Конспект урока записки охотника тургенева

Конспект урока литературы «И. С. Тургенев «Записки охотника». Россия в цикле рассказов».
план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме

Конспект урока литературы в 10-м классе по творчеству И.С.Тургенева

Скачать:

Вложение Размер
zapiski_okhotnika.doc 48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы

«И. С. Тургенев «Записки охотника». Россия в цикле рассказов».

Цели: а) образовательные:

— познакомить с содержанием рассказов И. С. Тургенева из цикла «Записки охотника»;

— раскрыть значение литературоведческих понятий — рассказ, цикл рассказов, образ рассказчика;

— обучать анализу рассказа;

— развивать память, воображение;

— воспитывать интерес к литературе, любовь к родине.

Тип урока: изучение нового материала.

Педагогические технологии: проблемное обучение, элементы исследовательской технологии и интегрированных уроков.

Оборудование: сборник рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника», презентация , карточки с индивидуальными заданиями:

— Назовите имена писателей, творчество которых мы изучили (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Островский, Гончаров).

— Назовите литературные направления, которые вы знаете.

-Дайте краткую характеристику каждому направлению.

— В каких литературных направлениях творили эти писатели?

— К каким литературным жанрам мы обращались? (стихотворение, поэма, повесть- сборник повестей, драма (трагедия), роман.

— Романы тоже делятся на жанры. Роман «Обломов» — социально-психологический роман. Попробуйте объяснить значение этих слов (работа со словарем)

-Объясните, почему роман «Обломов» Гончарова – социально-психологический?

2. Изучение новой темы.

— Итак, что же такое рассказ? (работа со словарем).

— Что такое цикл рассказов? К какому литературному направлению относятся «Записки охотника» И. С. Тургенева? Почему сборник называется «Записки охотника»? Какой предстает Россия в рассказах И. С. Тургенева? На эти вопросы мы должны будем ответить в конце урока.

-И. С. Тургенев приходит в литературу как поэт, автор поэмы и стихотворений. Но В. Г. Белинский, друг Тургенева, его литературный учитель, увидел гигантский талант молодого автора, посоветовал писать о том, что хорошо знает.

— А что хорошо знал Тургенев? (жизнь крестьян, деревню, природу его родных мест –села Спасского и села Тургенева)

— В январе 1847 года в первом номере журнала «Современник» был напечатан очерк из крестьянской жизни «Хорь и Калиныч». Это произведение стало украшением этого номера «Современника».

-Анализ рассказа «Хорь и Калиныч». Перескажите рассказ. Дайте характеристику Хорю. Дайте характеристику Калинычу. Определите тему рассказа. Проблему. Идею. Зачем И. С. Тургенев нам говорит об этих крестьянах?

— Рассмотрите героев на иллюстрациях художника Н. Устинова. расскажите о героях по иллюстрации.

-Что можете сказать о барине Полутыкине? Как к нему относится Федя? Что общего между Полутыкиным и Пеночкиным? Приведите примеры образов крестьян близких Калинычу? (Степушка, Сучок, Ермолай). Чем они похожи? К каким героям литературы они близки? (Обломов). Докажите это.

-Анализ рассказа «Ермолай и мельничиха». Перескажите. Расскажите о Ермолае. О мельничихе. Зачем И. С. Тургенев включил этот образ в своё произведение. Тема. Идея .Проблема. (тема счастья).

— Рассмотрите иллюстрации художника Н. Устинова. К каким эпизодам эти иллюстрации? Какой вы видите мельничиху?

— Анализ рассказа «Бежин луг». Перескажите рассказ. Тема. Идея. Проблема.

— Рассмотрите мальчиков на иллюстрациях художника Н. Устинова. Как вы думаете, кто из них Федя, Костя, Илюша, Павлуша, Ваня? Докажите текстом

-Анализ рассказа «Бирюк». Кратко перескажите рассказ. Дайте характеристику социальному положению Бирюка. Как он относится к своей работе. Определите тему, проблему и идею рассказа. В чем смысл сцены с крестьянином. Дайте нравственную оценку поступку Бирюка.

— Рассмотрите иллюстрацию Н. Устинова к рассказу «Бирюк»? Какие качества характера Бирюка отразил художник в портрете?

— Анализ рассказа «Певцы». Перескажите произведение. Опишите пение героев. Назовите тему, проблему, идею рассказа. Перескажите описания природы. Сравните описание природы с пением героев. Назовите тему, проблему, идею рассказа.

— Рассмотрите иллюстрации Н. Устинова к рассказу «Певцы». К каким эпизодам эти иллюстрации? Какие эпизоды вы хотели бы проиллюстрировать? Используя устное словесное рисование создайте иллюстрацию к рассказу того эпизода, который вам запомнился.

3. Выводы (записываются в тетради).

— Что и кто объединяет эти рассказы? (образ охотника-повествователя, образы крестьян, которые переходят из рассказа в рассказ, образ природы).

— Почему же эти рассказы представляют собой цикл?

— Сравните с циклом «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя (объединяет образ петербурга).

— Что вы узнали о рассказчике?(умный, имеет тонкий взгляд на мир, чувствует народ).

-Зачем И. С. Тургеневу понадобился образ рассказчика-охотника?

— Каким вы видите русское крестьянство в цикле рассказов И. С. Тургенева? (бедное, задавлено помещиками, бурмистрами, но очень талантливое, поэтичное)

-Во всех рассказах есть еще один герой. Назовите его. (природа)

— Как называется описание природы в художественном произведении? (пейзаж)

— Какую роль играет пейзаж в рассказах?

— Какой мы видим Россию в «Записках охотника» И. С. Тургенева? (народную, крестьянскую, с достоинствами и с недостатками).

-И. А. Гончаров скажет, что в русской природе явился «истинный трубадур, странствующий с ружьем и лирой по селам и полям». Прокомментируйте слова И. А. Гончарова.

— Что такое рассказ?

-Что такое цикл рассказов?

— Почему этот цикл рассказов писатель назвал «Записки охотника»?

— Назовите литературное направление, к которому относится творчество И. С. Тургенева?

— Какой мы видим Россию в рассказах писателя?

5. Домашнее задание.

Читать первые пять глав романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Задания: 1) прочитайте пейзаж в 3 главе, дайте ему характеристику;

2) почему И. С. Тургенев указывает точное время действия в романе?

3) соотнесите время действия и пейзаж;

4) прочтите портреты героев романа, по портретам определите характеры этих героев.

Карточки с индивидуальными заданиями

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бирюк».

Задание. 1) Кратко перескажите рассказ;

2) Дайте характеристику социальному положению Бирюка;

3)Как он относится к своей работе.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бирюк».

Задание. 1) Определите тему, проблему и идею рассказа;

2) В чем смысл сцены с крестьянином;

3) Дайте нравственную оценку поступку Бирюка.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».

Задание. 1) Перескажите рассказ

2) Расскажите о Хоре.

3) Зачем И. С. Тургенев нам рассказывает о таком крестьянине.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».

Задание. 1) Перескажите рассказ

2) Расскажите о Калиныче.

3) Зачем И. С. Тургенев нам рассказывает о таком крестьянине.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».

Задание. 1) Определите тему, проблему, идею рассказа;

2) Зачем И. С. Тургенев нам говорит об этих крестьянах.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Ермолай и мельничиха».

Задания. 1) Перескажите рассказ;

2)Дайте характеристику Ермолаю;

3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бежин луг».

Задание.1) Перескажите рассказ;

2) Определите тему, идею, проблему рассказа.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Ермолай и мельничиха».

Задания. 1) Перескажите рассказ;

2)Дайте характеристику мельничихе.

3) Зачем И. С. Тургенев включил этот образ в своё произведение.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Певцы».

Задание. 1) Перескажите произведение;

2) Опишите пение героев;

3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Певцы».

Задание. 1) Перескажите описания природы;

2) сравните описание природы с пением героев;

3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы в 10 классе по рассказу А.Чехова «Анна на шее».

Урок составлен с учетом требований ФГОС второго поколения, максимум времени урока отведено самостоятельной работе учащихся, поиску ими ответов на проблемные вопросы, работе с художественным текстом.

Тип урока:Оборудование:Цели урока: 1. Коротко познакомить с личностью Тэффи и содержанием рассказа «Жизнь и воротник». 2. Проанализировать жизненную ситуацию героини. 3. Определит.

Цель: 1. Развивать навыки анализа текста, умение находить нужные художественные детали для характеристики героя и создания и его портрета.

Материал может пригодиться для проведения урока литературы (6 класс).

Конспект урока литературы «А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-х годов», 10 класс.

Конспект урока литературы «Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»». 5 класс.

И.С. Тургенева «Записки охотника»
план-конспект урока по литературе на тему

Скачать:

Вложение Размер
И.С. Тургенев «Записки охотника» 15.85 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Тема урока: «Записки охотника» и их место в русской литератур (2ч)

Цели: познакомиться с жанровым понятием цикл, с циклом рассказов Тургенева; научить сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков.

  1. Знакомство с книгой «Записки охотника»
  1. Слово учителя

Рассказы из цикла «Записки охотника» появились 1847 года в журнале Некрасова «Современник». Сам автор называл их «мои очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть на свете».

  1. Особенности жанра «Записок охотника» и их оценка в критике
  1. Словарная работа.

Учащиеся записывают определения:

Цикл – не случайная подборка произведений одного жанра и общей тематики. Эта поэтический организм, клеточки которого, обладая относительной самостоятельностью, своей взаимосвязью друг с другом образуют «более широкое общее содержание, чем смысл отдельных вещей или механической совокупности, суммы. (П. Громов).

Цикл (от греч. «круг») – группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей. Встречаются циклы стихотворений, рассказов, повестей, романов.

  1. Разбор особенностей «Записок охотника».

На то, что «Записки охотника» являются циклом указывает следующее:

  • Закрепленное за каждым рассказом его определенное место;
  • Общность героев: все рассказы цикла объединяет собой рассказчик, несколько раз встречается упоминание о Ермолае, два рассказа посвящены Чертопханову и Недопюскину;
  • Тематическое и идейное единство рассказов – все истории рассказывают о жизни помещиков и крестьян, о природе, о приключениях охотников.

Композиция рассказов – зеркальна. Небольшая предыстория, часто сопровождается пейзажем, затем знакомство с новым героем: его портрет, история жизни, затем беседа с ним. Концовка, как правило, неожиданная, никаких выводов, никакой морали мы не встретим: нам предоставляется право самостоятельно делать выводы.

  1. Человеческие типы в рассказах Тургенева. Аналитическая беседа.

— О чем книга «Записки охотника»? (Это книга о народе, их жизненные ситуации.)

— Как выражено авторское отношение к крестьянам?

(Глубокое сочувствие к угнетенному народу выражено в любовном изображении индивидуальности каждого крестьянина-героя.)

  1. Образ рассказчика в «Записках охотника»

— Какими качествами наделил Тургенев рассказчика? (Своего героя –рассказчика наделяет несколькими функциями: разговаривать и понять героя, почти бесстрастно рассказать об увиденном.)

— Что мы знаем о жизни самого рассказчика? (Общие биографические подробности ( упоминание о матери, о Спасском, о том, что жил за границей)).

Тургеневская книга «Записки охотника» полна поэзии и правды русской природы и народной жизни. Все здесь объемно, зримо, полно красками, звуками, запахами. «Записки охотника» и поныне остаются одной из самых светлых, поэтичных, художественных книг русской литературы.

  1. Прочитать рассказы из цикла «Записки охотника.
  2. Ответить на вопросы

Конспект урока.И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Роль пейзажных зарисовок в рассказе «Бежин луг». »
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Урок сопровождается показом презентации.Главная цель- показать взаимосвязь человека и природы.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_literatury_v_6_klasse.docx 26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 6 классе.

И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Роль пейзажных зарисовок в рассказе «Бежин луг».

Цели урока: знакомство учеников с фрагментами биографии Тургенева; рассмотрение идейно-художественных и жанровых особенностей очерка «Бежин луг».

Задачи: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; помочь учащимся осмыслить глубину нравственных, философских и эстетических проблем, поднятых автором в рассказе «Бежин луг»;продолжать развитие навыков анализа художественного текста и выразительного чтения ; помочь учащимся оценить изящество и совершенство языка И.С. Тургенев; воспитывать трепетное отношение к природе.

Оборудование урока: портрет писателя, презентация, аудиокнига «И.С. Тургенев «Записки охотника», издание «Записок охотника».

Теория литературы: очерк, пейзаж, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение.

Методические приёмы: рассказ учителя, доклады учеников, беседа, выразительное чтение, анализ текста, презентация. Ход урока.

Вся моя биография в моих сочинениях…

1. Слово учителя. Сегодня наш урок посвящён творчеству И.С.Тургенева. С каждым из вас мы проделали большую поисковую работу и сейчас пришло время удивить своими познаниями одноклассников. (слайд 2) Сегодня мы продолжим изучение творчества великого классика, мастера слова, чьи произведения высоко ценятся не только в России, но и во всем мире .(слайд 3) Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык ( родители слайд 4 ) . Давайте послушаем, как прошло его детство.

Доклад 1 (статья в учебнике настр.167)

Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадле жал к старинному дворянскому роду — имена его предков встречались в описаниях историче ских событии со времен Ивана Грозного. В Смутное время один из Тургеневых — Петр Никитич — был казнен на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия. Отец писателя начал службу в кавалергард ском полку и ко времени встречи с будущей же ной был в чине поручика. Мать — богатая поме щица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии. ( имение слайд 5) Все управление усадьбой Спасское было в ру ках матери Варвары Петровны. Мальчик рано стал заме чать, что все вокруг подчинено дикому произво лу, капризам властных родителей. Осознание это го омрачало любовь к Спасскому и его природе. Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его рассказах. «Моя биография, — сказал он однажды, — в мо их произведениях». В домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но большинство книг было на французском язык. С гувернерами и домашними учителями по стоянно происходили какие-нибудь недоразуме ния. Их часто меняли. Будущего писателя зани мала природа, охота, рыбная ловля. Спасское приволье стало его «колыбелью»: научило страстно любить природу, особенно в живых её проявлениях.

Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения.

Доклад 2 (статья в учебнике на стр. 168)

Тургеневу не исполнилось еще и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский универси тет, на словесное отделение.

Начало 1830-х годов было ознаменовано пребы ванием в Университете таких замечательных лю дей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Турге нев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевелся на филологическое отделение философ ского факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать драматическую поэму. Небольшие стихотворения были созданы им еще в Москве. На первом году его жизни в Пе тербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился с профессором П. А. Плетневым, с Гра новским. Тургеневу не было еще и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение. ( портреты слайд 6)

Доклад 3 ( на материалах, данных учителем)

Впоследствии впечатления детства и юности во многом определили содержание знаменитых «Записок охотника» И. С. Тургенева, в которых автор нарисовал яркую картину средней России с её пейзажами, бытом, нравами и обычаями всех, кто населял её деревни и поместья. «Записки охотника» явились переходом от на чального периода творчества И. С. Тургенева, к новому этапу творчества, к реалистической прозе. И. С. Тургенев обра тился для их воплощения и выражения к расска зам-очеркам .( сост. из 25 рассказов слайд7 )

«Записки охотника» состоят из двадцати пяти рассказов, представляющих собой отдельные за конченные произведения, разнообразные по со держанию и художественным особенностям. В основе художественной стройности «Записок охотника» — образ рассказчика (охотника), от лица которого ведется повествование. Рассказчик обычно принимает непосредственное участие в описываемых событиях и не скрывает своего отно шения к ним. Он слушает (или подслушивает) разговоры действую щих лиц, иногда вмешиваясь в беседу, или специ ально расспрашивает их о жизни, попутно сооб щая читателю уже известные сведения об этом лице. И ещё несколько слов об этом сборнике .(слайд8, 9, 10)

2. Беседа. ( Выявление читательского восприятия учеников.)

— С каким произведением в вашей памяти связано имя И. С. Тургенева? (рассказ «Муму»)

— Как вы думаете, о чем книга «Записки охотника»? (принести сборник «Зап.охотника»)

— Сегодня мы с вами познакомились с одним из рассказов этой книги «Бежин луг».

— Дома вы прочитали этот рассказ. Чем он вам запомнился?

— С чего начинается рассказ? ( с описания природы ). Посмотрите на картины природы. ( пейзажи -4 шт. слайды 11,12,13,14) Всё это окрестности Бежина луга.

— Может быть , вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и живописи в том числе)? (Пейзаж)

— Запишем определение в тетради: (слайд 15) Пейзаж – картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия. – А теперь давайте вспомним, какие жанры литературных произведений мы знаем?

— Жанровая необычность произведения была отмечена первыми читателями: «Хорошо, очень хорошо, только что ж это такое – повесть не повесть, путешествие не путешествие…». Очень трудно было определить жанр произведений этого сборника. *** В этом направлении у нас работал Ямушев Федя.

– Жанр произведений Сборника И.С.Тургенева «Записки охотника»- очерк. Что такое очерк?

(слайд 16) Очерк – разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу. Почему же всё-таки очерк? Потому, что автор описывает то время, в которое он живёт, конкретных людей, события.

Запись определения в тетради.

( Спокойная музыка) Выступление Житваевой Тани. Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони( рис. ночного слайд 17) Тихо, уютно. У костра несколько ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные интересные истории. Они – другие. О чём же они говорят ? ( В рас. открыв.общ. гарм. 18, ногчное19)

( Активизация читательского восприятия)

Инсценировка Стр180-184. (Использование аудиокниги «И.С. Тургенев «Записки охотника») – Что придаёт таинственность, мистичность рассказам ребят?(Ночь, природа).

Всё совсем по-другому выглядит утром.

4. Работа с текстом. -Давайте попробуем определить, какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы? Приведите примеры.

Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило »…(слайд 20)

Сравнение: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….

Олицетворения : «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами »…(слайд21).

— Как вы считаете, как человек связан с природой в рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или человек? (проблемный вопрос) — Почему повествователь заблудился? Стр 172 . Кто он? (слайд 23)

— Почему герой не поддается панике, и кто ему в этом помогает?

(Недоумение», «жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось», пошёл «по звездам – наудалую». Герой рассказа не поддался панике, продолжал действовать – и вышел к людям, с ним его верный друг – собака Дианка «умнейшая из всех четвероногих тварей»)

— Каков он, Бежин луг? Найдите описание в тексте (слайд 25) Стр 175

— Кто же эти люди, которых встретил охотник ? (Крестьянские ребятишки, которые стерегли табун) ( 3 кадра слайд 26)

— Как вы думаете, почему Тургенев вдруг выбрал для рассказа крестьянских ребятишек? (Хотел раскрыть мир крестьянского детства).

— Как относится к своим героям автор? (Он добродушно, доброжелательно усмехается над ними, но в то же время проявляет много уважения к своим героям, а местами открыто любуется ими).

— Как зовут мальчиков? (Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня) (слайд27) ( Стр 177)

— Давайте с вами еще раз подумаем, как соотносятся человек и природа в рассказе Тургенева?

(В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила)

— Что такое природа для писателя? (природа — высшая сила)

Итоги урока: (слайд 28)

— Понравился ли вам рассказ Тургенева?

— Что нового вы узнали на уроке? (что такое очерк, пейзаж, биографию Тургенева)

6. Домашнее задание (слайд 29)

1.Сделать презентацию одного из героев по плану (индивидуальное задание ) или Рисунок с изображением выбранного героя (мальчика);

Описание его внешнего вида (цитаты из текста);

История, которую рассказал герой;

Ваше отношение к герою.

2. Прочитать до конца рассказ, выбрать наиболее понравившийся эпизод и пересказать его.

7. Подведение итогов урока и выставление оценок. Перед вами карточки. Выставите оценки друг другу. Будьте честны и принципиальны. Вспомните работу ваших одноклассников на протяжении всего урока, не забудьте индивидуальную подготовку дома.

Читайте также:  Панама для охоты рыбалки
Оцените статью
Adblock
detector