Конспект по чтению 4 класс мамин сибиряк емеля охотник

Внеклассное чтение Д.Н. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»
методическая разработка по чтению (4 класс)

Урок внеклассного чтения по произведению Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник».

Скачать:

Вложение Размер
urok.docx 25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 4 классе.

Раздел «Мир детства в произведениях русских классиков 19-20вв.

Д.Н. Мамин- Сибиряк «Емеля — охотник»

Цель урока: создание условий

  • для развития художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
  • формирования читательской компетентности младшего школьника и осознания себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования
  • формировать осмысленный читательский навык, который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам;
  • научить работать с художественным текстом, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире;
  • понимать художественное произведение как особый вид искусства; формировать умение определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности;
  • развивать умения размышлять над прочитанным, высказывать свою точку зрения, слушать и принимать мнения других, а также осваивать основные нравственно — этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получая навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий;
  • ориентировать детей на истинные ценности: уважение и любовь к матери, любовь к природе, добро, понимание, сострадание

Интеграция технологий: технология продуктивного чтения (обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников), РО, личностно-интегрированное обучение, ИКТ .

  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
  • понимать ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения

Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная; парная; групповая; индивидуальная.

Методы : объяснительно- иллюстративный, практический; наблюдение; частично – поисковый, информативный,

Оборудование: для учащихся: тексты рассказа «Емеля-охотник», «свитки» и «перья» для сочинения

для учителя: технические средства (компьютер, проектор, колонки, экран); презентация

  1. Психологический настрой (Звучит песня Аиды Ведищевой «Олень»)

Здравствуйте, ребята. Мы с вами совсем мало знакомы. Я хотела бы поближе познакомиться с вами. Приглашаю вас встать в круг. Я хочу передать вам своё хорошее настроение, тепло своей души, доброту своего сердца. Вложите частицу своего тепла, доброты и вы и передайте друг другу. Прошу вас сесть на свои места и начнём урок.

2 Актуализация знаний.

Как вы думаете, почему звучала именно эта песня?

Да, дома вы прочитали рассказ. (песня про оленя и рассказ читали про оленя)

-Как он называется? СЛАЙД 1

-Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном, что понравилось, что не понравилось?

-Какой эпизод в этом рассказе вас испугал?

-Когда вы прочитали рассказ до конца, какое чувство вы испытали?

3 Работа с текстом

Беседа с учащимися

Давайте подтвердим свои слова отрывками из тескта.

Найдите место в тексте, где: СЛАЙД 2,3,4,5,6,7

  • говорится о красоте деревни Тычки
  • Гришук просит дедушку добыть телёночка
  • почему мальчик остался сиротой
  • как мать –олениха уводила деда от своего детёныша
  • как дед наконец-то выследил телёночка –оленёнка
  • как дедушка объяснил Гришутке, почему он не принёс оленёнка

-Чему учит этот рассказ? (он учит любви, добру, пониманию, состраданию, умению поставить себя на место другого, даже не человека, а животного)

-Почему мальчик уснул спокойным сном и даже улыбался во сне? (он был рад тому, что олениха с оленёнком остались живы, он вспомнил свою маму)

Слов дороже нет на свете!

По какой бы ты ни шёл тропе,

Мамина любовь над нею светит,

Чтобы в трудный час помочь тебе.

Мама озаряет светом нежным

Дни, дороги и дела твои.

Оправдай же мамины надежды –

Повседневно лишь добро твори!

4 Творческая работа.

А сейчас представьте, что вы писатели. Каждый писатель по-своему чувствует и переживает.

У вас на парте лежат перышки, чтобы вы почувствовали себя настоящими писателями. Сейчас поработайте в парах и предложите своё продолжение рассказа. (Дети пишут, экран закрыт. Далее прослушиваем несколько записей)

Ребята, мне очень интересно ваше продолжение рассказа, я обязательно всё прочитаю позже.

5 О творчестве писателя.

Как вы думаете, какой человек мог написать такой замечательный, трогательный рассказ. (Добрый, душевный, отзывчивый, умеющий чувствовать боль другого)

СЛАЙД 9 (ФОТО И БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ)

-Знакомы ли вам другие произведения писателя?

СЛАЙД 10 (с обложками книг и кусочками аудиозаписей рассказов)

Домашнее задание сочинить стихотворение о маме;

из пластилина вылепить скульптуру мамы и ребёнка;

нарисовать борьбу белого и чёрного, добра и зла, любви и смерти.

Задания дети выбирают по желанию

6 Выставка книг.

Эти книги я принесла вам сегодня из библиотеки. Я приглашаю вас на переменке посмотреть, полистать эти книги и, может быть, прочитать.

Я хочу, чтобы всё, о чём мы с вами говорили, осталось с вами на всю жизнь.

Благодарю вас за урок. Я почувствовала ваше доверие, ваше тепло, доброту. Большое вам спасибо!

Урок литературного чтения «Емеля-охотник» Д.Н. Мамин-Сибиряк. 4-й класс

Класс: 4

(На изучение отводится 3 урока. 1-й урок – получение новых знаний.)

Подготовка к восприятию нового текста.

– Сегодня нас ждет одна интересная встреча. Прочитайте фамилию автора. Знакомо ли вам это имя и по каким произведениям?

Д. Н. Мамин – Сибиряк – выдающийся русский писатель. Настоящая его фамилия Мамин, Сибиряк – псевдоним. Детство и юность писателя прошли в далекой глуши Уральских гор. На всю жизнь он сохранил искреннюю любовь к родному краю. Его удивительной природе.

– Случайно ли он выбрал себе этот псевдоним? Что хотел этим подчеркнуть? (Духовную близость с суровой природой Сибири.)

Писал для взрослых и детей, но тема природы была одной из самых важных. Герои его рассказов – люди, близкие к природе. Все те, для кого природа – родной дом, который они любят и оберегают. Прочитайте название рассказа. (“ Емеля-охотник”.)

Работа с иллюстрацией.

– Кого мы видим на иллюстрации? Почему вы решили, что это охотник? Обратим внимание на позу, на одежду, на собаку. Что хотел показать художник? (Несчастные, голодные, уставшие.) А олень? (Молодой, резвый, сильный.) Соотнесите название с иллюстрацией и сделайте предположение о чем мы будем читать. (Об охоте, о преследовании оленя.) Чем может закончиться охота?

Работа с текстом во время чтения.

– Прочитайте описание сибирской природы. Назовите эпитеты, помогающие нам представить мощь и красоту природы. Представим то место, где происходит действие рассказа. (Вывесить картину с изображением тайги.) (В ходе обсуждения заполняем таблицу “ Мир природы”, см.ниже.)

– Удалось ли писателю передать торжественность, многообразие и красоту природы?

– Найти и прочитать описание деревушки, затерянной в лесу. Какое чувство у вас возникает во время чтения? Докажите. (Заполняем вторую часть таблицы “ Мир людей”.) Если вокруг бедность, удаленность от цивилизации, нет ни заводов, ни магазинов, ни больниц. Как же люди выживают в таких условиях? Найдите подтверждение.

– Почему труд охотников назван тяжелой и опасной работой? (Требует выносливости, терпения, сил.) Что значит “ записные охотники”? (Заядлые, хорошие.)

– Прочитайте описание избушки охотника. Какое впечатление на вас произвело это? (Бедность, разруха, безысходность). Чем усиливается это впечатление? (Вой голодной собаки, болезнь мальчика.) Почему перед охотой охотник морит голодом верного Лыско? Может быть он его просто не любит? (Вызвать детей на спор.)

– Как писатель описывает больного мальчика? Что значит “ таял не по дням, а по часам?” (Слабел, чувствовал все хуже.) Почему так долго не мог поправиться? (Плохо питался.) Зачем Гришутка просил деда добыть теленочка ? (Хотел кушать.)

– Ребята, так описать болезнь ребенка и переживания близких может только тот, кто сам все это прочувствовал, пережил. У писателя была неизлечимо больна любимая дочь. И он готов был сделать для нее все возможное и невозможное. Он придумывал для нее сказки, которые были позднее опубликованы как “ Аленушкины сказки”.

Работа после чтения текста.

Мы прочитали начало рассказа. (Его завязку.) Какие два мира представил нам автор? (Мир природы и мир человека.) Многие писатели через описание природы раскрывают свои чувства, мысли, переживания и настроение героев. Что необычного в этом рассказе, на чем он построен? (Противоречие, контраст.)

Вернемся к таблице.

Мир природы Мир человека
Вечнозеленый хвойный лес (мощь, непоколебимость, вечность). Старый охотник, слабый больной мальчик.
Громадные горы с мохнатыми вершинами (громада, величие, красота, торжественность). Маленькая затерявшаяся деревушка.

(Разруха, бедность, голод, беспросветная жизнь.)

Но где же слабый человек находит силы, чтобы выжить? (В природе.) Куда стремится, когда становится совсем невыносимо?

Человек – дитя природы. И как любящий ребенок относится к своей маме с нежностью и с заботой, так же и мы должны относиться ко всему живому. На какое развитие событий вы надеетесь? (Предположения детей.)

Прочитать рассказ полностью. Приготовить вопросы для обсуждения.

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник» (обобщение)

Цели:

  1. Обобщить прочитанное в форме диалога «учитель-ученик».
  2. Формировать интеллектуальные чувства (любознательность, удивление, чувство новизны).
  3. Развивать навыки умственного труда и умения его организовывать.
  4. Развивать самостоятельность и творчество.
  5. Воспитывать разум, чувства ребёнка.
  6. Прививать любовь к природе, уважение к матери.

Сегодня, ребята, мы с вами обобщим работу над рассказом Д. Н. Мамина – Сибиряка «Емеля – охотник».

I) Беседа по прочитанному:

  • Какие два мира живут на страницах книг Мамина – Сибиряка?
  • Назовите главных героев рассказа «Емеля – охотник».
  • Дайте характеристику каждому из них (выборочное чтение).
  • Почему так трудно живут дед с внуком?
  • По отношению к внуку дед, какой?
  • Как вы назвали I часть рассказа («Вот бы телёночка добыть…»)?
  • Что, по-вашему, самое главное во II части рассказа?
  • Почему так много солнца в этой части рассказа?
  • Давайте в этом ещё раз убедимся. (Чтение наизусть отрывков о природе).
  • Кого вы больше жалеете в этой части?
  • С какой стороны открылся Емеля во II части рассказа? (Старый опытный охотник)
  • Как назовём вторую часть («Охота началась …»)?

II) Работа с текстом до чтения.

Беседа с учащимися.

  • Можно ли развязку рассказа назвать счастливой?
  • Такого ли финала вы ждали?
  • Какие минуты радости вы пережили, дочитывая текст?

Проверка качества чтения (работа на листочках):

О ком говорится в предложениях?

  • Весело гулял по лесу со своей матерью (оленёнок).
  • Упал в траву и не шевелился (Лыско).
  • Осторожно перебежал несколько сажен далее и опять остановился (олень).
  • Долго стоял на одном месте и всё улыбался (Емеля).

III) Работа с текстом во время чтения (после смысловых частей):

  • Как состоялась встреча охотников с оленихой?
  • Почему олениха – мать названа благородным животным?
  • Почему так подробно описывается маленький оленёнок?
  • Почему Емеля сам спугнул оленёнка?
  • Расстроился ли Гришутка, дождавшись деда с охоты?
  • О чём говорят сны внука и деда?

IV) Работа с текстом после чтения:

  • Почему Емеля – охотник не выполнил просьбу Гришутки?
  • Какой эпизод жизни ему вспомнился?
  • Почему автор сопоставляет олениху и мать Гришутки?
  • Что проявляют обе матери? (Cвою материнскую любовь).

Слов дороже нет на свете!
По какой бы ты ни шёл тропе,
Мамина любовь над нею светит,
Чтобы в трудный час помочь тебе.
Мама озаряет светом нежным
Дни, дороги и дела твои.
Оправдай же мамины надежды –
Повседневно лишь добро твори!

— Лучше и мудрее, чем народ, наверное, никто ещё не сказал о матери! Послушайте пословицы и поговорки, и сами убедитесь в этом:

— На свете всё найдешь, кроме матери.

— При солнце тепло, а при матери добро.

— Материнская молитва со дна моря достанет.

— Птица радуется весне, а младенец матери.

— Мать и бьёт, так гладит, а чужая и гладит, так бьёт.

— Без матушки родной и цветы не цветно цветут.

— Нет такого дружка, как родная матушка.

  • Какую же историю мог вспомнить старый Емеля? (Творческий пересказ)
  • Только ли охотничьи качества Емели привлекают в нём автора?
  • Чем вас привлекает старый охотник?
  • Назовите третью часть этого рассказа («Пожалел малого зверя»).

«Емеля – охотник» — первый опубликованный детский рассказ Мамина – Сибиряка (1884 г.). Он сразу же был замечен и оценён: в этом же году рассказ был отмечен премией педагогического общества. Именно с этого рассказа для Мамина – Сибиряка началось воспитание детской души маленького читателя. Его сказки, рассказы дают ненавязчивые уроки доброты, учат сочувствовать всему живому, бережно относиться к природе. А пример подают простые люди, такие как Емеля – охотник, пожалевший маленького оленёнка, которого он долго выслеживал.

Этот рассказ закончился благополучно, хотя, конечно, впереди у Емели и Гришутки больше трудностей и лишений, чем радости и счастья. Такова была позиция автора – не скрывать от детей жестокой правды жизни, говорить с ними не только о доброте, но и о несправедливости, неравенстве, тяготах жизни.

Д/З: Подготовить чтение по ролям эпизода встречи Емели и Гришутки, ответить на вопросы после текста.

Читайте также:  Как проходит охота у свиней
Оцените статью
Adblock
detector