рассматриваются по искам прокурора, государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов, граждан и юридических лиц, во владении и пользовании которых находятся природные ресурсы, администрации государственных заповедников и национальных природных парков.
Управление охотничьего хозяйства обратилось в суд с иском к гражданину С. о взыскании ущерба, причиненного незаконной охотой, в размере 1 210 0 00руб. В суде стороны заявили ходатайство об утверждении мирового соглашения на следующих условиях: представитель охотуправления отказывается от иска, а С. обязуется в срок 3 месяца реализовать принадлежащий ему снегоход «Буран» не менее чем за 300 000 руб. и перечислить вырученные деньги на расчетный счет истца. Суд утвердил мировое соглашение, считая, что его условия не противоречат закону и не ущемляют ничьих прав.
Дайте оценку позиции суда.
Вред, причиняемый нарушением правовых экологических требований, называется в доктрине экологического права экологическим или экогенным вредом.
Под экологическим вредом понимается любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований. Он прежде всего проявляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем.
Вследствие названных форм деградации природы может быть причинен вред здоровью и имуществу граждан и юридических лиц. Такой вред называется экогенным. Вред здоровью и имуществу граждан и юридических лиц неблагоприятным воздействием на окружающую среду не всегда связан с нарушением требований законодательства об окружающей среде. Он может причиняться вследствие стихийных бедствий — землетрясений, наводнений и т.п.
Подчеркнем, что экологический вред имеет другие общественно значимые проявления. Они касаются, в частности, демографической сферы: снижение продолжительности жизни, уменьшение прироста населения.
Экологический вред часто связан с упущением выгоды, то есть неполучением природопользователем доходов, которые он мог получить при обычных условиях. Например, фермер мог получить более высокий урожай сельскохозяйственных культур, если бы не была загрязнена окружающая среда.
Новым для российского экологического права элементом экологического вреда является моральный вред. Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с потерей работы, а также и с физической болью, связанной с повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий. Так как природа удовлетворяет эстетические (духовные) потребности человека, уничтожение, к примеру, зеленых насаждений в городах также может рассматриваться как фактор причинения морального вреда и, соответственно, должно служить основанием для его возмещения. Соответствующие иски могут предъявляться в контексте нарушения права на благоприятную окружающую среду.