- Конспект урока.И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Роль пейзажных зарисовок в рассказе «Бежин луг». » методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок 2. Рассказы цикла «Записки охотника»
- Просмотр содержимого документа «Урок 2. Рассказы цикла «Записки охотника»»
Конспект урока.И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Роль пейзажных зарисовок в рассказе «Бежин луг». »
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Урок сопровождается показом презентации.Главная цель- показать взаимосвязь человека и природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatury_v_6_klasse.docx | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 6 классе.
И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Роль пейзажных зарисовок в рассказе «Бежин луг».
Цели урока: знакомство учеников с фрагментами биографии Тургенева; рассмотрение идейно-художественных и жанровых особенностей очерка «Бежин луг».
Задачи: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; помочь учащимся осмыслить глубину нравственных, философских и эстетических проблем, поднятых автором в рассказе «Бежин луг»;продолжать развитие навыков анализа художественного текста и выразительного чтения ; помочь учащимся оценить изящество и совершенство языка И.С. Тургенев; воспитывать трепетное отношение к природе.
Оборудование урока: портрет писателя, презентация, аудиокнига «И.С. Тургенев «Записки охотника», издание «Записок охотника».
Теория литературы: очерк, пейзаж, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение.
Методические приёмы: рассказ учителя, доклады учеников, беседа, выразительное чтение, анализ текста, презентация. Ход урока.
Вся моя биография в моих сочинениях…
1. Слово учителя. Сегодня наш урок посвящён творчеству И.С.Тургенева. С каждым из вас мы проделали большую поисковую работу и сейчас пришло время удивить своими познаниями одноклассников. (слайд 2) Сегодня мы продолжим изучение творчества великого классика, мастера слова, чьи произведения высоко ценятся не только в России, но и во всем мире .(слайд 3) Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык ( родители слайд 4 ) . Давайте послушаем, как прошло его детство.
Доклад 1 (статья в учебнике настр.167)
Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадле жал к старинному дворянскому роду — имена его предков встречались в описаниях историче ских событии со времен Ивана Грозного. В Смутное время один из Тургеневых — Петр Никитич — был казнен на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия. Отец писателя начал службу в кавалергард ском полку и ко времени встречи с будущей же ной был в чине поручика. Мать — богатая поме щица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии. ( имение слайд 5) Все управление усадьбой Спасское было в ру ках матери Варвары Петровны. Мальчик рано стал заме чать, что все вокруг подчинено дикому произво лу, капризам властных родителей. Осознание это го омрачало любовь к Спасскому и его природе. Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его рассказах. «Моя биография, — сказал он однажды, — в мо их произведениях». В домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но большинство книг было на французском язык. С гувернерами и домашними учителями по стоянно происходили какие-нибудь недоразуме ния. Их часто меняли. Будущего писателя зани мала природа, охота, рыбная ловля. Спасское приволье стало его «колыбелью»: научило страстно любить природу, особенно в живых её проявлениях.
Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения.
Доклад 2 (статья в учебнике на стр. 168)
Тургеневу не исполнилось еще и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский универси тет, на словесное отделение.
Начало 1830-х годов было ознаменовано пребы ванием в Университете таких замечательных лю дей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Турге нев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевелся на филологическое отделение философ ского факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать драматическую поэму. Небольшие стихотворения были созданы им еще в Москве. На первом году его жизни в Пе тербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился с профессором П. А. Плетневым, с Гра новским. Тургеневу не было еще и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение. ( портреты слайд 6)
Доклад 3 ( на материалах, данных учителем)
Впоследствии впечатления детства и юности во многом определили содержание знаменитых «Записок охотника» И. С. Тургенева, в которых автор нарисовал яркую картину средней России с её пейзажами, бытом, нравами и обычаями всех, кто населял её деревни и поместья. «Записки охотника» явились переходом от на чального периода творчества И. С. Тургенева, к новому этапу творчества, к реалистической прозе. И. С. Тургенев обра тился для их воплощения и выражения к расска зам-очеркам .( сост. из 25 рассказов слайд7 )
«Записки охотника» состоят из двадцати пяти рассказов, представляющих собой отдельные за конченные произведения, разнообразные по со держанию и художественным особенностям. В основе художественной стройности «Записок охотника» — образ рассказчика (охотника), от лица которого ведется повествование. Рассказчик обычно принимает непосредственное участие в описываемых событиях и не скрывает своего отно шения к ним. Он слушает (или подслушивает) разговоры действую щих лиц, иногда вмешиваясь в беседу, или специ ально расспрашивает их о жизни, попутно сооб щая читателю уже известные сведения об этом лице. И ещё несколько слов об этом сборнике .(слайд8, 9, 10)
2. Беседа. ( Выявление читательского восприятия учеников.)
— С каким произведением в вашей памяти связано имя И. С. Тургенева? (рассказ «Муму»)
— Как вы думаете, о чем книга «Записки охотника»? (принести сборник «Зап.охотника»)
— Сегодня мы с вами познакомились с одним из рассказов этой книги «Бежин луг».
— Дома вы прочитали этот рассказ. Чем он вам запомнился?
— С чего начинается рассказ? ( с описания природы ). Посмотрите на картины природы. ( пейзажи -4 шт. слайды 11,12,13,14) Всё это окрестности Бежина луга.
— Может быть , вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и живописи в том числе)? (Пейзаж)
— Запишем определение в тетради: (слайд 15) Пейзаж – картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия. – А теперь давайте вспомним, какие жанры литературных произведений мы знаем?
— Жанровая необычность произведения была отмечена первыми читателями: «Хорошо, очень хорошо, только что ж это такое – повесть не повесть, путешествие не путешествие…». Очень трудно было определить жанр произведений этого сборника. *** В этом направлении у нас работал Ямушев Федя.
– Жанр произведений Сборника И.С.Тургенева «Записки охотника»- очерк. Что такое очерк?
(слайд 16) Очерк – разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу. Почему же всё-таки очерк? Потому, что автор описывает то время, в которое он живёт, конкретных людей, события.
Запись определения в тетради.
( Спокойная музыка) Выступление Житваевой Тани. Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони( рис. ночного слайд 17) Тихо, уютно. У костра несколько ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные интересные истории. Они – другие. О чём же они говорят ? ( В рас. открыв.общ. гарм. 18, ногчное19)
( Активизация читательского восприятия)
Инсценировка Стр180-184. (Использование аудиокниги «И.С. Тургенев «Записки охотника») – Что придаёт таинственность, мистичность рассказам ребят?(Ночь, природа).
Всё совсем по-другому выглядит утром.
4. Работа с текстом. -Давайте попробуем определить, какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы? Приведите примеры.
Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило »…(слайд 20)
Сравнение: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…
Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….
Олицетворения : «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами »…(слайд21).
— Как вы считаете, как человек связан с природой в рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или человек? (проблемный вопрос) — Почему повествователь заблудился? Стр 172 . Кто он? (слайд 23)
— Почему герой не поддается панике, и кто ему в этом помогает?
(Недоумение», «жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось», пошёл «по звездам – наудалую». Герой рассказа не поддался панике, продолжал действовать – и вышел к людям, с ним его верный друг – собака Дианка «умнейшая из всех четвероногих тварей»)
— Каков он, Бежин луг? Найдите описание в тексте (слайд 25) Стр 175
— Кто же эти люди, которых встретил охотник ? (Крестьянские ребятишки, которые стерегли табун) ( 3 кадра слайд 26)
— Как вы думаете, почему Тургенев вдруг выбрал для рассказа крестьянских ребятишек? (Хотел раскрыть мир крестьянского детства).
— Как относится к своим героям автор? (Он добродушно, доброжелательно усмехается над ними, но в то же время проявляет много уважения к своим героям, а местами открыто любуется ими).
— Как зовут мальчиков? (Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня) (слайд27) ( Стр 177)
— Давайте с вами еще раз подумаем, как соотносятся человек и природа в рассказе Тургенева?
(В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила)
— Что такое природа для писателя? (природа — высшая сила)
Итоги урока: (слайд 28)
— Понравился ли вам рассказ Тургенева?
— Что нового вы узнали на уроке? (что такое очерк, пейзаж, биографию Тургенева)
6. Домашнее задание (слайд 29)
1.Сделать презентацию одного из героев по плану (индивидуальное задание ) или Рисунок с изображением выбранного героя (мальчика);
Описание его внешнего вида (цитаты из текста);
История, которую рассказал герой;
Ваше отношение к герою.
2. Прочитать до конца рассказ, выбрать наиболее понравившийся эпизод и пересказать его.
7. Подведение итогов урока и выставление оценок. Перед вами карточки. Выставите оценки друг другу. Будьте честны и принципиальны. Вспомните работу ваших одноклассников на протяжении всего урока, не забудьте индивидуальную подготовку дома.
Урок 2. Рассказы цикла «Записки охотника»
Цели урока: познакомиться с жанровым понятием цикл, с циклом рассказов Тургенева; научить сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков.
Ход урока
I. Знакомство с книгой «Записки охотника»
1. Слово учителя.
Тургенев с детства наблюдал, жестокие капризы и самодурство своей властной матери, угнетающей крепостных крестьян, дворовых и собственных детей. Но, будучи по натуре человеком мягким, лирическим, писатель писал о жизни помещиков, крепостном праве, расколе русского общества на господ и рабов языком впечатлительного певца природы и народной жизни, как неравнодушный знаток и заступник угнетенного и униженного человека. Автор книги «Записки охотника» был деревенским жителем с детских лет, увлеченным охотником и путешественником, просвещенным дворянином и заботливым помещиком.
Просмотр содержимого документа
«Урок 2. Рассказы цикла «Записки охотника»»
Урок 2. Рассказы цикла «Записки охотника»
Цели урока: познакомиться с жанровым понятием цикл, с циклом рассказов Тургенева; научить сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков.
I. Знакомство с книгой «Записки охотника»
Тургенев с детства наблюдал, жестокие капризы и самодурство своей властной матери, угнетающей крепостных крестьян, дворовых и собственных детей. Но, будучи по натуре человеком мягким, лирическим, писатель писал о жизни помещиков, крепостном праве, расколе русского общества на господ и рабов языком впечатлительного певца природы и народной жизни, как неравнодушный знаток и заступник угнетенного и униженного человека. Автор книги «Записки охотника» был деревенским жителем с детских лет, увлеченным охотником и путешественником, просвещенным дворянином и заботливым помещиком.
Рассказы из цикла «Записки охотника» появились 1847 года в журнале Некрасова «Современник». Сам автор называл их «мои очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть на свете».
При появлении в журнале «Современник» некоторых очерков Тургенева, критике и читателям сразу вспомнилось совсем другое имя — Гоголь, автор «Мертвых душ». Гоголь ведь тоже был замечательным лириком в своей прозе, и особенно в знаменитых авторских отступлениях «Мертвых душ». Тургенев писал свои «охотничьи» рассказы о русском народе в основном во Франции, книга Гоголя о путешествии Чичикова по России создана в Италии. Композиции этих произведений можно назвать одинаковыми. В произведениях очерки и типы русских людей скреплены воедино образом путешествующего по родной земле рассказчика. Но Тургеневский герой не одержимый бесцельной деятельностью пройдоха, как Чичиков, а орловский помещик на охоте, пространство сужено до границ черноземной губернии и в основном включает знакомые места писателя. А авторское отношение выражается с замечательной лирической смелостью, что и делает тургеневскую прозу столь поэтичной. Но это очевидное сходство говорит и о понятном родстве главной идеи Гоголя и Тургенева, о том, что их цель — создать новый образ России и ее народа, расколотого, угнетенного сверху донизу, не поступившись при этом реализмом и художественностью и соединив лирику с острой социальной сатирой.
2. Краткий пересказ рассказов книги «Записки охотника»
II. Особенности жанра «Записок охотника» и их оценка в критике
Учащиеся записывают определения:
Цикл — не случайная подборка произведений одного жанра и общей тематики. Эта поэтический организм, клеточки которого, обладая относительной самостоятельностью, своей взаимосвязью друг с другом образуют «более широкое общее содержание, чем смысл отдельных вещей или механической совокупности, суммы». (П. Громов).
Цикл (от греч. «круг») — группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей. Встречаются циклы стихотворений, рассказов, повестей, романов.
2. Разбор особенностей «Записок охотника».
На то, что «Записки охотника» являются циклом, а не «случайной подборкой» рассказов указывает следующее:
— закрепленное за каждым рассказом его определенное место;
— общность героев: все рассказы цикла объединяет собой рассказчик, несколько раз встречается упоминание о Ермолае, два рассказа посвящены Чертопханову и Недопюскину;
— тематическое и идейное единство рассказов все истории рассказывают о жизни помещиков и крестьян, о природе, о приключениях охотников.
Композиция рассказов — зеркальна. Небольшая предыстория, часто сопровождаемая пейзажем, затем знакомство с новым героем: его портрет, история жизни, затем беседа с ним. Концовка, как правило, неожиданная, никаких выводов, никакой морали мы не встретим: нам предоставляется право самостоятельно делать выводы.
3.Слушаем доклад учащего об оценке «Записок охотника» в критике (см. дополнительный материал к уроку).
III. Человеческие типы в рассказах Тургенева. Аналитическая беседа
— О чем книга «Записки охотника»? Каких героев вы увидели?
(«Записки охотника» — это книга о народе, его социологическое описание в характерных типах и жизненных ситуациях. Это портреты, воспроизведенные с фотографической точностью.)
— Как достигается точное изображение героев и жизни?
(Этой точности писатель добивается в прозе, подобно художнику, и уходит при этом очень далеко от «физиологических» описаний натуральной школы и от сентиментальных деревенских рассказов своей учительницы Жорж Санд. Вся поэзия и музыка тургеневской лирической прозы связана с русским простым народом, представленным в рассказах разнообразно, но одинаково самобытно и привлекательно. Каждое лицо здесь появляется продуманно и для читателя становится новым открытием, ведущим его к вполне определенным выводам и обобщениям.)
— Как выражено авторское отношение к крестьянам?
(Глубокое сочувствие к угнетенному народу в «Записках охотника» выражено в любовном изображении индивидуальности каждого крестьянина-героя. Духовное богатство тургеневских героев раскрывается с разных сторон. Здесь и хозяйственная сообразительность и дальновидность Хоря, и поглощенность Касьяна исканиями справедливости, и мечтательность тонко чувствующего красоту природы Калиныча, здоровая чарующая непосредственность ребятишек из «Бежина луга» глубокая человечность долготерпения страдающей Лукерьи. Показывает Тургенев и разные формы протеста крестьян против крепостного права.)
— Какие еще характеры крестьян вы увидели в рассказах?
(Тургенев видел в крестьянской среде не только талантливые и свободолюбивые натуры, но и людей, смирившихся со своим рабским положением, духовно искалеченных и развращенных, перенявших привычки и понятия своих господ.)
Заполнить таблицу. Учащиеся делятся на 4 группы и каждая группа заполняет столбцы для 3 (4) героев. При ответе представителя каждой группы, учащиеся заполняют незаполненные столбцы.
П. Е. Чертопханов
IV. Образ рассказчика в «Записках охотника»
— Какие сходства и различия вы отметили между автором и героем-рассказчиком?
(Между рассказчиком и автором много общего. Но, поскольку автор— реальный человек, он шире и глубже выдуманного им героя.)
— Какими качествами наделил Тургенев рассказчика?
(Своего героя-рассказчика Тургенев наделяет несколькими функциями: разговорить и понять героя, почти бесстрастно рассказать об увиденном. Тургенев решил, что подходящим героем может стать молодой мужчина, который много путешествовал, свободный, хорошо воспитанный барин, увлекающийся охотой. Он должен уметь располагать к себе людей, а значит быть хорошим психологом.
Из уст героя-рассказчика мы ближе узнаем жизнь героев книги, мы наблюдаем их непосредственно. Он просто и естественно внедряется в различные «миры», потому что такой же русский человек, как и те, о которых повествует. Он доверчив, открыт, понятен.)
— Что мы знаем о жизни самого рассказчика?
(Автор сообщает нам о жизни рассказчика только некоторые факты: общие биографические подробности (упоминание о матери, о Спасском, о том, что жил за границей), которые ни к чему не обязывают и не хуже любых других. Зато они очень достоверны.)
— Какими идеальными чертами наделил автор героя?
(Рассказчик у Тургенева — носитель добра, он лишен индивидуальных черт характера, свойственных каждому человеку, которые могли бы помешать ему рассказать о происшедшем, могли бы увести в сторону от главной мысли повествования.)
— Какие еще приемы, помимо героя-рассказчика, Тургенев использовал для передачи главной мысли своей книги?
(Помимо образа рассказчика, автор пользуется другими приемами для передачи главной мысли произведения. Это и прямое обращение к читателю, и выбор героев, и композиция рассказов, и особенности жанра «Записок…».)
Тургеневская книга «Записки охотника» полна поэзии и правды русской природы и народной жизни. Все здесь объемно, зримо, полно красками, звуками, запахами. Автор этой великой книги о русском народе лучше нас понимал ее социальный смысл и звучание, ее историческое значение: «Бывают эпохи, где литература не может быть только художеством а есть интересы высшие поэтических интересов». И все же его «Записки охотника» и поныне остаются одной из самых светлых, поэтичных, художественных книг русской литературы. И произошло это потому, что героем книги стал не только русский народ, но и русский язык.
1. Читать роман «Отцы и дети» (гл. I-II) и ответить на вопросы:
— Почему точно указано начало действия?
— Рассказать о прошлом Н. П. Кирсанова (гл. 1, 3-5).
— Встреча отца с сыном (гл. 2).
— Хозяйство Н. П. Кирсанова (гл. 3).
— Положение крестьян (гл. 3).
— Почему биографические сведения Базарова даны скупо, без подробностей?
— С какой целью Аркадий рассказывает Базарову историю жизни дяди? Как этот рассказ характеризует самого Аркадия?
— Павел Петрович с первых минут знакомства испытывает к Базарову антипатию, которая выливается в спор (гл. 6). Чем можно объяснить это отношение?
— Ваше отношение к Базарову, Аркадию, Павлу Петровичу.
2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение на тему: «Широкий обобщающий смысл, вложенный автором в заглавие романа «Отцы и дети». Художественное своеобразие романа».
Дополнительный материал к уроку
Жанровое своеобразие первых же отрывков из «Записок охотника» было отмечено читателями «Современника»: «Хорошо, очень хорошо: только что ж это такое — повесть не повесть, путешествие не путешествие. ». Форма рассказов и очерков Тургенева определена как «очень удачная», поскольку она дала писателю «свободу. исходить вдоль и поперек пространное русское царство и на пути знакомиться с разными лицами и явлениями той сферы жизни». С появлением отдельного издания книги «Записки охотника» в 1852 г. о ней заговорили как о «книге, которая после «Мертвых душ» произвела самое сильное впечатление на читателей». В критике появились прямые сравнения тургеневской книги о «живых душах» России с «Мертвыми душами» Гоголя — «явлением аналогическим по материалу и строю с «Записками охотника».
Л. Толстой назвал автора «Записок охотника» «создателем новых форм», так как он полагал, что «каждый большой художник, открывающий новое в жизни, неизбежно должен создавать и свои формы. ».
«Записки охотника» — не подборка «пестрых» рассказов, механически собранных в книгу и внешне скрепленных общим заглавием, а органическое единство, внутри которого действуют особые закономерности, порожденные образным взаимодействием, взаимосвязью рассказов. Эта взаимосвязь создает поэтический контекст, бесконечно расширяющий в книге художественную емкость составляющих ее очерков». (Ю. Лебедев)
«В «Записках охотника» следует видеть цикл сближенных самим автором произведений, стремившимся самим сближением их выразить то «дополнительное» содержание, которое возникает сверх «суммы» отдельных значений элементов, входящих в цикл, и реализуется в связях и отношениях, в образной перекличке, в контрастах и параллелях, в развитии «сквозных» мотивов». (С. Е. Шаталов)
«Ощущение переменчивости жизни создается еще с помощью «открытых» концовок и «подхватывающих» начал тургеневских рассказов.
Концовки тургеневских очерков не приостанавливают нужного художнику ощущения переменчивости жизни, они постоянно движутся к началам новых и новых встреч, порождая тяготение одного рассказа к другому, «рифмуя» кадры в изменяющейся картине мира.
Эта рифма усиливается тем, что разомкнутое окончание очень часто подхватывается началом следующего очерка». (Ю. Лебедев)
«Опыт физиологического очерка был учтен и использован Тургеневым в построении сюжета: острая динамика действия, характерная для новеллы, порой сменяется уточняющим описанием явления, портрета, пейзажа. Самозначимая увлекательная интрига вытесняется бытовыми коллизиями реальной повседневности людей». (Э. А. Шубин)
«Рассказ — более сложный жанр, основывающийся на физиологическом очерке, но предлагающий оттенки типа, характера героя. Для воспроизведения характера нужна система поступков, нужен сюжет, т. е. определенная последовательность эпизодов, выполняющая художественные задачи. Меняется природа портрета. Возникают проблемы диалога, психологизма. Рассказ — это то, что было, это изображение в «снятом виде». (В. И. Кулешов)
В 1840-е годы В. Г. Белинский, проявляя огромный интерес и значение малой прозе, писал, что «малые прозаические жанры должны знакомить именно с Россией низов. В 1840-е годы эта роль первоначально отводилась физиологическому очерку, что объясняется не только особенностями развития литературы, спецификой данного жанра, но и отношением к народной массе, взглядом на нее. Она воспринималась как неподвижная. Жанр очерка предполагал характеристику, классификацию типов, он был описательным и мог выполнять роль жанра-ознакомителя до тех пор, пока господствовало представление о русской жизни как неподвижной, как о некой совокупности сословий, профессий, занятий. Назначение малых жанров в этих условиях литература видела в характеристике народных типов, в накоплении материала для синтетических форм «большой» повести и романа.»
И. Тургенев предполагал, что отдельные рассказы должны были являться фрагментами целого. Неслучайно так вдумчиво отбирал он рассказы для сборника: некоторые по цензурным соображениям так и остались незаконченными, некоторые показались ему «недостаточно интересными или нейдущими к делу».