Конспект урока 7 класс тургенев записки охотника презентация

Презентация «И.С.Тургенев. Жизнь и творчество»
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему

Материал можно использовать на уроке литературы в 6-8 классах

Скачать:

Вложение Размер
turgenev._prezentatsiya.ppt 800.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Вся моя биография в моих сочинениях .» … Ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал «добрые чувства», то то же самое и с такою же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев. (С-Щедрин)

ДЕТСТВО. И.С.Тургенев родился в 1818г.в богатой дворянской семье. Детство провел в родовой усадьбе своей матери Спасское-Лутовиново.

Мать писателя Варвара Петровна – женщина капризная, своенравная, истеричная, к детям относилась неровно. Порывы нежности сменялись приступами жестокости. Детей наказывали по ее приказу за малейшие проступки, а иногда и без всякой причины. «Мне нечем помянуть моего детства. Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся, как огня.»

Отец Тургенева. Сергей Николаевич был умен, красив, изящен. С отцом отношения были сложные. «Он почти не занимался моим воспитанием, но никогда не оскорблял меня; он уважал мою свободу – он был вежлив со мною…только не допускал меня до себя. Я любил его, я любовался им, он казался мне образцом мужчины…»

Подросток Тургенев. Живой, впечатлительный, не по годам развитый мальчик. Охотно общался с дворовыми людьми (слушал от них разные истории, рассказы, предания, бывальщины). Не выносил жестокость, дал себе клятву никогда и ни при каких обстоятельствах не поднимать руки на человека, хоть в чем- нибудь зависимого от него.

Занятия Тургенева. Игрушки мало занимали его. С большой охотой проводил время в парке, где у него были любимые уголки. Удил рыбу, ловил птиц, учился стрелять из ружья. Постепенно зародилась страсть к охоте. Вскоре библиотека стала для него самым любимым местом в доме.

В Москве. В 1827г. семья переехала в Москву. Тургенев учится в различных частных пансионах. Затем поручен домашним учителям. Изучает русскую словесность, историю, географию, математику, ин.языки –немецкий, французский, английский, рисование. Учился легко, родители были довольны успехами.

Университетские годы. 1833г.Тургеневу не было еще и 15 лет, когда он стал студентом Московского университета словесного отделения. 1834г.подал прошение о переводе на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. 1838г. отправился в Берлин, чтобы продолжить свое образование.

Начало литературной деятельности Главное внимание молодой Тургенев уделял поэзии. Началом своей литературной работы считает 1843г., когда в печати вышла его поэма. Выход в свет поэмы совпал с личным знакомством Тургенева с Белинским.

Важное событие в жизни писателя. Знакомится с выдающейся французской певицей Полиной Виардо. «Я ничего не видел на свете лучше Вас. Встретить Вас на своем пути было величайшим счастьем моей жизни, моя преданность и благодарность не имеют границ и умрут только вместе со мною.»

За границей. Вслед за Виардо уезжает в Европу. Живет сначала в Париже, потом у нее на даче в Бужевале. Пишет первые очерки «Записок охотника».

В России. Летом 1855г. вернулся в Россию. Сближается с писателями «Современника». Ищет пути к большим прозаическим жанрам. 1855-1862г.г. пишет ряд социально-психологических романов.

Самые известные творения. «Записки охотника» (1852) «Муму» (1852) «Рудин» (1855) «Ася» (1858) «Дворянское гнездо» (1858) «Первая любовь» (1860) «Накануне» (1860) «Отцы и дети» (1862) «Дым» (1867) «Вешние воды» (1872) «Новь» (1877)

Вдали от России. В конце апреля 1860 г. снова уехал за границу. Последние 20 лет жизни проводит преимущественно за границей вместе с семьей Полины Виардо – в Баден-Бадене и в Париже. Однако связи с Россией не прекращаются ни на минуту. Поездки в Петербург, Москву, Спасское, встречи с друзьями ему были необходимы.

Лучший стилист русской прозы XIX в. и тончайший психолог. Лучшие вещи Тургенева поражают законченностью и гармоничной соразмерностью всех деталей с целым. Художественные идеалы: «простота, спокойствие, ясность линий, добросовестность работы.»

Утонченный эстет. Тургенев считал главным в искусстве создание красоты « Прекрасное – единственная бессмертная вещь…» «Прекрасное разлито повсюду…» Тургеневу были близки 2 проявления красоты: в природе и в человеке. И то и другое изображал с необыкновенным мастерством.

Смерть Тургенева. Умер писатель 3 сентября 1883 г. во Франции. Последняя воля была исполнена. Похоронен в Петербурге, на Волковом кладбище, рядом с Белинским. Смерть Тургенева – горе общее, всенародное.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе. Жизнь и творчество Островского. Традиции русской драматургии.

Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше.

Вступительный урок по изучению жизни и творчества А.С.Пушкина в 9 классе.

Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация «Есенин», аудиозаписи.

Конкурс знатоков творчества П.П. БажоваВикторина «Жизнь и творчество уральского писателя».

В данном уроке анализируются и сравниваются поэты М.Лермонтов и К .Хетагуров, рассматривается их отношение к предназначению поэта и поэзии.

В презентации размещены слайды, на которых кратко говорится об основных этапах жизни и творчества поэта.

Урок литературы в 7 классе.
презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме

Урок литературы в 7 классе. «Хорь и Калиныч». По программме Г. С. Меркина.

Скачать:

Вложение Размер
urok._hor_i_kalinych.pptx 1.89 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

И.С. Тургенев «Хорь и Калиныч ». Многообразие и сложность характеров крестьян в рассказе

По отцу Иван Сергеевич Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова , — богатая помещица. В её имении Спасское-Лутовиново ( Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. Происхождение писателя Трудно представить себе более непохожих людей, чем родители будущего писателя. Сергей Николаевич Варвара Петровна 2

«Записки охотника» Почти всю жизнь Иван Сергеевич Тургенев провёл в Европе, лишь ненадолго приезжая в Россию. Однако лучшие свои произведения он посвятил русским людям и русской природе. В 40-50е годы XIX века писатель создал несколько произведений, объединённых в один сборник « Записки охотника ». Темы рассказов сборника многообразны: здесь и описание помещиков, угнетающих крепостных крестьян, и светлые образы простых мужиков, сумевших сохранить доброту и искренность в нечеловеческих условиях, и поверья, сказки русского народа, и, конечно же, прекрасные картины природы средней полосы России. Во всех рассказах присутствует один и тот же герой — Пётр Петрович, дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, происходивших с ним во время охоты. Тургенев наделил своего рассказчика тонкой наблюдательностью, особым чувством прекрасного, что помогает точнее и колоритнее передать читателю различные ситуации. Сборник принёс автору широкую известность. 3

Краткая историко-литературная справка 1818 год 28 октября – день рождения И.С. Тургенева. 1847 год январь – опубликован первый рассказ из цикла «Записки охотника» «Хорь и Калиныч ». 1852 год – вышли «Записки охотника» отдельной книгой, в которой насчитывается 25 рассказов и очерков. 4

«Хорь и Калиныч » « Ермолай и мельничиха» «Малиновая вода» «Уездный лекарь» «Мой сосед Радилов» «Однодворец Овсянников» «Льгов» « Бежин луг» «Касьян с Красивой Мечи» «Бурмистр» «Контора» «Бирюк» «Два помещика» «Лебедянь» «Смерть» «Певцы» «Пётр Петрович Каратаев» «Свидание» «Татьяна Борисовна и её племянник» «Гамлет Щигровского уезда» « Чертопханов и Недопюскин » «Конец Чекртопханова » «Живые мощи» «Стучит» «Лес и степь» «Записки охотника» 5

Основная тема и идея «Записок охотника» Тема: изображение простого русского народа, крепостных крестьян, оценка их высоких духовных и нравственных качеств, показ нравственного оскудения русского дворянства Идея: протест против крепостного права 6

Попечитель Санкт-Петербургского учебного округа М.Н. Мусин-Пушкин сжигает «Записки охотника» И.С. Тургенева. Карикатура Л. Вакселя . 1852 7

8 Жанр – р ассказ

Историческая справка К началу XIX в. существовали две формы крепостной зависимости: барщина и оброк. Барщина — даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего личным инвентарём в хозяйстве земельного собственника. Барщина могла включать полевые работы, извозную повинность, строительные и ремесленные работы, рубку леса. Обро́к — одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами. 9

10 Вопросы для обсуждения: Каким изображен помещик Полутыкин в рассказе? Какой смысл приобретает оценка автора — « отличный человек »? В финале рассказа звучит фраза: «Стреляй себе тетеревов да старосту меняй почаще». Какую оценку, по вашему, дает помещику Тургенев устами крепостного мужика? Каким изображен Хорь в рассказе? Какой смысл вкладывает рассказчик в сравнение Хоря с Сократом? Почему Хорь не хочет освободиться от крепостной неволи?

11 Вопросы для обсуждения: Какой смысл в контексте рассказа приобретает фраза: «Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях. Что хорошо — то ему и нравится, что разумно — того ему и подавай, а откуда оно идет — ему все равно»? Какое начало преобладает в образе Хоря — рациональное или чувственное? Найдите в тексте ответ на вопрос. Какой эпизод рассказа изображен на иллюстрации П.П. Соколова? Какие черты характера Хоря проявляются в отношениях с Калинычем ?

12 Вопросы для обсуждения: Каков Калиныч в рассказе И.С. Тургенева? Как отзывается о нем помещик Полутыкин ? В противоположность Хорю Калиныч символизирует поэтическую сторону русского национального характера. В чем она проявляется ?

 Тургенев показывает в книге социальный конфликт , сталкивает друг с другом два национальных образа , две России — официальную, крепостническую , мертвящую жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянскую, живую и поэтическую, — с другой.  Все герои тяготеют к одному из двух полюсов — «мертвому» или «живому». 13

В «Записках охотника» в образе Хоря нашел отражение определенный тип русского национального характера, свидетельствующий о жизнеспособности рационального, твердого, делового начала. Образ Калиныча открывает в «Записках охотника» целый ряд «вольных людей» из народа: они не могут постоянно жить на одном и том же месте, занимаясь одним и тем же делом. Два героя – поэтичный и разумный, представляющие различные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека. Это единство гармоничное, это счастливое соединение в русском характере общественного и естественно-природного. Выводы: «Записки охотника». «Хорь и Калиныч ». Художник П. Соколов. 1890-е 14

Каким предстает рассказчик в «Хоре и Калиныче »?  Рассказчик вызывает симпатию у героев, поскольку с уважением относится к людям. Он доискивается до сути виденного и слышанного, приходит к обобщениям и выводам, т.е. «исследует» интересующую его жизнь. 15 Н.Д.Дмитриев-Оренбургский . Этюд «И.С.Тургенев на охоте». 1879

16 Домашняя работа: 1. Сравнительная таблица «Хорь и Калиныч » (критерии определить самостоятельно. ) 2. Прочитать рассказ «Певцы» 3. Ответить на вопросы на стр. 258 4. Пересказ стр. 259-260, вопросы на стр. 260-261.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме «Русская литература конца XIX — начала XX века». Материал содержит основные тезисы, фотографии.

лекция с элементами беседы. анализ стих.

Конспект урока может быть использован при изучении романа «Герой нашего времени» в 9 — 10 классах.

Презентация к уроку.

Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса.

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка.

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор.

Презентация проектной работы по литературе на тему «И.С. Тургенев. Записки охотника»

Описание презентации по отдельным слайдам:

И.С. Тургенев. «Записки охотника»

Хорь – один из главных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Калиныч тоже главный герой рассказа, но он вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было.

Рассказы мальчиков о нечистой силе напоминают со­ревнование. Каждый из них постепенно вдохновляется предметом своего рассказа и вниманием слушателей, у каждого — своя манера говорить. Правда, истории мальчи­ков не столько соперничают одна с другой, сколько одна другую продолжает. Так, с «подхватом», в народе исполня­ют лирические песни. И.С.Тургенев стремился к наибольшей выразительности и сюжетной завершенности образа Павла. Он доби­вался глубокого, художественно острого проникновения во взаимоотношениях природы и человека, используя при этом элементы фантастики и раскрывая тему «природа и герой» в соответствии с народным поэтическим миропониманием.

Оба основных персонажа, лесник — Фома Кузьмич и пойманный им мужик, находятся в равных социальных и житейских условиях. Однако у двух людей разные жизненные позиции. Но как бы ни поступил Бирюк, он в любом случае нарушает закон либо в отношении неприкосновенности частной собственности, либо в отношении человечности. Это социальный тупик, в котором любая правда оборачивается неправдой. Поэтому, нужна не жалостливость доброго барина, а нужно уничтожить правовое беззаконие, имя которому — крепостное право. Вот тема и проблема этого рассказа.

Памятник И.С. Тургеневу

Вывод Я считаю, что «Записки охотника» — великое произведение русского писателя. Они убеждали читателя в уничтожении крепостничества как основа общественного строя России. Тургенев всю свою жизнь твёрдо держался того убеждения, что общественные вопросы могут быть решены только по закону разума. Конечно, не все рассказы из этого цикла мне еще понятны. Но те, с которыми я познакомилась мне понравились и я о них рассказываю своим одноклассникам и друзьям.

Слайд об авторе Работу выполнила: Османова Вайда ученица 6 класса «Б» МБОУ-СОШ №4 с. Белое Руководитель: Дубровина Ирина Леонидовна

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Номер материала: ДБ-1105283

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:  Цикл охотник за смертью
Оцените статью